Главная страница - Текущий раздел: Статьи

EMPEROR: Последняя глава... Интервью с Исаном во время выпуска альбома Prometheus - Of Fire And Demise (11.09.01)




Вот вам пример того, что любое событие можно воспринимать по-разному... Мы очень обрадовались возможности поговорить с участником группы EMPEROR, но разговор получился грустным: хотя Prometheus - Of Fire And Demise - прекрасный альбом, он скорее всего является последним творением группы EMPEROR, так как группа вскоре прекратит свое существование. Исан участвует в проекте PECCATUM, а Самот и Трим будут заняты в группе ZYKLON. Но хотя эта история подходит к концу, другие только начинаются...

Вы много раз заявляли, что этот альбом будет последним...
Исан: Это не слухи, этот альбом действительно последний. Этому есть несколько причин: во-первых, мы чувствуем, что сделали все, что мы могли сделать как группа. И, в конце концов, мы были очень счастливы, что мы сделали этот выбор сами. Если вы посмотрите на нашу карьеру, то с коммерческой точки зрения, EMPEROR достиг предела своих возможностей. Так что, я думаю, мы имеем полное право сделать этот выбор и сказать, что мы сделали все, что хотели, и EMPEROR прекращает свое существование добровольно. Мы знаем, что многие люди расстроены этим событием. Но все-таки большинство из них уважает наше решение. В конце концов, мы оставили после себя четыре альбома, концертные записи и несколько синглов, так что людям будет чего послушать. Но я хочу обратить ваше внимание и на то, что хотя EMPEROR прекратил свое существование, мы продолжим работать в этой сфере и дальше. А то некоторые говорят обо мне так, будто я уже помер (смеется)
Вы сейчас будете играть в группе PECCATUM?
Исан: Да, но мы не работаем как постоянная группа с репетициями и т.п. У нас все по-другому. Я знаю, у Ириэль довольно много всяких планов и идей по поводу нового материала и она хочет начать работу над ним как можно скорее, но сейчас она доделывает свой сольный альбом, поэтому на реализацию этих идей у нее пока нет времени. Я тоже хочу сделать сольный альбом, хотя и не очень уверен, на что это будет похоже. Я надеюсь поработать с некоторыми другими музыкантами, у которых совершенно отличные от моих музыкальные вкусы. Существует столько разной музыки и так много талантливых людей, с которыми мне хотелось бы поработать, так что уйти из группы EMPEROR, чтобы заняться чем-нибудь новым, было очень легко.
Шведские музыканты часто помимо основной группы участвуют еще в нескольких проектах. Зачем это им нужно?
Исан: Музыканты больше внимания уделяют той группе, которую они называют основной. Однако, хотя я и был в EMPEROR дольше всего, лично для меня вся музыка, которую я делаю, одинаково важна, так что у меня нет приоритетов и так называемых побочных проектов. Вообще я думаю, что вся музыка, которую я создаю, одинаково воздействует на меня, и это постоянный процесс роста. Но определенно, моя роль в PECCATUM полностью отличается от той, что была в EMPEROR. В PECCATUM я занимаюсь гитарными аранжировками на музыку, которую написала Ириэль, и это опять же влияет на стиль моей игры.
Каким образом Трим и Самот участвовали в создании альбома, ведь стихи, музыку и аранжировки писали только вы?
Исан: Я бы сказал, что Трим очень хорошо поработал с ударными. Мне очень понравилась его игра, так как на самом деле я только обозначил основные партии, просто рассказал ему, как я это себе представляю. Он очень много добавил к жестокой и истеричной атмосфере альбома, как раз то, что я хотел. Так что он приложился к альбому как следует. А Самот тогда был занят в группе ZYKLON, где занимался практически всем, от написания материала и до участия в репитициях перед туром. Но так как мы с ним работаем уже более 13 лет, то я отлично знаю его музыкальные предпочтения и то, как он пишет музыку. Поэтому наше сотрудничество само по себе имело большое влияние на творческий процесс, хотя это и не видно на первый взгляд. Когда все песни были уже закончены, то оказалось, что я написал их сам, но так случилось только потому, что у меня было больше возможностей для творчества, ведь я мог работать в собственной студии. Но хотя я и написал весь материал в одиночку, это не сольный альбом, это альбом группы EMPEROR. Если бы я написал сольный альбом, то музыка на нем была бы абсолютно другой. Так что авторство материала не имеет большого значения, главное - это то взаимодействие между участниками группы, которое выработалось за долгие годы совместной работы.
В обложке альбома снова использовались иллюстрации Густава Дорэ?
Исан: Мы не нашли рисунков Доре, которые бы проиллюстрировали название альбома, так что обложку мы делали своими силами, но рисунок выполнен в той же технике медного шва. На рисунке изображен Прометей - мертвый старик, убитый орлом, это символично, а, кроме того, хорошо сочетается с концепцией и названием альбома. Вся обложка выполнена в мрачной и абстрактной манере.
Чем ваз заинтересовало творчество Дорэ?
Исан: Первый раз мы увидели его иллюстрации в Библии. Они идеально подходили к напыщенной атмосфере музыки EMPEROR. Мы использовали эти картинки для оформления совместного альбома с группой ENSLAVED. Для альбома In the Nightside Eclipse мы планировали сделать сборную обложку, то есть что-то вроде паззла, когда собираешь все обложки вместе и получается одна большая картинка. Из этого, конечно, ничего не вышло, но мы все равно использовали на обложке иллюстрации Доре, которые постепенно стали нашим стилем. В его картинах мы всегда могли найти то, что нам было нужно.
Новый альбом более-менее концептуальный...
Исан: Более-менее да. Сюжет более прямолинеен, чем все что мы делали до этого, но я сказал более-менее, потому что первые две или три песни являются взаимосвязанными по сюжету, в середине альбома сюжет распадается, а в конце альбома песни опять находятся в рамках основной сюжетной линии. В плане стихов, альбом состоит из отдельных историй, часть из которых рассказываются от третьего лица, а часть - от первого.
Вам больше нравится работать над целым сюжетом или над стихами к отдельным песням?
Исан: Я думаю, сочиняя песни для этого альбома мне было немного проще следовать сюжету. Вообще я считаю, что написание песен - это одна из труднейших задач для меня, поэтому придумать один сюжет мне гораздо легче, чем разработать несколько отдельных идей. Идеи не приходят сами по себе, поэтому я должен упорно работать, чтобы написать более-менее хорошие стихи. Сюжет более конкретизирует тематику стихов, это позволяет создать определенный план действий, а, кроме того, я могу добавить одну и ту же символику сразу в несколько песен вместо того, чтобы делать это для каждой песни отдельно.
Почему вы выбрали Легенду о Прометее? Чем она заинтересовала вас?
Исан: До этого мы использовали символику Люцифера и Икара, а сейчас - Прометея. Он изображен на обложке альбома, однако в песнях вы не найдете ни одного упоминания о нем. Вообще-то я поднабрался этого у Ириэль, так как она изучает древнюю историю, увлекается греческой мифологией и греческой литературой. Кроме того, она изучает латинский язык, так что тогда я был под влиянием всего этого и однажды понял, что это может стать концепцией следующего альбома. Но возвратимся к Прометею - единственная причина, по которой я решил использовать его - это то, что он был похож на Икара и Люцифера одновременно. Он, как и они пошел против всех, пренебрегая правилами и, в конце концов, был наказан. Но все они следовали зову сердца и делали не то, что от них ожидали высшие силы. Они были бунтарями, взрывными натурами, что также подходит под концепцию альбома, которая содержит в себе идею выхода за рамки каких-то норм и правил, о том, что помимо обычной точки зрения на какие-то вещи, существуют еще и альтернативные. В лирике альбома есть ассоциации с некоторыми событиями современности, есть ассоциации с очень старыми событиями, но, в сущности, все это символизирует конец группы EMPEROR. В альбоме прослеживается вся история развития группы, причем не только с точки зрения музыки, но и стихов. Они менялись на всем протяжении существования группы, но сейчас все подошло к концу. Там также есть подзаголовок: Of Fire And Demise, в том смысле, что и огонь может быть разрушительным и созидательным одновременно, оставляя что-то позади себя и создавая что-то новое.
Восстание против Бога или Богов и идея поделиться светом знания человечеством - это довольно широкая мифологическая тема - покровители, которые спустились с небес и научили людей искусствам и ремеслам, войне, красоте, и торговле, и также способам колдовства. Давая тайное знание человечеству, ангелы разозлили Бога и повлекли на себя его гнев. Все это является символами прогресса, и того, каких жертв стоит этот прогресс...
Исан: Точно, а еще это очень напоминает людей, которых мы сегодня считаем гениальными. Они не были бы гениальными, если бы не встали поперек общественного мнения. Раньше люди думали, что земля была плоской. Это считалось неоспоримым фактом, хотя на самом деле это конечно же было не так. Люди, устанавливающие истинную природу вещей, всегда были двигателями прогресса, хотя я и не могу сказать, что они всегда действовали во благо человечества. Такова уж природа прогресса, который может быть разрушительным, но такова человеческая природа, и с этим ничего не поделаешь. Мы очень жадные, мы всегда хотим большего, и нам никогда не достаточно того, что у нас есть.
Вы говорили о созидательных и разрушительных сторонах - я прочитала много интересного в одном из ваших интервью, где вы сказали, что сатанизм и Black Metal сначала тоже несли в себе изрядную долю деструктивизма и даже почти разрушили вашу личность, но когда вы пересекли определенную черту, все это даже стало помогать вам в творчестве, то есть вы направили эти разрушительные силы на путь созидания. Вы каким-то образом поменяли свое мировоззрение?
Исан: Что-то вроде этого. Я понял, что все религиозные нормы всего лишь условности. Причем, когда я смотрю на это со стороны, это не очень похоже на христианскую мораль, потому что многие запреты ничем необоснованны, например общество не одобряет все что связано с Black Metal. Но лично для меня, я полагаю, путь Black Metal был очень разрушающим, но он также был и созидательным. Я использовал свое воображение очень конструктивно. Впрочем такие противоречия есть и в других религиях. Сатанизм часто рассматривается как антирелигия, но если присмотреться внимательно, то в принципе она ни чем не отличается от христианской, только некоторые люди используют сатанизм как оправдание своих темных сторон. Сам я нахожусь вне всяких условностей. Я не отношу себя ни к сатанистам, ни к христианам, ни к какой религии вообще, потому что все, что я испытал и все чем я живу, никак не помещается в границы какой-либо религии.
Вы хотите сказать, что любая религия ограничинна?
Исан: Да, слишком ограниченна. Я могу понять религиозных людей, которые использую свою веру для поиска ответов на их вопросы и дающую смысл существования. Но когда я был католиком, я чувствовал себя некомфортно в том смысле, что меня не устраивали полученные на мои вопросы ответы, а смысл жизни по Библии вообще ускользал от моего понимания. Конечно, сейчас у меня есть смысл жизни, но кроме этого в моей жизни до сих пор много хаоса, и ограничивать себя это какими-то религиозными нормами, будь то христианство или сатанизм, я не могу, так как это не даст ответа на все вопросы.
Вы до сих пор ищете ответы?
Исан: С одной стороны, мне кажется, что я нахожусь в постоянном поиске, а с другой - я загружен повседневными проблемами настолько, что мне просто не хватает сил и времени на этот поиск. Кстати, эта тема тоже отражена в альбоме.
Я думаю, сатанизм может быть хорошей стартовой точкой для людей, которые хотят разобраться в себе и получить ответы на свои вопросы...
Исан: Возможно, но я также думаю, что важно не останавливаться на достигнутом, получив ответы на вопросы, а продолжать спрашивать. Я читал книги Кроули, ЛаВея, Питера Кэррола и некоторых его последователей - у меня довольно много книг о Магии Хаоса - я очень много нашел в этих книгах для себя. Одно время это было просто удовольствие находить что-то в так называемых интеллектуальных книгах. Такая литература сильно вдохновляла. Но спустя некоторое время эти книги уже перестали интересовать меня. Сейчас я считаю их просто частью своего прошлого, но они были очень полезны тогда. Вот может быть поэтому я и написал про слом старых условностей на новом альбоме. Но как и все, я также имею свой предел. Я думаю о том, как написать ту или иную песню, но я не считаю, что могу написать ее лучше чем кто-нибудь еще.
Вы сказали, что наука важна, ведь благодаря ей мы сейчас имеем возможность летать, так как несколько веков назад это считалось колдовством - но наука всегда противопоставлена природе, и это одна из тем, которые вы отразили в стихах...
Исан: Так ли это? Не основана ли вся наука на изучении природы? Мы можем сделать хорошие и полезные вещи, такие как компьютеры, например, но если вы посмотрите на обычный цветок, вы увидите и поймете всю его сложность и изобретательность природы. Наука - это своеобразный уровень, ниже которого находятся те вещи которые уже познаны человечеством, а выше - это уже удел религии - которые человек еще не в силах понять и объяснить. Слово природа не обязательно означает только природу саму по себе. Например образы природы - это может быть в виде картин или рисунков и даже фотографий - могут выглядеть даже более интригующе, чем настоящее. Но иногда вы видите настоящую вещь, которая превосходит любую картину из тех, которые вы когда-либо видели. И это еще одна причина, почему я очень люблю природу, но вся беда в том, что свободного времени на загородные поездки у меня практически нет.
Более чем другие жанры Black Metal ассоциируется с какими-то клише и поэтому считается ограниченным по возможностям для музыкантов выразить в этой музыке то, что они хотят. Но Black Metal сейчас развился до такой степени, что теперь его можно воспринимать даже как площадку для экспериментов. Как вы считаете, что послужило причиной этого развития жанра?
Исан: Я считаю, этот прогресс очень хорошо сказался на качестве музыки. Ностальгическая часть меня, которая до сих пор говорит: Ну, когда я был молодым в середине 80-ых, вы все слушали Металл, и у вас была одна любимая группа - у меня на косухе были нашивки только IRON MAIDEN - или же вам нравилась попса. Одно из двух. Но сегодня люди слушают немного Бритни Спирс, немного METALLICA, LIMP BIZKIT и немного Дженифер Лопес - и тут ностальгическая часть меня говорит, что это может быть немного слишком (смеется). Но если серьезно, я думаю, важно быть открытым для музыки.
Интервью провела Claudia 'FC' Feldmann
11.09.01



Читайте далее: SCEPTIC: Интервью с Яцеком Хиро (2001) SEPTIMA: Интервью с группой SEPTIMA (2003) SINERGY: Интервью с Кимберли Госс (18 декабря 2001) SKREWDRIVER: SKREWDRIVER - биография группы СМЫСЛОВЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ: Не надо гнобить русские группы - интервью с группой (2001 год) SUEDE: Новое утро в атомном небе FOCUS: Показать вам FOCUS? TOTAL: Темный комок эмоций - интервью с Мариной Черкуновой (2002) Roger Waters: Биография Роджера Уотерса THE WHITE STRIPES: Многополосное движение - интервью с Джеком Уайтом (2005) ЗООПАРК: Уездный город N - история альбома IRON MAIDEN: Интервью с Эдрианом Смитом (2000) ITEM: Интервью с группой (2005) JETHRO TULL: Кстати, о птичках - интервью с Йаном Андерсоном (2002) JUDAS PRIEST: JUDAS PRIEST FOO FIGHTERS: Интервью с Дэйвом Гролом и Тейлором Хоукинсом (2002) КАЛИНОВ МОСТ: Между небом и зверем - интервью с Дмитрием Ревякиным (декабрь 2003) КАЗМА-КАЗМА: Пляски Трубадуров - история альбома KHANATE: KHANATE - Ultra gravitational hellish brooding black doom metal with inhuman vocal constructs - интервью с Тимом Вискидой (2002)