Главная страница - Текущий раздел: Статьи

GOREFEST: Интервью с Эдом Варби (2002)




Почему, спросите, странная? А потому что не знаю я другой death-metal-группы, отношение к которой было бы столь же противоречивым, как к голландскому Кровавому Празднику: их любят и ненавидят, возносят на культовые вершины стиля и, в то же время, почитают одними из наиболее сволочных предателей... А чтобы разобраться, что, как и почему, стоит, наверное, ещё раз пробежаться по извилистой дорожке истории GOREFEST...
Начало легенды лежит в году, наверное, 90-м, когда четвёрка парней из Зии-ландии (голландской, не путать с Новой Зеландией - АС), Ян-Крис Де Койер (вокал, бас-гитара), Марк Худендум (барабаны) плюс два гитариста, Франк Хартурн и Алекс Ван Шайк, решили разрушить опоры этого мира, состряпав ядерную смесь дико брутальной музыки и остросоциальной тематики. Новоиспечённая адская бомба квартета была озаглавлена в зло-барском духе тех времён: Кровавый Праздник - за что едва не получила приз в номинации самое идиотское название... Было выпущено несколько демо-лент, после чего, не обращая внимание на недостаточный уровень исполнительского мастерства молодого коллектива, с предложением контракта к GOREFEST обратился локальный лэйбл Foundation 2000. Первым этапом их сотрудничества стало небольшое турне по Бельгии и Нидерландам: группа выступила суппортом для ливерпульской четвёрки CARCASS и, надо сказать, впечатление произвела почти не худшее...
В 1991 году на свет появляется дебютный альбом Mindloss. Кто-то ещё помнил о социальной направленности творчества GOREFEST? Забейте! Влияние английских патологоанатомов сделало своё кошмарное дело, и потому небольшой, в принципе, альбом, оказался доверху напичкан вкусностями вроде Отвратительный запах человеческих останков, Эмбриональная бойня, Разложившийся, Потеря плоти и т. д. Показательно, не так ли? Однако музыкальная сторона дела, к сожалению, оказалась не настолько впечатляющей, как лирическая. Среднестатистический, не особенно техничный дэт-метал... сейчас таким никого не удивишь. Тогда, конечно, было проще - и потому перспективная группа быстро попала в сферу внимания солидной компании под названием Nuclear Blast. В этот же момент за криворукость из коллектива к херам погнали одного из гитаристов (Алекса) и драммера, взяв на их место намного более продвинутых музыкантов, Будвийна Бонебеккера и Эда Варби соответственно. В результате этой замены GOREFEST'овские дела моментально пошли на улучшение... да, впрочем, что там мелочиться??? - по этой дороге голландские бруталлеры подошли к своему кровавому трону... и оставалось сделать лишь один маленький шаг...
Фанаты смертельного метала знают, о чём я говорю... В 1992 году на свет появился тот самый недостижимый культ, тот самый релиз, которому суждено было навеки впечатать группу в почётный список Великих Легенд от Death Metal: а именно, False. Надо ли его здесь описывать? Я думаю, нет… достаточно сказать, что это была вершина, первый и, увы, последний раз достигнутая брутальной группой из Голландии. За суперуспешным диском последовали крупный европейский тур с DEICIDE и ATROCITY, а также американская пробежка с DEATH, вынося популярность GOREFEST за пределы, доселе невиданные. В 1993 году труппа принимает участие в знаменитом фестивале Dynamo Open Air, no мотивам которого пишется убийственный диск the Eindhoven Insanity Старые и новые горефестовские песни поражают, давят и сносят крышу..
.. .А ещё год спустя на прилавки магазинов ложится новый альбом коллектива под названием Erase. Все металлические головы ломались в нетерпении и ожидании: что же на этот раз принесёт любимая команда??? Названия песен на обложке диска явно показывали смену текстовой политики… Впрочем, судите сами: Я следую своему пути, Страх, Семена ненависти, Ворон, Богиня в чёрном... На смену прямолинейно-брутальному и шедевральному False явился странноватый последователь: основной фишкой Erase стал сладковато-ностальгический привкус классической рок-музыки, не всегда равномерно пропитавший (зато заметно замедливший) привычный и любимый экстремалами традиционный горефестовский саунд. Как говорится, Федот, да не тот. Безупречно тяжёлый релиз - это да... но, в то же время, какой-то не такой... Как бы там ни было, последовавшие за Erase европейские турне снова проходят на ура... а фэны всё ещё не теряют надежды на возвращение ГОРЕФЕСТА на брутальные круги прошлого.
В 1996 году выходит полноформатный альбом Soul Survivor, уводя коллектив в дебри прог-рок и стонер-музыки... всё дальше и дальше. Металлисты, доселе бывшие в растерянности, плюются, а критики, ставя неизменно низкие баллы, издевательски (и, согласитесь, небезосновательно) рекомендуют сменить название на GROOVEFEST, по ходу припоминая аналогичное предательство со стороны ENTOMBED. Переживая серию внешних нападок и внутренних неполадок, вместе с Soul Survivor голландский квартет покидает нуклеаровские чертоги, делая бросок в сторону SPV Records. Перемена мест слагаемых, хех... В 1998 году выходит Chapter 13. Сломанные крылья, Служи массам, Ничто, Выгоревший, Неспетый... названия песен красноречиво передают обстановку вне и внутри ГОРЕФЕСТА конца 90-х. Это уже совсем не метал... и, по мнению большинства экстремалов, вообще не GOREFEST. Лучше б они развалились! - кричали бывшие поклонники... и... они взяли да развалились. В конце 1998 года оборвалась почти девятилетняя история одной из самых противоречивых дэз-метал-групп этой планеты. Что же, спросите, дальше? На настоящий момент Ян-Крис, Будвийн а также экс-участники ORPHANAGE рулят модной голландской электро-данс-группой COLDPOP CULTURE, Франк трудится в полустонер-полурок-н-ролльном образовании THE SPEED KINGS, Эд Варби был замечен в прогрессивном полисоставном проекте AYREON... Там-то мы его, собственно, и вычислили, попросив ответить на несколько вопросов о прошлом, настоящем и гипотетическом будущем участников GOREFEST. Он, извинившись за своё теперешнее не-металлическое отношение, согласился... а результат - вашему вниманию...
Судя по всему, история нам предстоит не короткая - а начнём мы её в обратном порядке, то есть, с событий последних. Будет очень интересно узнать, чем ты, Эд, занимаешься в настоящее время: где играешь, где работаешь?
Прямо сейчас? Ну... в настоящий момент в самом разгаре находится подготовка к туру STAR ONE/AYREON: последнее название, как вы, может быть, знаете, принадлежит проекту Ариена Лукассена (экс-VENGEANCE), традиционно включающему в себя целую гору гостей. Лично я записал с ним уже три альбома (Into The Electric Castle, Flight Of The Migrator и Space Metal), а до того имел удовольствие кататься в турне с американцами LANA LANE. Работа? Хммм... ещё пару недель назад я работал в магазине DVD (так как сам фанат по этому делу), потом ушёл оттуда... и на данный момент я безработный.
В каких ещё группах ты принимал участие после развала GOREFEST?
Веришь или нет, но... ни в одной! Если, конечно, не считать дэз-готический бэнд ORPHANAGE, в котором я провёл недели этак две, - пока не понял, что это не моё!
Теперь такая штука... У тебя есть опыт игры в рамках самых разных стилей музыкального искусства - так что любопытно было бы узнать: какой вид музыки играется сложнее всего? В какие минуты ты чувствовал наибольшие трудности - с точки зрения барабанного мастерства?
Знаешь, тут всё не так просто и очевидно, как кажется. Иногда сложная музыка играется легче, чем кажущаяся простота... Вспоминаю, как GOREFEST выехал в кавер-тур по мотивам 70-х годов, и песни из репертуара AC/DC оказались непередаваемо трудными в исполнении! А казалось бы...
Есть ли группы, с которыми ты бы мечтал поиграть вместе?
О, конечно! Это, снова-таки, классика двадцатилетней давности: LED ZEPPELIN или THE WHO - собираясь, эти люди создавали магические вещи... и мне хочется верить, что GOREFEST в некоторые минуты приближался к этому чуду...
Что бы ты назвал величайшей ошибкой твоей жизни? Есть ли вещи, ради которых тебе хотелось бы вернуться в прошлое и всё изменить?
Что бы ты ни делал в тот или иной момент времени, делается по определённой причине - а сожаления приходят позже... если приходят. Лично я полагаю, что решение о роспуске группы было ошибочным, однако остальные тогда так не считали. Это так же, как... да, некоторые альбомы тоже могли бы быть лучше, чем получились, и, представься такой шанс, я бы, конечно, отправился в прошлое и попытался всё изменить!
А есть ли какие-то эпизоды, которые хотелось бы пережить, испытать ещё раз?
Первый год моего сотрудничества с GOREFEST: я бы хотел прожить его ещё раз, чтобы получить возможность насладиться ещё сильнее!
Итак... мы, кажется, плавно подобрались к деликатной горефестовской теме... Представляю, как тебя запарили вопросы на тему почему, но... если честно, ни в одном интервью или статье я не нашла сколь-либо серьёзного объяснения вашего желания завязать. В одном месте говорится, это произошло от невозможности найти хороший лэйбл, другие ссылаются на недостаток финансов, третьи утверждают, что камнем преткновения стала усталость и личные сложности... вот и выбирай, что хочешь. Может, попробуем расставить точки над i?
На самом деле, всё перемешалось: всё, что ты перечислила и даже более того. После того, как мы вернулись из супердорогого турне с JUDAS PRIEST, наш новый лэйбл, SPV/Steamhammer, подсчитав убытки, понял, что мы не оправдываем их высоких надежд и не продаём нужного количества дисков - с этого момента они утратили всякий интерес и энтузиазм в деле промоции группы. Это стало последней каплей... атмосфера в команде и без того накалилась до точки кипения, и за год до подписания контракта мы едва не разбежались - однако решили не торопиться и сделать последний выстрел. На удачу. Но удачи не вышло - и никто из нас не видел смысла продолжать гиблое дело. Плюс... более того: Ян-Крис и Будвийн вообще утратили всякий интерес к метал-музыке и горели желанием заниматься совершенно другими вещами.... Такая вот грустная история.
Что тогда испытывал ты лично, какое чувство/настроение было доминирующим?
Как я упомянул немного выше, я не хотел развала команды. И... не знаю, насколько ты можешь это понять, но это и вправду чертовски неприятно: ещё вчера ты был частью великой группы, а сегодня остался ровным счётом ни с чем...
Представляю, как оно грустно... А скажи, не возникало ли желания воссоединиться? Сейчас это так модно... Взять и съездить в тур за большие бабки или взять другое название и гордо подписаться экс-GOREFEST...
Нет, всё это очень маловероятно. Не думаю, что GOREFEST оживёт когда-либо... хотя такие предложения поступали. Деньги... нет, деньги тут ни при чём. Нас просили собраться и отыграть концерт в поддержку Чака Шульдинера, но даже это не помогло. Так что... как видишь, дело глухо.
Интересно было бы узнать твоё мнение обо всех этих участившихся кам-бэках... Что ты об этом думаешь?
Самые противоречивые, смешанные чувства. С одной стороны, конечно, приятно, но... Я был невероятно счастлив увидеть KISS в оригинальном составе, однако они записали такой жуткий альбом, что я пожалел, что они не развалились до того, как была придумана первая песня! ...Потом, я совершенно не вижу смысла в возвращении и концертной деятельности групп вроде CANDLEMASS, которые наскучили до смерти ещё при своей первой жизни. А великий и могучий VENOM! Их реюнион вышел очень маловпечатляющим... Поэтому я согласен с мнением, что некоторые вещи лучше оставить на долю воспоминаний
Слушаешь ли ты - хоть иногда - альбомы GOREFEST? Какой из них твой любимый?
Иногда слушаю. Больше всего люблю, кстати, Chapter 13: я до сих пор уверен, что этой работой мы максимально воплотили свою силу как группа... во всяком случае, подошли к этой точке ближе всего. Остальные записи, признаться, слушаю нечасто - по разным причинам.
Хммм... а не мог бы ты абстрагироваться и сказать пару слов о каждом из горефестовких релизов - просто твоё мнение, небольшой комментарий...
Mindloss (на нём Эда ещё не было - АС): мне безумно понравились демо-записи группы, а первый альбом, признаться, немного разочаровал. Но я всё равно мечтал играть с этими парнями!
False: Мой (долгожданный) дебют в составе коллектива. Альбом был записан летом, около пляжа... причём мои барабаны рисовались буквально за полтора дня - и до начала микширования всё шло просто зашибись. Потом стало немного хуже: для того, чтобы смикшировать запись, нам пришлось ехать в Уэльс... Что вспоминается больше всего - так это невероятная креативная сила, владевшая всеми нами, - сила, которая была и пропала навсегда, как то ни жаль...
The Eindhoven Insanity: О, от этого у меня по спине бегут мурашки! Меня колотит даже сейчас, возвращая в тот неповторимый момент, когда я впервые оказался на сцене перед такой огрррррромной толпой! Это был взлёт, одна из вершин нашего пути! Техника игры, конечно, не в лучшем виде, но чувство...! Сто процентов кайфа.
Erase: А вот на этом этапе начались первые неприятности. Не смогли застать подходящего продюсера, поэтому пришлось обращаться к звукорежиссёру, работавшему над False. Плохой выбор... Потом группу поразил вирус отсутствия вдохновения, и в студию мы пришли с багажом в семь полуготовых песен (не считая кусочка ерунды под названием Peace Of Paper, написанного только потому, что нам была нужна быстрая песня). Да, конечно... на этом альбоме есть несколько классных вещей, однако общий саунд оставляет впечатление серости и безжизненности: это как раз одна из тех вещей, ради которых стоило потревожить прошлое - вернуться и что-то поменять...
Soul Survivor. Здесь уж точно не было проблем с креативностью: Будвийн написал кучу песен - и, на мой взгляд, вышло очень круто. Рулила сама идея перемешивания любимых мотивов 70-х с нашим фирменным саундом... но, к сожалению, Ян-Крис был не на 100% за. Как результат, вокалы не вписались в инструментальную часть и вышли не так как надо... На место продюсера мы позвали совершенно левого парня, потому что были не в состоянии договориться между собой и смикшировать этот альбом: в итоге, звук получился неплохим, хотя и чрезмерно полированным... Но, снова-таки, на диске есть совершенно убийственные вещи!
Chapter 13: Лебединая песня; по-моему, первый и последний раз со времен False, когда мы достигли взаимопонимания и сфокусировали свои силы на одних и тех же вещах. Мы были вместе - и это видно... то есть, слышно. На мой взгляд, на этом альбоме всё идёт как положено: песни, звук, техника исполнения, вокал Яна-Криса. Жаль, немногие это оценили... детишки не получили желанного кусочка ню-метала...
Общаешься ли ты со своими экс-коллегами сегодня? Удалось ли ознакомиться с их новыми детищами, THE SPEED KINGS и COLDPOP CULTURE?
Да, иногда мы пересекаемся - пару раз в году, на концертах, во время встречи Нового года или просто где-то в кино. Не слышал, что делает Франк, но однажды попал на выступление COLDPOP CULTURE... Хммм... Давайте скажем так: не моё это...
Ещё один момент, на который я надеюсь пролить свет... Не имеющая аналогов вражда GOREFEST и разного рода культовых блэкарей вроде MAYHEM, DISSECTION, и т.д. Сколько грязи было вылито, сколько слов потрачено, сколько какашек в каждом интервью... кошмар просто! Почему так оно произошло? Какой чёрный дьявол перебежал вам дорогу?
Я считаю, что весь этот забавный блэк-метал оставался забавным и игрушечным, пока они не стали убивать людей. Мы... мы никогда не кричали, что являемся black или evil, а они были уверены, что мы обязаны сдохнуть, потому что не имели права играть метал. Смешно просто! В 1982 году я слушал VENOM, когда этих ребятишек ещё и в планах не было! Однако... проблема ушла сама собой, они её решили. Одни поубивали друг друга, а иные отправились хлебать казённые харчи...
(Отрывок из интервью с горефестами 1996 года: Четыре года назад мы воевали с Еврониусом, будучи в его Смертельном списке. На самом деле, мы всегда были группой, пользующейся тотальной нелюбовью со стороны разных тру, будь то блэк или дэз-метал. Во время тура с DEICIDE мы играли в Норвегии, и Евронимус был там диджеем. Он был одет в плащик с шипами... а я ему ещё, помню, сказал: Я сверну тебе шею. Он сказал: Не сможешь. А я ответил: Смогу. Я очень спокойный человек и, по сути, пацифист, но если эти маленькие хрены начинают наседать, то могу и разозлиться. Я не люблю, когда на меня незаслуженно наезжают. И я плевать хотел на такие расклады... Евронимус умер, и, уверен, в те моменты, когда его били ножом в грудь и по лицу, ударив раз этак 28... я уверен, что звал он свою мамочку, а не Сэйтана. Хотя очень печально, что он умер... я был не восторге от него как человека, но, тем не менее, смерти не желаю никому.)
Приходилось ли слышать о себе сплетни, какие-то странные слухи?
Не-а, ничего особенного в этом плане рассказать не могу: может кто-то и сплетничал, да я не слышал. Вот разве что прикольно, когда из-за моего имени люди считают меня американцем... весьма распространённая ошибка.
Самые классные парни, с которыми вам довелось попутешествовать?
Наверное, Чак вместе с DEATH, и, конечно, Хоглан - это, кажется, самый стёбный пацан, которого я когда-либо видел! А самыми хреновыми попутчиками оказались ATROCITY вместе с FORBIDDEN.
Какой видится музыкальная карьера GOREFEST с позиций сегодняшнего дня? Вершины, падения...?
Всего было понемногу... как иначе? Самые благоприятные моменты приключались, по большей части, в первый год моего пребывания в группе: запись False, последующий тур с DEICIDE, вторжение в Штаты, Dynamo Open Air, и ещё много-много всего. Первый опыт всегда самый яркий. Потом, немелким достижением кажется турне в компании с JUDAS PRIEST - тут, кажется, есть, чем гордиться... А если говорить о даунах и падениях, то мне сразу вспоминается промо-турне Erase с FORBIDDEN... мы чуть не поубивали друг друга в том автобусе.
Многие сравнивают горефестовский путь со шведским культом ENTOMBED... Что скажешь?
Что ж, можно и так, но сравнение с CARCASS мне лично кажется более обоснованным.
Вас интересовало/интересует мнение прессы фэнов относительно пути развития коллектива? Не обижает ли тебя распространённое мнение, что после шикарного False группа скурвилась и стала выпускать диски один хуже другого? Что вы предали своих фэнов?
Большинство людей не хотят понимать простой истины, что музыканты не могут записать один и тот же альбом дважды (если они, конечно, не CANNIBAL CORPSE). Мы развиваемся - по крайней мере, должны развиваться; когда мы работали над False, Будвийн учился играть гитарные соло, а уже на Soul Survivor он проявил себя как прекрасный лидер-гитарист. Те, кто жалеет о тех деньках, когда мы были быстрыми и брутальными, должны послушать Peace Of Paper - так звучали GOREFEST в попытках реанимировать былой саунд... То есть, я вот что хочу сказать: музыка делается прежде всего для себя, а не для услады фэнов или критиков. И поэтому... не знаю, я уверен, что Erase намного хуже, чем Soul Survivor.
Глупый вопрос, но тем не менее... Как вышло, что брутальные дэз-металеры превратились в старомодных рокеров?
Смешно, наверное... но дело произошло как раз наоборот! Подрастая, мы слушали KISS, RAINBOW, THIN LIZZY, MOTORHEAD и всё в таком роде. А потом пришёл дэз-метал и… потряс до самого основания? Я ничего не хотел в этой жизни, кроме как играть брутальную музыку. И играл! Но, к сожалению, дэз-метальная сцена быстро покончила жизнь самоубийством, расплодив огромное количество дерьмовых команд, дерьмовых альбомов, дерьмовых настроений. Мода прошла, а мы вернулись к тому, с чего начинали, - к истокам. Только... хехе... Ян-Крис никогда в жизни не был рокером, до GOREFEST он фанател по панку...
Хорошо... тогда давай поподробнее о твоих сегодняшних вкусах...
Ты будешь смеяться, но я люблю кантри-музыку, а ещё старый блюз и соул... А кроме этого, великие и вечно живые LED ZEPPELIN, THE WHO, FREE - всё в таком духе. А иногда... иногда, бывает, в голову ударяет металическая моча, и я начинаю играть вещи MERCYFUL FATE, SLAYER (до сих пор среди моих фаворитов), MANOWAR или классический дэз вроде ENTOMBED или AUTOPSY. Ещё мне нравится прог-рок (какой ужасный термин!) - такие группы как SPOCK'S BEARD и PORCUPINE TREE. Вот так-то... я и правда сильно изменился. Сейчас мне 34 года и... я совсем не такой как был ещё 10 лет тому назад. То же самое и с остальными... поэтому я сомневаюсь, что мы могли бы собраться в группу снова.
Твои отношения с сегодняшней голландской метал-сценой? Следишь ли за происходящими событиями? Последний метал-альбом, который ты купил?
Тебе, должно быть, приходилось слышать такие группы как WITHIN TEMPTATION и AFTER FOREVER, но не скажу, что мне нравится такой тип музыки. Я бы не купил их диски. Вообще... мне кажется, метал-сцена находится сейчас в крайне плачевном состоянии, не оставив практически ничего, за что можно было бы зацепиться. Не за чем там следить... А последним альбомом, который я прикупил, было ремастерингованное серебряное издание Battle Hymns MANOWAR...
Знаешь... многие экс-металлеры сегодня яростно открещиваются от своего брутального прошлого, говорят, что это всё было глупо и несерьёзно. Как ты относишься к своей деятельности в GOREFEST... Гордишься ли тем, что тебе довелось быть частью великой легенды?
Конечно!!! Безусловно! Я безумно горжусь, тем, чего нам удалось достичь! Я до сих пор уверен, что GOREFEST - это самая крутая группа, когда-либо вылезшая из Голландии, и, кстати, я бы не изменил этого мнения, если бы сам не был её частью. Это объективный взгляд на вещи.
Вопрос, уже немного затрагиваемый нами ранее, а именно взаимоотношения с выпускающими компаниями. Что ты можешь сказать о промоции, которую они для вас делали?
С Nuclear Blast поначалу всё было хорошо, и промоция двух первых альбомов удалась на славу. Однако когда они развели промо-кампанию для Soul Survivor с изображением окровавленного мяса, мы поняли, что пора делать ноги. Однако, к большому сожалению, SPV тоже не имели понятия, что с нами делать - так что из огня мы попали в полымя. Ничего хорошего так и не вышло.
Ни для кого не секрет, что ты просто суперский драммер... Скажи, обучался ли ты где-то этому специально? И кто твой любимый барабанщик?
Была попытка преподать мне уроки игры на ударной установке, но дело остановилось на одном занятии, так что могу с уверенностью сказать, что я самоучка. Я слушал пластинки и учи лея... Некоторое время я буквально боготворил Дина Кастроново (CACOPHONY, сейчас JOURNEY), однако сейчас уверен, что нет в мире драммера круче, чем Джон Бонэм. Это лучший барабанер, который когда-либо ступал по этой земле...
Твои увлечения помимо музыки?
Я жить не могу без кино, особенно азиатского происхождения и особенно ужастиков. У меня дома невероятная коллекция DVD и мини-кинотеатр... И ещё правило: смотреть как минимум по одному-два фильма в день.
Здорово... А теперь, на прощание, несколько слов для тех, кто помнит, что такое GOREFEST...
Спасибо за поддержку! Я надеюсь, что хоть иногда вы вспоминаете прошлое и ставите в свой проигрыватель наши диски, получая от этого долю кайфа. Ещё раз спасибо - и удачи!
AC



Читайте далее: КРЕМАТОРИЙ: Беседы о пьянстве с А. Григоряном и В. Троегубовым KROKUS: To Rock Or Not To Be КРУИЗ: КРУИЗ - русский удар на западном фланге рок-фронта КУКРЫНИКСЫ: Краски Будней. Интервью с Алексеем Горшневым LACRIMOSA: Интервью c Анне Нурми (22 июля 1999) FRANZ FERDINAND: Бледное Преподобие LACRIMOSA: Два вторых Я LACUNA COIL: Интервью с Кристиной Скаббиа (вокал), Кристиано Мильоре (гитара) и Вольдемаром Сорихтой (продюсер) (2002) LAKE OF TEARS: Шведский Титаник - интервью с Даниэлем Бреннаром (2003) LED ZEPPELIN: LED ZEPPELIN ALKONOST: Интервью с группой ANCIENT RITES: Интервью с Гюнтером Тэйсом (2001) ЛЕНИНГРАД: Кино и домино - интервью с Сергеем Шнуровым (март 2004) LIQUID TENSION EXPERIMENT: LIQUID TENSION EXPERIMENT LOST SOUL: Интервью с Адамом Сиржега (2003) Yngwie Malmsteen: Yngwie Malmsteen ALICE COOPER: ALICE COOPER MARILYN MANSON: В ожидании золотого века гротеска МАШИНА ВРЕМЕНИ: Интервью с Андреем Макаревичем (1988)