Главная страница - Текущий раздел: Статьи

LED ZEPPELIN: LED ZEPPELIN




В предыдущих томах данной энциклопедии можно найти не одно упоминание о LED ZEPPELIN в качестве коллектива, оказавшего, наряду с BLACK SABBATH и DEEP PURPLE, огромнейшее влияние на развитие рок-музыки вообще, и тяжелого рока в частности. На пике славы LED ZEPPELIN могли соревноваться в популярности с THE BEATLES и THE ROLLING STONES, а сегодня ни один учебник игры на гитаре не
обходится без их мелодий. Хотя с момента расформирования коллектива прошла почти четверть века, творческое наследие LED ZEPPELIN по сей день прослеживается в музыке множества молодых групп. При том, что в профессиональном плане слабых звеньев в группе не было, все вышеупомянутые достижения, в основном, заслуга основателя и лидера коллектива, гитариста Джимми Пейджа (Jimmy Page) - не только как композитора и исполнителя, но и как аранжировщика и продюсера всех записей группы. Пейдж начинал свою музыкальную карьеру в сопровождающих коллективах пионеров британского ритм-энд-блюза Сирила Дэвиса (Cyril Davies) и Нила Крисчена (Neil Christian), когда ему не было и 18 лет, а затем стал одним из самых востребованных сессионных гитаристов Лондона. Имя Пейджа в качестве сессионного музыканта, звукоинженера или продюсера фигурирует на бессчетном количестве пластинок, записанных в середине 60-х - от единственных синглов давно забытых бит-групп до записей таких знаменитостей, как Джо Коккер (Joe Cocker), THE KINKS, THEM, и даже дебютного сингла THE WHO I Can't Explain! Сам Пейдж в то время тоже выпустил сингл (ныне, разумеется, ставший раритетом), однако работа в студии привлекала его больше, и в 1965 году музыкант отклонил поступившее от группы THE YARDBIRDS предложение заменить её недавно ушедшего гитариста, некоего Эрика Клэптона (Eric Clapton). Тем не менее, когда несколько месяцев спустя THE YARDBIRDS остались еще и без бас-гитариста, Пейдж заступил на его место, а после ухода из группы Джеффа Бека (Jeff Beck) стал основным гитаристом коллектива. К июлю 1968 года положение дел в THE YARDBIRDS было хуже некуда - от состава остались лишь Пейдж и второй гитарист Крис Дрея (Chris Dreja), a администрация коллектива тем временем подписала контракт на 10-дневное турне по Скандинавии. Пейджу ничего не оставалось, кроме как начать поиски новых музыкантов. Первые предложения получили вокалист Терри Рейд (Terry Reid, THE JAYWALKERS) и барабанщик Б. Дж. Уилсон (B. J. Wilson, PROCOL HARUM). Оба ответили отказом, но Рейд оказал Пейджу услугу, порекомендовав перспективного молодого парня из Бирмингема по имени Роберт Плант (Robert Plant), певшего до тех пор в местных коллективах BAND OF JOY и HOBBSTWEEDLE. Тот, в свою очередь, убедил войти в состав считавшихся вышедшими в тираж THE YARDBIRDS своего старого приятеля, барабанщика Джона Бонэма (John Bonham, BAND OF JOY). Дрея, тем временем, решил вообще оставить музыкальный бизнес, и басистом (и, по совместительству, клавишником) новообразованных THE YARDBIRDS стал Джон Пол Джонс (John Paul Jones), уже известный в профессиональных кругах как опытный аранжировщик и сессионный музыкант. Под именем THE NEW YARDBIRDS коллектив отыграл обещанные скандинавам концерты и дважды выступил на родине в октябре 1968 года. По легенде, именно тогда давнишний приятель Пейджа, барабанщик THE WHO Кит Мун (Keith Moon), оценивая перспективы нового состава, сказал, что группа разобьется так же быстро, как дирижабль из свинца - так родилось название LED ZEPPELIN.
Мун, однако, ошибся в своих прогнозах - под руководством бывшего менеджера THE YARDBIRDS Питера Гранта (Peter Grant) LED ZEPPELIN заключили договор с фирмой Atlantic Records, предоставившей им полную свободу действий. Грант также выдвинул оригинальную концепцию достижения коммерческого успеха - выпуск только полнометражных альбомов и сосредоточение всех усилий на американской аудитории. В США не имевший названия дебютный альбом LED ZEPPELIN был выпущен в феврале 1969 года и, к моменту его выпуска на родине коллектива два месяца спустя, успел добраться до первой десятки американского хит-парада. Сходная реакция на оригинально сыгранные LED ZEPPELIN классические блюзы и их собственные композиции в стиле, вскоре получившем название хэви-металл, наблюдалась и у британской аудитории, где альбом занял 6-ю строчку национального чарта. Второй диск группа записывала в том же 1969 году, во время турне по США (с JETHRO TULL на разогреве), и после его выхода статус LED ZEPPELIN уже ни у кого не вызывал сомнений - за две недели альбом Led Zeppelin II добрался до первой строчки хитпарада по обеим сторонам Атлантики. Atlantic Records, не удержавшись от соблазна, выпустила в качестве сингла композицию Whole Lotta Love, и еще до того, как тираж был отозван по настоянию Гранта, объем предварительных заказов составил более 1 млн. копий! 1970 год начался с небольшого турне по родной Великобритании, после чего группа отправилась на материк. Европейское турне не обошлось без курьезов - семья Фон Цеппелин пригрозила подать в суд на этих волосатых хулиганов за использование гордой арийской фамилии, в результате чего группа короткое время выступала под псевдонимом THE NOBS. Затем состоялось очередное американское турне, причем LED ZEPPELIN отказались, за ненадобностью, от традиционного разогрева. Для записи следующего диска коллектив удалился в местечко Bron-Yr-Aur в Уэльсе, впоследствии увековеченное одноименной композицией. Пасторальная сельская местность оказала сильное влияние на альбом Led Zeppelin III, в котором уже ставший традиционным для группы хэви-металлический забой эффектно чередовался с акустическими, фолковыми композициями. Грант, между тем, дал разрешение на выпуск синглов в США, и Immigrant Song, первый сингл с нового альбома, добрался до 16-й позиции хит-парада. Сам альбом, несмотря на критику в адрес нового музыкального направления LED ZEPPELIN, возглавил хит-парад, как в Великобритании, так и в США. На протяжении 1971 года музыканты только и делали, что нарушали одно правило шоу-бизнеса за другим: выступали в крошечных клубах и на университетских площадках, с которых начинали свою карьеру, назвали очередное турне именем нового альбома еще до его выхода, и, в довершение всего, выпустили альбом без названия и без упоминания коллектива! Пейдж вел длительные переговоры с фирмой звукозаписи по поводу обложки следующего диска, и в результате на ней значилось лишь его имя в качестве продюсера и четыре оккультных символа. Безымянный четвертый альбом коллектива стал, наверное, самым заметным в творчестве LED ZEPPELIN, благодаря классической композиции Stairway To Heaven. В США Четыре символа (одно из неофициальных наименований альбома) достиг лишь второй строчки хит-парада, зато в Англии на тот момент не было никого, кто мог бы соревноваться в популярности с LED ZEPPELIN. В 1972 году музыканты добрались, наконец, до своих поклонников в Австралии и Новой Зеландии, впервые посетив Японию годом раньше, а к апрелю 1973 года выпустили очередной альбом, получивший название Houses Of The Holy и вернувший LED ZEPPELIN на первое место американского хит-парада. В музыкальном плане Houses Of The Holy был даже более разнообразным, чем два предыдущих диска LED ZEPPELIN, однако коммерческий потенциал группы был далеко не исчерпан, и музыканты продолжали бить рекорды по продаже альбомов и посещаемости концертов.
В 1974 году LED ZEPPELIN и Питер Грант основали собственный лейбл Swansong Records в качестве ответвления Atlantic Records, на котором впоследствии выпускались, среди прочих, альбомы BAD COMPANY, THE PRETTY THINGS и, конечно, самих LED ZEPPELIN. Сами музыканты не торопились с работой над новой студийной записью, и новый двойной альбом Physical Graffiti появился лишь в марте 1975 года, надолго облюбовав первую строчку хит-парадов по обеим сторонам океана. Полоса неудач началась в августе 1975 года, когда Плант и его жена получили серьезные ранения в автокатастрофе, вследствие чего все выступления в последующие полгода были отменены. Кроме того, несколько месяцев спустя музыкант потерял сына. Седьмой студийный альбом LED ZEPPELIN Presence, выпущенный в 1976 году, был лишь тенью их раннего творчества, но объемы продаж оставались прежними, что, в конце концов, вынудило музыкантов отправиться в Швейцарию, подальше от британского налогового управления. Кстати, в том же 1976 году вышел видеофильм The Song Remains The Same с записью концерта в нью-йоркском Madison Square Garden в 1973 году и звуковая дорожка к фильму, изданная в виде двойного альбома.
В 1978 году LED ZEPPELIN начали работать над своим следующим альбомом в Швеции, на студии, принадлежащей группе АВВА. То была эпоха панка и провозглашенной им борьбы против динозавров рока, игравших слишком заумную и далекую от простого народа музыку и выступавших только на огромных площадках. LED ZEPPELIN, по мнению многих, были как раз одними из этих динозавров, и попали под шквальный огонь критики. Тем не менее, выход альбома In Through The Out Door в 1979 году вызвал новую волну интереса к раннему творчеству группы - все альбомы LED ZEPPELIN вновь вошли в двухсотместный хит-парад журнала Billboard. Коллектив, тем временем, продолжал концертную деятельность, по-прежнему выступая перед колоссальным числом поклонников, однако европейское турне летом 1980 го да стало последним в истории LED ZEPPELIN.
В сентябре 1980 года музыкальный мир облетела весть о смерти Джона Бонэма, задохнувшегося во сне во время длительного запоя. Пейдж, Плант и Джонс в один голос заявили, что без Бонэма группа LED ZEPPELIN не имеет права на существование. Впоследствии группа выпустила сборник ранее не издававшихся композиций под названием Coda, a трое оставшихся участников LED ZEPPELIN занялись сольной карьерой, заслуживающей отдельной статьи. Только в 1985 году, ради благотворительной акции Live Aid, LED ZEPPELIN вновь собрались вместе Бонэма заменял его сын Джейсон (Jason Bonham).



Читайте далее: ARENA: ARENA: Не просто так OCCULT: Интервью с Морисом Свинкельсом (2002) OMNIUM GATHERUM: Интервью с Маркусом Ванхала (февраль 2005) АРИЯ: АРИЯ. Мания Величия OVERKILL: OVERKILL: Fucking thrash! PAPA ROACH: Дихлофоса на них не хватает - интервью с группой (2002) FLASH: Пит Бэнкс & FLASH PENTAGRAM: PENTAGRAM - биография группы ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА: Несмертельный номер - интервью с Эдуардом Нестеренко (2001) PHOBIA: Интервью с Шэйном МакЛахланом (май 2006) ПИКНИК: Тень декаданса - интервью с Эдмундом Шклярским и Вадимом Самойловым (март 2004) ПИЛОТ: Братишка на куличках - интервью с Ильей Чертом (апрель 2004) GORGUTS: Интервью с Люком Лемаем (1999) PINK FLOYD: Хлеб, воздух и вода PINK FLOYD: Период полураспада P.O.D.: Интервью с Билли Милано (2002) Сергей Курехин и группа ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА: Вялое интервью (январь 1995) POSSESSED: Интервью с Джеффом Бекеррой (2003) ABIGOR: Программа сатанизации космоса - интервью с Петером Кубиком (март 2001)