Главная страница - Текущий раздел: Статьи

Bob Dylan: Bob Dylan




24 мая 1941 г., Дулут (США)
Один из величайших рок-поэтов и композиторов Боб Дилан (настоящее имя Роберт Аллен Циммерман) прошел долгий и сложный творческий путь. В 12 лет он научился играть на гитаре и губной гармонике, присоединился к школьной группе THE GOLDEN CHORDS, однако вскоре бросил подражать Литтл Ричарду и во время учебы в Миннесотском университете увлекся фолком. В 1960 г. Роберт играл на фортепиано в бэк-группе певца Бобби Ви, где и взял себе творческий псевдоним Боб Дилан (в честь поэта Дилана Томаса). В то же время он начал писать собственные песни и вскоре приехал в Нью-Йорк, на Хайуэй, 61, где жил кумир юного музыканта - смертельно больной фолк-певец Вуди Гатри. Гатри одобрил сочинения Дилана и помог ему сделать первую запись - стандарт San Francisco Bay Blues (3 февраля 1961 г.). 11 апреля в клубе Gerde's Folk City прошел первый крупный концерт Дилана, на котором он познакомился с Джоан Баэз. Летом-осенью 1961 г. музыкант работал в качестве сейшнмена и произвел большое впечатление на продюсера Джона Хэммонда, который поместил в газетах рецензии на концерт Дилана и помог ему подписать контракт с фирмой CBS/Columbia. 20 октября 1961 г. был записан дебютный альбом, содержавший чистую акустику. В хитпарады он не попал, но стал крупным событием в фолк-кругах. Очень характерный, слегка гнусавый, почти стариковский вокал певца, его своеобразная манера пения, то плавная, то близкая к речитативу, а также интереснейшие тексты на фоне простой запоминающейся мелодии быстро выделили Дилана из когорты его ровесников-бардов. В августе 1962 г. Роберт Циммерман уже официально сменил имя на Боб Дилан, а в декабре того же года впервые выступил с концертом в Англии. В мае 1963 г. вышел второй альбом The Freewheelin' Bob Dylan, большую часть материала к которому музыкант написал сам. В альбом вошли песни A Hard Rain's A-Gonna Fall, Don't Think Twice, It's All Right, Masters Of War и легендарный антивоенный гимн Blowin' In The Wind, мгновенно сделавший Дилана вождем американского молодежного движения. Кавер-версия Blowin' In The Wind в исполнении фолк-трио PETER, PAUL & MARY в августе 1963 г. заняла 2-е место в национальном хит-параде. Однако ранний период творчества музыканта близился к завершению - альбом The Times They Are A-Changin' (апрель 1964 г.) стал последним сборником песен протеста. Будучи ищущим и широко мыслящим человеком, Дилан понимал, что времена меняются, THE BEATLES привнесли в музыку новые идеи и формы и что ограничивать себя рамками акустического фолка - значит обеднять свое творчество. Первые признаки грядущих перемен были замечены еще на Ньюпортском фолк-фестивале 1963 г., когда Боб спел интимную балладу My Back Pages; а появление альбома Another Side Of Bob Dylan (сентябрь 1964 г.) уже окончательно свидетельствовало об отходе музыканта от прямолинейной политизированности: теперь это был сложный, философский фолк, и неудивительно, что американские слушатели, привыкшие к Дилану-барду, растерянно разместили альбом только на 45-м месте в хит-параде. Англичане же приняли диск тепло - 8-е место. Интерес к Дилану в Британии стремительно рос - в апреле 1965 г. чарты возглавил альбом The Freewheelin' Bob Dylan (через месяц он повторил это достижение), альбом The Times They Are A-Changin' занял 4-е место, а дебютная работа музыканта - 13-е. 30 апреля 1965 г. началось недельное турне Дилана по Англии, завершившееся легендарным концертом в Алберт Холле. Во время пребывания Дилана в Лондоне его новый альбом Bringing It All Back Home, записанный в Нью-Йорке 14-15 января, возглавил британский хит-парад и занял 6-е место в американском. На диске преобладали монументальные акустические композиции (Mr. Tambourine Man, It's All Right, Ma (I'm Only Bleeding), Maggie's Farm, It's All Over Now, Baby Blue, If You Gotta Go, Go Now), но был представлен и электрический рок (Subterranean Homesick Blues). Альбом мгновенно приобрел культовый статус, а большинство песен из него стали стандартами рока. Тем не менее американские фолк-круги бурно негодовали по поводу предательства Дилана. Выступление Боба на Ньюпортском фестивале 25 июня 1965 г. вызвало бурную реакцию его бывших поклонников, т.к. Дилан играл на гитаре Фендер-Стратокастер, которая считалась исключительно рок-н-ролльным (к тому же очень дорогим) инструментом, а помогала певцу блюзовая группа THE PAUL BUTTERFIELD BLUES BAND.
На другой день после этого события, 26 июня, кавер-версия песни Дилана Mr. Tambourine Man в исполнении группы THE BYRDS возглавила хит-парад США (а через пять недель - и Англии). Это положило начало дилановскому буму в рок-кругах Америки и Британии: в 1965-1969 гг. каждой уважающей себя группе полагалось иметь в своем репертуаре хотя бы один кавер дилановской песни. Воздержались от повальной моды на Дилана только самые великие музыканты - THE BEATLES, THE ROLLING STONES, THE DOORS (хотя и они тщательно изучали творчество Боба). По мнению самого Дилана, лучше всех его песни исполняли THE BYRDS и MANFRED MANN. Буквальное том же 1965 г. начала формироваться дилановская школа рок-вокала: в моду вошло небрежное глуховатое пение с элементами речитатива; под Дилана одно время пел даже Джон Леннон, не говоря уже о бесчисленном множестве звезд помельче. В настоящее время традиции дилановского вокала развивают, помимо самого Боба, Крис Ри, Том Петти, Леонард Коэн, Марк Нопфлер, Брюс Спрингстин, Ник Кэйв. Вдохновленные дилановскими песнями, увлеклись фолк-роком сотни талантливых американских и британских музыкантов. Словом, творчество Дилана произвело в мировой музыке революцию не меньшую, чем творчество THE BEATLES.
4 сентября 1965 г. эпохальная композиция Like A Rolling Stone заняла 2-е место в США, 4-е в Англии и была продана тиражом свыше миллиона копий, несмотря на сложный текст и нехарактерный для коммерческого радио формат звучания - шесть с лишним минут. Через месяц вышел первый полностью роковый дилановский альбом Highway 61 Revisited, включавший, помимо Like A Rolling Stone, прекрасную Ballad Of A Thin Man; диск вошел в Топ-5 по обе стороны Атлантики. 14-17 февраля 1966г. в Нэш-вилле были записаны материалы к двойному диску Blonde On Blonde, a 25 июля Дилан едва не погиб - его мотоцикл попал в аварию недалеко от Вудстока, штат Нью-Йорк. Музыкант получил многочисленные переломы ребер и шеи, результатом чего были частичный паралич и амнезия. Дилан выбыл из рок-музыки почти на два года, но записанные ранее композиции продолжали выходить. Альбом Blonde On Blonde стал событием августа 1966 г.; на нем изданы такие шедевры, как Rainy Day Woman # 12 & 35 (US-2), I Want You (US-20), Just Like A Woman (US-33) и Absolutely Sweet Mary. В сентябре 1967 г. большую популярность снискал первый классический рок-бутлег - двойной Great White Wonder, в основу которого легли репетиционные записи Дилана с группой THE HAWKS. Колоссальный спрос на бутлег объяснялся тем, что музыкант в это время крайне резко отзывался о своей популярности, отказывался давать интервью и занимался исключительно своим здоровьем и семьей. Но понемногу Дилан оправился от травм, снова приступил к работе, и записи первых же сессий с THE HAWKS были растиражированы заводом по нарезке пластинок раньше, чем туда поступил официальный мастер-тейп. Это был бутлег The Basement Tapes, имевший такой огромный успех, что Дилан разрешил его официальное издание в 1975 г.
20 января 1968 г. Дилан впервые со времени аварии выступил на сцене, а в феврале появился в продаже альбом John Wesley Harding (US-2/UK-1), записанный в Нэшвилле, - безупречная изящная работа, отмеченная влиянием кантри. Этим альбомом принято завершать классический период творчества великого музыканта. На John Wesley Harding Дилан вновь обращается к политическим темам, трактуя их очень своеобразно - на фоне гневных песен протеста Джоан Баэз и JEFFERSON AIRPLANE лирика альбома кажется почти интимной, однако она с поразительной точностью отражает умонастроения американцев в разгар вьетнамской бойни и движения хиппи.
Успех побудил Дилана продолжить работу в стиле кантри - альбом Nashville Skyline был записан с участием британской группы THE NICE и мастера кантри Джонни Кэша (UK-1/ US-3). 31 августа Дилан с группой THE BAND выступил на рок-фестивале Остров Уайт, где его программа продолжалась целый час. Это выступление было запечатлено на двойном альбоме Self-Portrait, куда вошли также новые песни и кавер-версии хитов Пола Саймона, Гордона Лайтфута и EVERLY BROTHERS.
С 1970-х гг. Дилан постепенно теряет репутацию пророка и голоса нации: он становится одним из многих живых классиков рока, суперзвездой, каждый альбом которой привлекает внимание. Из наиболее удачных работ следует отметить Blood On The Tracks (US-1/UK-4), Desire (US-1/UK-3) и Street Legal (US-11/UK-2). В конце 70-х Дилан неожиданно увлекся христианской музыкой и выпустил в этом ключе три альбома (1979-81), весьма прохладно принятых в США и тепло - в Англии. Начинается сотрудничество мастера с его учениками, близкими по духу и стилю коллегами - Марком Нопфлером, Томом Петти, Роджером МакГуинном, Джорджем Харрисоном; любопытнейшим был состав приглашенных музыкантов на альбоме 1988 г. - Эрик Клэптон, Рон Вуд, Марк Нопфлер, Джерри Гарсиа, Стив Джонс и Пол Саймон. В октябре 1988 г. Дилан под псевдонимом Лаки присоединился к супергруппе TRAVELING WILBURYS, а 18 января 1989 г. имя Дилана было торжественно занесено в анналы Зала Славы Рок-н-ролла.
В 90-х Дилан записал три студийных альбома, которые стали крупными событиями в музыкальной жизни всего мира. К сожалению, музыкальный стиль Дилана сейчас сильно обезличен, это типично американский мэйнстрим, замешанный на фолк-роке и кантри, и отличить Боба от его бесчисленных учеников и подражателей можно лишь по вокалу. Тем не менее тексты песен легендарного барда так же интересны, как и в 60-е. Традиции отца достойно продолжает сын, Джейкоб Дилан, лидер известной группы THE WALLFLOWERS.
Творчество Боба Дилана, при жизни ставшего легендой и признанного одним из самых значительных американских поэтов XX века, оказало и продолжает оказывать огромное влияние на развитие мировой музыки.



Читайте далее: В. Цой и группа КИНО: Александр Липницкий. Он как никто мог поднять человека с колен… В. Цой и группа КИНО: Александр ТИТОВ. Он искал современный язык… MORTICIAN: Интервью с Роджером Бежором (1999) САНСАРА: The BEATLES нас никогда не переворачивали - интервью с группой (2002) SCEPTIC: Интервью с Яцеком Хиро (2001) SEPTIMA: Интервью с группой SEPTIMA (2003) SINERGY: Интервью с Кимберли Госс (18 декабря 2001) SKREWDRIVER: SKREWDRIVER - биография группы СМЫСЛОВЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ: Не надо гнобить русские группы - интервью с группой (2001 год) SUEDE: Новое утро в атомном небе FOCUS: Показать вам FOCUS? TOTAL: Темный комок эмоций - интервью с Мариной Черкуновой (2002) Roger Waters: Биография Роджера Уотерса THE WHITE STRIPES: Многополосное движение - интервью с Джеком Уайтом (2005) ЗООПАРК: Уездный город N - история альбома IRON MAIDEN: Интервью с Эдрианом Смитом (2000) ITEM: Интервью с группой (2005) JETHRO TULL: Кстати, о птичках - интервью с Йаном Андерсоном (2002) JUDAS PRIEST: JUDAS PRIEST