Главная страница - Текущий раздел: Статьи

GORGUTS: Интервью с Люком Лемаем (1999)




После длительного молчания на сцене вновь объявились канадские ветераны брутально-закрученного death-метала. Поддержанный мощной концертной пропагандой на североамериканском континенте, альбом Obscura спустя некоторое время пролицензирован для распространения в Европе, и у нас наконец появляется возможность прямого контакта с GORGUTS. Obscura - самый закрученно-навороченный death metal-альбом, из всех, когда-либо звучавших в стенах редакции, а Люк Лемай оказался чуть ли не самым любопытным death-музыкантом, из всех, с кем до сих пор доводилось общаться. Итак, мы звоним в Монреаль, мужественно игнорируя конские тарифы на переговоры с Канадой в дневное время…
Сразу после того, как я представился…
Привет, Дмитрий! Твое имя сразу же заставило меня вспомнить замечательного русского композитора Шостаковича, его тоже так звали. И я знаю Минск! Я читал Леди Макбет Мценского уезда! (Mzensk чем-то напомнило Люку Minsk, ну да ладно, для канадца и так совсем неплохо! - Ред.)
Ну ты даешь, Люк! А откуда ты это все знаешь?
Потому что моя бабушка родом из России! И я очень люблю русских композиторов. Если честно, то я не очень много читал о России. Моя бабуля пыталась научить меня говорить и писать по-русски, но это оказалось чертовски сложным делом! Зато я могу написать свое имя по-русски! Как раз сейчас я собираюсь сделать себе татуировку на плече, где мое имя будет написано по-русски. Я знаю, что Шостакович писал свою самую лучшую симфонию в то время, когда в Ленинграде совсем не было еды. Еще я знаю, кто такие были Сталин и Ленин. Бабушка мне много историй рассказывала…
М-да… Эти металлисты не перестают удивлять меня, а ты Люк, удивил просто рэдкостно! Перейдем к делу. Насколько я знаю, Крис Бэрнс и Джеймс Мэрфи, не последние люди в метал-мире, участвовали в качестве гостей в записи вашего дебютного альбома в '91 году…
С Джеймсом мы в ту пору переписывались, а потом встретились с ним в Монреале, во время концерта DEATH, промоутировавшего тогда свой Spiritual Healing. А с Бэрнсом я познакомился во время совместного нашего шоу с CANNIBAL CORPSE, и он как раз был во Флориде в то время, когда мы записывались. Он тогда уже не жил в Тампе, а приехал навестить своего брата. Мы созвонились при оказии, и так вот дошло до его гостевого участия в альбоме Considered Dead. Кстати, все гитарные дела на этом диске были записаны на гитарах Джеймса, так как мы не могли провезти свои инструменты через границу. И раз мы уж пользовались его гитарами, то сказали: Окей, старик, ты просто обязан сыграть хоть одно соло для нас!.
Другим сюрпризом явился CD Obscura, музыка для которого была сочинена еще в '94 году, и лишь 5 лет спустя воплотилась в звуке!
После выхода Erosion Of Sanity в январе '93 года мы проехались по Европе в течение марта-апреля, а когда вернулись после трассы домой, обнаружили в почтовом ящике уведомление от нашего тогдашнего лейбла Roadrunner об одностороннем расторжении контракта. После такой засады мы все-таки взялись за работу над новым альбомом в ноябре '94 года. Получается, что этот материал - старый для нас, но новый - для слушателей. Думаю, он нисколько не устарел, и более чем актуален и сегодня.
Roadrunner начинали как нормальная метал-контора. Все больше со временем сползая в коммерческое болото, и известны весьма бесцеремонным отношением к своим группам…
Да, они напрочь сменили ориентацию. В то время успешно пошел BIOHAZARD, а в '92 году FEAR FACTORY стали сенсацией. Поэтому роудраннеровцы решили забить на death-метал, не приносивший больших денег, и переквалифицировались на более коммерчески успешные стили музыки.
Покопавшись в памяти, вспоминаю, что ваш второй альбом прессой был встречен… скептически, мягко выражаясь…
Это правда, суровая правда. Я был убит навзничь столь отрицательными рецензиями. Причем я-то был уверен, что этот диск намного лучше дебютника. А в рецензиях писали, что все композиции звучат одинаково… ну, не знаю… Рецензенты частенько слабо рубят в музыке. К тому же, это дело вкуса… Но ты прав - пресса приняла альбом очень враждебно. И это было плохо, потому что теперь, когда мы ездили по Штатам с VADER, все вокруг говорили: О, старик, как жаль, что у вас не было тура после выхода Erosion…. Ха, сейчас тот альбом нравится всем!
Вас тогда все склоняли за подражание SUFFOCATION
И это было правдой, если быть честным до конца. Я был на самом деле под влиянием SUFFOCATION в тот период. Но все равно, ты должен это признать, это звучало как GORGUTS, ну нет?! После выхода дебютного CD, я приехал в офис Roadrunner, чтобы отвечать на телефонные интервью, и там встретил ребят из SUFFOCATION. После я поехал с ними на их репетиционную точку в Нью-Йорке и имел возможность понаблюдать их в работе, даже поиграл с ними пару джемовых вещиц. Я был просто очарован их игрой, их способом игры! Это было настоящим откровением для меня, и под влиянием этого я стал играть в их манере, но с моими собственными идеями.
А может ортодоксы из метал-прессы тогда просто не врубились в идею фортепианной вставки в интро к Erosion…? Мол, что это за инструмент для метал-группы?!
Хмм… Я считаю, что в метал-музыке уместны любые инструменты. Зависит это только от того, что ты хочешь этим сказать, и как ты это играешь. Я использовал пианино, потому что часто играю на этот инструменте. А тогда в студии стоял нормальный рояль, и я просто не мог пройти мимо! Так что это интро я сочинил на ходу, прямо в студии.
У тебя, стало быть, есть хорошее музыкальное образование?
Да, я занимаюсь музыкой с самого детства, играю также на скрипке. Сейчас я учусь в консерватории, изучаю композиторское искусство. Вот почему я такой фанат по Шостаковичу и вообще по русской музыке. На Obscura я исполнил партии скрипки. Скрипка - тоже не метал-инструмент, но отлично вписалась в контекст.
Получается, что в период '93-'98 годов GORGUTS не существовали…
Все это время мы пытались заключить нормальный контракт. В '95 году мы переехали в Монреаль. Трудно было найти действительно преданный подобной музыке лейбл. Но все эти годы мы верили, что рано или поздно наша музыка увидит свет. Жаль, конечно, потерянного времени. А сейчас, вот уже почти год как, мы не можем найти нового барабанщика, и это просто тотальная засада!
Когда я впервые послушал Obscura, то подумал: Вот, death следующего тысячелетия!, столь необычно это было.
Это - экстремальная музыка, не подтвержденная временной эрозии!
В альбом невозможно въехать с первого раза…
Именно поэтому мы решили дать этой музыке второй шанс. Если ты идешь в оперу, ты не хочешь запомнить сразу все. Только те куски, которые по-настоящему тронули тебя. Но если ты идешь туда на следующий день, и послезавтра тоже, тогда ты сможешь запомнить больше. Память короче, чем нам хотелось бы… Мне кажется здесь присутствует также важный физиологический аспект.
Ну вот, а некоторым мнится, что death-метал-музыка - это нечто предельно простое и примитивное. Достаточно послушать вашу Обскуру, чтобы понять, сколь они заблуждаются…
Заблуждаются напрочь! Уж я то могу судить, ведь я изучаю классическую музыку и при этом играю экстремальный метал. Это очень взаимосвязано, и вовсе не потому, что скрипач выглядит интеллигентнее, чем гитарист. Бывают хреновые гитаристы и бывают хорошие, бывают хреновые скрипачи и бывают великие скрипачи. Все зависит от мастерства. Метал может быть очень сложным - это говорю тебе я. То же самое с классической музыкой: когда ты слушаешь минималистов, ясно, что такая музыка не может быть сложной. Но и минималистская музыка без качества исполнения - дерьмо.
Хорошо, но как быть с фэнами? Ведь им будет невозможно трясти хэдами под вашу музыку, ведь у вас сплошь сбитая с правильных структур ритм-секция!
Знаешь что?! После того, как люди побывают на нашем концерте, они говорят: Когда я приду домой и послушаю альбом, то наверняка пойму больше. Потому что они видели музыку. Когда ты слышишь рифф, ты машинально иногда представляешь, как его можно сыграть на гитаре. Это такой физиологический рефлекс. Когда ты слышишь сбивку, очень легко представить барабанщика. Вот, а когда ты видишь нас на концерте, ты можешь увидеть музыку.
У музыки, получается, есть две стороны: примитивная, двухаккордная и легкая для понимания; и сложная, требующая времени для понимания…
Ну, когда мы пишем песню, мы не можем сказать: Ох, это будет звучать слишком сложно. Но ты прав. Насчет двух сторон. Причем это верно для всех стилей музыки.
Согласись, история знает массу примеров, когда исполнители простой музыки становились Великими, вот AC/DC например…
Как я уже говорил, простота вовсе не означает примитив. Все гениальное - просто, верно?! В конце концов одна лишь техничность не означает высокое качество самой музыки. Простота имеет свою мощь. То же самое с техничностью.
То, что вы - профессионалы, хорошо слыхать на Obscura. По сколько часов в день вы репетируете?
Лично я могу неделю-две обходиться без репетиций. Конечно, я частенько беру в руки гитару, но я не из тех парней, что целыми днями терзают струны. Не-а, я не такой! Я предпочитаю хороший рифф, который могу менять, как мне заблагорассудится. А всей группой мы собираемся и репетируем по несколько раз в неделю, но не очень интенсивно, потому что считаем, что много важнее писать музыку.
Очень техничные гитаристы редко бывают хорошими композиторами. В основном у них лучше получается исполнять чужие вещи…
И я так думаю! Как-то смотрел по ящику что-то вроде гала-концерта гитаристов, и все играли так: Bll-ll-lll-ll!, типа Мальмастина или Стива Вая. И все время в одной и той же гребаной тональности! Я просто угорал со смеху! Я вот вообще убежден, что ритм-гитара дает музыке больше, чем соло-гитара. Полноценные соло в песне лимитированы и все на самом деле зависит от хорошего рифф-ритма. Еще я заметил, что хорошие лидер-гитаристы частенко плохи как ритмачи. Бывают, конечно, хорошие исключения, вот MORBID ANGEL. К примеру, они могут и соло убийственное сделать, и риффом вдарить…
Одни музыканты слушают музыку, и чужие идеи подталкивают их к чему-то своему, другие предпочитают вообще ничего не слушать, чтобы не перебивать что-то новое и оригинальное…
Лично я люблю послушать и вынести из прослушанного что-то для себя. Часто услышанное дает толчок, и я хватаю ручку и сажусь писать. Все вокруг может подтолкнуть вдохновение, не только музыка. Вдохновляться чужой музыкой - вовсе не значит передирать чужие идеи. Я могу послушать Шостаковича и это может дать мне импульс к изобретению нового риффа!
Музыканты часто говорят, что тексты в death-метале должны соответствовать музыке, и поэтому, мол, они поют о зомби и прочих гадостях. С вашей музыкой наверняка по-другому!
У нас все базируется на индийской философии. Все вертится вокруг конфликта жизни и смерти, плоти и души. Через медитации индусы могут получать экстаз смерти не покидая при этом плотского состояния. Лирика на Obscure очень философична…
Знаешь, Люк, а ведь ты - самый высокообразованный метал-музыкант, с каким я до сих пор имел случай общаться. Не хотелось бы плохо говорить о других парнях из Штатов и Канады, но…
Это круто! Спасибо тебе. Я просто очень любознательный пассажир, интересуюсь искусством, прочитал массу книг о Леонардо Да Винчи. Мне нравятся MORBID ANGEL и Шостакович, мне интересны любые мировые культуры… Я не из тех, кто (тут Люк голосом изображает самого крутого чувака на деревне) говорят: Окей, пиплы, давайте курнем по косяку и залабаем металу по-крутому!. Музыка - это нечто очень серьезное. И я пытаюсь сделать ее глубже и осмысленнее. И я занимаюсь этим, потому что это действительно круто!
И напоследок, чтоб совсем уж добить читателей, а некоторых просто довести до первого срыва, поведай о своих классических экспериментах!
Я создал концерт для флейты с камерным оркестром и риффами с Erosion Of Sanity. Это можно играть на струнах, но это дико сложно! И это исполнялось в зале монреальской консерватории. А теперь я вновь занимаюсь партитурой для струнного трио с риффами GORGUTS, там будут скрипка, виола и виолончель. В прошлом году я написал концерт для скрипки и теперь занимаюсь оркестровкой, это будет очень большой оркестр…
В следующий раз, когда кто-нибудь скажет, что металлисты - все сплошь необразованные невежи, я просто надеру ему задницу, обещаю!
Дмитрий Басик (пер. АМ)
(оба удивлены навзничь!)



Читайте далее: KRISIUN: Интервью с Максом Колесне (2004) КРУИЗ: Валерий Гаина: Ждите ломового шоу! КРУИЗ: Самый хэви снова в городе - интервью с Валерием Гаиной (2004) LAAZ ROCKIT: Интервью с Джоном Торрезом (2003) LACRIMOSA: Интервью с Анне Нурми (2003) LACRIMOSA: Интервью с Тило Вольфом (2005) LACUNA COIL: Биография группы LACUNA COIL ANCIENT: Интервью с Deadly Kristin (2003) ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ: Болотный антиглобализм - интервью с Сергеем Михалком (июнь 2004) LED ZEPPELIN: LED ZEPPELIN ГАЛАКТИКА: Биография группы ГАЛАКТИКА (2002) ЛЕНИНГРАД: Лучше ускориться - интервью с Сергеем Шнуровым (2002) LIMBONIC ART: Интервью с Видаром Йенсеном (2002) LORD BELIAL: Непоколебимые шведские экстремумы ANGRA: Интервью с Эду Фаласки (2001) MANOWAR: Интервью с Эриком Адамсом (январь 2004) MANTAK: Настоящая кладбищенская гниль - интервью с Назом (2003) МАШИНА ВРЕМЕНИ: Машина Времени. День Рождения. MASTER: Интервью с Полом Спекманом (1999)