Главная страница - Текущий раздел: Статьи

ДДТ: Юрий Шевчук: Все должно быть естественно




О чем можно говорить с рок-музыкантом ?Либо о творческих планах, либо за жизнь. Все равно килограммы газетных интервью и километры видеопленки не скажут о герое больше, чем его песни. Поэтому беседу с лидером ДДТ Юрием ШЕВЧУКОМ мы и начали с творческих планов.
- Группа заканчивает подготовку новой программы - Мир номер ноль. Работы... Просто караул! Первые концерты в СКК мы играли в 1988 году. Прошло десять лет, и в том же СКК мы хотим замкнуть этот круг. Как всегда - размышления о жизни, о мире, о стране, о любви, о словах мы и я... В слове мы есть не только хорошее, но и плохое.
Мир номер ноль - это мир, из которого мы пришли и куда вернемся. Может, Мир номер ноль - та самая русская идея: начало начал, рай. А может - Ничто, дырка от бублика. Кто знает? На многое мы в этой программе замахнулись, что уж говорить. Хе-хе.... Но если концепция задавит живой концерт - все, туши свет, все пошли пить пиво. Поэтому Мир номер ноль мы постарались сделать естественной программой.

- Государство никак не может найти новую идеологию для сегодняшней России. А вы, значит, нашли?
- А зачем ее искать? Она должна родиться естественным путем. Конечно, идея каждому по холодильнику не греет. Мы идеалисты. Но идея собирается, как вода в ладонь. Это процесс естественный, шедший еще до начала века и прерванный в 17-м. Сейчас, как мне кажется, он возобновился. Я здесь оптимист.

- Власть хочет побыстрее придумать новую идеологию. У нас без идеи никто и пальцем не пошевелит. А будь она - и Магнитку голыми руками построят, человека в космос запустят...
- Русская идея - это не плакат или лозунг. Мы все время ищем простые короткие пути, а они оказываются самыми длинными. Что и происходило у нас семьдесят с лишним лет. Я за естественный путь развития. Как дерево должно вырасти, так и Россия должна подняться. Главное, чтоб войны не было или какой-нибудь идиот к власти не пришел...

- Вы были в Чечне. Ваше мнение о фильме Чистилище?
- В фильме много правды. Конечно, я с чем-то с художественной точки зрения не согласен. Чеченцы, например, не такие истерики, как сыграл Нагиев. Они бились за свободу своей родины (как ее понимают), и поэтому
особых переживаний не испытывали. А мы бились незнамо за что. Скорее, убивали сами себя, русскую армию, демократию, идеалы.
Невзоров не сделал кино по схеме наши-ваши. Это очень понравилось. По-своему, но он сказал, кто на самом деле виноват. Невзоров нравственно расшевелил страну. И опять люди, фронтовики курили, не спали всю ночь. Я не спал. А вот кто это затеял, спят спокойно. И никто ни за что не отвечает.

- И все-таки, вы верите в прогресс в нашей стране?
- Да, если как-то научимся преодолевать самое страшное, что есть в нас всех, - неприятие писаных законов. Россия подчиняется законам только под жесточайшей властью. Чуть отпустили, сразу анархия. Но есть у нас православие, чем мне оно нравится, так это своей незастылостью. Все время появляются Александры Мени, идут поиски. Россия, как никакая другая страна, чувствует закон Божий. Иногда в ущерб закону юридическому. Все мы - нарушители. И все мы знаем цену рая на земле.

- Да, нам подавай Царствие Божие на земле. Вот и вы пели: Я только на кладбище верю в прогресс...
- Смотря как его понимать. Я разделяю понятия цивилизация и культура. Цивилизация мне меньше нравится, а в культуре, точнее в искусстве, прогресса быть не может. Наскальные рисунки в Каповой пещере гениальны, и это над прогрессом. Но расширяются сферы искусства. Это не тупой прогресс типа сегодня холодильники, а завтра говорящие холодильники. Никто от холодильников счастливей не стал.

- Вы сегодня счастливы?
- И да, и нет. То, что мы сейчас одержимы новыми идеями, новой программой, в группе царит дух творчества, - это счастье. Мы действительно счастливые люди. Мы - мужчины, имеющие любимую работу. В стране так мало мужиков, которые могут себе это позволить. И зарплату нам не задерживают. Кроме шуток, грех жаловаться.

- А домой приходишь - сын двойку получил...
- Ну, это жизнь. А завтра снег пойдет, что ж, плакать что ли?

- Вы сына как-то воспитываете?
- А как же?! Есть формула: дети подчиняются законам до 13-14 лет. До - можно им приказывать, можно им приказывать, после уже бесполезно, они тебя не слышат. Так что пока я счастлив. Но уже готов к моменту, когда мне сынок скажет: Да пошел ты, папа, со своей правдой, сгоняй-ка лучше за пивом.

- Побежите?
- Не думаю... Для мальчика крайне важна дисциплина. То, чего не хватает моему сыну.
Вообще я читал разные книжки по педагогике, Спока этого. И понял, что вопрос воспитания, как национальный вопрос, должен решаться каждый день.

- Нужно ли в школе сексуальное воспитание?
- Я об этом не думал, честно говоря. Помню, как у нас в классе все этим вдруг заинтересовались. Мальчики начали грязно ругаться, рисовать на парте половые органы, анекдоты соответствующие рассказывать... Все проходило естественно. Наверное, в этот момент важны какие-то сексуальные знания, но не на уровне количества поз и различий презервативов. По большому счету, сексуальное воспитание должно проходить на уроках литературы. Улица все равно всю физиологию расскажет. А литература даст понимание любви как не только голого секса.

- Ритм жизни у вас просто бешеный. Когда все успеваете?
- Вопрос к Силе, а не к нам, грешным. У одного на эротику десять минут хватает, а другому и три часа недостаточно. Кто в этом виноват? Курить у вас можно?..

- Можно, но вредно...
- Да, но это единственная оставшаяся у меня вредная привычка. Нет времени бросить. Нужен хотя бы месяц покоя, а его нет.

- А пить бросили?
- Я столько раз и успешно бросал пить, что никакой проблемы не осталось. Сейчас в группе сухой закон. Мы давно уже осознали, что трезвые мозги лучше. Банально, но верно.
Сорок лет - это возраст, когда ты уже разобрался со своим телом, его возможностями. С кайфами, с бессонными ночами, с загулами, питием шампанского из туфельки... В сорок начинаешь возвращать потерянный в суете и борьбе мир. И лучше быть трезвым, тогда он краше, интереснее. Мы же, когда детьми были, не пили. Все должно быть естественно.

- Естественно, что выжившие рок-музыканты первой обоймы - БГ, Кинчев, вы - пришли к религии?
- Хорошо сказано: выжившие...
Перескажу Бердяева: Может, правда недостижима. Есть путь к ней. Находясь на этом пути, в какой-то момент совершенно ясно понимаешь, что произошел вовсе не от обезьяны. И естественно начинаешь воспринимать жизнь как дар Бога. И естественно доходишь до Веры. Доходишь до того, что за эту жизнь нужно платить.

- То же самое говорил Заратустра... и БГ.
- Мне очень понравился его последний альбом Лилит. Свежий, крылатый альбом! Очень много доброго чувства. Хотелось бы, чтобы это осталось в Аквариуме.

- Чувство зависти вам знакомо?
- Она, зависть, конечно, присутствует, но не черная, слава Богу. Я всегда радуюсь успехам коллег, точнее, имею силы радоваться. С другой стороны, чисто творчески я завидую Гребенщикову, называю его снайпером. Никто так тонко и точно не может вбить чувство в слово, столкнуть образы... Гениальный поэт, что тут говорить. Но такая зависть мне помогает. И это хорошо... Я вот был на фестивале Рок-Fuzz'a, тоже очень порадовался. Текиладжаззз - замечательная, свежая, некоммерческая музыка. Понравился СПЛИН, отражает трепет юных полушарий. А Мумий Тролль меня разочаровал.

- Что так?
- Группа непрофессионально звучит. Грубые технологические, темб-ральные ошибки в аранжировках, на пластинке одно, на концерте другое. И солист... Он чувствует слово, но все крутится ниже живота - мелко. Попсово. В Англии брит-бит все-таки лучше играют. СПЛИН - другое дело. Это интеллигентные ребята, это Невский проспект, культура.

- У нас в ходу термин рок-движение, в то время как на Западе это просто рок-музыка.
- У нас было рок-движение. И на Западе было, возьмите - Greateful Dead, Doors... Движение - это явление социальное, к культуре имеющее косвенное отношение, главное - протест. Там - против буржуазного общества, у нас - против системы и партаппарата.
Сейчас политикой занимаются те, кому положено - газеты, телевидение. От художника уже мало что зависит, он должен заниматься политикой на уровне Бесов Достоевского или пушкинского Бориса Годунова. Народ безмолвствует - до сих пор актуальное социальное наблюдение. Иначе не интересно. Те, кто до этого уровня не дотягивался, начали говорить, что политикой заниматься глупо, не нужно, и вообще это грязное дело. А те, кто смог на эти темы писать (например Гребенщиков), допустим, я (смеется)... стараются писать об этом не плакатно-лозунговым языком.
Так как истинные поэты не сами все придумывают, а скорее больше записывают, то это выглядят как откровение. Иногда слушаешь Гребенщикова, Башлачева или читаешь Бродского - и понимаешь, что такое невозможно придумать.
В России очень трепетно относятся к слову. Здесь до сих пор большие проблемы с верой, до сих пор ищут русскую идею... с лопатами. И поэты это отражают.

- Так, может, у нас сейчас время Мумий Тролля?
- Не думаю. Такие группы всегда были и будут. В свое время гремела Агата Кристи. Сейчас Мумий Тролль. Завтра еще кто-то. Юной девушке во все времена необходим плакат на стене, чтоб было на что мастурбировать. Такая музыка всегда востребована, все люди проходят период полового созревания.

- А вы на какую группу онанировали?
- О-о-о. Если скажу, то покажусь патологически больным человеком. Лучше промолчу.

- Говорят, что Пугачева предлагал вам спеть дуэтом?
- Нет, конечно. Я лично к ней ни чего не имею, объективно Пугачева - талант. Но как продюсер - вредитель. От нее очень много вреда развитию музыки, культуры. Она сама этого не осознает. То, что у нас попса так расплодилась, во многом ее заслуга. Пока мы праздновали победу демократии в конце 80-х, преодолевали похмелье в начале 90-х, протрезвели к 1991-му, места все оказались заняты. Везде попса.
Помните, был такой момент - 88- 89-й годы, вообще попсы не было, СКК трещал, все перли на рок-н-ролл, а потом как-то все исчезло. Рок, конечно, много сам себе навредил плохим качеством звука, какой-то несобранностью... А у попсы оказалось больше верткости, возможности победить на этой планете.
В последнее время Пугачева усиленно делает рок-н-ролл частью шоу-бизнеса. И ребята, выступившие на Рождественских вечерах, конечно, сильно обосрались. Слияние рока и попсы в Москве уже произошло.
Если раньше нас душили маршами бравурными, то теперь к ним прибавились еще и...

- Киркоров...
- Да у него хоть голос есть. Дело не в личностях. Народ так много тратит времени и сил на выживание, что культуру успевает считывать только с телевизора. А там сами знаете, кто сидит.

- А другого народа, товарищ Поликарпов, мы вам предоставить не можем...
- Я скажу на примере моего сына. Он маленький, личность, конечно, но маленький. И он любит так, как легче. И народ сейчас любит, как легче. А что легче - протертая каша с мясом или сложное вегетарианское блюдо, которое еще приготовить нужно. Человек все равно испытывает потребность в какой-то эстетической пище, и Пугачева с компанией изготовляют такую эрзац-культуру. И так воспитаны поколения. А попса качает из них бабки.
Конечно, бороться с попсой - идиотизм. Можно поспорить с Маяковским, Пушкиным... Я просто считаю, что у потребителя должен быть широкий ассортимент культурного продукта. И все.

- Но недавно закрыли единственную телепрограмму о непопсовой музыке - Программу А. Это же кто-то сделал. Как с этим быть?
- Общался я на эту тему с руководством РТР. Говорят, что программа изжила себя. Я с этим не согласен. Шестаков с Антиповым сейчас не у дел, правда, помогли пробить Рок-фестиваль по четвергам, но тоже только в час ночи.

- Так почему же вам на следующий фестиваль денег не дают?
- Нам не очень охотно помогают... финансовые структуры. Я нашел хорошее, себя утешающее объяснение: Бога в нас больше, сатана нас за это не любит и денег не дает. Значит, не все еще продрочено... Я извиняюсь.

- Говорили, у Шевчука свой самолет...
- Пускай говорят. У группы есть большее, мы гораздо богаче - у нас новая программа. Самолеты эти - ржа. Злато и серебро твое скоро станут ржею... Об этом забывать не стоит. Я и машину продал.

- Рок порой страдает от примитивного бегания по сцене. Киркоров город на уши поставил продуманным шоу, светом, варьете всяким.
- Да не продуманное у него шоу, что я, продуманных шоу не видел? Все очень банально. У Киркорова всего много, что называется, богато. Лазеры, свет, он весь в перьях. Банальный золотой унитаз... Москва... купечество.

- Вы что, ходили на Киркорова?!
- Да-а-а, заглядывал. Я и Преснякова видел, и этого, как его... Моск-ва-ква, ква, такой маленький Кобзон? А! Газманов. Видел человека, который, пятнадцать лет выступая под фонограмму, больше всех в стране потеет, - Леонтьева. Я грузчиком работал, одну десятую леонтьевского пота не выделял. Ну куда это годится... Его надо за деньги показывать... Правда, его за деньги и показывают.

- А песни будут только из новой программы?
- Конечно, старенькое споем, чтобы уж совсем народ не заснул. Но, честно скажу, скучно чесать одно и то же. Хочется какого-то движения. Старые песни могут просто группу похоронить. Очень много хороших групп убила суперпесня. Вспомните Eagles - Hotel California. И все, больше ничего никто не знает. Они до сих пор ее чешут. Я был у них на репетиции, они ее и там... доводили. Глаза закроешь - пластинка. Или Шизгара у Shocking Blue, кто знает хотя бы еще одну их песню?
Группа ДДТ вполне могла быть похоронена песней Осень. Я и ребята тогда здорово испугались. Ну, написалась такая народная песня, но нам-то скучно ее по тыще раз играть. И мы целый год вообще не играли, зубами скрипели, но не играли. Зал орет, а мы, как танки. И победили. Я этим искренне горжусь.
А с другой стороны... Мы тут дергаемся - философия, русская идея, поиски истины, а останется только Осень. Да...
Подготовил Андрей Иванов



Читайте далее: AGATHOCLES: AGATHOCLES - биография группы EMPEROR: Последняя глава... Интервью с Исаном во время выпуска альбома Prometheus - Of Fire And Demise (11.09.01) EMPEROR: EMPEROR ENCHANT: Интервью с Дугласом Оттом (2004) ENEMYNSIDE: Интервью с Маттео Беллецца (2003) ЭПИДЕМИЯ: Интервью с Юрием Мелисовым (2003) АЛИСА: АЛИСА в стране негативов - интервью с фотографом Валерием Потаповым (май 2004) EVEREVE: Интервью с Хавоком (1999) EXCITER: Интервью с Джоном Риччи (EXCITER) и Стивеном Кудловым (ANVIL) (2002) EXODUS: Интервью с Гари Холтом и Риком Ханолтом (2003) EXODUS: Exodus: Баловни судьбы? FAMILY: FAMILY FRUUPP: Absolute Strangers HADES: Интервью с Дэном Лоренцо (2001) HIRAX: Интервью с Катоном ДаПена (2003) IN FLAMES: Интервью с вокалистом группы Андерсом Фриденом (01.10.00) IRON MAIDEN: IRON MAIDEN: Четвертая жизнь Железной девы IMPALED NAZARENE: IMPALED NAZARENE - биография В. Цой и группа КИНО: Александр Липницкий. Он как никто мог поднять человека с колен…