Главная страница - Текущий раздел: Статьи

БАБСЛЭЙ: Любовь и музыка в Елдыриной слободе




Они очень разные. Общим является одно - они поют, играют и бьют в барабаны не потому, что им плохо, а потому, что так нравится. Прошло всего 3 года, и кто скажет, только ли в этом принципиальное отличие этно-панка (как именуют их стиль) от экстремального девичьего фольклора (как они говорят о себе сами). Впрочем, это не значит, что БАБСЛЭЙ растерял развеселость, задор, провокационность. Они по прежнему ругаются, свистят, кричат и хотят петербургского казака. Они не золушки. Потому им и не нужен менуэт, принц и бальное платье. Ведь и любовь, и музыка у них есть и так, сообщили они Наташе КУРЧАТОВОЙ.

Девушки
Наташа Кордюкова: О себе я ничего не хочу говорить. Люблю БАБСЛЭЙ, хочу, чтобы у нас было много замечательных песен и тысяча альбомов. На тысячном альбоме мы разойдемся, наверное. Каждый будет писать свое.
Наташа - профессиональный музыкант, играет (вернее, поет) в БАБСЛЭЕ с самого его основания. Кордюкова - это огонек, не всегда безопасный и всегда непредсказуемый.
Лера - трепетная скрипачка.
Валерия Кильдеева: Я играю на скрипке, мне 20 лет...
Хором (подсказывают): ...я хочу замуж!
Лера играет в БАБСЛЭЕ с прошлой весны. До этого был музыкальный опыт в виде экспериментов в авангардно-экспериментальном проекте ВОЛШЕБНЫЙ МЕРТВЕЦ.
Лера: С девчонками познакомил замечательный человек Николай Судник (ЗГА). Он рекомендовал меня в БАБСЛЭЙ.
Как и подобает скрипачке, Лера выглядит хрупкой и юной.
Инка - именно Инка, и не как-нибудь еще.
Инка Лишенкевич: По образованию я массовик-затейник с уклоном в дирижирование академическим хором. Как и Наташа, кстати. Зовут меня Инка, я играю в группе БАБСЛЭЙ на гитаре. Уже больше года.
Катя Федорова: И очень кайфово, кстати, играет.
Инка: Ну, ничего кайфового, это все преувеличение, но я рада, что так преувеличивают.
У Инки на голове сейчас радикальная молодежная стрижка.
Таня Аврамова-Кочнева - за которую все придется рассказывать.
Таня: Я, честно говоря, думала, что про меня уже все рассказали...
Единственное, о чем мне рассказали в этот раз, это то, что гитара на стене - та, что висит прямо напротив зеркала (!) - первая Танина бас-гитара. Татьяна - из ветеранской сборной БАБСЛЭЯ, и, насколько известно, этот коллектив для нее - первый и сразу удачный опыт применения себя в музыке. Таню все больше знают как Аврамову, а Кочнева - это фамилия по мужу, Николаю Кочневу из АЭРОПЛАН
Катя Федорова - партизанка и барабанщица, про которую и так все все знают.
Это, прямо скажем, спорное утверждение. Все - это то, что участнице побочного дитяти Николая Рубанова (АУКЦИОН), группы С.К.А., Кате Федоровой в свое время (весна 1998 года) тоже захотелось проекта. Первый состав БАБСЛЭЯ играть не умел чуть ли не принципиально - главным компонентом было развеселое девичье шоу. Впрочем, это уже не совсем про Катю. Актриса (Французский Вальс), барабанщица, а теперь еще и молодая мама (дочке Кати и режиссера видеоклипов Александра Розанова Меланъе 24 августа исполнилось полгода), Катя с вдохновенным ожесточением молотит по бочкам и рабочему, таскает в сумке железо и смущенно улыбается, отвечая на не всегда умные вопросы.
Леша - которая приходит позднее всех, потому что забыла баян.
Катя: Леша у нас тоже очень юная, ей 20 лет. У нас очень неожиданно ушла аккордеонистка (Света Колибаба) после концерта. Мы пошли в оркестр баянистов искать девушку. Там все такие тети... Но поискали, и нашли баянистку Лешу.
Лешу зовут Лена Жорник. У ее маленького сына Егория с Меланъей разница в две недели. В отличие от непоседливой подружки, он все время спит. Леша внешне тоже кажется воплощением тишины и спокойствия.

Группа
Инка: В группе довольно комфортно, девчонки все хорошие. Психи, правда, все.
Хором: Так это ж прекрасно!
Группе БАБСЛЭЙ не так уж много лет. Собрались в феврале 1998-го, через месяц в целях самодисциплины уже был назначен концерт в Молоке.
Инка: Этому составу полтора года.
Катя: Из первого состава БАБСЛЭЙ осталось трое - Наташа, Танька и я.
Все перемены в группе проходили гладко в психологическом отношении, или не очень?
Катя:
Ну, в основном более или менее. Гитаристка неожиданно ушла. То есть просто не появилась на концерте. Но у нее были свои личные уважительные причины.
Что такое играть в женском коллективе?
Инка:
Тяжелая психологическая работа.
Катя: Не в том дело. Когда в мужском коллективе играешь, то больше делаешь, чем говоришь. А у нас наоборот.
Наташа: Нет, ты не права.
Лера: Мне кажется, что все равно как-то проще.
Наташа: Я не могу сравнить, потому что я не играла в мужском коллективе. Мы вообще, на самом деле, не можем сравнить, потому что мы девушки - и отношения другие. А представляешь, ты была б мужиком? И чисто мужские такие разборки?
Никто не представляет. От отвлеченных философских вопросов девушки переходят к реалиям.
Инка: У нас количество людей в группе критическое - шесть человек. Было бы три или пять - полегче бы было договариваться.
Лера: По теории деления на малые группы. Три - нормально, а дальше - хуже.
Наташа: Периодически возникают еще какие-то духовые...
Катя: Но человек десять на сцене...
Наташа: Но духовые - это здорово. В них веселость.
Со времен основания БАБСЛЭЯ в группе было несколько саксофонисток. В том числе Вера Дорн из Германии, приехавшая учить русский язык и оставшаяся изучать Россию. Вера довольно долго и плодотворно сотрудничала с БАБСЛЭЕМ.

Альбом
Довольны записью?
Инка:
В целом по настроению очень хорошо.
Лера: Очень хорошо поработали с Андреем Алякринским. Много идей рождалось в процессе работы. В инструментале Холмогоры, например, мы долго не могли придумать, как красиво записать скрипку. В конце концов, Андрей сыграл на скрипке сам, а я стала рычать ведьминским голосом в микрофон. Получился вполне северный шаманский звук, которого и добивались в идеале.
Инка: Саша Розанов - ха-ха! Играл на варгане.
Варган - это чукотский инструмент. Помимо варгана, Андрей Алякринский записывал весной на Добролете вместе с барышнями Николая Рубанова, Андрея Фигу, Владимира Молодцова, Михаила Коловского, Рамиля Шамсутдинова - эти и другие музыканты приняли посильное участие в работе над Слободой.
Катя: Мы записали, в основном, старую концертную программу, за исключением двух новых песен (Тьма и Частушка), которые родились уже в процессе записи. Причем мы не смогли уместить все, что у нас есть на данный момент (у БАБСЛЭЯ больше двух десятков песен - Н. К.).
Отличатся ли принципиально записанное от концертных версий?
Катя:
Отличается не принципиально, но сильно. Не принципиально - потому что сами песни по структутре не изменены, и писали их по возможности живьем. А сильно, потому что приглашенные музыканты резко изменили общее звучание некоторых песен. Для меня, например, наиболее запоминающиеся стала работа над песнями Холомогоры, У Ворот, Свадьба, где духовые инструменты так преобразили звучание, что теперь сложно представить эти вещи по-другому, а на концерте не хватает их энергетики. В Холомогорах мы, кроме всего прочего, впервые в жизни сыграли с волынкой.
Весь материал собственный? Кто песни пишет?
Катя:
Материал практически весь свой, только одну из композиций, инструментал Танго, написал для нас Андрей Фига, а еще одна вещь, Частушка, никогда не исполняется нами на концертах - записана специально для этого альбома на тульской гармошке с моим вокалом. Обычно-то я не пою. А песни пишем все вместе, ухватываясь за какую-нибудь идею. В большинстве песен слова народные, но в последнее время мы наловчились сочинять тексты сами.
Нам теперь видны все недочеты и ошибки, которые мы совершили, пока писали дебютный альбом, и теперь хочется скорее начать записывать второй - с большей уверенностью в себе. Лично мне хотелось бы в следующем альбоме поэкспериментировать с разными перкуссиями и необычными звуками. Однако кардинально менять стиль и направление мы не планируем.
Каковы музыкальные пристрастия внутри коллектива, и что повлияло на фирменный стиль БАБСЛЭЯ?
Катя:
У всех разные музыкальные пристрастия. Например, Лера тяготет к разным балканским и еврейским мотивам, а Инка предпочитает блюз, что и диктует ее манеру исполнения. Я лично люблю и северную, скандинавскую этнику, и Тома Уэйтса, и много чего еще, и, конечно, это тоже отражается в нашей музыке. То есть, каждый привносит свое, и всем нравится, что получается такое эклектичное звучание - иной раз совсем бардак, но в нем есть своя прелесть. Во главу угла мы, в любом случае, ставим драйв, стремимся к нему, и ценим его в любой музыке.
Как появилось название БАБСЛЭЙ?
Катя:
Когда мы устраивали самую первую репетицию, многие участницы на ней и перезнакомились. Нас тогда было семеро, и я привела всех репетировать на точку СКА и СКАЗОВ ЛЕСА на улице Бакунина. Вообще на этой точке впервые появились девушки-музыканты в таком количестве. Когда мы шли с инструментами по коридору, навстречу нам вышел Андрей Фига, у которого неожиданно для него самого вырвалось: Это просто бабслей какой-то! А написание мы специально подправили, чтобы звучало поблагородней, и насмешек бы не вызывало.
Может показаться, что к дебютному альбому группа шла всего-то ничего - 3 года. Но, если учитывать, что к тому времени проект давно уже представлял собой состоявшийся ансамбль с обширным репертуаром и практически непрерывной концертной деятельностью в клубах Питера, Москвы, реже - Германии, был постоянным гостем фестивалей с охватом от Тбилиси до Петрозаводска... В общем, когда в начале 2001 года наметились кое-какие более определенные перспективы, реакцией многих было: Ну, наконец-то. Давно пора.
Собственно Елдырина Слобода будет содержать 15 песен и клип, релиз выпускающая фирма (Manchester Files) назначила на сентябрь. В конце сентября в одном из питерских клубов состоится презентация - концерт БАБСЛЭЯ и друзей.

Баня
В одну из песен альбома включен короткий трек, создание которого запомнилось Кате и Наташе веселой авантюрой.
Катя: Пришли в баню и очень волновались за мини-дискер - он запотевает, для него температура вообще вредна. Встали с шайками и кричим на всю баню: Привет, Зинуля! Здорово, Сара! Там короткое вступление, а сверху трек наложили. Это будет в песне Огурцы.
Кто был за кого?
Катя:
Я - Сара.
Наташа: А я за Зину. Она запуталась, кричит мне: Привет, Сарочка! Я ей: Какая Сарочка?
Катя: Надо было быстро все делать. Так мы открыли форточку, выставили аппарат за окно, стоим голые и кричим свое: Привет, Сара!.
Наташа: Женщина пришла, видит: стоят две голых девицы у окна и орут: Давай, парь меня. Хлещи!

Клип
Клип, премьера которого намечена на конец августа-сентябръ, снят режиссером Александром Розановым в духе реконструкции знаменитого фильма Станислава Ростоцкого ...А зори здесь тихие. Понятно, кого играли девушки, а вот в роли фашистов выступили Евгений Ай-Ай-Ай Федоров (TEQUILAJAZZZ), Олег Гаркуша (АУКЦЫОН), Андрей Кураев (SPITFIRE), Сергей Шнуров (ЛЕНИНГРАД). Первый съемочный день состоялся в конце июня на безлюдном острове в районе Приозерска.
Евгений Федоров: Девчонки все прикольные, сниматься в клипе было очень интересно.
Сергей Шнуров: Было очень весело. Много самогонки, очень понравилась фашистская форма. Самое главное, что они очень настойчивы - накануне у меня был концерт, я употребил, и хотел было закосить это мероприятие, но они приблизительно знали район, где я живу, и, с помощью Ай-Ай-Ая и соседей, отыскали... В итоге все прошло хорошо, очень прикольно. Коллектив я давно знаю, у нас в ТРЕХ ДЕБИЛАХ играет Света, бывшая аккордеонистка БАБСЛЭЯ. Так что к девчонкам отношусь очень хорошо и совершенно уверен - все у них получится.
Катя: Сниматься было не очень легко. Целыми днями...
Инка: Ночами...
Вторую часть клипа - с MTV-шными прическами и интерьерами в ''южнорусском стиле снимали ночью и в помещении. Помимо ролика, в память о процессе остались экспрессивные фотографии Алекса Федечко-Мацкевича и друга семьи, фотографа Олега Шагапова.

Ремиксы
Наташа: Некоторые коллективы, играющие электронную музыку, сделали на нас ремиксы. РСР, ЯД...
Лучшие идеи всегда лежат на поверхности, и находятся случайно.
Наташа: В итоге будет...
Катя: Отдельный диск ремиксов на нашу песню. Я слышала тот, что сделала группа ЯД - очень медитативный ремикс по сравнению с песней. Очень неожиданно получилось! Они взяли только гитару и вокал, плюс ритм такой - хатч, хатч!!! Что-то совершенно другое.
На какую песню?
Наташа (поет):
Щебетала пта-ашечка! Нна-на-на...
Диск ремиксов, дополненный песней Бабок-Ежек из мультфильма Летучий корабль и парой оригинальных версий, выходит в качестве приложения к этому номеру FUZZA.

Костюмы
Катя: Сценических костюмов у нас нет, поэтому наряды всегда разные. То мы ведьмы, то в пеньюарах играем, то в образе домохозяек, то все в белом - в Москве нашли чудесное мужское белье и бабочки, играли в таком виде в клубе Третий путь - всем понравилось. Но в последнее время мы чаще всего выступаем просто в белом. Нам эти костюмные поиски надоели, свежей идеи попросту не хватает.

Дети
Наташа: У мужиков с детьми проще. Сам уехал куда, денежки шлет...
Запись дебютного альбома Елдырина Слобода по времени совпала для Кати и Леши с, прямо скажем, судьбоносными событиями в личной жизни.
Катя: Олег (Грабко, Manchester Files''/Бомба-Питер, продюсер альбома) не знал этого вообще, когда контракт подписывал. Когда увидел нас беременными, удивился очень. Нет, вообще все хорошо, он теперь как-то даже по-отечески относится. Много чего хочет сделать.
Можно только удивляться стойкости девушек, как ни в чем не бывало продолжавших работу над альбомом. После небольшого отпуска практически сразу (в начале июня) продолживших активную музыкальную деятельность на фестивале Forte Riga.
Катя: Последние концерты были супер. После вынужденного перерыва такая пошла энергетика!

Публика
Что случится, если вы внезапно станете известны?
Катя:
Мы к большой стадионной жизни не стремимся. Во-первых, мы себя там не очень уютно чувствуем, и, потом, в маленьких клубах больше общения между нами самими и между нами и публикой, а на большой площадке этого просто нет.

Планы
Как уже говорилось, группе БАБСЛЭЙ, несмотря на относительную молодость, уже успелосъ и свет посмотреть, и себя показать. Гастрольные воспоминания и планы, заменяющие музыкантам охотничьи байки и похвальбу бывшими и будущими трофеями, занимают в обиходе девчонок подобающее место.
Рассказывают все: В прошлый раз в Финляндии было ужасно. Мы приехали почти без всякой организации, спали в каких-то ангарах. У других музыкантов были спальники, одеяла, а мы с собой ничего не захватили. А в последний раз ездили туда же в конце июля, вместе с MARKSCHEIDER KUNST и VERMICELLI ORCHESTRA на этно-фестиваль Faces - загорали, купались, шашлык кушали, танцевали до упаду. Выступили на открытой сцене на берегу реки - очень хорошо, под рукоплескания публики и мелкие поломки аппаратуры.
Играли в Мюнхене в филармонии в одном концерте с оркестром Каунта Бэйси - пригласил немецкий профессор кинематографии. Увидел на фестивале документальных фильмов в Лейпциге, и через полгода позвал выступать. Вышли босиком, а там все во фраках и в вечерних платьях. Негры из оркестра Бэйси были рады больше всех.

Планы на будущее
Катя: Записать следующий альбом - идеи уже есть. И, поскольку дела у нас пошли в гору, уделить больше времени репетициям, а заодно придумать для сцены какое-нибудь небольшое перкуссионное шоу - выход с ложками, соло на ведрах и тому подобное.

Мечты и фантазии
Хором: Сейчас все вертится вокруг БАБСЛЭЯ.
Инка: Нового альбома уже хочется. Да вообще чего-то новенького.
Лера: Хочу стать профессиональным фотографом.
Катя: В детстве хотелось иметь велосипед, а сейчас хочется получить хороший инструмент.
Инка: А я увлекаюсь синематографом. Но, конечно, есть и другие увлечения.
Наташа: Но это - интимно.



Читайте далее: CATHARSIS: Сердце мира - в руках у CATHARSIS - интервью с группой (2003) CATHARSIS: Трона нам будет маловато! - интервью с группой (2002) CENTINEX : CENTINEX ЧАЙФ: Мне стыдно петь по-английски! - интервью с Владимиром Шахриным (2002) ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК: ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК - Биография группы ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК (2003) Федор Чистяков: Реквием настоящему индейцу - интервью с Федором Чистяковым (февраль 2004) АЛИСА: Энергия - история альбома Б.Г. и группа АКВАРИУМ: Самый быстрый самолет Eric Clapton: Эрик Клаптон: Хроника CLAWFINGER: Глаза колет? CLOVEN HOOF: Интервью с Ли Пэйном (январь 2004) COLDPLAY: COLDPLAY: Крис с овощами Б.Г. и группа АКВАРИУМ: Время заняться чем-то другим - интервью с Борисом Гребенщиковым (2002) Б.Г. и группа АКВАРИУМ: 20.02.2002 - интервью с Борисом Гребенщиковым АКВАРИУМ: Интервью с Борисом Гребенщиковым и Всеволодом Гаккелем (1988) АКВАРИУМ: Навигатор - история создания альбома CYNIC: Открытая дверь в бесконечность FLOTSAM & JETSAM: Дрейф сквозь штормовые широты DARK MOOR: Интервью с Энриком Гарсия (2001)