Главная страница - Текущий раздел: Статьи

ATHEIST: Atheist: мы из джаза




Death, Cynic, Morbid Angel, Pestilence, Atheist - имена-то какие! Что ни имя - легенда, что ни альбом - шедевр! Их вклад в развитие тяжелого искусства трудно переоценить. Благодаря их усилиям ветвистое дерево по имени heavy metal отпочкавало еще один стилистический отросток, получивший название techno death metal. Один только этот факт требует трепетного отношения к ним и глубокого их почитания. И пусть многие группы - прародители интеллигентного, но оттого не менее смертельного металла - канули в лету, пусть остальные находятся не в лучшей форме, или вообще в подвешенном состоянии. Неважно. Мы их любим и хотим поделиться своим счастьем с вами. С другой стороны, статьи о Death, Cynic, а теперь и об Atheist - не только дань памяти гениальным музыкантам и великолепным группам, но и попытка подтолкнуть молодое поколение металлхэдов к более качественной музыке, достойной любви и вожделения. Ведь как только я слышу от юных экстрималов, что Burzum - вершина гениальности, а Cradle Of Filth - венец сложности, мое счастье сникает, точно птица с перебитым крылом.
Собственно история Atheist начинается с прихода в команду в 1985 году экстравагантного басиста Роджера Паттерсона (экс-Aggressor). С его появлением в существующей уже более года группе начали происходить кардинальные изменения. Изменения эти еще не касались музыки, ребята по-прежнему играли трэшугу американского образца, но вот солидную долю творческого запала он смог внести. Так или иначе, если до Паттерсона группа не двигалась далее банального переигрывания боевиков от Slayer, Trouble, Exodus, то с его появлением молодой и весьма перспективный гитарист и лидер группы Келли Шафер, по-хорошему обнаглев, решил, что его группа достойна большего.
Бесцветное название Oblivion вскоре сменили более закрученным R.A.V.A.G.E. (Raging Atheists Vowing A Gory End). В группу был рекрутирован еще один гитарист, Марк Шотсберг, а барабанами по-прежнему заправлял Стив Флинн. Выполнявший функции вокалиста парень по прозвищу Scrappy был уволен. Шафер же, амбиции которого росли с каждым днем, решил, что он и с микрофоном справится лучшим образом. Спорить особо ни кто не собирался. И вскоре по бескрайним просторам металлического подполья гуляли две демонстрационные кассеты On They Slay и Beyond еще одной флоридской группы. Какой-то оригинальностью ленты не отличались - традиционный американский thrash/death, мастерски сыгранный, но, как говорится, с Колумбом им тягаться не приходилось, и эта Америка в мире музыки была открыта другими. Впрочем, уже тогда стало понятно, что не за горами день, когда группам, пребывающим на вершине металлического Олимпа, придется потесниться.
Для окончательной смены названия и музыкальной ориентации ребята созрели только в 1987 году. Да это и не удивительно. В самом начале зарождения жанра, сцена была настолько молодой, что большинству исполнителей едва исполнилось 16, - объясняет Шафер. Кроме того, на перемену музыкальных ориентиров Келли и компании повлияли как минимум еще две причины. Думаю, многие из вас уже догадались, что значительное влияние на многих юных металлистов в те далекие годы, в том числе и на Atheist, оказал зародившийся там же во Флориде death metal. А вышедшие в последующем диски под вывеской Atheist сузили эту категорию до одного имени - Чак Шулдинер (Death). И хотя многие критики включают Atheist в триединую когорту легендарных техно-дэтовых составов (Death, Cynic, Atheist), влияние Death на Atheist, Cynic, Pestilence неоспоримо. А вот о второй причине поведает сам Келли Шафер. Мы играем тяжелую музыку, но больше всего обожаем джаз, - объясняет он. - Любимые вещи - это King Crimson и Чик Кориа. Я пытаюсь сочетать прогрессив с экстремальным металлом, потому что наши корни все равно находятся в металле Slayer и Mercyful Faith. Такой позиции придерживался и заменивший Марка Шотсберга виртуозный гитарист Рэнд Беркли, который быстро нашел общий язык с лидером группы (и впоследствии составил ему компанию в новом проекте Neurotica).
Именно в духе навороченного death metal с джазовой ритмикой и был записан в 1988 году первый полноформатник банды. Однако в связи с банкротством выпускающего лейбла (Mean Machine Records) Peace Of Time лег на полки музыкальных магазинов, только в 1990 году. И произошло это отнюдь не в Штатах. Поистине единственной спасительной ниточкой для большинства железных америкозов как в то время, так и сейчас является старушка Европа. Подлейбл знаменитой рекордс-конторы Roadracer Active Records взялся за нелегкий труд по раскрутке малоизвестного штатовского состава и явно не прогадал. В Америке альбом все же вышел (Metal Blade Records), однако произошло это по истечении шести месяцев с момента его презентации в Европе, когда коммерческий успех не ставился под сомнение, а имя Atheist стало известным на всех континентах. Хотя Peace Of Time нельзя назвать лучшим техно-дэтовым альбомом и даже вершиной творчества Atheist его вряд ли назовешь, он определил основные творческие приоритеты группы и открыл новую страницу в развитии тяжелой музыки. Мы выросли как музыканты, однако у нас и сейчас сохранилась та же энергия. Мы намеренно уходим от обычной дабл-басовой долбежки, сохраняя при этом тяжесть и экстремизм в лирике, - в свое время сказал Шафер. Peace Of Time соединил в себе все то, что было дорого музыкантам. Это и необычная для металла джазовая ритмика (Роджер и Стив постарались на славу), и откровенно дэтовые гитарные риффы, агрессивный вокал и притрэшованный звук. В то же время, альбом отдает средневековой сыростью: жесткие, не отшлифованные инструментальные партии, масса ритмических сбивок, не всегда логичных, а порою и вносящих излишний диссонанс в лихо закрученную атмосферу вселенского хаоса. К тому же, очень заметно влияние таких мастеров тяжмета, как Death (Unholy War), Metallica (Deny), Morbid Angel (Life), плюс слэйеровщина прёт практически из каждой щели. Однако, ребятам так органично удалось соединить все это в единое целое, что вновь созданная музыка навеки будет ассоциироваться только с Atheist.
Как и положено, после выхода первенца, команда отправилась в турне по странам Европы, а затем и Северной Америки. Революционность идей, привнесенных атеистами в музыкальную канву, сплетенную смертельными риффами, мало способствовала быстрому пониманию навороченного death-джаза наших героев. Когда мы собирали Atheist, я знал - мы будем пытаться делать то, что не пытались делать другие банды, и мы продолжаем эту линию до сих пор. Сейчас многие death-составы звучат похоже (не забывайте, сказано это было в 91-м году!), а мы не желаем затеряться среди них. Мы всегда будем другими, - уверен Келли. Ребятам с легкостью удалось найти свою музыку, а вот пробиться сквозь железные завесы к разуму обычного металлиста оказалось нелегко. Atheist всегда были немного чуждыми death-мэйнстриму. Однако любой группе, пытающейся найти свой уникальный звук, приходится биться за существование и за признание. Сейчас любители death metal выросли и пробуют смотреть на вещи по-иному. И уж тут мы их не разочаруем.
Нестандартный подход к металлу как таковому порождал сложности и иного характера. К примеру, группе нелегко было отыскать достойного спарринг-партнера. Мы будем гастролировать с кем угодно, даже с Cannibal Corpse. Конечно, значительная часть нашей музыки пролетает поверх голов не слишком разбирающихся в музыке фанатов death. Но так бывает всегда. Хотя чаще всего народ бывает слегка шокирован, но потом втыкается в музыку, и все становится на свои места. Тем не менее, и эту проблему ребятам удалось решить, они отправились в турне с уже знаменитым в то время шведским doom-металлическим составом Candlemass. Однако, так не могло продолжаться вечно, и однажды фортуна должна была отвернуться от парней. По возвращении с гастролей грузовик, в котором атеисты путешествовали по Штатам, попал в страшную автокатастрофу. Авария унесла только жизнь Роджера, который умер на руках у Келли на обочине дороги. Ему было всего 22…
Окончательно справиться с потерей друга ребятам так и не удалось. Хотя под маркой Atheist вышло еще два альбома, их появление - скорее отдача долгов, нежели желаемое событие. Шафер, с трудом переживший глубокий эмоциональный кризис, не мог не завершить работу над альбомом, который он вместе с Роджером подготовил к записи. Предложение принять участие в записи второго альбома Atheist получил экс-басист Watchtower Дуг Кейзер. Нет, ребята, ваша музыка не для меня. Поищите кого-нибудь другого, - ответил он, что красноречиво характеризует непонимание музыки Atheist даже собратьями по профессии (а у Watchtower-то музыка тоже завернутая). В то время замаячил на горизонте музыкант еще одних флоридских технарей Тони Чой (Cynic), для которого интеллектуальный death metal был родной стихией. Поэтому на Unquestionable Presence указаны имена двух бас-гитарил: Роджера и Тони, создателя и исполнителя. Альбом вышел в конце 1991 года и получил высочайшие оценки критиков. Да и на самом деле, Unquestionable Presence содержит отменный материал, на порядок круче, чем его предшественник. Не осталось и намека на шершавость звука и нестыковки при частых сменах ритма, причем, импровизационных элементов не стало меньше, даже напротив, альбом пересыщен частыми джаз-роковыми импровизациями всех без исключения инструментов. Вокал Шафера стал не столько брутальным, сколько одновременно резким и мистичным, а в его профессионализме вряд ли стоит сомневаться. Агрессивный войс, по-моему, то единственное, что позиционирует группу как death-металлический коллектив. В остальном же, Atheist - самый настоящий убойный техно-трэш, по крайней мере, ни один состав прогрессивных экстремалов не имеет столь характерного резкого, но не перегруженного звука и глубоких трэшевых традиций. Первый долг - долг памяти Роджеру Паттерсону - был отдан с честью.
В 1992 году Шафер полностью концентрируется на своем сольном (в то время) проекте Neurotica. И не слыхать бы нам с вами заключительной плиты флоридцев, если бы не еще один долг. По условиям контракта с лейблом банда должна была Active Records еще один альбом. История знала много случаев, когда в качестве отмазки группы подсовывали сборники якобы переигранных вещей, не утруждая себя муками творчества, и откровенно чихая на фэнов. К чести Atheist, парни не стали стряпать залепуху, выпустив шикарный по материалу и безграничный по претворенным в жизнь идеям альбом. Elements (1993) - вершина творческого мастерства атеистов, альбом, не побоюсь возвышенных слов, золотыми буквами вписавший Atheist в долгую историю развития музыкального искусства. Парадокс, но именно сложные отношения с головной конторой и необходимость писать музыку из-под палки раскрепостили парней. Вы хотите альбом! Будет, но только такой, каким мы его видим!
Последнее творение группы логично продолжает традиции, заложенные еще на Peace Of Time и Unquestionable Presence: сложные аранжировки, синкопирующий ритм (новый ударник Марсель Диссантос и Тони Чой… им хвала), импровизации, неслабо попахивающие джазом. Но есть и новшества. Наперекор всем и вся, ребята делают альбом ультрамелодичным (здесь-то они Active обыграли). А ведь в те годы такая роскошь в стане смертников от металла была позволена только Шулдинеру и Co. Кроме того, банда заметно сбавила обороты. Нам пришлось отказаться от скорости. В один прекрасный момент мы просто поняли, что не можем быть успешной death-командой. Но мы нашли выход. Мы стали играть ту музыку, которую всегда хотели играть. Мы никогда не будем популярны как Morbid Angel, но у нас достаточно поводов гордиться тем, что мы делаем (еще бы!!! - авт.). В некоторых треках очень органично смотрятся гитарные соло в стиле фламенко, рожденные фантазией пополнившего состав гитариста Фрэнка Эмми. А инструментальные трек Samba Briza, как его не отметить?! Ретро-пианино плюс джаз, какие дэтстеры могли сыграть такое?! О концепции альбома особо распространяться не стоит, название говорит само за себя. Скажу лишь, что наш мир - мир прогрессивной музыки в тот 1993 год, когда ушли Atheist обеднел на один элемент.
Не стало Atheist - закончилась еще одна эпоха развития тяжелой музыки. А может, она только начинается? Ведь и сейчас по всему миру появляются группы, играющие прогрессивный death-джаз. Группы, которые, опираясь на творчество Atheist, идут дальше к видимым только ими горизонтам. Да и сама музыка флоридцев, опередившая время на годы, любима и сейчас не меньше, чем десяток лет назад. Ведь все мы родом из джаза…
Димас



Читайте далее: THEATRE OF TRAGEDY: THEATRE OF TRAGEDY в мире перемен. Интервью с Лив Кристин Эспенаес (04.04.2002) AZAZELLO: Эти везунчики Azazello - интервью с группой (2003) THE GATHERING: Интервью группы The Gathering сетевому металлическому журналу Embers THORNSPAWN: Интервью с Лордом (2002) Alex Harvey: Будущее принадлежит мне THRESHOLD: Марсианские зори - интервью с Карлом Грумом (2004) TINDERSTICKS: То, что ты должен делать - интервью со Стюартом Стэйплзом (2003) TO/DIE/FOR: Интервью с группой (2002) БАБСЛЭЙ: Любовь и музыка в Елдыриной слободе TRAVIS: Вне поля видимости - Фрэн Хили представляет новый альбом TRAVIS The Invisible Band ТРЕК: Трек III - история альбома TRISTANIA: Зимний плач Интервью с группой Tristania ТУМАННЫЙ СТОН: Интервью с группой ТУМАННЫЙ СТОН (1998) TYPE O NEGATIVE: Дьявольская симфония TYPE O NEGATIVE - интервью с Джоном Келли (2006) UMBRA ET IMAGO: Интервью с Моцартом (2003) ALICE IN CHAINS: Банка мух для дракона VAN HALEN: Американский плэйбой VINTERSORG: VINTERSORG: Космический викинг VOIVOD: VOIVOD: В измерении Hatross