Главная страница - Текущий раздел: Статьи

DIVINE COMEDY: Интервью с Нилом Хэнноном (июнь 2004)




Нил Хэннон - единственный бессменный участник THE DIVINE COMEDY. Он автор текстов с аллюзиями на Уильяма Уордсворту, Оскара Уайльда и Ноэла Коуарда, и музыки, заставляющей вспомнить о Жаке Бреле, Скотте Уокере и Майкле Наймане. Вместе с тем его музыка свежа и оригинальна, она как никакая другая отвечает ожиданиям людей настоящего, изредка оглядывающихся на культурных багаж прошлых столетий, переживающих по поводу текущих неудач и едва ли отваживающихся заговорить о будущем.
Нил - уроженец Северной Ирландии, сын англиканского священника, в своем творчестве являет собой саму Englishness - самоуничижающий, вечно сомневающийся, нерешительный обитатель чердака в доме отца, читающий книжки и смотрящий французское кино. Именно из этого выросли первые альбомы, кому-то показавшиеся претенциозными, кому-то - откровенными. Он пытается быть смешным, критикуя себя, он рассказывает простые истории жизненных неудач, он страстно повествует о некрасивых сторонах жизни, он сочиняет эпические поэмы о ежедневной рутине.
Его первый альбом, Liberation, выпущенный в 1993 году, был описан NME как гамма соблазнительных небылиц. За ним последовал второй, не менее удачный Promenade, после выхода которого группа сопровождала в концертном турне Тори Амос. В 1995 году THE DIVINE COMEDY выпустили Casanova, окончательно подтвердив то, что группа сформировала вкус к изящнейшим вещицам жизни, как написал об этом The Guardian. Следом за ним были выпущен The Short Album About Love, а потом Fin De Siecle - пока самый успешный альбом за всю историю их карьеры (9 место в британских чартах), в котором была также песня, ставшая самым успешным их синглом - National Express (гимн национальной автобусной компании Британии, на одном из автобусов которой, кстати, я застряла на б часов как-то ночью на шоссе между Ноттингемом и Манчестером из-за разлитых на дороге химических удобрений). После этого популярность группы несколько спала, а выпущенный в 2001 году Regeneration продавался откровенно плохо, - THE DIVINE COMEDY перестали звучать как THE DIVINE COMEDY, изменив основанному ими самими жанру orchestral pop с RADIOHEAD, а Нил Хэннон сменил неизменные костюмы на джинсы.
Распустив группу в 2002 году, Нил продолжил сольную карьеру, первым студийным результатом которой стал выход в марте 2004 года альбома Absent Friends - Отсутствующие Друзья, поучаствовать в котором довелось и Яну Тирсену, и Лондонскому филармоническому оркестру. Критики среагировали на новое творение Хэннона весьма доброжелательно, заметив, что несмотря на то, что поп-слава альбому не грозит, эта работа несомненно станет одним из наиболее интересных событий 2004 года. Именно с новой пластинки я и начала разговор с Нилом.

Нил, почему альбом называется Отсутствующие Друзья? Кому адресовано это обращение?
Нил Хэннон:
Во многом это зависит от того, кого считать отсутствующими друзьями... Для меня речь во многом шла о бывших участниках группы: мы были вместе б лет. Но при этом заглавный трек рассказывает о тех людях, которых мы любили и которых с нами уже нет. Вы могли бы написать и свою версию такой песни. Вообще-то я написал около 30 вариантов историй о самых различных людях, из которых в конечный вариант попали только пять. В том числе истории об Оскаре Уайльде, Стиве Маккуине и первой советской собаке в космосе - Лайке.
На альбоме есть и отдельная инструментальная композиция, посвященная Лайке...
Нил:
Да, я люблю собак. Я вырос с собаками. Каждый раз, когда я думаю о Лайке, я начинаю рыдать (смеется). Это очень грустная история. Но, с другой стороны, она была героической собакой. Да и симпатичной тоже - я видел фотографии.
Вы знаете, что она была бездомной дворняжкой? Ее подобрали на московских улицах, тренировали несколько недель, а потом отправили в космос. Во всяком случае, подобная версия была опубликована в прессе.
Нил:
Правда? Нет, я не знал. Тогда это действительно круто. Но я думаю, что это также говорит очень многое и о человеческой расе. Когда люди наконец-то накопили достаточное количество знаний, чтобы покинуть атмосферу Земли, они послали туда собаку. Так что собака оказалась первым живым существом, которое покинуло нашу планету. Что опять-таки довольно круто.
В новом альбоме участвует Ян Тирсен. Как сложилось ваше сотрудничество?
Нил:
Нас познакомила наша французская звукозаписывающая компания еще в 1998 году. Я спел во время его выступлении на радио, а потом мы записали кавер-версию песни Дэвида Боуи Life On Mars. И я тогда понял, что он отличный, очень умный музыкант. Затем Ян попросил меня спеть в его последнем альбоме, и я подумал: почему бы не попросить его сыграть в моем?
Бы также сотрудничили и с Майклом Найманом. С кем планируете работать еще?
Нил:
Я часто занимаюсь самыми различными вещами, выбирая то, что мне интересно. Стараюсь делать то, о чем буду сожалеть, если этого не сделаю. Например, на британском телевидении есть шоу Mastermind (викторина, в которой участнику надо отвечать на весьма специальные вопросы по трем узких темам, которые он сам определяет - А. Д.). И я согласился в ней участвовать. Такое можно попробовать лишь раз в жизни.
А несколько недель назад я видела вас утром в передаче Wright stuff на Channel 5, где вы вполне здраво рассуждали о сексе в подростковом возрасте.
Нил:
Вы это видели? Никто же не смотрит Channel 5! (смеется) . Ну да, иногда надо участвовать в проектах, о которых можно будет потом рассказывать внукам.
Вернемся к разговору о новом альбоме. Вы сейчас как раз в середине концертного турне. Нравятся ли вам живые выступления?
Нил:
О да! Это просто фантастика! Я сейчас выступаю с 16 музыкантами, а это значит, что мы играем меньше, чем обычно: в первой части тура было только 5 концертов. Каждое выступление длится примерно два часа.
Я думаю, что песни не реализуются до конца, не выполняют своего предназначения, пока не исполнишь их вживую перед людьми. Я люблю записывать альбомы, но и исполнять их на концертах - тоже здорово, (задумчиво) Да, а вообще-то писать песни я тоже люблю. Все вместе. Я очень счастливый человек (смеется).
Собираетесь ли вы с концертом в Россию?
Нил:
Я бы очень хотел. Честное слово. Я был в России только однажды - в 1989 году с отцом, в туристической поездке. Тогда мы побывали в Москве, Ленинграде и Ялте. Это было потрясающее время - незадолго до распада советской системы. И еще я научился в Ялте плавать. Я и сейчас очень плохой пловец, но, по крайне мере, на воде держусь.
А я не умею плавать...
Нил:
Правда? Очень хорошо вас понимаю. Раньше я тоже не мог: вокруг всегда были другие дети, и я постоянно смущался. А в Ялте, в бассейне отеля, были только мы с отцом. И я внезапно понял, как это делается!
Какие еще впечатления остались от России?
Нил:
У нас в автобусе была потрясающая женщина-гид - она была полна демократией и гласностью и очень многое нам об этом рассказывала. Например, когда мы в Москве проезжали мимо здания КГБ, она сказала: Вот там эти сволочи вершили террор на протяжении всех этих лет. Это было восхитительно. Но немного страшно. Еще у меня сложилось впечатление, что Россия - очень большая страна. И меня это также испугало. Потому что я был очень маленьким... Хотя сыграть в России мне, конечно, хотелось бы, - всегда хочется выступать там, куда не так часто ездишь. Но, полагаю, пока это слишком дорогостоящая идея.
С того момента, как вы распустили группу, не появлялось ли у вас желания собрать новую?
Нил:
Нет, думаю, что я просто буду набирать музыкантов под разные проекты. И буду стараться сохранять достаточно высокую текучесть кадров. Я довольно часто меняю вкусы и пристрастия, а еще не люблю, когда мне что-то советуют. Мне нравится делать то, что мне нравится. Слишком большой эгоист...
А почему вы сохранили название THE DIVINE COMEDY, оставшись по сути в одиночестве? Почему было не изменить его на, скажем, DIVINE COMEDIAN (БОЖЕСТВЕННЫЙ КОМЕДИАНТ)?
Нил:
Это вы хорошо подметили (смеется)... Я не знаю. Дело в том, что у меня вообще-то всегда было две группы. Когда я начал проект THE DIVINE COMEDY в 1989 году, сразу после возвращения из России, со мной было еще двое моих школьных друзей также из североирландского города Эннискиллена. Вместе мы играли 2-3 года, а потом разошлись. Так что первые 3 альбома я в основном сделал сам - Liberation, Promenade, Casanova, - но под эгидой THE DIVINE COMEDY. Потом я собрал другую группу, но мне и в голову не приходило сменить название. Мне оно слишком нравится. Оно создает некоторую дистанцию между мной и публикой. И еще я люблю путаницы и неразберихи. Когда речь идет о музыкантах, выступающих сольно, всегда очень тяжело отделить их музыку от них самих. Что бы они ни пели, это автоматически проецируется слушателями на музыкантов. Публика думает: Вот это и есть их жизнь. Я не хочу, чтоб обо мне думали так же. Я пишу довольно много историй, в том числе абсолютно фантастических и нереальных, и не хочу, чтоб думали, что я пережил их в действительности. Так что пусть будет некая загадка.
Какую музыку вы слушаете сейчас?
Нил:
Разную. Нину Симоне, Джонни Кэша, Ноэла Коуарда, Курта Вайля, QUEENS OF THE STONE AGE, Равеля, Стравинского... TEXAS. Надо подождать и посмотреть, как они повлияют на меня. Есть еще такая североирландская группа SHOW PATROL, - тоже очень мне нравится.
Вас часто сравнивают с Ноэлем Коуардом, британским драматургом, поэтом и музыкантом. Как вы думаете, вы действительно работаете в его традиции?
Нил:
Я беру много от этой традиции, но никогда бы не смог быть настолько смешным и, в то же время, таким же умным, как он. Я не могу носить такие же костюмы, не выглядя при этом глупо. Но его тексты просто потрясают. Так же как и тексты Скотта Уокера (американский исполнитель и автор песен - А. Д.) по другую сторону Атлантики. Скотт был просто блестящим текстовиком. И при этом писал хорошие мелодии. Но, очевидно, на меня повлияли несколько исполнителей, в том числе и Скотт Уокер. Если бы не он, я бы, наверное, вообще не стал заниматься музыкой.
Полагаете ли вы, что иностранная аудитория, не знающая в совершенстве английского языка, и всего контекста британской культуры, способна понять ваши песни?
Нил:
О да! В песнях музыка без слов бессмысленна, и слова без музыки не менее бесмыссленны. И когда вы покупаете мой альбом, вы же не открываете сразу буклет и начинаете читать тексты песен. Вы слушаете песни, и осознаете, какие чувства у вас при этом возникают. Конечно, если вы хотя б немного понимаете смысл текстов, это уже создает как бы второй слой понимания моих вещей. Один из самых моих больших фан-клубов, как это ни странно, находится во Франции. Притом что многие из моих французских поклонников ни знают ни слова по-английски.
Какие книги вы сейчас читаете?
Нил:
Во время турне довольно тяжело читать, знаете ли. В основном играю в компьютерные игры. Из прочитанного в последнее время - Звезда моря ирландского писателя Джозефа О'Коннора. Довольно депрессивная вещь. До этого, что прозвучит весьма претенциозно, я прочитал Преступление и наказание Достоевского. Не стоит и говорить, что эта книга потрясла меня. Но это очень тяжелый роман.
У Достоевского есть романы и потяжелее...
Нил:
Правда? Думаю, что мне надо подождать несколько лет, прежде чем приступать к ним.
Какой ваш любимый альбом THE DIVINE COMEDY?
Нил:
Я люблю их всех как собственных детей. Но если бы мне разрешили взять с собой только один, я бы оставил Absent Friends, потому что мне кажется, что этот альбом стал для меня революционным. Я наконец-то понял, как правильно сделать альбом. Он смешной, но не слишком глупый. Там много оркестровых партий, но это не самоцель, потому что наличие оркестра действительно помогает воспринимать тексты. И все композиции рассказывают о важных вещах - маленьких, но важных. Мне он на самом деле нравится, и я очень счастлив, что записал его. До Absent Friends я боялся случайной смерти, - например, попасть под автобус, - потому что не чувствовал, что сделал все, что должен был сделать. Но теперь меня не очень волнует мысль, что я выйду на улицу и попаду под колеса автобуса. Потому что я записал совершенный альбом. Но все-таки я хотел бы сделать еще несколько. Надеюсь, что мне это удастся.
Ангелина Давыдова



Читайте далее: HECATE ENTHRONED: Интервью с Дином (2002) IMPALED: Интервью с Раулем Варела в исполнении Билла Зебуба (2001) IRON MAIDEN: IRON MAIDEN KANSAS: Интервью с Керри Ливгреном (2004) В. Цой и группа КИНО: Максим Пашков. Если не он то кто?.. В. Цой и группа КИНО: Борис Гребенщиков. Мы были, как пилоты в соседних истребителях… Lenny Kravitz: Эти замечательные простые песни - интервью с Ленни Кравицом (2001) Дюша Романов: О смысле частной жизни или Мы занимаемся изменением сознания. Беседа Джорджа Гуницкого с Дюшей и Файнштейном SATYRICON: Интервью с Сатиром (2002) INFERNAL MAJESTY: Интервью со Стивом Террором и Чеем МакМалленом (1999) SEX PISTOLS: SEX PISTOLS - биография группы SKITZO: Интервью с Лансом Озаниксом (2003) SLIPKNOT: ЗАШИБИСЬ! SOULGRIND: Интервью с Лордом Хайккиненом (2002) THE GATHERING: Интервью с ударником группы, Гансом Руттеном INFINITY: Интервью с Бето Вазкезом, Кэндис Найт, Сабиной Эдельсбахер и Тарьей Турунен (февраль 2002) TRANS-SIBERIAN ORCHESTRA: Человек-оркестр - интервью с полом О'Нилом (2004) John Wetton: Джон Уэттон: Великий Путешественник ЗЕМФИРА: Музыка начинает и выигрывает - интервью с Земфирой