Главная страница - Текущий раздел: Статьи

Eric Clapton: Eric Clapton




30 марта 1945 г., Рипли (Великобритания)
Великий гитарист, стоявший у истоков блюз-рока и отчасти британского белого соула. Первую гитару Клэптон получил в подарок от бабушки, а играть учился, слушая пластинки Блайнд Лемона Джефферсона и Би Би Кинга. В 1962 г. Эрик поступил в Кингстонский художественный колледж, а в январе 1963 г. присоединился к лондонской ритм-энд-блюзовой группе THE ROOSTERS, в которой заменил Брайана Джонса. Через семь месяцев Клэптон ушел в группу CASEY JONES AND THE ENGINEERS, где попробовал себя в роли бит-музыканта и пришел к выводу, что его призвание все же блюз. Затем последовала работа в THE YARDBIRDS (см. отдельную статью), место гитариста в THE BLUESBREAKERS Джона Мэйолла и озорная поездка в Грецию с проектом THE GREEK LOON BAND (Клэптон рассчитывал объехать в качестве бродячего музыканта весь мир, но в Афинах часть соратников его покинула, а владелец клуба, где выступали блюзмены, силой попытался оставить их у себя. Пришлось бежать, бросив в клубе одежду и новенький усилитель Маршалл.) Несмотря на то, что ни один из творческих проектов гитариста не был успешным в коммерческом смысле, авторитет Клэптона в британской рок-среде уже к середине 60-х был очень высоким. Очень рано, в 19-20 лет, Эрик нашел и свой фирменный саунд, который с годами лишь слегка видоизменялся. По-видимому, наибольшее удовольствие доставляла Клэптону работа в ранних THE YARDBIRDS и поздних CREAM - там его соло просто пронзительны и по-настоящему драйвовы. К моменту распада CREAM на счету Эрика было уже несколько классических композиций, в их числе наполовину сделанная им While My Guitar Gently Weeps Джорджа Харрисона с Белого альбома THE BEATLES.
Будучи в первой половине 60-х блюзовым пуристом, считавшим, что хит-парады только портят настоящего музыканта, Клэптон был несколько сбит с толку горячим приемом, который всюду оказывали CREAM, и решил вернуться к корням, т.е. классическому блюзу, в составе суперкоманды BLIND FAITH (Стив Уинвуд, ех-ТНЕ SPENCER DAVIS GROUP, TRAFFIC - вокал; Рик Греч, ex-FAMILY - бас; Джинджер Бейкер, ex-CREAM - ударные). Но и эта группа, выпустившая один удачный альбом, скоро наскучила Эрику. Некоторое время он метался по разным группам в качестве гостя - играл в THE BAND, PLASTIC ONO BAND, DELANEY & BONNIE AND FRIENDS. Первый сольный альбом Клэптона, записанный по настоянию Делани Брамлетта, попал в американский Топ-15 и британский Топ-20 и вызвал недовольство поклонников музыканта - по их мнению, клэптоновские соло звучали неубедительно, к тому же от бескомпромиссного блюза Эрик ушел в сторону белого соула (что было в целом оправдано - как финансовыми проблемами Клэптона, так и тем, что записывался диск в США с американскими музыкантами). Хитом стала композиция малоизвестного гитариста Джей Джей Кейла After Midnight (US-18) - это была первая песня, открытая Клэптоном.
14 июня 1970 г. гитарист дебютировал в Лондоне с новым составом - гитарист Дэйв Мэйсон (TRAFFIC), клавишник Бобби Уитлокк, басист Карл Рэдл и ударник Джим Гордон. Мэйсон отыграл только один концерт, но остальные музыканты стали постоянно работать с Клэптоном под названием DEREK AND THE DOMINOS. Группа совершила клубное турне по Англии, записала сингл Tell The Truth, спродюсированный Филом Спектором, и двойной альбом Layla And Other Assorted Love Songs. Клэптон не хотел эксплуатировать свой имидж бога гитары, поэтому на обложке диска его имя не значилось.
Весь 1971 год Эрик Клэптон провел взаперти в своем родном доме в городе Рипли, плотно сидя на героине и пытаясь убедить себя в том, что его карьера завершена. 11 августа он, правда, выбрался в Нью-Йорк, где принял участие в организованном Харрисоном Концерте для Бангладеш. 1972-й выдался более плодотворным: вышел хороший сборник History Of Eric Clapton (US-6/UK-20), включавший записи с THE YARDBIRDS, THE BLUESBREAKERS, CREAM, BLIND FAITH и соло, а чудесная композиция Layla, посвященная жене Харрисона Патти, в которую был давно влюблен Клэптон, заняла 7-е место в Англии. И тем не менее проблемы не отступали - от наркотической зависимости избавиться не удавалось, о любви Эрика к Патти знали все, кроме Джорджа Харрисона - лучшего друга Клэптона, в музыкальном отношении никакого прогресса не было и не предвиделось. Тяжело пережил Клэптон смерть друзей - Джими Хендрикса и Дуэйна Оллмэна, а также деда, которого очень любил.
В январе 1973 г. Пит Тауншенд организовал кампанию по спасению великого музыканта и вывел Клэптона на сцену большого концерта, ему же посвященного. В выступлении участвовали Рон Вуд, Стив Уинвуд, Джим Кэпэлди, Рик Греч. Такое коллективное проявление любви к нему взбодрило Эрика и он успешно прошел курс лечения от наркотиков. 10 апреля 1974 г. продюсер Роберт Стигвуд и Клэптон встретились с тем, чтобы решить - имеет ли смысл продолжать сольную карьеру? Клэптон сказал, что готов к этому. Правда, для записи у него имелось всего две песни. Но Стигвуд отвез гитариста в Майами и строго-настрого наказал работать. Первой была записана композиция Боба Марли I Shot The Sheriff, и 14 сентября 1974 г. она на 4 недели возглавила хит-парад США, в Англии стала 9-й. (Так Клэптон открыл для широкой аудитории великого Боба Марли.) Альбом 461 Ocean Boulevard был встречен слушателями с восторгом (US-1/UK-3).
Однако турне, прошедшее в 1975 г. по Австралии и Гавайям, показало, что Эрик далеко не в лучшей форме - большинство сложных гитарных пассажей за него исполнял Джордж Терри. Впрочем, новые песни продолжали появляться довольно регулярно. Так, Клэптон записал версию дилановской Knockin' On The Heaven's Door в ритмах регги (UK-38). Сотрудничал он с Диланом и при записи альбома No Reason To Cry (UK-8/US-15).
Конец 70-х прошел для музыканта не очень ярко. Клэптон нашел удобную для себя альбомную формулу и методично записывал диски, где чередовались блюзы, баллады и традиционный AOR. Среди самых удачных композиций нужно назвать Cocaine Джей Джей Кейла и балладу Wonderful Tonight с альбома Slowhand (US-2/UK-23). 27 марта 1979 г. Клэптон наконец женился на Патти Харрисон, но этот брак оказался недолговечным - шесть лет спустя супруги перестали жить вместе, а официально расстались в июне 1988 г.
В мае 1980 г. Клэптон провел удачное двухнедельное турне по Англии, выпустил прекрасный концертный диск Just One Night (US-2/ UK-3), а начало нового десятилетия отметил двумя неплохими студийными альбомами, в записи которых участвовали гитаристы Рай Кудер и Альберт Ли. Затем начался период сотрудничества с Филом Коллинзом - лидер GENESIS продюсировал клэптоновские альбомы 1985 и 1986 гг., которые ознаменовали собой возвращение музыканта на родину - обе работы попали в британский Топ-10. Фигура Клэптона начинает понемногу канонизироваться - он часто принимает участие во всевозможных сборных концертах, сотрудничает с Тиной Тернер, Элтоном Джоном, Марком Нопфлером, Клиффом Ричардом и другими представителями рок-истэблишмента, получает многочисленные награды и титулы - Лучший рок-гитарист года, Живая легенда года, Лучший классический рок-музыкант и т.п.
90-е начались для Клэптона с трагического события - 20 марта 1991 г. четырехлетний сын музыканта Конор упал с 53-го этажа небоскреба в Нью-Йорке. 16 января 1992 г. в английском городе Брэй Клэптон записал для MTV, возможно, лучший акустический концерт за всю историю рока. Посвященная памяти погибшего мальчика баллада Tears In Heaven (US-2/UK-5), впервые прозвучавшая на этом концерте, получила премии Грэмми в категориях Лучшая запись года, Песня года и Лучший вокал. Широкое признание получила также акустическая версия Layla. Неудивительно, что альбом Unplugged дважды побывал в хит-парадах - в сентябре 1992 и марте 1993 г., возглавив американские чарты и добравшись до 2-го места в Англии, - и был признан лучшим альбомом 1992 г., а сам Клэптон удостоился званий Самый популярный британский рок-музыкант и Самый популярный рок-музыкант мира.
В 1994 г. появился новый студийный альбом Клэптона From The Cradle, целиком состоявший из великолепно исполненных блюзовых стандартов. 24 сентября диск вышел на 1-е место в Англии, а в марте 1995 г. получил Грэмми в категории Лучший блюзовый альбом. 7 ноября 1995 г. Клэптон был награжден орденом Британской империи за выдающийся вклад в развитие английской музыки.
Целым рядом наград, в том числе и Грэмми, был отмечен и диск 1998 г. Piligrim. Альбом получился балладным, свежим, необычным и очень красивым. Самой известной композицией стала My Father's Eyes.
В конце октября 1999 г. все поклонники бога гитары получили еще несколько подарков от своего кумира - почти одновременно вышли сборник лучших песен, дебютировавший 24 октября на 11-м месте британских чартов (впоследствии он поднялся до 6-го), видеофильм, содержавший все клипы музыканта (в том числе Blue Eyes Blue, записанный к фильму Runaway Bride), и 110-минутный концертный видеофильм - запись июньского концерта 1999 г., в котором Клэптон выступил вместе с Бобом Диланом, Мэри Джей Блайдж и Шерил Кроу.
Эрик Клэптон - единственный рок-музыкант, который трижды был введен в Зал Славы Рок-н-ролла: как участник THE YARDBIRDS (1992), CREAM (1993) и как соло-артист (2000).



Читайте далее: DIMMU BORGIR: Сага продолжается… DISMAL EUPHONY: Все эти маленькие черти! - интервью с Кристофером Аустрхеймом (1999) DIVINE COMEDY: Нет, ему не стыдно - интервью с Джоби Тальботом и Робом Фаррером (2001) DJAM KARET: Мастера гибкого времени AEROSMITH: AEROSMITH впервые раскрывают тайну THE DOORS: THE DOORS HYPOCRISY: Хипокрисис Брутального Жанра DREAM THEATER: Интервью с Майком Портным Bob Dylan: Dylan on Dylan EAGLES: Life in the fast lane EINSTURZENDE NEUBAUTEN: Индустрия - интервью с Бликсой Баргельдом (апрель 2004) AGATHOCLES: AGATHOCLES - биография группы EMPEROR: Последняя глава... Интервью с Исаном во время выпуска альбома Prometheus - Of Fire And Demise (11.09.01) EMPEROR: EMPEROR ENCHANT: Интервью с Дугласом Оттом (2004) ENEMYNSIDE: Интервью с Маттео Беллецца (2003) ЭПИДЕМИЯ: Интервью с Юрием Мелисовым (2003) АЛИСА: АЛИСА в стране негативов - интервью с фотографом Валерием Потаповым (май 2004) EVEREVE: Интервью с Хавоком (1999)