Главная страница - Текущий раздел: Статьи

ПИКНИК: Тень декаданса - интервью с Эдмундом Шклярским и Вадимом Самойловым (март 2004)




2 марта в петербургском Юбилейном ПИКНИК презентовал свой новый альбом Тень Вампира, записанный с участием Вадима Самойлова (АГАТА КРИСТИ, естественно). Альянс старейшей отечественной готик-группы с представителем первой, взявшей на вооружение дарк уэйв, да еще в рамках столь мистической темы, должен был неминуемо привлечь толпу людей в черном. Однако почему-то не привлек - публика явилась самая что ни на есть обыкновенная. Чего не скажешь о самом концерте.
Программа (разбитая, против заявленного, на два отделения) игралась на фоне задника, изображающего стены средневекового замка, и двух экранов, на кои проецировались в основном языки пламени и галактические пейзажи. Обычный ПИКНИКовский антураж - черные одежды музыкантов, бродящие по сцене огнеглотатель, Франкенштейн, шаман - был дополнен новыми инструментами: самолично сконструированной Шклярским мини-арфой, крепящейся на голове у скрипачки, и светящейся и злобно визжащей штуковиной под авторским названием гиперболоид. Из мистико-экзотического визуального ряда выпадал лишь Самойлов, одетый в серую рубаху и голубые джинсы. Впрочем, он особенно ничем не оттягивал на себя внимание, подпевая лишь в отдельных (не только новых) песнях. Играл чаще и больше, чем пел, и его гитара была здесь гораздо уместнее (ПИКНИК звучал на редкость жестко), чем вокал. Конечно, кто-то может иметь другое мнение, - к тому же, и Шклярский, и Самойлов считают сотрудничество удавшимся. И в том, что оно изначально было запланировано как одноразовое, видимо, и заключается его главная прелесть. Эксперимент не может и не должен длиться бесконечно. Никаких многомесячных туров, - записали альбом, сыграли пару концертов и разбежались. Тем интереснее было поймать музыкантов на горячем и расспросить обо всем. По старшинству и согласно доле участия в проекте.
Как вы подошли к этой совместной программе?
Эдмунд Шклярский:
Исподволь. Если говорить о каких-то конкретных шагах, то Вадик записал для трибьюта песню Я Невидим, потом мы вместе сыграли на нашем концерте, потом как-то так получилось, что решили записать вместе песню. И вот результат. Но в концертной программе мы не играем полностью материал пластинки, - только в первом отделении 4 вещи плюс какие-то песни, связанные с этой тематикой.
Насколько паритетно ваше сотрудничество?
Эдмунд:
Песни писал я, а Вадик пел вместе со мной. И на разности голосовых потенциалов всё и строилось.
Песни писались сразу с расчетом на его вокал? И под эту тему?
Эдмунд:
Да. Песни две были давно такой тематикой, а остальные писались на перекличке, для двух действующих лиц.
Почему именно АГАТА КРИСТИ?
Эдмунд:
Мне казалось, что есть некий декаданс, - по-разному понимаемый ими и нами, но, тем не менее, он присутствует. И мне казалось, что для данного альбома это сочетание будет гармонично.
Возврат к вампирской тематике...
Эдмунд:
Когда-то были записаны Вампирские Песни, и возникла мысль сделать некое продолжение. Здесь словавампири все прочие не упоминаются, но, чтоб было понятно, что это опять некое ответвление, а не генеральная линия, - вот, под этим понятием вампир что-то происходит. Некий мир, немножко другой.
Вы мне говорили год назад, что источником вдохновения для Вампирских Песен было кино. И тут тоже - фильм Тень вампира?..
Эдмунд:
Я, честно говоря, его не смотрел, и уже после альбома с удивлением узнал, что есть такой фильм. Название возникло само по себе, на кухне... Что может быть у вампира, а чего не может быть? Оказалось, что тени у него не может быть. И, оказывается, есть такой фильм... Может, посмотрю его, и придется что-то переделывать (смеется).
А Не Кончается Пытка сделана по мотивам песни Фрэнка Заппы The Torture Never Stops?
Эдмунд:
Да. Я ничего не помню, что там когда-то было услышано, но под впечатлением от этой песни была написана Ночь, а под впечатлением от названия - новая песня.
Вы эту вещь Заппы с тех пор не переслушивали?
Эдмунд:
Я специально купил МРЗ-сборник Заппы, но там так всего много, что я пока еще этой песни не нашел. Как альбом-то называется?
Zoot Allures, 1976 год. Интересно как у вас всё складывается...
Эдмунд:
Да, задним числом (смеется).
Расскажите о новых музыкантах в составе группы. Скрипачка у вас давно? Кто она?
Эдмунд:
Ира Сорокина. В основном она работает с Гришковцом, а когда есть возможность - с нами.
Удивительно изящное решение Великана как инструментальной пьесы специально под нее придумано?
Эдмунд:
Под нее и клавишника. Мы это позавчера придумали.
А новый бас-гитарист?
Эдмунд:
Марат Корчемный. Он раньше занимался сайтом, а теперь вот...
О трибьюте ПИКНИКУ. Вы говорили, что не собираетесь вмешиваться в процесс его выпуска...
Эдмунд:
Совершенно верно. Ни в роли автора, ни в роли комментатора.
А сейчас, когда он вышел, можете прокомментировать? Вы его слушали хотя бы?
Эдмунд:
Конечно. Еще до того, как он вышел, частично слышал. И я порядок песен, может, сделал бы немножко другим. А какие могут быть другие комментарии?
Вообще никаких впечатлений? Ни хороших, ни плохих?
Эдмунд:
Если я буду комментировать... Ну, мне подарили что-то, а я говорю: Подарок хороший, но цветочек вот тут мне хотелось бы другой, или Могли бы подороже что-нибудь подарить. Или поменьше размером... Иногда дарят картины в поездках, и я все время сетую, что они большие слишком, можно было то же самое нарисовать на меньшем полотне.
Но, может, чья-то версия особо на душу легла, - об этом ведь стоит сказать! Самое положительное впечатление? Не было такого, что вы услышали кавер и сказали себе: Как замечательно сделано, даже лучше, чем у меня?
Эдмунд:
Все, что иначе, - лучше (смеется). Если человек переделывает что-то, значит, он думает, что в оригинальной версии чего-то не хватает, и делает по-своему. Вот, ЗАПРЕЩЕННЫЕ БАРАБАНЩИКИ решили музыку поменять, - наверно, наша музыка им показалась не соответствующей настроению песни, и они решили сделать ее другой, соответствующей.
У ПИКНИКА уже есть какие-то отчетливые дальнейшие планы?
Эдмунд:
Мы должны ехать на Дальний Восток.
С Самойловым?
Эдмунд:
Нет. У АГАТЫ КРИСТИ своя гастрольная жизнь, у нас своя. Не было такого плана, что мы будем плотно соприкасаться, это получилось случайно: в Москве концерты, здесь... Никто изначально не давал клятвы верности.
Если Шклярский был, как и ожидалось, прост, немногословен и предельно конкретен, то Самойлов несколько удивил. Во-первых, тем, что, против многочисленных предупреждений, дал интервью в принципе, - причем довольно-таки охотно. А во-вторых, тем, что именно он, не автор, а гость проекта, дал всему происходящему полное теоретическое обоснование. Впрочем, бывают практикующие маги, а бывают ученые-теоретики, магию исследующие. Ни один не хуже другого, - просто занятия у них разные...
Что вас побудило участвовать в этом проекте?
Вадим Самойлов:
Предложение Эдика Шклярского.
Этого было достаточно?
Вадим:
В общем, да, потому что я с молодости очень люблю ПИКНИК. Это редкая группа с очень мистическим содержанием, творчество которой заставляет человека вглядываться внутрь себя, а не в окружающий мир. Мне всегда это импонировало.
Именно общий посыл всего творчества ПИКНИКА, а не конкретная тематика данной программы?
Вадим:
Вы знаете, все равно же голова как-то аппроксимирует содержание всех песен. Есть артисты, музыканты, у которых по одной песне понятен весь их посыл. И что бы они ни делали, на какую бы тему ни пели, все равно это воспринимается в контексте их восприятия мира, их взгляда на жизнь, на искусство, на человека. Поэтому для меня любая тема, на которую бы начал петь ПИКНИК или АГАТА КРИСТИ, - вот это нас очень роднит, - будет восприниматься в контексте личностном, в контексте мировоззренческом нашем.
А как вы сами относитесь к вампирской тематике?
Вадим:
Как сказать... Это одна из очень серьезных мистико-исторических метафор, на примере которой, безусловно, можно раскрывать тонкие душевные струны человеческие. Сам по себе образ придуман был не случайно много веков назад, и до сих пор работает... Мне на самом деле очень нравится нетрадиционное прочтение - то, что уже давно Эдиком было заложено в песню про влюбленного вампира, - то, что заставляет людей попытаться влезть в чужую шкуру. Естественно, в шкуру фантазийного такого существа, - и это заставляет включать воображение, то самое, благодаря которому мы и называемся гомо сапиенс. В этом отношении его творчество очень позитивно.
Для Шклярского, по его словам, вампир - это другой. Не злодей, а просто иное, загадочное существо. Вы можете с этим согласиться?
Вадим:
Мы же говорим о литературных образах. И... ну, есть хищники в природе, но они тоже живут своей жизнью, у них есть свои страсти, своя любовь, свои отношения. В конце концов, мы смотрим телесериалы про ментов, про Бригаду, и почему-то идеализируем этих героев, хотя мало кто до конца понимает, что они проживают, и какой на самом деле от них посыл жизненный. И к вампиру нужно относиться как к персонажу из телевизора, но гораздо более пугающему, чем какой-нибудь злодей из уголовного розыска.
А мистико-романтический ореол, который сложился вокруг этого образа, вас меньше интересует?
Вадим:
Я считаю, что у этого образа нет одного какого-то дидактического прочтения. Это та самая метафора, которую можно употреблять и в том, и в другом контексте. В позитивном - можно было бы вампира сравнить с наркоманом, у которого зов крови... А можно сравнить с существом, у которого есть сверхзадача, - и все естество которого, помимо его собственной воли, подчинено ей. И он всю жизнь этим страдает, и всю совокупность проблем, с этим связанных, переживает. Можно по-разному относиться. Мне кажется, что альбом Тень Вампира и вообще вампирская тематика в творчестве лучших классиков этого жанра, в том числе Эдика, - она именно в этом контексте. И мне это нравится.
Шклярский сказал, что в музыкальном плане вас объединяет некий декаданс. А мне кажется, что более уместно было бы слово готика. Как определение жанра.
Вадим:
Готика - более узко направленное слово, хотя и декаданс - тоже не самое обволакивающее. Я думаю, что здесь нужно говорить о жанре пре-фэнтези таком. Потому что фэнтэзи... я, может, кого-то обижу, но все-таки жанр резко вульгаризированный. А тут то, что предшествует фэнтэзи, когда персонаж обычной жизни кто-то из художников наделяет чертами мистического существа. Самая интересная вещь в области сознания происходит как раз на грани этих взаимодействий. Можно это назвать декадансом, но, я думаю, лучше назвать фантазией. Это продолжение умения играть в игры разума, которые мы себе позволяем в детстве, в виде других, более интеллектуальных игр.
А в музыке? ПИКНИК разумно считать основоположниками готик-рока на отечественной сцене...
Вадим:
Наверное, можно так считать. Хотя жанровая политика и жанровые определения очень узко направлены. ПИКНИК, безусловно, основатели готики, но гораздо в более глубоком смысле этого слова. В том смысле, что они привносят в достаточно бытовую стезю рок-музыки и вообще слухового восприятия нечто таинственное. В этом и есть задача готики - создать некий миф, в который ты помещаешь себя, который начинает управлять твоими эмоциями. Вот они это виртуозно сделали, и очень давно.
Как вы себя чувствуете в этом проекте? Вы достаточно скромно и ненавязчиво себя ведете на сцене, хотя, казалось бы, по статусу должны присутствовать там равноправно...
Вадим:
Во-первых, это музыка Эдика, а я безмерно уважаю авторство как таковое, то, что человек сочиняет и творит. И мы не добрались еще до той степени взаимодействия, когда можем на равных... Мы с Глебом-то не всегда добираемся до этой планки. К тому же, этого от меня тут, в общем-то, не требовалось. Но легкость была очень хорошая - в том смысле, что, с одной стороны, я не пел то, что обычно все должны слышать у ПИКНИКА, и то, что принято слышать у АГАТЫ КРИСТИ. Но и Эдик не мешал мне изъясняться своим языком. И, мне кажется, сочетание его холодного рассудительного посыла и яростного, истеричного моего - оно существенно отличается от АГАТЫ КРИСТИ, и это сыграло свою роль. Я себя чувствовал уютно. В принципе, у меня было стремление не навредить, и, может быть, это немножко меня пугало. Но этот концерт - уже третий, и сегодня я уже так... разошелся.
А почему вы не оделись в черное, дабы соответствовать визуальной стилистике ПИКНИКА?
Вадим:
Постановочную часть нужно вообще задумывать под нас целиком и полностью, а это отдельная, очень большая и тонкая работа. На нее не было времени и, стало быть, вопрос личного удобства для исполнения для меня стоял в первую очередь. Я хотел выглядеть так, как мне нравится.
Вы участвовали в трибъюте ПИКНИКУ, и мне кажется, что одна из самых удачных версий - ваша...
Вадим:
Спасибо.
...Потому что вы сохранили атмосферу, а это очень важно.
Вадим:
Важно даже не сохранить атмосферу. Мы ведь сейчас тоже готовим трибьют, уже очень много групп записалось, и лучшие номера из этого альбома - тех музыкантов, которые наши песни поют как свои. На самом деле это очень трудно сделать - песню любимого исполнителя адаптировать к себе и спеть так, как бы ты ее спел. Нам предлагали участвовать в трибьютах DEPECHE MODE, THE CURE и КИНО, но для нас настолько значимы личности всех участников этих групп, что мы решили не участвовать в этом. Мы считаем, что самое полное и самое точное прочтение этого материала - авторское.
Екатерина Борисова



Читайте далее: SINISTER: Интервью с Бартом (1999) SLAYER: Интервью с Томом Арайей (январь 2005) АУКЦЫОН: Как я стал предателем - история альбома SLIPKNOT: Через повешение СМЫСЛОВЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ: Ирония из области фантастики - интервью с группой (2002) SODOM: Интервью с Томом Энджелриппером (2003) GWAR: Интервью с Питером Ли (1999) SOUNDGARDEN: Бесконечная черная дыра СПЛИН: Интервью с Александром Васильевым (2004) STAR ONE: Интервью с Арьеном Лукассеном (июнь 2002) AVERSE SEFIRA: Интервью с Гневом Сатариелем Диаболусом и Сангвиником Асмоделем Ноктюрно (2002) SUPERTRAMP: Замедленное движение SUSPERIA: Смертный грех №8 TAAKE: Интервью с Гоэстом (2002) TANKARD: Intim Special - интервью с Герре (2002) ТЕЛЕВИЗОР: Интервью с Михаилом Борзыкиным (1989) TEQUILAJAZZZ: Текиловый рассвет Интервью с Евгением Федоровым FLOTSAM & JETSAM: Интервью с Крейгом Нельсоном (2001) TEQUILAJAZZZ: Джаз без текилы - интервью с Евгением Федоровым (2002)