Главная страница - Текущий раздел: Статьи

TIAMAT: Интервью с Йоханом Эдлундом об альбоме A Deeper Kind Of Slumber




Сегодня рыночная площадь в Дортмунде полностью забита народом. В этот солнечный день тысячи людей собрались в центре города, чтобы повеселиться в ожидании футбольного матча, который состоится на стадионе вечером. Неподвижный воздух пропитан запахом пива. На сцене играют группы (в основном английские, чтобы развлечь гостей, приехавших из Манчестера), повсюду в напряжении стоят усталые полицейские.
Протолкавшись через толпу, мы вошли в офис. Молчаливый Йохан Эдлунд сидит на краешке стола и внимательно наблюдает за тем как мы усаживаемся в креслах. Солнце уже зашло, но темнота еще не наступила, поэтому комната наполнена очень теплым светом. Наступил вечер, самое время погружаться в глубокий сон (перевод названия альбома A Deeper Kind Of Slumber)
Начиная разговор о вашем новом альбоме, давайте сначала поговорим немного о технической стороне, которая тоже довольно интересна. При записи материала вы использовали множество разных технологий, которые обеспечила студия, поэтому, я думаю, этот альбом не совсем обычный.
Йохан: Точно, в этом главное отличие этого альбома от предыдущего. Я оборудовал небольшую домашнюю студию, купил кучу всякой техники, с которой я собирался работать, такой как сэмплеры, синтезаторы, компьютеры и т.п. Все песни были написаны в этой домашней студии, тогда я просто экспериментировал с техникой, которая теперь была у меня дома. Сначала я разрабатывал концепцию песен, а затем доводил их до готовности, добавляя аранжировки, аккорды и т.п. Например, сначала вся песня основана только на каком-то гитарном риффе. Я просто записываю это, а затем смотрю, как это звучит и что можно доработать. Мне очень нравится работать таким образом. Я очень внимательно отношусь к технической стороне музыки, так что весь творческий процесс у меня похож на сидение ночами перед компьютером. Но на самом деле мне намного легче работать с техникой, чем с участниками группы.
Когда слушаешь альбом, складывается впечатление, что обычные инструменты (гитары и ударные) - сдвинуты на задний план, в то время как электроника стоит на первом месте. Вообще, это первое, что замечаешь слушая альбом.
Йохан: Ну, у нас есть некоторые вещи, где мы в основном используем инструменты, мы даже импровизируем кое-где. Вообще-то мы попытались соединить электронную и инструментальную музыку, и, я думаю, это определяет наше звучание на сегодняшний день.
Как вы уже сказали, вы изменили подход к написанию музыки. Почему вы решили поменять звучание?
Йохан: Во первых, у нас долго не было никакой репетиционной площадки. Мне очень не нравится репетировать в студии, знаете, сидеть в этой маленькой комнатке без окон и пытаться работать с людьми, спорить с ними и искать компромиссы. Я люблю просыпаться утром и иметь студию в двух метрах от своей кровати. Знаете, здорово просто включить все оборудование, выпить кофе и посмотреть что я могу сделать с песнями. Это позволяет больше сфокусироваться на звучании, экспериментировать с различными звуками и может быть аранжировать некоторые песни по другому.
Кроме того, это делает запись немного более личной, потому что это было записано дома. Когда сидишь долгими ночами дома, передать музыке свои чувства становится гораздо легче. У меня за студией есть телефон, и однажды я сидел на телефоне и спорил с подружкой. Дошло до того, что я просто разбил телефон, а потом я зашел в студию и записал все свои эмоции в виде песни. Это было довольно просто.
Выходит, этот альбом значит для вас гораздо больше чем предыдущие, так как он является частью вас. Но когда вы репетируете с группой, то каждый из музыкантов вносит в музыку свои чувства и эмоции, а это должно сильно повлиять на атмосферу песен.
Йохан: Кажется, вы немного преувеличиваете. При написании этого альбома я просидел дома целый год почти не встречаясь с людьми. Конечно, я не работал все время, но когда я работал, то совершенно не думал о том, как другие люди отнесутся к моей музыке, я не ограничивал себя чужими оценками. Кроме того, я даже не думал о тех, кто собирается купить этот альбом, так что у меня не было цензора. Я просто полностью раскрыл свои чувства и преобразил их в песни. Некому было сказать, хорошо то, что я делаю, или плохо, и это был единственный способ сделать что-то, чем я был бы доволен. И может быть другим людям это тоже понравится.
Легко ли было написать что-то личное, а затем представить это публике? И по сравнению с другими альбомами - было ли труднее сделать эту запись?
Йохан: Для меня это абсолютно не проблема. Возможность выражать свои эмоции имеет для меня огромное значение. Я далек от музыкальной индустрии, когда я пишу песни, то забываю о том, что я участник группы Tiamat. Я сам решаю, будут ли мои песни где-нибудь опубликованы или нет. И меня не волнует как люди отнесутся к моим эмоциям, в конце концов, это ни на что не повлияет. Я слишком эгоистичный для того, чтобы прислушиваться к другим. Так что чужое мнение не повлияет на звучание песен или на концепцию альбома. Вот каким образом я это делаю. Конечно, это требует многого. Я не должен скрывать свои слабости, если хочу быть честным, я не хочу казаться кем-то, кем я не являюсь, как, делают многие группы. Они пытаются спрятаться за масками, они считают, что музыка является одним из способов повешения собственной значимости в глазах окружающих. Но это не... для меня это не важно. Я не могу как-то оценивать свои слабые стороны, но у меня на самом деле нет проблем с тем, чтобы открыть свои чувства людям.
Вы считаете, что люди будут критиковать что-то настолько личное, как ваш альбом?
Йохан: Наверняка, но это сделает меня даже сильнее, потому что если они будут критиковать мое творчество, не зная меня лично, то я подумаю: Плевать мне на это!, ведь это глупо считать, что вы знаете человека, просто послушав альбом. Это полная глупость.
Я бы хотел поговорить о музыкантах, которые участвовали в записи. У вас были приглашенные музыканты, потому что вы использовали некоторые индийские инструменты и клавишные. А в пресс-релизе рекорд-лэйбла, о клавишных вообще не упоминается.
Йохан: Я не знаю, почему они этого не сделали. Действительно печально, ведь клавишные являются основным моим вкладом в эту запись. На самом деле моим главным инструментом на этом альбоме были клавишные, а не гитара. Не знаю, может быть они не написали это, потому что не могли представить нас с клавишником на живых выступлениях или типа того. Но в принципе это ничего не меняет.
В записи этого альбома участвовало много приглашенных музыкантов. У нас были настоящие струнные музыканты, гобой, флейта и кое-что еще, потому что мы могли себе это позволить. Тогда мы могли тратить студийное время так как нам хотелось. Музыкантам это очень понравилось.
Вы знали этих музыкантов или познакомились только перед записью?
Йохан: Нет, мы просто случайно пересеклись с ними. В маленькой студии в Woodhouse записывалась какая-то группа, у которой были струнные музыканты, и мы просто пригласили их. Помню, владелец студии пришел к нам тогда и сказал: Помнится, вы искали ситар (типа одолжить у кого-нибудь) У меня есть профессиональный игрок на ситаре здесь в студии сегодня. А потом мы подумали ну, если он здесь, значит надо использовать эту возможность, так мы его и пригласили. А он сказал: Послушайте, у меня есть друг в Дортмунде, который играет на флейте. Он турок по национальности и обычно играет всякие турецкие мелодии на флейте. Просто случайность, но так мы познакомились с этими музыкантами.
Сыграли ли они свои партии так как было задумано, или же они привнесли в музыку какие-то свои элементы?
Йохан: В принципе, нет, я имею в виду, что в основном все играли по нотам, которые я им написал, кроме импровизации в песне Four Leary, где игрок на ситаре и флейтист просто сымпровизировали. Но это получилось круто, так как точно вписалось в атмосферу песни, а этот турок, который играл на флейте, так проникся музыкой, что нам было довольно трудно спустить его обратно на землю. Так что, я думаю, все получилось гораздо лучше, чем если бы мы играли только на гитарах.
Планируете ли вы написать что-нибудь в таком же стиле?
Йохан: Да, у нас была такая идея. У нас есть песня, которая идеально подходит для экспериментов, эта песня может быть сыграна по-разному. Она может быть 2 минуты или 10 минут, она может быть сыграна не только на гитарах, но вообще на любых инструментах, потому что она просто основана на определенной гамме, своеобразном фундаменте. Если понять концепцию этой песни, с ней потом можно сделать все что угодно. Мы собираемся написать несколько таких песен, это очень удобно, так как если мы играем в городе, где мы знаем какого-нибудь музыканта, который играет на определенном инструменте, мы просто пригласим его и скажем пошли на сцену, там ты сможешь играть так как захочешь. Так что идея неплохая. Простота изменения песни позволяет получать настоящее удовольствие от ее исполнения. А это важно, в противном случае вся эта деятельность не имеет смысла.
Трудно наверное выступать 500 раз подряд. На такой тур вам понадобится года два.
Йохан: Точно. Но дело в том, что нам нравится давать концерты. С музыкальной точки зрения мы сейчас в хорошей форме. Кроме того, нам ведь никто не запрещает взять несколько выходных во время тура, остановиться в хороших отелях, принять горячую ванну. Мы можем разнообразить наши выступления, изменив базовый сет-лист. Вообще, мы всегда получаем удовольствие от того что мы делаем, потому что иначе вообще нет смысла выступать. Я даже не могу вообразить такую ситуацию, когда мы играем через силу. Я не понимаю, почему люди захотят прийти на наш концерт, если нам самим не захочется выступать там. С нами так всегда. На качество нашего выступления влияет только наш настрой. Люди чувствуют это, и если нам не нравится находиться на сцене, они не получат удовольствия от концерта.
У вас часто случаются изменения в составе группы. Не хочется ли вам, чтобы в группе играли постоянно одни и те же люди?
Йохан: В плане написания песен я не работаю с другими людьми. Но я бы хотел иметь стабильный состав. Знаете, со временем вырабатывается некая сопричастность, взаимопонимание между людьми, занимающимися каким-то одним делом на протяжении длительного времени. Я человек довольно замкнутый, но все-таки мне нравится выходить на сцену играть вместе с ребятами из группы, я бы соврал, если бы не согласился с этим. Просто другим не очень нравится то, что они не принимают участия в написании материала, поэтому скорее всего состав будет меняться и дальше, так что я бы не был особо оптимистичным по этому поводу.
У вас возникали проблемы с тем, чтобы поделиться своей точкой зрения на какое-либо событие с другими людьми?
Йохан: Ну, я думаю это мне и не нужно. Некоторые говорят мне, что так мне будет проще работать с другими людьми, что я смогу увидеть многие вещи как бы со стороны, что немного конструктивной критики даже полезно... Не знаю, может быть я слишком самоуверенный, но объективная сторона меня не интересует. Если я делаю что-то и это мне нравится, то этого достаточно, и мне не хочется слышать от других что возможно вы могли бы сделать это лучше. Конечно, что угодно можно сделать идеально, но то что я делаю, я делаю прежде всего для себя. Я бы хотел выразить в своих песнях то, что я чувствую и говорить мне что это можно улучшить - глупо и бесполезно. Конечно, я мог бы пригласить играть на гитаре Ингви Мальмстина, на барабаны - лучшего ударника в мире, я мог бы позволить кому-нибудь другому петь мои песни. Но это была бы совсем другая музыка, в которой уже не было бы моих чувств и эмоций. Я хочу сделать свою собственную музыку, даже если это может не понравиться другим.
Случается ли такое, что участники группы понимают то, что вы хотели сказать в той или иной песне?
Йохан: Это зависит от песни. Конечно, было бы легче, если бы у всех участников группы были схожие взгляды. Но так как я имел дело с кучей проблем в жизни, такими как взаимоотношения и т.п., то не думаю, что я смогу найти троих музыкантов, у которых были те же проблемы и с той же девушкой, что и у меня. Таких очень сложно будет найти.
Вы сами пишите песни?
Йохан: Да...
Вы упоминали о критике, которая постоянно раздается в ваш адрес. Альбом продюсировал Дирк Драегер, который, возможно, несколько иного мнения о нем...
Йохан: Ну, у него не было определенного мнения об альбоме, но это парень, у которого... прежде всего у него были такие же музыкальные вкусы как и у меня, и мы очень любим обсуждать музыку вместе. Мы очень хорошо понимаем друг друга, так что ему не нужно было объяснять, что я хочу сделать и что я хочу опубликовать. Он сразу уяснил положение дел, а затем мы вместе нашли пути реализации идей. Это сработало очень хорошо.
Вы говорили, что в туре будут участвовать приглашенные музыканты...
Йохан: На самом деле мы не собираемся возить музыкантов с собой, но если мы играем в городе, например, в Берлине, где есть хорошие музыканты, мы можем пригласить их. Так что мы попытаемся быть открытыми.
Что-то вроде смертельного номера?
Йохан: Да, точно. Я имею ввиду, это будет весело. Я не хочу, чтобы это было работой, типа как делать одно и то же каждый день.
Как уже говорилось, новый альбом значительно отличается от предыдущих. Но ведь наверняка у вас всегда были некоторые музыкальные предпочтения, и я не думаю, что они могли поменяться в один день. Но тогда как пришло решение сказать себе: Хорошо, я сделаю это, музыка будет атмосферной, а дэт-вокалом я больше не занимаюсь…?
Йохан: Я ничего не решал, я просто нашел это... Я думаю, сейчас на меня оказывают влияние те же самые вещи, что и при написании первого альбома. Сейчас я пишу практически ту же музыку, только в более мягкой манере, потому что я много узнал. Я узнал как выразить в музыке то, что я хочу. Я также узнал много о музыке и сегодня я точно знаю, что мне нравится в песне. Например, если я слышу песню, которая мне нравится, она мне не просто нравится, я могу сказать что конкретно мне в ней нравится. Сейчас я могу слушать песню, разбирать ее на части и объяснить почему этот звук такой какой он есть, какие аранжировки, продюсирование, звучание используют музыканты, возможно я смогу услышать, какой тип гитар или какие клавишные они используют. Сейчас мне гораздо легче выразить в песне, то что я хочу. Если я слышу что-то в моей голове, то я знаю как сделать это. Если я слышу гитару, я могу сказать Фендер это или еще что-то.
По-моему на предыдущих альбомах было много злости, которую можно было почувствовать. И, кажется, это был как раз тот тип злости, который направлен на равнодушных людей, естественное загрязнение или типа того. А теперь эта злость исчезла или вы до сих пор разочарованны в людях…?
Йохан: Я не в людях разочарован, у меня разногласия с человечеством в целом. Я полагаю, у меня нет проблем с людьми по отдельности. У меня много уважения к людям, я всегда принимаю все их принципы и различные точки зрения, так что с этим все в порядке. Когда же люди становятся как большая вещь, толпа - в смысле, не толпа зрителей на концерте, это честь для нас, - а толпа, которую видишь, когда выходишь на улицу в большом городе и просто не воспринимаешь их как личностей, потому что это что-то такое... В общем, мне отвратительна целая часть общества и то, как эта планета выглядит. Я воспринимаю людей толпе просто как на ползущую вещь.
Да, возможно, вы только посмотрите на то, что происходит, когда люди собираются в группы, это так называемая групповая динамика. Например, сегодня на площади собралась толпа футбольных фанатов.
Йохан: Сегодня? А что сегодня такое?
Матч Лиги Чемпионов: Дортмунд против Манчестер Юнайтед.
Йохан: Сегодня, здесь в Дортмунде?
Точно.
Йохан: Значит там полно английских хулиганов. Сегодня я на улицу не выйду!
Ну, это просто как пример. Когда вы выходите на улицу и видите сборище людей, некоторые из которых дерутся, некоторые - мешают другим людям, но они скорее всего не делали бы этого будь они поодиночке. Как вы оцениваете?
Йохан: Можете считать это крушением планов, поскольку я застрял здесь. Кстати, в этом заключен основной смысл нашего нового альбома, когда человек осознает какую-то проблему, но ничего не может сделать. Такова наша реальность. Я бы хотел быть более оптимистичным по поводу будущего нашей планеты, но это было бы неправдой. Я вижу все так как есть на самом деле: и разложение планеты, и свои внутренние противоречия. Но я по крайней мере могу мечтать о том, что никогда не случится. Просто это слишком хорошо для этой планеты, чтобы случиться.
О чем (вы мечтаете)?
Йохан: Обычные вещи, типа любви и т.п. Мир никогда не станет настолько хорош, как мне это представляется. И осознание того, что я никогда не найду свою мечту, вгоняет меня в глубокую печаль.
У вас нет веры в человечество?
Йохан: Нет. На самом деле мы постоянно делаем друг другу больно и лжем друг другу. Эту тему я также отразил в альбоме. Не знаю захочет ли кто-нибудь слушать эту запись, потому что лично я не вижу причин, почему люди должны интересоваться каким-то чуваком из Швеции, сидящем в лесу и оплакивающим весь мир. Я не понимаю, почему это должно развлекать кого-то. Но на самом деле я могу адресовать эту запись другим людям, которые также реалистично смотрят на жизнь.
Точно, именно этому и посвящен альбом. Эта музыка не для веселья.
Йохан: Определенно, это не музыка для вечеринок. На самом деле я не думаю, что этот альбом дает надежду на лучшее. Я не слушал его довольно долго, но вчера когда я ехал на машине из Амстердама в Дортмунд, я послушал альбом как слушатель, не вникая в его суть. И, прежде всего, он мне на самом деле понравился. Я подумал, что мог бы пойти и купить эту запись. Я думаю, если люди, у которых возникали подобные мысли, послушают эту запись, это прибавит им немного оптимизма. Если бы я услышал запись, где темы песен близки мне, это сделало бы меня счастливым, даже если песни были посвящены по настоящему ужасным вещам. Это установило бы некую связь между людьми, и тогда каждый мог бы подумать Да, по крайней мере, я не одинок.
Именно это я и имел ввиду, когда задал вопрос о постоянстве в составе группы. Наверно неплохо работать с людьми, которые полностью понимают тебя.
Йохан: Я искал таких, но не нашел. Остальные участники группы - это веселые ребята, точно такие же как и множество других. Может быть это и хорошо. Работать им гораздо легче, так как они смотрят на все с позитивной точки зрения, так что быть в их компании тоже неплохо.
Мы говорили о том, как другие люди реагируют на альбом. Как вы сказали, вам не важно, если кто-то поймет его, а кто-то - нет. Но наверняка есть люди, которые могут полностью понять этот альбом и кто по-настоящему полюбит его. Но будут и несколько дэт-металлических фанатов, слышавшие первые записи, у которых могут возникнуть трудности с этим альбомом, если, конечно, они не готовы воспринимать новое и не могут сказать: ОК, я могу послушать и клавишные Потому что я, например, знаю пару настоящих ненавистников клавишных.
Йохан: ...ну, если вы сами ограничиваете себя будучи противником клавишных, то у вас будут большие проблемы найти сегодня музыку и вы много потеряете. Если люди слушают музыку, потому что она им интересна, то я думаю, им нравятся не только вещи в рамках какого-то жанра. Все хотят слышать прогресс от групп, но, конечно, я знаю некоторых людей, которые слушали нас несколько лет назад, а теперь не хотят слушать нашу музыку, но это единичные случаи. Для меня очень важно мнение людей, потому что наша аудитория - люди которые покупают наш последний альбом, это они сделали альбом реальностью. Так что я чувствую, что я должен им что-то. Единственное, что я могу сделать для них, это быть честным с ними. Я бы был очень счастлив, если нашим слушателям, понравился этот альбом. Если он им понравится, это будет очень много значить для нас. Но в то же время если некоторые люди сказали бы что альбом - дрянь, я пропустил бы это мимо ушей. Тогда бы я подумал: Ну, хорошо, не нравится - не слушайте, вас никто не заставляет, но я больше горжусь тем, что многим мы на самом деле нравимся.
Вы сказали, что вы хотите уехать в тур на довольно длительный период - вы очевидно будете одними из хедлайнеров на фестивале Dynamo Open Air. А в каких-нибудь других акциях вы собираетесь участвовать?
Йохан: Да, мы собираемся играть на многих фестивалях этим летом, так что это только один пункт из того что мы планируем на данный момент - играть на всех фестивалях на которых попадем.
Но вы собираетесь поехать в свой тур после этого?
Йохан: Точно.
Еще один вопрос, который меня интересует, об альбоме Sumerian Cry - в пресс-релизе сообщается, что вы собираетесь издавать его.
Йохан: Первый альбом? Он будет переиздаваться. Фактически, это уже сделано. Я думаю, каждый раз когда мы будем выпускать новую запись, тот английский лэйбл, который имеет права на нашу первую запись будет просто печатать еще несколько тысяч копий, чтобы... знаете как это бывает, если вы выпускаете новый альбом, старые записи начинают продаваться лучше, не намного, но все же...
Давайте поговорим о стихах?
Йохан: Эта запись - не концептуальный альбом, но в нем есть несколько главных идей. В основном это элементы моего мировоззрения и взаимоотношения с другими людьми. Во время написания песен на меня повлияло множество разных событий, например, разрыв отношений с подружкой.
У меня была очень тяжелая неделя, когда я просто решил разобраться со всем, что разрушало мою жизнь. Сперва я позвонил подружке и разорвал с ней отношения, затем я позвонил нашему басиситу, и сказал что мы больше не можем работать вместе. Я позвонил моему менеджеру, чтобы назначить встречу с этим новым продюсером, который должен был прийти ко мне несколькими днями позже, затем я заказал студию и только когда я по-настоящему начал работу над песнями. В то время я почувствовал, что перестаю контролировать свою жизнь, и начал менять все коренным образом. Все эти события сильно повлияли на материал альбома.
Существует множество проблем в отношениях, не только с девушкой, но также и с друзьями, и я не знаю как справляться со всем этим, постоянно находясь в поездках. Но самые настоящие проблемы возникают, когда я возвращаюсь домой, в Швецию. Вроде бы ничего не произошло. Если спросить родных и знакомых, они ответят: Ничего не случилось, все как прежде. Но со временем многое меняется и мне становится все труднее возвращаться, возникает ощущение, что я больше не принадлежу этой стране, и от этого становится порой очень тяжело на душе.
Это похоже на уход в себя...
Йохан: Да, и не только на это. Есть некоторые песни, в которых поется о таких вещах как наркотики, например. Но я бы хотел сразу предупредить, что это ни в коем случае не пропаганда наркотиков. Это просто впечатления от личного опыта. Я не говорю, что это плохо или хорошо, это каждому решать самому. Просто мне необходимо было написать об этом.
Из этого альбома (да и из прошлых тоже) очевидно, что вас очень интересует тема сна и мечты - не только потому что это название альбома, - но и в значении другое состояние разума.
Йохан: Это потому что мы мечтаем без остановки. Мы можем заметить это в каждой своей мысли... Мы всегда хотим быть где-то или мы хотим достичь чего-нибудь или мы хотим иметь чего-нибудь. Мы просто мечтаем, и я думаю, все люди живут в основном своими мечтами. В смысле, если у вас чего-то нет и вы хотели бы это иметь, у вас по крайней мере есть мечта.
Но, я думаю, это является стимулом для людей.
Йохан: Да, точно. Абсолютно точно. Я во многом живу своими мечтами. Эти мечты ведут меня по жизни, побуждают делать какие-то вещи. Я видел как мечты становятся реальностью, но это не очень интересно. Когда вы достигаете цели, у вас тут же появляются другие цели, другие мечты. Когда я стоял на цене на фестивале Dynamo, это было то, о чем я мечтал многие годы, но на самом деле я стоял там и делал свое дело. Я не был счастлив просто быть там, потому что тогда это было естественно, и я мечтал уже о другом. Но мечта очень важна, потому что она двигает людей вперед.
Мне кажется в вас все-таки есть что-то оптимистичное...
Йохан: Да, точно, потому что я придерживаюсь правила: всегда держитесь за свои мечты. Это тоже тема, о которой я хочу написать песню, а также обо всех тех вещах, которые могут помочь вам выйти за грань реальности. Для этого служат наркотики. Но наркотики не должны быть в виде таблеток или типа того. Они должны быть женщиной, путем к освобождению, космическим кораблем...
10 апреля 1997
Интервью провела: Claudia 'FC' Feldmann



Читайте далее: BURZUM: Интервью с Варгом Викернесом (1996) CAPITOLLIUM: Интервью со Святым Джулиусом (2002) CATHARSIS: Два интервью с Игорем Поляковым и Владимиром Мучновым на тему раскола в группе (2002) АЛИСА: Кинчев в кривом эфире Интервью с Константином Кинчевым (1995 год) CELTIC FROST: Интервью с Томасом Фишером (2003) ЦЕНТР: Стюардесса Летних Линий - история альбома Roger Chapman: Биография Роджера Чепмена CHILDREN OF BODOM: Алекси Лайхо: Выживший на озере Бодом ЧИЖ и Со: Птица Вольная CHROMA KEY: Интервью с Кевином Муром (декабрь 2000) ЧУФЕЛЛА МАРЗУФЕЛЛА: Вот такие пушистые лягушата Интервью с группой ЧУФЕЛЛА МАРЗУФЕЛЛА Eric Clapton: Eric Clapton CLEPSYDRA: Часовых дел мастера COLDPLAY: COLDPLAY: Безвоздушные игры H.I.M.: В гостях у Вилле Вало CONTROL DENIED: Zero Tolerance CRADLE OF FILTH: Интервью с Сарой Джезебель Девой (сентябрь 2003) CRYPTHOWL: Интервью с Oupire (2001) THE CURE: Роберт рождественский