Главная страница - Текущий раздел: Статьи

ДДТ: Искусство быть взрослым - интервью с Вадимом Курылевым (2001)




Позаимствуем у Джими Хендрикса его слова о себе - almost addicted to music (помешан на музыке). Это так похоже на Вадима Курылева. В DDT он получил свою роль в 1987 году, и до сих пор привносит в группу живое гитарное начало, и еще выкраивает время для сольных проектов, удивляя слушателей своим музыкальным непостоянством. На соседней с DDT параллели он веселился с друзьями в ДУБАХ-КОЛДУНАХ, заигрывался гитарным поп-роком, взрослел, что-то постигал, складывал новую экзистенциальную картинку внутри себя, пока не появился на свет Дождаться Подо - четвертый альбом, пронизанный гитарами, психоделикой, Петербургом. Главное, именно в сольном творчестве Вадим предоставлен сам себе в экспериментах с гитарным звучанием. Его любимая Musicman верно служит традициям рок-н-ролла.
Дождаться Годо записывался в период с 1997 по 2001 год. Из-за занятости в DDT, гастролей и прочего работа над материалом постоянно замораживалась до следующего подходящего момента. В прошлом году DDT уехали со своей точки на Тамбовской улице, и полгода мы были без помещения. Это был сложный период, - говорит Вадим. Он делал альбом вместе с коллегами из DDT. Бас - Павел Борисов, барабаны, в некоторых песнях, Игоря Доценко, в остальных - Николай Першин (экс-НЭП), звук - Александр Бровко и Игорь Сорокин. Вадим задумывал альбом тяжелым, мрачным, депрессивным и занудным. Такими красками передаются два главных образа в альбоме: Первый - город, второй образ - человек в этом городе. Это ощущение одиночества личности в мегаполисе. Человек, живущий в деревне из десяти дворов, так одиноко себя не чувствует. Чем больше вокруг людей, тем больше одиночества. Непонятно, что вообще происходит, для чего люди живут. А это очень важный вопрос. Есть песни, которые сочинялись во время прогулок по старой части Петербурга. Его излюбленный маршрут - от площади Восстания по Невскому до Фонтанки и Летнего сада, через него на набережную Робеспьера до Дворцового моста. Дальше я почему-то не иду. Сворачиваю на Дворцовую площадь и на Невский. Мечта Вадима - обзавестись жильем с видом на Неву. Альбом Дождаться Годо он называет литературным роком: Это наш такой термин внутриDDTвский. В последний период он у нас возник сам по себе и очень понравился, потому что достаточно точно характеризует то, что мы стараемся делать. И в DDT, и то, что я сам делаю. Музыкальный аспект: Там очень много от панка, от психоделического блюза конца 60-х. Я люблю тот хард-рок, который был до 70-го года в Англии и немного в Америке. Психоделический блюзовый хард-рок, самое начало. Это IRON BUTTERFLY, CREAM, Джими Хендрикс. Не DEEP PURPLE, NAZARETH, IRON MAIDEN, - это уже другая эпоха.
Интервью с Вадимом делалось по телефону, так как в это время DDT с программой Единочество концертировали по Уралу и Поволжью.
Вадим Курылев: Об альбоме. Мы хотели просто поиграть то, что нравилось на тот период. Но любой проект должен быть воплощен в альбом, иначе его как бы и не было. Петь мелодичные песни, попадать под ярлык поп мне не хотелось. Пусть меня сто раз назовут заплесневелым русским говнорокером, только бы никому не пришло в голову назвать меня поп-исполнителем. У истоков этого проекта также стоял и Никита Зайцев. Многое было рассчитано на его участие. К сожалению, Никита успел с нами сделать не так много, хотя дал колоссальный заряд концептуальной психоделики, склонность к блюзовому звучанию. Так и получилась - смесь психоделического хард-рока с романтическим панком и слегка индустриализированным блюзом. Альбом выходит только сейчас, спустя два года после того как мы начали выступать с этой программой в питерских клубах. Конечно, сейчас мы бы многое сделали по-другому. Хотелось все же зафиксировать ту программу, тот творческий период, тот кусок жизни.
У меня сейчас такая гора с плеч свалилась! Столько нервов и сил отдал этому альбому. Сейчас я немножко отодвинул личные творческие дела, потому что у нас идет очень важная работа над альбомом DDT. Турне, а после Нового года мы будем записывать альбом большой, двойной. И я не хочу разрываться на два фронта. А то получится не там и не там. Надо полностью отдаваться тому, чем занимаешься.
В DDT поэт - Юрий Шевчук. При написании собственных песен его материал не давлеет над вами?
Вадим:
Песни я начал писать задолго до знакомства с Юрой и его творчеством. Как автор, я нахожусь несколько в другой плоскости, чем он. Хотя эти плоскости кое-где пересекаются, просто не могут не пересекаться. Конечно, Юра оказал на меня огромное влияние и как на музыканта, и как на автора песен. Но не меньшее влияние на меня оказал, например, Джон Леннон. Мне же не надо делать усилие, чтобы понять, что я не Джон Леннон. Я не считаю себя частью DDT, скорее, DDT - часть меня. Может быть, лучшая часть, но все же не единственная.
А вы помните свою первую песню?
Вадим:
Я написал ее в 16 лет, с собственным текстом. До этого я писал песни на стихи своих друзей и просто известных поэтов. Эта песня называлась Лабиринт, очень упадническая и безнадежная по настроению, полный декаданс. Моим бывшим одноклассникам она нравится до сих пор.
Как вы понимаете программу DDT Единочество?
Вадим:
Индустриальная тема Мира Номер Ноль здесь уже почти не слышна. Стены рухнули, осталась земля, небо и человек между ними. Человек-космос. Но космос - не равномерно бесконечный, а ограниченный плоскостью, на которой стоит. Это космос земной природы. Перед тем, как приступить к репетициям, Юра настоял, чтобы мы все приехали к нему на дачу погостить. К сожалению, я заболел и не смог поехать. Думаю, что смысл этой поездки был в том, чтобы все хоть немного почувствовали и поняли это ощущение лесного единочества.
Вы верующий человек?
Вадим:
Я разделяю для себя понятия вера и религия. Не считаю, что в мире есть хоть одна стопроцентно совершенная религия. Это все культурные традиции. Человечество не может существовать без религий, так же как и без искусств. Смешение мировых культур приведет в конце концов и к смешению религий, наверное. Может быть, это произойдет на основе одной из ныне существующих.
Я не имею обыкновения обращаться с мольбой или с просьбами к небесам, мне кажется, это слишком примитивная схема. Все гораздо сложнее. Пожертвованиями на храм нельзя купить себе место в раю.
DDT не раз бывали в Израиле...
Вадим:
Израиль для меня не является каким-то особым культовым местом на Земле. Все поездки туда дали мне не больше духовного, чем одна поездка в Белград весной 99-го.
Какое чувство вызывает у вас современная Россия?
Вадим:
Чувство надежды. Честно говоря, еще лет 5 назад страна производила более удручающее впечатление. Сейчас видно, что все движется в более или менее правильном направлении. Может быть, это и не совсем объективно, но, мне кажется, что в нашем взгляде из окна автобуса есть некая правда, незамыленность мнения. Мы вечные путешественники и наблюдатели. Нам есть с чем сравнивать.
Дождаться Годо - альбом взрослого человека. Вам 37. Имеет ли возраст значение?
Вадим:
Конечно, в молодости легче жить. Все тебе все прощают. И, главное, сам себе прощаешь. Когда становишься старше, то теряешь право совершать ошибки и делать глупости. Это самое тяжелое приобретение взрослости. Закончив альбом, я вдруг понял, что повзрослел окончательно. И, видимо, это прощание с молодостью, оставшейся в XX веке. Вообще мы все еще не поняли, что вместе с веком закончилась рождественская сказка для человечества. Большинство населения планеты не сомневалось, что доживет до следующего века, а теперь все постепенно осознают, что до XXII не доживет никто. Наступили суровые будни. Светлое будущее улетучивается на глазах. Поэтому и ценности меняются резко - чем дальше, чем резче. Поп-музыка стала жестче в своей попсовости, увереннее в позиции, рок стал музыкой на любителя, почти как джаз. Гибнет ли искусство вообще? Нет, не гибнет. Оно притаилось, чтобы разобраться в новой обстановке и взорваться с новой силой в новом виде. Теперь уже понятно, что XX век прошел под знаком Черного квадрата Малевича. Что станет символом нового века - мы пока не знаем, и вряд ли узнаем. Хотя начало новой эры искусства я еще надеюсь увидеть. Время и мода - несколько разные понятия. Если я узнаю, что что-то стало модным, оно начинает терять интерес для меня, потому что уже принято всеми, а значит, лишено вкуса нераскрытости и недопонятости. Надо стремится быть не модным, а существенным, важным. Никогда не пройдет мода на то, что хорошо, в чем есть душа и интеллект.
Судьбы И Стены - самая красивая песня...
Вадим:
Меня обвиняют в том, что это похоже на Гребенщикова. Хотя такой жанр - бобдилановский, балладный - не сам БГ придумал. Другое дело, что песня - городская, питерская. Ну, что делать, я тоже люблю Дилана и Петербург. Асфальтовый Ветер получилась немного пафосной, я так, спустя время, думаю. Беглец - самая ранняя песня, написана сразу после записи альбома Булавка Для Бабочки. Стилистически она выпадает из новой пластинки, такой гитарный поп чистой воды - не хотелось грустно заканчивать альбом. Меня порадовал номер Старые Сны, в последний момент его записали. На мой взгляд, его не хватало - там я просто читаю стихи. Рок-н-ролльная Конец, Света, припанкованная с мрачноватым юмором. Харакири - песня обо мне, о том, что человек ради рок-музыки готов отдать все - и силы, и здоровье, фактически сделать себе харакири.
Белая Песня - самая личная?
Вадим:
Все мои песни личные в одинаковой степени. Нет ни одной полностью обо мне или не обо мне. Одиночества век - строчка посвящена, скорее, Маркесу. Это книга - первая, по настоящему потрясшая меня. Еще некоторые книги стали для меня эпохальными - Замок Кафки, Степной волк Гессе и Хазарский словарь Павича. В предварительных черновых записях Белой Песни была скрипка Никиты Зайцева. Длинный психоделический проигрыш. Диалог гитары моей и его скрипки. Но, к сожалению, по техническим качественным параметрам ставить в таком виде песню в альбом я побоялся. Но запись эта существует и, я думаю, ее ждет судьба быть изданной как бонус-трек где-то, как редкая запись. Если бы я был более авторитетен и знаменит как сольный исполнитель, я бы не побоялся, наверно, в таком качестве ставить песню в альбом. Если бы эта была песня DDT, наверное, это так бы и произошло.
Строчка Босиком на Луне и в парижском туннеле...
Вадим:
Честно говоря, я не любитель разбирать построчно собственные песни. Стихи - не информация, а чувства - краски на холсте. Разве для того, чтобы оценить и почувствовать картину, надо знать, в какой лавке куплена какая краска?
А вот ваша цитата из гостевой книги - Любить - это наука, быть любимым - это искусство. В искусстве вы допускаете вариант везения?
Вадим:
Нет. Искусство - тяжелый и упорный труд, необходима достаточная сила духа, а часто и просто физическая выносливость. Везение тут почти ни при чем. Не знаю ни одного великого творца, которому просто повезло. Так не бывает. Если же говорить о поп-конъюнктуре, коммерческой музыке, то, конечно, без везения никак нельзя. Это действительно рулетка для исполнителя. Но... это и не искусство.
NADINE



Читайте далее: EMPEROR: Последняя глава... Интервью с Исаном во время выпуска альбома Prometheus - Of Fire And Demise (11.09.01) EMPEROR: EMPEROR ENCHANT: Интервью с Дугласом Оттом (2004) ENEMYNSIDE: Интервью с Маттео Беллецца (2003) ЭПИДЕМИЯ: Интервью с Юрием Мелисовым (2003) АЛИСА: АЛИСА в стране негативов - интервью с фотографом Валерием Потаповым (май 2004) EVEREVE: Интервью с Хавоком (1999) EXCITER: Интервью с Джоном Риччи (EXCITER) и Стивеном Кудловым (ANVIL) (2002) EXODUS: Интервью с Гари Холтом и Риком Ханолтом (2003) EXODUS: Exodus: Баловни судьбы? FAMILY: FAMILY FRUUPP: Absolute Strangers HADES: Интервью с Дэном Лоренцо (2001) HIRAX: Интервью с Катоном ДаПена (2003) IN FLAMES: Интервью с вокалистом группы Андерсом Фриденом (01.10.00) IRON MAIDEN: IRON MAIDEN: Четвертая жизнь Железной девы IMPALED NAZARENE: IMPALED NAZARENE - биография В. Цой и группа КИНО: Александр Липницкий. Он как никто мог поднять человека с колен… В. Цой и группа КИНО: Александр ТИТОВ. Он искал современный язык…