Главная страница - Текущий раздел: Статьи

ПИЛОТ: Братишка на куличках - интервью с Ильей Чертом (апрель 2004)




Группа ПИЛОТ может по праву претендовать на титул прорыв года. В 2003 году она реализовала диск Джоконда и подготовила к выходу новый альбом Рыба, Крот и Свинья. Инициировала появление сборников Рок Из Подворотен, делом подтвердив свое внимание к творчеству молодых коллег. Осенью команда совершила свой первый заграничный вояж - побывала с концертами в Израиле.
Лидер коллектива Илья Черт отметился сольником и сдал в печать сборник произаических произведений. Апофеозом происходящего стал концерт, состоявшийся 11 января на большой арене Юбилейного, и знаменовавший собой 7-летие ансамбля.
За разъснениями и подробными комментариями Александр Долгов и Алекс Федечко-Мацкевич отправились туда, куда не всякий отважится пойти - в гости к человеку, носящему зловещий, если не сказать апокалиптичный псевдоним. Илья Черт оказался более чем гостеприимным и радушным хозяином, подробно и обстоятельно ответив на интересующие вопросы. Разговор, естественно, затянулся. Собеседники перескакивали с пятого на десятое. Ну, а как иначе?
Демоны
Илья, расскажи, пожалуйста, о новом альбоме.
Илья Черт:
Только-только закончили его сводить. Альбом получился очень жестким - и по музыке, и по текстам. Остросоциальным... Посвящен он теме взаимоотношений людей в обществе. Нынешнему положению - социальным слоям, воспитанию людей. Затронуты даже политические аспекты - ну, на уровне внутренней политики, определяющей жизнь страны. И мы решили, что это пока будет наш последний такой агрессивный, тяжелый альбом. Надо уходить от этого. А то мы даже напугались - настолько все жестко, злобно. Надо бы помягче как-то...
Пластинка на злобу дня?
Илья:
Если говорить в целом - меня в мире, в его устройстве все устраивает. А тревожит и дает богатую пищу для размышлений именно нынешнее общество. Именно об этом альбом. Он посвящен трем демонам, которые явились, так сказать, из ада - на погибель человечества. Основа этого сюжета взята из истории индейцев майя. У них было три закона поведения в обществе - что то вроде наших десяти заповедей: Не будь вором! Не будь трусом! Не будь! И демоны олицетворяют эти три порока. В альбоме - история о них: кто они такие, как с ними бороться и все такое...
Можно ли сказать, что новый альбом - это концептуальное развитие Джоконды по стилистике, по звуку?
Илья:
В принципе, да. Только новый альбом более живой, более роковый. В Джоконде индастриал, целая куча электроники. Здесь электроники намного меньше, хотя мы ее все равно используем. И, видимо, будем использовать в дальнейшем, потому что пятерым людям на сцене, увы, очень тяжело передать симфонизм, который хочется привнести в музыку. Поэтому приходится прибегать к разного рода хитростям. А в плане саунда - это действительно продолжение Джоконды.
Сколько песен в альбоме?
Илья:
Двенадцать. Мы хотели включить бонус, но, наверное, не станем этого делать. Чтобы не нарушать сложившийся стилистический баланс. Бонус-трек сильно отличался - по теме, по звуку, по настроению...
С выпускающей фирмой еще не определились?
Илья:
CD-Land, видимо. Договор еще не подписали, но все идет к тому.
Альбом выйдет в апреле?
Илья:
Если все будет хорошо. Нас в этом плане преследуют все время какие-то... Происходят просто мистические вещи. Например, меня электроника терпеть не может. Куда бы ни пришел - ломается все и всегда. Вот на Нашем Радио кондиционер рухнул на пульт, когда мы должны были играть в программе Воздух... Ну и всё в том же духе. На студии Добролёт стал виснуть категорически компьютер и сломались два DAT-магнитофона.
Кто делает оформление пластинки?
Илья:
Мы уже с пятью дизайнерами имели дело, но так и не пришли к какому-то пониманию. Сейчас пытаемся работать с оформителем из Израиля (мы там с ним познакомились во время поездки). Он прислал картинку, которая более или менее соответствует... Так что у нас международный проект в этом плане (смеется).
В оформлении будут использованы индейские мотивы?
Илья:
Да нет. Там будет морда демона...
А сама по себе история народа майя, завоевание их конкистадорами - тебя занимает?
Илья:
Ну, я, конечно, интересовался всем этим. Но конец у этой истории достаточно грустный и меня, признаться, нисколько не привлекает. Завоевание, агрессия - это все не слишком симпатично. Целый народ истребили, культуру. Нужна была им эта цивилизация?
ПИЛОТ
Группе в этом году исполнилось семь лет. А кто в коллективе самый старший по возрасту?
Илья:
Как кто? Директор. Валере - 34. А самый молодой - Макс. Ему 23.
Валера сколько уже на посту директора пребывает?
Илья:
Лет шесть.
Ты доволен?
Илья:
Валерка очень хороший администратор - в туре он незаменимый человек: накормит, напоит, спать уложит... В вопросах правовых здорово соображает - договора и так далее. И у него есть чутье: он иногда вносит совершенно чудесные предложения, которые сначала кажутся полной ерундой, но после обязательно выгорают. И, самое главное, Валера - человек исключительно порядочный. У нас никогда не возникало никаких трений в деловых вопросах.
Как ты представляешь себе среднестатистического слушателя вашей группы?
Илья:
Мне кажется, это человек, который задается какими-то вопросами. Возраст - практически любой. Если честно, больше всего радует, когда на концерты ходят родители с детьми. Думаю, это показатель того, что мы все делаем правильно.
Ты часто переслушиваешъ альбомы группы?
Илья:
Раз в полгода.
С чем это связано?
Илья:
Просто нравится. Действительно.
На твой вкус, какая самая сильная и самая любимая работа ПИЛОТА?
Илья:
Самая сильная - последняя... А самая любимая, - наверное, Сказка.... Для меня этот альбом стал поворотным моментом в жизни. Я вдруг понял, чем я должен заниматься, и где мое место. Перестал вибрировать...
Юбилей
Юбилейный концерт получился необычным, с поздравлениями... Кто все придумал? Или это выстроилось вокруг проекта РОК-ГРУППА?
Илья:
Нет. С РОК-ГРУППОЙ - вообще кошмар. Этим выступлением мы хотели поставить на проекте большую жирную точку, закончить, наконец, эту историю. Хотели, как лучше, а получилось... Белиберда. А гостей мы приглашаем каждый год - это давно уже стало доброй традицией. Стараемся, чтобы было интересно, необычно. Приглашали и своих друзей, и людей, чьи песни мы исполняем - чтобы они сами их спели перед нашими слушателями, - и просто хорошие молодые группы. А в этот раз решили пригласить всех, кто нам помогал как-то двигаться. Всех друзей.
Сценическое решение, ваш облик - космонавты с ирокезами - это кому такая мысль в голову пришла?
Илья:
Я не помню. Мы все время стараемся что-нибудь придумывать. Ну, скучно же просто так играть. А тут все-таки - праздник. А праздник - это карнавал!
В Москве, в Горбушке концерт прошел куда более скромно...
Илья:
Пришлось делать без гостей. Во-первых, мы просто физически не могли везти с собой участников РОК-ГРУППЫ. И, во-вторых, люди, которые предполагались - Хавтан, АГАТА КРИСТИ, 5'NIZZA - не смогли принять наше приглашение просто потому, что у них свой график, свои дела... Мы просили даже Мишу Козырева стихи свои почитать, но он отказался, сказал как-нибудь в другой раз.
Ты говорил, что твои любимые отечественные исполнители - КИНО, АЛИСА, БРАВО. С Женей Хавтаном давно познакомился?
Илья:
Год назад. Дело было в Новосибирске. Они там играли - то ли за день до нас, то ли через день после. Мы пересеклись в клубе и очень мило посидели. Я остался в полном восторге от этого человека - интересного, интеллигентного. Как-то сразу мы с ним нашли общий язык, почувствовали взаимное расположение и... Ну, теперь - перезваниваемся по делам.
А с кем еще из столичных музыкантов общаешься?
Илья:
Да, наверное, только с НАИВОМ. Хорошо их знаю, вместе ездили на гастроли. Мне вся их компания весьма симпатична. У них такое... позитивное отношение к жизни. Люди с громадным чувством юмора.
Мыслей о совместных проектах не возникало?
Илья:
Мысли-то были... Но как-то все пока не срастается. Зрел, например, совместный проект с Дельфином, но он, в конечном итоге, отказался. Точнее, его отказ был мне передан его директором. Мог бы и сам... Скажу так: мне было бы интересно поработать с очень многими людьми, но далеко не всегда желаемое воплощается в жизнь. К сожалению.
Гастроли
Как прошли гастроли израильские?
Илья:
Ох! Летели из Барнаула в Тель-Авив. Из минус 25 в плюс 25. Я-то ничего, а вот парни с трудом перенесли это дело... Концерты были в клубах, - в Тель-Авиве и в Хайфе. Слушатели, конечно, были, в основном, русские, но не только... Очень все классно было. Мы по всем местам проехали, конечно: Стена Плача, Мертвое море. Там сам воздух... Мы вышли из самолета - в куртках, в шапках - полчаса ходили как зомби, ничего не соображали...
Ты крещеный ведь человек?
Илья:
В 1991 году крестился. Сам. Не по внутреннему влечению, а, скорее, - под воздействием внешних обстоятельств.
Прошлое
А прозвище когда появилось?
Илья:
Лет в 16-17. Я же с металлистами тусовался на толпе - был такой рынок, сначала в Девяткино, потом в Озерках. Там пластинками торговали. Там я кликуху себе и заработал. А точнее, в баре Вена. Там была такая металло-дискотека - так это называлось. Крутили видео, MTV - тогда-то! Для нас это был глоток свежего воздуха... И в этой среде было принято носить подобные страшные прозвища.
Как тебе вспоминается то время - начало 90-х?
Илья:
Все очень сумбурно и жестко. Время переломов и перемен, которое я еле-еле пережил. С одной стороны, давили родители и сама жизнь. Надо было идти работать, деньги зарабатывать как-то на жизнь - я жил тогда уже отдельно от родителей. С другой стороны, музыкой хотелось заниматься. Приходилось разрываться, конечно. Работать, выполнять совершенно неприглядный труд, который никакого удовольствия, разумеется, не приносил.
А чем занимался-то?
Илья:
Сначала работал грузчиком на Хладокомбинате №2 у Московских ворот - на фабрике мороженого. Вставал в пять утра, ехал сонный на работу... Первые два дня проработал на конвейере - это кошмар, как там девки молодые работают годами - не понимаю! После сел на погрузчик с вилами... Холодильник, внутри - минус 24! Каждый день по 8 часов. Тогда еще была еда по талонам, сигареты... Ужас. А потом санитаром пошел работать в больницу. Реанимация, хирургия, травматология, морг... И меня из больницы направили на курсы повышения квалификации - я мог, минуя среднее медицинское образование, получить должность старшего медбрата. Но не сложилось, Бог не допустил подобной несправедливости, - я сам загремел в больницу, на полтора года (хохочет)! И стало легче уже - государство дало мне пенсию...
To есть инвалидность?
Илья:
Да. И я, конечно, крылья-то подразвернул. С одной стороны, на пенсию особо-то не разживешься, хотя я привык - были времена и поголодней: хватало только на овсянку с хлебом да одеться в секонд-хэнде. Но, с другой стороны, я мог не работать и посвящать все время музыке.
В связи с инвалидностью и получением пенсии в твоем возрасте эксцессов не возникало?
Илья:
Да нет. Ну, люди все-таки корректные, в основном. Разве что миллиционер в метро остановит...
В метро и сейчас ездишь?
Илья:
Угу...
И как? Узнают?
Илья:
Узнают. Ну, у нас все поклонники воспитанные. Узнают часто, но подходят
- очень редко. Благодарят. Иногда спрашивают что-то. Если человек нормальный,
- почему не ответить?
TaMtAm

В первой половине 90-х у тебя были проекты AL.EX, TOXIC WASTE... Много их было?
Илья:
Да не так чтоб очень... TOXIC WASTE мы, кстати, занимались до последнего времени, какие-то вещи делали. Костя, основатель TW, делал музыкальную подложку для Сказки....
Вся эта компания существовала вокруг клуба TaMtAm, в соответствующей атмосфере. То есть такая ярко выраженная поляризация по отношению к российским рок-звездам...
Илья:
В принципе, да. Было и такое... Андеграунд.
Я к чему: все это продолжалось до тех пор, пока в 1996 году Шевчук не пригласил вас на свой фестиваль, верно?
Илья:
Да-да. Игорь Тихомиров передал нам от Шевчука приглашение сыграть на Петровском, но с тем условием, что мы будем петь по-русски... А у нас тогда ни одной песни на русском языке не было. И мы за месяц-полтора перевели три песни с английского на русский и с ними выступили... А потом все и понеслось. У меня прозрение какое-то случилось: я подумал - зачем нам вообще петь на английском? Ради развлечения? И я стал превращать это развлечение в настоящее дело... MILITARY JANE ведь было для нас хобби, не больше. Как и большинство групп для музыкантов, выступавших в TaMtAme.
И платили в TaMtAme...
Илья:
Ящик пива за выступление. Но было здорово!
Коллеги
Из той плеяды только две группы обрели настоящую известность - TEQUILAJAZZZ и КОРОЛЬ И ШУТ. Тебе тогда доводилось видеть их на сцене?
Илья:
Конечно. КОРОЛЬ И ШУТ были какой-то невнятной командой. Народу на них ходило мало. И мне они не нравились - меня привлекала другая музыка: ХИМЕРА, НОЖ ДЛЯ ФРАУ МЮЛЛЕР. TEQUILAJAZZZ были такими группами... Они на меня впечатление далеко не сразу произвели. Позже - году в 1995-м или 1996-м, когда вышел альбом Стреляли?, и они отыграли в честь этого концерт на Пушкинской, 10 - именно тогда я понял, что это по-настоящему круто.
КОРОЛЬ И ШУТ отмечали свое семилетие в ЛДМ, ПИЛОТ - на большой арене Юбилейного. Вы шли примерно одинаковым путем, однако то, на что им понадобилось десять лет, вы сделали за семь. Почему, как ты думаешь?
Илья:
Они были первыми, и им было труднее. Я им благодарен за то, что они проложили нам дорогу. Я это прекрасно понимаю. Они подготовили аудиторию, способную воспринимать подобную музыку.
Имидж
Об имидже. Ты много внимания уделяешь своему сценическому внешнему виду?
Илья:
Да нет. Это от характера концерта зависит. Акустику играю обычно в повседневной одежде, а могу выйти и в тренировочных с домашними тапочками, чтобы сразу людям дать понять, что действие носит камерный, точнее, - кухонный, домашний характер. А электрические концерты... прическа, какая-то одежда специальная - это как боевой раскрас у индейца. Я тем самым совершаю обряд определенный - перед тем, как выйти на тропу войны.
А если говорить о повседневной одежде?
Илья:
Она к телу как-то притирается... Мне нравится походный стиль, с кучей карманов - ну, и жизнь такая: поезда, самолеты, гостиницы...
Прическу тебе какой-то определенный человек делает?
Илья:
Нет. Все просто, по старинке: бутылка пива выливается на голову... это, наверное, все, что осталось во мне от панка, от клуба TaMtAm. Это и полезно - хмелем ведь лечат волосы, и причёска держится во время выступления достаточно крепко... Иногда смешно выходит: у нас в райдере значится бутылка пива. Одна. Организаторы концерта все время спрашивают: Пива-то какого? Покрепче или светленького? Мы им: Да любого! Они: Ну, а все-таки? Мы: Да мы же не внутрь! Тут у людей глаза округляются: А это как же?!
Татуировка. Как она появилась и что собой символизирует?
Илья:
Появилась обычно, как у всех. Захотелось повыпендриваться в свое время. Первую татуировку на правой руке сделал лет в восемнадцать. Было жутко больно - машинок тогда никаких не было... Но искусство требует жертв. А потом уже как болезнь: захотелось больше, больше... Но, честно говоря, в какой-то момент я понял, что все это глупости.
У меня другая была татуировка, но человек, который начал ее делать, нарисовал эскиз - и погиб при... мистических обстоятельствах. И я от этой татуировки быстренько избавился. И уже на ее месте Лешка Михеев, тамтамовский художник, сделал новую.
Искусство
Вопрос, связанный, конечно, с Джокондой. Ты когда последний раз был в картинной галерее?
Илья:
Полгода назад был в Эрмитаже. Периодически смотрю картины на Невском, у Гостиного двора. Там попадаются замечательные полотна!.. Может быть, у меня дурной вкус, но я очень люблю смотреть работы уличных художников. И в других городах стараюсь походить-посмотреть...
Покупаешь?
Илья:
Нет. Не люблю, когда картины дома висят. Вот, только пара фотографий, сделанные близкими мне людей...
Там еще шаржисты встречаются. Не предлагали?
Илья:
Не люблю... Ни позировать, ни фотографироваться.
В свое время ты говорил, что хотел бы перечитать всего Myраками. Перечитал?
Илья:
Да.
А что читаешь сейчас?
Илья:
Я мало читаю художественной литературы. Больше - по психологии, религии. Ну, художественная тоже проскакивает. Недавно, уж не знаю, в который раз, с огромным удовольствием перечитал Мастера и Маргариту. Еще - Вуди Аллена Записки городского невротика. Хохотал до слез... Макса Фрая читал, еще что-то... Много...
Готовится к выходу книга твоих прозаических опытов. Что это такое?
Илья:
В книжке будет две художественные повести. Тори - это ближе к такому детскому творчеству, а Проводник - вещь специфическая... Моя жена говорит, что это не художественное произведение, а какой-то справочник для специалистов. Ну, такая вот у меня манера писать. Это книга о многомерности мира, в котором мы живем, о многоликости того, кем мы являемся... К книге, наверное, будет прилагаться сингл - две песни из нового альбома, близкие по духу к содержанию книги.
Немного, быть может, странный вопрос: давно ли ты плакал в последний раз?
Илья:
Нормальный вопрос. Плакал... Последние несколько лет приходилось плакать только от собственного бессилия. От осознания того, что некоторые вещи изменить уже ни я, ни кто другой - не в силах...



Читайте далее: SLAYER: Интервью с Томом Арайей (январь 2005) АУКЦЫОН: Как я стал предателем - история альбома SLIPKNOT: Через повешение СМЫСЛОВЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ: Ирония из области фантастики - интервью с группой (2002) SODOM: Интервью с Томом Энджелриппером (2003) GWAR: Интервью с Питером Ли (1999) SOUNDGARDEN: Бесконечная черная дыра СПЛИН: Интервью с Александром Васильевым (2004) STAR ONE: Интервью с Арьеном Лукассеном (июнь 2002) AVERSE SEFIRA: Интервью с Гневом Сатариелем Диаболусом и Сангвиником Асмоделем Ноктюрно (2002) SUPERTRAMP: Замедленное движение SUSPERIA: Смертный грех №8 TAAKE: Интервью с Гоэстом (2002) TANKARD: Intim Special - интервью с Герре (2002) ТЕЛЕВИЗОР: Интервью с Михаилом Борзыкиным (1989) TEQUILAJAZZZ: Текиловый рассвет Интервью с Евгением Федоровым FLOTSAM & JETSAM: Интервью с Крейгом Нельсоном (2001) TEQUILAJAZZZ: Джаз без текилы - интервью с Евгением Федоровым (2002) THEATRE OF TRAGEDY: THEATRE OF TRAGEDY в мире перемен. Интервью с Лив Кристин Эспенаес (04.04.2002)