Главная страница - Текущий раздел: Статьи

Сергей Курехин и группа ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА: Вялое интервью (январь 1995)




Не будем углубляться в фактографию, в энциклопедиях все указано - что, где, когда - и только ленивый не знает, что впервые Сергей Курехин имел на сцену свой оркестр 16 марта 1985 года, во время 3-го рок-клубовского фестиваля.
Кто только не выступал за эти годы в составе ПОПУЛЯРНОЙ МЕХАНИКИ! Если бы кому-нибудь пришло в голову составить хотя бы приблизительный список музыкантов, актеров и прочих гуманитариев, в той или иной мере имевших отношение к безумным курехинским забавам, то получилась бы здоровенная книга, на страницах которой соседствовали бы такие персонажи, как А. Ляпин, А. Вишня, Крисс Кросс, тигры, Б. Штоколов, А. Адасинский и т.д. - причудливый, гротескный космос! Кстати, в планы Курехина входило намерение провести в марте '95 юбилейную акцию, но - не сложилось. Жаль.
Сейчас маэстро почти не выступает под лейблом ПОПУЛЯРНОЙ МЕХАНИКИ. Во-первых, из-за юридических соображений: оказалось, что в США издается журнал под тем же названием, а поскольку Курехин давно уже дает концерты за рубежом, то это совпадение могло бы иметь нежелательные последствия. (Могло бы и не иметь, ведь журнал и оркестр - разные вещи, но Сергею виднее - прим. авт.).
Кроме того, отказ от старого названия весьма симптоматичен для Курехина, всегда с максимальной целеустремленностью стремившегося к постоянному обновлению творческого сознания. Возможно, кто-то оспорит это заявление - ведь приемы, лежавшие в основе поп механических спектаклей, в определенном смысле повторялись, возникла известного рода традиция, связанная с использованием конкретного набора основных исполни тел ей и их взаимодействием. Правда, конечный результат по-прежнему оставался непредсказуемым, но процесс построения и развития действия уже не шокировал так, как в первые годы. Возможно, это и подтолкнуло маэстро к заявлениям о том, что теперь он будет стремиться к более камерным, тихим формам, не похожим на прежний тотальный микс. Еще он говорил о загадочном принципе минус один. Теория всегда отличается от практики, поэтому трудно сказать наверняка, удалось ли Курехину при постановке садомазохистской драмы Гляжу в озера синие использовать этот принцип - т.е. вычленить из произведения искусства какую-то очень существенную для него часть (например, из балета убрать танец, из оперы - пение) и ввести вместо нее другую, совершенно для данного произведения искусства чужеродную.
Зато появился качественно новый алогизм, он почти такой же, что и раньше, но чуть-чуть другой, более... более... болеее... трудно найти нужное слово, да и Бог с ним, пора завершать юбилейный спич, спонтанно перекатившийся в косноязычное теоретизирование. Куда бы не занесло маэстро в его настойчивых поисках духовного, он все равно остается самим собой, и во многом благодаря ему наши представления о возможностях искусства и путях развития культуры стали такими, какими они стали.
Помните, у Леонарда Тукка сказано: Если ты увидел, как клубится туман над рекой в 6 часов утра, не думай, что сейчас перед тобой весь мир. Высказывание классика имеет непосредственное отношение к тому, что делает (делал, будет делать) Сергей Курехин. Что же касается беспомощного поиска слов, имевшего место несколько строчек назад, то это было своеобразное предуведомление, экспозиция, к предлагаемому читателям интервью, оно случилось 15 января сего года и позволяет поглубже заглянуть в ментальные лабиринты маэстро.
О ТОМ, КАК ДЖОРДЖ НИЧЕГО НЕ ЗНАЛ, О КОРЯВОЙ ЗВЕЗДЕ И О МЕДСЕСТРЕ С РАНОЙ
Анатолий Гуницкий: Что там было, в Англии-то?
Курехин: Я приехал в Англию после встречи Нового Года, 2-го января. Там был концерт фортепианный. Есть такая маленькая английская фирма Лео Рекордз, она отмечала свое 15-летие и пригласила людей, которые представляли эту фирму, чью музыку она выпускала с начала 80-х. Из России меня пригласили, Слава Ганелин приехал из Израиля, американский саксофонист Шиван Маслак и еще саксофонист Нет Ротенберг, который работает с Элиотом Шарпом. Сайнхо была, тувинская певица, которая сейчас живет в Австрии. Я попел, поиграл... ползал - все, как обычно, все традиционно. Хорошие рецензии. Я вспомнил весь репертуар детской музыкальной школы - левой рукой играл аккомпанемент, а правой рукой играл грейпфрутом - это отдаленно напоминало что то знакомое, но в то же время было что-то не то, поскольку грейпфрут одним ударом захватывает несколько нот. Все, что помнил со времен детской музыкальной школы, все сыграл. Англичане мне овацию устроили.
Я хотел встретиться с одной компанией и предварительно послал факс. Есть такой Дэвид Тибет... В 60-е годы была такая группа THROBBING GRISTLE, это была единственная группа, которая колотила в железки, в то время, как все слушали БИТЛЗ, СТОУНЗ, играли прогрессив.. Это были единственные в своем роде безумцы. Сейчас у них появилась плеяда последователей, но если те были предельно завернутые, то ученики уже пропущены через интеллектуализм, они более молодые, более энергичные. У них своя тусовка, это приблизительно пять групп, которые друг с другом очень дружат, имеют совместные проекты и между собой тусуются постоянно. Самая знаменитая группа - COIL, это Питер Кристоферсон из THROBBING GRISTLE и Джон Бэлланс. А я созвонился с Дэвидом Тибетом. Совершенно невероятный человек. Пришел, весь увешанный какими-то немыслимыми вещами, с распятием, обтянутый кожей. Очень классный. Мы встретились и очень быстро нашли огромное количество всевозможных точек соприкосновения и знакомых. Я со всей его компанией перезнакомился - группы COIL, DEATH IN JUNE, CURRENT 93 - это группа самого Тибета, потом SOL INVICTUS и NURSE WITH WOUND. Отличное название - МЕДСЕСТРА С РАНОЙ. Каждая из этих групп по-своему невероятна, одних отличает маниакальная чудовищность извлекаемых звуков, других мягкая интеллигентность в сочетании с клинической... клинической... с чем, Джордж, не знаешь? Что может быть клиническим?
А.Г.: С клиникой.
К.: (радостный смех) Просто с клиникой! Нет, клиника - это существительное, а здесь нужно прилагательное... (думает). Клиническое что-то...
А.Г.: Может быть, не клиническое, а патология.
К.: Нет, не патология.
А.Г.: И так ясно, о чем идет речь, вряд ли нужно искать слова.
К.: Я никак не могу проснуться. Я что-то рассказывал, да?
А.Г.: Да, про эти группы.
К.: (недовольно) Как-то очень вяло рассказывал... хотел передать неумерный восторг. Может, по новой начнем?
А.Г.: Давай. Ты был в Лондоне?
К.: (энергично) Да, после совершенно невероятной тусовки в аэропорту - в Лондоне - я сразу поехал к Дэвиду Тибету - человек просто фантастический - просто - ну, я не знаю, таких нету... (буднично) нет, Джордж, так опять не годится... никак не вызвать в себе энтузиазм. Хочется рассказать с жаром, с огоньком, хочется передать немыслимые разговоры, фантастические встречи!
А.Г.: Сделай акцент на музыку, тогда, может, легче будет. На музыку Тибета.
К.: На музыку? Тибет начал с того, что, как и всякий интеллигентный человек, бил сначала по железкам. Все это страшно было завербирировано, замешано с электроникой. Потом электроника исчезла. Сначала у него были чисто индустриальные проекты. А потом он, как и всякий интеллигентный человек, стал сочинять песни. Ну, такие песни... что называется дарк фолк. Очень модное слово - дарк. Берется что угодно, прибавляется слово дарк - и сразу появляется мистическая окраска, какой-то второй план и что-то такое сразу просматривается...
А.Г.: (бессмысленно) По-моему, есть дарк поп.
К.: Конечно. К любому слову можно прибавить дарк. Дарк-техно, дарк-рэп. Дарк-фолк - это то же самое, что просто фолк, только помрачнее. В фолке - мажор, здесь минор и медленное… тихое завывание. Компания очень классная. Люди просто замечательные. Когда я приехал к Тибету, то увидел, что у него все увешано раннехристианской символикой, невероятные кресты, вперемешку с тибетскими... мне это напомнило квартиру Гребенщикова, там в свое время тоже было странное такое собрание всей этой... всей... хотел сказать неприличное слово, но вовремя сдержался. Это интервью у нас?
А.Г.: Угу.
К.: Значит, нельзя (вздыхает)... Вот...
А.Г.: Как ты думаешь (с трудом выдавливает из себя продолжение вопроса)... могут быть эти группы интересны б России?
К.: У нас эти группы уже имеют устойчивый круг слушателей. Появляется аудитория, которая... (с неожиданным порывом) Джордж, надоедает слушать одно и тоже! Хочется вырулить куда-то, в какую-то область, а новых областей не так уж много. Если ты настроен вырулить в какую-то очень необычную область, то, естественно, сразу попадаешь к PSYCHIC TV, а если попадаешь к PSYCHIC TV, то автоматически попадаешь в компанию к Тибету.
А.Г.: (с неожиданной осмысленностью) Я послушал несколько альбомов CURRENT 93. Мне понравилось, но эту музыку я послушал на удивление спокойно, даже индустриальные проекты звучат, как мне кажется, достаточно невинно.
К.: Да, невинно. Для меня важно другое: Тибет спокойный, уверенный человек, который осознает, что, как и для чего он делает. Замкнутая система. Они сами делают дизайн, продумывают дальнейшее функционирование своих проектов, у них собственная дистрибьюторская фирма, они делают то, что хотят, у них нет проблем с коммерцией. Они цельная самозначимая психология. Это как раз единственное, что мне нравится. Абсолютно замкнутая в себе, целостная эстетика, она не нуждается в широком информировании, она самодовлеющая, самодостаточная, рельефная и четкая. Очень большим удовольствием было общение с этими людьми, попадаешь в близкий культурный климат. Разговариваешь с человеком, которого видишь в первый раз и находишь огромное количество общих тем и интересов, с ходу, при первой же встрече, говоришь о технологических процессах, обсуждаешь раннехристианских святых - т.е. количество позиций, которые сближают, настолько велико, что попадаешь, как к себе домой. Прекрасно общаешься, нет ощущения недопонимания, все очень просто, естественно, очень открытые люди, несмотря на их замкнутую тусовку. Мы договорились о том, что Тибет, Джон Бэлланс и другие приедут в Петербург, я буду арендовать студию, мы засядем и попробуем записать как можно больше материала.
А.Г.: Когда это произойдет?
К.: Ориентировочно - в июне. Запишем максимальное количество материала, а там посмотрим, что с ним делать. У каждого из них есть своя фирма грамзаписи, свой собственный лейбл, но это все равно одна компания. Я думаю, как придать этому легкий православно-ортодоксальный оттенок. Они все и, в основном, Тибет, завернуты на религии всевозможной, не просто религии... а такое глубинное религиозное ощущение - если у Тибета, судя по фамилии, оно сначала очень - он прекрасно знает тибетский язык - вообще такой очень - очень все грамотно - то он... как бы... о чем я говорил Джордж?
А.Г.: (безразлично) О религии.
К.: О религии? Да, религия...я забыл... А что я говорил о религии? Я ругал или хвалил?
А.Г.: (глухо) О глубинном ощущении религии у Тибета.
К.: (смех) А... Что ты имеешь в виду?
А.Г.: Нет, это ты что имеешь в виду?
К.: Что такое глубинное ощущение религии?
А.Г.: Не знаю.
К.: Это такие общие фразы, которые ничего не говорят, так можно о чем угодно сказать... Глубинное ощущение религии! Это же бред, ты сам должен понимать...
А.Г.: (вяло) Конечно, бред.
К.: Тогда зачем же мы говорим какие-то нелепые вещи? (пауза)
А.Г.: Ты сказал, что он знает тибетский язык.
К.: Ну да... Опять же - что такое он знает тибетский язык?
А.Г.: (с индифферентным интересом) А какой тибетский?
К.: Не знаю. Наверное, старый.
А.Г.: Есть ли вообще тибетский язык?
К.: Я думаю, что есть.
А.Г.: Я думаю, что их много.
К.: Я думаю, что... ну да, какие-то там полийские... я не совсем в этом разбираюсь.
А.Г.: (неожиданная экспрессия) А! Ты говорил, что хотел бы придать совместному проекту православный оттенок!
К.: Да. Я хочу внедрить туда православие. Я привез в подарок Тибету несколько CD с хоровым пением - Бортнянский, Березовский.
А.Г.: Ему понравилось?
К.: Он как бы точно не сказал, что и как. Слушая альбомы CURRENT 93, я подумал, что не хватает православия где-нибудь вдалеке, чтобы оно жужжало, очень тихо... в самом... в самом... (пауза)
А.Г.: (жестко) В самом - что?
К.: В самом углу... Что тебе рассказать еще? А, вот, но это немножко из другой области - на моем концерте был арт-директор Ройял Фестивал Холл. Это огромный зал, где происходят всякие классные вещи. Он пришел в страшный восторг, прыгал, тряс мне руки, дергал меня за плечи, что-то щебетал на своем языке и из этого я заключил, что он очень хочет провести концерт МЕХАНИКИ в Ройял Фестивал Холл'. Он просил, чтобы было побольше англичан. Сейчас я думаю о том, каких англичан впихнуть в ПОП МЕХАНИКУ. Не хочется модных. Хочется культовых личностей, почти забытых, которые доживают свой век в полной нищете и... в чем же еще?
А.Г.: В общем, плохо им.
К.: (смех) Теоретически плохо. Я хотел бы пригласить Ринго Старра. Я представил себе Ринго за барабанами ПОП МЕХАНИКИ - это очень смешно. Именно Ринго. Харрисон или Маккартни - они бы, конечно, не подошли, они крутые. Ринго Старр тоже поп-звезда, но какая-то другая, какая-то корявая... Нет?
А.Г.: (хмуро) Я не знаю.
К.: (смех) Джордж, почему ты сегодня ничего не знаешь? О чем бы я тебя не спросил, ты как-то односложно отдуваешься.
А.Г: У меня сегодня такое настроение.
К.: А у меня какое настроение?
А.Г.: У тебя другое.
К.: Да... (недовольно) У меня никакого энтузиазма нет.
А.Г.: (тихо) И не нужно энтузиазма
К.: Нет, как бы надо, в голосе должна звучать уверенность в предстоящем радостном событии, а такой уверенности нету, приходится ее создавать искусственно внутри себя. Очень вяло как-то. Погода такая, что ли?
А.Г.: По радио только часть интервью будет. Чего-то и не будет, а в газете другое дело, там энтузиазм можно иначе передать, в газете другой энтузиазм. Я бы спросил тебя что-нибудь такое, но у меня какое-то...
К.: У меня абсолютно, у меня весь день такое настроение, я тупо сижу...
А.Г.: Я думаю о предстоящей записи на радио и поэтому частично уже не здесь.
К.: Что ж тебе рассказать?
А.Г.: Про CURRENT 93 расскажи.
К.: (энергичная вспышка) Они, понимаешь, очень классно, все эти группы отличаются друг от друга, несмотря на то, что они все друзья и очень близки...
А.Г.: М-м.
К.: ... друг другу и находятся в одной эстетической какой-то, прости, нише - и, тем не менее, все имеют жесткую специфику, если COIL работает с компьютерами, сэмплерами, такая технологическая группа (издает электронные звуки), барабаны там, все остальное, то NURSE WITH WOUND или МЕДСЕСТРА С РАНОЙ - лязгающая, гитарная, очень индустриальная, а CURRENT 93 весь размазанный, расплывчатый, дымчатый... (задумался, ищет слово)
А.Г.: (с тупой деловитостью) Они дают концерты?
К.: Очень редко. В основном, студийные проекты. Я же говорю, у них сложилась довольно устойчивая компания почитателей. Их фэнами называют?
А.Г.: (неопределенно) М. Да.
К.: (бодро) Типично культовые группы. Правда, они еще не до крица стали культовыми по большому счету, а вот группы, из которых они вышли - THROBBING GRISTLE и PSYCHIC TV - это уже настоящие культовые группы. Там еще девчонка была такая, Коззи Фанни Тутти. По-моему, это означает прекрасные, отличные сиськи.
А.Г.: М. Не знаю
К.: (радостно смеясь) Тутти - это что - типа Пусси? Может быть, я ошибаюсь?
А.Г: (строго) Чем она занимается?
К.: Она как раз была в THROBBING GRISTLE. Она делает сольные проекты, связанные с менструацией и с чем-то еще, но я с ней, к сожалению, не пересекся. С другой стороны, я пересекся с замечательными...
А.Г.: Как же ты говоришь, что она там была, если ты с ней не пересекся?
К.: Она вообще была...
А.Г.: А вообще...
К.: Да, вообще она из этой компании. Зато я встречался с замечательными японскими девушками, меня с ними познакомил Тибет. Такие, которые тоже... что же они делали? Для меня важно, что они японские, я уже как бы... забыл. Что же сказать?
А.Г.: (что-то невнятно бурчит)
К.: Все это глупо выглядит, как отчет о проделанной работе, (наигранно) Я был в Англии! За неделю я сделал то-то. Пункт первый. Потом - то-то, то-то и то-то (пауза). Никак не... не... не...
А.Г.: (зевая) Расскажи про дистрибьюцию этой музыки, которой ты хочешь заниматься?
К.: (одобрительно) М-м. Они с большим удовольствием, поскольку Россия для них страна совершенно загадочная. Тем не менее, я нашел в библиотеке Тибета Владимира Соловьева на английском, еще Сологуба, Федора Достоевского - значит, интеллектуальная аура все равно присутствует, и они крайне заинтересованы, чтобы их музыка звучала в России и продавалась. Я буду заниматься дистрибьюцией этих групп. Мне очень нравится. Когда мне что-то нравятся, то я берусь за дело и стараюсь довести его до конца. Я чувствую, что мне нравится, это одно из ярко осознанных желаний. Помнишь, мы говорили, что желания бывают типа можно делать и можно не делать? А бывает, когда осознанное желание, когда точно представляешь, что делать хочется. И вот это относится к категории дел, которые делать хочется, (после паузы) Виделся с Крисом Катлером. Легендарный барабанщик. У него тоже своя собственная фирма. Ну, мы давно знакомы, у нас давний контакт, он приезжал сюда в составе группы Фреда Фрита. Крис тоже осуществляет всякие невероятные проекты, у него одна из самых мощных дистрибьютивных фирм независимой музыки, и он продолжает записывать каких-то невероятных людей...
(Оставшаяся часть беседы тонет в междометиях, зевках и обрывочных репликах).
СТАРЫЙ РОКЕР



Читайте далее: SOLEFALD: Интервью с Ларсом Недландом (2003) SONATA ARCTICA: Интервью с Тони Какко (июль 2001 года) СПЛИН: Рок-н-ролл становится религией - интервью с Александром Васильевым (2002) Bruce Springsteen: Будущее рок-н-ролла Ringo Starr: Ринго Старр в Москве репортаж с концерта, стенограмма пресс-конференции (25 августа 1998) STONE ROSES: Круче не бывает. Почему THE STONE ROSES - по-прежнему самая крутая группа в истории. HAMMERFALL: Интервью с Оскаром Дроньяком (2002) SYMPHONY X: Одиссея продолжается - статья из журнала Hatross (2003) TAD MOROSE: Интервью с Урбаном Бридом (2001) ТАНЦЫ МИНУС: Эпатаж хорош, когда он безвреден - интервью с Вячеславом Петкуном (2002) ТЕЛЕВИЗОР: Отечество иллюзий - история альбома AYAT: Интервью с Filthy Fuck (апрель 2006) THE 69 EYES: Pile of Sculls - интервью с Юрки (2004) TESTAMENT: Интервью с Чаком Билли (11 апреля 2002 года) AYERON: Абсолютный эксперимент THEATRES DES VAMPIRES: Интервью с Лордом Вампиром (2001) THERION: THERION: Тайна Тайн THOR'S HAMMER: Интервью с Каприкорнусом (2002) THRESHOLD: Интервью с Ричардом Уэстом (2004)