Главная страница - Текущий раздел: Статьи

ARENA: ARENA: Не просто так




Нашей целью всегда было написание песен, а не набора сложных композиций с бесчисленными изломами, в которых теряется мелодия. Мы создаем музыку, а не технические упражнения
Это чистая правда: для ARENA музыка всегда первична. Независимо от трендов и перемен капризной моды, группа продолжает изобретать стандарты вместо того, чтобы следовать им, плыть как рыба по течению. Сейчас, когда каждый имеет свою трактовку термина прогрессив, британские нео-проггеры остаются верны корням, а потому их торговой маркой на протяжении почти десятка лет являются отличные песни с яркими мелодиями и прекрасными вокальными партиями, мощными аранжировками, неотразимым переплетением клавишных и гитарных соло, а главное - эмоциональностью, не дающей превратить в безжизненно застывший камень, которому во многом уподобился нео-прог-рок, горячую и живую лаву настоящей честной музыки. Музыки, которой движет любовь и жизнь.
А всё начиналось гораздо раньше. Еще до появления жанра нео, в далекие 70-е, легендарные GENESIS, сами о том не мечтая, заронили в благодатную почву арт-рока (словно каплю животворной спермы в жаждущее деторождения чрево) зерно музыки, которую до того не сподобился играть никто из живущих. В середине 80-х, когда казалось, ничто не спасет симфо-арт от вырождения, в разных уголках музыкального мира, но по большей части в Британии, появились несмелые, но дававшие надежду составы, чьи наивные попытки перефразировать наследие Гэбриэля и компании тогда (да и что греха таить - сейчас тоже) посчитали глупым и бесталанным подражательством GENESIS: MARILLION, IQ, PENDRAGON, PALLAS (у SAGA особая история)… По-настоящему мода на нео-прогрессивный рок вспыхнула в 90-х, когда ареной деятельности многочисленных групп этого стиля перестала быть лишь старушка Англия. Но те, кто начинал, и сейчас стоят у руля.
Выпустившую дебютный альбом Songs From The Lions Cage в 1995-м ARENA создали уже опытные работники вышеупомянутого жанра Клайв Нолан (основатель и участник множества групп и проектов, от PENDRAGON до SHADOWLAND) - клавишных дел мастер и экс-барабанщик MARILLION Мик Пойнтер. То, что я стоял у истоков MARILLION, тогда помогало, - признает сейчас Мик. - Об этом писали, и это привлекало к нам внимание. Но уже лет пять, как об этом факте никто не вспоминает.
Мы с Миком познакомились еще в 93-м, и собирались заняться музыкой для его сольного проекта, - вспоминает Клайв. - Но то, что стало получаться, в конце концов превратилось в ARENA, а название родилось как-то само собой. Даже на обложке первого альбома изображена арена.
Для полного счастья состав доукомплектовали гитаристом Кейтом Мором, басистом Клиффом Орси и вокалистом Джоном Карсоном. То ли опыт и настойчивость сыграли свою роль, то ли творческий коктейль из этих музыкантов оказался удачным, но только о группе сразу заговорили, как о безусловном лидере неопрогрессивного жанра. Величественная и помпезная музыка: сочные клавишные звуки, агрессивные риффы и насыщенные соло гитары, лаконичный ритм при общей навороченности, слаженный хор и завораживающий голос… Бездна вкуса в мелодиях и будоражащие мысль инструментальные партии. Не верите? О.К. Вот вам только одна Midas Vision, если не понравится, бросьте читать эту статью.
С одной стороны, слушать фоном Songs From The Lions Cage невозможно, с другой, визуальная легкость восприятия этой музыки была сродни поп-року, но ведь не зря говорят, что всё гениальное - просто! И хотя не только голос Карсона сравнивали с Фишем, но и в целом музыку ARENA с MARILLION, думаю, даже не самое чуткое ухо в состоянии уловить огромную разницу. Songs, особенно если брать клавишные, скорее походит на поздний YES, чем на тот же GENESIS, а рояль и фоновые синтезаторы Нолана так просто себеподобны. Особенностью ARENA на долгие годы стало и использование инструментальных интерлюдий (в данном случае речь идет о четырехчастной Crying For Help), объединяющих даже не концептуальный альбом в одно целое монументальное произведение.
Впрочем, радости жизни уже в ближайшее время сменились проблемами: перед самыми дебютными гастролями Джон Карсон покинул ARENA, а за ним подался в бега и Орси.
Джон страдал от разрывавших его внутренних противоречий, и это часто отражалось на делах команды, - вспоминает Клайв Нолан. - Думаю, дело было скорее в его ментальной болезни, что-то вроде паранойи. Это тормозило нас, и к счастью Карсон сам это понял. Решение уйти он принял самостоятельно, и, хотя через некоторое время передумал, мы не включили обратный ход. Да, у него отличный голос, но принятое решение было продиктовано необходимостью.
Потеря двух игроков была жестоким ударом, который отразили, приняв на место вокалиста отнюдь не худшую (а, на мой взгляд, даже более сильную) замену - Пола Райтсона (Он пришел по объявлению. Мы прослушали многих, но остановились на нем). Орси тут же замененили экс-IQ Джоном Джовиттом (ныне в JADIS). Именно Карсон положил начало славной традиции постоянной смены участников команды. Надо сказать, что подобные рокировки будут происходить и в будущем, как ни странно обогащая Arena вкладом всё новых и новых инструменталистов в ее творческий потенциал. Искусство часто рождается через боль, нужно просто попытаться превратить негативные обстоятельства в позитив, - рассуждает Нолан. - Люди не любят перемен, поэтому замены в составе всегда проходят болезненно для наших поклонников. Что поделать? Говорят, что мы исполняем прогрессивную музыку. Это так, но гораздо важнее прогресс как движение вперед, как изменение…
С момента подписания Полом контракта прошло лишь 8 дней, а ARENA уже играла на Classic Rock Society Awards Night (традиционный фестиваль, проводимый Ассоциацией классического рока), где получила звание Лучшей новой группы и премию за лучший альбом. Нолан же был обозван лучшим клавишником…
Второй диск ARENA Pride (1996) был не только более зрелым, развивавшим по всем направлениям музыкальную концепцию группы явлением. На мой взгляд, этот шедевр - сродни театраловскому Images And Words, он также наиболее душевный из всех последующих, потому что умудряется сплавлять тончайшие нюансы эмоций и великолепные аранжировки в единое гениальное целое. После прослушивания этого альбома в первый раз остается чувство восторженного изумления и… голода. Попробуйте, если еще не сделали этого.
Pride просто невозможно сравнивать с чем-то другим, кроме самой ARENA. В нем продолжилась сага Crying For Help (еще четыре части!), причем, слушая Часть VII, приготовьтесь к появлению мурашек, которые вызывает удивительный голос Пола Райтсона, гораздо более взвинченный и агрессивный, нежели у предшественника. На диске - умопомрачительные мелодии (Welcome To The Cage, Empire Of A Thousand Days, Fool's Gold), слушать его - всё равно что внимать искусному сладкоголосому рассказчику: придя домой, вы еще долго не уснете, перебирая в уме все перипетии услышанного сюжета. Кроме уже доказанных способностей в написании отличных песен, Pride подчеркивал и мастерство каждого отдельного участника группы, что особенно заметно в средней инструментальной части трека Sirens. Альбом ровно делил музыкальную территорию между энергетикой (рок), чувствительностью (поп) и сложностью (прог). И не стоит бояться этих слов.
В том же году ARENA, словно торопясь жить, выпустили мини-сборник синглов Edits, после чего, как по команде, группу оставил гитарист. Кейт никогда не планировал оставаться с нами навечно. Он хотел стабильной оплаты своей работы, а мы в то время не могли позволить себе такую роскошь. Следуя уже сложившейся традиции, остановки не последовало: в 97-м выходит мини-альбом The Cry, завершивший сагу, на котором отыграл уже Джон Митчелл (до того работал в LEGION, FAKE SMILE и даже у Энни Ленокс), отыграл вполне в ареновском духе. Идея этого EP заключалась в том, чтобы соединить все части Crying For Help воедино, как это планировалось ранее. Заключительной десятой композицией (первые 4 - на дебютнике, остальные 5 - на Pride) стала The Healer.
Джона Митчелла посоветовал Джовитт, - рассказывает Клайв Нолан. - Он что-то слышал о парне, и мы решили прослушать его. А поскольку в тот день у меня дико болел зуб, то после 15-ти минут я уже ничего не мог соображать от боли, и вопрос был решен положительно. И теперь никто об этом не жалеет!
Весь год ARENA путешествовали по городам и весям, радуя нео-прогрессивные массы своей музыкой. Успешное турне запечатлели в виде зальника Welcome To The Stage. Здесь проявились таланты новичка Митчелла, как звукоинженера и продюсера. Кстати, я забыл упомянуть еще одного человека, без которого деяния ARENA с момента второго альбома были бы явно иными: продюсер Саймон Хэнхарт, отождествлявший себя с этой группой вплоть до последнего альбома.
В 1998 команда подарила нам концептуальный альбом The Visitor, трансформировавший в музыку идею тождества жизни и смерти, рассказанную человеком, находящимся в коматозном состоянии и вспоминающим прожитое. Альбом - динамичный и как всегда полный отличных мелодий - стал самым продаваемым (по сей день) диском ARENA. Уже ставшие фирменными пробежки Нолана по клавишам, красивые соло гитар, хуки ритм-секции, интенсивный и умный музон, который хочется слушать снова и снова! Усилению восприятия музыки Visitor способствовало и оформление диска, которое блестяще выполнил Хью Сайм, работавший до того с FATES WARNING, RUSH и MEGADETH. Ну а вещи A Crack In The Ice и The Hanging Tree достойны не только любого прогрессивного сборника, но и вхождения в анналы этой музыки.
За Визитером последовали длительные гастроли, результатом которых стал не только рост популярности ARENA на мировой прог-арене, но и потеря двух бойцов - Райтсона и Джовитта. Именно по этой причине впервые за годы существования группы 1999-й обошелся без единого релиза под торговой маркой Arena. Уже The Visitor в соответствии с тематикой был довольно мрачен, но то, что ожидало слушателей впереди, могло полностью поменять жизнеутверждающую в целом концепцию музыки ARENA. Я же особенно жалею об уходе Райтсона, который (не в ущерб нынешнему вокалисту) был лучшим певческим приобретением команды за все годы существования, а на сцене разыгрывал персонажей исполняемых песен.
Новый вокалист Роб Соуден (экс-RED MERCURY) стоял перед сложной задачей: не только примерить башмаки Пола Райтсона, но внести в карму группы частицу своей души. По всей вероятности, второе ему удалось несколько больше, т.к. следующий альбом Arena так же сильно отличался от уже привычного звука, как разнятся безоблачный день и грозовое небо. Впрочем, еще до того, чувак умудрился убедить фанатов группы в своих способностях: тур по фан-клубам '99 прошел успешно, хотя и не без потерь в среде поклонников группы. У нас, как и у любой другой рок-группы, есть нормальные фанаты и экстремисты. Последние знают о нас больше, чем мы сами! И уж если такой человек перестал любить ARENA, то это не просто нелюбовь, это ненависть!
На место же Джона Джовитта пригласили старинного кореша Клайва - экс-басилу SHADOWLAND Йена Сэлмона. Шутка ли, десятилетний опыт совместной работы с Ноланом в этой команде! Они сработались. К тому же, Сэлмон прекрасно владеет акустической гитарой, чему в полифоничной ARENA, естественно, нашлось применение. Они вдохнули в нас новую жизнь (Пойнтер). Соуден принес с собой гибкий подход к вокалу, который позволяет нам писать и исполнять такие вещи, на которые мы раньше не могли пойти. У Сэлмона не только приличный опыт, но и интереснейшая техника игры, свой звук. В целом они оба - позитивное приобретение (Нолан).
Immortal? стал неожиданным и огромным шагом к утяжелению музыки группы, которая никогда не была еще столь мрачной и депрессивной. Казалось, со сменой вокалиста, тембрально вполне подходившего под ареновские стандарты, и походившего на Райтсона и Карсона (не зная о подмене можно вполне спутать его с Полом), сменилось всё настроение музыки: она стала непомерно жесткой и лаконичной, в конце концов, гитарной, а клавишные в большинстве композиций нового альбома играли поддерживающую роль, а когда выходили на передний фланг, то гудели мощно и тяжело. Нет, звук ARENA узнается и здесь, но он обескураживает отсутствием прозрачности и излишним лаконизмом. Это тем более странно, поскольку пишущее трио осталось прежним - Нолан, Пойнтер и Митчелл. Мы попытались максимально продвинуться вперед в плане звука, поэтому альбом и звучит немного по-другому, он приближен к живому звучанию. Местами действительно получилось жестко, но ведь из-за этого мы не стали металлической группой! Мы не собираемся идти по этому пути.
Кроме вышеуказанных минусов (кто-то скажет - плюсов), в музыке группы появились и новые современные аранжировочные прибамбасы, в основном связанные с использованием электронных эффектов и индустриальных шумов. Несмотря на внутреннюю агрессивность и склонность к прогметаллу, материал диска так же хорош, как и предыдущие релизы. Чего только стоят эпические Ghost In The Firewall, Waiting For The Flood и The Butterfly Man - по сути, лучшая вещь альбома! Здесь вновь умопомрачительные мелодии, высококлассные красивейшие соло и чисто ареновская магическая атмосфера, рвущий эмоциями голосовые связки вокал. Когда слушаешь такие песни, в мозгу легко возникают фантасмагорические красочные образы (грозовые тучи, рвущее их солнце, ураганный ветер, сквозь который устремляется в небо человек с крыльями…). И только настроение безысходности ставит под сомнение вопрос - а долетит ли он, или камнем рухнет на обильно политую дождем и кровью, грешную землю?
Еще никогда раньше мы не испытывали такого напряжения, - рассказывает Мик. - Но в конце концов это принесло свои плоды. Иногда просто необходимо влазить под пресс, тогда ты начинаешь шевелиться быстрее и точнее… Это помогает творчеству, - согласен Клайв. - У нас был очень тяжелый год, неурядицы с составом и другие проблемы. Выпуск Immortal? стал выходом из ситуации: в нем мы выплеснули все свои отрицательные эмоции.
Тем временем команда Нолана продолжала завоевывать славу на полях сражений: прошли успешные гастроли в поддержку Immortal?, затем череда удачных выступлений на летних прог-фестивалях в Европе, которые не только убеждали фанатов в жизнеспособности и правомерности существования и такого варианта ARENA, но и дали возможность в 2001-м выпустить очередной живой сборник Breakfast In Biarritz. О группе говорили как о команде из премьер-лиги прогрессивного рока, а значит, все наши сомнения легко рассеивались. Жизнь и ее реалии брали свое. Immortal? лишь чуток не дотянул до успеха The Visitor, и с этим приходилось считаться…
В 2001 Arena гастролировали по Германии с долгожителями нео-прог канадцами SAGA и налегали на сольные проекты (Нолан умудрялся концертировать еще и с PENDRAGON). Но пора было браться за следующий альбом. Contagion, запланированный на конец 2002 - начало 2003 должен был стать продолжением тенденции Immortal?, и в каком-то смысле так оно и было. Однако, если Соуден стал действительно петь более по-своему, не ориентируясь на предшественников, то сам музыкальный план нового альбома все-таки возвращает нас к классическим релизам ARENA. Звук смягчился и стал вновь более прозрачным, хотя тяжести не поубавилось (достаточно послушать открывающую диск Witch Hunt). Из проверенных временем приемов вновь взяты на вооружение инструментальные связки между довольно продолжительными песнями. А продюсерскую работу музыканты на сей раз полностью выполнили сами. Мы использовали тот же испытанный подход, - говорит Клайв. - Как всегда большую часть материала принесли мы с Миком, а Джон уже добавил к ним что-то свое. Песен было очень много, и чтобы не выпускать двойник, мы решили записать вдобавок к полноформатнику еще и 2 EP.
Contagion стал первым творением команды, выпущенным в том же составе, что и предыдущий альбом. Что само по себе должно было говорить о стабильности и духовном здоровье коллектива. Что ж, так оно, пожалуй, и есть, поскольку этот диск чуть ли не самый ровный по материалу, настолько, что тут почти нет таких хитов, как The Hanging Tree или The Butterfly Man (но Cutting The Cards - просто супер!). Зато есть интенсивная и разноплановая музыка с уже привычно хорошими мелодическими ходами и великолепной работой инструменталистов (и что приятнее всего - отличными партиями клавишных - Riding The Tide. Фортепиано, меллотрон, хаммонд…). Вероятно, именно отполированность материала и его однозначная сила предопределили успех: впервые в истории ARENA диск попал в верхние строчки европейских чартов (особенно ему повезло в Голландии и Германии). Я считаю этот диск самым зрелым, - уверен Нолан. - Он не только достаточно жесткий, но по сравнению с предыдущим альбомом более разноплановый. Это обычная для ARENA эволюция. То же самое происходило и с предыдущими релизами: мы пытались найти подход, отличный от того, который использовали прежде. Но в целом ARENA остается ARENA. Мы всегда приходим в студию с намерением сделать наш лучший альбом, - добавляет Мик Пойнтер.
Успеху Contagion содействовало множество факторов. Во-первых, Роб Соуден доказал свою профпригодность как динамичный и мощный сингер, способный к тому же и на создание песенного материала. Далее: основные творцы музыки ARENA оказались помешанными на одних и тех же вещах: мистические теории, древние мифы и фантастика (Я всегда черпал образные идея из Библии и вообще мифологии, это очень мудрые вещи. Поэтому у многих современных тем есть историческая подоплека - Нолан). Ну и, в конце концов, то, что не является какой-то новостью: ребята из ARENA - профессионалы в плане владения инструментом и звуком, плюс - неслабые композиторы. И хотя музыка группы не так уж проста, в ней легко вычленить две составляющих успеха: сильнейшая мелодическая основа и гармоничная реализация идей. Не зря Contagion пользуется спросом и у непрогрессивщиков, значит - этот просто хороший рок.
Если вы не согласны со мной в данных оценках - не беда. Просто дайте себе время и послушайте последние диски команды еще и еще… а потом снова. Я почти уверен - с вами произойдет то же, что случилось со мной - досада перерастет в удивление, а удивление в восхищение. Во всяком случае, я надеюсь на это.
ARENA построили себе приличную репутацию за очень короткий срок, и их будущее еще никогда не выглядело столь ясным и привлекательным. 5 отличных альбомов за 8 лет существования - не так уж мало. И всё это без амбициозных заяв, скандалов и паблисити, никаких попыток играть в сверхкомплексный прогрессив. Их амбиции - музыка, высокотехничная, полная мелодии и драматизма. Остальное - не суть важно. Определи приоритеты и строй по ним свою дальнейшую судьбу. У нас свое звучание, своя музыка и свои приверженцы, которым не интересно, где мы были раньше. Многие из тех, кто любит ARENA, даже не знают, кто такие MARILLION или PENDRAGON. Мы - ARENA, и мы хотим, чтобы люди слушали музыку ARENA.
Иногда мне приходят в голову странные и не очень мысли, например, стоит ли задумываться над тем, зачем мы живем, и есть ли вообще в чем-то смысл? Кто-то прожигает жизнь, кто-то ставит во главу угла погоню за неуловимым материальным счастьем, но и тех и других понять несложно. Другие же создают нечто физически неуловимое: стихи музыку, картины. Они часто отказывают себе во многом, с ними трудно окружающим, их не все понимают и принимают. Но именно они живут не просто так. Какое отношение сказанное имеет к нашему повествованию? Судите сами.
Чем мы станем, когда снова наступит лето? Что будет с нами, когда вновь нагрянет зима? Мы беззащитны и слабы перед взглядом небес (Moviedrome, Arena-2000).



Читайте далее: SCARY В.О.О.М.: Первые в космосе SENTENCED: Интервью с Сами Лопакка (2005) SEPULTURA: Music For Nation SEPULTURA: Интервью с Андреасом Киссером и Игорем Кавалерой (1999) СЕВЕРНЫЕ ВРАТА: Интервью с Александром Невским и Никитой Паршиковым (2003) THE SEX PISTOLS: Королевский сингл SEX PISTOLS THE SHADOWS: THE SHADOWS SIEBENBURGEN: Интервью с Маркусом Элином (2003) СИНДРОМ: СИНДРОМ ALICE COOPER: Интервью с Эллисом Купером и Нилом Смитом (1969) БИ-2: Бикамерон-XXI - интервью с группой (2001) SLIPKNOT: Спаси нас от нечистого S.M.E.S.: Интервью с Эрвином де Гротом (2004) SODOM: Без Гоморры - интервью с Томом Энджелриппером (2002) SOLEFALD: Интервью с Ларсом Недландом (2003) SONATA ARCTICA: Интервью с Тони Какко (июль 2001 года) СПЛИН: Рок-н-ролл становится религией - интервью с Александром Васильевым (2002) Bruce Springsteen: Будущее рок-н-ролла Ringo Starr: Ринго Старр в Москве репортаж с концерта, стенограмма пресс-конференции (25 августа 1998)