Главная страница - Текущий раздел: Статьи

ADAM AND THE ANTS: Нашествие муравьев




15 лет назад увидела свет первая долгоиграющая пластинка группы ADAM AND THE ANTS. Смесь панк-рока и музыки африканских пигмеев, боевой раскраски индейских племен и пиратского имиджа, - ни до, ни после мы не видели ничего подобного. История трансформации Стюарта Геддарта в Адама-Муравья, история его неслыханного взлета к славе - одна из наиболее невероятных повестей нашего времени.
Юность
Стюарт родился 3 ноября 1954 года; вскоре после рождения сына его родители развелись - и мальчик остался с матерью, которая, в конце концов, устроилась прибираться по субботам в доме Пола Маккартни в Сент-Джонсвуде.
Стюарт всегда интересовался поп-музыкой, однако ему нравились далеко не все хиты из горячей десятки: особое впечатление на него произвели Брайан Ферри и ROXY MUSIC - своим блестящим имиджем, великолепно cрежиссированной музыкой и манерами подвыпивших аристократов. Любимой группой Стюарта всегда был T. REX - однажды он попросил у Марка Болана автограф и, получив его, решил, что если сам когда-нибудь станет рок-звездой, то будет раздавать автографы всем желающим - и лично отвечать на все письма.
Это обещание он выполнял безукоризненно, пока не был сметен потоком фан-корреспонденции.
Как и многие рок-музыканты до него, Стюарт поступил в Академию Изобразительных Искусств и почти закончил курс графики, когда впервые увидел концерт SEX PISTOLS - и понял, что свяжет свою жизнь с рок-н-роллом.
В 1976 году его жизнь совершенно изменилась: Стюарт бросил академию и стал панком. Играя в группе приятеля (BAZOOKA JOE), он выработал основные тезисы своего собственного творчества и придумал несколько вариантов имиджа для своей группы. Чтобы делать хороший панк-рок, вовсе не обязательно быть виртуозом инструмента! Панки быстро выработали классику стиля и оригинальную мифологию; Стюарт Годдарт превратился в Адама-Муравья, затянутого в черную кожу и звенящего разнокалиберными цепями. ADAM & THE ANTS впервые вышли на сцену в апреле 1977 года.
ЮБИЛЕЙ
Первый концерт состоялся в шикарном лондонском ресторане Галерея, куда срочно требовались музыканты, играющие в стиле кантри-энд-вестерн. Адаму как-то удалось обмануть бдительность хозяев зала и даже спеть парочку песен до того, как группу все-таки выставили на улицу. Судя по всему, злобные молодые люди в облегающих кожаных костюмах мешали посетителям тщательно пережевывать пищу... Так ADAM AND THE ANTS начали свой путь наверх, и вскоре их завалили приглашениями из панковских клубов, где музыкантам обычно платили пивом: они пили его бесплатно, пока могли удержать в руках свои инструменты.
Широкая аудитория просто не заметила появления еще одного панк-рокера, хотя среди своих он прославился довольно быстро. Адам начинал, как звезда андерграунда - SEX PISTOLS многому научили его, но он пошел дальше, развивая жесткую панк-струю: его имя вышивали на своих драных куртках крутейшие панки, а все остальные несправедливо считали его фашистом, милитаристом и даже садомазохистом. Забавно, что Адама тут же приметили критики, похвалившие его за смелость - а он с пеной у рта принялся доказывать, что не имеет ничего общего с наци. Так или иначе, поклонники обожали бросаться в Адама битыми бутылками, а это мало кому может понравиться. В 1979 году он был настоящим лидером лондонского андерграунда - но помогла ему в этом все же не музыка (довольно своеобразный панк-рок); скорее, причиной тому - имидж, позволявший Адаму выдумывать самые сногсшибательные костюмы. Один из самых приличных включал в себя шотландскую мини-юбочку, надетую поверх кожаных колготок, купленных в магазине Секс на Кингс Роуд.
Адам общался со своими немногочисленными, но верными поклонниками через собственный журнальчик, который лично отстукивал на машинке - он свято верил в то, что подобные издания делают свое дело куда лучше, чем официальная рок-пресса. В нем он разъяснял фенам муравьиную философию и позицию Адама - борца за полную свободу личности, чем бы эта свобода ни выражалась. Название группы он обычно расшифровывал так: если выйти на крышу небоскреба, вполне можно принять темные точки, ползающие внизу, за диковинных насекомых. А в современном урбанистическом мире железа и пластика человек, рассматривающий муравьев под своими ногами, может почувствовать себя первым и единственным по-настоящему свободным человеком на планете - Адамом... Фанов стало больше, когда ADAM AND THE ANTS записали несколько песен для радио-шоу Джона Пила, а сам Адам снялся в фильме известного андерграундного режиссера Дерека Джэрмена Юбилей. Фильм посвящался юбилею королевы и совпавшему с этой датой панк-взрыву 1977 года.
В августе 1979 года, уже после выхода нескольких синглов, группа приступила к записи дебютного альбома, замечательного Dirk Wears White Sox. Он посвящался английскому актеру Дирку Богарде (Жертва, слуга и Ночной портье), и этой декадентской пластинкой Адам как бы ставил эстетический эксперимент над панк-музыкой: от нее остался лишь общий мрачноватый колорит. Альбом вышел на мелкой независимой фирме Do-It, но был продан в Англии в количестве 130 тысяч экземпляров (золотой статус!)... Гитаристу группы было всего шестнадцать лет, но ADAM AND THE ANTS решительно штурмовали бастионы шоу-бизнеса.
МУЗЫКА МУРАВЬЕВ
Где-то в конце 1979 года, на одной из бесчисленных вечеринок Адам познакомился с Малколмом Маклареном - человеком, который умел манипулировать прессой и создал мифологию SEX PISTOLS. Это гений и, пожалуй, единственный гений, с которым мне довелось разговаривать - вспоминал Адам. Макларен посоветовал ему оставить в покое Do-It и подписать какой-нибудь серьезный контракт. Адам обещал подумать, но обстоятельства решили иначе: конфликты и постоянная смена состава быстро привели к тому, что музыканты, записавшие Dirk Wears White Sox, перешли под крылышко Малькольма. Он переставил их по-своему, навязал девушку-вокалистку и подписал за них все бумаги - какое-то время BOW WOW даже считались вторыми SEX PISTOLS...
Адаму Малколм оставил только название группы - и тому пришлось все начинать с начала. Первым делом он позвонил своему старому другу, Марко Пиррони - отличному гитаристу, игравшему когда-то в SIOUXSIE AND THE BANSHEES. У Марко были на примете музыканты, которые были не прочь попробовать что-то новое - так родился классический состав ADAM AND THE ANTS: Адам Энт - вокал; Марко Пиррони - гитара; Терри Ли Миэлл и Меррик - ударные; Кевин Муни - бас. Понадобился материал - и выяснилось, что с помощью такого профи, как Марко, новью песни пишутся легко и быстро. Вскоре несколько было записано, разослано по офисам - и с группой Адама охотно согласилась поработать CBS Records. В ноябре 1980 года был выпущен альбом Kings Of The Wild Frontier, и на беззащитный Лондон обрушилось нашествие муравьев. Адам и Марко создали свою собственную муравьиную музыку - пожалуй, наиболее веселый, жизнерадостный и яркий стиль со времен глэм-рокового великолепия начала семидесятых. Сам Адам постоянно и очень настойчиво подчеркивал, что все, чего он добился, сделано им и только им, без какого-либо вмешательства извне.
Осень 1980 года стала датой рождения новой суперзвезды. Адам объездил с концертами всю страну - чтобы добраться до Ливерпуля, где было назначено первое представление, музыкантам пришлось сброситься на билеты; после последнего (проходившего в лондонском Палладиуме) в гримерную вошла принцесса Маргарет: она хотела получить автограф. История повторяется - так было с THE BEATLES, с T.REX, и с незатейливой песенкой Рок круглые сутки: Лондон взорвался! Два сингла поделили первое место, еще один занял второе - а ведь ADAM AND THE ANTS успели выпустить всего три! Это ли не рекорд для Книги Гиннеса?.. За одну неделю в Англии было создано около сорока фан-клубов группы.
ИНТЕРВЬЮ (1981 г.)
Музыка, которую мы пытаемся играть сейчас, мне очень нравится, хотя я не могу сказать, что зачеркнул все, что делалось раньше. Мы с Марко - совершенно разные люди, мы слушаем разную музыку, мы по-разному ведем себя в студии. Но нам нравится работать вместе, а это многое значит.
Я не могу назвать никого, кто оказал бы влияние на мой вокальный стиль. За два последних года я собрал коллекцию музыки различных племен Африки и Австралии - эти пластинки дороги, их сложно найти, но они стоят потраченных сил. Этот ритм, эта музыка идут откуда-то изнутри, это самые эмоциональные звуки, которые только способен издавать человек. Я очень люблю CREAM, а Джинджер Бейкер многое взял у африканцев - я пытаюсь делать то же самое.
Сложнейшей задачей было для нас выработать свой звук. Мы отбросили в сторону множество хороших песен, потому что не знали, как нам добиться от них правильного звучания. Мы шли к нему целых три года. Мы чуть с ума не сошли, когда сели в студию - в голове звучит одно, а получается совсем другое! В песне Antmusic мы использовали две дощечки, которые неплохо стучали друг об дружку - каждый удар нам пришлось записывать отдельно.
Когда я пою о воинах - я совсем не имею в виду современных милитаристов. Я люблю музыку отсталых народов, я прочитал немало книжек о племенах зулусов и о воинах Масаи, не считая американских индейцев, конечно. Когда мы делали наложение тридцати ударов барабана, мы имели в виду воинов Зулу, бьющих копьями о свои щиты. Я пою о них, потому что воин - это честный человек, чистый и независимый.
Когда выходишь на сцену, все замолкают и, открыв рты, ждут от тебя каких-то космических секретов. Когда начинаешь говорить, надо быть крайне осторожным - ты можешь принести больше вреда, нежели пользы. Я ничего не проповедую. Когда ко мне подходит фан в самодельном мундире и с яркими полосками грима на лице, я чувствую себя очень неуютно. Он просит автограф, весь трепеща, и меня тоже начинает колотить дрожь. Поэтому на сцене мне не до речей - на сцене надо шутить, но это очень сложно делать, когда от волнения прыгает сердце и трясутся губы.
Рок-группы живут наркотиками, они записывают эзотерические пластинки, а аудитория не знает, смеяться или плакать. Весь серьезный рок одет в глупейшие серые шмотки - как же, они ведь экзистенциалисты и глубокие интеллектуалы! Большинство рок-музыкантов полагают, что делают великое одолжение людям, приехав в их забытый Богом городишко. А сами только выпендриваются - зеленый винил, прозрачный винил... Когда они в последний раз записали что-то стоящее? Всех уже тошнит от собственных мозгов - людям нужна хорошая, веселая музыка, красивое, яркое шоу, какое-то реальное действие! Им не надо насилия, его и так в избытке. Мы придумали муравьев - нацию, живущую в мире с природой и с самими собой, лишенную всяких комплексов и предрассудков. Может быть, нам и удастся перевернуть мир. Стараемся, как только можем. Наверное, в этом и есть пресловутый секрет нашей популярности.
ЭПИЛОГ
В 1981 году ADAM AND THE ANTS выпустили шесть хит-синглов, включая еще две песни, попавшие на первое место - Stand And Deliver и Prince Charming. Вышедший вслед за ними альбом также не оплошал (2-ая позиция). Затем, в начале 1982 года, Адам совершенно неожиданно распустил группу и занялся сольной карьерой, полной неудач. Вскоре он вообще бросил профессиональную сцену, увлекшись кино. Снялся в нескольких фильмах, записал несколько пластинок. Кажется, все.
Анатолий КОВЖУН



Читайте далее: AGENT STEEL: Интервью с Хуаном Гарсиа (2002) EVIL DEAD: EVIL DEAD: Правдивые песни зловещих мертвецов EXMORTEM: Интервью с Мартином Тимом (2001) EXODUS: Интервью с Гари Холтом (2004) EXUMER: Интервью с Полом Аракаки и Мехмедом Зендутом (2003) ILDJARN: Жизнь бессмысленна, only death is real - интервью с Видаром Вааэром (2002) GUNS N'ROSES: GUNS N'ROSES HECATE ENTHRONED: Интервью с Дином (2002) IMPALED: Интервью с Раулем Варела в исполнении Билла Зебуба (2001) IRON MAIDEN: IRON MAIDEN KANSAS: Интервью с Керри Ливгреном (2004) В. Цой и группа КИНО: Максим Пашков. Если не он то кто?.. В. Цой и группа КИНО: Борис Гребенщиков. Мы были, как пилоты в соседних истребителях… Lenny Kravitz: Эти замечательные простые песни - интервью с Ленни Кравицом (2001) Дюша Романов: О смысле частной жизни или Мы занимаемся изменением сознания. Беседа Джорджа Гуницкого с Дюшей и Файнштейном SATYRICON: Интервью с Сатиром (2002) INFERNAL MAJESTY: Интервью со Стивом Террором и Чеем МакМалленом (1999) SEX PISTOLS: SEX PISTOLS - биография группы SKITZO: Интервью с Лансом Озаниксом (2003)