Главная страница - Текущий раздел: Статьи

ЛЕНИНГРАД: Лучше ускориться - интервью с Сергеем Шнуровым (2002)




Сергей Шнуров - деловая личность, весь 2001 год разрывавшаяся на несколько фронтов сразу и непременно с пользой для творчества. Концерты в стиле show must go on, до 15-ти в месяц, писание музыки для кино, участие в съемках уже в роли актера, и то, без чего музыкант скорее мертв, чем жив - сочинение новых песен. Они - в новом альбоме ЛЕНИНГРАДА Пираты XXI Века. NADINE разговаривает с Сергеем спустя неделю после сведения альбома.
Год для тебя хорошо начался?
Сергей Шнуров:
Интересно, когда новые перспективы и, как у выпускника какого-нибудь ВУЗа, - все дороги открыты. Вот, наверно, так. Ну, и самое офигенное, что очень много предложений. Можно выбирать. Это самое главное. Выбери выбор, - говорил философ Кьеркегор. Я выбираю выбор.
Ты смотрел фильм Пираты XX века?
Сергей:
Когда он вышел, по-моему, в 1980-м, я учился в первом классе. За год проката я его смотрел раз семь, как минимум. Культовый же фильм, там впервые показали каратэ. Мне вообще нравится, когда в кино что-то происходит. Это такой первый реальный советский боевик, с кровью, со всеми ужасами.
Что происходит в вашем альбоме с лирическим героем?
Сергей:
Он там очень разный. Альбом эклектичный. Записан за довольно длинный период, но очень тщательно выбирались треки. На мой взгляд, туда попали, может быть, и не самые лучшие, но на тот момент, когда они выбирались, они казались именно такими.
Мы в курительной комнате в новой квартире Шнурова. Она пустая, наши голоса сопровождаются эхом. Кое-что из нераспакованных вещей - в коробках на полу. Сидим на подоконнике. Через 3 часа у Сергея самолет. Сейчас съезжу в Челябинск и Екатеринбург. Один, с гитаркой поиграю, как бард.
Акустическое исполнение для тебя отличается от электричества?
Сергей:
Ну да. Не на кого свалить собственные ошибки. Если концерт не удался, значит, виноват только ты.
К стене прислонен инструмент. Смотри, какую я себе гитару купил, - хвастается Шнуров, - просто как у SLAYER! Это черная хэви-металлическая Apollo. Инструмент мне нравится тем, что он - черный. Черная звезда, звезда смерти, по-моему, называлась так в фильме Звездные войны. Используют металлисты. Мне вообще нравится кич в плане всего. Чтобы был диссонанс между визуальным рядом, смысловым, музыкальным, еще чем-то. Это интересно.
Помнится, у тебя на сцене был Rickenbacker? Сколько ты на ней играл?
Сергей:
Ну, сколько? Сколько мы репетировали - неделю-две. По-моему, я сыграл на ней один концерт или два. И все, и разбил.
Что ты испытываешь в этот момент?
Сергей:
Да ничего не испытываю, привычка. То же самое, что испытываешь, когда берешь ноту - ничего.
Удовольствие.
Сергей:
Наверно, да. Нравится.
На какой песне?
Сергей:
В самом конце. Я не помню. По-моему, даже уже без песен.
Эти не совсем связные реплики относятся к событию 16 февраля 2002 года. ЛЕНИНГРАД собрал под завязку ДС Юбилейный - зал, который в Санкт-Петербурге считается определенным мерилом массовости и кассовости того или иного артиста. Ожидаемого от Шнурова всплеска важности по поводу случившегося там успеха - не наблюдается.
Ты доказал сам себе что-то этим аншлагом?
Сергей:
Я не знаю. Это было очень сложно отрепетировать и подзвучить, поэтому все мысли были направлены только на это. Иначе был бы плохой концерт. Мы начали готовиться давно, но интенсивные репетиции пошли недели за две. Такие, чтоб каждый день и до потери пульса. Для выступления таким составом - 17 человек на сцене. Те, кто выступал - это ЛЕНИНГРАД. У многих есть еще проекты - SKA JAZZ REVIEW, SPITFIRE, ЧЕРВОНЦЫ, Света Колибаба. Это все участники ЛЕНИНГРАДА, тем не менее.
И все-таки, о впечатлениях от содеянного?
Сергей:
Ну, мы потом глупо, по-ребячьи радовались. Круто, офигенно! А рефлексий глубоких на тему почему и как, и какие мы крутые, абсолютно не было. Все ж не мальчики уже, видели в своей жизни до фига всего. И, самое главное, все очень спокойно относятся к себе.
Без симптомов звездной болезни?
Сергей:
Со звездной болезнью очень сложно собирать группу и делать что-либо. Она же такая, вредная очень штука. Она не помогает.
Поскольку Юбилейный - не маленькая площадка, побывавшие там на ЛЕНИНГРАДЕ рассказывали, что зрительское большинство составили, мягко говоря, не лучшие люди нашего города.
Сергей:
Это спорный вопрос, - кто лучший, а кто не лучший. Глупо об этом думать. Может быть, тот человек, который внешне тебе кажется не лучшим, гораздо лучше нас. Они мне не чужды. У них богатый жизненный опыт. Они во многих качествах, - дурацкое слово, - нас превосходят. Вообще глупо думать о том, кто тебя слушает. Ну, просто тупняк. Ты делаешь свое дело. Наверняка же фильм Властелин колец тоже посмотрят и не лучшие люди. Заметь, да? Все, п...ц, не надо было снимать фильм?
Как к ЛЕНИНГРАДУ относятся в Москве?
Сергей:
Нормально. Пишут статьи, берут интервью, на обложках печатают. Концертов много давали, даже чрезмерно много.
Намедни с репортажем о тебе смотрела вся страна.
Сергей:
Меня больше шокировало, когда журнал Афиша выбрал меня человеком года. Вот это для меня было действительно потрясением.

О кино
Шнуров серьезно приобщился к кинематографу. Им была написана музыка для сериала Агентство НЛС, помимо этого еще для двух фильмов - Теория запоя и Копейкарежиссера Ивана Дыховичного по сценарию Владимира Сорокина. В фильме с названием 4 режиссера Ильи Хржановского Сергей снялся в одной из ролей. Фильм 4 - тоже по сценарию Сорокина.
Как тебя нашли?
Сергей:
Позвонили по телефону. Как меня находят на интервью? Точно так же примерно.
Насколько тебе нравится заниматься кинопроектами?
Сергей:
Ну, я экспериментирую. Интересно же посниматься в кино. Я читаю сценарий, если мне нравится, то я что-то делаю. Песня Люди Не Летают - как раз из фильма Теория запоя. Вот сейчас буквально песню Мне Бы В Небо я отдал в фильм Бумер, который, как мне кажется, будет очень хорошим. Я только читал сценарий. Сценарий и фильм - все-таки разные вещи. Фильм о смерти. Режиссер - не знаю, кто. Знаю продюсера - Сельянов, который прославился тем, что был продюсером картины Мама, не горюй. Мне Бы В Небо не была написана специально для кино, я ее просто подарил, можно сказать. Люди Не Летают специально сделана для кино, она получилась, поэтому я взял ее в альбом.
В альбоме стеб стал еще жестче, а лирика лиричнее.
Сергей:
Он такой гипертрофированный получился совсем. Но те люди, которые со мной писались, считают, что Пираты XXI Века - лучший альбом. Я пока объективно не могу говорить об альбоме, потому что он сведен всего неделю назад. Он должен отлежаться. Сейчас я слышу, что и здесь лучше было бы сделать хорошо, и там... Я не могу пока что смотреть на это как на произведение искусства.
Есть мнение, что Дачники был и есть лучший альбом у ЛЕНИНГРАДА.
Сергей:
Для меня Мат - лучший альбом. Дачников я вообще не слушал. А к Мату я возвращаюсь периодически.
Назови в Пиратах самые ранние вещи, и те, что написались тобой в самый последний момент?
Сергей:
Камон Эврибади очень старая. Самая последняя по времени написания называется Привет Джими Хендриксу. Это последняя идея, которая пришла мне в голову, и я посчитал, что для Пиратов XXI Века она будет очень шикарным финалом. Она последняя в трек-листинге. Я играл на гитаре. На самом деле должен был играть Баранов (Олег Баранов, гитарист S.P.O.R.T., TEQUILAJAZZZ - N.). Баранов, мерзавец, занят в двух группах, он долго клялся и обещал, что обязательно сыграет. Я ему даже нашел ноты, но потом выяснилось, что он нот не знает. А потом вообще меня продинамил, и мне пришлось вот так плохо сыграть.
Сколько репетировал?
Сергей:
Вообще нисколько. У меня ж дома нет комбика. Приемам игры на электрогитаре я учусь на репетициях, когда, по идее, этому нет времени учиться - нужно репетировать. И на концертах.
А интересно, что вообще ты любишь или можешь снимать на гитаре?
Сергей:
DEEP PURPLE мне не нравятся. LED ZEPPELIN могу сыграть, AC/DC могу, PINK FLOYD... THE BEATLES не играю, хотя, наверно, могу.
Между чем и чем записывались Пираты?
Сергей:
Это было всё. Не было времени вообще. Ну, ты представь, если у нас было в среднем 15 концертов в месяц. Ты забыла, что еще есть сериал! Ты забыла, что еще есть кино! И ты забыла, что еще я снимался в фильме! Это не шуточки. А это значит, что я в Москве жил два месяца. На самом деле мы решили записать намного больше. И эти песни, которые отобраны, - это не все, которые записаны. Еще даже не записаны те, которые хотели. Почему такой порядок? Записали и записали. Времени нет. Посчитали, что хватит на альбом, и баста.
А тебе такой ускоренный ритм жизни не мешает?
Сергей:
Нормально. Альбом Мат я писал, находясь в отпуске, когда я работал промоушн-директором на Радио Модерн. Взял отпуск и записал альбом Мат. Дачников я вообще писал после работы - либо отпрашивался, либо вечером. И записали мы его за две недели. У меня всегда цейтнот. Я тороплюсь жить. Не могу ковыряться в своем г...не по три часа. Это смешно.
Мне Бы В Небо - с вашего альбома, выпущенного в прошлом году пиратами. Почему именно ее включили в новый альбом?
Сергей:
Да потому что она, наверно, лучшая там. Она как-то легко написалась. Все песни легко написались. Но меня приводят в щенячий восторг, скорее всего песни Б...ди и Без Тебя. Остальные - более другие, не подходят моему сегодняшнему состоянию. Мне нравится сейчас - медленно, но зло, с таким groovy настроением. Хотелось показать этим альбомом, что мы можем всё. И я думаю, что мы это показали.
Ска и реггей. Чем тебе близки эти направления?
Сергей:
Альбом писали со SPITFIRE. Им тоже близок ска. А песня Резиновый Мужик - это же HMR самый настоящий. А песня Новый Год - вообще цитата из AC/DC. У Меня Есть Все - это, скорее, ча-ча-ча. Бананы - это вообще не пойми что, фиг знает, надо у Микшера спросить, он скажет, какой это стиль. Там чего только нет. Ска - ну, его гопники слушают. Наверно, подсознательно мне нравится люмпен-культура. А реггей - тоже отморозки, наркоманы. Ну, кто слушает реггей? А, я понял, почему мне нравится! Потому что вся музыка, - что ска, что реггей, - причастна к футболу. Посему ЛЕНИНГРАД - вообще как футбольная команда. Есть трейд марк, и куча людей, которые набираются, чтоб сыграть определенный матч - ну, там пластинку записать, выступить, еще что-то. Состав же вообще меняется постоянно. Поэтому ЛЕНИНГРАД существует по принципу футбольной команды.
Каким было участие музыкантов SPITFIRE?
Сергей:
SPITFIRE есть практически во всем альбоме. Они записали 10 треков из 16. Помимо того, что мне было интересно, мы, надеюсь, будем продолжать репетировать, но вообще мы - друзья. И им тоже, вроде, понравилось. Я думаю, будем еще играть когда-нибудь и где-нибудь. Собираемся с ними в Америку съездить осенью, но уже большим составом, не каноническим ЛЕНИНГРАДОМ в 10 человек, а биг бэндом. А потом, видишь, я хочу позвать кое-кого из MARKSCHEIDER KUNST, и чтобы группа ЛЕНИНГРАД действительно отвечала своему названию. Лучшие представители клубной музыки соберутся на одной сцене. Это будет такой биг бэнд ЛЕНИНГРАД. После выхода альбома, я думаю, можно будет всё.

О женщинах
В альбоме есть чересчур циничная песенка со словами: Когда тебя е..., то ты орешь вот так, что у всех соседей случается столбняк, они тоже ловят реального глюка, ты - баскервильская сука. Разве так можно?
Сергей:
Почему? Можно. Она вообще на студии придумывалась очень легко. Писали музыку к сериалу, я процитировал Собаку Баскервилей кусок, а потом взяли ту же болванку, сыграли еще раз, я придумал куплет. Очень много легких песен.
Какое у тебя, а не у твоего лирического героя, отношение к женщинам?
Сергей:
Нормальное. Я - феминист по природе своей. Мне очень нравится равноправное отношение к женщине. И, пользуясь случаем, обращаюсь: товарищи женщины, пора бы уже поработать вместо нас, мужиков, а мы будем отдыхать, сидеть дома! Поддерживаю феминистское движение. Пускай женщины занимаются политикой, пускай въё...ют на лесоповалах... что они еще могут делать? Милиционерами быть, в армию пускай идут. Зато они приобретут равные права.
Но тебе же нравится в женщине красота, а если все они будут на лесоповалах весь день...
Сергей:
Останется же какой-то процент женщин, которые никуда не пойдут.
И женское начало останется именно в них.
Сергей:
Женщина - такой предмет... Тебе сегодня нравится одна, а завтра другая. Ну, это как... вчера мне нравились большие сиськи, а позавчера - маленькие. И я буду говорить сейчас, что большие сиськи - это офигенно, а завтра ты придешь, и я скажу: Нет, ты знаешь, маленькие сиськи все-таки лучше... Невозможно судить. Что такое сексапильность? Непонятно.

О моде
Припев в одной песне - вэ вэ вэ LENINGRAD эс пэ бэ точка ру. Ты продолжаешь пользоваться Интернетом?
Сергей:
Посмотри, у меня компьютер разобран (действительно, на полу обитает коробка с компьютером - N.). Интернет - уже не модно. А я модный парень.
А что сейчас модно?
Сергей:
Модно не пользоваться Интернетом. Модно испытывать какие-то настоящие чувства. Все в альбоме сказано. Там вот все настоящие чувства, которые сейчас модны. В XXI веке - вернее, в этом году - нужно быть непоследовательным гедонистом. Что тебе нравится, туда и рваться. Но это должно быть настоящее. Дрочить на монитор нужно было в XX столетии. А в XXI - уже нет. Нужно искать какую-то негритянку, путешествовать по миру, перепробовать всевозможные виды наркотиков, потом резко переломаться, завязать; начать бухать, бросить бухать; стать п...дором, перестать быть п...дором; потом вообще завязать с сексуальной жизнью и с кем-либо общаться; а там, глядишь, наступит следующий год, и будет что-то модно совершенно другое.

О делах
Тебе нужно все успеть. А когда появилась торопливость?
Сергей:
Я всегда был таким человеком, который - тык-дыг-дыг-дыг. В общем-то, я альбомы пишу очень быстро. Я очень быстро бросал всяческие работы, которые сулили карьерный рост. Я просто не могу сидеть на одном месте. Я должен куда-то бегать, что-то делать.
Со статусом ЛЕНИНГРАДА сегодня ты материально состоятелен?
Сергей:
Был в моей жизни какой-то период, когда я нуждался, но ощутимой нехватки денег я не испытывал вообще никогда.
Задавая тебе вопросы, связанные с представлением песен нового альбома, вижу, что тебе сложно произносить длинные монологи про каждую в отдельности.
Сергей:
Просто действительно хотелось показать все возможности, которые в голове роились. Я подсчитал, - у меня только записанных сто треков. Если я про каждый буду что-то помнить, то это уже - по счету получается двойник Пуля, две пластинки, Мат, Дачники, Made In Жопа, плюс пиратский, - седьмой за пять лет существования группы. И там не по 10 песен... Поэтому я не помню. Я занимаюсь сейчас другими вещами. Я уже думаю о другом. Если я буду задумываться о старом, то на фиг это нужно. Мне еще рано оглядываться. Будет мне сорок, я буду сидеть и вспоминать, как я придумал, или врать сидеть самому себе, что скорее всего.

О клипе Мне Бы В Небо
Сергей: Этот клип снимался после дня рождения Кащея (Денис Купцов, барабанщик SPITFIRE - N.).Я там упился до такого состояния, что буквально упал в коридоре, и Светик меня тащила до кровати. И наутро я этот клип хотел задинамить. Но они меня разбудили, это группа КАРТЕЛЬ такая есть, которая снимает такие клипы. Но помимо этого они снимают еще всякие фильмы, вообще занимаются киноискусством. Если честно, то я даже не понимал, что происходит. Меня вырядили - поискали в моем гардеробе что-то, вот это, вот это. Маечку Benetton я сам напялил, сказал, что буду сниматься только в ней. Это клуб Бермудский треугольник, такой респект, на Конюшенной площади.

О живописи
Сергей: Сейчас пока некогда. Но в планах - да, собираюсь этим заняться. Видишь, подрамники тут, красочки стоят, мольберт.
Сколько картин у тебя?
Сергей:
Вообще по жизни? Ой, очень много, конечно. Маслом пишу.
Какие в основном у тебя сюжеты?
Сергей:
Порнуха. Ну, то, что меня больше всего волнует. Одна картинка дома висит (полотно в духе Матисса украшает спальню - N.).

О текущем моменте
Сергей: Концерт отыграли, отрепетировали, пластинку записали, свели. Сейчас я ничего не делаю. На данном этапе я являюсь членом жюри Национальный бестселлер. Есть такая премия литературная. Я не помню, кто еще. Помню, что Хакамада, я, а остальных что-то не особенно. И вот мне нужно прочитать б книжек за короткий период времени. Поэтому я сейчас читаю.
Что читаешь?
Сергей:
Пока мне их не дали. На днях этим займусь. Современные книжки, по-моему, некоторые еще и не изданные, в Интернете еще болтаются. Хорошая премия будет. В прошлом году мне понравилось, что номинировался Сорокин с Пиром.
Последнее, о чем хочется у тебя спросить, - жизнь прекрасна?
Сергей:
Да. У меня даже есть ответ, собственно мною придуманный. После какого-то жуткого коматоза. Когда мы в Duty free после гастролей в Израиле с Севычем (Сева Андреев, шоумен ЛЕНИНГРАДА - N.) приобрели на двоих 4 литра виски, и, третий день выпивая их где-то на квартире в Москве, я изрек такую фразу: Жизнь прекрасна, но не удивительна.



Читайте далее: OMNIUM GATHERUM: Интервью с Маркусом Ванхала (февраль 2005) АРИЯ: АРИЯ. Мания Величия OVERKILL: OVERKILL: Fucking thrash! PAPA ROACH: Дихлофоса на них не хватает - интервью с группой (2002) FLASH: Пит Бэнкс & FLASH PENTAGRAM: PENTAGRAM - биография группы ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА: Несмертельный номер - интервью с Эдуардом Нестеренко (2001) PHOBIA: Интервью с Шэйном МакЛахланом (май 2006) ПИКНИК: Тень декаданса - интервью с Эдмундом Шклярским и Вадимом Самойловым (март 2004) ПИЛОТ: Братишка на куличках - интервью с Ильей Чертом (апрель 2004) GORGUTS: Интервью с Люком Лемаем (1999) PINK FLOYD: Хлеб, воздух и вода PINK FLOYD: Период полураспада P.O.D.: Интервью с Билли Милано (2002) Сергей Курехин и группа ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА: Вялое интервью (январь 1995) POSSESSED: Интервью с Джеффом Бекеррой (2003) ABIGOR: Программа сатанизации космоса - интервью с Петером Кубиком (март 2001) PROCESSOR: Как преодолеть танатофобию - интервью с группой (2003) PUSHKING: Интервью с Константином Шустаревым (2004)