Главная страница - Текущий раздел: Статьи

СПЛИН: Интервью с Александром Васильевым (2004)




Александр Васильев живёт в районе Суворовского проспекта. С его шестого этажа открывается завораживающий вид на Смольный собор, более того, все крыши вокруг - ниже. Дом стиля северный модерн, всего в Санкт-Петербурге его архитектором построено шестнадцать зданий. Лидер группы СПЛИН равнодушен к беллетристике, но, живя в таком доме, не может не интересоваться литературой по архитектуре. Александра Долгова угощали сациви, овощами и чаем хозяин дома и его жена Саша Васильева. Александры обсуждали новую работу СПЛИНА, которая записывается в Москве (у меня готово семь песен), сольный альбом Черновики (я уже забыл, что он выходит), а также юность, путешествия, кулинарию, театр, кино, видео, музыку и музыкантов.
У Александра Васильева сейчас выросла борода, которая не делает тридцатитрёхлетнего музыканта значительно старше. Он считает себя замкнутым, но продолжает участвовать в юмористических проектах вроде Магазинчика БО!!!. Там можно услышать новую Мы Сидели И Курили (над этой песней ржут все), которую Саша тут же включает. Песня действительно оказывается самоироничным хитом.
Начистоту
У нас, наверное, ретроспективный будет разговор, и, в частности, связанный с предстоящим альбомом...
Александр Васильев:
С каким альбомом-то?
Черновики я имел в виду.
Александр:
Я уже забыл, что он выходит.
Почему ты решил выпустить сольную работу?
Александр:
Да это никакая не сольная работа, я бы много внимания этому альбому не уделял. Я просто сел и под гитару в один микрофон спел все те песни, которые не вошли в сплиновские альбомы. Они, в принципе, на порядок ниже того, что попадало в альбомы. Хотя там тоже есть сильные вещи по тексту или мелодии, но не более того. Это - точно те песни, которые мы с группой никогда делать не будем, потому что это не в стилистике группы и мне неохота это ребятам предлагать. Гораздо интереснее играть на семь восьмых, чем... гитарный перебор, что ли. Я просто скинул балласт и тут же забыл про него. Даже не понял, о каком альбоме ты говоришь.
Сколько там песен будет?
Александр:
Я записал девятнадцать. Но там есть четыре чужие вещи - надо будет выпускающей фирме договориться со всеми обладателями прав: Макаревич, Гребенщиков, Высоцкий и Иосиф Бродский. В основном диск интересен тем, кто СПЛИН любит, знает все альбомы, и кому интересно, что осталось за кадром. Ничего новаторского... Писал я его здесь, дома. Я пытался в студии его записать, но там настолько стерилизованно всё звучит... Настолько грамотно, профессионально, что слушать это невозможно. Здесь хоть эхо какое-то есть, притоптываешь, стаканом звякаешь - какие-то звуки. И вообще, груз ответственности падает, когда дома пишешь, мгновенно. Всё раскрепощённей делаешь. Позвонил Ростовскому, клавишнику, он приехал со своим ноутбуком, пультиком, всё расставили и за пару дней записали. Я его кормил пельменями, компотом. Вкусные пельмени - я в воду бросал перец, лавровый лист, и когда всё уже было готово, добавлял сметану и соус чили. Получался красноватый бульон с пельменями, слегка остренький, насыщенный вкус.
Какое оформление будет?
Александр:
Мы по Стокгольму шлялись и увидели у стен маленькие фигурки разных людей, и один был очень прикольный - в очках, в кепке. Я его сфотографировал и на обложку шлёпнул. А для нового альбома группы - я сфотографировал из окна, как Волга въехала в арку среди ночи, очень сильно разбилась. Сначала визг тормозов на всю улицу, потом глухой удар, звон выбитых стёкол... И из машины парень с девушкой вышли. Очень романтическая история.
Как ты работаешь над новым альбомом?
Александр:
Я в последнее время сижу, бренчу на гитаре, и, если нападаю на какой-то рифф, который раньше не играл - начинаю на него песню писать. Потом, кучу сэмплов использую, вырезаю куски, задом наперёд разворачиваю и так песню пишу. Что хочу, то и делаю.
Расскажи о съёмках клипа на песню Романс.
Александр:
Самые спокойные съёмки в моей жизни. Мы третий клип с этим режиссёром делаем, оператором и командой. Миша Сегал всё снимал в огромной квартире на Лубянке... Люди симпатичные собрались.
Гарик Сукачев говорил, что квартирники - типично питерское определение, в Москве это называлось салонами, как, например, у Липницкого на Каретном.
Александр:
Разница в сленге, но суть-то одна и та же. Это неофициальное мероприятие, которое проводится в частной квартире или красном уголке ЖЭКа какого-нибудь... Идея клипа была Сегала. Статисты - люди из картотеки Мосфильма - и студенты, и работники банка, все, кто хочет подработать в кино. Я приехал часам к двум, и примерно в десять меня уже отпустили. Это очень быстро, потому что предыдущие снимались больше чем сутки. Больше! Без сна, без всего... Это хард был!
Ты имеешь в виду клип Новые Люди?
Александр:
Новые Люди и Пластмассовая Жизнь, где мне бороду стригут... А Романс очень психоде лически выглядит. Мишка Сегал это умеет. У него половина экрана резко, половина - не резко. Сидишь и смотришь - это у тебя с головой что-то или с телевизором, или вообще в мире что-то изменилось. Оператор - Марат Адельшин.
Как вы стали сотрудничать с этой командой?
Александр:
Сегал единственный из всех режиссёров, кто смог высказать, что будет в клипе, одной фразой. Просто подошёл и сказал. Остальные писали сценарии размером с Войну и мир, которые, естественно, никто не читал. А тут подходит человек, и всё так просто... Я люблю, когда просто. Поэтому мы с ним и стали снимать. И не ошиблись. Повезло.
Начинался новый день
У вас на кухне - картины Олега Куваева. Как вы познакомились?
Александр:
Мы вместе учились в институте, играли в одной группе и репетировали у него дома. Знакомы семнадцать лет. Я вернулся из армии, и он меня устроил к себе в Театре комедии в бригаде монтировщиков. Там очень классная компания была. Потому что в монтировщики идут либо окончательно опустившиеся пьяницы, либо молодые начинающие художники, которым хочется свободы, нерегламентированного рабочего дня. Мы приходили на работу официально к пяти вечера. Представляешь, какой кайф. Ты всю ночь можешь зависать, потом спокойно отсыпаться дома, обедать и идти на работу. Смотреть спектакли замечательные - Дмитриев, Светин, Мазуркевич, Равикович. Ваха там сейчас блистает.
Главный режиссёр тогда Аксёнов был?
Александр:
Я пришёл, и его как раз сняли. Потом был период безвременья, и пришёл Астрахан. По-моему, тогда театру и наступил кирдык. Мы не театралы - выбираемся куда-то, не планируя, когда друзья зовут. Театра как-то было много в жизни.
А что за жизнь была у монтировщика?
Александр:
Да очень здорово. Я ещё подрабатывал ночным сторожем в соседнем доме с Театром комедии, английский учил. Классно... Работаешь в театре, потом переходишь в соседнее здание - у тебя книжки там, учебники. В девять утра выходишь на Невский проспект, идёшь завтракать в молочное кафе. Отличная жизнь, не хуже, чем сейчас.
Вообще Олег Куваев - единственный наш знакомый художник. Есть ещё мои работы, но я из них вырезал холсты и повесил задом наперёд. Я давно уже не рисовал. Но, кстати, сейчас время появилось, надо доехать до магазина и закупиться краскам и прочим.
Из фильмов что на вас с Сашей в последнее время произвело впечатление?
Александр:
Фильм года - Догвиль. Еще - Игра Рипли Лилианы Кавани с Джоном Малковичем. Роскошное кино.
А из музыки?
Александр:
Я слушаю классику и этнос в основном, потому что там нет четырёх четвертей и знакомых уху ходов, к тридцати трём годам уже действительно ты переполнен... Поэтому - всё нестандартно. Сашка последние три дня слушает азиатскую попсу, египтяне играют на своих инструментах то как DEEP PURPLE, то как MASSIVE ATTACK. Шостакович всё равно - номер один композитор, лучше нет никого.
Книги?
Александр:
Художественную литературу мы не читаем уже давно, последние три года точно. В основном - какие-то специфические издания, например, мы архитектурой увлеклись, и давай всё по архитектуре Санкт-Петербурга читать. В основном - о северном модерне, потому что мы сами живём в таком доме. Его построил знаменитый архитектор, который в Петербурге ещё пятнадцать домов построил. И мы с Сашкой ездили их смотреть.
Вид из вашего окна потрясающий, несмотря на то, что ржавые крыши.
Александр:
А мне нравится. В них история есть какая-то. Живаго какое-то. Здесь Растрелли в окне, Смольный собор - всё не могут отремонтировать.
В детстве ты с родителями побывал в жарких странах. Расскажи о своих зарубежных поездках в последнее время.
Александр:
Мы с группой часто выезжаем, а без группы - во Францию и Швейцарию ездили, жили в деревне французской и оттуда выбирались в Париж, Женеву. Просто супер, что не надо жить в мегаполисе. Потом была дурацкая поездка на Кипр - там, кроме того, что пить яблочный сидр, делать было нечего абсолютно. А в январе (2003-го - А. Д.) самый уникальный трип был в жизни - это Вьетнам и Камбоджа. Месяца за два до нас ездили друзья в Камбоджу, привезли кучу фотографий, мы увидели главный город, Пномпень. Они летели через Таиланд, цивилизованную страну, а мы выбрали другой маршрут - через Вьетнам. И мы прилетели в Сайгон. Были там три дня, один из них ездили по Меконгу, это река местная жёлтая, по островам, брали пирогу. Потом улетели в Камбоджу и путешествовали десять дней, всю страну проехали.
Дикарями?
Александр:
Да, абсолютно. Меня удивляют люди, которые покупают тур, оплаченный заранее, потому что они сразу себя обрекают на какое-то расписание, на которое они не смогут повлиять. Мы покупаем справочники на английском языке, Lonely planet и Rough guide, где всё написано - как добраться из одной страны в другую, на чём, сколько это стоит и во сколько эта фигня отправляется. Про каждый город расписано - что интересного. Примерно всё прикинул, и по ходу мы там корректировали. В Камбодже никаких проводников не надо. Пол Пот умер в начале 90-х, красных кхмеров нет, но леса и горные тропы заминированы до сих пор, у них нет средств их разминировать, поэтому всем туристам советуют ходить чётко по тропинкам, не сворачивая в джунгли. Мины спрятаны противопехотные, и достаточно за проволоку задеть. Мы видели там ансамбль инвалидов, играющий на кхмерских инструментах - струнные, духовые... Проехали всю Камбоджу на катерах каких-то безумных, самолётик один раз был, автобус гениальный из Пномпеня в Сайгон - 250 километров он идёт 12 часов, потому что там дороги как таковой нет. А в сезон дождей всё это размывает, дорога занимает, как написано в справочнике, от 12 до 48 часов.. А еды вкуснее, чем в Азии, не существует. Морепродукты, рис, лапша, бульоны. И она стоит один доллар'. Люди доброжелательные, религия правильная, климат хороший. Всё время светит солнце, всё время тепло.
Комфортная Жизнь
Если оглянуться назад, какие поворотные моменты были у группы СПЛИН?
Александр:
Резких поворотов, наверное, не было никаких, к счастью. По-моему, всё развивается естественным путём, и меня это очень радует.
А ваша встреча с Александром Пономарёвым...
Александр:
Я рад, что он есть. Я могу заниматься только музыкой, мне больше ни о чём не надо думать. Это прекрасно, учитывая, что у меня достаточно замкнутый характер. Мне не надо общаться с большим количеством народа, договариваться, называть цифры. Как только музыкант начинает заниматься собственным продюси-рованием, у него включается бизнесмен, и это может на сознание повлиять и на песни. А мне этого совершенно не хочется.
Какой, на твой взгляд, самый сильный состав СПЛИНА?
Александр:
Нынешний.
А как происходит смена состава?
Александр:
Накапливается какое-то ощущение и однажды это происходит. Спонтанно такие вещи лучше не делать.
В 2004 году СПЛИНУ десять лет. Ты замечаешь, насколько быстро идёт время?
Александр:
Нет, не замечаю. Очень легко идёт. Мне даже это нравится. И я, скорее, не люблю, когда время тянется. А когда летит, мне и жить легко.
Череда концертов, работа в студии...
Александр:
Переезды, постоянная смена городов, средств транспорта и так далее.
А когда физически устаёшь?
Александр:
Тогда прекращаешь всякую деятельность, дома сидишь и всё. Но это быстро проходит. Последняя пауза тянулась, может быть, месяца полтора. За это время успеваешь полностью отдохнуть, восстановиться и наоборот, сам хочешь куда-то ехать. По-моему, идеальное состояние. Причём, и эти полтора месяца не просто сидишь, баклуши бьёшь. Сольник как раз записал и ещё семь новых вещей написал и сделал полное демо.
Какие у тебя впечатления от юбилея БГ?
Александр:
Я думаю, основной праздник - не в ресторане, а во время концерта. Борис, по-моему, может быть абсолютно счастлив - ему 50, вот он на сцене, вот полный зал. Что ещё нужно? А в ресторане, естественно, нужно угостить ближайших друзей. Ты же понимаешь, что там компания выпивающая, но не напивающаяся. Это очень комфортно. С БГ вообще во всех смыслах комфортно.
А вручение ему ордена За заслуги перед Отечеством ты видел?
Александр:
Да, и меня нисколько не удивило то, что зал свистел, хлопал и улюлюкал в этот момент. Это признак здорового общества. Было бы странно, если б все сидели в гробовой тишине. Всем же понятно, что власть не столько Борю поздравляет, сколько себя пиарит. Что власть думает о нашей интеллигенции и так далее. Борю любят вне зависимости от того, есть у него орден или нет, правильно?
Ты, когда был на сцене, задумывался о своём пятидесятилетии?
Александр:
Нет, и я хочу сделать всё возможное, чтобы не было никаких официальных мероприятий, связанных с десятилетием группы. Я себя неловко ощущаю во всех этих ситуациях.



Читайте далее: Roger Waters: Мысленные импульсы - интервью с Роджером Уотерсом (2002) HELLOWEEN: HELLOWEEN WHITESNAKE: WHITESNAKE ABSU: Интервью с Проскриптором (2001) ЗООПАРК: Москва, или туда и обратно. ЗООПАРК: Сладкая N и Другие История альбома ЗООПАРК: Майк и Другие - воспоминания барабанщика Валерия Кирилова THE BEATLES: THE BEATLES BELPHEGOR: Интервью с Гельмутом Ленером (2004) ACCUSER: Интервью с Франком Томсом (2003) BLACKMORE'S NIGHT: Интервью с группой BLACKMORE'S NIGHT BLACK SABBATH: BLACK SABBATH HENRY COW: HENRY COW BRAINSTORM (PRATA VETRA): Интерьвью с Рейнарсом Кауперсом (июнь 2004) ACHERON: Интервью с Винсентом Кроули (2004) CANNIBAL CORPSE: Интервьюс Пэтом О'Брайаном (2004) CARBONIZED: Интервью с Кристофером Джонссоном (январь 2004) CATHARSIS: Сердце мира - в руках у CATHARSIS - интервью с группой (2003) CATHARSIS: Трона нам будет маловато! - интервью с группой (2002)