Главная страница - Текущий раздел: Статьи

ДДТ: Все те же мы… (пресс-конференция Юрия Шевчука накануне презентации концертной программы Мир номер ноль)




Эта программа - о человеке живущем, мечущемся, ищущем, сомневающемся, выживающем в наши нелегкие дни и ночи. Он приходит в наш с вами мир, становится частью МЫ, примеряет различные социальные одежды, ищет любви, размышляет о стране, цивилизации, русской идее, бредущей между смыслом и стилем, рае на земле, ищет выхода, понимает, что умом до него не добежать, и обретает одиночество, обращая его в долгожданную свободу.
Юрий Шевчук
Накануне в прямом эфире радио Гардарика состоялась пресс-конференция Юрия Шевчука:

- Сравните прошлые времена, когда многое запрещалось и ретушировалось, с нынешними. Когда было легче пробиться?
- Раньше группе достаточно было написать песню, а на следующий день она уже была на острие. Давали площадки, пускали в рок-клубы, начинались концерты, и некоторые группы становились популярными у молодежи практически мгновенно.
Сейчас напиши хоть сто замечательных, гениальных песен, все равно не пробиться в эфир через эту информативную суету, царящую вокруг музыки, и непонятно, какой музыки - поп или рок. Все смешалось в доме... и так далее. Мне кажется, сейчас даже сложнее талантливому парню выбиться и обрести аудиторию. Раньше было легче.
Многое сейчас зависит от денег, и группы играют по клубам. Но многие команды, на самом деле, совершенно правильно ориентированы на клубы. Я имею в виду нормальные, а не мажорские клубы. Многим и не нужна большая площадка. Тут кому как.
Правда, существует еще такое понятие, как чёс. Чтобы заработать, музыканты вынуждены запихивать себя в круговорот многочисленных выступлений. Бывают прогарные отвратительные концерты, и рок-н-ролл теряет свои позиции. Чёс - это страшно. Бег по кругу. И я очень горд своей группой. Наши парни могут не есть бутерброды с маслом месяцами, но не чесать, а заниматься чем-то новым, что мы и доказали сейчас, полтора года не выступая.

- Ваши поклонники поколения далеко за тридцать - чуть за сорок с большей радостью встретились бы с вами на страницах книги ваших стихов. Собираетесь ли вы печататься?
- Да, я и мое поколение выросло все-таки на слове, на литературном слове, на книге. Компьютеры появились гораздо позже. Может, и напишу книжку когда-нибудь, как сделали уже многие мои коллеги. Нет времени на самом деле. То фестивали делаем, то новую программу, а книга -это очень серьезно для меня. А во-вторых, я решал несколько лет, достойны ли мои тексты того, чтобы доверить их бумаге. На самом деле. С бумагой у меня очень интимные отношения, я не хочу печатать все подряд. Книга для меня - живой человек и если печатать какие-то находки, то они должны быть очень символичные, такие, за которые надо отвечать - за эти страницы из г кожи. И до 0Их пор книги у меня нет. А стихи некоторые пишутся в стол, и их набралось уже немало.

- Не могли бы вы прочитать хотя бы пару строк?
- Ну, я просто не учу эти стихи. Их записываешь, а ведь потом надо учить, чтобы декламировать. Мне приходится и тексты многих песен учить. Честное слово, сейчас на новой программе у меня на сцене стоит пюпитр. Я пишу очень много текстов, а потом проклинаю себя за это, потому что се приходится учить.

-Что за история с книгой, которую вы раздобыли в Средней Азии и передали на дополнительную расшифровку в Пушкинский Дом?
- Да, я был в Таджикистане, пел там для пограничников, которые тянут лямку, служат на дальних заставах, и случайно мне попала в руки очень старая книга начала XVIII века. Я просто ее подарил Дмитрию Сергеевичу Лихачеву в наш замечательный Пушкинский Дом. Кстати, наш Театр ДДТ находится на Пушкинской улице, так что мы дружим, можно сказать, домами.

- Представляя программу Мир Номер Ноль, вы казали такую фразу: Она во времени. Что вы думаете о времени, о нашем времени, в котором сейчас мы живем?
- Приходите на концерт, и вы услышите и увидите наши размышления. Время - такое слово, к которому с южное отношение. В разные времена жизни я Разное видел за этими буквами.
У меня на столе сейчас лежит книга Вавилонская 6aшня, автор которой назвал нашу эпоху временем неоархаики. Неоархаичное искусство. И я с ним полностью здесь согласен. Я был просто удивлен созвучию его мыслей и моих в новой программе. Вспомните Древнюю Грецию, когда искусство было визуальным, оно смотрелось глазами. Были, конечно, слова, были авторы пьес, но все-таки это была культура визуальная. Сейчас она опять стала визуальной. В свое время вышло три замечательные книги: Талмуд, Библия, Коран, и человечество стало отталкиваться от слова. Сейчас слово отходит на второй план, к сожалению. А может быть, это и естественно - видео, Интернет, коллективное визуальное творчество, телевидение. Мой ребенок считывает информацию через картинки, его трудно заставить читать. Наступает эпоха, неоархаики, и в новой нашей программе она отражена эстетическом плане. Вот почему эта программа актуальна во времени.

- Допустим, вы уходите из рок-н-ролла. Кто, по-вашему, в нашей стране сможет сказать тогда рок-н-ролл жив?
- Лет пять и мы, и публика ждали каких-то новых групп. Были и есть хорошие клубные команды, например, ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ, ЧУФЕЛЛА, но ждали мы таких шир-р-роких групп. Особенно последние два года длилось напряженное ожидание таких рванувших в свое время групп, как КИНО, ЗООПАРК, АКВАРИУМ, то же ДДТ. А сейчас эта почва созрела абсолютно, и появились две группы: СПЛИН и МУМИЙ ТРОЛЛЬ, которые тут же стали муссироваться по всей прессе, на которые повалил народ.
СПЛИН мне больше нравится, хотя по музыке он более вторичен, менее свеж, чем МУМИЙ ТРОЛЛЬ, у МУМИЙ ТРОЛЛЯ тоже есть свое чувство слова, но он мне нравится меньше, потому что я вижу чисто коммерческий такой проект. Много коммерции. У СПЛИНА энергия светлая, а МУМИЙ ТРОЛЛЬ все-таки крутится ниже пупа, больше тяжелой энергии, и ажиотаж вокруг этой группы скоро приутихнет.
Но все-таки, мне кажется, не появилось таких групп и таких поэтов, как Саша Башлачев, который в свое время как дал, так у всех и очки треснули от силы его слова. Пока нет, но мы ждем, когда Россия наша что-то родит. А СПЛИН и МУМИЙ ТРОЛЛЬ - это группы переходного периода, скоро ждите гения.

- Еще не забылась знаменитая компания 96-го года Голосуй или проиграешь...
- Мы отказались сразу, с ходу, в отличие от многих моих коллег. Не верьте тому, что это было бесплатно. Нам предложили 90 тыс.долларов, у нас было собрание в группе, и мы не поехали на этот концерт. Нигде мы за Ельцина не голосовали. За что на нас очень обиделись наши коллеги, Костя Кинчев назвал меня коммунистом... Даже БГ угораздило там спеть Мы желаем счастья вам, а Гарик Сукачев туда поехал, но напился, и его оттуда исключили, за что его группа была злая на него полгода. После этого он круто изменился, стал снимать кино и дружить с Пугачевой. Не знаю, может, отобьет ее у Киркорова.
Еще раз скажу - мы не участвовали и никогда не будем участвовать в политических дебатах, в поддержке той или иной партии. Мы граждане нашей страны, мы всегда, как говорил Лев Толстой, с народом.

- В свое время Андре Жид сказал: Когда искусство теряет оковы, оно превращается в прибежище химер. От оков мы избавились, а как обстоит дело с химерами?
- Хороший вопрос. Оковы, химеры... Я, честно говоря, в тюрьме не сидел, хотя, говорят, нужно. Шутка. Ну а насчет химер у нас все в порядке. В том смысле, что мы не пьем, не торчим, категорически против всего этого. Мы видим жизнь такой, какая она есть, а наша жизнь состоит и из хорошего, и из плохого. Мы поем песни, мы поем жизнь, как сказал один молодой человек. А жизнь бывает иногда пострашнее любых химер, как, например, в Чечне, и пострашнее любых оков, которыми по телевизору нас пугают некоторые журналисты. Вот все, что я могу сказать. Мы любим жизнь и поем ее.

- Мы уже говорили про отечественную музыку, а что вас привлекает в западной?
- Мне очень нравится их альтернативная музыка - меня подсадили мои музыканты на альтернативу...

- Мы сегодня затронули тему того, что любой тоталитарный режим провоцирует на творчество. То есть творческие люди консолидируются. В нынешней ситуации только совершенно слепой человек может не видеть того, что сейчас у нас нарастает диктатура материальных, количественных ценностей и торгового строя. То есть если ты ничего не продаешь и ничего не покупаешь, то ты просто не котируешься в этом мире. Вы как человек творческий должны соприкасаться с ценностями отнюдь не материальными. Провоцирует ли вас на творчество такая ситуация?
- Отлично! Вот новая программа как раз практически только об этом. Разговор идет о русской идее, и мы об этом размышляем очень серьезно.
Я не скажу, что та же Америка - свободная страна. Я увидел совершенно другое. Я увидел рабов в огромных машинах. Винтики. Выскочил ты из этого уровня, который тебя обозначил, уволился с работы - все, на нулях. Сидишь балдеешь, никуда тебя не принимают. То есть это очень строгая и очень жесткая система. Но я демократ постольку, поскольку демократия - это единственный не самый похабный придуманный для сосуществования человечеством строй, который наиболее отвечает природе. Сильнейший выживает, самый шустрый выживает и так далее, и так далее. А на самом деле я глубоко убежден, что существует и будет, наверное, этот рай на Земле, который мне во сне снится. Я прекрасно понимаю, что он недостижим, но все-таки, надеюсь, Россия разродится системой, которая будет гуманней американской.

- Кого вы считаете своими соратниками?
- Соратники? Та часть российской культуры, та часть российских людей, которая имеет чувство стыда, совестливости и так далее.

- А вы можете назвать конкретные имена?
- Конечно, только это будет очень долго, потому что Россия знаменита и богата этими людьми.

- Что вы думаете о российском шоу-бизнесе? Начинает ли он принимать цивилизованные черты?
- Ничего я не думаю по большому счету. Я просто вижу, когда мы едем на гастроли с чистыми помыслами, как на местах начинают создавать какой-то затрапезный шоу-бизнес. Потому что не привыкли работать с рок-н-роллом, не привыкли работать на новых отношениях.
Вообще новых отношений сейчас для гастролей любой рок-группы, которая пытается работать честно, не существует. Нас впихивают в рекламу, именно в шоу-бизнес. Я очень опечален, когда вижу, что тот же СПЛИН играет в казино, противно просто. Не создано альтернативной системы шоу-бизнесу, ее вообще нет. Нет рок-журналов, рок-прессы. Есть Fuzz, который тоже, я вижу, достаточно коммерческий журнал, и фестивали их коммерческие.

- Будет ли судьба питерского рок-фестиваля зависеть в какой-то степени от успеха ваших выступлений в СКК?
- Да. Если мы заработаем какие-то деньги, то разберемся с ними правильно, и Господь нам судья в этом деле, но их надо еще заработать. Афганцы нам предлагали помощь - вот, если помогут, может, и сделаем фестиваль. На Петровском, наверное, не получится, не успеем уже, сделаем в каком-то малом зале. Нужно. Нельзя прерывать традицию. Может, в следующем году сделаем нормальный фестиваль, большой. Сейчас нужно просто продержаться.
Записал Алексей СМЫШЛЯЕВ



Читайте далее: E.L.P. - EMERSON, LAKE & PALMER ICED EARTH: Интервью с Джоном Шаффером (2001) EMPEROR: Интервью с Тримом и Самотом (1999) EMPEROR: Интервью с Исаном (2006) END ZONE: Интервью с Олегом Мишиным (2004) ENSLAVED: Интервью с Иваром Бьорнсоном (январь 2006) ETERNAL TEARS OF SORROW: Интервью с Ярмо Пуолаканахо и Алтти Ветелайненом (14 июля 2000 года) AGENT STEEL: Интервью с Хуаном Гарсиа (2002) EVIL DEAD: EVIL DEAD: Правдивые песни зловещих мертвецов EXMORTEM: Интервью с Мартином Тимом (2001) EXODUS: Интервью с Гари Холтом (2004) EXUMER: Интервью с Полом Аракаки и Мехмедом Зендутом (2003) ILDJARN: Жизнь бессмысленна, only death is real - интервью с Видаром Вааэром (2002) GUNS N'ROSES: GUNS N'ROSES HECATE ENTHRONED: Интервью с Дином (2002) IMPALED: Интервью с Раулем Варела в исполнении Билла Зебуба (2001) IRON MAIDEN: IRON MAIDEN KANSAS: Интервью с Керри Ливгреном (2004) В. Цой и группа КИНО: Максим Пашков. Если не он то кто?..