Главная страница - Текущий раздел: Статьи

ТОРБА-НА-КРУЧЕ: Да.ру.нет - интервью с группой (2002)




Что такое не везет? Это когда года два-три сталкиваешься с музыкантами повсюду - на фестивалях, в клубах, на днях рождения общих знакомых или, наконец, просто на улице; здороваешься, улыбаешься, слушаешь песни, перебрасываешься репликами, и ничего тебе от этих ребят, в сущности, более не надо. А когда вдруг становится надо, - выясняется, что они только что укатили на гастроли, и график их таков, что встретиться, пообщаться и т. д. в ближайший месяц нет ни малейшей возможности.
Как с этим бороться? Вспомнить, что, кроме диктофона и писчебумажных принадлежностей, существует еще одно крайне полезное достижение цивилизации - воспетый ТОРБОЙ-НА-КРУЧЕ (а речь идет именно об этой группе) Интернет. Может быть, общение по мылу и лишено сиюминутной спонтанности, но зато позволяет пытать беззащитных музыкантов вопросами на любом расстоянии. А они, в свою очередь, могут сосредоточиться и отвечать подробно, продуманно и настолько откровенно, насколько им самим хочется. Фломастером не получилось? Ну и черт с ним, главное - у Екатерины БОРИСОВОЙ получилось само интервью.

Начнем с начала
Главный вопрос: ТОРБА-НА-КРУЧЕ - группа единомышленников? Или профессионалов? Или друзей? Что вас объединяет?
ТОРБА-НА-КРУЧЕ:
Мы - друзья-единомышленники-профессионалы-семья.
Хорошо, тогда расскажите, как вы стали друзьями, семьей и всем прочим.
Олег Пожидаев:
На втором месяце моего проживания в общежитии консерватории я познакомился с Артемом, а тот уже познакомил меня с Максом. Творчество его мне понравилось не сразу, но время сделало свое дело.
Артем Беспалов: Мы сначала подружились, а уже потом стали играть музыку...
Олег: ...И уже в конце 1997 года решили провести первую совместную репетицию ТОРБЫ-НА-КРУЧЕ. Название группы обсуждалось несколько раз, каждый приносил новые варианты, но ничего более интересного и благозвучного придумано не было.
Сергей Григорьев: С ТОРБОЙ я познакомился на фестивале, который проходил в концертном зале лектория зоопарка. Общались мы больше года - и у ребят постоянно были проблемы с басистом. Я наблюдал за этим со стороны, даже предлагал некоторые кандидатуры на вакантную должность. А потом одним летним вечером, выпивая с Максом, сгоряча предложил себя в качестве бас-гитариста. На что Макс сказал историческую фразу: Тебя за язык никто не тянул... Так я и стал пятым участником ТОРБЫ, - причем, до этого на басу никогда не играл. Поэтому на репетиции перед первым концертом стер себе все пальцы на правой и на левой руке. И мое самое яркое воспоминание от этого события - жуткая боль, которая началась во второй половине концерта. Помню, как мужественно доигрывал со слезами на глазах. Ух...
А когда состоялся первый концерт в нынешнем составе?
Макс Иванов:
В сентябре 1999 года - опять же, в лектории зоопарка.

Питерский рок
Музыку, которую исполняет ТОРБА, иногда называют русским Бритпопом. Глуповатое словосочетание, согласитесь. Что вы о нем думаете?
Макс:
Не очень правильное, конечно, определение. Наша музыка - не сильно-то и поп...
Артем: В одном из журналов написали, что мы играем депрессивный рок.
Макс: Это не депрессивный рок, а просто рок-музыка. Дело в том, что сейчас песни идут такие - грустные и достаточно жесткие.
A Есть понятия питерский рок, питерская школа в рок-музыке. Вы с ними как-то соотносите себя?
Макс:
Мы живем в Ленинграде и, конечно же, являемся питерской группой. Мы здесь собрались, здесь лично у меня пошли песни в настроениях этого города и этой жизни. И мы можем себя причислить именно к питерской школе, потому что по настроениям, по аранжировкам в эту сторону смотрим.
Сеня, а ты, как коренной петербуржец, что скажешь?
Сергей:
Мне сложно судить, потому что я воспитывался не на питерском роке. Но я считаю, что корни ТОРБЫ - именно в питерской школе. Мы сейчас ездим по концертам, фестивалям и уже четко прослеживаем разные манеры игры. Например, в Екатеринбурге все хорошо играют, - правда, неважно, какой материал, но на определенном уровне. Без лажи.
Макс: Не то, что в Питере! (общий смех)
Еще в последние годы прижилось жанровое определение русский рок...
Макс:
Отличие русского рока от стиля, в котором сейчас живет ТОРБА, на мой взгляд, в том, что у нас очень много внимания уделяется музыке. Насчет текстов парни мне доверяют, но, все равно, отбор идет жесточайший. Мы делаем все, чтоб насчет аранжировок и музыки у нас никаких сомнений не оставалось, чтоб мы в каждой ноте были до конца уверены.
Значит, отвала много?
Макс:
Много. Но это не то чтоб отвал, а просто какие-то песни под настроение группы не попадают. А настроений ведь много, они меняются, - и группа выбирает те песни, которые своевременны для всех.

Шаг вправо, шаг влево...
Насколько правильно и естественно развивается сейчас группа?
Макс:
Абсолютно естественно! А значит, правильно.
Нет ли у кого-то из вас планов начать сольную карьеру?
Макс:
У меня - нет. Разве что выпустить в акустике те песни, на которые в ближайшем времени нет планов у группы. Возможно, включая те, которые под акустическую гитару звучат абсолютно решенно.
Олег: Я в последнее время вынашиваю идею проекта с женским вокалом. Сегодня заметен пробел в качественном, чувственном, я бы сказал, фирменном звучании, в подаче женского вокала. С уважением отношусь к Земфире, но это что-то другое. Что касается лично меня, - хотелось бы, конечно, что-нибудь спеть, но надо до этого дозреть.
Сергей: Сольной карьерой очень хотелось бы заняться, потому что музыки пишется достаточное количество, но мое свободное время полностью отдано ТОРБЕ-НА-КРУЧЕ.
А есть ли у ТОРБЫ какие-нибудь творческие контакты с другими музыкантами? И во что это может вылиться на практике?
Олег:
Очень рад знакомству с выдающимся виброфонистом Гэри Бёртоном. Я давно слышал об этом музыканте, - он считается одним из лучших виброфонистов в мире. Играет джаз, классику... Я пришел на его концерт - он играл в филармонии с пианистом, - и так получилось, что попал за кулисы и познакомился с ним, даже перекинулся несколькими фразами через переводчика. Я считаю, что это одно из самых крутых моих знакомств.
Макс: Контакты происходят с очень большим количеством музыкантов. Дружба со всеми невозможна по определению, но вот дружба с TEQUILAJAZZZ переросла в совместную работу над нашей песней Номера. Собственно, сама песня была написана под впечатлением от прослушивания альбома TEQUILAJAZZZ Выше Осени.

Клипы
Теперь давайте поговорим о каждом из ваших клипов.
Макс:
Самый первый клип на песню Зима снимался зимой 2001 года творческим тандемом Репин и Котельников - соответственно режиссер и оператор. Это нарезка с концертов в лектории зоопарка плюс дополнительные планы. Клип выдержан в черно-белой стилистике. И главная ценность его в том, что это дебют группы в работе над видео и дебют двух студентов института кинематографии.
Олег: В свое время я был очень рад, что мы наконец-то сняли этот клип, хотя его никто и не увидел. На мой взгляд, Зима получилась настолько, насколько позволяли обстоятельства.
Сергей: Мне лично клип Зима дорог тем, что у меня осталась память о лектории зоопарка, который был нашим вторым домом.
Артем: Когда снимали Зиму, смеялись всю ночь... А клип получился грустный.
Макс: Следующим клипом был Интернет. Он был первым, который увидела большая аудитория, - благодаря ротации на MTV. Режиссером стал также наш друг и соратник, москвич Кирилл Кузин. Съемки проходили в Петербурге, куда Кирилл привез своего напарника, оператора Эдуарда Мошковича. Клип получился очень красивым, без переборов. Было отснято много разных планов, но режиссер сделал акцент именно на том, как я пою эту песню. Получилось прикольно. Вид у меня в этом видео абсолютно расп...дяйский. Что соответствует настроению песни.
Олег: Мне очень понравилась обстановка во время съемок и профессионализм режиссера и его команды. Очень было приятно общаться с прекрасными девушками, которые снимались вместе с нами. В связи с этим клип получился.
Артем: Было все ярко: магазин, интерьеры и много-много женщин.
Макс: Последним на сегодняшний день стало видео на песню Что Непонятно, опять же Репин и Котельников. Работа была интересна уже потому, что клип снимался в метро. Из группы я снимался один, кроме меня там есть еще машинист электропоезда и Паша Клинов в роли носителя чемоданчика со злом. В конце клипа этот чемоданчик переходит ко мне... Мистический такой клип. Трактовок даже у нас в группе существует очень много. Он тоже крутился по MTV. Артем: В клипе на Что Непонятно я участвовал в качестве консультанта по монтажу вместе с Максимом. И очень горжусь этим.

База
Ваши интересы в литературе? Кинематографе?
Макс:
К сожалению, в последнее время читать удается все меньше и меньше. Сейчас читаю повесть пакистанского писателя Салмана Рушди Стыд. Очень люблю Федора Сологуба. Из не очень давно прочитанного запомнился Парфюмер Зюскинда. В кинематографе отдаю предпочтение русским режиссерам и артистам. Самый любимый фильм - Свой среди чужих... Никиты Михалкова. Самый часто цитируемый фильм в нашей компании - Любовь и голуби. Ну и, конечно, был рад выходу первой части Властелина колец на киноэкраны. Это родом из детства.
Артем: Почти каждый месяц в руки мне попадает книга, и я понимаю, что именно её и надо прочитать. Последняя из прочитанных - Волхв Фаулза. А кино... Почти каждый день на экране идет какой-нибудь фильм, и я понимаю, что смотреть его вообще не обязательно. Последний фильм, который я досмотрел до конца, - В августе 44-го. Люблю все фильмы Никиты Михалкова, Акиры Куросавы. И, безусловно, трагикомедию Любовь и голуби.
Олег: Очень трудно бороться с модой, хотя не факт, что в ней нет чего-то нужного и полезного. В литературе я, скорее, приверженец классики. Впрочем, в музыке и кино такая же картина. Три кита в поэзии: Шекспир, Гёте, Пушкин - банально, но, к счастью, не пошло. Очень порадовал Милорад Павич - с подачи доброго друга. Вообще стараюсь не отставать от происходящего. В кино наибольшее впечатление произвел югославский фильм Раны, а также все работы любимой актрисы Чулпан Хаматовой.
Сергей: Мои интересы достаточно консервативны. Люблю Достоевского, Булгакова, Гоголя, Пушкина, Конан Дойля и т. д. Что касается кино - это Тарковский, Никита Михалков и, как ни печально, Роберт Земекис.
Все эти пристрастия как-то отражаются на вашем творчестве?
Артем:
Конечно, отражаются! Это ведь вообще - база.
Бывает так, что книгу прочел, кино посмотрел - и под впечатлением песню сочинил?
Макс:
Бывает, но это связано, скорее, не с конкретным произведением, а с состоянием, которое оно вызвало. Состояние всегда черпается из личных переживаний - влюбленностей, душевных травм, снов... И плюс впечатления от сильных творческих воплощений, будь то фильм, книга или музыка.

Параллели
С происхождением песни Номера мы уже определились. А вот Интернет, как я слышала, был написан в подражание ЧАЙФУ...
Макс:
Это очень смешная история. У меня на тот момент писались песни достаточно непростые - и гармонически, и по текстам все было очень серьезно. И мы понимали, что они сложны для понимания, парни говорили: Макс, напиши что-нибудь простое, мелодичное... И однажды как-то очень быстро написался текст, даже не понимаю, почему про Интернет, я в нем не разбираюсь вообще никак. И я сперва не понял, что песня похожа на ЧАЙФ, - просто три простых аккорда стал перебирать, самые народные, а за аккордами пошла и мелодия. И мы только потом сообразили, что это Ой-Йо, и в этом же темпе исполняли ее на концертах. Потом уж темп увеличили и слегка изменили мелодию... Самое удивительное, что когда Шахрин прослушал альбом, он совершенно не заметил сходства, я уже после ему сказал: Вот, я у тебя украл... Он говорит: Очень хорошо! Тут же и Бегунов подскочил: Ну, для этого мы и нужны, клево!
А песня Пошел На Фиг у меня вызывает стойкие ассоциации с Losing My Religion R.E.M...
Макс:
Когда песня писалась, совершенно не было этой параллели. Мы долго с ней парились, сначала играли и на куплете, и на припеве всей группой, но нам это не очень нравилось. И буквально за несколько дней до записи на Добролете возникло именно такое аран-жировочное решение: куплет делать в полуакустике. И когда уже записывались, была прямая параллель с Losing My Religion.
Так, значит, я правильно угадала?
Макс:
Да, попала в точку.
Хотелось бы еще узнать историю записи Философской Песни О Пуле на трибъюте ГО.
Макс:
Нас Олег Грабко настоятельно попросил поучаствовать в этом сборнике. Притом что мало кто из нас был тогда знаком с творчеством Егора Летова.
Сергей: Что-то слышали, конечно, но не интересовались.
Макс: Я Все Идет По Плану услышал, когда в армии служил - другие бойцы исполняли. То есть, по большому счету, ни сном, ни духом. И мне на Бомбе-Питер дали пачку пластинок ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, сутки я слушал все эти песни... Петь-то мне, и нужно было понять, какой текст мне исполнять было б нормально, не коробило бы ничего. Понравилась именно эта песня, - может, потому что там мата нет. У меня как-то не очень естественно в песнях получается материться.
Артем: Идея-то была хорошая, и поработали мы классно - целую ночь сидели, прервавшись только на хоккейный матч, потом пришли на студию, и за 4 часа отписались. Но времени не хватало, поэтому сводили песню без нас, и мы только на диске услышали окончательный вариант. И я жутко им недоволен!
Тем не менее, получился, на мой взгляд, самый удачный кавер на диске. Звучит так, будто Макс эту песню сам написал, выстрадав в муках, - очень личностно.
Макс:
Ну, это уж меня учили так, что к творчеству надо очень честно относиться. И если мы за что-то беремся, то, конечно, делаем все по максимуму.
Артем: Но могло быть и лучше.
Макс: Свести надо было чуть иначе, там баланс не очень правильный и с голосом нехорошо, - это все могло гораздо красивее и пронзительнее звучать.
Вы могли бы ее пересвести и бонус-треком в следующий альбом включить...
Макс:
Ну, нам-то самим это не очень нужно. Одно время нравилось ее на концертах исполнять, а сейчас уже свое прет, и оно - главней.
Сингл
Макс: Мы только что записали две песни для сингла - в Москве, на студии Андрея Бочко. Саундпродюсером этих песен стал Сергей Наветный. Для нас это была новая и интересная работа. Когда мы работали с Алякринским, то очень хорошо друг друга понимали и радовались этому, но так получилось, что ТЕКИЛА вечно в разъездах, а нам нужно было именно сейчас записаться. И представилась возможность сделать это в Москве, о чем мы абсолютно не жалеем, потому что подход там совершенно с другой стороны. Кроме того, там настолько упакованная студия! В плане парка гитар, обработки... Комбики старинные различные стоят, - очень много можно экспериментировать со звуком, чтоб добиваться наилучшего из того, что есть, а не из того, чего нет.
Одна из песен абсолютно новая, называется Ностальжи. Мы ее играли всего на двух-трех концертах, проверяли на людях. Песня для нас такая сейчас... главная. Опять рок депрессивный. Еще одна песня - Фигня, тоже рок, но расп..дяйский. Третья песня - Номера. Главной ее интригой оказалось то, что она записывалась в день рождения группы TEQUILAJAZZZ. 5 сентября после студийной сессии музыканты поехали на праздничный концерт в клуб Fish Fabrique. И той же ночью начался наш сентябрьский гастрольный тур...

Гастроли, фестивали, поклонники
Вам нравится ездить на гастроли?
Олег:
Да, интересно знакомиться с новыми городами и людьми.
Артем: Очень хочу выступить у себя на родине. Думаю, что для меня это будут самые трудные и самые интересные гастроли.
Какая из поездок запомнилась больше всего?
Макс:
В Оренбург, - потому что это был один из первых наших дальних выездов за пределы столиц. И, кроме того, мы ездили в компании наших самых любимых русских музыкантов - TEQUILAJAZZZ. Было много потрясающих общений и приятнейших времяпрепровождений. А когда в рамках гастрольных туров мы посещаем Вятку, то набираемся такой энергетики и любви, что хватает надолго. Родина все-таки дорогого стоит! А для меня, наверное, просто бесценна. Недавно мы вернулись из месячного Волго-Вятского тура, это наши первые длительные гастроли. Были великолепные концерты везде, где нам довелось играть: на кировском фестивале Подъем, куда съехались группы из многих городов; сольный концерт там же; потом поехали в Самару, где нас очень хорошо встречали и окружили заботой; а потом вернулись в Казань и там тоже получили прием, которого не ожидали. Там нет Нашего Радио, но люди песни знают... Отличный был момент, когда мы возвращались, кемарили в микроавтобусе, потом очнулись, - а мы на пароме! Нас через Волгу перевозили, а там три реки сливаются - Кама, Вятка и Волга. Края не видно - как Финский залив!
Сергей: Каждая гастрольная поездка примечательна по-своему. Для меня неважно, где; самое главное - сыграть качественный концерт. Но лучшее наше выступление, по-моему, состоялась на фестивале в ЛДМ совместно с группами БАБСЛЭЙ, АЭРОПЛАН, ПИЛОТ и АУКЦЫОН. Во время кульминации песни Псих разгоряченная публика от избытка эмоций бросались на пол и разбивала лица...
Кстати, о публике: как происходят контакты с поклонниками? Было что-то исключительное?
Олег:
Первое, что я сейчас вспомнил, - случай на Нашествии 2002. После выступления я общался с коллегами-барабанщиками из других популярных групп. К нам подошла девушка, попросила сфотографироваться с любимым барабанщиком и выбрала почему-то меня... Было очень приятно!
Макс: В Вятке, когда наш автобус не мог отъехать с фестивального поля довольно долго, и девушки-фанатки чуть его не перевернули, общение через форточки автобуса было весьма запоминающимся...
Вообще в разных городах уже есть наши фан-клубы, но вот в Вятке собрались ребята, которые называют себя Клуб друзей ТОРБЫ-НА-КРУЧЕ. Они нас окружают большой заботой, когда мы туда приезжаем, и при каждой возможности передают нам наш любимый напиток - пиво Вятское.
Олег: Очень вкусное пиво, я такого не пробовал больше нигде.
Макс: На Нашествие приезжала такая делегация, и в Казань, на фестиваль Равноденствие, где мы выступали, передали с одной вятской группой подобную посылку.
А какой из фестивалей этого лета больше всего понравился?
Артем:
Мне - питерский Окна открой!: хороший звук - спасибо большое Булю и его команде - и благодарная публика. Там после долгой зимы мне стало наконец-то жарко. Спасибо большое солнцу!
Сергей: Мы всюду, куда едем, солнце с собой привозим.



Читайте далее: CATHARSIS: Два интервью с Игорем Поляковым и Владимиром Мучновым на тему раскола в группе (2002) АЛИСА: Кинчев в кривом эфире Интервью с Константином Кинчевым (1995 год) CELTIC FROST: Интервью с Томасом Фишером (2003) ЦЕНТР: Стюардесса Летних Линий - история альбома Roger Chapman: Биография Роджера Чепмена CHILDREN OF BODOM: Алекси Лайхо: Выживший на озере Бодом ЧИЖ и Со: Птица Вольная CHROMA KEY: Интервью с Кевином Муром (декабрь 2000) ЧУФЕЛЛА МАРЗУФЕЛЛА: Вот такие пушистые лягушата Интервью с группой ЧУФЕЛЛА МАРЗУФЕЛЛА Eric Clapton: Eric Clapton CLEPSYDRA: Часовых дел мастера COLDPLAY: COLDPLAY: Безвоздушные игры H.I.M.: В гостях у Вилле Вало CONTROL DENIED: Zero Tolerance CRADLE OF FILTH: Интервью с Сарой Джезебель Девой (сентябрь 2003) CRYPTHOWL: Интервью с Oupire (2001) THE CURE: Роберт рождественский DARKANE: Интервью с Андреасом Сидовым (2003) HOLE: Любовь и смерть