Главная страница - Текущий раздел: Статьи

THERION: THERION: Тайна Тайн




Кристофер Йонссон - настоящий художник. Даже на начальном этапе творчества, когда основой его музыки был death metal, и он работал широкими, но изящными мазками-риффами, и теперь, когда оперные хоры и классические инструменты тонкими штрихами-аранжировками вплетаются в гитарную основу, музыка звучит живо и естественно, будто исполняется прямо сейчас и перед тобой… Да, мы хэви-металл группа, только очень странная., - говорит Кристофер. Быть может, вас удивит его рассказ о своих музыкальных корнях, но: …я бы сказал, Вагнер, Рихард Штраус, многие немецкие композиторы. Мой любимый композитор - русский Стравинский, но только однажды при написании песен я был вдохновлен Стравинским. Я думаю, что никто не делает то, что делал этот музыкант, он велик. Мусоргский тоже вдохновляет меня, а в роке и металле - группы вроде IRON MAIDEN и ACCEPT, а так же старые симфо-рок группы 70-х. Кроме того, Йонссон еще и много читает, в основном исторические книги, но Мастер и Маргарита Булгакова каким-то образом оказалась среди прочих. Если Кристофер не шутит, то рано или поздно мы услышим настоящую оперу по этому произведению.
Слушая последние альбомы THERION, выполненные с завидным изяществом, трудно поверить, что Кристофер, с такой легкостью совмещающий оркестровые дела с металлическими, ни разу в своей жизни не взял урока музыки: …ни гитары, ни любого другого музыкального инструмента. Когда я начал сочинять вещи в классическом ключе, это доставляло мне некоторые проблемы, потому что они играются только по нотам. Я привык играть металл и рок-н-ролл, где больше следишь за пальцами и слушаешь. Я начинал на басу, потому как он проще, и нет аккордов. Я играл в группе, и мне говорили: Поставь пальцы сюда, сюда и сюда, и получится вот так. Через несколько месяцев мне это надоело, и я собрал собственную команду. Я был композитором, и это давало мне силы, чтобы играть. Хоть я и не мог играть даже на басу, у меня была куча музыкальных идей, которые хотелось воплотить. Постоянно работая, я довольно быстро учился. Уже через год я переключился на гитару. Как видите, Кристофер - личность необычная, и вот как он до такой жизни дошел.
Через тернии к звездам
80-е годы - время бурного расцвета пестрой толпы групп различных стилей и направлений. Классический хэви-металл еще был боеспособен, а могучий трэш и не думал сдаваться под напором огромной машины death-металла, которая в скором будущем своими окровавленными шипами, рубя все в мясо, с невероятной скоростью разгонит всех конкурентов.
Неудивительно, что, переместившись в 1987 год, мы обнаружим Криса в компании друзей в группе, носившей вселяющее страх в души домохозяек название BLITZKRIEG! Итак, герой нашего сегодняшнего разговора (бас/вокал) и его товарищ Питер Ханссон (гитара), под впечатлением монстров тяжелой промышленности в лице MOTORHEAD, VENOM и CELTIC FROST нарезали thrash. К сожалению (а может быть и к счастью - как знать, дошло б тогда дело то THERION?), банда прожила около года, после чего благополучно развалилась, не оставив после себя хоть сколько-нибудь качественных записей...
Первые ласточки death metal шрапнелью пролетели сквозь уши Криса, что не прошло без последствий, и в 1988 году рождается новый коллектив, получивший название MEGATHERION. Однако, гитаристы Кристофер Йонссон и Питер Ханссон, басист Йохан Ханссон (бывший участник Crematory) и барабанщик Мика Товалайнен проиграли вместе недолго. Выбывших заменили Эрик Густафссон (бас) и Оскар Форс (ударные). Записав в начале 1989 года демо-ленты, группа бросилась штурмовать рекорд-лэйблы.
Paroxysmal Holocaust: Это было наше самое первое демо, и у нас не было ни малейшего понятия, что нам делать с этой 8-дорожечной студии. Барабанщик находился в другой комнате, в то время как я играл пилотную гитарную партию, окна между ними не было, так что в случаях, когда нам надо было видеть друг друга, чтобы сыграть правильно, это не всегда получалось. Звукоинженер до того работал со многими группами, и, думаю, он был очень заинтересован. Так как мы ни разу не были в студии, то были очень довольны записью. Что-то вроде Ух-ты, наши песни звучат с кассеты! На самом же деле запись была ужасна, но записались мы бесплатно, и многим это все же понравилось.
Beyond The Veils Of Inner Wickedness: Вторая демка была записана на 16-дорожечной студии, но звук по-прежнему был отстойным. Звукоинженер, наверное, был худший в истории хэви-металла, и его настолько не интересовало происходящее, что он больше трепался по телефону с друзьями, чем работал. На этой пленке я впервые запел. В тот день у меня ужасно болела голова, и пришлось петь низко, так было не настолько больно, что и убило все чувства. Нам не удалось получить еще один день на запись, так что выбора не было. На первой же пленке отметился в качестве вокалиста Матти Кэрки, будущий голос легендарной формации DISMEMBER.
Несмотря на туалетное качество записи, эти ленты сделали свое дело, группу заметили на студии Deaf Records, где в августе 1990 года и был записан дебютный альбом Of Darkness, куда вошли песни периода 1987-1990. Альбом вышел небольшим тиражом 1000 экземпляров годом позже.
Но Deaf Records работали совершенно неудовлетворительно, так что пришлось перебраться на Active Records, где в декабре и был записан следующий полноформатник Beyond Sanctorum. Здесь заметен пока еще слабый свет йонссоновской мысли: впервые Кристофер начал достаточно много экспериментировать с клавишными (к слову, на первом альбоме их также можно обнаружить, но только под микроскопом), что для death совершенно нетипично, добавился чистый женский и мужской вокал, кое-какие элементы арабской музыки. В остальном же это был death metal, хоть и весьма оригинальный. Состав теперь выглядел так: Кристофер - вокал/гитара, Петер Ханссон - гитара/клавишные, Оскар Форсс - ударные. Все партии баса Крис и Петер отыграли сами.
По несчастливой традиции вскорости вся группа разбежалась, и Йонссону не оставалось ничего другого, как собрать новый состав: Магнус Бартельсон - гитара, Андреас Валлан Вал - бас, Петр Ваврезнюк - ударные. Подписавшись на Megarock Records THERION прокатились по Голландии, Бельгии и Швеции. С декабря 1992 по январь 1993 проходила работа над пожалуй самым экспериментальным, по мнению Криса (с этим трудно поспорить), альбомом Symphony Masses - Ho Drakon Ho Megas. Этот альбом стал продолжением прогресса, по пути кторого мы пошли. Death metal сильно разбавили персидской народной музыкой, heavy metal 80-х, классической музыкой и даже некоторой дозой industrial. Фэнам было трудно принять такой альбом, некоторые моменты были для них слишком сложны, что, видимо, выворачивало их сознание наизнанку. Кроме того, начались трудности с исполнением этих песен живьем. Впрочем, на тот момент мы не так уж плохо справлялись!
Однако, до финансовой стабильности было еще далеко, и это влечет за собой уход басиста и гитариста. Басист был найден (Фредрик Исакссон), а вот гитариста искать не стали, так что группа на какое-то время стала трио. В таком составе THERION и поехали в первый большой тур с SAMAEL, GRAVE и MASSACRA.
Поскольку Megarock больше интересовался поп-роком, Йонссоном и THERION было принято судьбоносное решение - подписать контракт с немецкой фирмой-монстром Nuclear Blast, в рядах которой группа находится и по сей день. С ее помощью в 1994 году в берлинской Music Lab Studio был записан Lepaca Cliffoth, где два оперных вокалиста были настоящие, зато оркестр попытались симитировать сэмплами. Lepaca Cliffoth был точкой, где мы отошли от наших death-корней к старомодному направлению, с небольшим влиянием современности и классической музыки. Мы вернулись к концепции чистого женского и мужского вокала, могли позволить себе использовать даже настоящих оперных певцов. Композиция Beauty In Black стала своего рода хитом, и мы сняли на нее действительно неплохое видео. После записи группа едет в турне с ANNIHILATOR. Год выдался богатый на концерты: Европа и Южная Америка. Уставший Исакссон уходит, на замену взят Ларс Розенберг (ранее ENTOMBED), а также гитаристы Йонас Меллберг и Тоббе Сайгард (ранее NECROPHOBIC). В таком составе и записали Theli.
Когда сбываются мечты
Кристофер очень долго вынашивал идею этого альбома. Многие композиции были написаны значительно раньше, но отложены, поскольку банально не хватало бюджета для реализации замысла. Theli был совершенно не тем, что ожидали люди! Я наконец получил желаемые средства и нанял настоящий оперный хор (Хор Северогерманского Радио и Хор Сирен) и камерный оркестр (Симфонический оркестр города Брамбека). Получился далеко не death metal, но тогда мы еще сумели удержать большинство наших старых фэнов. Theli, проданный тиражом более 50 тысч копий только в Европе, несомненно был нашим самым большим успехом на тот момент. После выпуска диска THERION провели большой тур. Во время концертов в Германии играли на разогреве у AMORPHIS. А ближе к окончанию гастролей ушел Петр - барабанщик, который пел на концертах, а на ударных в принципе не играл (вместо него работал сессионный музыкант). Он решил вплотную заняться учебой, а вот Ларс и Йонас были уволены за злоупотреблением алкоголем.
В 1996 году синглом Siren Of The Woods THERION даже попытались пробиться в радиоэфир, но кроме металл-станций никто не решился крутить их песни.
A'arab Zaraq - Lucid Dreaming, изначально планировавшийся как EP с каверами и вышедший в 1997 году, в итоге оказался подарком всем фэнам к десятилетию группы: Кристофер включил в альбом саундтрек к фильму Golden Embrace, который он записал отдельно от группы. Пер Албинсон (режиссер фильма) услышал Theli и спросил меня, не займусь ли я написанием подобной музыки, но совершенно не в металлическом ключе, полностью в классическом. Это было, в общем-то, тем, что я всегда хотел попробовать, так что мы оба были заинтересованы.
Ну вот, казалось бы, все вершины покорены, THERION - уважаемая команда, обладающая неоднозначной репутацией (что только подогревает интерес), можно спокойно снизить активность и силу накала споров вокруг каждой новой пластинки, но… Как бы не так! В декабре 1997-го в составе Кристофер Йонссон (гитара, клавишные), Томми Эриссон (гитара), Вольф Симонс (ударные) и Ян Казда (бас) создается еще одна металлическая опера - Vovin. И никакого занудства, куда там! При поддержке большого оркестра и группы оперные голоса ведут прекрасные, чуть меланхоличные мелодии, рассказывая слушателю, уже ставшие традиционными истории о языческих богах, путешествиях в высшие сферы и прочих магических вещах. Возможно, слушателя удивит такая странная реализация такой типичной для металл-команды тематики (древние легенды, языческие боги, тексты на канувших в лету языках, значение слов которых понятно лишь немногим, например членам магической организации Ложа Красного Дракона). Но, как вы уже наверное догадались, Кристофер Йонссон - один из них.
Ложа Красного Дракона - ключ к разгадке?
Dragon Rouge - Красный Дракон - одна из немногих магических организаций, которая работает над развитием личных сил, называемых парапсихологическими качествами. Символ организации - дракон - олицетворяет собой жизненную силу человека, а работа ее заключается в том, чтобы научиться контролировать жизненные ситуации. Организация имеет иерархическую структуру - три круга. Третий круг в большей степени походит на закрытую группу. С сатанизмом Ложа Красного Дракона никак не связана, и не только потому, что не является религией. В основе ее философии - самосовершенствование, а не саморазрушение. К слову сказать, theli и vovin обозначают не что иное, как дракон, только на различных языках.
Большая часть текстов блэк-металлистов - чушь, написанная 16-летними подростками, которые воображают себя сатанистами и кричат о Сатане, холодном снеге и зимних ветрах. Еще есть те, что читают оккультную литературу, позиционируют себя как экспертов и пишут чепуху - так называемые магические тексты. Но есть и небольшое число людей, которые на самом деле создают хорошие темные стихи, и очень немногие, что действительно учились оккультизму и могут писать действительно магические тексты. С последними у нас много общего.
Кто-то скажет, что последовавший в 1999 за Vovin немного странный альбом Crowning Of Atlantis - еще один A'arab Zaraq. С этим можно согласиться, если не слушать его внимательно! Живые треки, каверы, новые версии и неизданный материал уживаются настолько органично, что у меня даже не возникнет мысли упрекнуть группу в работе на холостых оборотах.
Чем внушительнее становился состав, тем монументальнее звучала каждая следующая пластинка. Deggial, увидевший свет в 2000-м, не стал исключением. На этот раз над диском вместе с Кристофером в поте лица трудились Кристиан Ниманн (гитара), Йохан Ниманн (бас гитара), Сами Каппинен (ударные), Ян Казда и Вальдемар Сорихта (акустическая гитара), Александр Шиммерот (рояль). Даже Ханси Кёш отметился на одной из композиций, и еще не забудьте оркестры и хоры, которые упирались в течение трех месяцев. Я думаю, что новый альбом прогрессивнее предшественника по всем параметрам, он разнообразнее, и оркестровки получше. Я все еще очень доволен Vovin, но все равно думал, что можно сделать что-то еще лучше. Это я и попытался сделать на Deggial. Это настоящая металл-опера.
Скажу честно, я с некоторой тревогой ждал Тайну Тайн - следующий альбом THERION Secret Of The Runes. Кто гарантировал, что Кристофер удержит так высоко поставленную им самим планку? Диск появился в музыкальных магазинах через год.
Альбом базируется на древней скандинавской мифологии. Как гласят легенды, существует дерево мира, состоящее из девяти миров, оно называется Игграсиль. Песни альбома описывают каждый из миров. Кроме того, есть еще вводная часть и эпилог. Вначале рассказывается о создании мира: гигант Имер был повержен, и из его тела была создана суша, а из крови - море. Эпилог же повествует о путешествии Одина в течение девяти дней и девяти ночей, о том, как он получил знание рун. Слово руна означает тайна, поэтому смысл названия можно понять как Тайна Тайн. Тайна скрыта в самой идее рун, это больше, чем просто буквы, которыми пишут: это еще и магические знаки, каждый из которых имеет свое значение. Руны присутствуют в различных формах и мифологиях. Скандинавская мифология основана на Футарке, реже на Утарке. Эта мифология на данный момент наиболее известная, она используется тайными группами и верующими-язычниками. Руны нельзя путать, хотя в различных рунических алфавитах они могут выглядеть почти одинаково. В музыке они тоже используются. Либретто Рихарда Вагнера базируются на легендах скандинавско-германских народов, где Вотан - всего лишь одно из имен Одина. Так что музыкальное влияние Вагнера и здесь огромно.
Вот так то, может и нам стоит задуматься над серьезным изучением магии - как знать, вдруг это не только позволит взглянуть по-иному на музыку THERION, но поможет разрешить многие другие тайны бытия? По словам самого Йонссона, этот альбом - гремучая смесь Вагнеровской романтической оперы и поп-музыки. Простые гитарные мелодии оставляют огромные простор для оркестра и хора, которые, в свою очередь, работают на все сто. Мощно, убедительно и серьезно.
Вполне логично задать вопрос: почему до сих пор не издан живой альбом THERION? Ведь за плечами коллектива - более чем десятилетняя история, да и материал на студийных альбомах представлен богатый. Но если учесть все трудности, возникающие при адаптации столь комплексного звучания для исполнения на концертах, то первый полноценный концертный альбом THERION Live In Midgard, вышедший в 2002 году, можно назвать настоящим подарком всем фанатам группы! Возить с собой целый оркестр слишком дорого: ни один организатор концерта не согласится на такое, поэтому пришлось идти на технические ухищрения - записывать его на пленку, и теперь один звукорежиссер становился целым оркестром, помогая творить древнее волшебство прямо на сцене. Во время южноамериканского и европейского тура велась запись выступлений, результаты которой мы и можем услышать на этом двойном альбоме.
Вместо логичного эпилога
История THERION - история появления нового вида в ортодоксальной среде, история его борьбы за выживание. Сквозь непрерывную цепь смен составов, звукозаписывающих компаний, несет Кристофер Йонссон свою идею, светлую по содержанию, пусть иногда и в темных тонах. Позволю себе сравнение с великим Чаком Шулдинером (R.I.P.), который, также начиная как дэтстер, со временем превратил свое творчество в Музыку души - красивую и лиричную. Смешивая рок и классику, Кристофер не пытается создать что-то принципиально новое: наоборот, он, как когда-то и Чак, движется к корням. Сейчас полно новых хэви-металл-групп, пытающихся сделать то же самое (в сравнении с 80-ми годами - автор). Кто вспомнит о них через пять лет? Я не говорю, что все они плохи, но 90 процентов всего лишь копии прошлых...
Если верить новостям, очередной альбом THERION уже записан и в скором времени должен попасть в руки меломанов, жаждущих продолжения... Продолжения чего, спросите? Ну конечно рассказа о тайнах мироздания, легендах прошлого и настоящего. Да и сам THERION, похоже, тоже стал легендой - живущей, изменяющейся и потому достойной продолжения.
Каверы
Говоря о THERION, нельзя не вспомнить кавер-версии, занимающие в случае этой группы особое положение. Есть три пути сыграть кавер, - говорит Кристофер. - Обычно стараются играть как можно ближе к оригиналу или подгоняют оригинал под стиль группы. Третий способ - сделать вещь настолько отличающейся, что большинство ее просто не узнают. Я обычно смешиваю второй и третий способ, так что вещь звучит как THERION, и никто не скажет, что это та же самая песня, если сравнить с изначальным вариантом. Соответственно каждая кавер-композиция настолько талантливо и органично вплетается в полотно альбомов THERION, что становится совершенно неотъемлемой их частью. Отдельные композиции, выходившие на tribute-альбомах групп ABBA и Scorpions, стали украшениями каждого диска - не пропустите их!
ACCEPT Balls to the wall
IRON MAIDEN Revelations
ABBA Summer Night City
SAXON 747 (Strangers In The Night)
IRON MAIDEN Children of the Damned
LOUDNESS Crazy Nights
SCORPIONS Fly to the Rainbow
SCORPIONS Crying Days
JUDAS PRIEST Here comes the Tears
Carl Orff O Fortuna
ACCEPT Seawinds
CELTIC FROST Sorrows of the moon
ACCEPT The King
MANOWAR Thor
RUNNING WILD Under Jolly Roger
VENOM Witching Hour
Это далеко не полный список каверов, кто знает, сколько еще их найдется на бутлегах?
Дискография
1989 Paroxysmal Holocaust (самиздатовское demo)
1989 Beyond The Darkest Veils Of Inner Wickedness (самиздатовское demo)
1990 Time Shall Tell (12'' LP)
1991 Of Darkness...
1991 Beyond Sanctorum
1993 Ho Drakon Ho Megas
1995 Beauty In Black (MCD)
1995 Lepaca Kliffoth
1996 Siren Of The Woods (MCD)
1996 Theli
1997 A'arab Zaraq - Lucid Dreaming
1998 Vovin
1999 Crowning Of Atlantis
2000 Deggial
2001 Secret Of The Runes
2002 Live In Midgard

ALCHEMIST
Никогда бы не подумал, что обнаружу группу, творчество которой хоть сколько-нибудь близко к THERION по мелодике, не то, что по атмосфере, хоть и не всегда однозначно! Однако можно считать чудом, что мне повезло наткнуться на австралийскую команду ALCHEMIST, которая хоть и родилась на совершенно ином континенте, но идет с главными героями нашей статьи в одном ритме и записывает великолепную по красоте музыку…
Начинали алхимики одновременно с THERION, в 1987 году, как школьная группа Эдама (гитара/вокал/клавишные). Вначале стиль подвергался многочисленным стилистическим изменениям - коллектив находился в поиске собственного пути. В конце 1989 Родни (ударные/перкуссия) присоединился к Эдаму, и в 1990 году было записано первое нормальное демо. В то время ALCHEMIST играли техничный thrash, вдохновляясь творчеством DESTRUCTION, VOIVOD), CORONER, CELTIC FROST, SLAYER и METALLICA. Однако группа чувствовала, что без творческой индивидуальности ничего не выйдет, и с самого начала пыталась создать что-то своё. В 1991-м в группе появился Джон (бас), и ребята принялись писать композиции к новой демонстрационной ленте. Запись называлась просто - Demo '91 и была слишком хороша для андерграундоной команды, что и помогло подписаться на австралийском лэйбле Lethal Records. В начале 1992 года в команду пришел Рой (гитара), и наконец-таки состав стал полным. Эдам, Родни, Джон и Рой провели большую часть года, работая над новым материалом, который вышел на дебютном CD Jar Kingdom.
Альбом продемонстрировал, что группа не боится экспериментировать за рамками металла. ALCHEMIST развивались вместе с death metal-сценой и группами вроде AUTOPSY, PUNGENT STENCH, NAPALM DEATH и GRAVE. Смешение стилистики death с музыкой PINK FLOYD, KING CRIMSON, GREATEFUL DEAD и даже Хендрикса сделало группу уникальной. Фактически, любой звук, с которым мы могли управиться, включался в нашу музыку. Редактор журнала Hot Metal назвал альбом возможно, самой инновационной пластинкой, которую он когда-либо слышал. Диск не только хорошо продавался в те годы, он, как и демо 1991 года, переиздается, что говорит об актуальности такой музыки.
Растущая репутация группы позволила ей подписать контракт с австралийской компанией Shock Records. Так в 1995-м году вышел альбом Lunasphere. Более упорядоченный и лучше спродюсированный, чем его предшественник, он помог группе продвинуться в авангард австралийской металл-сцены и сопровождать в турне такие известные команды, как KREATOR, PUNGENT STENCH, FEAR FACTORY и THE YOUNG GODS. В это же время Гаппи - местная легенда звука, присоединился и завершил упаковку современного состава. Несмотря на замечательные отзывы как австралийских, так и зарубежных журналов, Lunasphere явно не хватало промоушна, так что за пределами Австралии он прошел почти незамеченным.
1997 год представил слушателю Spiritech - свежайший эксперимент, в то время как в жанре наблюдался застой. Использование большого количества клавишных и сэмплов, сопряженное с великолепными композиторскими способностями группы, поставило ребят в один ряд с самыми значимыми прогрессивными составами Австралии, К сожалению, несмотря на отличные отзывы в Terrorizer и Metal Maniacs, эта запись так же осталась незамеченной за морями ввиду полного отсутствия рекламы.
В 1998 году алхимики выпустили в мини-CD - трибьют Уэйну, герою их детства. Этим диском отметилась 20-летняя годовщина его саундтрека к Войне Миров. Диск хорошо продавался, и достиг седьмого места в независимых чартах Австралии, но снова был недоступен за границей. В январе 2000 ALCHEMIST записали Organasm, вышедший на Chatterbox Phantom Records в Австралии и на Displeased Records в остальном мире.
Organasm прогрессирует как в композиционном отношении, так и в плане продюсирования. Позади сложное детство, альбом тяжел и выверен, вокал разнообразнее, чем когда-либо - неудивительно, что отзывы были сплошь положительные. Кроме того, это - первая запись, свободно продающаяся в мире и позволяющая группе привлекать новых поклонников.
Март и апрель 2000 года ALCHEMIST провели в гастролях по родной стране совместно с CRYOGENIC и PSI CORE в рамках программы World War II. Будущее их выглядит чистым и безоблачным. В 2003 вышел новый альбом Astral Alien, состав стабилен на протяжении уже восьми лет и сильнее, чем когда-либо. И вам остается только откопать релизы этой интересной команды, дабы убедиться в правоте вышесказанного самостоятельно.
Ник



Читайте далее: HENRY COW: HENRY COW BRAINSTORM (PRATA VETRA): Интерьвью с Рейнарсом Кауперсом (июнь 2004) ACHERON: Интервью с Винсентом Кроули (2004) CANNIBAL CORPSE: Интервьюс Пэтом О'Брайаном (2004) CARBONIZED: Интервью с Кристофером Джонссоном (январь 2004) CATHARSIS: Сердце мира - в руках у CATHARSIS - интервью с группой (2003) CATHARSIS: Трона нам будет маловато! - интервью с группой (2002) CENTINEX : CENTINEX ЧАЙФ: Мне стыдно петь по-английски! - интервью с Владимиром Шахриным (2002) ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК: ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК - Биография группы ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК (2003) Федор Чистяков: Реквием настоящему индейцу - интервью с Федором Чистяковым (февраль 2004) АЛИСА: Энергия - история альбома Б.Г. и группа АКВАРИУМ: Самый быстрый самолет Eric Clapton: Эрик Клаптон: Хроника CLAWFINGER: Глаза колет? CLOVEN HOOF: Интервью с Ли Пэйном (январь 2004) COLDPLAY: COLDPLAY: Крис с овощами Б.Г. и группа АКВАРИУМ: Время заняться чем-то другим - интервью с Борисом Гребенщиковым (2002) Б.Г. и группа АКВАРИУМ: 20.02.2002 - интервью с Борисом Гребенщиковым