Главная страница - Текущий раздел: Статьи

CLAWFINGER: Глаза колет?




При всем своём внешнем лоске и шокирующей затаренности Скандинавия стабильно лидирует в ЕС по числу самоубийств на душу населения. С детсва укомплектованные под завязку абсолютно всем, тамошние аборигены дружно сходят с ума оттого, что им нечего больше хотеть... Об отчаянных и безрезультатных поисках событий или хотя бы самых ничтожных происшествий - 4-й альбом CLAWFINGER, констатирует NINON.
Жесткий нейтралитет, который Швеция блюла со времён Карла XIII, позволил ей саботировать обе мировые бойни. И сколотить баснословные капиталы. Среди плюсов её системы - расточительная социальная политика. Она даже оболтусам вроде тех, кто в 1990 г. зарегистрировали свои вокально-инструментальные отношения под вывеской CLAWFINGER, гарантирует какое-никакое среднее образование с вытекающим из него трудоустройством, избытком крон и благ, требующих оплаты. Минусы шведской теплицы проявляются ближе к совершеннолетию. В свете этого неудивительно, что тематически A Whole Lot Of Nothing затрагивает наиболее болезненный нарыв западной цивилизации. Я богат - у меня полно... пустоты. В ней ничего не происходит. Таков лейтмотив пластинки. Такова их вакуумная реальность. Сытые по горло Зак Телл сотоварищи вновь рубят правду-матку сплеча. В категории уже не мальчиков, но мужей.
Стартовали они не то чтобы с особыми приключениями. В стокгольмский госпиталь Rosenlund в 1988-м на санитарную службу поступил Йоке Ског - будущий компьютерный колосс. Годом позже - другой колоритный медбрат, Зак Телл. Через ещё год персонал, обхаживавший ту же палату, разбавили 2 эмигранта - норвежцы Эрленд Оттем и Борд Торстенссен. Далеко не самая элитарная работёнка стимулировала ярость благородную, сделавшуюся впоследствии неотъемлемой деталью CLAWFINGER. Зак Телл, вышагивая по больничным коридорам, оттачивал технику речитатива. Его коллеги по санчасти там же замышляли, а дома практиковали жестокие гитарные аккорды и синтезаторные отбивные. И в октябре 90-го соорудили первый рэп-металлический трек Junkie Joe. Более товарный вид он приобрёл после вмешательства Эрленда, сгустившего саунд, и Йоке, наполнившего его грамотно спрограммированными партиями drum-машины. Это мгновение чудное Борд позднее описал так: Мы не организовывали банду. Мы вдруг осознали, что мы уже банда. По меньшей мере, это был способ разнообразить своё невыносимо облегчённое бытие. Если не считать перспективы до пенсии заниматься дезинфекцией госпитальных сортиров. Но она не устраивала никого...
К середине 91-го в залежах любительских записей выкристаллизовался их знаменитый противорасистский выпад Nigger. Кассета родилась в спальне Борда, и стараниями Зака оперативно оказалась в недрах национального радио Швеции РЗ, где получила титул Демо недели по версии программы Vox. В награду Nigger оглашал эфир 5 вечеров подряд, не миновав ушей главного вербовщика лейбла MVG (подразделения Warner) - Пера Квимана. Далее грянула трогательная сцена переквалификации квартета гадких утят в мега-мажорных гусей: 18.9.92 CLAWFINGER заключили контракт с MVG. Первые несколько месяцев мы сочиняли и репетировали материал для лонгплея, - свидетельствует вокалист. - Ещё несколько ушло на запись, и в конце 92-го/начале 93-го мы завершили работу над Deaf Dumb Blind. Его релизу предшествовал практически не афишируемый эпизод: Ниггером заинтересовались воротилы шведского рэпа JUST D, предложившие лихим новичкам закатить джем-сейшн. Что было увековечено и выпущено на полуподпольном split-диске.
Дебют RAGE AGAINST THE MACHINE сопровождало предупреждение, что при его создании РЫЧАГИ не прибегали к услугам сэмплеров, клавишников и синтезаторов. Первенец CLAWFINGER, годом младше (21.4.93), изготовлен по схожей схеме. С точностью до наоборот - сноска в буклете CD декларирует: Эта пластинка полна сэмплов, лупов, и никаких живых гитар (при двух-то живых гитаристах?!). Партии натуральных баса и барабанов на Глухо Немо Слепом были исполнены внештатными сотрудниками группы, братьями Андре и Мартеном Скаугами. По словесно-агитационной части посыл квартета незыблем: его основной лирик делает ставку на обличение всех мыслимых пороков современного общества. И на щепотку мелкоусобной мести. Так, номер Rosegrove из первого блина авторы любовно посвятили взрастившему их лазарету. За выходом альбома потянулась вереница выступлений на скандинавских и евро-фестивалях. Осенью CLAWFINGER развлекали фанов ALICE IN CHAINS и ANTHRAX. В 94-м предприняли сольный вояж. Оркестровые манёвры этих бесноватых индустриалов, плюющихся ненормативной английской лексикой о ниггерах, Ку-клукс-клане, наркотиках, суициде, повсеместно вызывали неадекватную реакцию публики: Deaf Dumb Blind продался 600000 раз, а соотечественники закидали музыкантов всевозможными регалиями. На церемонии вручения шведского аналога Грэмми (в номинациях Лучшая metal-группа и Лучшее видео) и единственной рок-премии Швеции The Zeppelin Awards. По трофею на брата: за прорыв года, за лучшего продюсера (Якоба Хелнера), лучший hard-rock и лучшее видео (Truth).
Лонгплей, окрещённый Use Your Brain и поступивший в торговлю в марте 1995 г., соответствует уже апробированной формуле: тоталитарный рэп, помноженный на цифровой аккомпанемент в кубе. Нет, они не правдолюбы! Они - её маньяки, её рабы. Ничего кроме! из уст жилистого Телла звучит как угроза. Для разгона отпечатали забойный хит-сингл Pin Me Down. Затем - Do What I Say, эдакий контрастный душ из гнусавого детского и привычно лающего телловского голосов. Третьим - зловеще-оптимистический Tomorrow... Нам больше не приходилось выступать на разогреве, - ликует Зак. - Напротив, мы были вольны выбирать себе группы поддержки. И отдали предпочтение могучим северным металлерам MESHUGGAH, MISERY LOVES CO и другим крутейшим бандам. Из своих. Неужели амнезия развивается, любезный? Или профессиональная ревность? Кто, если не могучие арийцы RAMMSTEIN делили с вами сцену зимой 95/96?! А ныне вы, честно говоря, воспринимаетесь как не более чем ВИА, некогда остужавший публику после показательных самосожжений Тилля Линдемана. И, кроме того, вы пали до уровня его оруженосцев. Но наивысшим достижением'95 для CLAWFINGER стало участие в южноамериканском этапе фестиваля Монстры рока бок о бок с Оззи Осборном, Элисом Купером, MEGADETH, FAITH NO MORE, PARADISE LOST, THERAPY?.. В итоге Use Your Brain, при всей его неоднозначности, распространился по глобусу в количестве порядка 500000 экземпляров.
1-й и 3-й LP Best hard-rock''-шведов разделяло 400 выступлений в двадцати с лишним странах, где их лицезрело более миллиона землян. Не уточняется, однако, суммарное впечатление от грохочущего скандинавского аттракциона. К примеру, Туманный Альбион всерьёз ополчился на коллектив. На почве того, что белым вообще не дано делать рэп, особенно если они шведы, под предлогом бездушности, механичности музыки или личной неприязни англичан к стихоплётству Зака Телла. Правда, однажды пресловутую The Truth транслировало в дневном (!) эфире ВВС Radio One. С предусмотрительно вытравленными мазафаками. Как бы там ни было, британский штамп возможно худшей группы, порождённой Швецией они себе обеспечили. Но этот нюанс не повлиял на появление (29.9.97) и раскрутку релиза имени самих себя. Спродюсировал его американский звуковик Питер Риэрдон, начинавший в панк-кругах Хьюстона и со временем добравшийся до Coolio, THE GETO BOYS, SCARFACE etc. Он прибыл в Стокгольм летом 97-го, прихватив с собой около 3000 пластов! Питер не из ординарных продюсеров, и свою коллекцию он использует, чтобы втолковывать музыкантам свои идеи. И этот нетрадиционный метод возымел эффект. Как? Не спрашивайте! Впрочем, экспериментами с наймом заокеанского шуморежиссёра CLAWFINGER не удовлетворились. Их 3-я контрибуция человеческой расе от антирелигиозного триллера Two Sides с арабскими руладами a la покойная Офра Хаза до финальной слезоточиво-акустической пьесы I Guess III Never Know полна порывов петь... хором, играть... вживую, в общем, звучать гуманнее. А выглядеть так и вовсе - остромодно. Былые хаера отправились на свалку истории. За компанию с пост-гранджевыми шмотками. Лучшими или Худшими они от этого стали - каждый фанат рассудил сам (хотя критики были солидарны: Clawfinger не удался). Ведь прежде всего фанатам адресованы творения квартета. Видеть этих счастливых, вспотевших безумцев перед сценой - здорово. Наше почтение тем, кому срывает крыши по всей Европе! Дабы не прослыть пустозвонами, Зак Телл & Ко поспешили воплотить своё почтение в жизнь. На четверых с ONE MINUTE SILENCE, BULLYRAG, COLD. Весной 98-го доехали и до Москвы, где (в ДК им. Горбунова) вели себя спесиво, всем видом демонстрируя пренебрежение к потным безумцам бывшего соцлагеря. Двойные стандарты? Уродливая правда? А вы чего ждали?! За это (в частности) они понесли наказание (и убытки): диск со скрипом разошёлся тиражом в 150000 копий.
Покончив с туром, CLAWFINGER пришли к выводу, что пора обзавестись собственной студией. Мы прикупили её, и с ноября 98-го ковыряли новый материал. Примерно через год у нас созрело 25 неприкаянных композиций, и мы решили обратиться за советом к нашему давнишнему продюсеру Якобу Хелнеру... И тут следует немаловажная ремарка: Он работал со многими шведскими командами, и рулил звук RAMMSTEIN! Воистину! Бригада Рихарда Круспе ни разу не изменила господину Хеллнеру. Им и в головы не приходило грязно флиртовать с какими-то голливудскими пустышками. Береги очи, Зак. Мы спросили его мнение о подготовленной музыке. В результате переписали 10 треков в его студии. Но, к сожалению, наши рекорд-опекуны из MVG откровенно fucked shit up. Давили клопа, наверное. Что привело CLAWFINGER к союзу с Gun Records. Любопытно, как они убивали досуг в промежутках? Докладывает Йоке Ског: 24.3.2000 мы, наконец-то, приступили к финальному микшированию. А до того я осуществлял подсветку на концертах MESHUGGAH, Борд дома какие-то поп-песни шлёпал, Зак диджеил по стокгольмским клубам. Эрленд? Чёрт знает, релаксировал, скорее всего... Достойное применение для некогда рок-светил всея Швеции! Летом они тряхнули стариной на фестивалях. Далеко не первого эшелона: в Словении или в Испании с Португалией.
Их самый лежалый продукт A Whole Lot Of Nothing был опубликован только через год - в августе 2001-го. Но сперва четверо машинистов нашли своё (!) место на разогреве у RAMMSTEIN, колесивших в мае по Германии, Швейцарии, Австрии... С музыкальной стороны наш новый альбом предельно типичен, - сообщается на сайте www.clawfinger-net.de. - Но, вместе с тем, мы привнесли в него некоторые элементы биг-бита и драм-н-бэйса... Концепции здесь нет, это просто мы - делаем то, что умеем лучше всего: ломовой, небрех-ливый rap-metal! На деле опыты с джангл-ритмами звучат как энергичный закос под PRODIGY, периодически переходящий в передразнивание тех же RAMMSTEIN. До кучи расширенный вариант альбома украшают сразу два римейка. Вялый перепев не менее вялой и напыщенной древности Vienna от ULTRAVOX '80, плюс крайне дерзкий дубликат бесценного Дж. Хендрикса Manic Depression. Ужасает не инструментальное, но голосовое решение. По сравнению с филигранной трактовкой Джеффа Бека и Сила (из трибьюта Хендриксу Stone Free 1993 г.) данная интерпретация - трехминутное недоразумение. Телл истошно орет текст без малейшего выражения, остальные, закусив удила, бряцают что-то по мотивам Маниакальной Депрессии, будто подтверждая диагноз британцев, или тот платиновый постулат, что каждый должен заниматься своим делом. А у CLAWFINGER качественнее всего получается создавать проблемы.



Читайте далее: АЛИСА: Интервью с Константином Кинчевым (1989) DIVINA ENEMA: DIVINA ENEMA: музыка вне времени DIVINE COMEDY: Интервью с Нилом Хэнноном (июнь 2004) ДК: Лирика - история альбома AEROSMITH: Интервью с Джо Перри и Стивеном Тайлером (2002 год) DORO: Интервью с Доро Пеш (2001) DREAM THEATER: Театр странных deja vu Bob Dylan: Bob Dylan Bob Dylan: Интервью с Бобом Диланом (2001) E-FORCE: Интервью с Эриком Форрестом (2003) E.L.P. - EMERSON, LAKE & PALMER ICED EARTH: Интервью с Джоном Шаффером (2001) EMPEROR: Интервью с Тримом и Самотом (1999) EMPEROR: Интервью с Исаном (2006) END ZONE: Интервью с Олегом Мишиным (2004) ENSLAVED: Интервью с Иваром Бьорнсоном (январь 2006) ETERNAL TEARS OF SORROW: Интервью с Ярмо Пуолаканахо и Алтти Ветелайненом (14 июля 2000 года) AGENT STEEL: Интервью с Хуаном Гарсиа (2002) EVIL DEAD: EVIL DEAD: Правдивые песни зловещих мертвецов