Главная страница - Текущий раздел: Статьи

ЛЕНИНГРАД: Кино и домино - интервью с Сергеем Шнуровым (март 2004)




Сергей Шнуров подарил мобильным телефонам очередную мелодию. После www, игравшей у каждого пятого, появилась жалобная тема из Бумера. Сам Шнуров от сотового телефона недавно отказался (достало). Александр Долгов встретился с противником формата в ресторане русской кухни, расположенном неподалеку от нынешнего дома Сергея. Тем разговора с автором саундтреков и, с недавних пор, актером - кино. Ведь давно известно, что он - Терминатор.
Кинофабрика
Мне к тебе с диктофоном, как, подсесть?
Сергей Шнуров:
Я нормально пишусь, у меня тембр такой, что всё слышно всегда.
В марте фильм Алексея Балабанова Американец должен был выйти на экраны...
Сергей:
...но не выйдет.
Ты можешь прояснить ситуацию?
Сергей:
Насколько я понимаю, там подвёл главный артист, который и был американцем, Майкл Бин. Он ушёл в штопор в сибирских просторах. И был неработоспособен какое-то количество времени. Из-за этого картина слетела, потому что дальнейшие телодвижения были невозможны без него.
Как Балабанов тебя пригласил в этот проект?
Сергей:
Он хотел песню ЛЕНИНГРАДА, ему казалось, что она подходит по кадру - Ду Ю Лав Ми. А потом он услышал новый альбом и взял песню Мэджик Пипл. Ему нужна была клубная атмосфера разбитная и одновременно такой персонаж, который мог бы пойти на подобную авантюру - провести человека без документов сквозь милицейский кордон в аэропорту.
Это небольшой эпизод, и ты играл самого себя?
Сергей:
Да, там играть, собственно говоря, и не приходилось.
Где тебя снимали?
Сергей:
В Норильске - буквально пару проходов, и в Иркутске - полноценный концерт.
Ты общался с Бином?
Сергей:
Я, на самом деле, английский-то не знаю, наше общение проходило через переводчика. Ну, так, весёлый. Видимо, поэтому и картина слетела. Насколько я понимаю, Калифорния - это определённый образ жизни, и человеку из Калифорнии попасть в Норильск - это уже само по себе сложно. А поскольку вокруг ещё все выпивают, то, естественно, он это тоже каким-то образом пытается делать. Но русский при этом ещё что-то может делать, а американцу это зло. Как в поговорке про немцев. Что русскому благо, то немцу смерть. И, потом, сложно же сниматься, находиться в компании с одними и теми же людьми, перелетая бешеные расстояния на каких-то непонятных самолётах. Видимо, артист не привык к подобным вещам. Наши фильмы вообще героические, если посмотреть за тем, как снимается кино. Всё делается не благодаря, а вопреки.
Всё не расписано по секундам...
Сергей:
У нас этого в принципе быть не может. Такая страна. Мы же кино снимаем в России, а не где-то. И здесь, если водитель опаздывает на полчаса - это нормально. Если гримёр запил - это нормально. Если что-то прое...ли по ходу - это тоже нормально, (хрюкает) Но вообще я верю в судьбу российского кинематографа. Сейчас очень много фильмов запущенных и уже готовых к прокату. Чем больше будет фильмов - тем больше конкуренция, процент хороших фильмов. И пускай не смущает, что есть провальные картины, совсем никакие - они тоже должны быть. Они являются тем грунтом, на котором что-то вообще растёт. Кино, всё-таки, это процесс, а не какая-то статичная вещь. Невозможно в полном вакууме сделать шедевр.
Ты сейчас был в Москве на съёмках?
Сергей:
Это многострадальный фильм 4 Ильи Хржановского по сценарию Владимира Сорокина, который снимался два года назад потом был отложен, опять запущен, потом опять отложен, и вот - тьфу-тьфу-тьфу (стучит по столу) вроде бы как отсняли финал, и всё, сейчас уже монтаж. Причём фильм был уже собран, не хватало только финальной сцены.
О чём картина?
Сергей:
Сложно сказать. Как сказать - о чём Голубое сало? Это Сорокин - не нужно забывать. Я не видел его ещё. Музыку предположительно два года назад собирался писать Волков, поэтому, мне кажется, должно быть - есть такой термин - фестивальное кино. Кино не для всех. Там четыре главных героя, и я один из них. Некий Володя, настройщик рояля с непонятной судьбой, который нутром чувствует диссонантность бытия, и в итоге по непонятным причинам оказывается в тюрьме. Финальный кадр - он в строю штрафбата куда-то летит искупать вину. Причём, виноват-то он ни в чём. Это где-то похоже, наверное, на Процесс Кафки.
Сегодня кино для тебя - развлечение, способ выразить себя, заработать?
Сергей (усмехаясь):
Если честно, в кино денег я в последнее время не зарабатывал как-то. Хотя мне заплатили нормальную сумму, когда я снимался и писал музыку для фильма Прошкина Андрея Игра мотыльков. Причём, этот фильм делался на государственные деньги.
Бумер побил все рекорды зрительских симпатий в прошлом году...
Сергей:
Но при этом не взял ни одной премии серьёзной.
Кассовое кино получилось. На твоём гонораре как автора музыки это отразилось?
Сергей:
Дело в том, что проект запускался не как коммерческий. Когда мы договаривались и всё это обсуждали, он был абсолютно безденежный. Режиссёр вообще там ничего не получал, я тоже получал практически ничего. Все получали ничего. Насколько я понимаю, (улыбаясь) все деньги, естественно, получили продюсеры от этого проката. Я дальше тех ничего больше ничего не видел.
И что у тебя в результате - чувство досады или удовлетворения?..
Сергей:
Я же изначально шёл на то, что я работаю практически без денег. И поэтому не имею вообще никаких претензий. Это было моё решение, и я вполне мог отказаться - сказать нет и всё. Типа, без денег я ничего не делаю. А так - слава Богу, что в стране есть толковые продюсеры, которые понимают, как из дебюта сделать кассовое кино. Это хорошо. Мы ж не за ради денег рубились, так что я оч-чень без претензий.
Бумера не номинировали на кинопремию Золотой орёл.
Сергей:
Кино, насколько я понимаю - это клановая структура. Одни за одно, другие за другое. Ну, кино-то и не для премий делалось. У меня обиды, честно говоря, нет. А, я получил же премию кинокритиков Золотой овен за лучшую музыку, и я вполне счастлив и доволен. И тут же её отдал Буслову. Сказал: Буслов, эта премия тобой заслужена, на, (смеётся) Хотя ему не дали как лучшему режиссёру, ну, ничего.
Он собирался запускать второй фильм?
Сергей:
Вроде бы да.
С тобой вёл по этому поводу переговоры?
Сергей:
Я пока от кино устал. Это, всё-таки, специальные люди - режиссёры и актёры. Уж не могу с ними общаться. Уж не могу... Но если будет Бумер 2, я для себя чётко решил, что я не буду в этом участвовать. Потому что это уже настоящий коммерческий ход. Естественно, что народ пойдёт. А мне это не близко. Я знаю, что сейчас Хлебников пишет сценарий - это единственный проект, в котором я с удовольствием бы принял участие. Для Хлебникова написана песня Дороги, которая вошла в фильм Коктебель, правда, не в оригинальном варианте, а в исполнении кабацком, где-то в ресторане. Фильм Коктебель, на мой взгляд, незаслуженно пропущен мимо. Хотя на DVD он продаётся. А, он получил где-то что-то в Европе.
Творческий посыл
Твоё участие в подборе музыкального материала Бумера в чём выражалось?
Сергей:
Ну, оно было косвенное, типа да-нет.
Кто имел последнее слово?
Сергей:
Конечно, режиссёр. Это его фильм. Являясь, там, можно сказать, саунд-родюсером и композитором, я, естественно, понимал, что последнее слово - его. Режиссёр - самый главный. Либо ты это принимаешь, либо не принимаешь. Лейтмотив всего, Мобильный Телефон - я сам придумал эту фишку. Не хватало финальной вещи главной, душещипающей. Душещипательной и раздирающей. И я записал её с мобильным телефоном и сказал, - пусть у него телефон там звонит. Так что идея это моя.
На улице слышишь позывные?
Сергей:
Бесконечно.
Популярная вещь.
Сергей:
Угу.
Песня ДИОДОВ ведь была написана не для Бумера, а просто вставлена.
Сергей:
Более того, песню ДИОДОВ они очень просили. А я очень не хотел. ДИОДЫ очень много начинают замечать, во всяких фильмах, и я, дурак, раньше ставил какие-то вещи свои недоделанные. В итоге проект раздербанен на кусочки, и сейчас у меня нет никакой энергии для того, чтобы его довести до конца, поскольку практически все карты показаны, и козырей-то немного осталось. Посему ДИОДЫ - непонятный получился проект. Надо было никому не показывать, конечно. Тогда бы это ударило. А так все, в принципе, понимают, что это такое.
ТЫ планируешь релиз ДИОДОВ?
Сергей:
Я его отодвинул. Там семь вещей, что ли, сделано. Олег Гитаркин сделал ремикс на одно из последних достижений проекта ДИОДЫ, сомнительное, конечно, (смеётся) А, сейчас, по-моему, собирается делать вторую вещь. Я предоставляю творческую свободу, в отличие от многих. Как музыкант видит - так он и должен делать. На мой взгляд. Это самый важный творческий посыл. Иначе можно творца загнать в угол, и тогда он вообще уже ничего не сделает. Тогда сделаешь ты его руками. Это глупо. Ты же звонишь Олегу не затем, чтобы вместе что-то сделать, а именно чтобы он под своим углом посмотрел на уже сделанное.
Синефилия
Американец Майкл Бин, кстати, ведь был посланником из будущего в первом Терминаторе. А эти три фильма для тебя стали шедеврами?
Сергей:
У меня все три есть на DVD. (смеётся) Это будет ответ. Конечно, шедевры.
Понятно, что они неравноценны. Какой ты предпочитаешь?
Сергей:
Естественно, присутствует ностальгический момент, когда смотришь первого, и понимаешь, что там голос за кадром, всеми нами любимый в видеопереводах первых несинхронных, что-то такое непонятное, первые херовые копии... Мне нравится Терминатор как фильм экшн. Сложно выбирать, и в разные периоды жизни я могу смотреть и первый, и второй, и третий. Матрица как экшн мне не нравится! Первая как претензия на Станислава Лема - футурологический конгресс, та-та-та - нравится. А в последней я могу смотреть битву с машинами - единственный эпизод, который я включаю и смотрю с удовольствием. Но это - как заставка к компьютеру. Не приходится думать.
Я, кстати, первого Терминатора посмотрел только прошлым летом в Доме Кино.
Сергей:
Ничего себе.
А ты открываешь для себя старые фильмы?
Сергей:
Да, открываю. Я смотрю в основном в последнее время вестерны, (иронично) Ну, как некий кинокомпозитор, вслушиваюсь, что там происходит. Самое смешное, что к крику койота у Морриконе в Плохой, хороший, злой он шёл три фильма или четыре. Они снимали бесконечно вестерны, он наскребал-наскребал по чуть-чуть, всё было неказистенько. Они работали с Леоне и Клинтом Иствудом, снимали-снимали финальные сцены - всё точно такое же - круг, втроём стоят, стреляют (хрюкает)...
Тебе тоже хотелось бы романтическую музыку написать?
Сергей:
Романтическую музыку? Я, так, пописываю время от времени куда-то.
ТЫ предпочитаешь классические вестерны? А фильмы студии DEFA из твоего детства?
Сергей:
Да, но довольно сложно найти на DVD Гойко Митича. Фиг найдёшь. А это лежит на поверхности - идёшь, видишь, покупаешь. Я специально не хожу в видеопрокаты или ларьки, чтобы что-нибудь раскопать. Я, положим, могу пойти специально к Рыжему Илье на Невский проспект, если мне захочется послушать, например, СС Catch. Это я могу себе позволить, а вот с кино немножко другой подход.
Живьём ты её видел, когда она приезжала?
Сергей:
Да, на закрытой вечерине. К тому времени я был уже изрядно пьян, но помню, что положительных эмоций было много.
Какие у тебя были самые сильные впечатления от кино в детстве?
Сергей:
Конечно, Капитан Врунгель. Ну, и Неуловиши, Неуловимые мстители. До сих пор смотрю с удовольствием.
Наверняка первую серию.
Сергей:
Все, все. Всё естся уже. Есть шарм даже в плохой игре и в каких-то несостыковках. Я не смотрю кино, как киношники: Вот, видел - здесь у него галстук не так повязан. Если я смотрю с какими-нибудь киношниками, очень прошу их молчать. Потому что мне совершенно не важно, как у него повязан галстук и где у него лежал пистолет - справа или слева.
И где последний просмотр был с профессионалами?
Сергей:
Да я сейчас живу с Акиньшиной. Каждый день.
Насчёт Лили навсегда...
Сергей:
Я не смотрел специально. Она сейчас привезла новый фильм Юг, была премьера в Голландии. Я его тоже не смотрел. Фильм какого-то голландского знаменитого режиссёра, кажется, четвёртый. Она мне говорит: Ну ты же смотрел вот это? Я говорю: Не-а. (смеётся) Самое смешное, что я и Сестры не смотрел.
Ты нам на съёмках FUZZfilma в 2001 году признался, что тогда впервые попал на море. А какие у тебя были открытия в последнее время?
Сергей:
Не далее как три недели назад, не умея кататься на горных лыжах, я спустился прямо с Эльбруса с 5.200. Ту-ф-ф-ф. Ну, правда, по большей части кубарем. Но вот такой экспириенс я себе устроил в таких серьёзных горах.
Наше и всё
Я недавно послушал трибъют СЕКРЕТУ с вашими песнями...
Сергей:
Я не знаю, почему две включили, не собирались включать.
Версия Я Люблю Буги-Вуги - это шедевр.
Сергей:
Шедевр? Ну, не знаю, многим не нравится, говорят, что ЛЕНИНГРАД скатился к примитиву. А мне очень хотелось выделиться из всей когорты. Я примерно себе представил, что это такое будет - рок-н-ролльчики и всё такое. А мне абсолютно не хотелось рок-н-ролл, решил сделать в пику всё... Я вот недавно случайно отвлёкся на телевизор и увидел, как Дин Рид исполняет Рок Вокруг Часов. Так меня немножко это покоробило.
Ты знаешь, кто автор Буги-Вуги Каждый День?
Сергей:
Майк Науменко, естественно.
Марк Болан.
Сергей:
A, T.REX. Но я верю в то, что Майк очень творчески подошёл к этому всему. Там очень много вещей, которые типично петербургские и майковские. А Буги-Вуги Каждый День, я думаю - это некий римейк. Но не перепевка - это точно.
У тебя есть любимые саундтреки?
Сергей:
Мне очень нравится, как делает любой саундтрек Андрей Петров. Потом - Таривердиев.
Семнадцать мгновений весны.
Сергей:
И С лёгким паром. Это единственная, по-моему, работа, где Рязанов пригласил не Петрова, потому что тот, кажется, был занят какими-то вещами. Ну, Морриконе - это общее место уже. Потом, мне нравится очень саундтрек, который написал Нил Янг, и вообще подход в Мертвеце с Джонни Деппом в главной роли. Этот, наверное, самый шедевральный из всех. Очень лаконичный и очень атмосферный. Как раз тот случай, когда 50% успеха кино создала музыка. Мне нравится весь Данелия, практически весь. И композитор у него замечательный совершенно грузинский персонаж (Гия Канчели - ред.).
С Андреем Павловичем Петровым я познакомился недавно.
Сергей:
А я Андрея Петрова видел один раз. Мне исполнялось восемнадцать лет, и в этот день, первый раз в жизни, была премьера в России, игралось произведение Джона Кейджа для подготовленного фортепьяно в Доме Композиторов. Я наплевал на свой день рожденья и пошёл туда. Мне показалось, что это будет лучший мне подарок. Пришёл, а там стоял Андрей Петров, который очень мило улыбался.



Читайте далее: ONSLAUGHT: ONSLAUGHT - биография группы OUTSIDER: Интервью с Максом Качановым и Богданом Васильевым (декабрь 2002) Ozzy Osbourne: Ozzy Osbourne - биография PEARL JAM: PEARL JAM - биография группы GOREFEST: Интервью с Эдом Варби (2002) PESTILENCE: PESTILENCE Смерть от бубонной чумы PHANTASMAGORY: Призрачная полифония смерти - интервью с Эдуардом Мирошниченко (2001) ПИКНИК: Дым - история альбома ПИЛОТ: Эксперементаторы - интервью с Ильей Чертом (2002) PINK FLOYD: История творческого пути Pink Floyd PINK FLOYD: PINK FLOYD PINK FLOYD: PINK FLOYD - биография Robert Plant: Золото, платина, свинец… Настя Полева: Тацу - история альбома ПОПСА: ПОПСА - биография групппы GOTTHARD: GOTTHARD: в тени Крокуса ASGUARD: Интервью с Александром Афонченко (2003) PSILOCYBE LARVAE: Интервью с Виталием Белобрицким (2003) QUEEN: QUEEN