Главная страница - Текущий раздел: Статьи

ENCHANT: Интервью с Дугласом Оттом (2004)




На современном прогрессив-небосклоне американцы Enchant - группа, сохраняющая свое безусловное своеобразие. Протоптав тропку вдали от торных дорог жанра, они создали свой маленький и уютный мирок, в котором сплелись воедино грусть и надежда, печаль и красота, угловатость и артистизм.
Они балансировали на грани металла, но так и не перешли её. Аккордовое построение их гитарных партий ближе к альтернативе, а смысловая и композиционная глубина отсылает нас даже не к Dream Theater, а к Rush и Genesis. Словом, группа неординарная, хотя и явно на любителя. Боюсь только, что одним таким любителем после данного интервью стало меньше. И причины тому - отнюдь не музыкальные. Просто после того, как интервью назначалось четыре (!) раза, и три из них ваш покорный слуга просиживал впустую у телефона в трепетном ожидании звонка, добрых чувств по отношению к гитаристу Enchant Дугласу Отту уже не оставалось. Жаль: музыка-то хорошая...

Насколько мне известно, в российской прессе было крайне мало интервью с вашей группой. Так что позвольте мне задать несколько элементарных вопросов об истории Enchant. Итак, каковы были ваши первые шаги в музыке?
Мы все играли в разных местных прогрессив-составах, нам было по 20 с небольшим лет. Встретились, решили поиграть вместе. Поняли, что так всё получается гораздо лучше. Играли, играли - решили альбом записать.
А когда вы пришли к прогу - в Enchant или более ранних составах?
В более ранних. Но Enchant оказался лучше всех прочих. И музыка в этом коллективе тоже получалась у нас лучше.
Обычно ваш регион, Сан-Франциско, ассоциируется с чем угодно, но не с прогрессивом. В 60-х - психоделия, в 80-х - трэш-метал, в 90-х - альтернатива. Не чувствовали ли вы себя белой вороной?
Мы просто делали то, что делали. Не оглядывались по сторонам. Нам нравился прогрессив, и это главное. Группы - Marillion, Rush, Saga, Yes, Genesis, Queesryche, UK, Dream Theater и т.п. Поначалу было сложно, но мы не сдавались.
Вы упомянули Dream Theater, однако в других интервью говорили, что вы просто развивались в одно и то же время, называли их не источниками для подражания, а коллегами по стилю...
Знаете, как говорится, дорога ложка к обеду. (Timing is everything.) Поначалу люди просто были не готовы к тому, что мы делаем. А когда появился Blueprint to the World, жанр только-только вышел на всеобщее обозрение. И люди начали говорить - ого, нам это тоже нравится, какая хорошая музыка!
Название группы - кто его придумал, какой смысл вы в него вкладываете?
Имя нашел я. Мы долго думали над названием; ничего не приходило в голову; я открыл словарь и наткнулся на слово enchant. Рядом было его толкование, и всё в описании соответствовало тому, какой я хотел видеть группу. Музыка, которая, как заклинание, пленяет, очаровывает, гипнотизирует слушателя. Я понял, что это идеальное название, лучше и не сыщешь.
Многие ожидали и будут ожидать от группы некоей фэнтэзийности, однако ваши тексты, напротив, очень жизненны...
Когда мы только начинали, в наших текстах встречались фэнтэзийные идеи. Но мы быстро отошли от этого, нам больше хотелось писать о том, что происходит с нами, в окружающем мире. А те, кого имя ввело в заблуждение, услышав нас, быстро поняли, что к чему.
По крайней мере сейчас название группы уже говорит само за себя. Так или иначе, коллектив собрался в 1988-м, а первый альбом вышел только в 1994-м. Почему потребовалось так много времени?
У нас не было контракта. Получить его оказалось совсем нелегко, на это ушли годы... А когда наконец мы этого добились, то практически сразу же выпустили диск.
Что случилось с вашим первым издающим лейблом, Dream Circle?
Он разорился.
Как скоро после релиза вашего диска это произошло? Успели ли они провести его промоушн?
Поначалу издатели очень серьезно за нас взялись - вышел диск, мы отправились в турне, и... вдруг они исчезли. Вернувшись с гастролей, мы узнали, что лейбла больше нет, а, стало быть, группа снова осталась без контракта, без перспектив, без возможности записи нового альбома.
Как вышло, что ваш первый диск продюсировал Стив Ротери из Marillion?
Мы встретили Стива после концерта Marillion, пошли в бар, разговорились, и он спросил, что мы играем. Мы передали ему демо-кассету, а чуть позже Стив сказал, что он без ума от нашей музыки, и пообещал помочь, когда мы будем записываться.
Он занимался только звуком или еще и выдавал какие-нибудь творческие идеи, советы?
В основном - только продакшном. По правде говоря, с нами уже работал другой человек, и задачей Стива было просто проверить, всё ли в порядке, исправить недостатки. Он не присутствовал при записи с самого начала.
Должно быть, его участие очень помогло в плане раскрутки группы?
Думаю, да.
Сейчас вы общаетесь с ним?
Мы переписываемся по e-mail и стараемся видеться друг с другом, когда я оказываюсь в Лондоне.
Как вам, кстати, последние работы Marillion?
Ну... трудно сказать. Группа старается с каждым диском делать что-то новое. Мой любимый Мариллион - ранний; нравятся и их альбомы до Afraid of Sunlight включительно.
Сейчас вы - на лейбле Inside Out, старые диски выходили также на Magna Carta. Почему вы предпочли Inside Out?
Этот лейбл очень многое делает для групп, в отличие от Magna Carta, которая, честно говоря, вообще ничего для нас не совершила, никакого промоушна. Тут и думать было не над чем!
Inside Out сейчас - своего рода высшая лига прогрессив-рока, вы согласны?
Они действительно хорошо работают, потому и добились такого статуса. Для них неважно, что мы, быть может, не самая крупная прог-группа... Inside Out нас раскручивает, и я чувствую, что для Enchant лед тронулся...
Теперь, если вы не против, - небольшая, но забавная история о том, как я вообще познакомился с вашей группой. В каком-то магазине я увидел диск (это был Wounded), на обложке которого было изображено сердце, пронзенное гвоздем, символ, удивительно схожий с Dream Theater'овским. И я подумал: наверное, это что-то интересное; купил и не был разочарован результатом.
Я очень рад...
И вопрос - было ли это сходство намеренным?
(Нервно.) Нет, конечно, я и не догадывался о схожести, пока мне уже потом об этом Майк Портной не сказал. Мы понятия не имели о том, что Dream Theater используют подобную картинку, просто посчитали сердце с гвоздём отличным символом. Но Майк не предъявлял нам никаких претензий, а обернул всё дело в шутку, и мы решили, что и впрямь вышло забавно.
Перейдем к дню сегодняшнему. У вас в составе новый клавишник - Билл Дженкинс. Откуда он, как вы его нашли?
Мы уже довольно долго искали клавишника, но он всё никак не находился. Приходилось использовать имеющиеся ресурсы: что-то играл я сам, а самые трудные партии исполнял мой друг Фил Беннет из Starship. И вот в один прекрасный день Тед сказал мне: Ура, я нашел человека, он хочет с нами играть! Мы отправили Дженкинсу наши диски, устроили прослушивание и пришли в полный восторг от его техники, его стиля.
Если говорить об истории группы в целом, всегда ли занятие музыкой было вам в радость, или наступали моменты разочарования, недовольства собой?
Я всегда хотел быть профессиональным музыкантом; это для меня дело всей жизни. Я всегда старался выкладываться по максимуму. Наверное, на свете есть исполнители и композиторы и получше меня, но я, в общем, горжусь тем, что сделал.
Перейдем к Tug of War, вашему новому альбому. Вы упоминали, что он, Juggling 9... и Blink of an Eye образуют трилогию. Что же объединяет эти три диска?
Не знаю! В этих трёх альбомах мы не планировали какой-либо сквозной темы или прочих общих моментов. Наверное, диски объединяет то, что в этот период я выдвинулся на роль основного автора песен, и то, что группа окрепла, возмужала. По сравнению с предыдущими работами эти - более зрелые, целостные.
А каковы различия между новым и предыдущим дисками - с точки зрения звука, музыки, творческого процесса?
Прежде всего, новый альбом качественнее по звуку. Я еще лучше освоил роль основного композитора в группе, а Тед поднаторел в сочинении текстов. Коллектив в целом стал увереннее в себе, благо у нас появился постоянный клавишник. Джон, барабанщик, - также пообвыкся на своем месте.
А в целом, не кажется ли вам, что вы уже нашли свою волшебную формулу и, хотя группа может совершенствоваться в технике игры, стилистически коллектив остановился в развитии?
Да, на двух последних альбомах мы действительно нашли своё звучание, поймали некое характерное мрачноватое настроение, но что будет дальше, сложно сказать. Новый диск может оказаться совершенно иным.
Значит, нам стоит ожидать от группы каких-то неожиданных решений?
Думаю, да. В следующий раз мы попробуем поэкспериментировать. Но пока слишком рано говорить об этом, сейчас я всецело занят промоушеном Tug Of War...
Не могли бы вы рассказать о том, как вы сочиняете песни?
Когда я ощущаю творческое настроение, то сажусь за пианино или беру в руки гитару и играю. Если удается сочинить еще и какие-нибудь тексты, придумываю к ним мелодию. Если нет - поручаю Теду, у него это отлично получается. Для меня всегда на первом месте музыка, а уже потом - слова. Музыка задаёт настроение композиции, и под это настроение подбираются стихи.
Что касается текстов, вы не раз говорили, что они основаны на личных переживаниях. Расскажите о важных для вас с этой точки зрения песнях на новом альбоме...
Да, это правда... Заглавный трек, Tug of War, повествует о борьбе со злейшим врагом человека - самим собой. Часто мы ищем виновника наших неудач, проблем с работой, семьёй, жизнью, не понимая, что первопричина всего - внутри нас самих. Sinking Sand, которую написал Тед - очень личная история о том, как у его брата был обнаружен СПИД, и о чувстве шока, которое Тед при этом испытывал. За каждой песней - своя история. В одном интервью обо всех не рассказать. Просто сталкиваясь в жизни с трудностями и переживая их в песнях, мы помогаем самим себе справляться со сложными ситуациями. Для нас это - терапия.
Среди этих проблем есть и те, которые невозможно разрешить: неизлечимые болезни, потери близких людей... Петь об этом должно быть очень трудно, если вкладывать в песни всего себя...
Может быть... Но в каждой нашей вещи говорится о выходе из положения. Если это не решение проблемы, то хотя бы возможность высказаться о наболевшем, а это очень помогает. Мы получаем отзывы от людей, которые чувствуют то же самое, которые побывали в тех же ситуациях. Они знают, что нельзя повернуть вспять время, воскресить любимого человека, но сочувствие, сопереживание даёт им силы пережить трагедию...
Как бы вы в нескольких словах описали настроение ваших песен?
Меланхолия и надежда - вот самые подходящие слова для описания чувств, заложенных в нашей музыке. Наши композиции в чём-то грустные, в них находят выход наши переживания и горести. Но в то же время мне хочется думать, что в наших песнях - не тьма, не безысходность, а надежда на что-то лучшее...
Да, сложно это всё... Давайте перейдем к вещам попроще. Знаете ли вы, что Tug of War - это еще и название одного из сольных дисков Пола Маккартни?
Нет, ничего не знаю об этом! У Пола Маккартни есть альбом, который называется Tug of War?
Именно так.
Вы первый, кто мне об этом сказал.
Надо же!.. Разумеется, там совсем другая музыка. Когда я впервые увидел это название, то подумал, что вы записали его кавер.
Нет-нет, это случайное совпадение.
Еще вопрос. На новом альбоме есть инструментал Progtology, на прошлом - тоже инструментал, Prognosis. Это уже становится традицией?
Вряд ли. Хотя... Всё это было лишь игрой слов. Надо бы подумать, какой еще термин на тему прогрессива мы можем изобрести.
Проктология - наука о фекалиях, может быть, вы указываете тем самым на, извините, дерьмовое состояние современного прогрессива?
Это шутка. Просто шутка, ничего более.
Вы предпочитаете работу в студии или игру на концертах?
Наверное, и то и другое. Это совершенно разные вещи. В студии может быть так замечательно! Сочинять и записывать музыку для меня - словно готовить роскошный обед. Когда выпекаешь вкусные блюда, то уже с аппетитом предвкушаешь, как будешь их есть - в нашем случае, исполнять песни на концертах. Так что живая и студийная работа - просто две части единого процесса.
Расскажите немного о себе. Насколько соответствует ваш творческий образ - человека мрачного, задумчивого - реальному?
(Без тени улыбки.) На самом деле я большой приколист, мне нравится смешить людей, чуть ли не клоунствовать. Когда надо, я, конечно, серьезен, но обычно у меня весёлое настроение.
А сейчас? За время нашего разговора вы ни разу не засмеялись! Может, вопросы были столь скучными?
Нет! (Смеётся.) Не скучными, конечно же. Просто интервью - дело серьёзное. Это же не обмен шуточками...
То есть в вашей музыке вы стопроцентно серьезны?
В каком-то смысле - да. Мы лишь недавно начали вносить в музыку немного иронии, юмора, раньше этого вообще не было. Вне творчества мы, напротив, любим шутки, веселье; если вы увидите нас в турне, то поймете, какие мы в реальности!
Я слышал, вы и Тед Леонард участвуете в кавер-группе. Что за песни вы там играете?
Да всего понемногу. Современные радиохиты, ритм-н-блюз, фанк - словом, всё, что к нам подходит, всё, что нам нравится исполнять, а людям в зале - слушать. От Commodores до Сантаны. Это просто развлечение.
Должно быть, именно туда изливается всё ваше веселье?
Наверное. Мы просто подрабатываем, поддерживаем уровень владения инструментами и хорошо проводим время.
Последний вопрос - как насчет планов выступить в России?
Пока конкретных планов нет, но очень бы хотелось!
Беседовал Владимир ИМПАЛЕР.
Благодарим Максима Былкина (Союз Music) за четырежды помощь в организации интервью.



Читайте далее: SINERGY: Интервью с Кимберли Госс (18 декабря 2001) SKREWDRIVER: SKREWDRIVER - биография группы СМЫСЛОВЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ: Не надо гнобить русские группы - интервью с группой (2001 год) SUEDE: Новое утро в атомном небе FOCUS: Показать вам FOCUS? TOTAL: Темный комок эмоций - интервью с Мариной Черкуновой (2002) Roger Waters: Биография Роджера Уотерса THE WHITE STRIPES: Многополосное движение - интервью с Джеком Уайтом (2005) ЗООПАРК: Уездный город N - история альбома IRON MAIDEN: Интервью с Эдрианом Смитом (2000) ITEM: Интервью с группой (2005) JETHRO TULL: Кстати, о птичках - интервью с Йаном Андерсоном (2002) JUDAS PRIEST: JUDAS PRIEST FOO FIGHTERS: Интервью с Дэйвом Гролом и Тейлором Хоукинсом (2002) КАЛИНОВ МОСТ: Между небом и зверем - интервью с Дмитрием Ревякиным (декабрь 2003) КАЗМА-КАЗМА: Пляски Трубадуров - история альбома KHANATE: KHANATE - Ultra gravitational hellish brooding black doom metal with inhuman vocal constructs - интервью с Тимом Вискидой (2002) KING CRIMSON: Тайны Малинового Короля KING DIAMOND: Интервью с Кингом Даймондом (январь 2004)