Главная страница - Текущий раздел: Статьи

THE DOORS: THE DOORS




1965, США
Исходный состав: Джим Моррисон (8.12.1943 - 3.07.1971) - вокал; Рэй Манзарек (12.02.1935) - клавишные; Джим Манзарек - гитара; Рик Манзарек - клавишные; Джон Денсмор (1.12.1944) - ударные.
У истоков THE DOORS стоял один из самых великих богов рока - поэт, певец, композитор и кинорежиссер Джим Моррисон. Познакомившись с ним, студент Калифорнийского университета Рэй Манзарек, игравший на клавишных в группе RICK AND THE RAVENS, быстро понял, что другой такой харизматический фронтмен на его пути вряд ли встретится, и предложил Джиму основать собственный коллектив. Сначала в состав входили братья Рэя, но затем группа сократилась до квартета - в нее влились джазовый ударник Денсмор и гитарист Робби Кригер (8.01.1946), вместе игравшие в THE PSYCHEDELIC RANGERS. Контракт с юной командой рискнула подписать фирма CBS/Columbia, однако вскоре THE DOORS пригласила к сотрудничеству компания Elektra, на которой записывались LOVE и THE PAUL BUTTERFIELD BLUES BAND.
Готовясь к студийной работе, THE DOORS выступали в лос-анджелесских клубах, исполняя блюзовые стандарты, модные поп-хиты и изредка собственные композиции. В сентябре 1966г. под руководством продюсера Пола Ротшильда началась запись дебютного альбома, который в январе 1967 г. занял 2-е место в хит-параде США.
Первый диск THE DOORS считается лучшей работой великой группы. На альбоме великолепно сбалансированы тревожные энергичные риффы, плавающий психоделический саунд и блюзовый драматизм. Некоторые песни близки к балладам или хит-парадному року, но сумрачный и отстраненный вокал Моррисона спасает их альтернативную репутацию. Все мелодии группы, большей частью пессимистичные и мрачные, строились на звучании органа Манзарека; соло-гитара Кригера звучала то как наивный инструмент бит-группы, то дерзко и отвязанно (кавер Вилли Диксона Back Door Man), то расслабленно и таинственно (End Of The Night). Альбом завершает 11-минутная драматическая поэма The End, которую Джим декламировал под аккомпанемент завораживающего восточного гитарного риффа, тамбурина, клавишных и ударных.
Суперхитом альбома стала композиция Light My Fire - ее сокращенная сингловая версия 29 июля 1967 г. заняла в США 1-е место. Отработав лето 1967-го в нью-йоркском клубе The Scene, THE DOORS приступили к записи второго диска.
Как и первый, он пронизан настроением психоделического сумрака. Синглом, предварявшим альбом, вышла композиция People Are Strange (US-12) - одна из самых экзистенциальных песен группы. Люди чужды тебе, когда ты сам чужой. Лица безобразны, когда ты одинок. Женщины порочны, когда ты никому не нужен. Улицы неровны, когда ты подавлен. Никто не помнит твоего имени, когда ты чужой, - мрачно пел Моррисон, и такой текст разительно не совпадал с царившей на Западном побережье атмосферой любви и мира. Хотя Джим и вел полубродяжнический образ жизни, он никогда не разделял светлого и оптимистичного мировоззрения хиппи. Одним из первых он понял, что самоустранение целого поколения из реальной жизни выгодно очень многим власть имущим.
Второй альбом THE DOORS занял в США 3-е место, что было отличным результатом: только JEFFERSON AIRPLANE могли похвастаться таким же коммерческим успехом при полной альтернативности музыки. Популярность THE DOORS только возросла после скандальных выходок Джима в телешоу Эда Салливана и на концерте в Нью-Хэйвене, штат Коннектикут.
В начале января 1968 г. началась работа над третьим альбомом, которая продвигалась вяло из-за усталости музыкантов и частых срывов Джима в запои. При прослушивании диска удивляет ощутимое влияние британской группы THE KINKS (в песнях Wintertime Love, We Could Be So Good Together и Hello, I Love You). Последняя композиция была построена на жестком риффе, очень напоминающем песню THE KINKS All Day And All Of The Night, и создавалась с явным прицелом на хитовость (US-1, 3 августа 1968 г.) Самыми убедительными номерами альбома стали Love Street, где расслабленный вокал Джима гармонирует с драматическими клавишными Рэя, Spanish Caravan с выразительным гитарным соло Кригера и Summer's Almost Gone, которую Моррисон исполнял вяло и сумрачно, создавая у слушателей ощущение безысходной тоски. Впервые в студии THE DOORS сотрудничали с сейшнменом: басовые партии альбома вел Дуг Лубан из группы THE CLEAR LIGHT.
Несмотря на то что альбом Waiting For The Sun получился менее цельным, чем два первых диска, а местами просто неинтересным, он стал первым и единственным чарттоппером группы (US-1, 7 сентября 1968 г.) Решив наконец прорваться на европейский музыкальный рынок, THE DOORS осенью 1968 г. провели турне по Англии, ФРГ, Дании и Нидерландам. Тогда же началось разочарование Моррисона в группе, в частности в зрелищной стороне ее концертов. Он ушел в сочинение стихов и враждебно воспринимал попытки навязать ему имидж секс-идола и бунтаря-маньяка.
С декабря 1968 г. THE DOORS начали выпуск синглов к очередному альбому и явно переборщили с ними - на четырех синглах было издано семь песен из девяти, представленных на диске. Такая мощная реклама, однако, не спасла альбом The Soft Parade (US-6) от критики. Хотя четыре песни из него стали хитами, диск явно не дотягивал до уровня предыдущих работ THE DOORS Некоторые композиции были созданы под явным влиянием вошедших в моду BLOOD, SWEAT AND TEARS - в аранжировке были использованы духовые инструменты, на фоне которых голос Моррисона звучал чуть ли не фальшиво. Главный хит альбома Touch Me (US-3) напоминает скорее THE BOX TOPS - коммерческих подражателей THE DOORS. Неудивительно, что многие критики отметили творческую растерянность команды, плодом которой был альбом The Soft Parade. Этот диск точно отражает переломный период в биографии группы, ознаменовавшийся растущим равнодушием Джима к своему коллективу и его поклонникам.
1 марта 1969 г. THE DOORS дали печально знаменитый концерт в Майами, превратившийся в откровенное издевательство Моррисона над аудиторией. Через неделю лидеру THE DOORS были предъявлены обвинения в непристойном поведении на сцене и сквернословии, а в США развернулась массовая кампания против THE DOORS. Затянувшийся судебный процесс очень угнетал Джима, мешал ему сосредоточиться на поэтическом творчестве и кинорежиссуре. Кроме того, фирма Elektra требовала быстро подготовить студийный и концертный альбомы. В феврале 1970 г. THE DOORS выпустили Morrison Hotel (US-4/UK-12) - яркую и крепкую работу в ритм-энд-блюзовом и хонки-тонк-блюзовом ключе, а в июле - двойной концертный диск (US-8/UK-69), куда впервые вошла в полной версии поэма Джима Celebration Of The Lizard.
12 декабря 1970 г. THE DOORS дали последний концерт в золотом составе. Джим был очень утомлен и отказывался от гастролей. Тем не менее над альбомом L.A. Woman (US-9/UK-28) он работал с удовольствием. Диск получился целиком блюзовым. Подлинными жемчужинами группы стали композиции Love Her Madly (US-11), L.A. Woman, напоминающая по духу ранние поэмы Моррисона, и Riders On The Storm (US-14/ UK-22), замыкающая диск. Ночная атмосфера этой песни, рожденная холодным печальным голосом Джима, переливающимися джазовыми клавишными Рэя на фоне раскатов грома, дрожащим гитарным соло Робби и сдержанными ударными Джона, напомнила слушателям первый альбом великой группы.
На момент издания альбома Моррисона уже не было в США - в марте 1971 г. он уехал в Париж, чтобы отдохнуть, заняться новыми стихами и киносценарием. Однако 3 июля 27-летний лидер THE DOORS внезапно скончался от сердечного приступа. До сих пор его смерть окутана тайной. Мертвого Моррисона не видел никто, кроме его подруги Памелы Курсон. Похороны проходили в закрытом гробу. Учитывая характер Джима, вполне можно допустить, что его смерть - одна из самых продуманных и убедительных мистификаций в истории рок-музыки. Во всяком случае, очень хочется верить, что Моррисон завершил свою карьеру певца и шоумена эффектным артефактом - собственными похоронами. Могила Джима находится на парижском кладбище Пер-Лашез.
Большинство поклонников было уверено, что группа перестанет существовать после смерти-исчезновения Джима. Но 25 ноября 1971 г. Манзарек, Кригер и Денсмор заявили, что будут продолжать деятельность, и выпустили альбом Other Voices (US-31), вокальные партии на котором исполняли Рэй и Робби. Музыка была вполне интересной, но без магического голоса Джима и его дара шоумена THE DOORS уже не воспринимались в качестве великой группы. Правда, справедливости ради стоит отметить, что американское зимнее турне 1972 г. и европейское весеннее (на сцене группе помогали гитарист Бобби Рэй и басист Джек Конрад) удались. Но альбом Full Circle (US-68) оказался настолько вымученным и безжизненным, что Манзарек, Кригер и Денсмор отказались от названия THE DOORS. Путь группы без Моррисона лишний раз показал, кто был душой, сердцем и вдохновителем THE DOORS.
Никому из бывших музыкантов группы не удалось сделать заметной сольной карьеры. В первой половине 70-х THE DOORS не пользовались популярностью ни в США, ни в Европе.
Первый всплеск посмертного интереса к Джиму Моррисону и его группе произошел в ноябре 1978 г., когда вышел альбом An American Prayer - Jim Morrison (US-54) - на стихи Джима Манзарек, Кригер и Денсмор наложили свою музыку (элегантный гитарный фьюжн, напоминающий Джорджа Бенсона). Успех альбома ознаменовал собой начало постепенного обожествления Моррисона. На протяжении 80-х интерес к его личности неуклонно рос, пока не достиг апогея в 1991 г., когда на экраны вышел фильм Оливера Стоуна The Doors с Взлом Килмером в роли Джима. 1991 год ознаменовался настоящей дорзоманией, особенно в Англии, где переизданный сингл Light My Fire 15 июня попал на 7-е место в хит-параде. К концу 90-х за THE DOORS прочно закрепился статус альтернативной группы № 1, своего рода прародителей всех независимых рок-течений - от панка до неопсиходелии. Характерный саунд THE DOORS не выходит из моды - его элементы можно найти даже в творчестве Мадонны (Beautiful Stranger), не говоря уже об Элисе Купере, JOY DIVISION, Нике Кэйве, DANZIG, SMASH MOUTH, Беке и многих других группах и исполнителях.
12 января 1993 г. THE DOORS были внесены в Зал Славы Рок-н-ролла в Кливленде. На традиционном послеобеденном джэме Рэй Манзарек, Робби Кригер и Джон Денсмор выступили вместе с вокалистом PEARL JAM Эдди Веддером. Затем трио провело недельный Break On Through Tour, выступив в Париже и почтив память Джима на Пер-Лашез.
Время от времени бывшие музыканты великой группы заявляют о готовности работать вместе и даже объявляют имена кандидатов на роль вокалиста, но, по-видимому, историю THE DOORS все же можно считать законченной. Она уже стала красивой и величественной легендой, к которой каждое поколение историков рока будет добавлять новые штрихи.
Изменения состава
1966: - Рик и Джим Манзарек; + Робби Кригер (THE PSYCHEDELIC RANGERS), гитара
1971: - Моррисон



Читайте далее: IRON MAIDEN: IRON MAIDEN: Четвертая жизнь Железной девы IMPALED NAZARENE: IMPALED NAZARENE - биография В. Цой и группа КИНО: Александр Липницкий. Он как никто мог поднять человека с колен… В. Цой и группа КИНО: Александр ТИТОВ. Он искал современный язык… MORTICIAN: Интервью с Роджером Бежором (1999) САНСАРА: The BEATLES нас никогда не переворачивали - интервью с группой (2002) SCEPTIC: Интервью с Яцеком Хиро (2001) SEPTIMA: Интервью с группой SEPTIMA (2003) SINERGY: Интервью с Кимберли Госс (18 декабря 2001) SKREWDRIVER: SKREWDRIVER - биография группы СМЫСЛОВЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ: Не надо гнобить русские группы - интервью с группой (2001 год) SUEDE: Новое утро в атомном небе FOCUS: Показать вам FOCUS? TOTAL: Темный комок эмоций - интервью с Мариной Черкуновой (2002) Roger Waters: Биография Роджера Уотерса THE WHITE STRIPES: Многополосное движение - интервью с Джеком Уайтом (2005) ЗООПАРК: Уездный город N - история альбома IRON MAIDEN: Интервью с Эдрианом Смитом (2000) ITEM: Интервью с группой (2005)