Главная страница - Текущий раздел: Статьи

РАЗНЫЕ ЛЮДИ: Не за славу не за плату... - интервью с Александром Чернецким и Сергеем Чиграковым




Супергруппа - это когда матерые музыканты из самых разных команд собираются вместе и организуют проект, интересующий в равной степени всех его участников. Как правило, недолговечный (из-за личных амбиций и занятости в основных проектах). Как правило, преследующий не столь творческие, сколь рекламные цели. Как правило, не имеющий лидера и будущего. Как правило, на Западе. В Санкт-Петербурге, однако, есть супергруппа, к которой все эти правила не имеют никакого отношения. И называется она - хоть и давно, но теперь уж совсем кстати - РАЗНЫЕ ЛЮДИ. Екатерина БОРИСОВА беседует с Александром Чернецким и Сергеем Чиграковым.
Сергей Чиж Чиграков, Андрей Худой Васильев, Борис Шавейников, Наиль Кадыров, - имена, известные всем, кто мало-мальски интересуется судьбами отечественного рока. Музыканты с огромным опытом и стажем, востребованные и знаменитые, но безоговорочно и с удовольствием признающие лидерство родоначальника группы - Александра Чернецкого. И если раньше публика, не знакомая с харьковским периодом деятельности РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ, шла слушать некую странную группу, куда каким-то боком затесался Чиж (подставьте любое другое имя из вышеперечисленных), то сейчас такое отношение исчезло. Сейчас ходят на РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ, где Чиж, Сашка, Наиль, Худой, Борюсь - одно целое. Как на самом деле и есть.
По группе этой давно должны бы рыдать самые крупные российские рок-фестивали, - настолько несомненна ее концертная мощь. Группа пока играет в клубах и не грызет стены в поисках большего. Но - всему свое время.

Александр Чернецкий: Я вывел формулу, что собой сейчас представляют РАЗНЫЕ ЛЮДИ. Вот в спорте бывают команды ветеранов, которые просто собираются для своего удовольствия. Не для денег, не для славы, - а для себя. Мы играем вещи не обкатанные, не отрепетированные, какие-то сюрпризы бывают постоянно... И настолько много энергии и материала, что можно было бы каждый концерт играть до утра.
Что придает устойчивость коллективу: твои песни, которые нравятся музыкантам, некий тип музыки, который им всем интересен, какие-то личные отношения между вами?
Сашка:
Я ж тебе говорю - команда ветеранов. Это не работа. Будут концерты - хорошо, не будет концертов - тоже хорошо, мы созваниваемся каждый день, песни сочиняем, играем, альбомы записываем. Я, до того, как собрал этот состав, переиграл со многими музыкантами, и то, что остались именно эти люди - воля случая. Хотя говорят, что случайностей не бывает. Каждый пришел по-разному, - ведь между собой Худой, Наиль и Борюсик даже не были знакомы. Живя в одном городе. И неизвестно, познакомились ли бы они вообще.
Сергей, а как ты совмещаешь РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ и свой проект? Тебя физически на это хватает?
Сергей Чиж Чиграков:
На то, что в кайф, всегда времени хватает. И я ж не на всех концертах с Сашкой играю, - к сожалению.
А как твои ребята к РАЗНЫМ ЛЮДЯМ относятся?
Чиж:
Если б они ревновали, это было б очень глупо. И если б кто-то из них тоже захотел играть в паре параллельных проектов - да ради Бога!
Сашка: Тем более в Питере, где музыкантов больше, чем групп, всегда было так, что люди играют в нескольких группах. Вот Наиль говорит: Ничего не могу с собой поделать - люблю играть разную музыку! Поначалу, когда мы собрались, главное было, что Борюсик с Наилем друг друга нашли. И они теперь настолько уникальная ритм-секция, что эти два человека могут уже выйти на сцену и без нас.
Сергей, а нет ли песен у тебя, которые хочется реализовать именно в РАЗНЫХ ЛЮДЯХ?
Чиж:
Пусть лучше Сашка поет. Это Сашкин проект целиком и полностью. А я отдыхаю - тихонечко стою в стороне, играю себе на гитарке. Знаешь, как здорово?!
Еще один полноправный и, наверное, самый занятый участник проекта - его директор, Александр Гордеев. Тоже случай, ставший судьбой: Чиж с Гордеем познакомились еще в армии, в 1983 году. Потом. Гордей учился в Харькове, знавал Сашкину группу ГПД... А все вместе встретились на фестивале в Горьком. Теперь Гордеев, естественно, тоже петербуржец и директор сразу трех групп - РАЗНЫЕ ЛЮДИ, КОРОЛЬ И ШУТ и ЧИЖ И КО.
Сашка: Директор - это не тот человек, который покупает билеты на поезд и тусуется с музыкантами, а тот, который болеет за группу в принципе. Не продает ее налево и направо, а знает стратегические какие-то вещи. Вообще Гордей - фанат губной гармошки, блюза, еще имеет организаторскую хватку хорошую. У него есть талант: он всех объединяет. Ну, вот, как нас, - старых друзей. И новые люди к нему тянутся. Нормальные люди.
Кто организовал ваше прошлогоднее турне по Америке?
Сашка:
Мы с Серегой записали пластинку под названием Comeback, об этом узнали многие люди, в том числе наши американские друзья: Сашок Стацюк, Саня Тарелкин... Они собрали инициативную группу для организации турне. И в поддержку этой пластинки мы поехали.
Где играли?
Чиж:
В клубах. В Нью-Йорке был концерт, в Чикаго, в Вашингтоне, в Бостоне, и последний - в Сан-Франциско.
Сашка: Стацкжом был вопрос поставлен правильно, что нужно брать рокерские клубы, не такие, когда какие-то непонятные люди устраивают, и наши люди играют и в кафе, и в школах - как БГ играл. А тут нормальные большие клубы и полный оттяг.
А почему именно бостонский концерт выпущен на диске Comeback In America?
Сашка:
Стацюк писал все концерты. Нью-йоркский концерт был хороший очень, но на записи не оказалось бас-гитары... Когда в конце поездки набралась куча мини-дисков, Боря каждое утро отслушивал записи и говорил: Так, Чикаго мы вычеркиваем. Нью-Йорк тоже... По определению остался бостонский. Микрофон какой-то такой был у меня... и хорошо барабаны звучали. Ну, а так мы просто решили выпустить диск на память, потому что надо было это сделать.
Чиж: Здесь честно все. Никто ничего потом не исправлял и не переписывал. Есть же у очень многих коллективов такая практика, - отыграли концерт, потом садятся в студию, и, скажем, партию соло-гитары переписывают. Или вообще все. И выпускается это как живой концерт. А у нас все честно. Ну да, музыканты заметят, что там много лажи, но зато - да, блин, так играли! Я не думаю, что у нас так уж варварски все звучит. Мне было очень весело это слушать. Просто карнавал! На самом деле мы и в студии так же пишемся.
Сашка: Месяцами писать альбом - удовольствия от этого вообще никакого. Наиль вообще вживую сыграл на Супербизонах. Он даже не переписывал бас.
Почему, кстати, до сих пор не вышли Супербизоны?
Сашка:
Альбом мы дописали прошлым летом. Потом решили выпустить концертник. Нельзя, по логике, выпускать сразу два альбома. И еще мы записали новую песню, - называется Comeback In America, на концертах мы ее не играем. Мы скоро ее сделаем, вставим в альбом, и в начале мая его выпустим.
В Америке РАЗНЫМ ЛЮДЯМ удалось встретиться еще с двумя старыми друзьями. Один из них - Женя Кошмар, экс-лидер интересной харьковской группы КУ-КУ, - был вытащен на сцену с аккордеоном на концерте в Бостоне. Второй - Захар Май.
Чиж: Это очень хороший харьковский музыкант, аранжировщик незаурядный, обладающий обалденным голосом, ныне проживающий в Америке и известный как Зак Мэй. Чтоб уж было еще понятнее, - когда ЧИЖ И КО писали Эрогенную Зону, я попросил у Захара разрешения спеть Руссо Матросо. Это о композиторском даре Захара Мая - песня мгновенно стала очень популярна в нашей стране, тем более в портовых городах.
Сашка: Когда он уезжал из Харькова, у меня была группа ГПД, и Захар был ярым нашим поклонником. Участвовал во многих харьковских группах, хотел и в нашей, но не успел. Тем не менее, все эти годы мы как-то мысленно следили друг за другом. Дожили до того, что встретились с ним там. Он играл перед нами.
На разогреве?
Чиж:
Какой там разогрев?! Сначала вышел Захар поиграть, потом вышли мы поиграть, вот и все! Концерт состоял из двух отделений. Можно было поменять местами, ничего бы не изменилось!
Сашка: Три дня мы были в Сан-Франциско, и трое суток писали мою песню Ворон. Вот на сборнике ремикс - это творчество Захара.
Речь идет о сборной пластинке, которая скоро выйдет на Мистерии Звука в коллекционной серии Русский рок-н-ролл. Название ее - Flashback, чтоб, как говорит Сашка, совсем всех запутать, содержание - классика ГПД/РАЗНЫХЛЮДЕЙ. К сожалению, без песен Чижа.
Чиж: Мне-то не жалко, но начинается неразбериха между лейблами... Было б здорово, если б все это решилось в очень хорошую сторону, и мои 2-3 песни тоже были бы на сборнике. Все-таки какой-то период жизни я, блин, в РАЗНЫХ ЛЮДЯХ играл! Было б красиво, если б там Ша-Ла-Ла была. Это объясняло бы такое странное название.
Сашка: То, что для нас история, что хотелось бы отразить, - не дали отразить акулы шоу-бизнеса. По непонятным причинам. А пострадала реальность.
А какие у вас отношения с шоу-бизнесом?
Сашка:
Очень краткие.
Чиж: Отношения заключаются только в одном - после концерта получить деньги и их пропить. Всё!
Просто очень хотелось бы вас увидеть на каком-то большом фестивале. Чтоб народ услышал, что такое живая музыка. Хорошая, настоящая.
Чиж:
Да ну, ты что?! Кто нас туда позовет? Я, честно говоря, даже не знаю, по какому принципу идет отбор на все эти фестивали.
Сашка: Нынешний шоу-бизнес ничем не отличается от старого. Вся эта советская ботва типа: Я от Иван Иваныча... Чужака не пустят на свою территорию.
Ну, как чужака? Песни Чижа на любой радиоволне можно услышать.
Сашка:
Когда Гордей сидел на радиостанции в Нью-Йорке, зашел там разговор про Земфиру. Гордей и говорит: Я скажу как директор группы КОРОЛЬ И ШУТ: эта группа собирает те же стадионы, только без всякой рекламы! О чем это говорит? Что и это можно пробить. КОРОЛЬ И ШУТ - величайшая команда начала века. Они продолжили наше дело - как мы пробивали брешь в коммунистическом режиме... ну, тогда страшнее было, могли и в психушку, и куда угодно посадить... А они пробили брешь в долларовой стене, доказали, что баксы, ротации, раскрутки решают не всё.
Народная группа.
Сашка:
Да. И это пресечь уже невозможно. И молодые команды, которые идут за ними, играют некоммерческую музыку. Сейчас ведь как? Молодая группа собирается, и первая мысль: Надо сочинить песню, которая бы длилась не больше трех минут. Ведь они же не понимают, что унижают себя....
Чиж: Это очень неправильно. И на кой нам во всю эту коммерцию ввязываться? А с другой стороны, не знаешь, как ответить, когда масса людей, далеких от всей этой закулисной кухни, спрашивает: А чё вас не было на таком-то фестивале?
Сашка: Вот знаешь, что? КОРОЛЬ И ШУТ, которые обрели директора в лице Гордея, непримиримого борца со всеми, кто наживается на рок-музыке, - я думаю, будут коммерчески выгодны для крупных фестивалей, и будут ставить условия, чтоб выступали там и такие группы как РАЗНЫЕ ЛЮДИ. Пока это еще, наверно, невозможно, но, думаю, к этому все придет. То есть мы не то, что состоим в такой сильной оппозиции, - мы просто играем, и нам не стыдно ни за одну песню. Но во всю эту ботву, которая заправляет и варит, мы вмешиваться и играть по их правилам не хотим. Тратить себя на то, чтоб просить...
Чиж: Сами придут и сами попросят.



Читайте далее: SUSPERIA: Смертный грех №8 TAAKE: Интервью с Гоэстом (2002) TANKARD: Intim Special - интервью с Герре (2002) ТЕЛЕВИЗОР: Интервью с Михаилом Борзыкиным (1989) TEQUILAJAZZZ: Текиловый рассвет Интервью с Евгением Федоровым FLOTSAM & JETSAM: Интервью с Крейгом Нельсоном (2001) TEQUILAJAZZZ: Джаз без текилы - интервью с Евгением Федоровым (2002) THEATRE OF TRAGEDY: THEATRE OF TRAGEDY в мире перемен. Интервью с Лив Кристин Эспенаес (04.04.2002) AZAZELLO: Эти везунчики Azazello - интервью с группой (2003) THE GATHERING: Интервью группы The Gathering сетевому металлическому журналу Embers THORNSPAWN: Интервью с Лордом (2002) Alex Harvey: Будущее принадлежит мне THRESHOLD: Марсианские зори - интервью с Карлом Грумом (2004) TINDERSTICKS: То, что ты должен делать - интервью со Стюартом Стэйплзом (2003) TO/DIE/FOR: Интервью с группой (2002) БАБСЛЭЙ: Любовь и музыка в Елдыриной слободе TRAVIS: Вне поля видимости - Фрэн Хили представляет новый альбом TRAVIS The Invisible Band ТРЕК: Трек III - история альбома TRISTANIA: Зимний плач Интервью с группой Tristania