Главная страница - Текущий раздел: Статьи

КРЕМАТОРИЙ: Беседы о пьянстве с А. Григоряном и В. Троегубовым




Место действия - С-Петербург. Гостиница Октябрьская, 29 мая 1992 года. Вечер. Сегодня должен был состояться концерт КРЕМАТОРИЯ в рамках фестиваля Рок-Форум-92. Но в БКЗ Октябрьский произошло нестыкование действий организаторов фестиваля и технических служб, вследствие чего администрация вообще решила отменить все концерты второго дня. И отменила. Теперь мы сидим в номере, говорим о пьянстве и пьем водку в легкой манере.
Анатолий Гуницкий: Как, по-вашему соотносятся рок-музыка и пьянство?
Виктор Троегубов: Ну ... Я, честно говоря, не улавливаю связи между рок-музыкой и пьянством.
Армен Григорян: Во как! (смеется)
Троегубов: (тоже смеется) Я не улавливаю такой связи, которая однозначно такая - раз рок-музыкант, то, значит, он должен пить. Или раз он пьет, то он рок-музыкант.
А.Г.: Я этого и не говорил.
Троегубов: А я никого и не обвиняю. Я просто говорю о том, что, наверное, получается так, что люди, которые пишут песни... им нужна все-таки какая-то маленькая дверка в другой мир, где есть отдых, забытье...
А.Г.: Но это для любого творческого человека ... О'кей, сузим тему. Группа КРЕМАТОРИЙ. В частности, вы вдвоем. Помогает вам пьянство - или мешает?
Армен Григорян: Я считаю, что пьянство и концертная работа - вещи несовместимые. То есть, пройдя через все ... флэтовые концерты ... ну, ты знаешь... мы сейчас пришли к выводу, что пьяными выходить играть - нельзя.
А.Г.: А раньше выходили?
Григорян: Раньше выходили, но это...
Троегубов: И сейчас выходим!
Григорян: Иногда.
Троегубов: Иногда.
Григорян: Скажем, если у нас напивается ритм-секция, то ритм скачет таким галопом, что концерт, который рассчитан на два часа, вмещается в полтора.
Троегубов: Человек может делать все, что угодно, главное, чтобы это не влияло на его работу. Я не пропагандирую пьянство на сцене, но были моменты, которые вытаскивались только пьянством. 2-го мая прошлого года получилось так, что мы оба больные приехали на концерт-что-то типа ангины. Честно говоря, по большому счету надо было концерт отменять, потому что мы петь не могли. Перед концертом приходит человек и - естественно, он там сбегал, все нормально ... приносит азербайджанский коньяк. Ну, давайте по чуть-чуть! Армен поборол свою...
Григорян: ... национальную гордость...
(Общий смех)
Троегубов: ... Мы выпили по две рюмочки, и концерт был самым лучшим! Для того периода.
Григорян: Тебя спрашивают о музыкантах. А какие мы с тобой музыканты?
Троегубов: Да, мы с тобой не музыканты, это точно.
Григорян: Я говорю о музыкантах, о тех, кто тащит весь концерт.
Троегубов: А мы - нет, мы самые непрофессиональные люди в группе.
А.Г.: Любимый напиток?
Григорян: У меня пиво.
Троегубов: У меня тоже пиво, (с пафосом). Вот я с удовольствием его пью!
А.Г: Ну, пиво не является основным...
Троегубов: Вообще, любые напитки ... Напиток, который нужен в тот момент времени.
А.Г: В Питере раньше была теория, что главный напиток для рокеров - портвейн.
Оба (хором): Правильно!
Григорян: В Москве тоже. Потому что водка, когда ее выпиваешь перед концертом - голос подсаживается. Просто, понимаешь, портвейна не стало.
А.Г: Как не стало? Всюду продают.
Григорян: В Москве очень трудно купить хороший портвейн.
Троегубов: Здоровья не стало.
Григорян: Говно портвейн стал. Он ломает желудок. Поэтому мы сейчас пьем водку, коньяк. Портвейн отошел на второй план.
А.Г: Вообще есть разные стимуляторы. Трава...
Оба (глубокомысленно): Да, трава...
А.Г: Эта тема тоже меня интересует. Как бы подраздел.
Троегубов: Да, искусственные возбудители... К нам очень часто подходят, например, на гастролях и говорят: Ребята, мы знаем, вы курите, колетесь, хотите? - мы все принесли. Я спрашиваю: А почему вы думаете, что мы это делаем? - А потому, что такие песни без этого не написать. Мы, конечно, пробовали когда-то... Но это все легенды. Для того, мол, чтобы что-то такое написать, надо привести себя в специальное состояние. А я считаю, что надо уметь привести себя в такое состояние без всего. Мы сейчас делаем свою книжку, там есть анкеты каждого участника группы. Армен сказал: Я пишу песни утром, на трезвую голову. Потому что когда вечером - типа на кухне - с сигаретой, с рюмкой, с кофе, с х...фе, то только голова болит и ничего не получается.
Григорян: Действительно, так и есть. В пьяном виде просто не пишется. Я даже делал такой эксперимент - мысли приходят всякие спьяну, я их записывал, а утром посмотришь - нет, это не то совсем. Просто есть легенды: вот если он поет об этом, то, значит, он нажрался и написал.
Троегубов: Нет, бывают моменты озарения, бывают. У меня есть несколько песен, та же Подруга, например ...
Григорян: Это другое дело...
А.Г: То есть, для вас нет проблемы, что надо завязывать, подшиваться, кодироваться? Вы не чувствуете зависимости? Ведь очень многие музыканты прошли через большие пьяные дела. У вас этих проблем нет?
Троегубов: В том смысле, чтобы подшиваться - нет. Хотя я могу сказать, что первый альбом назывался Винные мемуары, и он соответствовал названию.
А.Г: Вы же молодые были, какие могли быть у вас тогда мемуары?
Троегубов: Конечно... Но вот было такое название. Мы - не новички в алкогольном вопросе. Мы умеем ... не то, чтобы совсем умеем не напиваться ... вот я иногда напиваюсь - утром проснешься - ломки, и я тогда начинаю думать, что надо бы поприжать это дело...
А.Г: Какая, по-вашему, разница между алкоголизмом и пьянством?
Григорян: Вот у нас в группе алкоголиков, как таковых, нет, но пьяницы - все.
А.Г: Как вы определяете эту разницу?
Григорян: Привязанности крутой нет. Есть... усталость после концерта. То есть каждый раз после концерта мы собираемся на посиделки после концерта и киряем. Но когда идет работа, репетиции, концерты ... никто не пьет до концерта. Привязанности к алкоголю нет. Во-первых, мы уже семейные люди все...
А.Г: Есть и алкоголики семейные.
Григорян: Музыка - это то лекарство, та торпеда, которая нас спасла от алкоголизма. Потому что все наши друзья, с которыми мы киряли - они все пришли к тому, о чем ты говоришь. Они все - старые алкоголики. Опущенные люди.
Троегубов: Пьянство - это когда в удовольствие пить, когда не чувствуешь физической зависимости.
А.Г: Я почему эту тему поднял... я тоже не считаю себя алкоголиком, а пьяницей считаю. А иногда, думаю, может быть и нет... Просто интересно разобраться, потому что какие-то моменты случаются.
Троегубов: Разобраться нам придется только через следующую... (начинает разливать). В номер заходит Алексей Романов.
А.Г: А вот какие, по-вашему, самые пьяные команды, пьянцовские такие, у нас?
Григорян: Сейчас бот зашел Леша Романов, и могу сказать, что, когда мы напиваемся после концерта и начинаем играть на гитарах, то мы очень часто начинаем играть ВОСКРЕСЕНЬЕ. Старые вещи. Мы начинаем орать. Мы поем Майка. Для нас - это пьяные группы. Я знаю, что многие люди не могут воспринимать КРЕМАТОРИЙ в трезвом биде.
Романов: Есть пьяная группа ... (произносит английское название, неразборчиво) я въехал в нее в пьяном виде. Полгода не въезжал. Потом вдруг послушал, напился один совершенно случайно и так въехал!
Троегубов: Мы хотим в концертах играть одну песню группы ВОСКРЕСЕНЬЕ. Это очень странно, потому что мы никогда чужих песен не играли. Для нас ВОСКРЕСЕНЬЕ является неким классным воспоминанием. Леша, сколько тебе лет?
Романов: 94.
Троегубов: Нормально. Короче, ты на четыре года старше нас.
(Тема разговора меняется, начинаются воспоминания о том, когда крематорцы впервые услышали ВОСКРЕСЕНЬЕ, А.Г. что-то выспрашивает у Романова про его новую программу, Романов что-то отвечает, мелькают слова: имидж - не имидж - семьдесят концертов - три концерта... Потом беседа возвращается в основное русло).
А.Г.: Алексей, раз уж ты подошел... Насколько пьянство мешает или помогает тебе в том, чем ты занимаешься?
Романов: Водка может помогать, может и мешать.
А.Г.: Как же быть?
Романов: Я думаю, надо пробовать и так, и этак.
А.Г.: Но мы же должны как-то помочь молодому поколению сориентироваться в этом безумном мире...
Романов: Я знаю, что это мешает ужасно, но ... вот сейчас я не отказываюсь.
А.Г.: Раньше отказывался?
Романов: Отказывался. Пользовался помощью врачебной, неоднократно. Для разнообразия, (пауза). Трудно сравнивать игру пьяного человека и трезвого, если это гениальная игра в обоих случаях. А если это в обоих случаях не гениальная игра, то и не стоит ее обсуждать, (пауза) Есть такие чисто практические моменты - руки ватные с бодунища. Я не скажу точно, но примерно через полчаса - если я датый - примерно через полчаса - я устал, мне нужно догнаться. Надо бежать куда-то...
А.Г.: А если ты курнул?
Романов: Ничего, прокатит. От продукта зависит.
А.Г.: Представим себе, что мы говорим на эту тему спустя двадцать лет. Спустя десять лет. Что бы вы тогда стали мне отвечать.
Троегубов: Я постарался бы ответить...
А.Г.: Вдруг появится морализаторство?
Григорян: Вот Гете пил всю жизнь...
А.Г.: Да что он там пил!
Григорян: Вино, портвейн...
А.Г.: Германия, 18-й век...
Григорян: Ну, а Россия, 20-и век?
А.Г.: Все-таки...
Троегубов: Это гениальный вопрос! Насчет морализаторства.
А.Г.: Ну, а что Гете? Ты начал про Гете, я тебя прервал нахально... давай эту тему завершим, потому что классика - она всегда помогает.
Григорян: Нет, я просто призываю к тому, что бросать пить не надо.
Троегубов: Пить надо всю жизнь!
Романов: Это очень личные вещи. Как жениться. Тут сторонние советы не работают, ты решаешь сам.
Григорян: Я не считаю, что надо бросать пить. Я считаю, что это идиотизм, когда человек вдруг говорит - я с завтрашнего дня не пью - или идет и ошибается.
А.Г.: Но ты же знаешь людей, которые бросили. Подшились.
Григорян: Если бы я знал такого человека! Который бросил пить раз - и навсегда. Я знаю людей, которые десять лет не пили, а потом опять начинали.
Романов: Я пробовал один раз не пить пять лет, второй раз пробовал не пить два года. Совсем недавно. Принять решение меня заставила практика пребывания в группе СВ. Там были матерые алкоголики, не скажу, кто. И вот однажды на сцене я поглядел на выражение лиц - е... такая сила! Разговоры идут об искусстве, о высоких материях, о философии, шмилософии ... а лицами это уже трудно назвать, особенно когда в заводе, потные, глаза на ниточках... Хорошо, пусть так. А играют они как? Профессионально, подкованно, типа вместе - а чего-то не вставляет...
А.Г.: Ну, так к какому выводу мы придем?
Григорян: Вывод такой: Гете мы уже разобрали, давай о Ломоносове поговорим.
Троегубов: Он выпить любил.
Григорян: Он пил всю жизнь, потом бросил - и через тринадцать дней умер, (пауза) А Гете - он дожил до высоких... и еще Фауста написал!
Романов: Я так считаю, что Ломоносов подумал: через тринадцать дней я помру - пора завязывать.
(Смеются все)
А.Г.: Немедленный финал интервью. Больше сказать уже нечего.
Старый Рокер



Читайте далее: NIGHTWISH: Интервью с Туомасом Холопайненом (май 2002) NIGHTWISH: Интервью с Туомасом Холопайненом (февраль 1999) NILE: Интервью с Карлом Сандерсом (2002) НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ: Кислоты - история создания альбома НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ: Настроения снайпера Арбениной НОГУ СВЕЛО: Без приколов - интервью с группой (2001) NO RETURN: Интервью со Стивом Петитом (2003) НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС: Интервью с Вячеславом Бутусовым (1988) OASIS: Парни снова в городе - интервью с Ноэлем и Лиамом Галлахерами (2002) GODZ: История Эрика Мура OCTINOMOS: Интервью с Фредриком Содерлундом (1999) ONSLAUGHT: ONSLAUGHT - биография группы OUTSIDER: Интервью с Максом Качановым и Богданом Васильевым (декабрь 2002) Ozzy Osbourne: Ozzy Osbourne - биография PEARL JAM: PEARL JAM - биография группы GOREFEST: Интервью с Эдом Варби (2002) PESTILENCE: PESTILENCE Смерть от бубонной чумы PHANTASMAGORY: Призрачная полифония смерти - интервью с Эдуардом Мирошниченко (2001) ПИКНИК: Дым - история альбома