Главная страница - Текущий раздел: Статьи

Paul Rogers: Покорить Лондон




Я приехал покорять Лондон из индустриального городка Мидлсбро на северо-востоке Англии со своей группой Roadrunners. Здесь мы сменили имя на Wild Flower, но всё равно голодали. Нам предложили небольшой тур всего за тридцать фунтов, что показалось нам целым состоянием. Но мы забыли заправить наш автобус, и на полдороге он встал, как вкопанный. Это было последней каплей: все выбрались из машины и отправились ловить попутки домой. Я тоже хотел последовать за ними, но тут мне в голову пришла мысль - а ведь я не хочу домой. И я пошел в другую сторону… Это был настоящий перекресток в моей жизни.
Пол Роджерс - безусловно и бесспорно один из самых замечательных и оригинальных вокалистов в истории хард-рока, участник нескольких групп-легенд. Но это только для нас, тех, кто помнит музыку 60-70-х и дорожит ею. Впрочем, я могу ошибаться, ведь и сейчас концерты Роджерса в Британии и Штатах проходят при полном аншлаге. Но, к сожалению, у российских меломанов несколько другие ценности и подход к старой музыке. Что, в принципе, не означает, будто эту статью станут читать только те, кому за 40, а если даже и так - плевать!
Итак, вернувшись в Лондон без группы, молодой и голодный, но не сломленный такими мелочами, Пол собрал блюзовую Brown Sugar. Хотя в конце 60-х в столице Британии было немало талантов, голос молодого выскочки был настолько интересен и необычен, что его не могли не заметить. Хотя поначалу это были такие же юные дарования, как и сам Пол, перед ними лежало Будущее, и они верили, что в нем их ждет Слава. Первым с Роджерсом законтачил молодой, но уже имевший неплохую репутацию гитарист Пол Коссофф (в то время играл в Black Cat Bones). Поджемовав чуток с бандой Роджерса, Коссофф предложил собрать более сильный технически состав. Он приволок барабанщика все тех же Black Cat Bones Саймона Кёрка и басиста Энди Фрэйзера, успевшего поиграть с самими Bluesbreakers Джона Майалла. Любовью всей четверки был белый блюз, но ребята решили сплавить его с входившим в фавор тяжелым роком. На том и порешили, а название квартету придумал сам Алексис Корнер - Free.
Начиная с 68-го года и вплоть по 73-й Free выкатили целый заряд крутейших дисков, а также прокатилась с гастролями по доброй половине цивилизованного мира. Без шуток эта команда занимала третье место в великой хард-блюзовой революции после Cream и Led Zeppelin. От первых ее выгодно отличал гораздо более сильный уклон в рок, а от вторых - большая мелодичность и визуальная простота композиций. Тем не менее, именно на лейбле цеппелинов гораздо позднее взяла начало и следующая группа Роджерса - Bad Company. Но не будем забегать вперед, ведь в 68-м вышел дебютный альбом Free Tons Of Sobs - громкий и сырой электрический хардешник с ревущей и плачущей гитарой и таким же голосом.
И что это за голос-то такой! Грубоватый, уличный, голос нежного мачо, хотя… Пол не был в группе исключительно вокалистом, поскольку очень и очень недурственно владел гитарой, а уж по части композиторских способностей мог вполне поспорить с тем же Коссоффом. В паре (которую частенько разбавляли Фрэйзер и Кёрк) и писались настоящие хиты тяжелого блюза от Free, которые и ныне продолжают бить рекорды популярности во всевозможных хит-парадах, на выдумывание которых буржуи - большие выдумщики. Так, недавно признано, что песня All Right Now крутилась только в американском радио-эфире более миллиона раз! А чего стоит одно лишь триумфальное выступление Free на знаменитом фестивале 69-го года Isle Of Wight Festival с The Who и Джо Кокером! С годами техника игры одного Пола и техника пения другого неизмеримо выросли, стали более искусными и плавными, наполненными не только желанием, но и душой.
Как и многие другие музыканты того времени, Коссофф увлекался наркотой, что в конце концов так подорвало его здоровье, что он смог отыграть лишь немногие партии для последнего альбома группы. Его заменил Роджерс. Пол Коссофф был одним из лучших блюзовых гитаристов того времени, - вспоминает Роджерс. - На него сильно повлияли Хендрикс и Клэптон, БиБи Кинг и Альберт Кинг. Его всегда недооценивали, и, прежде всего, он сам. Он комплексовал по поводу своей техники, но его талант был не в ней. Алексис Корнер всегда говорил, что дело не только в том, что ты играешь, но и в том, чего не играешь: паузы, взятые в нужный момент, не менее важны… Мне было больно видеть, как Пол убивал себя. Из всех гитаристов, с которыми я работал, только ему я обязан полным духовным единством и… жаль, что он не выжил.
Когда в 1973-м году Free разошлись в поисках единоличного счастья и удачи, Роджерс не сидел без дела слишком долго: вступив в контакт с менеджером Zeppelin Питером Грантом и обосновавшись на новоиспеченном лейбле цеппелинов Swan Song, он скорефанился с талантливым гитаристом Миком Ральфсом (экс-Mott The Hoople), таким же фанатом хард-блюза и рока. Совместно они довольно быстро нашли попутчиков - экс-басиста King Crimson Боза Баррелла и старого приятеля Пола - барабанщика Саймона Кёрка, в тот момент болтавшегося без работы. Именно Роджерс предложил назвать команду Bad Company, на первый взгляд, опрометчиво и даже опасно. Естественно, что все остальные, включая музыкантов, менеджеров и руководство лейбла, встали на дыбы. Но Пол проявил недюжинное упрямство, как вкопанный по пояс он стоял на своем. Все сдались…
1974-й видел настоящее рождение новой звезды - альбом Bad Company, с одной стороны, взял на вооружение блюз-роковые традиции Free, но был менее угловатым музыкально, значительно лучше по звуку, мелодичнее (с позиций современности скажем - попсовее, ха-ха!). Но главное - он был успешным. Диск стартанул не хуже ракеты, - вспоминает Роджерс. - Особенно хорошо он пошел в Америке: когда в том же году мы начали первый тур по Штатам, он занимал там девяносто девятое место, к концу тура он прочно сидел на первом!
Хотя в настоящее время о Bad Company, как собственно и о Free, почему-то не любят вспоминать (а коль вспоминают, то кличут коммерческим хардом), группа имела грандиозный успех и исключительную репутацию как у поклонников тяжелого рока, так и коллег по музыке. 6 мультиплатиновых альбомов - вам это о чем-то говорит?! Причем хитами в чартах всех уровней становились и диски, и синглы, и отдельные вещи. Пол стоял у основания славы, так как участвовал в написании большинства хитов, не говоря о том, что его голос (а частенько и гитара!) блистал во всей красе - невообразимый, богатый интонациями и очень эмоциональный. Интересно и то, что много позже развала группы всевозможные компиляции ее продолжали выпускаться регулярно, а все прижизненные диски переиздаются и ныне. Это была настоящая история успеха в рок-н-ролле, у нас было всё, что считалось атрибутами звездной жизни - женщины, алкоголизм, наркотики, лимузины и частные самолеты… Я, слава богу, каким-то чудом вышел из всего этого без потерь. И хотя композиторский союз Ральфса-Роджерса можно назвать созданным на небесах, Роджерс относился к Мику не так, как к Коссоффу: Думаю, Ральфс и сам понимал, что он - не блюзовый гитарист, рок-н-ролл ему ближе и понятнее. Он мог играть быстро, в нем был класс, и он никогда не забывал, какая нота сменяет следующую. В нем были чувственность и талант композитора. Послушайте песню Bad Company или Silver Blue And Gold, и вы ощутите магию.
Казалось бы, что еще нужно для полного счастья? Но в 82-м Bad Company выпустили последний совместный с Роджерсом диск и отпустили его на волю. Думаю, для фанатов это было шоком, но отнюдь не неожиданностью, поскольку слухи о неладах в дурной компании циркулировали давно и упорно. Время было не лучшее, тем не менее, Пол решил попробовать силы на новой почве, и, как оказалось, он стоял на ней довольно прочно, чтобы не провалиться и не улететь в Тартар. В 83-м выходит его первый сольник Cut Loose (На воле, словно кто его держал!) - АОР-альбом, с отличными мелодически вещами, но - дитя своего времени - перегруженный электроникой, слишком ритмичный и легковесный. Почти все инструментальные партии на нем Роджерс исполнил сам.
Не слишком довольный результатом, Пол стал искать сотрудничества с такими же отщепенцами. К 84-му полностью оформился его союз с Джимми Пейджем (экс-сами знаете кто). Оба участвовали в проекте Билла Уаймена Willie And The Poor Boys с кучей других британских музыкантов, а успешное турне только укрепило решение мужиков-хардблюзовиков оформить отношения юридически. Рождение группы Firm торжественно подтвердили супербасист Тони Фрэнклин (подсчету количества групп и проектов с его участием вы можете посвятить любой свободный от дел день) и ударник Крис Сэйд (экс-Manfred Mann's Earthband, AC/DC). Казалось бы, звездный состав (да что там - супергруппа!), на мой взгляд, не принес желаемого результата (опять же мне не принес). Но критики и меломаны считали по-другому: оба диска Фирмы отмечены знаком коммерческого успеха и популярности у любителей хард-рока. Во многом такой почет обеспечил пишущий тандем Роджерс-Пейдж, а равно их исполнительские потуги. Джимми - гений. На сцене он - монстр, он держит публику в напряжении, а его игра отменна, начиная от очень быстрых соло, а уж на всякие звуки он просто мастер! Наши с ним стили - абсолютно разные, и только любовь к блюзу нас объединяла.
Я не устаю уже в который раз удивляться (и, надеюсь, удивлять тебя, читатель), как это такие популярные составы вдруг разваливаются на пустом месте и без видимых причин? Беда с ними просто…
Итак, Firm ушла на покой как-то тихо и мирно, и несколько лет Роджерс не был слишком активен творчески и публично. Он ждал лучших времен? Давайте сойдемся на этом, поскольку следующее достойное внимания творение Пола явилось свету лишь в 1991 г. Это был дуэт с барабанщиком Кенни Джоунсом (экс-Small Faces, The Who), а обзывался он The Law. Союз был недолгим, он выплюнул всего один альбом, зато вновь попавший в десяточку, то бишь в хит-парады (в той же категории АОР, что и Firm). Но у всех предыдущих проектов и команд Роджерса было одно золотое качество - они, в конце концов, убедили нашего героя в необходимости серьезно заняться сольной карьерой (впрочем, не избегая напрочь подворачивающихся проектов, стоящих внимания и трудовых затрат). И вот в 93-м Роджерс выпускает сольное нечто, действительно заслуживающее пристального внимания. Хотя по виду это был всего лишь трибьют, который так и назывался Muddy Waters Blues и вмещал в себя интерпретации блюзов этого древнего сумасбродного негрилы, но с какой душой звучал на нем голос Пола, надо просто слышать! Обращение к корням еще никому не вредило, тем более что под знаменем великолепного певца собрались такие приятные люди, как Брайен Мэй, Джефф Бек, Дэвид Гилмор и Ричи Самбора (думаю, их группы упоминать не нужно?) в числе еще многих инструменталистов, возжелавших отдать долг уважения и памяти одному из основателей тяжелого блюза (это я о Мадди), и поработать с одним из его корифеев нашей эпохи (это я о Поле). И этот релиз удостоен приза Грэмми за лучший сольный диск.
На волне успеха этого произведения Пол решается на еще более опасный проект (опасность трибьютов общеизвестна - дилемма между копированием и интерпретированием) - сборник композиций своего кумира Джими Хендрикса. Тем не менее, казалось, будто у Роджерса руки из чистого золота, и то, к чему они прикасались, становилось не менее ценным. На сей раз на помощь пришел представитель молодого поколения - Слэш (Guns N'Roses), но самое удивительное - заинтересовалась ритм-секция хендриксовской Band Of Gypsys Бадди Майлз и Билли Кокс! Вот коксу они и задали, приняв участие в крупномасштабном проекте Stone Free: A Tribute To Jimi Hendrix с вещугой I Don't Live Today. Пол не успокоился и на этом, выпустив в том же году живой The Hendrix Set, состоявший из поздних вещей Джими (на гитаре шпарил Нил Шон из Journey).
В 1994 году в рамках проекта Gibson Ночь 100 гитар (Night of 100 Guitars) Пол играл на стадионе Уэмбли и в том же году в связке с Энди Фрэйзером (Free), Слэшем, Джейсоном Бонэмом (сын покойного ударника Zeppelin и сам ударник), и тем же Шоном - на фестивале Вудсток-94.
Вдоволь набив руку на традиционных тяжких блюзах, Пол понял, что пора собирать полноценную группу. В 1995-м к нему присоединились гитарист Джефф Уайтхорн (игравший с МакКартни и Роджером Долтри), басист Джез Локри из Go West и барабанных дел мастер Джим Коупли (работавший с Джеффом Беком). Такой опытный состав мог только вдохновить Роджерса, и в 1997-м он выпускает сильнейший альбом Now под своим именем. Это была квинтэссенция всех предыдущих групп и формаций, в которых обитал певец с середины 60-х: многозарядный тяжелый блюз, энергичный и печальный, от которого у самых крепких мужиков на глазах выступают слезы (которые они тайком вытирают рукавами засаленных ковбоек), полный нестарческой мощи, современный по звуку, но без электронных излишеств. Это была настоящая свобода: от времени, от стереотипов, от пут и предрассудков моды…
Но еще до того, как приступить к записи Now, с его материалом Роджерс объехал добрых полмира, побывав не только в Штатах и традиционных странах Европы, но посетив Россию и страны бывшего Восточного блока, а также зарулив в Грецию и Израиль: Я хотел, чтобы у диска было звучание группы, а не случайно собранных инструменталистов. Я не только опробовал песни, но и людей, дал им почувствовать себя настоящей командой.
Джефф Уайтхорн - отличный гитарист, мир о нем еще узнает. Он поработал со многими людьми в разных жанрах, но блюз и госпел - самые близкие стили, как и для меня. Когда я написал большую часть песен для Now, то позвонил своему менеджеру и сказал, что мне нужен такой гитарист, который смог бы играть и блюзы, и акустические баллады, и роковые вещи. Он и предложил Джеффа. У нас было немного времени до начала гастролей, прослушивание было совсем коротким, но, похоже, этот брак благословили небеса. То же самое произошло и с ритм-секцией.
В конце 90-х - начале 2000-х деятельность Роджерса по записи студийных альбомов не может считаться плотной и регулярной, но качество не терпит спешки, и то немногое, что время от времени выходит (и как обещает сам Пол, будет выходить, пока он жив-здоров) - достойно внимания с любой точки зрения: качества, настроения, драйва, души, наконец… Таковым релизом, вне всякого сомнения, можно (и нужно!) считать диск 2000-го Electric - настоящий тяжеловесный электрический (белый) блюз, с зарядом песен, похожих на блины для штанги, которые заядлый фанат пауэр-лифтинга постоянно добавляет к своему рекордному весу (а Роджерс - к своей личной коллекции). Сингл Drifters с этого диска продержался в десятке хитов Billboard 6 недель, да еще побил все рекорды пребывания в музыкальном радиоэфире Британии и США, отодвинув легонечко локтем Bon Jovi, Deftones, Bush и даже AC/DC. Так-то! Да, и если вам нравятся Free и Bad Company, не забудьте послушать Electric, так как отсылов к музыке этих банд здесь сполна.
В мае 2001-го года после предварительных переговоров случилась интереснейшая вещь - воссоединение Bad Company. Говорят, билеты на их совместное со Styx шоу в Зале славы Рок-н-ролла в Кливленде продавались со скоростью каждый за 3,5 минуты! После этого обе группы отправились в турне по США. Томми Шо из Styx предложил своей команде провести благотворительные концерты в фонд жертв 11 сентября, и тогда присоединившиеся к ним Bad Company довели сумму, переданную администрации Нью-Йорка до 600 тысяч долларов…
Результатом баловства с воссоединением плохой компании был выпуск живого альбома Merchants Of Cool, выпуск сингла с новой вещью Joe Fabulous и гастроли по 35-ти городам Англии и США в 2002 г. В 2003-м Роджерс продолжает сотрудничать со всевозможными роковыми, блюзовыми и джазроковыми формациями и личностями, содействуя выходу в свет various artists прожектов, где поет в кайф рядом с Эриком Клэптоном и Роном Вудом, Карлосом Сантаной и Джо Сатриани, Джерри Кэнтреллом (Alice In Chains) и Майком МакКриди (Pearl Jam), Питером Гэйбриэлем и Ринго Старром, Элисом Купером и Питером Фрэмптоном. Не зря о Роджерсе говорят, что он из тех голосов, на котором выросло не одно поколение вокалистов, и рядом с которым желало бы находиться не одно поколение гитаристов.
Здесь можно бы и закруглиться, даже не упоминая ничего не значащий лично для меня факт концерта группы Пола Роджерса эксклюзивно для премьера Британии Тони Блэра (не представляю, чтобы кто-то из наших рокеров услаждал исключительно семью президента Путина, хы!), а тот назвал его своим любимым певцом. Не стоит трещать и о том, что половину прошлого и весь этот год Пол работал над материалом для очередного студийного диска, время от времени прерываясь для двадцати концертных выездов в Штаты и Канаду. А кому нужен факт, что ни один другой музыкант не привел к международному успеху 3 группы подряд? И я даже не добавлю, что чувак за годы своей карьеры продал свыше 125 миллионов пластинок, выпустив 28 альбомов.
Чем обусловлена популярность Пола Роджерса, спросите вы? Откуда берутся эти чертовы старики, полные сил, не загашенные наркотиками и алкоголем, не согнутые артритом и раком ветераны, выживалы рока? Почему они так упорно цепляются за музыку, как утопающий за соломинку? Я так скажу - они и не тонут вовсе. Во-первых, они и есть - Рок, а во-вторых, что вы им прикажете делать, если они только и умеют, что колбасить свой рок-н-ролл?
Реактор



Читайте далее: ТАНЦЫ МИНУС: Эпатаж хорош, когда он безвреден - интервью с Вячеславом Петкуном (2002) ТЕЛЕВИЗОР: Отечество иллюзий - история альбома AYAT: Интервью с Filthy Fuck (апрель 2006) THE 69 EYES: Pile of Sculls - интервью с Юрки (2004) TESTAMENT: Интервью с Чаком Билли (11 апреля 2002 года) AYERON: Абсолютный эксперимент THEATRES DES VAMPIRES: Интервью с Лордом Вампиром (2001) THERION: THERION: Тайна Тайн THOR'S HAMMER: Интервью с Каприкорнусом (2002) THRESHOLD: Интервью с Ричардом Уэстом (2004) TIAMAT: Интервью с Йоханом Эдлундом об альбоме A Deeper Kind Of Slumber ABORYM: Attila Chihar - автобиография ТОРБА-НА-КРУЧЕ: Да.ру.нет - интервью с группой (2002) TRACTOR: TRACTOR P. J. Harvey: Хамелеон T. REX: Охрипший соловей TT-34: TT-34 (пресс-релиз) TVANGESTE: Интервью с Мироном (2003) U.D.O.: Удо Диркшнайдер - автобиография