Главная страница - Текущий раздел: Статьи

GOTTHARD: GOTTHARD: в тени Крокуса




Вы знаете, какая европейская страна самая рокерская? Ни за что не угадаете. А меж тем, это - Швейцария. Площадь ее - всего 41 тыс. кв. км, а население - 7 миллионов человек. Зато крутейших групп, вписавших самые достойные страницы в историю рока и металла, хватает. Я только начну, а вы можете продолжить список сами: CELTIC FROST, CORONER, KROKUS, GOTTHARD… Вот и получается что по плотности рок-музыки на душу населения и километраж маленькая Швейцария, известная всем по большей части горными курортами и лыжными трассами, производством сверхточных механических часов и богатейшими банками, даст фору сверхдержавам. И поговорим мы об одной такой команде, чье рождение на свет случилось более десяти лет назад, в 1992-м.
Что у нас там было с хард-роком в 92-м? Канувшие в бездну RAINBOW, уставшие от передряг и оттока почитателей DEEP PURPLE и WHITESNAKE? Уставшие в дороге AC/DC, UFO, KISS и NAZARETH? Увядшие KROKUS? Вот с них-то, пожалуй, и стоит начать, так как GOTTHARD - тоже швейцарцы, тоже играют в тяжелые игры, да и в звуке обеих команд много общего. Есть и другие обстоятельства, объединяющие эти группы, но об этом - чуток позже.
А пока в не самые лучшие времена для хард-рока и металла (впрочем, гораздо меньше коснувшиеся Европы в сравнении с той же Америкой или Британией) четверо молодых парней решили создать команду, и решение это воплотили в жизнь, да так, что никому мало не показалось. Уже первый факт биографии этих воителей тяжелого рока достоин восхищения: они и по сей день играют в первоначальном составе! Итак, шоу начинается, и позвольте представить его непосредственных участников: Стив Ли - вокал, Лео Леони - гитара, Марк Линн - бас, Хена Хабеггер - ударные. Стив, спевавший до той поры в FOR SALE, познакомился с Лео немного раньше, когда последний был приглашен в качестве гостевого гитариста для студийных сессий этой группы. Марк тоже имел некоторый опыт (экс-STORMBRINGER и CHINA), и лишь Хенна музицировал только на дворовом уровне (PHARAOH). Честно говоря, меня просто в изумление и замешательство приводит количество хардрокеров в Швейцарии, видать климат ее полезен не только для больных легких…
Итак, группа была готова к боям: первоначальное название KRAK сменили на более звучное GOTTHARD (название горы в Швейцарии), и в течение считанных недель записали первый (одноименный) альбом. Музыка Gotthard, как, впрочем, и на всех других дисках группы, - мелодичный, но достаточно жесткий хард европейского образца, несколько мягче, чем у KROKUS, но с такой же опорой на блюзовые корни. Четкий ритмический рисунок, отличное владение гитарой, сочный хрипляк, отличные, ввинчивающиеся в мозг слушателя мелодии. Ребята хорошо знали классику рока, что позволяло им почти в каждый из ранних альбомов включать отличные версии британских и американских команд. На Gotthard таковой стала Hush, известная более всего в исполнении дипов, но сыгранная готтардами абсолютно по-новому. Между прочим, нужно было иметь и определенную смелость, чтобы браться за такую вещь после дипов! Получилось, стоит только послушать…
Неожиданному успеху альбома (неожиданному более всего для самих музыкантов), сразу ставшего на родине золотым и продержавшегося в хит-парадах 15 недель, способствовал и тот факт, что у продюсерского руля встал не кто иной, как Крис Фон Рор, разочаровавшийся в родимом KROKUS. Конечно, это имя не могло не привлечь к альбому внимание европейских фанатов хард-рока (как и гостевое участие именитого Вивиана Кэмпбелла в песне Firedance). Крис чуток помог и с написанием материала, но, к чести самих участников GOTTHARD, скажу - они тоже ни фига не облажались! На диске есть, чем позабавиться: от нескучных заводных риффов, до яростного взрывного пения, гитарные соло более чем компетентны для новичков, а ритм настолько ядреный, что под него хочется двигаться. В целом, если сравнивать Gotthard с музыкой KROKUS, то он более лаконичен, нежели самые хитовые альбомы швейцарской легенды (середины-конца 80-х годов), и скорее походит на первые творения крокусов… как по настроению, так и по общей (особенно голосовой) подаче. Что ж, надо ж было с чего-то начинать, а KROKUS в этом смысле, думается, были не самым дурным примером!
Вдобавок, звук был в хорошем смысле максимально приближен к живому, бесхитростным и жаждавшим сценического выплеска. Понятно, что такой материал просто призван был слушаться на открытых площадках. Команда двинулась в дорогу, да не куда-нибудь, а в Британию, где отрабатывала на пару с MAGNUM, и в Германию, где колбасила с VICTORY. Как на блюдечке с голубой каемочкой группе преподнесли несколько тяжелых фестивалей в Европе и Японии, а равно и хэдлайнерские (!!!) гастроли по Швейцарии, где спецгостем был Брайан Эдамс. И то, что в результате даже MTV заинтересовалось парнями (клипы на Hush и All I Care For), уже неудивительно.
93-й год прошел в гастрольной суете и всяческих номинациях, но за этими приятными и утомительными делами, готтарды не забывали об основной работе. Вышедший в 1994-м и вновь спродюсированный Фон Рором Dial Hard подтвердил генеральную линию GOTTHARD на создание более чем компетентного рока, свободного от каких-то слишком узнаваемых клише хард-рока и металла, но такого притягательного и приятного, как старый друг или умный собеседник. Музыка здесь гораздо солиднее и интереснее, как мелодически, так и эмоционально, когда слушаешь вещи вроде Higher, Mountain Mama, She Goes Down (какой рифф!), Open Fire или тяжеленный блюз Travellin' Man, кажется, что грудная клетка запросто может разорваться от учащенного динамиками сердцебиения. Ну и вкусно сделанный звук, конечно, способствовал продвижению Dial Hard. Не даром дома он почти мгновенно стал платиной и #1 в национальном хит-параде, а в европейских странах и Японии - золотом. Основанная на хард-блюзе и буги, музыка альбома была гораздо лаконичнее английских и тем более американских аналогов (если таковые имелись), лишена излишних красивостей вроде перебора с клавишами, но от этого не становилась менее помпезной. А какой hard rock без помпы! Я уже не говорю о сюрпризах в виде битловской Come Together (похоже, ребята становились одними из лучших кавер-исполнителей в харде!) и баллады I'm On My Way. Кстати, первую советую послушать всем, в том числе и битломанам. Ну а мелодизм в композициях группы никогда не был и не будет излишним.
Последовали еврогастроли в роли хэдлайнеров, проходившие на удивление успешно. Без боя сдалась и Япония. И только капризная Британия - родина DEEP PURPLE и WHITESNAKE - не спешила раскрывать свои объятия обнаглевшим швейцарцам. Видимо ей хватило KROKUS, устроивших там в свое время небольшой бордельерчик, а второй раз кланяться иноземцам там не привыкли.
Для записи третьего диска швейцарские хардовики направились в Лос-Анджелес. Традиционно его мастерил Крис Фон Рор, всё более увлекшийся удачной затеей. Надо сказать, что каждый дальнейший опус GOTTHARD хоть на полшага, но опережал предшественника по качеству звучания, что не могло не сказываться на репутации команды. Тем более что треки этого диска не менее хороши, чем в двух первых творениях, да к тому же гораздо разнообразнее. Похоже, что к середине 90-х наших героев все больше интересовал тяжелый вариант блюза, но сочетание его с рок-н-ролльным напором придавало смеси ощущение взрывоопасности и здоровой агрессии. Скромно названный G, диск 96-го, как и первые 2 готтарда по праву входит в аналы классики этой группы. Make My Day, дилановская Mighty Quinn (исполненная не хуже версии MANFRED MANN'S EARTHBAND), Ride On, знаменитый блюз Скотта и Рассела He Ain't Heavy He's My Brother, баллады Let It Be и One Life, One Soul (сингл которой был записан с… Монсерат Кабалье!) - вот неполный перечень звездных треков альбома, способных порадовать душу любого фаната рока, от мрачного поклонника hard rock, до приверженца блюза и поп-рока. Кстати, на диске очень к месту и в меру используется орган.
Уже в течение двух недель с момента выпуска G, диск добрался в верхние строчки хит-парадов Европы, неплохо пошел он и в Штатах, особливо если учитывать, что 1996 - не самый приятный для традиционного рока год в благословенной Америке. На родине альбом опять взял платиновую планку и держался на верхней позиции национальных чартов несколько недель. Более того, он попал в Top 50 Германии, которая тогда плотно сидела на металлической игле. Вдохновленные успехом, GOTTHARD провели сольный тур по восьми городам Швейцарии и двадцати (!!!) населенным пунктам Дойчляндии. Последняя сдалась без боя, а на большинство концертов билеты раскупались задолго до приезда виновников торжества. Япония, в которой хард традиционно в фаворе, выбросила белый флаг еще до прибытия европейских гостей (вполне вероятно, что там просто отпороли с национального флага красную нашлепку, ха-ха!).
G провел в хит-парадах еще больше времени нежели его предшественник, а по количеству всевозможных наград - это самый выдающийся альбом банды и по сей день. Интересно, что с материалом G GOTTHARD выступали не только на традиционно тяжелых фестивалях, но и на …джазовых (Jazz Festival в Монтрё). А ТВ-шоу (одно из которых с участием всё той же толстухи Монсерат) только прибавили кусок известности к пирогу группы. Через 3 месяца с момента релиза новый диск успел стать платиновым дважды! Летом 97-го GOTTHARD провели собственный фестиваль на открытом воздухе, собравший несколько тысяч любителей оттянуться по качественному тяжроку. В том же году, на волне популярности, музыканты записывают живой акустический альбом DFrosted, подтвердивший звездный статус этой команды отныне …и почти навеки (также дабл-платиновый успех). Во всяком случае, до тех пор в Швейцарии еще не было столь популярного (в том числе и коммерчески) рок-состава, работающего плодотворно, стабильно и ровно, без стрессов и лихорадочной смены составов. На диске присутствуют не только версии уже проверенных временем хитов, но и новые вещи, а детский хор в Love, A Soul Matter просто бесподобен.
О GOTTHARD заговорили повсеместно, а их заезды на чужую территорию расширились географически: в том же 97-м они побывали во Франции и Италии. И там о них стали говорить то же самое, что и в других странах - это чертова kick-ass (сорри, не нахожу аналога этому емкому выражению!) рок-н-ролльная банда! Недаром 97-й принес команде звание Лучшей европейской рок-группы. А в 1998 сами DEEP PURPLE снизошли до приглашения GOTTHARD в качестве разогревающего акта для своего европейского тура (я бы, наверное, уже отказался, хотя…).
Тут нужно немного сказать и о кадровых изменениях внутри самой группы. Еще к записи G на сессионной основе был привлечен еще один экс-KROKUS - гитарист Мэнди Мейер (работавший еще и в COBRA и даже ASIA). Чувак настолько сдружился с оригинальным составом, что был приглашен в группу на роль постоянного второго гитариста. Вероятно, именно он принес в GOTTHARD некоторое смягчение звука (все же ASIA 90-х мочила АОР). Некоторый уход от былой жесткости начинает чувствоваться на ощупь уже в следующем релизе Open (1998).
На сей раз к записи альбома подходили посолиднее: в качестве гостевых музыкантов были приглашены клавишник Эч-Пи Брюггерманн (рояль, синтезатор и орган), перкуссионист Энди Пупато и слайд-гитарист Макс Лёссер. Всё это должно было только обогатить звук GOTTHARD. Что ж, я хочу сказать, что это удалось. Уже в первой вещи приглашенные игроки отрабатывают на полную катушку. Неважно, что смягченный саунд мог оттолкнуть былых поклонников, зато сама музыка стала богаче аранжировочно и стократ полифоничнее. И то верно! Пора было расти, а не цепляться за однажды выбранную рифф-основу и ударный ритм. Вероятно, на том этапе Крис Фон Рор еще поддерживал устремления (теперь уже) пятерки готтардов, и его продюсерская работа выглядит на Open не только убедительной, но и довольно необычной. Диск акустически-ориентирован, прозрачен и не так тяжел, как ранние релизы, он уже не топчется на одних хардовых риффах, плотности в нем значительно меньше, несмотря на наличие двух гитаристов. Он гораздо напевнее и вполне в духе радиохитовости. Вместе с уходом былой агрессивности звука, Стив Ли стал петь намного осторожнее и теплее, налегая на эмоции, а не на силу голосовых связок, которую он уже всем показал и доказал. Поэтому почти все вещи альбома можно охарактеризовать, например, одной композицией Got To Be Love.
Упор на мелодию и снижение громкости отнюдь не означало, что GOTTHARD ушли в попсу, на Open есть добротные рок-н-роллы (Cheat & Hide, Hey Jimi), но более характерны песни вроде Let It Rain, и, вероятно, именно в этом - минус альбома. Хардроковый диск не может (и не должен!) состоять из баллад и среднетемповиков даже на треть, не то, что наполовину. Ну и тематик любовь-дружба несколько смущает меня, как фаната более жесткой стороны GOTTHARD.
Реакция не замедлила сказаться: музыкальные критики и часть поклонников команды отвернулись от нее. Тем не менее, общее отношение к альбому пока осталось позитивным, а на живых шоу GOTTHARD отколбасили так, что держись, и Европа вновь пустила песни швейцарцев в свои хит-парады. Правда, былых высот Open так и не достиг. Попытка расширить аудиторию не принесла желаемых результатов. Бывает.
В 2000-м члены группы решили основать собственную студию, слава богу, средства на это у них были. Там и началась работа над следующим диском, который продолжил взятое в 98-м направление.
Homerun (2001) стал окончательным и бесповоротным (никогда не говори никогда?) переходом GOTTHARD на позиции классического рока (так сейчас у многих принято называть смесь hard rock, hard blues и AOR). При том, что протяженность звучания не увеличилась, он стал слушаться потяжелее, хотя скругленность предыдущего релиза осталась. Homerun получился ровнее, но одновременно и менее необычным, нежели Open, это крепкий мелодичный рок для солидных людей не слишком молодого возраста. Так мог бы сейчас играть Ковердейл, если бы не скатился на слишком непривычную уху его поклонников дорожку. Но спасибо за то, что хоть эта группа не стала пародией на худший вариант AC/DC (читайте - поздний KROKUS).
В-первых, клавишные стали неотъемлемой частью музыки GOTTHARD, во-вторых, скоростных вещей практически нет, зато есть отличные мелодии в каждой песне. В-третьих, завод и здесь приличный, несмотря на мягкий гитарный звук (который, однако, жестче, чем на Open). Ну и хитов - более чем достаточно: Everything Can Change, Light In Your Eyes, Heaven, End Of Time, Homerun. Но безусловный лидер - Eagle, что называется, вещь всех времен и народов! В ней используются все лучшие приемы, которые дали предыдущие 30 лет хард-рока. Акустика гармонично сочетается с электрикой, что тоже здорово, причем, никаких дерганий нет, всё спокойно равномерно, с драйвом и со вкусом. Стив опять вспомнил, что может и прикрикнуть… в общем, почти всё - что называется, на радость маме. Лео Леони на этот раз стал сопродюсером диска, и, кроме того, лично поработал над сольником Марка Сторэйса (вокалист KROKUS) DC World.
Последовавшие европейски концерты показали, что Gottard не просто остались популярны, но способны забивать залы под завязку. Мужики тем не менее не гнушались выступать и на вторых ролях: в 2001-м они грели публику перед AC/DC и BON JOVI. А к концу года они осуществили давно запланированный релиз сборника лучших баллад (среди которых очень завлекательный кавер роллиногов Ruby Tuesday).
Последний на данный миг жизни альбом GOTTHARD Human Zoo увидел свет солнца в феврале 2003 года. По-мужицки крепкий и сентиментальный музон (хард-блюз-буги-мелодик-рок): отточенные звуки в каждой композиции, нескучно, напряженно и мелодично. Ну и… довольно глупо и бесполезно описывать то, что лучше дать послушать другим. Пусть они сами оценят. Из не слишком приятных новостей, связанных с выходом диска, упомяну лишь разлад с Фон Рором, в результате которого у руля (а вернее - пульта) оказался Марк Тэннер - фигура в роке не самая безызвестная.
Гастроли в поддержку Human Zoo докатились наконец-то и до России, причем, мнения наших критиков хоть и разнятся от восторженных изречений западных мастеров музыкального пера, но сходятся на признании профессионализма швейцарской группы, обаянии ее участников и непревзойденности в качестве живого звука.
Позиции GOTTHARD в современном хард-роке прочны и непоколебимы. Пусть команде далеко до популярности AC/DC или WHITENAKE (которой уже и нет-то вовсе), она берет своё стабильностью, регулярным выпуском качественного продукта - беспролетных альбомов. Группа находится в постоянном движении, ее деятельность включает гастроли без продыха, радио- и ТВ-выступления, участие в любых возможных фестивалях. Ведь под лежачий камень (или под достигнутый успех), как известно, ничто не течет. Начав десяток лет назад с неосознанного подражания землякам, они долгое время были обречены находиться в тени крокуса. К чести команды скажу - эта тень давно отстала от своих хозяев.
Играть в хард-рок сейчас не слишком просто: нового не изобретешь, да и на старом далеко не уедешь. Сохранить высокие стандарты и не упасть с них в яму серости - задача не из простых. Похоже, что пока GOTTHARD справляются с ней успешно. Термин суперзвезда к GOTTHARD как-то не вяжется, уж больно незвездный имидж и честное отношение к жизни у этих парней. А поскольку жизнью их стала музыка, то вывод напрашивается сам собой.
Реактор



Читайте далее: KROKUS: To Rock Or Not To Be КРУИЗ: КРУИЗ - русский удар на западном фланге рок-фронта КУКРЫНИКСЫ: Краски Будней. Интервью с Алексеем Горшневым LACRIMOSA: Интервью c Анне Нурми (22 июля 1999) FRANZ FERDINAND: Бледное Преподобие LACRIMOSA: Два вторых Я LACUNA COIL: Интервью с Кристиной Скаббиа (вокал), Кристиано Мильоре (гитара) и Вольдемаром Сорихтой (продюсер) (2002) LAKE OF TEARS: Шведский Титаник - интервью с Даниэлем Бреннаром (2003) LED ZEPPELIN: LED ZEPPELIN ALKONOST: Интервью с группой ANCIENT RITES: Интервью с Гюнтером Тэйсом (2001) ЛЕНИНГРАД: Кино и домино - интервью с Сергеем Шнуровым (март 2004) LIQUID TENSION EXPERIMENT: LIQUID TENSION EXPERIMENT LOST SOUL: Интервью с Адамом Сиржега (2003) Yngwie Malmsteen: Yngwie Malmsteen ALICE COOPER: ALICE COOPER MARILYN MANSON: В ожидании золотого века гротеска МАШИНА ВРЕМЕНИ: Интервью с Андреем Макаревичем (1988) MAYHEM: Интервью с Euronymous и Dead (1990)