Главная страница - Текущий раздел: Статьи

CHILDREN OF BODOM: Алекси Лайхо: Выживший на озере Бодом




Анкета:
Имя: Алекси Лайхо
Псевдоним: 'Wildchild'
Дата рождения: апрель 1979 г.
Корни: STONE, Malmsteen, Vai, Ozzy Osbourne, SENTENCED, MANOWAR, JUDAS PRIEST, Бах, Моцарт, Бетховен.
Любимая песня CHILDREN OF BODOM: Every Time I Die
Любимый напиток: пиво Хейнекен, водка с тоником.
Любимые сигареты: Lucky Strike.
Любимые фильмы: Амадеус, Назад в будущее, Крепкий орешек.
Цель как гитариста: Постоянно расти технически, работать над чистейшим звукоизвлечением.
Жизнь вне музыки: О чем это вы?
ВСТУПИЛОВКА
Алекси 'Wildchild' Лайхо очень серьезен. Слишком серьезен для своего возраста. Но ведь и музыку его группа исполняет серьезную. И, опять таки, несмотря на довольно юные годы, этот финский парнишка считается одним из самых виртуозных и авторитетных гитаристов Страны Тысячи Озер. Настолько авторитетным, что его частенько (особенно с возникновением проблем) приглашают поиграть или записаться другие команды (например, блэкари IMPALED NAZARENE и THY SERPENT). И Алекси решает чужие проблемы. Решает до сих пор, не забывая при этом о собственной группе CHILDREN OF BODOM. А она, между прочим, никак не вписывается в стереотипы современного скандинавского black/death metal. Но о самой музыке несколько позже.
ДЕЛА НАШИ СКОРБНЫЕ
Лайхо, как и его группа, родом из городка Эспоо, что недалеко от Хельсинки, а имя себе CHILDREN OF BODOM выбрали по названию таинственного озера Бодом, известного всей Финляндии. Правда, в 1993-м, когда Лайхо собрал первый состав, название было другим - INEARTHED. Музыка, кстати, тоже. Она, как и музыканты, менялась не единожды. Ну вот, снова меня понесло к музыке, рановато... INEARTHED закатали пару demo, покатались по стране с концертами и даже умудрились заключить контракт на запись с какой-то безымянной бельгийской компанией. К счастью (для нас всех), тут в дело вмешалось руководство Spinefarm Records, давно заприметившее необычный коллективчик. Дело завершилось договором на выпуск трех дисков и сменой имени. Шел 1996 год, и Алекси едва отметил своё семнадцатилетие.
К этому моменту (и почти до сих пор, лишь недавно ушел второй гитарист) стабилизировался состав группы, который выглядел так: Алекси - лидер-гитара/вокал, Александр Куоппала - гитара, Хенкка 'Blacksmith' - бас, Ян 'Warman' Пимейс - клавиши и Яска Раатикайнен - ударные. Самому старшему в момент выхода дебютного диска Something Wild (1997) было чуть больше 20-ти лет. Несмотря на это пацаны (иначе не скажешь), весьма недурно владели инструментом. Я занимаюсь гитарой больше детсяти лет, - говорит Алекси. - Да и ребята давно играют. Скажу сразу свое мнение о качестве Something Wild - такая музыка по плечу не каждой супергруппе. Услыхавшего CHILDREN OF BODOM впервые может слегко шокировать. Дело в том, что описать или категоризировать музон этой банды о-о-очень непросто.
Ну, наконец-то можно начать (я о музыке). Это дичайший сплав black, death, thrash и power metal, сыгранный на сверхсветовой скорости. Любители производить раскопки и выщипывать блох найдут здесь элементы музыкотворчества JUDAS PRIEST и HELLOWEEN, STONE и SENTENCED, равно как и еще доброй дюжины групп. Но главное не это, а то, что CHILDREN OF BODOM не сдирают фишки вышеупомянутых героев. Они исполняют сложнейшую, комплексную музыку, опирающуюся на лучшие наработки тяжмета и ...классики (что особенно заметно в партиях клавишных и гитар).
Я довольно долго был фанатом black metal, команд типа DARK THRONE и BEHERIT, а особенно TORMENTOR и VENOM, - объясняет Алекси. - Сейчас меня больше интересует heavy 80-х, очень люблю MANOWAR и ранних W.A.S.P., наших земляков - трэшеров STONE, а на мою манеру игры большое влияние оказали Ингви Мальмстин и Джо Сатриани. Но классическую музыку, особенно Моцарта и Баха, слушаю чаще. Ну и, говоря о совсем раннем детстве, стоит упомянуть, что до гитары, основным инструментом Лайхо была скрипка.
Вы, вероятно, подумали, что CHILDREN OF BODOM - невероятная мешанина? И зря. Это - уникальнейшее и комплексное явление, аналогии которому я так и не смог найти. Плюс - обалденная техника и бесподобное звукоизвлечение. Да, это так, - не скромничает Лайхо, - но мы вовсе не хотим показать, как круто играем. Просто именно такую музыку нам нравится исполнять, а то, что она очень сложная - дело второе. Здесь, в Финляндии многие металл-фэны нас не понимают и не любят, но нам-то это по хрену...
И мне, если честно, тоже. Вдобавок ко всему, Алекси обладает сильнейшим голосом. Казалось бы, для музыки, которая все же ближе к thrash и power, он должен применить соответствующее пение. Но и здесь парень поступает по-своему: его вокализация - резкая и лающая, временами переходящая на низкое хриплое рычание или, наоборот, высокий крик. Что больше похоже на deathовую или даже скорее блэковую манеру. И здесь чувак тоже находит уверенное и логичное объяснение: Мне в кайф сочетание классического скоростного heavy metal и агрессивного death-вокала. А почему нет?
Действительно. Но ближе к делу, а вернее - альбому Something Wild. Пытаясь кратко охарактеризовать его, я додумался до следующей инсинуации: звуковая дорожка к неразгаданным и жутким преступлениям этого гнусного мира. Нравится? Если нет, мне по хрену. Дело в том, что тематика всех без исключения песен CHILDREN OF BODOM связана с убийствами, насилием и войной, а пятая вещь альбома так и называется Lake Bodom (Озеро Бодом). Протяженность диска всего 32 минуты: У нас больше не было готовых песен, да и денег на их запись тоже. Тем не менее, качество записи, как и самого музона, суперное. Мы вложили все свои деньги, около 5 тысяч баксов, и только что не голодали. Хорошо хоть Spinefarm пришла на выручку.
7 песен Something Wild наполнены классными мелодиями, запоминающимися риффами, грубым вокалом и скоростными барабанами. Они сверхтяжелые и агрессивные. Необычен звенящий саунд лидер-гитары, и ее сдвоенные соло с синтезатором. Все вещи написал Алекси и, надо сказать, у парня весьма извращенная лирика о темных сторонах жизни (хотя лично я посоветовал бы ему больше времени уделять английской грамматике, н-да…). Кровища хлещет потоками, собираясь в целые озера, а орудия смерти варьируются от бритвы до огромного топора. В качестве вступительного слова к The Nail использован монолог из доброй детской киношки Кошмара на улице Вязов-2. Несмотря на отличные отзывы, сам Алекси весьма скептически оценил успех: Уже через полгода с момента его выхода, я понял, что недоволен большинством треков, а некоторые просто выкинул бы в мусорную корзину. Конечно, мы записали его всего лишь за неделю, но это - не оправдание. Ошибки в гитарных и клавишных соло заметны невооруженным глазом!
Не будем считать это позой, а спишем на похвальное желание (малосвойственное большинству юных металлеров) играть безгрешно. Тем более что материал диска действительно хорош.
Необходимо сказать, что многие гитарные герои (в том числе пресловутый шведский чудак Ингви-не-будем-тыкать пальцем-кто) добиваются эффекта путем быстрых пробежек по грифу, кражи у классических композиторов и создания всех песен вокруг гитарных соло. Лайхо, несмотря на молодость (и вполне простительное в таком случае желание побыстрее пробиться в люди) не идет этим порочным путем. Быстрая и техничная стрельба гитар и клавиш у CHILDREN OF BODOM вплавлена в песни, а соло не стоят особняком и не являются демонстрацией ловкости рук. Точнее говоря, они неразрывны с вокалом и ритм-секцией, т.е являются основой каждого трека.
Пока обалдевшие от дебюта Алекси и его друганы рвали струну на больших и малых аренах совместно с CRYHAVOC, WIZZARD, HIM (финские банды), DIMMU BORGIR и XYSMA, Something Wild попал в руки боссам Nuclear Blast Records. Охреневшие от качества и оригинальности материала, те купили у Spinefarm лицензию на переиздание его в Европе, и предложили банде европейское турне с HYPOCRISY и COVENANT. Вот так о них и узнал металлический мир. Даже финская пресса заголосила дифирамбы. Не обошлось и без курьезов: один журнал назвал музыку CHILDREN OF BODOM подающим надежды black metal. Впрочем, такие приколы случаются и сейчас, да к тому же, с куда более известными изданиями!
Летом 98-го при поддержке той же Spinefarm дети Бодома катали новый альбом. Но еще до этого они получили приглашение поучаствовать в записи трибьюта Sepultura с вещью Mass Hypnosis.
Hatebreeder появился в начале 1999. И если он не стал большим явлением, чем его предшественник, то не слабее эта штука точно, а звук, естественно, даже хлеще. Алекси и его корешки остались верны небольшой длительности альбомов (38 минут, чего мне всегда не хватает) и интенсивнейшему их наполнению. Hatebreeder держит слушателя в полном напряжении на протяжении всего действа. Вновь две вещи из девяти посвящены событиям на озере Бодом (Silent Night, Bodom Night и Children Of Bodom), а интро к заглавной Warheart взято из фильма Амадеус.
Хотя музыка Hatebreeder очень технична и явно сложна для исполнения, она слушается легко, на одном дыхании, так, что создается впечатление, будто и создавать-то такой музон - сплошная прогулка. Но оба гитариста CHILDREN OF BODOM изучали блюзовую и джазовую технику, а клавишник до прихода в банду понятия не имел о хэви-металл. Поскольку всю музыку пишет Алекси, то именно ему потом приходится объяснять остальным партии инструментов, иногда даже на уровне здесь сделай так, а там - эдак. Слушая результат, понимаешь, насколько высок уровень взаимопонимания в команде. Но на то она и команда.
В период после выхода Something Wild произошло еще одно важное для Лайхо событие: он стал постоянным участником еще одной банды - SINERGY - на должности композитора и лидер-гитариста (естественно).
Остаток 98-го и первая половина 99-го прошли в сплошных турне, а в сентябре вышел зальный отчет о японских гастролях Tokyo Warhearts. CHILDREN OF BODOM продолжали активно гастролировать по Европе, теперь уже и на хэдлайнерском уровне. С выпуском очередного бодомитского альбома Алекси не торопился, вероятно, он не только пожинал плоды первых двух, но и раздумывал о направленности следующего.
Тем не менее, вышедший в октябре 2001-го Follow The Reaper (выпущен в России фирмой Фоно) как в философском, так и музыкальном смыслах продолжил направление, взятое первенцами CHILDREN OF BODOM. Несмотря на отличное качество материала и закатки (которой занимался в своей Abyss Studio Петер Тагтгрен), ставшее уже традиционным, наметились и вполне очевидные признаки упадка: та же сверхзвуковая скорость, тот же мощный ритм, те же крученые соло и зверские риффы, та же прозрачная клавишная подкладка в композициях, и тот же блэк-дэтовый войс… Создавалось впечатление, будто Лайхо заранее написал мешок песен, и теперь выдавал их скупыми, ограниченными 40-минутным форматом, порциями. А может, так оно и было, кто нам сейчас это расскажет? При всей очевидности высококлассности музыки Follow The Reaper очевидной становилась и ее стагнация. Было о чем подумать, благо, время-то позволяло. Беспрестанные гастроли (в том числе и участие в Wacken Open Air) оставляли немного времени и сил на что-то другое, но на то она и голова, чтоб жить собственной жизнью.
Тем временем Follow The Reaper побил все рекорды продаж (этой группы): 50 тысяч дисков разлетелось только в первую неделю реализации! На родине альбом завоевал 3 место в национальных чартах, тогда как в Германии достиг 46-го, во Франции 88-го, а в Австрии 38-го места.
УСТРЕМЛЕННЫЕ В БУДУЩЕЕ?
Еще после выхода второго альбома Алекси заявил: Я не мечтаю стать долбаной рок-звездой, ни сейчас, ни в новом тысячелетии… Я хочу, чтобы CHILDREN OF BODOM развивалась как группа музыкантов, я постоянно работаю над своей техникой. Мы должны двигаться вперед, не застревая на месте, вот в чем смысл. Слова эти становятся осмысленными лишь после прослушивания нового детища команды Лайхо - Hatecrew Deathroll, вышедшего из-под пера финнов в этом году. Я не стану утверждать, что произошло движение вперед, а не назад, но то, что произошли серьезные изменения - более чем очевидно.
Если помните, то одним из краеугольных камней, на которых базируется музыка CHILDREN OF BODOM, это thrash metal. Вот он-то и стал основной сюжетной линией нового диска команды Лайхо. Заметно снизился темп, агрессивнее и тяжелее стали композиции, ниже и оттого брутальнее - вокал, клавишные из помпезных стали апокалиптичными, а ритм-секция ухает так, что кажется - пришел конец света Что ж, лично меня это радует. Трэшняк, почти забытый сейчас, оказывается, имеет своих приверженцев и среди молодежи (недаром бонусом на Hatecrew Deathroll значится слэйеровская Silent Scream!). Но важнее даже не это, а то, что Алекси осознал необходимость перемен. Пусть группа пошла бы в другую сторону, в тот же death или даже black metal, главное - она не застыла в рамках выбранной шесть лет назад формы, какой бы привлекательной и интересной она не было. И не переживайте, фирменные высокочастотные соло Лайхо никуда не делись, они просто приобрели вес, солидность и другой угол подачи. Никто не изменил своим идеалам, произошло лишь обычное для талантливого человека смещение по диагонали. Движение - жизнь, остановка - смерть…
Станут ли CHILDREN OF BODOM и сам Алекси другими, покажет время. Он молод, так куда торопиться? Изменения… И да, и нет. Когда я учился играть на гитаре, то мне приходилось заниматься многим, в том числе джазом и боссановой. Это не моя музыка, но это пригодилось… кто знает, может, пригодится и в будущем. Я пока не знаю, что буду играть через десять лет, там будет видно.



Читайте далее: DEPECHE MODE: Интервью с Мартином Гором и Энди Флетчером (2005) DIABOLICAL MASQUERADE: Интервью с Андерсом Нистромом (2001) Bruce Dickinson: Интервью с Брюсом Дикинсоном (2001) DIES IRAE: Интервью с Хиро (2002) АЛИСА: Интервью с Константином Кинчевым (1989) DIVINA ENEMA: DIVINA ENEMA: музыка вне времени DIVINE COMEDY: Интервью с Нилом Хэнноном (июнь 2004) ДК: Лирика - история альбома AEROSMITH: Интервью с Джо Перри и Стивеном Тайлером (2002 год) DORO: Интервью с Доро Пеш (2001) DREAM THEATER: Театр странных deja vu Bob Dylan: Bob Dylan Bob Dylan: Интервью с Бобом Диланом (2001) E-FORCE: Интервью с Эриком Форрестом (2003) E.L.P. - EMERSON, LAKE & PALMER ICED EARTH: Интервью с Джоном Шаффером (2001) EMPEROR: Интервью с Тримом и Самотом (1999) EMPEROR: Интервью с Исаном (2006) END ZONE: Интервью с Олегом Мишиным (2004)