Главная страница - Текущий раздел: Статьи

THE BEATLES: THE BEATLES




1960, Великобритания
Исходный состав: Джон Леннон (09.10.1940 - 08.12.1980) - вокал, ритм-гитара, губная гармоника; Пол Маккартни (18.06.1942) - вокал, бас, гитара, клавишные; Джордж Харрисон (24.02. 1943) - вокал, соло-гитара, ситар; Стюарт Сатклифф (23.06.1940- 10.04.1962) - бас; Пит Бест (24.11.1941) - ударные
Биография великой группы давно уже стала канонической, широко известна, и поэтому мы остановимся лишь на самых важных ее моментах. THE BEATLES начинали свою карьеру с простой полуакустической музыки скиффл. Первым из будущих участников группы проявил себя Леннон, в 1956 г. основавший собственный коллектив QUARRYMEN. 6 июля 1957 г. состоялось знакомство Джона с Полом Маккартни; эта пара составила самый известный в истории рок-н-ролла тандем авторов. В августе 1958 г. в QUARRYMEN пришел гитарист Харрисон, в январе 1960-го - басист Сатклифф, в августе 1960-го - постоянный ударник Бест. Группа переключилась со скиффла на рок-н-ролл и сменила название на THE SILVER BEATLES (с августа 1960 г. - THE BEATLES)
Юные музыканты, как и сотни их ливерпульских конкурентов, играли на танцплощадках, пока благодаря случайности их не пригласили в августе 1960 г. поработать в клубах Гамбурга (ФРГ). Там, находясь на сцене по 10-12 часов в сутки, музыканты шлифовали технику, расширяли репертуар и, главное, сочиняли сами. В 1961 г. были сделаны первые профессиональные записи THE BEATLES в качестве аккомпанирующей группы. Тогда же THE BEATLES покинул Стюарт Сатклифф, неважно справлявшийся с обязанностями басиста.
В декабре 1961 г. у группы появился менеджер Брайан Эпстайн, ставший автором нового сценического имиджа - битлы, ранее одевавшиеся в рокерскую черную кожу, надели аккуратные костюмы с галстуками, сохранив, однако, и в этом облике природное обаяние и раскованность. В марте 1962 г. Эпстайн с трудом добился для своих подопечных контракта с филиалом компании EMI, фирмой Parlophone Records. Руководить группой в студии стал опытный продюсер Джордж Мартин, впоследствии друг музыкантов, а иногда и соавтор. Вскоре произошла последняя перемена в составе - Беста сменил за ударными Ринго Старр (07.07.1940).
Репертуар ранних THE BEATLES состоял в основном из рок-н-роллов Чака Берри, Бадди Холли и Литтл Ричарда, а также песен из репертуара ранних соул-групп и небольшого количества эстрадных шлягеров. Все чужие песни группа интерпретировала очень оригинально, свежо и живо. Тем не менее авторами первого сингла Love Me Do, изданного 5 октября 1962 г., были Леннон и Маккартни. Сингл не пользовался большим успехом, но песня Please Please Me поднялась до 2-й позиции, а одноименный альбом стал чарттоппером. С августа 1963 г. принято отсчитывать начало битломании. Ценности THE BEATLES стали ценностями для миллионов людей по всему миру. Любовь к группе выражалась уже не количеством проданных дисков - концерты THE BEATLES проходили в атмосфере массовой истерии, люди падали в обморок от счастья при одном виде музыкантов. К 1964 г. группа прочно захватила лидерство в английском роке и стала одним из символов современной Британии, крупнейшим культурным фактом в жизни страны.
Хотя THE BEATLES строили свои ранние альбомы по традиционной схеме хит + нагрузка, даже проходные песни группы были потенциальными хитами. Ранние композиции THE BEATLES - тяжелый вариант мерси-бита - были очень неординарны на фоне музыки земляков и приятелей THE BEATLES - GERRY AND THE PACEMAKERS, THE SEARCHERS и др. Сочетание энергичного рок-н-ролльного драйва, заводного, но не слащавого вокала и красивых мелодий придавало песням группы особую привлекательность. Леннону и Маккартни одинаково удавались и лихие рок-н-роллы, и изящные баллады, звучавшие в исполнении THE BEATLES совершенно не эстрадно, а интимно, завораживающе, светло. Очень необычным для начала 60-х было отсутствие в группе ярко выраженного фронтмена-лидера. Музыканты воплощали собой различные типы внешней привлекательности (Леннон - напор и вызов, Маккартни - интеллигентность и коммуникабельность, Харрисон - сосредоточенность и самоуглубленность, Старр - простодушие и доброта), которые сливались в единый положительный образ - воплощение молодой Англии середины 60-х.
В феврале 1964 г. состоялся блистательный прорыв группы в США, окончательно закрепленный к апрелю - пять первых мест в хит-параде журнала Billboard заняли песни THE BEATLES Группа снимается в фильме A Hard Day's Night, записывает одноименный альбом, на котором полностью доминирует Леннон, проводит мировое турне. 1965 год во многом повторяет предыдущий - гастроли, съемки фильма Help!, запись одноименного диска. 26 октября 1965 г. Леннону, Маккартни, Харрисону и Старру были вручены ордена Британской империи за выдающийся вклад в развитие современной музыки. Но безумные темпы очень утомляли группу, и в августе 1966 г. THE BEATLES прекратили публичные выступления.
Музыка группы на протяжении 1964-1966 гг. претерпела сильные изменения. Авторы песен (Леннон, Маккартни, Харрисон) начали уделять больше внимания текстам, в которых появились нотки социальной критики и философские мотивы; от записи произведений других авторов группа отказывается. Во время студийной работы используются орган Хэммонда, струнные, индийский инструмент ситар. В мелодике песен уже в 1964 г. наметился отход от рамок бита - THE BEATLES проходят через увлечения кантри, фолк-роком, творчеством THE BYRDS и т.д.; песни группы становятся сложными, зачастую мрачными по настроению, теряют прежние ритмичность и танцевальность; с 1966 г. в них звучат элементы психоделии. Стиль THE BEATLES в конце 1965 г. - начале 1966 г. можно охарактеризовать как переходный от сложного бита к стилистически разнообразному року, в котором причудливо и гармонично сочетаются психоделия, мод-рок, рок-н-ролл, блюз, баллада, фолк-элементы, пародия. Группа кропотливо трудится над новыми альбомами, из ее творчества исчезает ярко выраженная хитовость (в 1964 и 1965 гг. в Англии вышло по три сингла THE BEATLES, в 1966-м - уже два), соответственно к 1966 г. утихает и истеричная битломания - популярность THE BEATLES становится чем-то самим собой разумеющимся, а каждый новый релиз имеет огромный успех.
Альбом Rubber Soul (UK-1/US-1) получил противоречивые оценки критики и слушателей и, пожалуй, может считаться самым бесцветным диском THE BEATLES, так как с шедеврами наподобие Michelle и In My Life соседствует откровенный балласт. Следующий диск Revolver (UK-1, 13 августа 1966 г. - US-1, 10 сентября 1966 г.) получился гораздо сильнее, отчетливо проявились творческие пристрастия каждого музыканта, и отдельные невыразительные песни не могли затмить красоту и изящество баллады Here, There And Everywhere, неподдельного веселья Yellow Submarine (UK-1/US-2) и безумного сумрака ленноновской Tomorrow Never Knows. Американская версия альбома включает в себя 11 трэков, британская - 14.
Атмосфера меняющегося времени привела группу к психоделии, которая доминирует на альбомах Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band (UK-1, 18 июня 1967 г. - US-1, 1 июля 1967 г.) и Magical Mystery Tour (US-1/UK-31; саундтрэк, в Англии вышел как ЕР). Сержант Пеппер считается вершиной творчества THE BEATLES (хотя с этим можно поспорить) и неоднократно признавался лучшим рок-альбомом за всю историю музыки вообще. Великолепная психоделическая атмосфера диска, окутывающая даже самые бесхитростные его композиции, гениально отразила атмосферу Лета Любви и показала, что THE BEATLES по-прежнему возглавляют ряды британского рок-н-ролла. Вместе с тем альбом нельзя назвать элитарным эпическим полотном, продуманным до мелочей: на определенном уровне восприятия он представляет собой очередную пластинку THE BEATLES, созданную в атмосфере психоделического бума. Как всегда, Леннону, Маккартни, Харрисону и Старру удалось совместить в своем творчестве видимые простоту и мелодичность с прогрессивом, и в результате возник шедевр.
В начале 1968 г. THE BEATLES посещают Индию, где изучают метод трансцендентальной медитации под руководством Махариши Махеш Йоги. Однако духовного единства в группе уже нет - Леннон и Маккартни работают теперь поодиночке, активнее выступает Харрисон. Разногласия дали о себе знать и в ходе записи двойного альбома The Beatles (так называемый Белый альбом; UK-1, 7 декабря 1968 г. - US-1, 28 декабря 1968 г.), который стал самой большой загадкой для поклонников и исследователей. Первоначально Белый альбом имел концепцию - он должен был стать аудио-воплощением мюзикла, но выдержать замысел до конца не удалось, и в результате слушатели получили огромный сборник самой разнообразной музыки, исполненной уверенно и изящно. Стилистически альбом охватывает почти все разновидности эстрадной музыки с 20-х годов - на диске представлены стилизации под рэгтайм, хонки-тонк, акустическая, фортепианная и электрическая баллады, серф-рок, регги, кантри-блюз, электрический блюз, жесткий гитарный рок, нарочито примитивный и грубый хэви-рок, баллада в духе американских саундтрэков и, наконец, музыкальный авангард. Стилистическое разнообразие и неожиданность музыки придают Белому альбому непередаваемое очарование: повидимому, в истории рока больше невозможен столь сырой, неотшлифованный, в чем-то случайный и одновременно гениальный диск, приютивший такое количество жанров и стилей.
К началу 1969 г., несмотря на растущее музыкальное мастерство, THE BEATLES оказались на грани распада. Джон Леннон с женой Йоко Оно занялся политической деятельностью, Джордж Харрисон работал соло, Ринго Старр пробовал себя на актерском поприще. Пол МакКартни предпринимал огромные усилия, чтобы реанимировать группу. По его инициативе в январе 1969 г. велась работа над альбомом Get Back, где музыканты планировали издать сырые, сыгранные без дублей рок-стандарты и новые песни. Однако два варианта этого альбома группа забраковала. В феврале-августе 1969 г. был записан последний совместный диск - Abbey Road (UK-1, 4 октября 1969г. - US-1, 1 ноября 1969 г.). Альбом выполнен просто блестяще, он прекрасно сочетает жесткую и бескомпромиссную ленноновскую стилистику с безупречным изяществом песен Маккартни и Харрисона. Наиболее удачную композицию выделить крайне сложно - тут и баллада Something, и тяжелый рок-н-ролл Oh! Darling, и изящный ностальгический поп-хит Maxwell's Silver Hammer, и изумительная сюита из восьми мини-песенок, замыкающая диск. В финальной композиции The End THE BEATLES прощаются со слушателями. 17 апреля 1970 г. Маккартни от своего имени объявил о распаде группы, хотя фактически ее не существовало уже около полугода.
8 мая 1970 г. вышел в свет альбом Let It Be (UK-1, 23 мая 1970 г. - US-1, 13 июня 1970 г.), которым принято завершать прижизненную дискографию THE BEATLES Он представляет собой обработанный продюсером Филом Спектором материал из несостоявшейся пластинки Get Back. Самые удачные песни альбома - Get Back, Across The Universe и Let It Be - уже были изданы в течение 1969 г., правда, в других версиях. В 1963-1969 гг. 17 песен THE BEATLES стали британскими чарттопперами. В 1964-1970 гг. 20 песен THE BEATLES возглавляли хит-парад США. Это объясняется тем, что в США было издано 43 сингла THE BEATLES, а в Англии - только 22. Если в Англии хитами становились, как правило, только эй-сайды синглов, то в США в хит-парады попадали и би-сайды.
Развал THE BEATLES сопровождался тяжелым выяснением отношений между музыкантами, и официально партнерство группы было расторгнуто в судебном порядке 9 января 1975 г. После трагической гибели Джона Леннона от рук убийцы никто не предполагал, что в 1995 г. состоится камбэк распавшейся легенды - Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Старр выпустили три двойных компакт-диска The Beatles Anthology. Эти альбомы содержат репетиционные записи великой группы, концертные версии, неиспользованные ранее композиции, а также песни Джона Леннона Free As A Bird и Real Love, записанные в новой аранжировке с наложением вокала других битлов. На песню Free As A Bird был снят один из лучших клипов за всю историю музыкального видео. 16 декабря 1995 г. сингл Free As A Bird/Christmas Time (Is Here Again) занял 2-е место в хит-параде Англии и 6-е в США; сингл Real Love, на би-сайде которого вышли версии Baby's In Black, Yellow Submarine и Here, There And Everywhere, 16 марта 1996 г. занял 4-е место в Англии и 11-е в США. Антологии пользовались огромным успехом, однако THE BEATLES отвергли предложение воссоединиться в составе трио, хотя и провели ряд рекламных фотосессий. Слухи о совместном турне летом 1999 г. тоже не подтвердились.
14 сентября 1999 г. в продаже появилась новая версия саундтрэка к мультфильму Yellow Submarine, куда вошли все песни, звучащие в фильме; в отличие от оригинального альбома 1969 г. эта версия называется Yellow Submarine Songtrack (UK-8). Кроме того, синглом вышла ремастированная версия песни Hey Bulldog.
30 декабря 1999 г. мир потрясло известие о покушении на жизнь Джорджа Харрисона. К счастью, музыкант смог оправиться от нанесенных ему четырех ножевых ранений.
В истории музыки у THE BEATLES бесконечное множество заслуг, перечислять которые здесь нет возможности, да и смысла. THE BEATLES - идеал, на который равнялись, равняются и будут равняться музыканты всех стран, поколений и стилей.
Изменения состава
1961: - Сатклифф (Маккартни становится бас-гитаристом)
1962: - Бест; + Ринго Старр (RORY STORM AND THE HURRICANES), ударные, вокал



Читайте далее: DARKANE: Интервью с Андреасом Сидовым (2003) HOLE: Любовь и смерть DARKSEED: Интервью с Томасом Германном (2003) DARK TRANQUILLITY: Интервью с Микаэлем Станне (2002) ДДТ: Все те же мы… (пресс-конференция Юрия Шевчука накануне презентации концертной программы Мир номер ноль) ДДТ: DDT + РОК-СЕНТЯБРЬ = Компромисс ДДТ: Понимание свободы - интервью с Юрием Шевчуком (2001) DEAD MEN DREAM: Интервью с Дэрреном Уайтом (2002) DEATH ANGEL: Интервью с Деннисом Пепа (2003) DEEP PURPLE: Группа Дип Пёрпл DEEP PURPLE: На своем месте. Интервью с Роджером Гловером DEEP PURPLE: DEEP PURPLE HOLY MOSES: Интервью с Сабиной Классен (май 2001) DEMIMONDE: Шизофреническая конгениальность - интервью с Д'эвином (2002) DESTRUCTION: Интервью с Марселем Шмиром Ширмером (июль 2005) Bruce Dickinson: Интервью с Брюсом Дикинсоном (25 июля 2001) DIE KRUPPS: Интервью с Юргеном Энглером (2002) DIMMU BORGIR: Сага продолжается… DISMAL EUPHONY: Все эти маленькие черти! - интервью с Кристофером Аустрхеймом (1999)