Главная страница - Текущий раздел: Статьи

КРУИЗ: Самый хэви снова в городе - интервью с Валерием Гаиной (2004)




Гитарист и певец Валерий Гаина покинул Россию в начале 90-х, в самый разгар хэви-металлического бума, когда его группа Круиз без особых проблем собирала стадионы. Причем Круиз знали и любили не только в России, но и в Западной Европе, а в особенности - в Германии, где команда издала пластинку на крупной фирме WEA и активно концертировала. Тем не менее, Валерий распустил Круиз и перебрался в Америку, где продолжил музыкальную деятельность в составе Karma, Insulated и SSD.
С отъезда Гаины прошло уже почти полтора десятилетия, и сейчас в России на компакт-дисках официально не доступен ни один альбом с участием Валерия (ранние записи состава 1980-1985 гг. не в счет). Однако Круиз-трио до сих пор остается легендой отечественной тяжелой музыки, а сам Валерий - культовой фигурой среди российских меломанов. Поэтому появление Гаины на выставке Музыка-Москва осенью 2004 года вызвало нешуточный ажиотаж. Мы решили воспользоваться случаем и задать музыканту несколько вопросов...

Два года назад проходила информация о воссоединении трио Круиз , вы записали промо из четырех треков, планировали концертные выступления. Почему же этот проект не получил активного развития?
Результата не было, потому что я сюда не приезжал. Цель той промо-записи - прощупать почву, посмотреть на реакцию людей. Всё-таки это - старые песни, это - трое ребят из Круиза... Но без моего личного присутствия здесь дела стояли на месте. Тогда я был очень плотно занят в Америке... В результате затея в изначальном виде умерла, но я всё равно знал, что рано или поздно к ней вернусь - в форме Круиза ли, сольной ли работы... Сейчас я выпустил три новые сольные вещи, и планируется целый альбом, который будет закончен к следующему моему приезду, к весне 2005 г. (Скачать новый материал можно с официального сайта музыканта, - авт.) Что же касается названия Круиз, то все прекрасно понимают, что существует другой коллектив под тем же именем (его возглавляют Александр Монин и Григорий Безуглый, музыканты, игравшие в Круизе в начале 80-х, - авт.) Не хочется вдаваться в подробности, просто нет смысла заниматься восстановлением какого-то Круиза, который уже существует. Поэтому я решил заняться сольным проектом, надеясь, что люди помнят меня и то, что я сделал для той группы.
Как сейчас найти тот промо-диск с перезаписанным материалом?
Достать его сейчас крайне трудно, мы издали диск очень лимитированным тиражом - около 500 копий, которые разослали в газеты, журналы, на радио.
А нет ли планов переиздать его несколько большим тиражом?
Однозначно! Всё, что касается трио Круиз и тех старых времён, - в моих руках, под моим контролем, смикшировано мной. Наверное, мы сделаем сборник - какие-то песни Круиза, какие-то - моего нового проекта. Но очень важно, как будет продвигаться дело, каковы будут мои ощущения от того, что я здесь нахожусь. Всё-таки там у меня уже сложилась целая жизнь, которую я не хочу и не буду бросать. Нет смысла просто так кидаться из одного в другое.
Не так давно вы стали эндорсером (лицом торговой марки, - ред.) компании ESP Guitars. В чём для вас смысл, в чём выгода этого сотрудничества?
Честно говоря, особой выгоды для меня лично нет. Просто есть компания, которая заинтересована в том, чтобы известные гитаристы рекламировали ее продукцию. За это она дает мне инструмент и помещает меня с этой гитарой в свою рекламу в журналах, напоминая таким образом о том, что существует такой гитарист - Валерий Гаина. Это своего рода трюк, который срабатывает в наших общих интересах. А гитар у меня достаточно; мне, слава Богу, есть, на чём играть.
Может быть, где-то есть такие группы, у которых не было гитар, но потом люди стали популярными, им дали гитару, и они счастливы. (Смеется.)
Вы не так давно говорили, что чем старее гитара, тем она лучше...
Действительно, чем дольше гитара живет, тем лучше начинает звучать. Но всё это относительно, это не означает, что сначала гитара плохая, а потом она вдруг зазвучала хорошо. (Дружный смех.) Такого не бывает. Многое зависит от того, насколько удачно гитара сделана, насколько мне удобно и приятно играть, насколько она меня воодушевляет, вдохновляет и т.д., какие новые идеи она мне подсказывает. У каждого инструмента есть своя концепция, какая-то идея, заложенная в нём изначально. Создатель инструмента имел свой образ мышления, и это влияет на твой стиль, твой почерк. Есть гитары, которые я беру в руки - и чувствую себя дома. Например, я пишу с одним парнем в Америке альбом в стиле поп-рок-кантри, у диска лёгкое гитарное звучание, он напоминает облегченный ZZ Тор и даже Pretenders. Там я всё играю на Страте. ESP, особенно семиструнный, был бы здесь совершенно не в ту степь.
Музыка вообще сильно изменилась благодаря возможностям, которые дают исполнителям инструменты. Это касается и гитар, и клавишных, и компьютеров. На компьютере можно выделывать всевозможные штучки-дрючки, менять звук по-всякому, было бы желание.
А как вы сами предпочитаете записываться - в цифру или на аналоговой аппаратуре?
Я - однозначно компьютерный человек. Ведь мы живем в такое время, когда всё происходит очень быстро. У меня нет времени сидеть и создавать песни целый месяц, тратить на запись альбома полгода. Лучший способ для быстрого осуществления твоей идеи - это цифровая студия. Для меня лично компьютер - это то, чем я зарабатываю деньги, я играю на нём точно так же, как играю на гитаре. Со старой техникой надо было повозиться, 50% времени уходило на то, чтобы подготовиться к процессу записи.
Вы пару лет назад говорили о том, что гитара в современной музыке отходит на второй план, в современных модных жанрах она часто не нужна. Как вы считаете, это нормальный процесс?
Я считаю, что сейчас гитара вернулась, и очень крепко вернулась. Она опять стала очень важным, одним из лидирующих инструментов. Во всяком случае, рок-музыка не существовала бы без гитары. Было время (конец 90-х), когда техно-жанры фактически завоевали всю музыкальную арену, и все изощрялись в попытках превратить гитару во что-либо другое. Я и сам занимался чем-то подобным, в альбоме группы Insulated если и были соло-партии, то какие-то странные, а в основном я старался создать какую-то общую подкладку, чтобы люди даже не врубались в то, что это гитара. (Смеется.)
Поговорим теперь о записях 2004 года, которые вы выложили в Интернете. Кто на них играет, кто автор текстов, где треки записывались?
Запись состоялась в Америке, в моей собственной студии, которая называется Ambisonic. Когда-то у меня была большая коммерческая студия, но потом я ее продал и перевез аппаратуру в собственный дом. Всё оборудование стоит у меня в одной огромной комнате, размеров которой достаточно, чтобы записать всё, что угодно. Запись я сделал один, больше никто не участвовал. Барабаны - это драм-лупы, собранные и обработанные мной, бас и гитары сыграл я, вокал также мой. Автор слов к песням - молодая и очень талантливая поэтесса из Нижнего Тагила, ее зовут Дарья Лазарева. Она прислала мне тексты, и они как-то запали мне в душу, я увидел в них себя, свою жизнь... Скоро я уеду обратно, к сожалению; ведь у меня есть еще чем заниматься, но я буду очень сильно стараться, чтобы к весне новый альбом был закончен.
Почему вы решили продвигать этот проект на российском рынке? Почему не в Америке?
Во-первых, потому, что здесь до сих пор осталось очень много фэнов. Я и приехал сюда посмотреть, как буду себя чувствовать - и как тепло меня люди встретили! Я хочу сказать поклонникам спасибо за то, что они сохранили меня в своей памяти. Работая на российском рынке, я в какой-то степени отвечаю на их призыв.
Действительно, немногие музыканты могут похвастаться тем, что их так долго любят и ждут...
Я и сам был очень удивлен. Я часто приезжал в Молдавию, потому что я родился там, жил и т.д., и меня всегда встречали так, как будто я - национальный герой. А сейчас я приехал в Москву, и мелькнула мысль: А может, я национальный герой России? (Смеется.) Посмотрим, как всё получится на самом деле. Я считаю, что музыка, которую я делаю - массовая. Я не хочу, чтобы моё творчество трогало только рок-фэнов. Эта музыка мелодична, она имеет в себе тяжелую сторону того Валерия Гаины, которого можно было услышать в Круизе, и она современна. В отличие от того, что я делал в 80-х годах, в моей теперешней музыке нет ультратехничной гитары, но в ней сохранилась душа, и меня легко узнать, увидеть и услышать. И абсолютно точно можно узнать мой голос. Все говорят мне, что он не изменился.
Как вы относитесь к тому, что практически всё ваше творчество времен 1986-1991 гг. гуляет по Интернету в виде mp3?
В mp3 можно достать сейчас всё, что угодно. Эта проблема существует во всем мире, у всех музыкантов. Музыка фактически воруется. Но то, что я раздаю сейчас свои три песни, - тактический момент. В принципе, на Западе происходит то же самое, все выкладывают песни, говорят: Берите, это ничего не стоит, скачивайте! И некоторые из скачавших потом становятся фэнами. Мы живем в такое время, когда только настоящий поклонник купит пластинку своего любимого артиста или группы. Только таким людям это действительно нужно.
В 2001 году некоторые меломаны активно, но безуспешно искали мастер-ленту альбома Круиз-1 (1986). Поговаривают, что Вы увезли его с собой в Америку. Так ли это? А в 2003 году вышла Энциклопедия Power / Speed Metal, в которой есть даже трек-листы готовящихся переизданий Круиз-1 и вашего немецкого альбома с бонус-треками...
Честно говоря, я вообще не в курсе этих событий. Но я не удивлюсь уже ничему. Знаете, когда я приехал, некоторые люди изумлялись: Ой, это ты?! А мы слышали, что ты там на бензозаправке работал! (Дружный смех.) Я говорю: Да, работал на всех бензозаправках Соединенных Штатов! (Смеется.) А кто-то мне сказал: Я слышал, ты наркоманом стал... В общем, эта информация из той же серии.
А если серьезно, насколько реально переиздать эти записи у нас?
Я думаю, что вполне реально. Мастер-тейп на сегодняшний день, по большому счету, не нужен, поскольку им может быть сам альбом, сам CD. Поэтому если бы кто-то захотел диски выпустить - выпустил бы. Пути найдутся. В любом случае, находясь здесь, я буду усиленно проталкивать переиздания. Это всё-таки история, это моя музыка, и было бы очень глупо этого не делать.
А какие ещё нелепые и смешные слухи вы о себе слышали?
Я слышал много разных историй о себе. Например, говорили, что я стал крутым миллионером. (Дружный смех.) Кто-то меня спросил: Слушай, ну ты на Голливуд работаешь? Я говорю: А кто такой Голливуд? (Смеется.)
Вернемся к альбому Круиз-1. Источники сообщают, что он записывался в полуподвальных условиях. Как на самом деле происходила запись?
В общем, нельзя назвать эти условия полуподвальными, но и считать студию качественной тоже нельзя. Диск записывался во Дворце культуры АЗЛК, там у них была техническая комната, которая состояла из двух частей - большой и маленькой. В маленькое отделение мы поставили пульт, всё обустроили, договорились, что посидим у них месяц или два, а взамен отработаем концерты. Единственное, что нам пришлось оплатить, - привезенное с собой оборудование. У нас был восьмиканальный TASCAM. Можете себе представить, в 60-х Beatles писались на четыре канала, а чтобы в 80-х писаться на восьми - это уникально. Причем качество очень сильно деградировало к концу: потому что мы сводили материал на какой-то венгерский стереофонический пленочный магнитофон, который весь потрескивал, издавал непонятные звуки. Когда мы послушали запись с него, то вообще не поняли, что это за безобразие... Где же звук? Куда он пропал? К сожалению, то, что в итоге получилось, не отражало многоканальное звучание. Я, конечно, расстроился, но что толку...
А потом, помню, весь Круиз уехал на гастроли без меня, мне даже толком не сказали, что надо сделать. Круиз разъезжает по городам, дает гала-концерты какие-то с гитаристом Димой Аничкиным, а Гаина в это время сидит в студии, записывая гитару и вокал к альбому. Это был конец 1985 - начало 1986 г., а диск вышел в 1987-м.
Еще один вопрос из серии проверка слухов: говорят, что когда Круиз выступал в Германии с Rage на разогреве, техники Rage демонтировали половину вашего оборудования. Это так?
Нет, с Rage у нас не было никаких проблем. Наоборот, они вышли в зал на нас посмотреть. Мы играли после них, закрывали концерт. Они оказались очень клевыми ребятами и отнеслись к нам с большим уважением. О нас тогда в Германии все говорили... О, приехали какие-то русские, и играют такой металл! Нас называли гласность-метал. (Дружный смех.)
Гастроли с Uriah Heep - другое дело. Ребята подстроили нам такую штуку: включали бочку мне в монитор до такой степени, что я чуть сознание не терял. Притом что на саундчеке всё было нормально! И что бы я ни делал, ни показывал, ни говорил, мол: Бочку убери!, наоборот, они включали ее сильнее и сильнее. И так на каждом выступлении.
Сами-то музыканты совершенно нормально к нам относились, сидели за кулисами уже все пьяные... (Дружный смех.) Начинали уже навеселе, а заканчивался концерт тем, что группу выносили со сцены, потому что уйти они не могли. Не все, но Мик Бокс был главным по этому делу. А я на выступлениях нашел такой выход из ситуации: пропеваю свои вокальные партии и отбегаю назад, подальше от монитора. Получается нормально: вроде бы я веселюсь, прыгаю, а к микрофону подхожу, только когда надо спеть... Ведь когда поёшь, из тебя исходит большое давление, и то, что идет на меня от мониторов, уже не вызывает такую боль. Если бы молча стоял, меня бы просто убило напрочь. Сознание я потерял бы однозначно.
Что это за барабанщик Running Wild, с которым Круиз пытались записываться в самом конце вашего пребывания в Германии?
Ух, обалденный барабанщик! Как его звали, я забыл...
Лэйн Финлей? (Лэйн играл на ударных на альбоме Running Wild Death Or Glory (1989), - авт.)
Да. Он прослушивался на второй альбом вместо Сергея Ефимова. Мы начали писать вторую пластинку, она должна была называться Culture Shock. Мы сделали демо-запись, где всё сыграли живьем с Ефимовым. Ну а потом он там такое выдал... Тогда я и решил: пора уезжать и заканчивать с Круизом. Отношения у нас в то время совершенно не ладились... Я сказал: Я вложил в эту группу 10 лет, пора что-то изменить в этой жизни... Вот так я всё и бросил. Но наш менеджмент пытался найти нам нового барабанщика, и Лэйн приходил на прослушивание. Running Wild тоже были на наших концертах, и парень очень обрадовался, узнав, куда его приглашают. Мы начали репетировать, но я, честно говоря, был уже в таком состоянии, когда ничего делать не хочется.
Затем я вернулся в Москву, мы сыграли свой самый последний концерт, и хотя официально я ни о каком расформировании Круиза не объявлял, вместо него я стал делать проект Gain. Мы с Борисом Зосимовым участвовали в создании фирмы Biz Enterprises, которая занималась рок-музыкой, и при участии Biz Enterprises я уехал в Америку записывать альбом с группой Gain.
А почему именно в Америку, а не в Германию? Ведь в Германии вас любят и помнят до сих пор...
Да, но Германия - это очень маленький рынок. Сейчас, когда существует Европейский Союз, всё немного по-другому, но раньше-то были отдельные страны. Ты хорошо известен в Германии, а уже в Бельгии тебя никто не знает. Всё-таки Америка - это большой рынок, именно из-за этого туда стремятся все европейцы. У нас тогда рынка не было вообще, я от продаж 12,5 миллионов копий Круиз-1 не получил ни копейки, о чём тут можно говорить? Я не получил ничего и за Kruiz, который был выпущен в Германии, все ушло государству, и из 80 тысяч аванса, который выдала нам WEA, мы не получили ни цента. Надо было искать выход из положения. Поэтому я уехал в Америку и не жалею об этом, ведь там есть огромное количество возможностей. Во всяком случае, есть шанс, что тебя там примут за своего; ты можешь стать американцем, и тебе никто не скажет, что ты чужой. А в Германии, как бы мои друзья меня ни любили, я бы никогда не стал немцем.
Приехав в Америку, я за очень короткое время добился того, чего в Германии не смог бы сделать без поддержки лейбла. Я не спешил подписывать контракт, потому что моя группа и так просто смела всех в Лос-Анджелесе. О нас все говорили на протяжении полутора лет, концерты посещали люди из компаний грамзаписи и говорили: Хотите подписать договор сегодня? Я отвечал: Нет, сегодня мы еще не готовы. Я хотел самостоятельно раскрутить коллектив настолько, чтобы в контракте требовать всего, чего я захочу. К сожалению, всё закончилось, когда нашему барабанщику запретили играть родители. Ему было тогда 16 лет. Он бросил школу, бросил всё, чтобы выступать с нами, и его семье это не понравилось. А Karma уже зарабатывала деньги... Мы собирали любые залы. Напиши Karma - и все билеты будут проданы! Играли с такими группами, как Tool, Rage Against The Machine, когда они еще не были крутыми, дружили с ними, тусовались вместе, и, фактически, нас должны были подписать раньше них. Но этого так и не произошло. Когда у меня забрали барабанщика, я сказал: Всё, мне этого достаточно! Я уже не смогу еще год продолжать на том же уровне. Решил ограничиться продюсированием команд и зарабатывать деньги. Потом, правда, были моменты, когда я очень жалел об этом решении. Надо было взять другого драммера, а я просто не выдержал. Я много лет вкалывал, слишком долго всё это тянулось.
Немного личный вопрос: каким человеком был Борис Зосимов? Многие считают его чуть ли не главным металлическим меценатом России 80-х, но как только он перестал вкладывать в металл деньги, металлическая сцена у нас умерла...
Не знаю, может быть, ему не с кем было в тот момент работать, чтобы продвигаться вперед. Всё-таки, когда я был здесь, под нашими знаменами все крепко держались, и был какой-то стимул. А потом у самого Бори, наверное, этот стимул пропал, он решил заниматься другими делами, чем-то, что ему легче дается. Я не знаю точно, мне было бы очень трудно сказать, что навело его на мысль переключится на иную музыку, делать MTV и так далее, но, разумеется, это бизнес. Если появляется новое дело, приносящее доходы, любой скажет: Да, я буду этим заниматься. Просто, скорее всего, Боре в тот момент продвигать металл стало невыгодно.
Вопрос про одну из ваших старых песен - Самый хэви в городе...
Да, это я был самым хэви в городе! (Смеется.)
Насколько серьезным был этот текст?
(Я хэви-метал знаю весь / Читаю Хаммер только так / А суперспид, а то и трэш / Я различаю без труда) В трио Круиз мы всегда относились к себе с юмором. Европе мы запомнились как первые металлисты, которые улыбались на сцене. И мы не просто улыбались. Мы по-настоящему ржали! Вот на этом всё и держалось. Юмор - самая классная вещь в жизни.
Вообще, насколько для вас важен текст песни?
Для меня слова всегда были важны. Мне всё время хотелось говорить о том, что мне близко. Если взять Круиз-Г, то мы боролись за рок, за становление жанра в нашей стране, это было сквозной темой. Чтобы выжить, мы старались сделать и антивоенные песни. Конечно, мы и сами считали, что войн быть не должно, но ведь в то время нам могли и не разрешить что-то сделать. Всегда надо было думать: А как Министерство культуры на нас посмотрит? Одобрит оно нас на этот раз или нет?. Слава Богу, ко времени трио Круиз ситуация изменилась. А до того... даже когда мы создавали песни на произведения классиков - Как скучно жить без светлой сказки - даже это было плохо!
Часто приходится слышать мнение, что если бы Круиз не распался в начале 90-х, то он сейчас был бы не менее популярен, чем Ария. Вы согласны с этим?
Я бы хотел быть даже выше Арии. (Смеется.) И думаю, что смог бы выдержать этот статус. Я к Арии очень хорошо отношусь, уважаю их за всё, что они делали и делают, и за то, что они до сих пор популярны. Но я бы не смог всю жизнь играть хэви-метал 80-х годов, я бы старался идти вперед. Считаю, что современная российская молодежь с удовольствием послушала бы что-нибудь новое в роке. Но люди смотрят телевидение, слушают радио, едят то, что дают. Россия была бы совершенно шикарным рынком для рока, у нее есть потенциал, потому что молодежи недостает такой музыки. Но подрастающее поколение пичкают совсем другим...
Вопросы задавали Роман Maniac ПАТРАШОВ, Наталья Lynx КОРИНА
Выражаем благодарность Игорю Чехову за помощь в организации интервью.



Читайте далее: NIRVANA: Состояние Нирваны ALICE COOPER: Welcome To My Brutal Nightmare НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ: Пароходы высоты не боятся - интервью с Дианой Арбениной (2002) NOMANS LAND: Интервью с группой NOMANS LAND (17 мая 2003) НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС: Разлука - история альбома NYL: NYL: Pure art-rock - интервью с Олегом Резниковым (2004) ARENA: ARENA: Не просто так OCCULT: Интервью с Морисом Свинкельсом (2002) OMNIUM GATHERUM: Интервью с Маркусом Ванхала (февраль 2005) АРИЯ: АРИЯ. Мания Величия OVERKILL: OVERKILL: Fucking thrash! PAPA ROACH: Дихлофоса на них не хватает - интервью с группой (2002) FLASH: Пит Бэнкс & FLASH PENTAGRAM: PENTAGRAM - биография группы ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА: Несмертельный номер - интервью с Эдуардом Нестеренко (2001) PHOBIA: Интервью с Шэйном МакЛахланом (май 2006) ПИКНИК: Тень декаданса - интервью с Эдмундом Шклярским и Вадимом Самойловым (март 2004) ПИЛОТ: Братишка на куличках - интервью с Ильей Чертом (апрель 2004) GORGUTS: Интервью с Люком Лемаем (1999)