Главная страница - Текущий раздел: Статьи

КРУИЗ: КРУИЗ - русский удар на западном фланге рок-фронта




Далее речь пойдет о группе КРУИЗ. О группе уже написано много всего разного, начиная от создания КРУИЗа в далеком 1981 году гитаристом из Молдавии Валерием Гаиной и заканчивая новостями от КРУИЗа 2002 года. Информацию о группе можно легко найти и в различных музыкальных справочниках, и в рок-энциклопедиях, да и интернет принес возможность читать и узнавать разную информацию на официальном сайте группы КРУИЗ.
Я же хочу рассказать лишь о пяти годах из более чем двадцатилетней истории КРУИЗа. О тех лишь пяти годах из истории группы, которые переломили мировое восприятие о рок музыке из России. Рассказать о том КРУИЗе, который ПЕРВЫМ из рок-групп СССР ворвался в мир западного шоу-бизнеса, о том КРУИЗе, который ПЕРВЫМ подписал контракт на выпуск пластинки на Западе с крупнейшей фирмой грамзаписи, о том КРУИЗе, профессионализм музыкантов которого удивил даже видавших западных критиков, о том КРУИЗе, который ПЕРВЫМ из рок-групп СССР отправился в настоящее Европейское турне . Рассказать о ТРИО КРУИЗ.
Железный занавес и ускорение.
История трио КРУИЗ начинается в 1986 году, когда после пятилетнего существования КРУИЗа, от старого состава в группе остается единственный ее участник - гитарист Валерий Гаина, решивший выбрать играть хард-рок. Вместе с новым барабанщиком Сергеем Ефимовым они делают демо-запись в студии ДК АЗЛК на простом 8-ми канальном магнитофоне. Валерий записал партии гитары, бас-гитары и вокала. Это демо назвали по заглавной песне Рок навсегда.
В то время в стране меняется политическая ситуация, и Министерство культуры СССР следуя принципам перестройки дает свое добро на издание пластинок с русской рок-музыкой. Тогда то Александр Шульгин (сейчас продюсер певицы Валерии) и приносит на худсовет ВФГ Мелодия демо-записи КРУИЗа и Черного кофе. Худсовет принимает единогласное решение о издании пластинок. Черный кофе отправляется в студию на запись , а КРУИЗ на поиски бас-гитариста, чтобы скомплектовать полноценный состав. Во время этих поисков, Мелодия переходит на хозрасчет и для экономии студийного времени и денег, дает свое добро Апрелевскому заводу грампластинок на выпуск винила. В то время было не принято обсуждать решения столь высоких инстанций, поэтому новый басист КРУИЗа - Федор Васильев, появился на обложке пластинки как третий участник коллектива, к сожалению не успев принять участие в записи. В стране творилось УСКОРЕНИЕ.
Первое выступление Федора Васильева в составе КРУИЗа прошло 31 декабря 1986 года. Мелодия выпустила не только полуподвальную запись КРУИЗа, она еще и убрала заглавную вещь демо-альбома- Рок навсегда, поэтому пластинка вышла с простым, но до сих пор непонятным названием КРУИЗ-1.
В 1987 году в СССР начинается бум хэви, и для КРУИЗа наступает звездный час! Группа выступает с концертами по всему СССР - Казань, Минск, Харьков, Уфа, Ставрополь. И хотя власти городов, где должен был выступать КРУИЗ с неохотой относились к приезду тяжелых гостей, а СМИ не часто баловали любителей рока какой-либо информацией- отсутствие рекламы для КРУИЗа- тоже было своего рода рекламой. В Волгограде, на концертах КРУИЗа, присутствовало по 12000 человек. Пластинка КРУИЗ-1 уступала своими продажами лишь диску Черного кофе Переступи порог, но не будем забывать, что КРУИЗОВская пластинка вышла лишь с записью 2-х музыкантов, и, если бы музыканты записали бы свой материал втроем в нормальной студии, неизвестно на чьей
стороне был бы перевес продаж.
Сделано в СССР. Разведка.
Страна стала открывать свой железный занавес. В СССР происходили вещи, о которых поклонники рока не могли и мечтать... к нам собирались привезти самих Scorpions! Продюсер Scorpions, который находился в России и занимался переговорами по поводу приезда скорпов в СССР, попал на один из концертов КРУИЗа. Вернувшись в ФРГ, он подсказал одной крупной звукозаписывающей компании выгодную с его точки зрения идею, выбросить на западный музыкальный рынок запись советской рок-группы. Кандидатуру назвал только одну - КРУИЗ. В Москву отправились музыкальные агенты Манфред Швайкер и Лотхар Мэйд. По приезду посмотрели на КРУИЗ, прикинули и решили, что дело действительно стоящее. Но насчет той самой записи КРУИЗ-1, которую выпустила Мелодия, высказались однозначно - никуда не годится! С таким качеством записи, на Западе их на смех поднимут. Альтернативу предложили такую - выехать в Германию и сделать запись КРУИЗа в одной из мюнхенских студий. Музыканты конечно согласились. Следует заметить, что и Советский Союз стал продвигать трио КРУИЗ - в ТВ-программе Телемост-Лестница Якоба, которую от России представлял Юрий Николаев и звезды российской эстрады, решились показать русскую рок-группу .
Федор Васильев: Перед выступлением я услышал весьма интересный разговор двух представителей дипломатического корпуса России в Швеции. Женщина спрашивала своего товарища - Посмотри, эти ребята наши что ли? В ответ - Да нет, на наших они совсем не похожи! Я наших-то музыкантов знаю. А это какие-то иностранцы……
КРУИЗ тогда отыграли 2 песни -Железный рок и Самый ХЭВИ в городе.
Для того чтобы подписать контракт с крупной звукозаписывающей фирмой, КРУИЗ отправились с концертами в Европу - в разведку.
Валерий Гаина: Да, и эти поездки нам очень сильно помогли. Мы увидели Запад, западную публику, играли для нее. Первый западный концерт трио КРУИЗ прошел в Rockfeller Center города Осло. Нам тогда казалось, что западная публика привыкла к концертам НАСТОЯЩИХ рок-звезд, тех самых звезд, которые выходят на сцену и ВЛАМЫВАЮТ ПО-НАСТОЯЩЕМУ. Перед этим первым концертом мы боялись, а потом вышли на сцену, и ВЛОМИЛИ.... После концерта нам сказали, что КРУИЗ выступили даже лучше чем Anthrax, которые играли за несколько дней до нас. Мы не поверили в это!
Из телекса №52-13 финской фирмы Polarwoks Госконцерту: Пожалуйста, помогите нам, потому что мы приложили массу усилий, чтобы получить советскую рок-группу КРУИЗ на знаменитый фестиваль Ruiz Rock.
Итак, разведка боем прошла успешно, и музыкантам предложили записать контракт на выпуск авторского альбома с одной крупной западной фирмой - с фирмой престижной и могущественной - WEA.
Но прежде, чем музыканты отправились в студию - немного о самом контракте. Переговоры с советской стороной WEA проводила не с музыкантами КРУИЗа. Сие, в то время было для музыкантов не доступно , КРУИЗ представляла В/О Международная книга. Для Межкниги договор с такой крупной компанией как WEA , представлял большой интерес. Пусть и не огромную, но прибыль, да еще и в валюте КРУИЗ должен был приносить. В/О Межкнига получала права на распространение будущей пластинки в странах социалистического лагеря, а WEA - права на распространение альбома по всему миру. Так нелегкий труд троих музыкантов стал объектом выгодного контракта В/О Межкнига и WEA.
Рок-послы перестройки
Итак, музыканты КРУИЗа отправляются в Германию, на студию Red Line, где им предстояло записать свою пластинку. Музыканты оказались в непривычной ситуации - у них был контракт, но еще не было достаточного студийного опыта. Конечно они волновались. Конечно готовились, но все-таки оказались неподготовленными лишь к одному - полному отсутствию во время работы в мюнхенской студии, каких-либо проблем.
Федор Васильев: Red Line Studio-это прекрасная студия для прописания трэков. Минус у нее только один - она совершенно не предназначена для хорошего сведения. А так - супер!
Сергей Ефимов: Меня удивило то, что настраивать барабаны в студии, приходил какой-то специальный человек. И целых два дня, мы занимались только лишь одной настройкой ударных. Запись альбома, которая длилась 1,5 недели прошла успешно. Было записано восемь композиций на английском языке, плюс русскоязычный вариант песни In Flames/В Огонь!. Именно музыканты КРУИЗа настояли на том, чтобы на пластинке вышла песня и на русском языке.
Первоначально, немецкая сторона хотела назвать записанный альбом Эй, ухнем!, но так как КРУИЗ все-таки ничем не попадал в различные исконно-русские атрибуты (будь то рубашки-косоворотки или балалайки), название сделали простым и понятным - KRUIZ. 28 октября 1988 года на западно-европейский музыкальный рынок выходит пластинка советской рок-группы КРУИЗ/KRUIZ.
Западные критики восприняли пластинку хорошо, да и музыканты проявили себя ,как профессионалы высокого уровня. Единственный минус альбома - англоязычность . Но об этом рассуждали только немцы, которые развили тему - Как надо петь на английском языке русской группе.
Пластинка была записана в стилистике трэша, поэтому приведу отзывы о ней специализированных изданий - Metal Hammer. Фирма WEA хотела подписать контракт с лучшей советской металлической группой и она его подписала. Не зря. В КРУИЗе играют музыканты высокого уровня - послушайте гитару Валерия Гаины и вы поймете, что перед вами первый русский гитарный герой. Ударник Сергей был несколько раз объявлен в СССР лучшим ударником года. Не уступает в мастерстве своим коллегам и бас-гитарист Федор Васильев, самый молодой участник КРУИЗа. Несомненно, KRUIZ это интереснейший альбом интереснейшей группы из России.
Kerrang - КРУИЗ-это советский ответ Металлике и Слэйеру. Оказывается и в России существует хэви-металл самого тяжелого калибра.
Metal Forces- И в России есть люди, которые любят и понимают тяжелую музыку. Пластинка КРУИЗа - это лучшее тому доказательство. Хотя до недавнего времени, мы все думали, что советская молодежь только-только открыла для себя Beatles.
Согласитесь, это очень неплохие отзывы для дотошной западной прессы. И снова КРУИЗ в дороге. На этот раз это KRUIZ EUROPEAN TOUR 89. Трио выступает перед рок-фэнами в Англии, Голландии, Испании, Италии, Германии. 5 февраля 1989 года в ТВ-программе Сабины Классен ( вокалистка немецкой группы Holly Moses прим.автора) Mosh special показывают живой концерт КРУИЗа LIVE in Munish. На европейских телеэкранах начинается показ видео-клипов КРУИЗа In flames! и Heaviest in town.
Не будет лишним сказать, что КРУИЗ в ходе европейского турне открывала еще одна русская группа - ШАХ/SHAH, на бас-гитаре у которых в то время играл Толя Крупнов (ех-Черный Обелиск). Позднее, ШАХи под руководством Валерия Гаины выпустили пластинку BEWARE, на немецком лэйбле Atomic records. Валерий Гаина спродюсировал эту пластинку, а Ольга Чайко (текстовик и менеджер КРУИЗа) - помогла ШАХам с текстами песен. Эта пластинка ШАХа тоже имела очень неплохие отзывы у критиков и, конечно же, порадовала поклонников тяжелой музыки. Помимо ШАХов, концерты КРУИЗа в Германии разогревали (т.е. support) немцы из групп Sacred Chao (ex-Living Death) и RAGE. Растущая в Германии популярность группы из Советского Союза сыграла с музыкантами КРУИЗа и негативную роль. После сета своей команды, техники RAGE быстро унесли половину концертного аппарата . RAGE уже знали о русском ударе КРУИЗа, поэтому менеджмент группы RAGE и принял хитрое решение: Надо убавить звук !
Федор Васильев: Да. Был такой концертный эпизод. RAGE где-то можно и понять. Концерт KRUIZ/RAGE проходил в родном городе музыкантов RAGE. Они наверное просто испугались.
В музыкальные издания приходят письма новых поклонников группы - Привет! Я фанат групп Metallica, Anthrax и KRUIZ!
Весь 1989 год КРУИЗ проводят в турне по Западной Европе. В ноябре 1989 года, в Германии, группа начинает запись второго немецкого альбома с рабочим названием Культурный шок.
Чужой жизненный стиль/Culture shock. A.L.S. И этот альбом должен был дать большую фору первой немецкой пластинке. В запись включают уже звучащие на концертах новые трэки -Culture Shock и Hit for Mtv, а также совсем новые вещи - Child of Pride, Killer Logic, Still waiting for amistise, Dear radiation victims, Illusions Never Last. Интересный момент - музыканты собирались выпустить на новом альбоме и Come on with us Pilgrim man, т.е. англоязычную версию Иди же с нами Пилигрим…. Музыканты не забывают и Родину - готовятся и русскоязычные варианты новых вещей и для родных фэнов.
К сожалению, начинает сказываться усталость музыкантов от бесконечных концертов и переездов. Нарастает и напряженная атмосфера внутри коллектива.
Валерий Гаина: Я, Сергей и Федор уже около двух лет не расстаемся и на пару дней. Неделя отдыха для нас - это пока только мечта.
Новую запись КРУИЗ начинают и с новым продюсером. (Продюсировал первую немецкую пластинку упомянутый выше Лотхар Мэйд).
Сергей Ефимов: Новый продюсер КРУИЗа, как мне показалось, торчал от электронной музыки. Многие вещи которые должен был сделать КРУИЗ, он совсем не улавливал. Дошло до совсем смешного - он стал меня учить (?!?!) как надо играть на барабанах! Валера мне тогда сказал: Сереж, потерпи. Ведь все же терпим. Я тогда очень сильно устал. Мы работали как одержимые! Одна сплошная череда концертов - Мюнхен, Шмунхен, Брумхен.... Да, сказались и условия того выгодного контракта. Не выдержав, Сергей Ефимов уезжает в Россию.
Оставшись вдвоем, Федор и Валерий пробуют сделать запись с барабанщиком-англичанином из немецкой группы Running Wild, но запись не пошла и, через неделю они тоже отправляются домой. Назад в Россию.
Кризис в КРУИЗе
Нельзя все таки было забыть и своих фэнов в России. Вернувшись на Родину, музыканты КРУИЗа все-таки дают сольник, да еще какой! Специально для этого концерта были рекрутированы из Германии звукорежессёр и роуди . В Москве, в УДС Крылья Советов 6 декабря 1989 года трио КРУИЗ выступает с сольным 2-х часовым шоу. Этого выступления московские, да и все тогда советские поклонники КРУИЗа ждали давно и с особым нетерпением. Надежды фанатов оправдались, да и по другому не могло быть!
Ровно в 19 часов свет в зале погас и из колонок донеслось знакомое интро из Knight of the road. Зал услышал - Ledis & Gentalmens! This is rock from USSR! This is KRUIZ!!!
Нет смысла рассказывать этот концерт. Это надо было видеть! Во время этого концерта, каждый из участников КРУИЗа использовал шанс показать то, на что он способен.
Позже группа не раз выступала на Monsters of rock USSR, но участники группы уже вовсю занимались своей новой работой.
Работать с WEA музыканты уже больше не хотели, да и не могли. Но срок контракта истекал лишь к 1992 году, и хотя многие крупные фирмы ( скорее всего выбрали бы Roadrunner) готовы были принять КРУИЗ под свою опеку, надо было дождаться окончания контракта с WEA. И это ожидание тоже сыграло в истории КРУИЗа свою роковую роль.
Музыкальный статус и профессионализм каждого из музыкантов трио КРУИЗ легко позволял создать свой сольный проект. Быстрее всех за дело взялся Валерий Гаина, создав в начале 1990 года проект GAIN, ориентированный уже на американский рынок. Вообще-то на месте GAINA ,наверное, должен был быть КРУИЗ. Но контракт с WEA связывает руки трио. Поэтому в GAINe так много невышедших КРУИЗовских песен, исполненных в гораздо более легком варианте музыкальной игры и в абсолютно другой манере звучания. В состав вошли вокалист В. Бажин, бас-гитарист А. Грановский, барабанщик А. Шатуновский и Валерий Гаина - гитара. Дела Мастера возвращают Грановского в свою группу, а бас теперь в руках Федора Васильева. Но и он, со временем покидает GAIN и присоединяется к своему старому другу и однокурснику по Гнейсенке - Д. Варшавскому и группе Черный кофе.
Помимо этого, Валерий Гаина продвигает в массы тяжелую музыку, ведя на радиостанции Юность программу РОК-Наряд вместе с Михаилом Борзиным и Владимиром Бажиным.
Ведя переговоры с американской стороной по поводу GAINа, неожиданно Валерий Гаина принимает решение остаться жить в Штатах.
Трио КРУИЗ, начав довольно быстрое восхождение на западный шоу-бизнес, так же быстро перестает существовать. (Самый последний концерт трио КРУИЗ прошел как раз в Америке - прим. автора) Еще быстрее заканчивает свое существование проект GAIN.
Сергей Ефимов, в родном городе Волжском, создает с участниками местной группы Пенальти проект Волки. После, не найдя должного интереса со стороны муз. компаний, Волки перестают существовать. Сергей играет с Маркизой, помогает в записи И. Куприянову. Затем, Сергей создает еще один проект, ориентированный уже на Америку- УДАР. Но и жизнь УДАРа длилась не долго, хотя и была более удачной, чем у проекта ВОЛКИ. Последнее, что о нем известно - проект ХИППИ ХАОС, где Сергей теперь еще и поет! В состав Хиппи Хаос входят Д. Четвергов /гитара и бас-гитарист А. Грицынин. Много времени Ефимов уделяет сессионной работе с другими музыкантами. Живет в Москве.
Федор Васильев играл полтора года на бас-гитаре в Белом Орле, а теперь он снова участник Черного кофе. Живет в Москве.
Валерий Гаина проживает в Америке. Выпустил в Лос-Анжелесе в 1994 г. диск с собственным проектом KARMA. Помимо Гаины в группе играли 3 американских музыканта. Альбом с одноименным названием был воспринят очень хорошо прессой и критиками, но к сожалению не вызвал должного интереса у крупных звукозаписывающих компаний. Вышел ограниченным тиражом на небольшом независимом лэйбле Frozen Hound Music в Лос-Анджелесе. В 1997 году Валерий и басист КАРМЫ G. Carefuel выпускают диск проекта INSULATED под названием FENCE.
Много времени Валерий уделяет и своей основной - продюсерской работе - от рок-команд At War и Leather Human до поп-исполнителя BIZI и молдавской певицы Н. Барбу.
В последнее время ведутся разговоры о переиздании альбома КРУИЗ-1/Рок навсегда в России на CD, с хорошим оформлением, цветным буклетом и соблюдением интересов музыкантов. Но как стало известно из разговора с Федором Васильевым (30.01.02г.) НИКТО из музыкантов КРУИЗа не поставлен в известность о переиздании.
Немецкая фирма Repertuire Records , которая специализируется только на переизданиях, тоже проявляет интерес к альбому KRUIZ/WEA, но и эта информация пока не ясна полностью.
Игорь Чехов



Читайте далее: NILE: Интервью с Карлом Сандерсом (2002) НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ: Кислоты - история создания альбома НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ: Настроения снайпера Арбениной НОГУ СВЕЛО: Без приколов - интервью с группой (2001) NO RETURN: Интервью со Стивом Петитом (2003) НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС: Интервью с Вячеславом Бутусовым (1988) OASIS: Парни снова в городе - интервью с Ноэлем и Лиамом Галлахерами (2002) GODZ: История Эрика Мура OCTINOMOS: Интервью с Фредриком Содерлундом (1999) ONSLAUGHT: ONSLAUGHT - биография группы OUTSIDER: Интервью с Максом Качановым и Богданом Васильевым (декабрь 2002) Ozzy Osbourne: Ozzy Osbourne - биография PEARL JAM: PEARL JAM - биография группы GOREFEST: Интервью с Эдом Варби (2002) PESTILENCE: PESTILENCE Смерть от бубонной чумы PHANTASMAGORY: Призрачная полифония смерти - интервью с Эдуардом Мирошниченко (2001) ПИКНИК: Дым - история альбома ПИЛОТ: Эксперементаторы - интервью с Ильей Чертом (2002) PINK FLOYD: История творческого пути Pink Floyd