Главная страница - Текущий раздел: Статьи

ROXY MUSIC: ROXY MUSIC




1971, Великобритания
Исходный состав: Брайан Ферри - вокал, клавишные; Брайан Ино - мультиинструменталист; Энди Маккэй - саксофон; Роджер Ванн - гитара; Грэхэм Симпсон - бас; Декстер Ллойд - ударные, перкуссия
Творчество этой группы вызывает, как правило, полярные оценки: любители классического арт-рока и серьезной музыки в целом относятся к ROXY MUSIC с раздражением или издевкой, а те, кто ценит в роке иронию, чувство стиля и всяческие новации, непременно назовут группу в числе своих приоритетов. Такая неоднозначность легко объяснима - ROXY MUSIC, в сущности, сильно обогнали свое время, так как начали работать в период расцвета таких помпезных стилей, как арт- и хард-рок.
Группу основал школьный учитель Брайан Ферри: потеряв работу, он хотел было вступить в ряды KING CRIMSON, но его друг Роберт Фрипп посоветовал Брайану создать собственную команду. Ферри послушался и в ноябре 1970 г. пригласил бывшего коллегу по THE GAS BOARD Симпсона; тот привел в коллектив Маккэя, а тот, в свою очередь, блестящего инструменталиста, продюсера и безудержного экспериментатора Брайана Ино (его полное имя - Брайан Питер Джордж Сент-Джон ле Баптист де ля Салль Ино, 15.05.1948), обладателя портативного студийного магнитофона. На этом магнитофоне были записаны первые демо-ленты.
В июне 1971 г. через Melody Maker были найдены гитарист и ударник. Группа называлась ROXY, но вскоре выяснилось, что в США уже существует такой ансамбль, и к вывеске добавили слово MUSIC. Месяц спустя состав пополнили очень известные в лондонском андеграунде музыканты - основатель THE NICE гитарист Дэвид О'Лист и игравший с Билли Фьюри ударник Пол Томпсон. Группа усердно репетировала и не спешила с концертами. Лишь после того как в прессе появились хвалебные отзывы на их демо-записи, ROXY MUSIC рискнули дебютировать на сцене (декабрь 1971 г.)
В первой половине 1972-го произошли очередные перемены в составе - Симпсона сменил Рик Кентон (в дальнейшем вошло в обычай приглашать басиста для записи каждого нового альбома), а О'Листа - Фил Манзанера, который на пару с Ферри тщательно выписал саунд и стилистику классических ROXY MUSIC. Коллектив провел английское турне на разогреве у Рори Галлахера и американское - у JO JO GUNNE и выпустил первый альбом, записанный в марте и спродюсированный текстовиком KING CRIMSON Питом Синфилдом. В августе альбом занял 10-е место в чартах, а не включенный в него сингл Virginia Plain, написанный Ферри, - 4-е. В дальнейшем ROXY MUSIC весьма скупо выпускали синглы, хотя все они, как правило, становились хитами.
Концепция творчества ROXY MUSIC была для первой половины 70-х в высшей степени оригинальной и яркой. Позаимствовав из атрибутов глэм-рока невообразимые футуристические костюмы - нечто среднее между модами 60-х и пришельцами из будущего, а из арсенала арт-рока - синтезаторные эксперименты (вотчина Брайана Ино), ROXY MUSIC сделали основную ставку на ироническое осмысление традиций классического рока. Почти параллельно с группой этим же занимался Дэвид Боуи, но ROXY MUSIC, во-первых, начали разрабатывать ниву раньше, а во-вторых, были целенаправленней. Якобы серьезная стилистическая мешанина из обрывков буги, жестких гитарных риффов, арт-роковых клавишных пассажей, ласковых баллад а-ля американские 50-е, жизнерадостного саксофона и отрешенного, самовлюбленного и сексуального голоса джентльмена рока Брайана Ферри была абсолютно не похожа на все существовавшее до того в поп-музыке и потому завораживала. Это был эффектный баланс между кичем и изысканным авангардом (излишне напоминать, что на этом сочетании построена вся поп-музыка начала 80-х и 90-х). Конечно, поклонники THE BEATLES, CREAM и других священных коров британского рока не были в восторге от порой беззаботной, порой слегка извращенной, порой саркастической музыки ROXY MUSIC. Критики, хотя и отмечали высокий профессионализм коллектива, тоже не понимали истинной сути группы, относя ее либо к левому крылу арт-рока, либо к глэму, либо просто к пародийному мок-року. На самом деле смысл экспериментов ROXY MUSIC был куда глубже - музыканты демонстрировали исчерпанность наивных приемов рока 60-х, стремительное окостенение арт-рока и харда и, в итоге, необходимость рождения принципиально новой полистилистической рок- и поп-музыки (что и произошло буквально через несколько лет).
В апреле 1973 г. ROXY MUSIC выпустили классический альбом For Your Pleasure (UK-10/ US-193) и провели успешное турне, после которого группу покинул Брайан Ино. Ферри пригласил скрипача CURVED AIR Эдди Джобсона, который к ноябрю несколько изменил сценический облик группы - если раньше на клавишных играли Ферри и Ино, то теперь синтезаторами целиком завладел Джобсон, а Ферри стал чистым вокалистом. Концерты ROXY MUSIC всегда были очень зрелищны, царившая на них атмосфера напоминала нечто среднее между роскошным ночным клубом, артистическим кафе и подиумом для демонстрации мод. Со временем имидж музыкантов стал чуть более строгим, но не менее стильным; например, Брайан Ферри выходил к микрофону в белом смокинге или мундире американского офицера, с дорогой сигаретой в руке. Необычным было и то, что на вкладышах в альбомах группа непременно указывала имена стилистов, дизайнеров и визажистов.
8 декабря 1973 г. альбом Stranded, на обложке которого красовалась фотография модели Плэйбоя Мэрилин Коул, возглавил английские чарты (и занял 186-е место в США). Двумя месяцами раньше вышел первый сольник Ферри, стилистически идентичный тому, что делали ROXY MUSIC, а в мае 1974 г. свой альбом появился и у Маккэя - инструментальные версии классических композиций XIX в., исполненные с помощью коллег по группе.
Альбом Country Life (UK-3/US-37) продемонстрировал любовь ROXY MUSIC к скандальным обложкам (фотография двух полуобнаженных - впрочем, довольно средних - девиц), растущий интерес Ферри к диско и повышение спроса на группу в США. В связи с этим среди музыкантов начались разногласия - Манзанера, будучи поклонником гитарного рока, начал реализовывать творческие амбиции в сайд-проектах MAINSTREAM и 801. Его опасения были не напрасны, так как альбом 1975 г. Siren (UK-6/US-50) свидетельствовал о твердом намерении Ферри попробовать силы в диско. И этот альбом был украшен фотографией модели - на этот раз Джерри Холл, пассии Брайана. Эффектный сингл Love Is A Drug занял в Англии 2-е место, уступив лишь Space Oddity Дэвида Боуи. Успехом пользовался также концертный альбом Viva! Roxy Music (UK-6/US-81) и сборник лучших хитов.
В 1977-1978 гг. деятельность группы немного приутихла, так как Брайан Ферри был занят выпуском сольных альбомов и очень тяжело переживал разрыв с Холл. Тем не менее весь каталог записей был переиздан, развернулась реклама старых синглов, и они вновь вошли в хит-парады. Новый состав ROXY MUSIC выпустил неплохой диск Manifesto (UK-7/ US-23), который получил известность благодаря диско-хиту Angel Eyes (UK-4). Следующие альбомы, несмотря на постоянные перемены состава, получились очень сильными и уверенными, на уровне начала 70-х. Группе, в отличие от многих ее ровесников, удалось безболезненно вписаться в стилистику новой волны, одним из идеологических отцов которой был Брайан Ферри. Альбом Flesh And Blood дважды поднимался на 1-ю строку британских чартов -28 июня и 23 августа 1980 г., диск сопровождало три удачных сингла (два попали в Топ-5, один в Топ-15), с огромным успехом прошло двухмесячное европейское турне. 14 марта 1981 г. британский хит-парад возглавила сделанная группой кавер-версия песни Джона Леннона Jealous Guy, а альбом Avalon (обложка которого по доброй традиции включала фотографию дамы - невесты Ферри Люси Хэлмер) 5 июня 1982 г. тоже занял 1-е место. Словом, ROXY MUSIC удалось остаться группой, практически не знавшей ни творческих, ни коммерческих провалов и оставившей большое потомство в лице новой волны (влияние ROXY MUSIC испытали JAPAN, SOFT CELL, DURAN DURAN, ULTRAVOX, SPANDAU BALLET и многие другие). Расстались музыканты после американского турне в мае 1983 г.
Интерес к творчеству ROXY MUSIC в Англии всегда был устойчивым - британцы умеют ценить парадоксальные идеи, скепсис и иронию в любом виде. Вклад этой группы в развитие английского рока можно обозначить одним словом - колоссальный. Все бывшие музыканты ROXY MUSIC активно работали и работают соло, хотя, кроме великого продюсера Брайана Ино и великого музыканта и джентльмена Брайана Ферри, никто из них не сумел подняться до звездного статуса. В январе 2001 г. ROXY MUSIC воссоединились в составе: Ферри, Маккэй и Манзанера.
Изменения состава
1971: - Банн и Ллойд; + Дэйв О'Лист (THE NICE, THE MISUNDERSTOOD), гитара, и Пол Томпсон, ударные
1972: - О'Лист и Симпсон; + Фил Манзанера (QUIET SUN), гитара, и Рик Кентон, бас
1973: - Кентон (отныне на басу в ROXY MUSIC работали сейшнмены); + Джон Портер, бас (январь-декабрь), и Эдди Джобсон (CURVED AIR), электроскрипка, клавишные; - Портер, + Джон Густафсон (THE BIG THREE, THE MERSEYS), бас (с декабря)
1974: - Густафсон; + Портер (август-ноябрь); - Портер, + Джон Уэттон (MOGUL THRASH, FAMILY, KING CRIMSON), бас (с ноября)
1975: - Уэттон (ушел в URIAH HEEP); + Густафсон
1978: - Густафсон (ушел в IAN GILLAN BAND) и Джобсон (ушел в UK); + Пол Кэррэк (ACE), клавишные, Гэри Тиббс (THE VIBRATORS), бас, и Алан Спеннер (KOKOMO), бас
1979: + Дэвид Скиннер, клавишные
1980: официально в составе числятся Ферри, Маккэй и Манзанера; + Нейл Хаббард (THE BLUESOLOGY, THE MISUNDERSTOOD, JUICY LUCY), гитара, Энди Ньюмарк, ударные, и Аллан Шварценберг, ударные (все - сейшнмены)
1982: + Джимми Мален, клавишные, и Гай Флетчер, клавишные (затем DIRE STRAITS)



Читайте далее: AYERON: Абсолютный эксперимент THEATRES DES VAMPIRES: Интервью с Лордом Вампиром (2001) THERION: THERION: Тайна Тайн THOR'S HAMMER: Интервью с Каприкорнусом (2002) THRESHOLD: Интервью с Ричардом Уэстом (2004) TIAMAT: Интервью с Йоханом Эдлундом об альбоме A Deeper Kind Of Slumber ABORYM: Attila Chihar - автобиография ТОРБА-НА-КРУЧЕ: Да.ру.нет - интервью с группой (2002) TRACTOR: TRACTOR P. J. Harvey: Хамелеон T. REX: Охрипший соловей TT-34: TT-34 (пресс-релиз) TVANGESTE: Интервью с Мироном (2003) U.D.O.: Удо Диркшнайдер - автобиография BAD COMPANY: BAD COMPANY ВАЛКИРИЯ: Сумасшедший энтомолог и строители-изуверы - интервью с Кириллом Немоляевым и Александром Дроновым (2001) VICIOUS CRUSADE: Пресс-релиз по случаю выхода миньона Messiah... Isn't It Me? VITAL REMAINS: Интервью с Дэйвом Сузуки (1999) W.A.S.P.: Интервью с Блэки Лоулессом (1986)