Главная страница - Текущий раздел: Статьи

FLOTSAM & JETSAM: Дрейф сквозь штормовые широты




Thrash Metal с самого момента рождения был самой необычной отраслью металлического жанра. Еще в те времена, когда о прогметалле не было и речи, американские и европейские трэшеры нарезали сложнейший музон. Начиная с почти самопальных гаражных релизов, ставивших во главу угла звуковой экстремизм, лучшие группы этого стиля к 90-м выросли до привлечения сложнейших ритмических структур и мелодии, как основы композиций (Voivod, Mekong Delta, Nasty Savage), вплотную подойдя к тому, что ныне называют progmetal. У трэш было великое будущее, огромный потенциал, который так и остался неиспользованным. Пришествие неопанка и нового металла в начале 90-х напрочь убило thrash. Оказавшиеся без финансовой поддержки и потерявшие большую часть аудитории thrash-группы по большей части развалились, некоторые попытались уйти в соседние жанры и лишь некоторые умудрялись всё это мрачное время продолжать свою игру на чужом поле (Slayer, Annihilator, Kreator, Overkill, Sodom, Flotsam & Jetsam). К концу 90-х выдохшиеся гранджеры и альтернативщики ушли в небытие, музыкальная история сделала виток по спирали. Интерес к серьезной металл- и рок-музыке стал расти. На этой волне объявились не только старые и новые артовые и хардовые составы, thrash-банды вернулись из небытия (Destruction, Artillery, Hades). Несмотря на то, что современный трэш, к сожалению, ни в коей мере не может сравниться по качественному уровню и популярности с 80-ми (прервалась какая-то тонкая, но очень важная нить), мы рады его возрождению и надеемся на лучшее.
Будучи яростными апологетами thrash, мы решили в каждом номере знакомить вас с классическими командами этого жанра, восполняя информационные пробелы и отдавая дань уважения этим замечательным музыкантам.
Для тех, кто не в курсе или забыл: F&J ворвались в музыку сырым трэшевым релизом Doomsday For The Deceiver в 1986-м. Они никогда не считались отцами thrash metal, но всегда плотно входили в ведущую десятку самых крутых трэшеров, обладая для этого всеми необходимыми качествами. Они и сейчас гоняют старомодный задрипаный трэшняк, такой родной и близкий сердцам закоренелых металлеров, воткнувшихся в этот опасный и притягательный музон в начале 80-х, да так и не сумевших избавиться от наваждения по сей день.
Никто и не думал, особливо в связи с дисинтеграцией thrash и общим застоем metal-музыки в середине 90-х, что можно выжить и не только дотянуть до конца тысячелетия, подарившего нам возвращение старых легенд трэш-металла, но и достойно войти в новый миллениум, чистыми как дитя, не изменившими собственным убеждениям и собственной музыке. Но им удалось. Им, одним из немногих. Самое-то смешное (вот уж ирония судьбы!), что Flotsam & Jetsam никогда не считались лидерами жанра, они вечно были чуток недооценены, находясь в тени коммерческих гигантов вроде Metallica, Megadeth или Pantera, но относились к этому спокойно: делая СВОЁ дело, имея СВОЙ неповторимый звук, они частенько были на голову выше лидеров виртуозностью, безбашенностью идей, в конце концов, честным и непредвзятым, неотягощенным бешенными бабками, подходом к thrash. Они всегда имели собственную трактовку этой музыки - достаточно жесткую (их фирменные фишки легко проследить в любом из восьми альбомов), но в то же время никогда не чурались экспериментов, впрочем, никогда не ставивших под сомнение их трэшевое происхождение (и уж никогда не делали чего-то вроде диких коммерческих заплывов Metallica с Reload, Megadeth с Risk и Sepultura с Against). Впрочем, о репутации Flotsam & Jetsam лучше спросить у легионов трэш-фанатов в Европе и Штатах (думаю, и в бывшем Совке их немало), продолжающих упорно посещать концерты группы. Вам ответят: F&J - бескомпромиссные и крутые чуваки.
Эрик А.К. Натсон - лидер-вокал
Эдвард Карлсон - гитары
Марк Симпсон - гитары
Джейсон Уорд - бас
Крэйг Нилсен - ударные
А еще здесь побывали:
Майкл Гилберт - гитары (1985-1997)
Джейсон Ньюстед - бас (1983-1986)
Трой Грегори - бас (1987-991)
Фил Ринд - бас (1986)
Майк Спенсер - бас (1987)
Келли Дэвид Смит - ударные (1983-1997)
Дискография:
Doomsday For The Deceiver, 1986
No Place For Disgrace, 1988
When The Storm Comes Down, 1990
Cuatro, 1992
Drift, 1995
High, 1997
Unnatural Selection, 1999
My God, 2001

От Doomsday For The Deceiver до Cuatro
Начнем с того, что практически все группы первой и второй волны thrash metal имели почти равные стартовые условия, когда пробивался самый умный, а может и хитрый. И не всегда самый талантливый и оригинальный. Но не буду обижать кого-то другого: большинство трэш-составов в те теперь уже далекие времена были многообещающими и самобытными. И уж точно разными. Никому не придет в голову сравнивать Exodus и Overkill, Artillery и Annihilator, Sodom и Kreator… многообразный и многоликий Его Величество Трэш.
На этом фоне наши герои были одними из самых неординарных и самых …незаметных. Группу основали в Фениксе (Аризона) Джейсон Ньюстед и Келли Смит, отправившиеся в Калифорнию, чтобы играть крутую трэшугу в 81-м, но так туда и не доехавшие. Поначалу команда называлась Dubbed Dogs, но к 1983-му, когда полностью сложился и стиль и состав, вылепивший Doomsday For The Deceiver, ее переименовали в F&J (кстати, переводимое как обломки кораблекрушения). Ньюстед был основным композитором и поэтом, его материал не только на первом диске группы, но и на втором, который, как известно, делал новый состав.
Учитывая обстановку того времени, мы не должны удивляться тому, что материал, готовый к употреблению в 83-84-м (т.е. в те же времена, когда вышли дебютники более удачливых Slayer и Metallica) и Flotsam, и тот же Exodus смогли реализовать в виде пластинок лишь через 3-4 года. Поэтому, конечно, не стоит сравнивать первый диск флотсамов с вышедшим в том же 86-м металликовским Master Of Puppets, сравнение будет не в его пользу. Слишком уж он представляется сырым и брутальным. Тем не менее, уже в Doomsday без усилителя слышны и явственны те признаки, что станут на все эти годы торговой маркой F&J: трэшующий ритм, отличная сольная работа гитаристов, необычная смена скоростных и медленных отрезков песен, чередование вокала от брутального до очень нежного и сам этот вокал - один из самых запоминаемых в раннем трэш - умеющий брать невообразимо высокие ноты (и поспорить в этом даже с Р.Халфордом), вихлять и выкручивать кишки наравне с гитарными позывами, быстро менять тембр и диапазон в зависимости от частых смен музыкального плана (восславим Эрика А.К.!). Таков был уже этот первый экземпляр музыки от Flotsam & Jetsam, выпущенный, кстати говоря, на Metal Blade Records. Не теряя времени, как и большинство юных трэшевиков, команда пустилась в концертную деятельность по студенческим клубам, гаражам и забегаловкам, вербуя на свою сторону сотни приверженцев нового звука.
Джейсон Ньюстед, фанатевший по Metallica, не упустил предоставившегося шанса уйти туда басистом (все мы помним о трагической гибели Клиффа Бертона), но его идеи еще долго подпитывали команду (к примеру, на втором диске 3 вещи, причем сильнейшие, написаны при его участии), да и сам он не забывал об Alma Mater, помогая ей чем было возможно (частенько вопреки воле Ульриха и Хэтфилда). Однако, уход крестного отца не остановил подъем группы, более того, диск с символичным названием No Place For Disgrace (Electra Records) до сих пор по праву считается лучшим в дискографии F&J. А делает его таким уникальный чисто флотсамовский звук, прог-металлическая аура, куча наворотов и изворотов в каждом треке (кстати, для моей жены в названии Flotsam & Jetsam сконцентрировалось всё, что она ненавидит в металл-музыке, именно благодаря этому альбому, который месяцами зависал на моем магнитофоне), он ничуть не слабее по уровню творческого извращения, чем его металликовский одногодок …And Justice For All. Здесь и умопомрачительные изобретательные риффы, и затяжные скоростные соло и подтяжки, и бомбометательная ритм-секция, и взрывной, раскаленный эмоциями голос Эрика Натсона. Необычны пробирающая до мурашек мелодичная Escape From Within и кавер Элтона Джона (что уже само по себе круто) Saturday Night's Alright For Fighting. Суперальбом супергруппы супержанра 80-х.
Несмотря на то, что сами участники F&J не слишком довольны третьим диском (думаю, в основном, из-за звука), по-моему он должен быть причислен к лучшим релизам группы. Команда заключила контракт с богатенькой MCA, но довольно приличный продюсер Алекс Периалас чего-то там перемудрил с саундом, When The Storm Comes Down действительно звучит глуховато, как из сарая, неубедительно прописаны и партии ударных. Однако, материал, содержащийся на сем диске, просто убойнейший, начиная от контрастной Burned Device и заканчивая 25-секундной брутальной K.A.B.. А чего стоят Deviation, Suffer The Masses и 6, Six, VI можно судить лишь послушав диск. Классический thrash metal!

Гнилые времена? Для кого как…
90-е принесли в лагерь thrash крушение иллюзий, разброд и шатания: часть лидеров жанра ушла в коммерцию, часть ушла в небытие, некоторые попытались ужесточиться и уперлись в death metal, иные наоборот превратились в сладенький поп-рок. Кто станет спорить, что Metallica, Pantera, Testament, Anthrax - не те, кем были в предыдущем десятилетии и уже никогда не будут теми? Что же оставалось делать группам, всегда шедшим чуть сзади в плане коммерческого успеха….
Странно, но самые кассовые релизы F&J относятся к этому времени. Еще более странно то, что ни о каком предательстве или изменении стиля речи не шло, хотя, как известно, все течет…
На волне популярности Черного альбома Metallica не только Flotsam обратились к мелодичному трэш (послушайте тестаментовский The Ritual), но их новый альбом был именно таким.
Для записи Cuatro парни пригласили продюсера Нила Кернона, до того работавшего с Queen, Judas Priest, Питером Гэбриэлем и Queensryche. Это была первая действительно тяжелая плита, которую ему предстояло мастерить, и он справился. Поскольку диск был четвертым в списке, его так и назвали (на испанском). Но немного предыстории.
Хроническое невезение группы на басистов вылилось в уход Троя Грегори (по традиции основного поэта, кстати говоря) прямо посреди американского турне, после которого намечался гиг по 65 городам Европы. Мы были в шоке, - вспоминает Эд Карлсон. - И хотя отпустили его с миром, надо же было что-то предпринимать. Мы прослушали 70 басистов и так задолбались! В конце концов, круг сузился до трех музыкантов, а победил Джейсон Уорд из Чикаго. Он действительно крут.
Насколько важна в thrash metal работа басиста общеизвестно, в добрый десяток раз она важнее, если речь идет о Flotsam & Jetsam. Джейсон влился в ряды команды, словно был там всегда: он не только отлично отыграл басовые партии, но сделал бас таким влиятельным инструментом, что его сольные выходы теперь являются такой же фирменной наклейкой группы, как и голос Эрика Натсона (это видно уже с первого трека Natural Enemies).
Cuatro нельзя назвать традиционным трэшевым диском, он более экспериментаторский по музыке и привлекает не только наработки ортодоксального хэви-металл, но хард-роковые и альтернативные элементы и даже стандарты поп-рока. Мы написали для него 26 вещей, затем отобрали 15, а на сам альбом вошло 12. Пусть это звучит несколько странно, но песни Cuatro не так уж легко классифицировать. Музыка тяжела без сомнения, но мелодии стоят во главе угла, они хорошо поются и запоминаются. Темп замедлился, но по-прежнему постоянно варьируется, а ритм опять-таки зиждется на дабл-басовой долбежке. Само пение стало намного лиричнее (и вообще Эрик прогрессировал от альбома к альбому, становясь всё более эмоциональным) и ниже по тональности: Я долго слушал наши первые три пластинки и понял, что пел как подросток, стараясь звучать высоко и слишком металлизировано. Теперь я стал действительно петь, а не визжать. Это нетрудно услышать, особенно в номерах Double Zero, Are You Willing и Forget About Heaven, моих персональных любимцах.
Но лучшим творением Flotsam & Jetsam в 90-х (и, возможно, вообще лучшим) явился следующий альбом. На мой взгляд, он замечателен прежде всего классной гитарной техникой, чередованием акустики и электричества, а также прекрасными мелодиями, наполняющими все до одной песни. В этом заслуга не только гитаристов, но и всей группы, которая, теряя одних бойцов на пути и принимая в свои ряды других, оставалась на высоте, не теряла дух Flotsam: F&J - то, что есть в данный момент, а не тот или иной басист или ударник, игравший на том или ином альбоме. Это всё, что лежит между ними и вокруг.
Удалившись от городских сует на ферме общего друга Тони Рэнсича в Эль Пасо (Техас), где он измудрился организовать приличную студию, флотсамы все с тем же Нилом Керноном потрудились над Drift и, надо сказать, на славу. Ребятам действительно было о чем подумать, вспомнить, пережить и собраться с мыслями. Некоторое время они просто общались, наслаждались добровольным изгнанием, джемовали и потихоньку, почти не замечая того, втягивались в процесс создания новой музыки. И так создали несомненный шедевр.
А подумать было о чем. Эта пластинка отразила всё, через что мы прошли в музыке и в личной жизни, - сказал Джейсон Уорд. - За эти годы мы испытали не только успех, рядом с нами были смерть, семейные неурядицы и разводы, предательства, принятие не очень приятных решений… Мы выжили. Не зря Келли говорит, что еще не знал ни одной команды, чьё название так точно соответствовало ей, как наше. И действительно, прошедшие несколько лет обрушили на ребят из Flotsam & Jetsam ливень неприятностей. Во время турне в поддержку Cuatro Уорд узнал, что скончался его брат Джефф, ударник-индустриальщик, игравший с Nine Inch Nails и Ministry. А вскоре после этого Келли Смиту пришлось пройти через дикую и унизительную процедуру скандального развода. Мы - обломки кораблекрушений, но мы все еще на плаву…
Музыкальная ткань Drift соткана из новых и необычных нитей, тем не менее, это музыка Flotsam & Jetsam, сомнений нет. Более зрелая, более душевная и эмоциональная, иногда даже ранимая, но способная и кусаться. Почувствуйте, сколько яростной агрессии в Smoked Out, ощутите нервами и ушами мистику восточной темы в Empty Air. Особую роль на альбоме играют контрастирующие гитары, использование испанской классической акустики (особенно в Final Step) чередуется с очень жесткими, почти брутальными пассажами и риффами. Однако экстремизм здесь очень продуманный и взрослый, он лишь отражает те или иные нюансы душевного состояния авторов музыки. Никогда еще флотсамы не создавали такого цельного и убийственного по силе приложения материала.
Эрик А.К., считающий Фрэнка Синатру своим кумиром и учителем, действительно выложился на полную (только послушайте его в треках Pick A Window или 12 Year Old With A Gun!). Из других необычностей внимательный слушатель может уловить используемы Джейсоном …клавиши. Все эти новаторские элементы, органично вплавленные в музыку Drift, и сделали его таким замечательным.
Удивительно, но широкая публика оценила диск по достоинству, наряду со своим предшественником, это до сих пор - наиболее продаваемый продукт F&J (а средняя цифра продаж каждого из CD группы - 250000 экземпляров). И это не всё. Музыкальные радиостанции увидали в Drift лакомый кусочек, та же Smoked Out попала в эфир сразу же после релиза и не сходила с него добрых полгода. Ну а потом опять пошли гастроли, гастроли, гастроли, как это всегда было после выпуска любого из дисков Flotsam & Jetsam. Нам не терпится выплеснуть этот материал на наших слушателей в живую. Мы хотим на этот раз побывать не только в Европе, но в Японии и Австралии. Мы будем играть эти песни до тех пор пока фэны так устанут от Drift, что пинками начнут сгонять нас со сцены!
Однако, несмотря на приличный коммерческий успех и прошедшие на ура гастроли с Korn, Megadeth и Fear Factory, MCA Records разорвала контракт с группой: Жаль, конечно, с большим бюджетом было полегче… На сей раз компанией, взявшей опеку над оставшимися без крыши трэшерами, стала всё та же Metal Blade, где и вышел следующий диск F&J.
С альбомом 1997-го Flotsam & Jetsam предприняли попытку вернуться к корням, и это почти удалось. После более мелодичных и во многом ориентированных на классический hard rock Cuatro и Drift, High основывался на яростном хэви-металл, резком и напористом, но, несомненно, демонстрирующем эволюцию группы через 5 предыдущих дисков. F&J остались верны своим фэнам. И хотя High нельзя сравнивать с тем трэш, что группа играла в 86-88-м, It's On Me, как и Fork-Boy усладят любого упертого металхэда. Джейсон Уорд продемонстрировал здесь отличные басовые риффы, а ударник Келли Смит создал солидную цементирующую базу. Гораздо лучше прописаны электрогитары (особенно если сравнивать с When The Storm…), отличное тому свидетельство - треки Lucky Day и Monster. Интересно оформление, точнее - задняя обложка, на которой в названиях песен используются шрифты из логотипов известнейших хард- и металл-банд: Iron Maiden, Twisted Sister, Van Halen, Metallica, Judas Priest, Kiss, AC/DC, Scorpions и др. Насколько мне известно, проблем и судебных преследований из-за таких вольностей не было.
В целом High, хоть и слабее по материалу и менее изобретателен, чем тот же Drift, однако показывает насколько жизнеспособна и монолитна команда, насколько она привержена тяжелой музыке. Это хэви-металлическая посылка, доставленная вам срочной почтой. Все акценты расставлены точно и жестко: it's metal, so fuck off!

Мы и лежа победим!
Всё к лучшему, всё в кайф… Уж если ребята сумели выстоять, когда уходили или скурвливались десятки команд, которым мы привыкли беспредельно верить, верить как в сам металл, то конец 90-х, с его суматошным поиском новой музыки и возвращением к корням, был для Flotsam всего лишь очередным (не хуже и не лучше) этапом в биографии. Их не могли остановить неизбежные потери, от которых загнулись бы менее стойкие. Ну свалили ударник и гитарист, что с того? Уж если команда пережила уход Ньюстеда, родителя Flotsam & Jetsam, да еще в самый неподходящий момент, то теперь отвалившим просто помахали ручкой.
Новые музыканты, Крэйг и Марк, не только пришлись ко двору, они катализировали нашу музыку для нового альбома, - утверждает Джейсон Уорд. - Особенно хочу отметить Марка, предложившего фантастические гитарные партии. Да, речь идет об альбоме 99-го Unnatural Selection.
Что касается стилистических или еще каких-то изменений, то их просто нет. Есть только новшества в плане звучания, некоторый крен в ужесточение музыки, впрочем, не такой жуткий, какой в те же времена наблюдается у других выживал трэша (послушайте соответствующие диски Sodom, Overkill и даже Annihilator). Классический для этой банды драйв плюс свежий подход к обычному для F&J сочетанию интеллигентности и грубости - таковы основные характеристики седьмого творения группы. И вы можете заметить, к любому диску команды эта характеристика применима.
Новый барабанщик оказался не только хорошим ритмачом, его мощные атакующие стаккато отлично подошли к современной трактовке трэш от F&J. Гитаристы этой банды всегда отличались слаженностью и необычным сочетанием хрупких мелодий и яростного риффоизвлечения, и в этом плане дуэт Симпсон-Нилсен тоже спелся. Осталось сказать пару слов о басе Уорда и голосе Натсона, но есть ли смысл? Народ услышит много нового на этом диске, - обещали музыканты перед выходом альбома. - Те, кто любит наши прежние работы, не будут разочарованы, но им должны вкатить и новые моменты. Что ж, им виднее.
На вопрос же по поводу названия Unnatural Selection (Неестественный отбор) Джейсон ответил так: Оно отражает наше положение в музыке. Мы играем металл уже больше 15 лет, и это удивительно, что мы до сих пор живы. При естественном отборе такого не должно было случиться, так что мы - продукт неестественного отбора! Не скажу, чтобы я был здесь согласен на все 100, более того, я не согласен на 100, и вот доказательства. Еще в 98-м, накануне записи нового альбома флотсамы провели европейское турне с связке с Anvil и Exciter, убив наповал не только тысячи своих фэнов, но поразив даже бывалых канадцев своей отвязностью: Мы только что отыграли двухмесячный тур в Штатах и выглядели как ветераны Вьетнам, да и вели себя, наверное, так же. Ребята из Anvil и Exciter явно побаивались нас. Предположу, что музыка F&J, довольно далекая от коммерческого power metal, тоже поразила канадских коллег.
Так или иначе, и альбомом Unnatural Selection, и последующим туром группа еще раз доказала свою живучесть и дикое нежелание останавливаться на достигнутом. Мы на высоком моральном уровне, такого уже давно не было. Мы знаем, чего хотим. Мы самые счастливые люди на земле, потому что имеем возможность играть эту музыку в этой группе.
Последний на данный момент альбом F&J, вышедший в 2001-м году, продолжил биграфию группы. Возможно и даже скорее всего, он намного слабее классических дисков команды, но удержать высокую планку иногда гораздо труднее, чем достичь ее. Главное то, что группа оставалась жизне- и боеспособной, не предавала идеалы thrash и продолжала работать, заставляя тысячи своих поклонников ждать свежаков.
Тяжкой вестью для нас стало известие об уходе из группы вокалиста Эрика А.К. (говорят, он занимается теперь очень далекими от thrash вещами), поставившее под угрозу существование F&J, ведь вряд ли можно представить ее без такого оригинального голоса, служившего на протяжении всех этих лет визитной карточкой команды. Удивительно, но парень обратился к кантри (для неосведомленных - это такая народная деревенская или ковбойская музыка): Мы надеемся, что у Эрика всё получится и в этой музыке, он ведь талантливый ублюдок. Пусть покажет там этим дерьмовым крикунам, как надо петь! Тем не менее, циркулировавшие слухи о развале Flotsam в 2002-м на поверку оказались слухами. Амбициозные представители старой школы thrash пережили очередные неприятности, хотя судьба их до сих пор находится в подвешенном состоянии. В турне My God роль вокалиста исполнял Джеймс Ривера, но он ушел в Seven Witches. Мужики, естественно, не хотят брать в группу первого встречного, им нужен настоящий профи, кроме того, преданный их музыке человек… Верьте не верьте, но недавно нам предложили совместное турне ребята из Krokus, - говорит Крэйг Нилсен. - Да, они, как и мы, живы. Мы дали предварительное согласие и теперь рассматриваем несколько кандидатур… А Джейсон добавляет философски: Жизнь - нелегкая штука. И металл тоже.
Что ж, остается пожелать парням из Flotsam & Jetsam такой необходимой им сейчас удачи, а нам - терпения. Ведь мы привыкли ждать, а metal не раз доказывал нам свою неистребимость. Тем более что времена-то сейчас ох, какие веселые…

Джейсон Ньюстед
...родился 4 марта 1963 года в Бэтл Крик. Когда пацану исполнилось 14, семья Ньюстедов перебралась в Каламазу, где он и открыл для себя рок-музыку. А поразил Джейсона не кто иной, как плюющийся кровью секс-басист Kiss Джин Симонс, долгое время остававшийся непререкаемым авторитетом для Ньюстеда. Знакомство парняги с творчеством других корифеев тяжелого рока того времени - Black Sabbath, Rush, Blue Oyster Cult и Теда Наджента - повлияло на решение играть музыку и не на чем-то, а именно на басу.
В 81-м, как известно, Джейсон отправился в Калифорнию, но приземлился в Аризоне, где и создал Flotsam & Jetsam. В это же время он узнал о существовании Metallica, ставшей не только его кумирами, но и мечтой. Эта мечта осуществилась (не было бы счастья, да несчастье помогло) в 1987, когда после скрупулезного прослушивания металлимены приняли Ньюстеда в свои ряды, на место погибшего в автокатастрофе Клиффа Бертона. Хотя радости Джейсона не было конца, он сразу же столкнулся с холодным душем диктатуры Хэтфилда-Ульриха: его басуху на знаменитом шедевре 88-го …And Justice For All практически не слыхать, а проявить свои творческие способности (не забывайте, в F&J парень был ведущим композитором и поэтом) разрешили только в вещи Blackened.
Думаю, что на самом деле Ньюстед с самого начала был не слишком счастлив пребыванием в Metallica, как бы престижно и круто это не было. Ясно, что, будучи приверженцем более агрессивной, тяжелой и скоростной музыки (т.е. именно трэша), он не очень радовался, когда в начале 90-х, команда перешла к более прямолинейному металлу (хотя тот же Черный альбом только в Штатах разошелся тиражом свыше 10 миллионов!). Разочарование Джейсон заглушал на концертах, благо их было более чем достаточно, Metallica беспрерывно гастролировала. Тут уж он отводил душу!
В 1992-96-м лидеры Metallica занимались финансовыми и судебными делами, Джейсон же, не умевший сидеть без дел, принял участие в нескольких проектах (альбомы Voivod Phobos, Sepultura Against, Jim Martin Milk & Blood), а затем создал сольный проект Echo Brain. Это не могло не накликать на него беду, Ларс и Джеймс серьезно поговорили (представляю, в каких выражениях!) с Ньюстедом. Это был не первый прецедент, Джейсон уже и раньше получал в тык, в основном из-за попыток помочь своей первой группе Flotsam & Jetsam, а в 1994-м, когда он вместе с Девином Таунсендом и экс-драммером Exodus Томом Хантингом создал hardcore-metal проект IR8, пытаясь найти хоть какую-то альтернативу помягчевшей Metallica, дело закончилось большим скандалом. Член Metallica может играть только в Metallica! - безапелляционно заявил Хэтфилд. Правда через два года Ульрих пытался оправдаться и открещивался от мер принятых к мятежному басисту: Джейсон может записываться хоть с Принцессой Дианой, - заявил он. - Пусть он даже играет долбаный death metal, это его право. Теперь же, когда Ньюстед выразил недовольство материалом Load и особенно Reload, ситуация обострилась до крайности. Я всегда хотел играть тяжелее и быстрее, - однозначно сказал чувак. С тех пор тропинки участников Metallica стали расходиться в разных направлениях.
Ньюстед отслужил в Metallica 14 лет, отслужил верой и правдой, но более терпеть он не мог и дело было вовсе не в здоровье. Ему надоело быть аутсайдером в группе, которой он отдавал большую часть своей жизни и которая отвергла большую часть его композиторских и вокальных попыток. 17 января 2001 г. Джейсон официально заявил о выходе из Metallica: По личным причинам и в связи с пошатнувшимся здоровьем я вынужден покинуть группу. Это самое тяжелое решение в моей жизни, принятое в интересах меня самого, моей семьи и творческого роста группы. Интересна реакция остальных членов команды, которые должны были хоть как-то загладить вину и замять происшествие.
Хэтфилд: Его вклад в творчество Metallica всегда будет высоко оценен. На сцене он всегда был движущей силой как для нас, так и для фэнов.
Ульрих: Мы расстаемся с Джейсоном без злобы, уважая и понимая его решение. Мы никогда не забудем годы с ним и надеемся, что команду ждет еще более великое будущее.
Молчун Хэмметт: Джейсон - наш брат. Нам будет его не хватать.
Оставим искренность эмоций на совести самих музыкантов. Глава закончилась и страница закрыта. А мы обратимся к новому увлечению Ньюстеда, которое, вопреки его пристрастиям, имела мало общего не только с экстремальной музыкой, но с металлом как таковым. Это экспериментаторский музон, в котором хоть и слышны отголоски metal, но все же больше битлощины, джаза и фанка. Джейсон - старший в банде, а его колеги - 26-летний гитарист/вокалист Дилан Донкин (большой фанат хэви металл) и 25-летний барабанщик Брайен Саграфена (чьи увлечения не ограничиваются джазом и джаз-роком), игравшие вместе с начальной школы. Понятно, что теперь басист-изгой получил непререкаемый авторитет и свободу творчества, его взгляды на музыку тоже претерпели эволюцию, хотя полностью выбросить Metallica из головы ему вряд ли когда удастся. Да и нужно ли?
Echo Brain записали одноименный диск на личной студии Ньюстеда Chophouse в Уоллнат Крик. Располагающая атмосфера: рядом дом Джейсона, в уютной студии на стенах портреты Джими Хендрикса, Стива Рэй Вона, Боба Марли и Элвиса. В записи приняли участие Кирк Хэмметт и экс-Faith No More Джим Мартин… в общем кайфец был полный. А сам виновник торжества так описал музыку своей новой команды: Музыка завтрашнего дня, по-настоящему свежая и непредвзятая. Если хотите сравнений, это что-то между Крисом Корнеллом, Jane's Addiction и Status Quo. Что ж, сравнение впечатляет!
Жизнь, однако, - штука упрямая. Как я, собственно говоря, и думал, Echo Brain не могли долго увлекать Ньюстеда. Уже в середине 2002-го пришло сообщение о том, что Джейсон оставил Echo Brain, чтобы занять место басиста в …Voivod. Легендарная канадская команда, гоняющая прогрессивный трэш с 83-го, в последнее время испытывала проблемы с составом. Теперь же, с возвращением в строй первого вокалиста Дениса Беланжера (Змей) всё становится на места. В процессе работы над материалом к тринадцатому (!!!) релизу (рабочее название The Multiverse) гитарист Денис Д'Амор (Хрюшка), ударник Мишель Ланжевин (Улетевший) и Беланжер решили привлечь в Voivod крутого трэшевого басилу. Ему уже дали погонялу Джейсоник, так уж принято у этих чудаков. Запись и микширование должны пройти в Калифорнии (студия The Plant) с 13 октября по 13 ноября 2002-го года. Будем надеяться, что судьба Ньюстеда в Voivod окажется удачнее и принесет ему удовлетворение. Сами же будем ждать выхода нового диска группы, чей 20-летний юбилей отмечается в 2003-м.
Джейсон Ньюстед: Те, кто слышал Voivod, не могут не уважать эту команду. Возможно, это новая страница в жизни каждого из нас. Мы - люди одного возраста, выросшие на одной и той же музыке. Все мы прошли через невзгоды и испытания. Теперь же мы наслаждаемся созданием любимой музыки. Жизнь опять приобрела смысл.
Вставки в текст:
Как известно, в вещах Missing и Blindside с альбома Drift Джейсон Уорд впервые использовал клавишные - довольно редкое явление в thrash metal. Джейсон не собирался перегибать палку с этим делом, ведь он, прежде всего, басист, - разъяснил ситуацию Эд Карлсон. - Песня Missing посвящена его брату Джеффу, поэтому мы решили вставить туда рояль, там и гитара не совсем обычная. Нам плевать, если кому-то это не понравится. Мы - музыканты, и эти вещи тоже часть нашей музыки, только особая, более глубокая что ли.
Наркотики - деликатная тема для многих рок- и металл-исполнителей. Одни не приемлют наркоту, другие ширяются втихаря, третьи громко пропагандируют её. Что касается парней из Flotsam & Jetsam, трудно сказать, по какую сторону баррикады они находятся. Хотя общеизвестно, что у Джейсона Уорда были серьезные проблемы с серьезными наркотиками (Я был в диком депрессняке и плотно сидел на этой дряни. Наша песня Monster - об этом…), сейчас он коротко заявляет: Я только курю траву. Тем не менее, на вопрос, как трактовать название альбома High, как кайф от музыки или наркотический кайф, он так же честно ответил: И так и так.
Реактор



Читайте далее: THE 69 EYES: Интервью с Юрки и Юсси (2003) КРЕМАТОРИЙ: Беседы о пьянстве с А. Григоряном и В. Троегубовым KROKUS: To Rock Or Not To Be КРУИЗ: КРУИЗ - русский удар на западном фланге рок-фронта КУКРЫНИКСЫ: Краски Будней. Интервью с Алексеем Горшневым LACRIMOSA: Интервью c Анне Нурми (22 июля 1999) FRANZ FERDINAND: Бледное Преподобие LACRIMOSA: Два вторых Я LACUNA COIL: Интервью с Кристиной Скаббиа (вокал), Кристиано Мильоре (гитара) и Вольдемаром Сорихтой (продюсер) (2002) LAKE OF TEARS: Шведский Титаник - интервью с Даниэлем Бреннаром (2003) LED ZEPPELIN: LED ZEPPELIN ALKONOST: Интервью с группой