Главная страница - Текущий раздел: Статьи

VINTERSORG: VINTERSORG: Космический викинг




Пролог
История рок-музыки - не самая продолжительная. Она насчитывает около пяти десятков лет. Негласным содружеством музыкальных критиков принято началом всех начал считать Билла Хэйли и блокбастер Rock Around The Clock. Но только Beatles шагнули из мира массовой музыки на ступень выше. Высота эта и по сей день остается недоступной большинству. А вот для незначительного (в общем потоке серости и обывательщины) количества свободных умов британцы указали направление ввысь под небосвод. Дорога к звездам - путь не из легких. Только ум, склонный к развитию и генерирующий прогрессивные идеи, был способен его преодолеть, остальных ждала погибель в этой роковой стране. Многие шли и многие доходили. Я с гордостью осознаю, что в новое временя большое число умов, способных творить новое и необыкновенное, нашло себя в музыке, которая не знает границ. И лично за себя я счастлив, что смог прикоснуться к рок-культуре и способен пройтись по тропинкам, проторенным необыкновенными людьми. А тропинок этих немало...
Сколько людей, столько и мнений, - сказал кто-то из великих. Позволю себе не согласиться. Мнение есть только у человека способного его сформировать. Большинство же живет по принципу овцы в отаре. А ведь в стаде нет ничего хорошего, даже когда они вслед за тобой (Ницше). Быть может, потому-то в нашу роковую среду и тянутся свободные умы, способные творить только вне общего загона. Ведь большая часть генерируемых ими идей - революционна, а значит, противна массам. Именно о людях способных нести новое наша рубрика Лица. В первом номере Hatross вы могли узнать об Алексе Харви - музыканте эпохи становления новой культуры, получившей название Rock. На сей раз, дабы не казалось, что современное альтернативное искусство впало в стагнацию, рассказ о герое нашего времени. Встречайте! Андреас Хэдлунд (в простонародье Винтерсорг) - человек с нестандартным мировоззрением, шведский музыкант-мультиинструменталист, кроме собственной группы участвующий в куче проектов.
Викинги
Еще в те далекие времена, когда могучий Один - отец богов и людей был вечно стар, каждый шведский парнишка мечтал стать воином - Викингом. Но только по истечению четырнадцатой зимы мальчишка входил на борт дракона своего конунга. Не многим более потребовалось и нашему герою, чтобы доказать свою силу. Только вот славу искать юный норд решил не на поле великой сечи и не в дальних походах по морям и океанам. Дело в том, что Андреас, как и любой северянин, еще с детства знал - воин, слагающий песни, двух бессловных великанов стоит. Искусство это сложное и не каждому поддается, но осиливший его снищет почет и уважение и врага, и соплеменника. Да и место у руля корабля такому воину не страшно доверить… Еще в 1995-м году с подачи Матиаса Марклунда была склочена фолк-металлическая банда Otyg, в состав которой вошел и Андреас Хэдлунд. Практически сразу бразды правления перешли в его руки, но никто этому факту не противился. Главным генератором идей сразу стал Винтерсорг, - объясняет Матиас. - Он написал основу композиций и лирику для трех демо-лент. Общими усилиями мы сделали их аранжировки. На эту жирную наживку вскоре клюнули чуваки из Napalm Records. По-моему, не последнюю роль Андреас сыграл и в выборе названия, хотя прямых указаний на то нет. Еще в бытность первой банды Vargatron (Wolfthrone), которую Хэдлунд собрал в 1994г., на написание лирики и музыки его вдохновлял скандинавский эпос и фольклорная песня. В тех краях и следует искать ответ на вопрос, а что же такое Otyg? Тем же, кому в тягость разбираться в фольклоре северного края, посоветую обратится за помощью к лучшему другу Андреаса - тому же Марклунду, он непременно расскажет: Otyg - собирательное понятие в скандинавском эпосе, характеризующее все темные существа, которые только пребывают в нашем и иных мирах.
В то время как наш викинг оставался единственным поэтом и композитором в Otyg, дела в стане собственной команды - Vargatron, шли из рук вон плохо. Взгляд Хэдлунда всегда был направлен за горизонт. Он мог увидеть то, к чему члены его банды были способны прийти только через энное количество лет. Тормозить же себя он не собирался. В 1996 году Андреас вновь обращается к скандинавскому эпосу, чтобы позаимствовать название для своей новой группы, а точнее one-man-проекта. Звучное слово Vintersorg (Зимняя тоска - шведский) впоследствии стало не только ассоциироваться с музыкой Андреаса, но и практически заменило ему имя. Кто такой Хэдлунд, знает не каждый, а вот музыку Винтерсорга любят и слушают многие. Благо, вышло ее из-под его пера, несмотря на молодость, немало.
Музыка и человек
Процесс написания песен, как и любая творческая работа, магический процесс. Только профессиональный музыкант (а равно - кудесник высшей ступени посвящения в магическое таинство) способен энергией души оживить предмет его безумной фантазии. Как и после любого магического действа, с момента выхода альбома в свет его творец теряет значительную часть жизненной силы. Последняя же материализуется в форме музыкального произведения. И хотя судьба каждого альбома всегда складывается по-своему, всех их объединяет тонкая духовная связь с музыкантом. Только избранные способны различить ту грань, где заканчивается жизнь и начинается музыка.
С момента появления на свет Vintersorg эта граница стала размытой. Уже на первом мини-альбоме Hedniskhjartad (1998) вполне очевидно вырисовалась извечная страсть Винтерсорга к народности, не остались в стороне и black metal, и готическая печаль, и искренняя любовь к его прекрасной леди - Матери-природе. Всё то, что на тот момент интересовало его, как художника и человека, было воплощено в музыку, которую принято называть viking metal.
Немалую роль в становлении Винтерсорга, как музыканта, сыграл еще один норд - лидер Ulver Гарм. Именно сравнения с ульверами преследовали его на протяжение нескольких лет. И, справедливости ради, стоит отметить - два первых полноформатника, вышедшие в 1998 (Till Fjalls) и 1999 (Odemarkens Son), немало тому поспособствовали. Всё, от мелодичного блэка с поющей лидер-гитарой и скрипящим вокалом, до красивых полуакустических сентенций и напряженного чистого войса немногим услышал чуть раньше на альбоме Ulver Bergtatt. И не читать бы вам этих строк, не выйди Винтерсорг из этой щекотливой ситуации с честью. Высшее искусство ученика - используя знания учителя, пойти дальше в известном только ему направлении. И уже следующий диск подтвердил его право находиться в когорте лучших. Cosmic Genesis - мозаика, собранная художником, чьи взгляды поистине безграничны. На этот раз Винтерсорг черпал вдохновение как минимум из четырех направлений музыки: black metal (корни), gothic (аура), hard rock (эстетика разума), folk (душа). Врожденное чувство прекрасного позволило взять всё лучшее из этого богатства, оставив регресс за бортом. Так, например, блэковый рык и истеричная гитара усиливают лишь напряженные моменты, не перегружая общей атмосферы. (Algol, A Dialogue With The Stars). Великолепные мелодии оплакивают готов, сгоревших в инквизиторских кострах, а воздушный вокал Винтерсорга воскрешает их в наших душах.(Astral and Arcane, Cosmic Genesis,Om Regnbagen Materialiserades). Голос Матери Земли уносит во времена былые (Natures Gallery). А великолепная кавер-версия хипповской Rainbow Demon, как спасительная ниточка, вытягивает нас из пучины жестокой реальности в мир мистических грез. Rainbow Demon не однажды переигрывалась рокерами и металлерами, но интерпретация Винтерсорга - без сомнения лучшая из тех, что я слышал. Она получилась на порядок быстрее, с тяжелым металлическим звуком и магическим вокалом. Винтерсорг не раз признавался в любви к великим хардовым и артовым командам, теперь он смог доказать это на деле. Интересно, что на Cosmic Genesis фолковые влияния немного отошли на задний план. По большому счету, скандинавской стужей веет лишь от композиций, где лирика написана на родном шведском языке (а их не так много). Вместе с этим улетучилась и похожесть на Ulver. Хотя, откровенно говоря, я стал бы меньше уважать его, как творца, упусти он возможность испить из чаши изобилия, наполненной Гармом. Ведь, с одной стороны, в творческом процессе важна опора на опыт, с другой, художник должен черпать идеи отовсюду (будь то рай или ад). Только потом идеям придается та форма, которая в данный момент соответствует его видению. Последние работы Ульвера переполнены электроникой и мало напоминают то, что мы слышали на Bergtatt. Винтерсорг, как и Гарм, прошагал последние годы семимильными шагами прогресса. Только вот его привлекает не железная душа урбанизированного мира, а бескрайные просторы Вселенной.
В глубинах Космоса
Visions From The Spiral Generator появился в 2002 году. Как и прежде, альбом стал не просто очередным пластом музыки (хоть и очень высокого качества), Visions - индикатор роста музыканта и личности. Слушая плиту, понимаешь, как сильно за год с небольшим поменялись взгляды человека. Точнее, они стали более глубокими и безграничными. Испив из источника мудрости, клокочущего под корнями Мирового Дерева, он направил свои взгляды за пределы нашего Мира в безграничное космическое пространство. И хотя в песнях с последнего альбома нет живописных картин северного края, Винтерсорг не изменил себе. Человек - мизерная песчинка в пределах Земли. Наша планета подобна атому в теле солнечной системы. Но без всех этих мелочей немыслим великий Космос, как впрочем, не было бы и человечества без наличия Вселенских Законов. Именно как часть Космоса представлен человек в лирике Винтерсорга. Гореть бы ему на костре во времена, когда миром правила инквизиция. Сейчас же, идеи космогенности можно выражать не только словом, но и музыкой.
Подобное изменение мировоззренческой позиции было вполне очевидно. А вот чего от Винтерсорга никогда не услышишь - заявлений на политические или религиозные темы. Vintersorg чужды религиозные и политические амбиции. Нашей задачей не является навязывать аудитории свои взгляды и убеждения. Музыкой мы пытаемся исследовать неизведанные космические пространства. Космос - загадка непонятного сочетания симметрии и хаоса, порядка и беспорядка. Музыка, как часть Космоса, тоже загадочна. Но, хотя лирика основана на научных достижениях, мы продолжаем линию романтизма. Слушатель же должен сам сделать свой вывод, возможно, опираясь на нашу концепцию. Без комментариев.
Таким же бескрайним как Космос попытался представить Винтерсорг и собственный мир - мир музыки. В заглавной Quotationего голос, пробиваясь сквозь плотные слои атмосферы, уносится прочь от Земли к иным мирам и цивилизациям. А последующая Vem Styr Symmetrin?, начинаясь с воздушного акустического перебора, неожиданно взрывается мощным гитарным риффом и надрывным блэковым криком. Именно остатки черного металла, по-моему, то единственное, что требует критического подхода. Альбом весьма эклектичен и переполнен идеями, почерпнутыми из прогрессива. Блэковый войс (опять же с моей субъективной точки зрения) нещадно рушит изящные моменты, способные доставить массу удовольствия людям, воспитанным на арт- и хард-роке. Тем не менее, на Visions From The Spiral Generator рычащего вокала значительно больше, чем скажем на Cosmic Genesis и даже Odemarkens Son.
Балладная A Star-Guarded Coronation - лучшее свидетельство того, что Винтерсорг не разучился писать красивые мелодии, полные готической тоски и печали. Однако, с точки зрения мелодии альбом не самый сильный в его дискографии. Практически каждая композиция по вине (или благодаря?) сложности структур западает в душу только после третьего-четвертого прослушивания. А лицо, непосвященное в тайны прогрессива, и вовсе может заблудиться в лабиринте гитарных риффов, клавишных пассажей, скоростных и ритмических сбивок. Разносторонность интересов Винтерсорга лучше всего характеризуют клавишные партии. Скажем, в Universums Dunkla Alfabet, A Metaphysical Drama , Spegelsfaren можно услышать аналоговые клавиши, пресловутый орган Хамонд. А на E.S.P. Mirage обнаруживаешь целый спектр всевозможных звуков, вызывающих сильнейшие ассоциации с Космосом. Кстати, все на той же E.S.P. Mirage на передний план выведена потрясная басовая партия, которую исполнил (ктобы вы думали?) …Стив ДиДжорджио! Он и барабанщик Асгер Микельсон отыграли все партии ударных и бас-гитары, и формально являются членами группы. Однако, ни один, ни другой не выступают с группой на живых сейшенах. Основные бойцы остались прежними. Процесс создания музыки и стихов все так же подконтролен Винтерсоргу. А его друг и товарищ по группе Матиас Марклунд заправляет лидер- и ритм-гитарой, оценивает результат со стороны и, время от времени, подкидывает свежие идеи. Последние, вкупе с мыслями главного творца, превращаются в мириады музыкальных загадок, раскусить которые не так-то просто. Но уж если удастся постичь таинство Visions From The Spiral Generator, безграничное наслаждение вам гарантировано.
Не успел еще Visions From The Spiral Generator затереться в фанатских вертушках, как появилась информация о скором выходе следующего альбома Vintersorg. Предварительное его название The Focusing Blur. Винтерсорг обещает: Новый альбом будет концептуальным; одна история свяжет все композиции альбома воедино. К тому же, все треки будут соединены небольшими интро. Музыка будет развиваться в направлении, основа которого заложена в Visions From The Spiral Generator. Она, как и прежде, останется на экспериментальном уровне и объединит в себе большое количество жанров и направлений (впрочем, как всегда у Vintersorg).
Другие измерения
Каким бы разносторонним не был Vintersorg, в его пределах не возможно было полностью реализовать свои творческие задумки. Во-первых, личные пристрастия Андреса весьма разнообразны. А во-вторых, вновь приходящие идеи не всегда бывают бесспорно удачными. Участие в разнообразных сайд-проектах - не только отличная возможность поиска идей, еще не реализованных в пределах основной группы, но, что немаловажно, их предварительная обкатка на слушателях.
Универсальность Андреаса как музыканта и вокалиста позволила ему играть в ряде разноплановых проектов. В Otyg он - древний воин-песнопевец, шведский скальд, путешествующий по заснеженным просторам Скандинавии. Как и полагается, лирику для двух альбомов группы Винтерсорг писал на старинном шведском наречии. Мои стихи в Otyg никогда не будут переводиться на английский. Перевод некоторых слов просто отсутствует. Даже некотырые шведы не могут понять смысл стихов. Музыку Otyg часто сравнивают с легендой норвежского фолк-маталла Storm. Определенно, Storm повлияли на нас, - объясняет Андреас. - Но мы никогда не ставили цели стать Storm номер два. Единственное, что нас действительно сближает, это жанр - folk metal. Хотя фолковых влияний у нас больше. Да уж, одно использование варгана (древний музыкальный инструмент коренных народов севера) чего стоит! А когда на Sagovindars Boning (1999) я услыхал Holy Diver (сами знаете, чью вещь!) с различными дудками, скрипками и варганом, то просто охренел!
Еще одно детище Винтерсорга, Havayoth знакомит нас с чувственным, в меру печальным и (если хотите) сентиментальным человеком. В магический атмосферный готик-металл отлично вписался парящий вокал Хэдлунда. Дебют His Creation Reversed вызывает ассоциации с лучшими работами от Bauhaus, Paradise Lost и Fields Of The Nephilim. Любой поклонник готики по достоинству оценит красивые, легко запоминающиеся, мелодии, проникнется меланхолией и глубиной чувств исполнителей. В последнее время дела Havayoth идут не слишком бойко: Уже полностью подготовлен материал для нового альбома. Но, к сожалению, в настоящее время отсутствует контракт на его выпуск. Если же все проблемы благополучно разрешатся, наши фэны услышат более качественный и интересный материал.
После того как у норвежских блэкарей Borknagar свалил вокалист (если не подводит память) в Dimmu Borgir, Андреас Хэдлунд получил еще одну возможность схалтурить на стороне. С Borknagar он сделал пока один альбом Empiricism. Имея общий нордический генотип, ребята быстро нашли общий язык и стали друзьями. Empiricism получил неплохие отзывы в стане музыкальных критиков, немалая заслуга в этом - участие Винтерсорга. Останавливаться на достигнутом ребята не собираются. Вовсю идет работа над следующим альбомом, который в отличие от Havayoth полностью профинансирован, и перспективы на его выход бесспорны.
Казалось бы, пора остепениться, сосредоточив внимание на собственной группе. Ан нет, идеи хлещут через край: Однажды я посетил выставку фото-художника Йоноса Бёкмона. Его работы вдохновили меня на создание песни, которая получила название Tidens Harold. Композиция получилась медитативной по своему настроению, и максимальный эффект на слушателя окажет только при исполнении ее с симфоническим оркестром. Однако извечная дыра в кармане не позволила реализовать идею до конца. Хотя синтезаторный вариант уже доступен через Интернет. Кроме того, Андреас сочиняет музыку и стихи для проекта Борге Финстада, который был сопродюсером боркнагаровского Empiricism, а также работал с такими известными группами как Mayhem, Solefald и …Vintersorg. Ну и, наконец, помощи Андреаса попросили товарищ по Borknagar Остиейн Брюн, рулящий проект ION, и сессионный барабанщик Vintersorg Бенни Хёгглунд (для сольного альбома).
Эпилог
Можно по-разному относиться к идеям космогенности или вовсе не относится к ним, но то, что некая энергетическая субстанция окружает наш мир и нас с вами, - вовсе не бред. Во всяком случае, вряд ли стоит спорить с утверждением, что настоящий талант обитает в неком, параллельном обычной реальности, мире. Можно называть его Космосом, Вселенной и иными терминами, суть дела от того не меняется. Но тонкие незримые нити доверия и понимания постоянно связывают нас - материалистов с духовным миром настоящих Творческих личностей, и это - словно благословение, ниспосланное нам свыше. Недаром на обложке последнего альбома Vintersorg начертано: Единственно верные законы материального мира - те, что созданы нашим сознанием; законы же нашего сознания определяются материальным миром.
А судьбе Андреаса Хэдлунда можно только позавидовать. И это тоже неспроста. Но как бы то ни было, стоит пожелать ему найти собственные миры и пространства.
Dimas



Читайте далее: Eric Clapton: Эрик Клаптон: Хроника CLAWFINGER: Глаза колет? CLOVEN HOOF: Интервью с Ли Пэйном (январь 2004) COLDPLAY: COLDPLAY: Крис с овощами Б.Г. и группа АКВАРИУМ: Время заняться чем-то другим - интервью с Борисом Гребенщиковым (2002) Б.Г. и группа АКВАРИУМ: 20.02.2002 - интервью с Борисом Гребенщиковым АКВАРИУМ: Интервью с Борисом Гребенщиковым и Всеволодом Гаккелем (1988) АКВАРИУМ: Навигатор - история создания альбома CYNIC: Открытая дверь в бесконечность FLOTSAM & JETSAM: Дрейф сквозь штормовые широты DARK MOOR: Интервью с Энриком Гарсия (2001) DARKTHRONE: Интервью с Фенризом (сентябрь 2004) DARK TRANQUILLITY: Интервью с Микаэлем Станне (январь 2005) ДДТ: Юрий Шевчук: Все должно быть естественно ДДТ: Искусство быть взрослым - интервью с Вадимом Курылевым (2001) HOLE: Три дня с королевой панка DEATH: Такое хрупкое искусство - жить - биография Чака Шульдинера DEATHONATOR: Детонируя этот мир DEEP PURPLE: DEEP PURPLE