Главная страница - Текущий раздел: Статьи

ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА: Несмертельный номер - интервью с Эдуардом Нестеренко (2001)




Питерская группа ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА, находившаяся несколько лет в тени в связи с кадровыми перестановками, наконец-то записала новый альбом Salto Mortale, который стал первым за последние пять лет.
Альбом получился очень мягким, ровным и красивым. Много свежих образов, ярких поэтических находок. Впечатляет музыка, - группа вышла на вершины профессионализма, появилась удивительная сыгранность и взаимопонимание. ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА играет музыку для уютных небольших клубов, для людей тонко организованных, умеющих отличать настоящее от фальши. Любящих душевный комфорт, неторопливый разговор, спокойные танцы, лёгкий флирт и красное вино. Это их группа. Эд Нестеренко, автор песен и бессменный лидер ПН, рассказывает о группе, о своём понимании музыки, о новом альбоме...

Эдуард Нестеренко: Очень многие связывают мою фамилию, фамилию великого русского лётчика и название группы, но оно появилось из совершенно других источников. Был такой проект THIS MORTAL COIL, и вот мы как-то случайно об этом задумались, название перевели... Получилось - МЕРТВАЯ ПЕТЛЯ, звучало это довольно грубо, а Саша Сенин выкрутился: сказал, что петля - понятие международное, и ему надо придать родную окраску. И мы решили, что ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА - то, что надо. Мне название на тот момент не очень нравилось. Сейчас я понимаю, что оно правильное, интуиция нас не подвела. Ну вот, и мы начали репетировать в Институте связи имени Бонч-Бруевича. У нас была маленькая коморка, но там было уютно, рядом был кафетерий, всегда можно было выпить кофе и съесть горячих сосисок по студенческим ценам. Полгодика мы поковырялись, и в 1987 году на католическое Рождество решили засветить название, группу и новые песни, - сделать вечеринку с танцами в холле кафе, а предварить событие небольшим концертом. Созвали всех близких друзей, было человек 25 - все молодые, симпатичные, весёлые...
Это событие и стало рождением ПЕТЛИ НЕСТЕРОВА?
Эд: Да, поскольку стало возможным наконец-то всё это послушать, увидеть и даже пощупать. А дальше уже пошёл процесс развития, писались новые песни, и уже нужно было фиксироваться как-то на большой сцене. И мы пошли в Ленинградский Рок-клуб.
А можно было выступать в обход Рок-клуба?
Эд: Я думаю, что да, но всё-таки подобных примеров не помню. Тогда было интересное время, поскольку появилось несколько очень любопытных групп, делающих нечто нестандартное. Во-первых, - СТРАННЫЕ ИГРЫ. Потом они превратились в ИГРЫ, и заиграли независимую ни от каких стилей музыку, которая была весьма близка к нашему тогдашнему творчеству... Музыкальное пространство было пёстрым, разнообразным и интересным, и всем было очень весело и здорово творить, общаться с коллегами. А потом уже пошла волна наращивания оборотов, мы приятельствовали с КИНО, записали пару песен на их портативной студии, а потом решили записать полноценный альбом, - Кто Здесь?. Недавно он вышел под названием Ностальгия. Записались, поездили по стране немного и за рубежом. Затем выступили как разогревающая группа перед КИНО в СКК. Было жутко страшно - орущее море гопников, которые кричали: КИНО! КИНО!, кидали в нас шарфами, шапками, батонами, пачками сигарет и бенгальскими огнями, что было страшнее всего, поскольку сцена была декорирована какими-то тряпками, и бедные техники затаптывали эти огни ногами. Это выступление тоже сыграло свою роль, поскольку играть тогда перед КИНО было очень почётно. У нас пошла автономная жизнь, появились предложения съездить за рубеж... Мы были, кстати, одной из первых питерских групп, съездивших на Запад с концертами. Съездили в Гамбург, всё было очень здорово и благополучно, потом ездили ещё несколько раз по уже накатанной дорожке. После этого мы поучаствовали в очень интересном мероприятии - Рок чистой воды. А вскоре наш бас-гитарист Игорь Копылов (сейчас он играет в НОЧНЫХ СНАЙПЕРАХ) получил ангажемент поиграть на бас-гитаре со Славой Бутусовым в НАУТИЛУСЕ, и это, конечно, был крах, потому что найти замену такому великолепнейшему музыканту было маловероятно. К тому же в то время у меня был маленький ребёнок, поэтому где-то приблизительно на два года ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА впала в транс...
Вы были на взлёте и рухнули вниз?
Эд: Да, такая петля получилась, и нас сбили. Некоторое время ничего не происходило, но я чувствовал потребность заниматься любимым делом, что-то всё-таки писал, несмотря на семейные хлопоты. И, в конечном итоге, совершенно закономерным образом появился музыкант, - Максим Веркеев, наш следующий бас-гитарист с классным техническим потенциалом. Мы начали репетировать, поигрывать, съездили на гастроли в Минск, но потом случился ещё один крах - Саша решил уехать в Германию, потому что посчитал, что подрабатывать на немецком чёрном рынке гораздо выгоднее, чем грохать палочками по барабанам. Он уехал на полгода, пришлось искать замену, и с нами стал играть Серёжа Наветный, который после ушёл в КОЛЫБЕЛЬ, затем засветился у Насти Полевой, а сейчас процветает в СПЛИНЕ. Вообще ПЕТЛЮ НЕСТЕРОВА можно смело назвать кузницей звёзд. После того, как присоединился Наветный, мы начали играть по питерским клубам, всё было неплохо, но Максим был сосватан параллельно играть ещё в одной группе, более коммерчески развитой - в ПРЕПИНАКАХ, ему это было более интересно, и мы достаточно любезно разошлись. Вместо него появился Лёша Романюк, нынешний бас-гитарист Чижа, и мы играли с ним приблизительно 2 года. Началась такая чехарда музыкантов, которая продолжается и до сих пор...
Объясни название нового альбома Salto Mortale. Хорошая ассоциация с именем группы.
Эд: Я сначала хотел назвать альбом просто по одной из песен, без всякой идеологии. Но потом подумал, что Salto Mortale имеет некое интернациональное звучание, - архаичное, но, в то же время, имеющее некое объяснение этой самой ПЕТЛИ НЕСТЕРОВА. И сейчас кажется, что это очень успешное название для альбома. Фонетически оно не напрягает, идеологически достаточно полно отражает внутреннее состояние...
Можно ли объединить в цикл песни альбома? Есть некий образ, пронизывающий новый материал?
Эд: Пожалуй, нет, потому что песни писались поступательно и совершенно сумбурно. Иногда писалось несколько песен одновременно, это так же как читаешь 2-3 книги... Эмоции, которые испытываешь за день, бывают настолько разными, - от паники и гнева до безудержной щенячьей веселости. И с песнями происходит вещи примерно того же порядка.
В твоих песнях - конкретные ситуации, или всё-таки есть какая-то доля выдумки?
Эд: Это, скорее, размышления и наблюдения за людьми, систематизирование их поступков, внутренний анализ происходящего с ними и со мной. Своего рода собирательный образ. Наблюдения заключаются в литературную строфу, а под неё подкладывается музыкальная начинка.
Просто образы, зарисовки.
Эд: Да, да. Именно зарисовки. У меня всегда была ассоциация с импрессионизмом. Самовыражение без каких-то конкретных мазков и приёмов. Главное - потом убрать лишнее и оставить некую конкретную форму.
В группе хорошее взаимопонимание? Может, есть вещи, о которых никогда не говорится, но всегда есть внутренняя связь?
Эд: Да, разумеется. Особенно на сцене, когда в музыке возникает ощущение единения, и оно не требует никаких объяснений, - мы очень дорожим этим чувством. Когда оно не появляется достаточно регулярно, люди перестают чувствовать себя соратниками, и рано или поздно расстаются. Это универсальные законы, они присущи всем творческим союзам, и к нашей формации тоже применимы.
А может такое произойти, что кто-то из музыкантов старого состава вернется в группу, у вас снова взгляды на музыку совпадут, и вы захотите вместе играть?
Эд: Надежда, конечно, на это есть. И, более того, я бы не возражал, лишь бы человек был хороший.
Важнее человек хороший или профессионал?
Эд: Я не могу назвать нашу группу до конца профессиональной, потому что мы не зарабатываем столько, сколько хотелось бы. Профессионализм - это чёткое использование своих навыков за соответствующую плату. Если бы финансовый статус группы превысил некоторую планку, то можно было бы разговаривать с музыкантами уже совсем с другой позиции, - заинтересовывать их не тем, какая у нас хорошая в группе атмосфера, и какие все мы хорошие ребята, а просто деньгами. Но этого делать особо не хочется, и, видимо, уже не судьба.
У тебя не появляются мысли, что ты мог бы сделать более доступные вещи, и стать более известным?
Эд: Нет, потому что я считаю, что изначально делаю абсолютно форматные вещи. Только этот формат я придумал сам для себя. И если он не совпадает с деятелями шоу-бизнеса, то ничего страшного. Мы разные люди. Они делают своё дело, мы делаем своё, и подстраиваться под них я не буду. Мне вполне достаточно того, что мои песни воспринимаются достаточно большим количеством хороших и отзывчивых людей, для них я и играю.
ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА достигает 100% планки?
Эд: Ничего идеального не бывает. Более того, любое полотно можно улучшать до бесконечности. Но стоит ли? Оно уже создано, пусть и далее существует именно в такой форме. А развивающие или улучшающие импульсы мы пустим на какое-то новое направление. Это стимулирует творческий процесс. То есть, какие-то моменты, сознательно или бессознательно опущенные в одном произведении, так или иначе всплывают в другом. Появляется какая-то общая концепция, я эту вязь очень хорошо ощущаю. Если другие люди видят её и понимают, то моя задача достигнута. Если же песни воспринимаются поодиночке, то у них будет разная судьба. Песни выходят на разные орбиты, а я считаю, что нельзя отрывать их друг от друга. Кстати, хитами становятся, как правило, исключительно продукты масс медиа, а многие талантливые произведения входят в историю, но в общепринятом смысле это - не хиты. Делая хит, никогда не подозреваешь, что делаешь хит. Просто пишешь песню, не ожидая никакой награды за это.
Илья СОНЮШКИН



Читайте далее: АУКЦЫОН: Делать рок-н-ролл слишком просто Интервью с Леонидом Федоровым (1995) АУКЦЫОН: Бумс! И я живу другой жизнью - интервью с Леонидом Федоровым (2001) SINISTER: Интервью с Бартом (1999) SLAYER: Интервью с Томом Арайей (январь 2005) АУКЦЫОН: Как я стал предателем - история альбома SLIPKNOT: Через повешение СМЫСЛОВЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ: Ирония из области фантастики - интервью с группой (2002) SODOM: Интервью с Томом Энджелриппером (2003) GWAR: Интервью с Питером Ли (1999) SOUNDGARDEN: Бесконечная черная дыра СПЛИН: Интервью с Александром Васильевым (2004) STAR ONE: Интервью с Арьеном Лукассеном (июнь 2002) AVERSE SEFIRA: Интервью с Гневом Сатариелем Диаболусом и Сангвиником Асмоделем Ноктюрно (2002) SUPERTRAMP: Замедленное движение SUSPERIA: Смертный грех №8 TAAKE: Интервью с Гоэстом (2002) TANKARD: Intim Special - интервью с Герре (2002) ТЕЛЕВИЗОР: Интервью с Михаилом Борзыкиным (1989) TEQUILAJAZZZ: Текиловый рассвет Интервью с Евгением Федоровым