Главная страница - Текущий раздел: Статьи

DIVINA ENEMA: DIVINA ENEMA: музыка вне времени




Куда ведут нас наши дороги? Нет, не только и не столько дороги жизни, сколько дороги музыкальные, раз уж мы ведем речь о Музыке. С середины девяностых этот вопрос, пожалуй, главный, что терзает сердца людей, всей душой болеющих за отечественную тяжелую музыку. Пусть Отечество наше - давно распавшийся Союз, а политики отгородили народы стенами похлеще Берлинской, умудрившись перессорить тех, кому еще 10 лет назад и в голову бы это не пришло. Мне плевать, я знаю, что музыкант, а рокер тем более, как и простой приверженец этого изгоя культуры, по своим взглядам - космополит, а потому, говоря - Отечество, мы подразумеваем весь бывший Совок. Так вот, если рассматривать сложившуюся в нашем роке ситуацию, не учитывая некоторых нюансов, то выходит, что мы проскочили какой-то очень важный поворот, не заметив огромного знака - Тупик. Поэтому не только с высоты птичьего полета будущее рока и металла здесь, в этой стране, выглядит весьма туманным. Мы уже имеем миллионы групп, играющих один и тот же рифф, (зайдите в любой рок-магазин и убедитесь сами), поющих одним и тем же жалким подобием голоса, осталось дождаться, когда сцену покинут старички, и всё, конец! Страшно стало? Не бойтесь, будет еще хуже… И было бы, если б не одно но… Но спустившись с не очень приветливых и абсолютно не высоких небес на грешную землю, хорошенько порыскав на ее загаженных просторах, по уши, черт побери, измазавшись родным дерьмом, можно найти крупицы беспредельного таланта, не заблудившегося в серых лабиринтах бездарности. Только этот талант может позволить нам пойти в нужном направлении вместе с ним. И чем больше я выкапываю таких крупиц таланта, слушая современную тяжелую музыку, тем больше убеждаюсь - новые герои живут среди нас на так называемой постсоветской территории. Вам нужны доказательства? Пожалуйста! Послушайте любой альбом белорусской группы Divina Enema, и вы поймете, о чем я говорю. Голову даю на отсечение, ничего подобного вы не еще слышали!!!
С момента образования группы (1998 г.) до выхода первого альбома прошел, казалось бы, ничтожно короткий срок - всего лишь год, а материал получился суперпрофессиональным, что удается, увы, единицам, пока большинство полжизни идут к вершинам, так их в итоге и не достигнув. Здесь, пожалуй, стоит откинуть занавес и показать наших путников, ведь феномен Divina Enema - это, прежде всего, союз талантливых людей. Знакомьтесь, бессменные участники группы: Тихон Золотов - бас-гитрист и основной композитор группы и Ярослав Бураков - поэт и единственный певец группы. И хотя остальные ее члены периодически менялись, всех их характеризовал высокий профессионализм и желание хоть на мгновение стать частью Divina Enema (тот же Лазарь, который сыграл все партии клавишных инструментов на первом альбоме). Приобрести To Wight Shalt Never Shine (1999) для своей коллекции мне удалось в 2000-м году. С тех пор в ряду фанатов группы прибыло, потому что через некоторое время я посадил многих знакомых меломанов на эту странную и удивительную музыку. Одно меня убивает до сих пор: Shine существует лишь в формате МС, хотя необходимость выпуска его в виде CD сомнений не вызывает.
At The Conclave - второй альбом группы, получивший высокие (и не совсем обычные) оценки в ведущих музыкальных изданиях СНГ, был шагов вперед и вширь в развитии. Все признавали класс этого произведения, но всех так же смущало отсутствие аналогов, потому что музыку Divina Enema уже к этому моменту нельзя было сравнить ни с одной местной или забугровой командой. Очень сложные аранжировки и инструментальные партии, до мелочей продуманные вокальные партии, неожиданности и сюрпризы, всего этого на At The Conclave - хоть отбавляй. At The Conclave увидел свет в 2001 году и стал для группы во многом эпохальным: впервые музыка Divina Enema была выпущена в CD-формате (все благодарности Eldritch Music), она с легкостью пересекла океан и не оставила равнодушными шефов канадской звукозаписывающей компании Great White North Records, которые в 2003 году переиздали At The Conclave. Кроме того, выход второго альбома - подтверждение жизнестойкости группы (пережившей не только творческий и профессиональный рост, но личные проблемы и таргедии), ее способности мыслить о воплощать мысль неординарно.
Хотя At The Conclave выдержан в уже полюбившемся слушателям Divina Enema стиле, который нельзя назвать иначе как металлическая опера, музыка, рисующая мир, переполненный радостными криками и скорбными стенаниями, а голос Ярослава наполняет этот мир героями. Вжиться в сей мир нелегко, требуется немало терпения и упорства. А понять законы, по которым строится музыка Divina Enema, может лишь человек, открытый для новых веяний, способный в каждом звуке увидеть его предназначение, а иногда и просто принять на веру задумку авторов с тайной надеждой раскрыть ее секрет в будущем. Если мои слова кого-то насторожили, хочу сразу оговориться, дверь в этот загадочный мир открыта для каждого, стоит только постучаться и сделать первый шаг.
Жаль, но сделать такой шаг может далеко не каждый. Связано это, прежде всего, со слабой дистрибьюцией альбома как в России, так и за рубежом. В Хабаровске я видел в продаже только ограниченное количество пиратских копий At The Conclave. И купить такой диск посчитал для себя просто невозможным по моральным соображениям.
В 2001 году группа начинает работать над новым альбомом, который назван Under Phoenix Phenomenon (см. рецензию в № 4 нашего журнала). А недавно нам удалось с помощью всемогущей интернет-связи пообщаться с Ярославом Бураковым. Повод имелся хороший - выход лицензионной версии Under Phoenix Phenomenon на российском металлическом лейбле More Hate Productions. Представившуюся возможность обсудить интересовавшие (думаю, не только нас, но и многих любителей группы) вопросы мы не упустили, и вот что получилось в результате.
Реактор: Банальный вопрос, но начнем именно с него. Как появилось название Divina Enema, и что оно означает?
- Когда наш первый с Тихоном проект GFM превратился в полноценную группу, сразу же встал вопрос о названии. Наши новые музыканты не хотели выступать под старым именем. Предлагались разные варианты, и ни один из них не годился. Всё это продолжалось до тех пор, пока не появилось имя DIVINA ENEMA. Оно мне просто-напросто приснилось. Я вскочил, записал его и снова бухнулся спать. На самом деле я услышал длинную фразу - прямо во сне. А divina enema - были двумя последними словами и единственными, которые мне удалось тогда запомнить. В тот момент я не особенно задумывался над их значением, мне просто понравилось звучание. Остальные ребята тоже как-то сразу одобрили мой вариант… так что проблем не было. Я считаю, сочетание DIVINA ENEMA чем-то вроде формулы, описывающей суть того, чем мы занимаемся. Это и концепция каждого из наших альбомов, и суть, и ключ к пониманию всей нашей деятельности. Я думаю, что это имя не имеет буквального перевода. Это просто определенное сочетание звуков, выражающее кратко нашу идею.
Димас: Divina Enema - твой сольный проект или полноценная группа?
- Это ни в коем случае не сольный проект. Это полноценная группа, состоящая из очень ярких и индивидуальных музыкантов, каждый из которых принимает активное участие в творческом процессе. Наши стихи - единственное, что делаю я от начала и до конца. Самостоятельно. Всё остальное создается всем коллективом.
Димас: Насколько активно группа участвует в концертной деятельности или это лишь студийный проект?
- До недавнего времени DIVINA ENEMA была исключительно студийным проектом. Мы выступали периодически, однако крайне нерегулярно, для того чтобы говорить о DE, как о концертирующей группе. Надеюсь, сейчас ситуация изменится. В данный момент мы готовим полноценную концертную программу, которую собираемся представить не только в Беларуси, но и в России, Украине и Польше.
Димас: Все ваши альбомы концептуальные как в текстовом, так и музыкальном плане. Насколько важна каждая из этих составляющих.
- Так уж получилось, что DIVINA ENEMA изначально заняты концептуальным творчеством, поэтому я думаю, что всё, чем мы заняты, будет так или иначе объединено в некий единый цикл под именем DIVINA ENEMA. Это очень важно и принципиально. Музыка и лирика существуют нераздельно друг от друга, и это следует иметь в виду, если вы решили приобщиться к DIVINA ENEMA.
Димас: Когда я впервые проникся музыкальной атмосферой To Wight Halt Never Shine, воображение унесло меня в далекие шекспировские времена. Истории, которые рассказывает Divina Enema, в большей мере зарисовки из прошлого или путешествие в будущее?
- И то и другое. И в то же время я бы хотел надеяться, что они стоят вне времени. В нашем случае мы используем сюжет как средство для выражения того или иного душевного состояния наших героев. Мы не описываем исторические эпохи. Для нас это - не более чем декорации.
Реактор: Откуда у вас такое бережное и внимательное отношение к смерти и всему потустороннему? Как ваши родные относятся к тому, что вы исполняете?
- Родные относятся с пониманием и нередко помогают самым непосредственным образом (кормят, играют на альбомах и т.п.). Откуда такое внимание ко всему потустороннему? Эта сторона всегда привлекала меня. Уж даже и не знаю почему - с самого детства. Это часть меня и часть моей жизни. Меня это волнует и неудивительно, что все мои песни направлены туда…
Димас: Ярослав, ходили слухи, что ты работаешь над книгой Похабные попевки пьяного Люцифера. В какой стадии находится работа?
- Здесь, видимо, какое-то недоразумение… Эта книга была напечатана в буклете альбома At The Conclave, и вышла в 2001 году.
Реактор: Почему первый альбом так и не был издан на СD? Насколько мне известно, в формате MC он пользовался значительным успехом.
- Да, это так. Возможно, когда-нибудь он будет выпущен как CD, поскольку меня до сих пор очень часто спрашивают о нем.
Димас: Большинство из тех наших банд, которые все-таки смогли выпустить диски на зарубежных лэйблах, в финансовом плане, да и в плане широкой промоуции, остаются в итоге в пролете. Расскажи о ваших зарубежных партнерах. Насколько вы довольны сотрудничеством?
- Great White North просто издали уже записанный нами материал для Under Phoenix Phenomenon и переиздали At The Conclave. Ни о каком финансировании рекорд-сессии или чего-то подобного даже речи не было. Когда я завел речь о мастеринге альбома, в ответ услышал: а ваш альбом и так звучит прекрасно. Из-за своей нерасторопности эти олухи проворонили все сроки. Выход обоих альбомов несколько раз откладывался. Далее: к сожалению, GWN экономят на рекламе своих релизов, ссылаясь на то, что они плохо продаются. Это абсурд. Они не хотят рисковать, предпочитая отделаться малым и подписать ещё пяток новых групп, издав их демо-запись. Мы очень недовольны сотрудничеством с Great White North. У них была масса шансов всё сделать хорошо, и они не воспользовались ни одним. Причем, речь идет не только о DE. У меня сложилось ощущение, что это - удел всех групп с этого лейбла. Я не вижу рекламы GWN нигде, кроме их сайта (www.gwnrecords.com) и пары-тройки web-ресурсов. Когда я сообщил им об этом, в ответ услышал: не парься, чувак, всё под контролем. Я ни разу не видел, чтобы все делалось настолько бестолково. Понятное дело, что ни о каких деньгах и речи быть не может. Однако, я думаю, что если это сотрудничество состоялось - пусть даже и столь плачевным образом - какой то смысл в этом всё же есть. Мы многому научились. Надеюсь, что канадцы также приобрели какой-то опыт. Единственное, о чем я немного сожалею, это то, что в роли подопытных кроликов оказались именно мы. Впрочем, видимо, и это имеет свой смысл.
Димас: Пробовала ли группа подписаться на более солидные лэйблы?
- Нет. Мы слишком неформатны для более солидных лейблов. Никто не знает чего от нас ждать. Надеюсь, со временем что-либо изменится в нашу пользу.
Реактор: В России лицензионная версия Under Phoenix Phenomenon вышла на More Hate Productions. Чья это была инициатива?
- Я написал Алексу (Кантемирову) и спросил, не будет ли ему интересна подобная идея. Ответ был утвердительным: Алекс согласился издать альбом для стран СНГ, на том мы и порешили. На сегодняшний день я счастлив, что именно благодаря сотрудничеству с More Hate, во многом случайному, история с этим альбомом не закончилась тем, чем могла бы, остановись мы на работе только с GWN.
Димас: Насколько вы довольны результатами своей работы на этом диске и как потрудились те, кто его выпускал? Есть ли какие-то претензии к качеству?
- С нашей стороны - мы сделали именно то, что и хотели. Мы довольны новым альбомом и тем как он звучит, его структурой и сюжетом. По поводу усердий обоих лейблов по части выпуска, тоже никаких претензий, если не считать, что канадцы решили сэкономить на буклете с лирикой, попросту отказавшись его выпускать. В остальном всё зависит от дальнейших действий названных лейблов. Подводить итоги, как мне кажется, рановато.
Реактор: Я понимаю, что коротко о сюжете альбома не рассказать. Но, поскольку поете вы на инглише, а буклет не снабжен каким-то подобием рассказа, поделитесь в нескольких словах секретами концепции.
- Да секретов-то и нет, в общем. Альбом базируется на дневниках шизофреника, отважившегося на самоубийство. Каждая из песен отображает его настроение и эмоции в тот или иной момент жизни, а также связывается с каким-либо основополагающим утверждением из дневника. Особое место уделено явлениям и привидениям, которые предстают перед вами в виде отдельных персонажей - каждое со своим характером и настроением.
Реактор: Откуда возникла сама идея Under Phoenix Phenomenon?
- Из газетной статьи. Я прочел что-то вроде репортажа в какой-то газете, и прочитанное настолько глубоко запало в душу, что я почувствовал необходимость сделать что-то конкретное. Если угодно, эта статья послужила источником вдохновения, катализатором. Её фотография, кстати, фигурирует на обложке альбома.
Реактор: Музыка группы не вписывается в рамки ни одного из стилей рок- и металл-музыки? Как вы сами ее определяете?
- Готический фарс или черный фарс. Как угодно.
Димас: У вас было много учителей? Кто из западных и российских музыкантов для вас авторитет?
- Трудно так сразу ответить… В известной степени на меня повлияло творчество таких личностей как Элис Купер и Диаманда Галас. На Тихона очень большое влияниеи оказал Мусоргский и Жако Пасториус. Мы слушаем много всякой музыки. Обожаем академическую музыку. Ребята слушают много джаза. Тихон и Алексей имеют джазовое музыкальное образование. Мы - большие поклонники экстремальной музыки. Slayer, Dodheimsgard, Emperor, Cannibal Corpse - всё это и многое другое слушается часто и охотно, но я бы не стал говорить, что кто-то из музыкантов названных групп является нашим учителем. Косвенным образом, разве. Напрямую ни с Dream Theater, ни с King Crimson, ни со Slayer нам общаться не доводилось. С авторитетами всё достаточно сложно. В моем представлении авторитет - это некая личность (специалист), мнение которого для тебя важно, и к которому ты можешь в любой момент обратиться за советом. Мы все делали до сих пор исключительно своими силами. Нам не посчастливилось общаться ни со Стивом Ваем ни с Питером Хэммиллом. Мы сами себе авторитет.
Реактор: Это мнение достойно уважения и, к счастью, широко распространено среди прогрессивных команд СНГ.
Димас: А вот если рассматривать ваши альбомы в ретроспективе, можно отметить, что с каждым шагом вперед в музыке Divina Enema оставалось все меньше и меньше места для black metal. На последнем же его практически нет. С чем это связано?
- По-моему, мы никогда и не играли блэк. Я уважаю группы вроде DarkThrone или Satyricon, но у нас никогда даже в мыслях не было делать что-либо похожее. Зачем? У каждого своя дорога в мире музыки. Никому не нужен даже второй Cradle Of Filth, что уж говорить о третьем или десятом? Это не наше. Мы занимаемся исключительно тем, что вдохновляет нас самих. Нам не нужно кого-то копировать. Возможно, раньше я чаще кричал, вместо того, чтобы петь. Что ж тут поделаешь… я очень люблю экспрессию в игре и пении. Сейчас я научился делать это, не прибегая к крику. Так можно сделать гораздо больше. Просто драть глотку - это тоже, конечно, хорошо, но когда в твоем арсенале находится более выразительное средство, почему бы им не воспользоваться?
Реактор: Как вы относитесь к современной прогрессивной музыке и классическому року 70-х годов?
- Обожаем всей душой!
Димас: Что представляет собой нынешняя белорусская сцена? Какие команды вы можете выделить особо?
- На Беларуси есть достаточно много интересных музыкантов и некоторое количество замечательных проектов: Gods Tower (R.I.P.), Vicious Crusade, Rasta, Deadmarsh, Infestum, Oyhra и все связанные с нею проекты (Радзим вообще крайне талантлив), Evthanasia и многие другие.
Реактор: Недавно мне пришлось столкнуться с грубым проявлением национализма со стороны менеджера одной из белорусских pagan-металлических групп. Ему не понравилось то, что для меня белорусы и русские - один народ. Дерьма полилось столько, что только держись! Как вы относитесь к национализму и его музыкальным проявлениям?
- Никак. Мы стараемся обходить всё это стороной. Я опасаюсь фанатичных людей, а тем более фанатичных приверженцев каких-либо идей. Для меня это чересчур. Остальным ребятам, как мне кажется - вообще до фонаря.
Димас: Личные предпочтения в музыке?
- Сложный вопрос. Всё, что угодно. И металл, и классика, и поп-музыка, и джаз… Мы так много всего слушаем, а приводить здесь список всех любимых групп видимо не стоит. Могу, смеха ради, сказать, какие металл-альбомы я считаю эпохальными. Итак: 1. Manowar Kings Of Metal 2. Helloween Kepper Of The Seven Keys (обе части) 3. Judas Priest Painkiller 4. Slayer Seasons In The Abyss 5. At The Gates Slaughter of the Souls. И это - отнюдь не всё. Так что исчерпывающего ответа, видимо, не получится.
Димас: Когда нам ждать очередной альбом Divina Enema?
- То, что не в этом году - уж точно.
Димас: Традиционные пожелания читателям нашего журнала и редакции.
- Удачи, везения, здоровья, чувства юмора! Раньше в первом классе учили, что есть предметы одушевлённые и неодушевлённые. Теперь, кажется, нет, не учат…
Димас и Реактор: Спасибо за интервью! Желаем группе удачи с написанием и реализацией новой музыки, а равно и всех других аспектах жизни.
- Спасибо!
 
Нам было интересно поговорить о Divina Enema и их музыке не только с самими участниками группы, но и с лицом, напрямую причастным к выпуску альбома Under Phoenix Phenomenon в СНГ. Итак - Алекс Кантемиров - глава More Hate Productions (плюс лидер небезызвестных любителям нашего тяжмета Der Gerwelt).
- Начнем с того, что, насколько мне известно из твоего интервью журналу М, More Hate занимается брутальными и злобными металлическими группами. Divina Enema не совсем подпадают под эту вывеску. Как такая группа оказалась в числе клиентов лейбла?
- Для меня эта группа по-своему злобна и брутальна, так как атмосфера этого альбома будет депресивнее и мистичнее многих самых злобных death- и black-команд. Так что я не вижу, честно говоря, чего-то странного в том, что именно мы издали этот альбом в России. Хотя не буду лукавить, когда мы договаривались о выпуске этого альбома с Ярославом, я музыку даже и не слышал, и думал, что альбом в чем-то будет схож с At The Conclave, в котором брутальных мест более чем достаточно. Получив же альбом на тиражирование, я поначалу был несколько озадачен стилем, в котором играет группа, он явно не вписывался в знакомые мне стандарты! Но, тем не менее, результат меня устроил более чем.

- Ну вот, значит несовпадение стандартов все-таки было… А тебе самому нравится альбом Under Phoenix Phenomenon? Попробуй сравнить его с предыдущим релизом команды.
- Да, альбом мне нравится. Я вообще издаю только то, что мне самому нравится. Что касаемо сравнений, то они явно неуместны, группа создала реально свой собственный стиль, и это - самое главное. Это несмотря на то, что я сам - не большой сторонник такого прогрессивного музицирования, и, прослушав в первый раз Under Phoenix Phenomenon, я ни хрена не понял. Но одно мне было ясно - в этом альбом, есть что-то такое, чего я не встречал в сотнях дико брутальных банд, и это надо выпускать!

- Насколько мне известно, вы только переиздали альбом. Расскажи, какую работу провела More Hate (работа над звуком, мастеринг, оформление буклета, что-то еще). Есть ли какие-то замечания к тем, кто работал над записью и к самим музыкантам?
- Сразу скажу, что альбом мы издали в мае 2003 года, а на Западе он вышел только в октябре, то есть раньше на добрых 4 месяца, так что говорить о переиздании довольно странно. Правильнее будет сказать, что мы его выпустили для СНГ. Наша работа с Divina Enema была минимальна, все сделано так, как считал нужным Ярослав: мы не изменили ни в оформлении, ни в звуке ни грамма и ни сантиметра, таков был уговор. И сейчас вы имеете то, что хотела видеть и слышать сама группа в этом релизе. Мы работали с готовыми мастерами и, благодаря профессионализму Ярослава, там и поправлять-то ничего не надо было. Замечаний к музыкантам и к звуку я не имею, в данном случае мы можем говорить о том, что запись отвечает всем стандартам и именно с такими группами весьма удобно и комфортно работать.

- Есть ли у вас договоренность с Divina Enema по выпуску их следующего диска?
- По новому диску такой договоренности нет, это дело группы - кому его предложить. Что касаемо новостей, то весной мы перевыпустим To Wight Shalt Never Shine (то есть демо Divina Enema 1999 года) на компакт-диске. Это делается по просьбам многочисленных фанатов группы: материал этот действительно великолепный, и мы не дадим ему пропасть.

- Это просто здорово! А насколько потребляема сейчас, на твой взгляд, подобная музыка в России (СНГ)? Как идут дела с продажами Under Phoenix Phenomenon?
- Если покупают, значит потребляема. Дела с продажами идут нормально, скажем так, что мы не в накладе, хе-хе… Я не люблю говорить о продажах, мы занимаемся так называемой индепендент-музыкой, то есть она не продается в ближайшем супермаркете или гастрономе, а ее надо поискать на полках специализированных магазинов и мэйл-ордеров. Так что продажами тут мерить глупо! Мы стараемся наладить нормальную дистрибьюцию этого альбома, чтобы все желающие могли купить его, не прилагая таких титанических усилий по его поиску, как обычно бывает с андеграундными продуктами. В данном случае альбом был выпущен совместно с московской фирмой Sound Age, что значительно продвинуло его распространение по стране и СНГ!

- Алекс, в первой вещи альбома есть косяк (щелчок). Из-за него спрос на этот альбом меньше, чем мог бы быть. Как это получилось?
- Ответственно заявляю, щелчка или брака на диске нет, этот мастер изготовлен Ярославом, и он предупредил меня, что данный брак сделан намерено, вернее говоря это не брак, а авторская задумка - начать диск с этого щелчка. Поэтому если интересно, спроси об этом Ярослава! Мы брак не делаем, так как все проверяется более чем тщательно!!!

- А вот это интересно! Что ж, мне остается извиниться за такое досадное недоразумение и надеяться на то, что теперь желающих приобрести Under Phoenix Phenomenon станет больше, хотя бы за счет наших читателей.
Что ж, мы полностью согласны с тем, что музыка Divina Enema неформатна, и уверены - послушав ее, вы согласитесь с нами не только в этом. Вы поймете - перед вами настоящие таланты, вам захочется еще и еще раз слушать эту странную и удивительную музыкальную смесь, где невозможно вычленить отдельные составляющие (а всегда ли нужно делить прекрасную музыку на death, thrash или prog?). Вам, как и авторам этого материала, захочется продолжить знакомство с творчеством Divina Enema, а мы постараемся помочь ребятам, чем можем. Ну, хотя бы тем, что с нетерпением будем ожидать их нового альбома.
Димас & Реактор
(Боже, храни Интернет и электронную почту!)



Читайте далее: GUNS N'ROSES: GUNS N'ROSES HECATE ENTHRONED: Интервью с Дином (2002) IMPALED: Интервью с Раулем Варела в исполнении Билла Зебуба (2001) IRON MAIDEN: IRON MAIDEN KANSAS: Интервью с Керри Ливгреном (2004) В. Цой и группа КИНО: Максим Пашков. Если не он то кто?.. В. Цой и группа КИНО: Борис Гребенщиков. Мы были, как пилоты в соседних истребителях… Lenny Kravitz: Эти замечательные простые песни - интервью с Ленни Кравицом (2001) Дюша Романов: О смысле частной жизни или Мы занимаемся изменением сознания. Беседа Джорджа Гуницкого с Дюшей и Файнштейном SATYRICON: Интервью с Сатиром (2002) INFERNAL MAJESTY: Интервью со Стивом Террором и Чеем МакМалленом (1999) SEX PISTOLS: SEX PISTOLS - биография группы SKITZO: Интервью с Лансом Озаниксом (2003) SLIPKNOT: ЗАШИБИСЬ! SOULGRIND: Интервью с Лордом Хайккиненом (2002) THE GATHERING: Интервью с ударником группы, Гансом Руттеном INFINITY: Интервью с Бето Вазкезом, Кэндис Найт, Сабиной Эдельсбахер и Тарьей Турунен (февраль 2002) TRANS-SIBERIAN ORCHESTRA: Человек-оркестр - интервью с полом О'Нилом (2004) John Wetton: Джон Уэттон: Великий Путешественник