Главная страница - Текущий раздел: Статьи

THE WHO: THE WHO




1964, Великобритания
Исходный состав: Роджер Долтри (01.03.1944) - вокал; Пит Тауншенд (19.05.1945) - гитара, вокал; Джон Энтуистл (09.10.1944) - бас, клавишные, вокал; Кейт Мун (23.08.1947 - 08.09.1978) - ударные
Наряду с THE BEATLES и THE ROLLING STONES THE WHO являются наиболее авторитетной и уважаемой английской группой 60-х годов, оказавшей огромное влияние на дальнейшее формирование рока.
Идейный лидер группы Тауншенд родился в музыкальной семье - отец Пита был саксофонистом джаз-бэнда Королевских Военно-воздушных сил, а мать - певицей. Джон Энтуистл зарабатывал на жизнь тем, что играл на трубе в юношеском оркестре Миддлсекса. Познакомившись в школе, они с вокалистом Филом Родсом в 1959 г. создали группу THE CONFEDERATES (затем она называлась THE ARISTOCRATES и THE SCORPIONS). Три года спустя гитарист Роджер Долтри, бывший соученик Энтуистла, пригласил его в свою группу THE DETOURS; вскоре к ней присоединился и Тауншенд, а Долтри стал исполнять обязанности вокалиста. Ударником группы стал Дуг Сэндом, бывший старше остальных участников коллектива на десять лет.
THE DETOURS усиленно репетировали, исполняя кавер-версии блюзовых и соуловых хитов и выступая на разогреве у THE ROLLING STONES. В 1964 г. группу заметил известный лондонский журналист Пит Миден, изучавший феномен молодежного движения модов. Он решил сделать из THE DETOURS культовую клубную группу, заказал для музыкантов элегантные сценические костюмы и изменил название ансамбля на THE HIGH NUMBERS (на жаргоне модов - Высший класс). Попутно был найден (вернее, сам нашелся) новый ударник Кейт Мун - уникальный музыкант и крайне безалаберный юноша, отлично вписавшийся в коллектив. В июле 1964 г. группа выпустила сингл I'm The Face (т.е. Я - чувак) - кавер-версию блюза Слима Харпо Got Love If You Want It с новым текстом Мидена.
В сентябре менеджерами группы стали бизнесмены Кит Ламберт и Чип Слим, которые не были стеснены в средствах и поэтому предложили музыкантам эффектный элемент сценического шоу - разрушение инструментов в финале концерта. Группа получила постоянную работу по пятницам в клубе Marquee, сначала под названием THE WHO-MAXIMUM R&B, затем как THE WHO.
В январе 1965 г. демо-записью THE WHO заинтересовался американский продюсер Шэл Тэлми, сотрудничавший с THE KINKS, в результате чего с помощью Джимми Пейджа и вокальной группы THE IVY LEAGUE была записана песня Тауншенда I Can't Explain - на фоне тогдашней поп-музыки она выделялась за счет почти соулового пения Долтри, виртуозной гитарной партии и бэк-вокала. К апрелю сингл добрался до 8-го места в английских чартах и до 93-го - в американских. Вторым релизом THE WHO стала Anyway Anyhow Anywhere (UK-10), направленная, по словам Тауншенда, против среднего класса, класса боссов и тех, кто рано женится. Использованный Питом при записи фидбэк показался сотрудникам фирмы Decca браком, однако песня понравилась модам, а телепрограмма Ready Steady, Go! даже сделала ее своей заставкой. Окончательно прославил THE WHO сингл My Generation (UK-2, 27 ноября 1965 г./ US-74), ярко продемонстрировавший все козыри группы - мощный надрывный вокал Долтри, выгодно подчеркнутый бэк-вокалом, энергичную игру Тауншенда, виртуозный бас Энтуистла, на котором он любил солировать, и бешеные барабаны Муна. Если добавить к этому выразительную лирику (Надеюсь, что умру раньше, чем постарею), эффектный внешний вид музыкантов (самовлюбленный блондин Долтри, носатый длинный Тауншенд, вечно отъехавший от наркотиков и алкоголя Мун), их смелые высказывания (Когда мне исполнится 30 лет, я покончу с собой - Долтри) и разрушительные концерты (в финале THE WHO разбивали и поджигали гитары, барабаны и усилители), можно понять, какой любовью пользовались музыканты среди лондонских модов середины 60-х. В дебютный альбом группы вошло 12 композиций, из них 8 было написано Тауншендом.
В 1966 г. группа выпустила только три сингла, зато все они стали классикой - Substitute (UK-5), The Kids Are Alright (UK-41, сингл из первого альбома) и I'm A Boy (UK-2). Кроме того, вышел раритетный ЕР Ready Steady Who (посвящение телепрограмме) и малоудачный - сырой и нехитовый - альбом A Quick One (UK-4/US-67). Группа не баловала слушателей красивыми мелодиями - основная ставка делалась на тяжесть и драйв композиций. THE WHO часто напоминали о себе концертами и всевозможными мелкими скандалами - так, в марте пришлось срочно переделывать би-сайд сингла Substitute, тогда же группа подписала контракт с фирмой Роберта Стигвуда Reaction, 20 мая THE WHO едва не распались из-за драки на сцене между Тауншендом и Муном, в июле менеджером группы отказался быть Эндрю Олдхэм и т.п. Таким же насыщенным получился 1967 год - вышли песни Happy Jack (UK-3/US-24), Pictures Of Lily (UK-4/US-51) и I Can See For Miles (UK-10/ US-9), с триумфом прошло выступление 18 июня на фестивале Монтерей-Поп, гастроли по США и британское турне. Группа с блеском подтвердила буйную репутацию, разгромив фестивальную сцену в Монтерее и решительно встав на сторону арестованных за употребление наркотиков Мика Джаггера и Кейта Ричардса - чтобы поддержать друзей, THE WHO записали два кавера песен THE ROLLING STONES The Last Time и Under My Thumb.
Затем группа снизила темпы, чтобы сосредоточиться на воплощении в жизнь грандиозного замысла Пита Тауншенда - создании рок-оперы Tommy, посвященной истории слепоглухонемого мальчика, ставшего кумиром молодежи благодаря виртуозной игре на настольном бильярде. Хотя честь изобретения рок-оперы принадлежит THE PRETTY THINGS, выпустившим в декабре 1968 г. SF Sorrow, именно творение THE WHO приобрело огромную известность во всем мире как первая рок-опера и пользовалось большим успехом (UK-2/ US-4). 16 августа 1969 г. группа выступила на фестивале в Вудстоке, исполнив финальную арию Томми See Me, Feel Me (US-12). Стиль и имидж THE WHO изменился в соответствии с духом времени - гитара Тауншенда звучала еще более резко и пронзительно, голос Долтри по мощи вполне мог соперничать с вокалами Гиллана и Планта, все музыканты отпустили длинные волосы и смотрелись как настоящие суперзвезды хард-рока.
Тем не менее группа не спешила примыкать к какому-либо модному музыкальному течению в рок-н-ролле. Больше всего THE WHO импонировал хард, и они написали несколько впечатляющих композиций в этом ключе (например, риффовую The Seeker, UK-19/US-44, которую портило кантри-соло Тауншенда, и мощнейшую Won't Get Fooled Again, UK-9/US-15). Однако программный альбом Who's Next (UK-1, 18 сентября 1971 r./US-4) продемонстрировал странное топтание на месте - музыка была, как всегда, высококлассной, но явно нехитовой, что, однако, не помешало альбому стать самой знаменитой студийной пластинкой группы.
Два года музыканты занимались сольной работой (самые успешные альбомы выпустили Долтри и Тауншенд), сняли киноверсию Tommy, где блестяще сыграли Долтри, Тина Тернер и Элтон Джон, а в 1973 г. вернулись с новой рок-оперой Quadrophenia (UK-2/US-2), в которой живописали противостояние модов и рокеров.
Очень уверенно войдя в 70-е, THE WHO не растеряли популярности и во второй половине десятилетия, когда резко сбавили темпы все ветераны рока, соперничать с ними по плодовитости и плотности концертных графиков могли только THE ROLLING STONES. Однако если роллинги несколько растерялись перед лицом надвигающегося панка и ударились в поиски нового саунда, пробуя себя то в диско, то в пауэр-попе, то THE WHO сразу стали для панков своими - в репертуаре THE SEX PISTOLS была их композиция Substitute. Немного осовременив звучание за счет синтезаторов, группа записала отличный диск Who Are You (UK-6/US-2). Однако 1978 год был омрачен для команды сразу двумя потерями - 5 августа покончил с собой давний друг группы Пит Миден, а 8 сентября от алкогольного отравления скончался легендарный барабанщик Кейт Мун, чьи скандальные выходки вошли в поговорку. С гибелью Муни, как его ласково называли англичане, ушел дух бунтарства из творчества THE WHO.
Оправившись от удара, музыканты решили все же не складывать оружия - пригласили барабанщика THE SMALL FACES Кении Джонса и, дав ему три месяца на разучивание материала, 2 мая 1979 г. дебютировали новым составом в театре Rainbow, на премьере художественного фильма Quadrophenia (в роли предводителя модов в нем снялся Стинг). Теперь THE WHO выступали вместе с молодыми группами AC/DC и THE STRANGLERS, однако 3 декабря 1979 г. на концерте в американском городе Цинцинатти в давке погибли 11 человек, и крупные гастроли пришлось свернуть. THE WHO сосредоточились на студийной работе и записали удачные работы Face Dances (UK-2/US-4) и It's Hard (UK-11/US-8), на которых представили мощную гитарно-синтезаторную новую волну - свидетельство того, что дух времени музыканты уловили верно.
17 декабря 1982 г. группа дала последний концерт в Торонто, а через год, 16 декабря, официально объявила о распаде. Тем не менее впоследствии музыканты не раз собирались по различным поводам, выступали с концертами и даже записывали новые песни. Особенно широко отмечалось временное воссоединение THE WHO в 1989 г. - группа провела турне по 25 городам Канады и США и 24 августа в г. Юнион-Сити представила суперзвездную версию рок-оперы Tommy, главные роли в которой исполнили Элтон Джон, Фил Коллинз, Стив Уинвуд, Билли Айдол и Патти ЛяБелль.
Очередное воссоединение THE WHO состоялось в 1999 г. - музыканты собрались по инициативе Пита Тауншенда, причем в состав вошел сын Ринго Старра Зак Старки - на ударных его учил играть в свое время Кейт Мун, поэтому манера Зака отлично вписывается в стилистику THE WHO 25 июня 2000 г. в Чикаго стартовало турне THE WHO.
Изменения состава
1978: - Мун
1979: + Кении Джонс (16.09.1948, THE SMALL FACES), ударные, и Джон Рэббит Бандрик (FREE, CRAWLER), клавишные (как сейшнмен)
2000: Долтри, Тауншенд, Энтуистл, Бандрик, Зак Старки (THE NEXT, THE HEARLERS) - ударные



Читайте далее: CONTROL DENIED: Zero Tolerance CRADLE OF FILTH: Интервью с Сарой Джезебель Девой (сентябрь 2003) CRYPTHOWL: Интервью с Oupire (2001) THE CURE: Роберт рождественский DARKANE: Интервью с Андреасом Сидовым (2003) HOLE: Любовь и смерть DARKSEED: Интервью с Томасом Германном (2003) DARK TRANQUILLITY: Интервью с Микаэлем Станне (2002) ДДТ: Все те же мы… (пресс-конференция Юрия Шевчука накануне презентации концертной программы Мир номер ноль) ДДТ: DDT + РОК-СЕНТЯБРЬ = Компромисс ДДТ: Понимание свободы - интервью с Юрием Шевчуком (2001) DEAD MEN DREAM: Интервью с Дэрреном Уайтом (2002) DEATH ANGEL: Интервью с Деннисом Пепа (2003) DEEP PURPLE: Группа Дип Пёрпл DEEP PURPLE: На своем месте. Интервью с Роджером Гловером DEEP PURPLE: DEEP PURPLE HOLY MOSES: Интервью с Сабиной Классен (май 2001) DEMIMONDE: Шизофреническая конгениальность - интервью с Д'эвином (2002) DESTRUCTION: Интервью с Марселем Шмиром Ширмером (июль 2005)