Главная страница - Текущий раздел: Статьи

ПИЛОТ: Эксперементаторы - интервью с Ильей Чертом (2002)




Реализация очередных проектов открывает новую страницу в творчестве ПИЛОТА. Меняется все - стилистика, саунд, эмоциональная передача. Группа взрослеет, музыканты ставят перед собой все более сложные задачи. Неизменной остается только суть песен, где действие разворачивается на фоне асфальтовых полей, новостроек огромного индустриального центра. Илья Черт, лидер коллектива, рассказывает о себе, о своей команде, творчестве, коллегах-музыкантах и многом-другом.

Джоконда
Вы сейчас пишете новый альбом?
Илья:
Ну, хм... Происходит путаница. Альбом уже готов давно, - он был записан сразу после Сказки. Он должен выйти осенью, в октябре. Это номерной альбом ПИЛОТА, следующий за Нашим Небом. А я сейчас заканчиваю писать такой альбом дворовых песен, мой сольник, - хотя, видимо, он будет издаваться как альбом ПИЛОТА. Сама же группа занята подготовкой уже совершенно новой программы.
Давай сначала про альбом ПИЛОТА. Как он будет называться?
Илья:
Джоконда. Он очень тяжелый по звуку. В нем мы впервые использовали сэмплерную технику. Это совершенно не похоже на наши предыдущие работы. Саунд неузнаваем. Очень много заимствований из стиля индастриал. Говорят, что Наше Небо - романтический, воздушный альбом. Джоконда - агрессивна. И депрессивна. Она похожа на Сказку. Философский альбом, насыщенный информацией.
Почему такое название?
Илья:
Символ красоты. Это будет отражаться в оформлении. Идея - внешняя красота является лишь следствием красоты внутренней. Грубо говоря, здесь эта мысль доведена до крайности. Мы хотели показать, что... Общепринятое изображение смерти - уродливая старуха с косой, в лохмотьях. Тем не менее, люди попадаются на ее уловки и идут к ней. И я подумал: может быть, все наоборот? Может быть, облик смерти притягателен из-за ее внешней привлекательности? Недаром же люди на это покупаются, не могут противостоять соблазну, побороть искушение. И Джоконда, в данном случае, олицетворяет красоту внешнюю, расхожую. И смерть - духовную, в первую очередь.
Как и где происходила запись?
Илья:
На Добролете. То есть половину всей работы, всю ее компьютерную часть, мы сделали с Йориком, скрипачом нашим, у него дома. А все живые инструменты записывали уже на Добролете. Помогал нам Рома Фарафонтов, клавишник FACE X, - он подыграл в нескольких вещах, Игорь Скалдин, гитарист первого состава АУКЦЫОНА, Игорь Логинов, гитарист из группы ТРЕТИЙ РИМ. Помимо них, участвовали Аня Кипяткова из PEP-SEE, Андрей Машнин и детский хор музыкальной школы Тутти. Записывал Саша Мартисов, а сводил - Андрей Алякринский.
Сольник
Что представляет собой акустический альбом?
Илья:
Там как раз все совершенно другое. Простой, спокойный альбом, который хорошо будет слушать долгими зимними вечерами. Он будет похож на Войну, может быть, даже ближе к авторской песне. Не шансон, просто дворовые песни...
Кто автор этих песен?
Илья:
Есть несколько песен, автор текстов которых - не я. Например, лучшая, на мой взгляд, которая называется Со Мной, - слова к ней написала московская девочка Лана Кабаева. Есть песня Оксаны Фрески, тоже москвички. Еще чьи-то...
Вообще весь альбом посвящен нашему другу, девочке, которая погибла два года назад. Зовут ее Аня Воробей. Мы много лет дружили. Только после ее смерти, приехав к ее родителям, я узнал, что она писала стихи и рисовала картинки. Я увидел две огромные тетради. Был просто потрясен!.. И мы решили как-то все это реализовать. Видимо, альбом будет оформлен ее рисунками, на обложке будет ее фотография, и между песнями я буду читать ее стихи...
Кто помогает тебе в записи этого альбома?
Илья:
Музыканты группы КРАДЕНОЕ СОЛНЦЕ - Кирилл Погоничев и Паша Ключарев. У них на точке возле метро Парк Победы, в таком подвальчике все и происходит. Я не хотел отвлекать музыкантов ПИЛОТА от совершенно новой программы, которую мы сейчас репетируем. К тому же было очень много поездок, гастролей. Я посчитал, что музыканты КС прекрасно справятся со этой ролью. Так оно и получилось. Они очень профессиональны. К тому же, мне нравится то, как они подходят к звуку. Так весь альбом втроем и записываем... Конечно, какая-то ревность со стороны ребят из ПИЛОТА присутствует. Но все равно... Я подхожу к записи альбома, исходя все-таки из концепции группы ПИЛОТ, - а концепцию коллектива определяют все его участники. Так что, в какой-то мере, это и их альбом...
Паша Ключарев несколько раз выходил с вами на сцену. Говорит ли это о том, что в будущем состав группы расширится?
Илья:
К сожалению, это не так. Хотя мы были бы рады видеть Пашу в своих рядах!

Клипы и новая программа
Будут ли клипы?
Илья:
Об этом рано говорить. Я надеюсь, что будут. Есть одна наметка на песню из Джоконды, но вряд ли ее возьмут на телевидение. Но мы постараемся сделать это видео для себя.
Значит ли это, что на альбомах нет форматных песен?
Илья:
На акустическом предостаточно. А на Джоконде их практически нет. Альбом абсолютно неформатный, если учитывать те рамки, которые приняты в нашем шоу-бизнесе.
О новой программе: какой она будет?
Илья:
Не знаю... Вряд ли тяжелой. Мы сделали один такой альбом, и на этом пока успокоились. Продолжать работать в такой стилистике пока что нет желания.

День рождения
Об истории группы: фестиваль на Петровском, 1996 год, - там вы назывались еще MILITARY JANE...
Илья:
Да. Как раз этот фестиваль породил у нас желание завязать с англоязычным творчеством и переименовать группу. Это был первый толчок. А дебют состоялся 11 января 1997 года в Полигоне (еще на Лиговке), когда буквально за пять минут до выхода на сцену мы придумали себе новое название. В том концерте принимали участие тогда еще не очень известные наши друзья - СПЛИН, КОРОЛЬ И ШУТ. Эта дата и считается днем рождения группы ПИЛОТ.

Музыканты
Маша Нефедова уже была в составе, или вы играли вчетвером?
Илья:
Играли вчетвером. Те же самые люди, что и сейчас. Только барабанщик был другой, - Витя Кузьмичев. Он ушел после записи Жывого Концерррта. Потом играл Денис Можин, ныне звукооператор ЛЕНИНГРАДА, - около двух лет, по-моему. И после него уже появился Коля Лысов (экс-СПЛИН), он и барабанит по сию пору. А Маша появилась уже тогда, когда мы записали Войну. Дело в том, что девочка, которая играла на скрипке в том альбоме, Настя Иванова - относительно известный классический музыкант, ездит с оркестром по Европе. Таскать ее по каким-то клубам - это был уже перебор. И мы взяли Машку. Она была тогда абсолютно никому не известна, играла в проекте МУЗЫКА ТЭ. Я пришел случайно на их квартирник, - увидел Машку, такое милое существо. И хвать ее за шкирятник, ха-ха!.. Но это был уже 1998 год, наверное. Маша играла у нас меньше года, и параллельно играла в КОРОЛЕ И ШУТЕ. И, в конце концов, окончательно ушла в КИШ... До сих пор не представляю, как она там выживает. Ей даже с нами было тяжело. Все-таки девка на корабле... Не знаю, как ШУТЫ с ней справляются. Или это она их строит? И сразу после нее в наш коллектив влился Макс. Нас даже это как-то подстегнуло, потому что у нас тогда был дохлый период, а Макс пришел и всех поднял на уши. Свежая кровь...

ТВ
Ваши отношения с телевидением как складывались?
Илья:
В 90-е была отличная программа Ржавые провода - ПИЛОТ участвовал один раз. Очень понравилось - сама атмосфера... А ключевым моментом стал концерт на Муз-ТВ года два назад. Еще недавно мы были у Широкова - хорошая передача получилась. Но вообще-то нас не очень жалуют голубые экраны...

Live
Концертная деятельность происходит по клубам?
Илья:
Да, но в последнее время мы боимся играть в клубах. Боимся за клубы. Там такая давка!
Ты играешь довольно много квартирников. Почему?
Илья:
Мне просто нравится это делать. И, потом, это способ непосредственного общения с людьми - я понимаю, что на концертах ПИЛОТА со мной сложно найти возможность поговорить. Кроме того, на квартирниках я имею возможность петь те песни, которые по тем или иным причинам не входят в программу группы.
В последнее время вы много гастролируете...
Илья:
Городов очень много объездили, список длиннющий. Все они находятся в Северо-Западном регионе, поскольку мы группа не очень форматная, и, естественно, мало кто из устроителей концертов отваживается нас приглашать на периферию. Правда, знаю, что фанатов очень много - даже в отдаленных городах. Они все переписывают друг у друга, как в советские времена, поскольку наших кассет до них мало доходит...
Как гастрольная жизнь сказывается на психике и нравственности участников коллектива?
Илья:
Конечно, поначалу это испытание. Но привыкаешь. Как в подводной лодке - на долгое время остаешься один на один с весьма ограниченным числом людей. Сразу выявляются все плохие и хорошие стороны каждого. Сначала это действует на нервы, потом волей-неволей начинаешь воспитывать в себе терпимость... Каждый в поездке занимается своими делами. Лева Совранский, наш звукооператор, все время слушает музыку. Я читаю. Ромка медитирует. Стасик с Колей все время балагурят или спорят на какие-то странные темы: о футболе, об автомобилях. Они, по-моему, могут говорить сутками. Макс любит читать что-нибудь по звуковедению (он учился в институте на звукооператора)...

Видео
Расскажи, пожалуйста, о ваших видеокнижках.
Илья:
У нас выходил Концерт В Петербурге, это обычный концертам - видеоверсия одноименного альбома. Есть еще ПИЛОТ. Часть первая, официальная. Эта кассета содержит два клипа - Транзит и Трамвайную и несколько песен, взятых с концерта на Новгородском телевидении. Вот и все. Да, еще я как-то видел пиратский Unplugged.

Гитара
Какая у тебя сейчас гитара?
Илья:
Godin, очень редкий инструмент. Это канадская фирма. Гитара сделана на заказ. Я ее выпросил у Кохи из PUSHKING. Выпрашивал очень долго и, в конце концов, он мне ее продал за совершенно символическую сумму, когда переезжал жить в Москву.

Фестивали
Как ты оцениваешь ваши выступления на больших московских фестивалях?
Илья:
На Максидроме мы играли однажды - году в 1999-м или 2000-м. Было все очень сумбурно. Никто, по-моему, даже не понял, кто мы такие, ха-ха! И, естественно, никто нас не запомнил. Ну, и слава Богу! Нашествие - отдельная история. Это все-таки большое событие для страны. Мы выступали там трижды. Отличный фестиваль... Но, в целом, мы не любим участвовать в солянках. Не то, что бы это была политика группы, но так - дело вкуса...

Коллеги
Как сложились ваши творческие отношения с АЛИСОЙ и будут ли они продолжаться?
Илья:
Нас с Кинчевым Рикошет познакомил. Костя сказал, что всегда будет рад видеть нас у себя на разогреве, если мы того захотим. То есть прямого предложения не было, но мы поймали его на слове, ха-ха! Сыграли с АЛИСОЙ четыре раза - дважды в Питере в Юбилейном, в Москве в Горбушке, и один раз - в Мурманске. Как будет дальше, я не знаю...
Сейчас с Кинчевым ты общаешься?
Илья:
Очень редко. Иногда заезжаю к нему в гости, когда бываю в Москве. Он дельный советчик - не только в каких-то профессиональных вопросах, но и в чисто житейских, бытовых делах. Как-то я даже написал песню и так воодушевился, что поехал ее ему петь. Даже не ему, а его жене Саше. Она все говорила: А! Вот в Илюхе все бесы-бесы! А я сочинил такую добрую светлую песню - Голова-Фонарь называется, она пока что никуда не вошла, - и спел им. Чем отчасти реабилитировал себя в глазах четы Панфиловых.
А как получилось, что Шевчук участвовал в создании Сказки...?
Илья:
Мы знакомы с 1996 года. Особых точек соприкосновения у нас не было, но, думаю, что он всегда был о нас хорошего мнения. На роль ведущего в Сказке... мы искали человека с соответствующим тембром голоса. Я предложил эту роль Кинчеву, - Костя прочитал Сказку... и сказал, что это не его. Я обратился к Горшку, но у ШУТОВ в то время было очень много концертов, и он тоже отказался. Тогда я дал текст Шевчуку - он сказал: Да, о'кей! Кстати, лейбл, который выпускал Сказку..., предложил поставить на кассету стикер При участии Ю. Шевчука. Ну, мы, разумеется, отказались.

О звездах
Ходят слухи о твоем общении с Земфирой в Уфе еще до ее стремительного взлета. Они соответствуют действительности?
Илья:
Нет, не соответствуют. Мы никогда не общались напрямую, хотя у нас, наверное, было много общих знакомых. Я близко знал ее барабанщика Пафу. Ну, и с другими музыкантами как-то пересекался. Они играли в середине 90-х в разных уфимских группах и, наверное, уже как-то сотрудничали с Земфирой. Не знаю... Кстати, была такая история. Земфира изначально к нам плохо отнеслась, потому что кто-то там через третьи руки сказал ей, что я отрицательно о ней отзывался. Она так вскипела! На самом деле, ничего подобного не было. Я всегда к ней очень хорошо относился. Но убеждать ее в этом было как-то бессмысленно...

Мат
О ненормативной лексике в твоих песнях...
Илья:
Ну, это от стремления усилить эффект от каких-то чувств, эмоций. Не больше. Ставка в песне, конечно, делается не на это. С. годами, кстати, происходит переоценка... Но из песни слов не выкинешь.

Свободное время
О свободном времени - чем ты его занимаешь?
Илья:
Его нет. Если появляется, - трачу его на переписку с друзьями и знакомыми,
Одно время ты был пропагандистом здорового образа жизни. Как сейчас?
Илья:
Было дело - несколько раз срывался. Сейчас - не пью, не курю. Купаюсь зимой в проруби на Неве, на Петропавловке. Ничего экстремального в этом нет. Прорубь зимой теплее, чем холодный душ. Серьезно. А экстремальное все - оно в голове, на самом деле.

Музыка
Ты бы мог назвать песню, которая изменила для тебя мир?
Илья:
Таких песен несколько. Это перепевка песни Lay Lady Lay MINISTRY, Human Behaviour Бьорк, Forest THE CURE... PINK FLOYD, The Dark Side The Moon - весь альбом стал для меня достаточно поворотным... Когда мне было лет 15-16, я любил очень жесткую музыку - SLAYER, VOIVOD, KREATOR, DEATH, M.O.D., S.O.D. Группу ANTRAX любил очень. С годами интерес к такой музыке поубавился.
А из советской музыки?
Илья:
Году в 1986-м в пионерском лагере услышал Энергию. АЛИСА стала для меня группой номер один. Номер два - КИНО. Три - БРАВО. Немного позже услышал Гласность ОБЪЕКТА НАСМЕШЕК. Потом уже были ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА, АУКЦЫОН, ЮГО-ЗАПАД, СКОРАЯ ПОМОЩЬ. Застал последние концерты Цоя - еще до его взлета, до стадионов.
Потом был TaMtAm?
Илья:
Да. ХИМЕРА. Я рос на их музыке, знал Эдика. Это был волшебный человек. В то время ХИМЕРА олицетворяла в музыке наш город. Так же, как сейчас TEQUILAJAZZZ.
В 90-е годы какую музыку ты слушал?
Илья:
Преимущественно западную...
В 1996 году состоялся вышеупомянутый фестиваль на Петровском, показавший, что и молодые российские команды заслуживают внимания...
Илья:
Естественно! Это было событие десятилетия! Благодаря одному этому фестивалю сколько групп стало известно: СПЛИН, КОРОЛЬ И ШУТ, КРАДЕНОЕ СОЛНЦЕ... Такой прорыв громаднейший! И совсем молодых групп после него появилось как грибов...
А современная музыка?
Илья:
Мне не интересен рокапопс вообще, - я не понимаю смысла их песен. Единственный артист, кого я воспринимаю в этой тусовке, - Земфира. Еще Найк Борзов и Маша Макарова.
Были какие-то открытия в последнее время?
Илья:
Зарубежное открытие этого года - английская группа COLDPLAY. Я, наверное, полгода не вынимал кассету из плейера. НЕБО ЗДЕСЬ - до сих пор слушаю и радуюсь... Кроме того, заново открыл для себя КРЕМАТОРИЙ и КАЛИНОВ МОСТ. Послушал Выворотень - и охренел: мимо чего я прошел в свое время!
На концерты ходишь?
Илья:
Редко. На Уотерса сходил, потому что любил PINK FLOYD в юности. Из наших - TEQUILAJAZZZ, ДЖАН КУ, ПСИХЕЯ. На АУКЦЫОН хожу, но они играют редко.
Дома у тебя фонотека большая?
Илья:
Не очень. Зато у нас есть Лева, который в данном вопросе впереди планеты всей. Он меня снабжает записями: Илюха! Ты должен это услышать! Так что благодаря ему я в курсе.

Трибьюты
Почему ПИЛОТ не участвует в трибъютах - КИНО, ГО?
Илья:
Что касается ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ - мне просто не нравится эта группа. А КИНО... По моему, трибьют КИНО был изначально задуман как проект по срубанию денег. Я хорошо знаю басиста этого коллектива Игоря Тихомирова, - у него такое же мнение. Нам не хотелось участвовать в спекуляции на имени Цоя - мы и не стали участвовать...
А если бы ты стал все-таки перепевать Цоя - какую бы песню взял?
Илья:
Группу Крови - это настоящее чудо... И если продолжать говорить о трибьютах, то мы и впредь не намерены в них участвовать. Примерно из тех же соображений. Исключение - трибьют ХИМЕРЕ.

Проза
О твоем прозаическом творчестве...
Илья:
Я написал одну книгу пока - маленькую фантастическую повесть, которая называется Тори. Она есть на нашем сайте и в пиратской книжке ПИЛОТ... Начал писать вторую, но она у меня не двигается абсолютно, хотя идея мне кажется очень хорошей.

Интересы
А что сам читаешь?
Илья:
Сейчас пытаюсь перечитать всего Харуки Мураками - его книги для меня настоящее открытие в области литературы.
А поэзия?
Илья:
Я не очень люблю академическую поэзию, но с удовольствием читаю стихи, которые мне присылают ребята. Мне близко их творчество.
Джоконда... У тебя есть интерес к живописи?
Илья:
Ну, у меня достаточно непосредственное восприятие живописи. Могу, не останавливаясь, пройти мимо работ великих мастеров в Эрмитаже или в Русском музее, и при этом часами любоваться картинками художников с Невского.

The Best
Если бы тебе предложили издать альбом Избранное ПИЛОТА, - какие бы песни ты в него включил?
Илья:
Сложно сказать. Безусловно, Небо, Семь Часов Утра, Лук Золотой, Джаз ,О Нехороших Людях, Сумасшедшего, Трамвайную... Далее затрудняюсь. Наверное, Карелию. Вот это мои любимые песни...
Александр ПОЛИЩУК



Читайте далее: ALICE COOPER: Интервью с Эллисом Купером и Нилом Смитом (1969) БИ-2: Бикамерон-XXI - интервью с группой (2001) SLIPKNOT: Спаси нас от нечистого S.M.E.S.: Интервью с Эрвином де Гротом (2004) SODOM: Без Гоморры - интервью с Томом Энджелриппером (2002) SOLEFALD: Интервью с Ларсом Недландом (2003) SONATA ARCTICA: Интервью с Тони Какко (июль 2001 года) СПЛИН: Рок-н-ролл становится религией - интервью с Александром Васильевым (2002) Bruce Springsteen: Будущее рок-н-ролла Ringo Starr: Ринго Старр в Москве репортаж с концерта, стенограмма пресс-конференции (25 августа 1998) STONE ROSES: Круче не бывает. Почему THE STONE ROSES - по-прежнему самая крутая группа в истории. HAMMERFALL: Интервью с Оскаром Дроньяком (2002) SYMPHONY X: Одиссея продолжается - статья из журнала Hatross (2003) TAD MOROSE: Интервью с Урбаном Бридом (2001) ТАНЦЫ МИНУС: Эпатаж хорош, когда он безвреден - интервью с Вячеславом Петкуном (2002) ТЕЛЕВИЗОР: Отечество иллюзий - история альбома AYAT: Интервью с Filthy Fuck (апрель 2006) THE 69 EYES: Pile of Sculls - интервью с Юрки (2004) TESTAMENT: Интервью с Чаком Билли (11 апреля 2002 года)