Главная страница - Текущий раздел: Статьи

АЛИСА: АЛИСА в стране негативов - интервью с фотографом Валерием Потаповым (май 2004)




Формальным (или информационным) поводом для встречи с Валерием Потаповым стал выход в свет его нового проекта АЛИСА. Книга фотографий. Почти всегда \ оставаясь за кадром, фотограф за время существования коллектива (то есть уже 20 лет) наблюдал за жизнью Константина Кинчева, его музыкантов и друзей, фиксируя на плёнке массу интересных деталей и нюансов взросления суперколлектива, Он был свидетелем многих событий - и всем хорошо известных, и давно описанных, и неизвестных совсем, давно позабытых даже их участниками. Фотографии Потапова и его комментарии зачастую уникальны.
Итак - книга об АЛИСЕ...
Валерий Потапов:
Альбом фотографий. Название подбиралось долго, как и варианты обложки. Что-то было у меня, что-то придумывали издатели; Кинчев тоже своё предлагал. Но остановились все-таки на АЛИСА. Книга фотографий. Звучит несколько претенциозно, типа Книга Бытия, но в полной мере отражает суть. К тому же, это здорово смотрится: раскрываешь толстую обложку, - и дальше фотографии, фотографии, фотографии...
Как все это будет выглядеть?
Валерий:
Это будет стополосный альбом с плотной картонной обложкой, внутри крепление на пружине. Хорошая бумага. Полноцветная печать для всего, включая и чёрно-белые снимки. Это не просто сборник фотографий, сделанных в разные годы, - это часть лучшего из лучшего, тщательно отобранные снимки. Как бы greatest hits. Мне была предоставлена возможность сделать все самостоятельно, ну, я и оттягивался. Очень хотелось, чтобы небольшие комментарии написал сам Костя, макет у него пролежал несколько дней, но это был период репетиций, и я прессинговать не стал. Параллельно с книгой открывается сайт www.alisafoto.ru, и дальше, если народу это будет интересно, мы постараемся собрать как можно больше информации и комментариев по всем изображениям. Отбирая фотографии, я исходил из одного принципа: они должны были быть интересны мне самому. Поэтому там будут и уже давно ставшие классическими кадры, и какие-то архивные, давно и основательно забытые материалы, по тем или иным причинам в свое время не опубликованные, и то, что я сам увидел впервые.
Таковых будет много?
Валерий:
Достаточно. Хотя какой-то материал, конечно, кое-кто видел. Но даже известные вещи... Как сделать содержание книги наиболее привлекательным? Мы попробовали чередовать большие хитовые кадры с небольшим форматом вариантов соседних кадров. Как бы выстраивать историю. Разворот - большая классическая фотография, всем известная, а рядом (или на следующей странице) - варианты никому неизвестные. То есть снимки, сделанные на мгновение раньше или позже основной фотографии, или изображающие то, что происходит где-то рядом, - может быть, не столь качественные, но позволяющие передать саму атмосферу происходящего, тот драйв, энергию, которые исходили от группы. Ведь бывает, что вокруг одной фотографии 3-4 пленки сняты, и каждый дубль - что-то новое: эмоция, жест, поза...
Уместно ли в данном случае говорить о каких-то стилистических особенностях, о жанре?
Валерий:
Ой, не стоит. Я ко всему к этому отношусь с изрядной долей скепсиса. Меня само слово художественность напрягает...
Каков будет тираж?
Валерий:
Небольшой. На уровне коллекционного издания, хотя оно и будет продаваться по минимальной цене, отбивая себестоимость. Это будет что-то около 500 рублей. Совсем немного, подразумевая, что издание рассчитано не на массового потребителя, а на почитателей творчества Кинчева. На алисоманов, проще говоря. По-моему, пока что ни у одной из наших групп такого альбома не выходило. Так что - будет, чем гордиться! (смеется)
А чем обусловлено ваше пристальное внимание именно к АЛИСЕ и Кинчеву?
Валерий:
Так уж судьба завернула. С Кинчевым всегда очень легко работать он прекрасно чувствует и себя, и фотографа - и на сцене, и в студии, постоянно контролирует ситуацию. Снимать его интересно. Ну, и мужик ведь фактурный... Поэтому, я считаю, что он - полноценный соавтор всех этих фотографий.
А личное общение?
Валерий:
Да то же самое! У нас с ним никогда не было никаких конфликтов. Ну, и я ведь никогда не зарабатывал на рок-н-ролле. Между нами никогда не стояло никаких денег, а то, чем занимается он, и то, что делаю я, - совсем разные области творчества.
А как вы познакомились?
Валерий:
В 1985 году я пришел из армии, и первый концерт, на который меня провёл Алексей Курбановский, был концертом мне тогда малоизвестной АЛИСЫ. И я понял, как все это весело, здорово, в общем, классно. А познакомились, когда я первый раз их снимал. Это был конец 1986 года, Музыкальный ринг, который так и не был показан, о чем, впрочем, по-моему, ни Кинчев, ни кто-то другой не жалели особенно... После записи я подошел к Пете Самойлову и спросил, как им передать фотографии. Они меня пригласили на свой предстоящий концерт в ДК Крупской. Зимой 1986-87-го как раз пошли концерты по Домам культуры: Железнодорожников, Крупской, Ильича. Последнее выступление было в ДК Невский, - потом уже пошли стадионы, начиная с пресловутой серии выступлений в Юбилейном...
Те знаменитые концерты в Юбилейном вы снимали?
Валерий:
Да. Самое свинство, самое дерьмо там происходило на улице, а не в зале. Это ноябрь 1987-го. После того, как практически разнесли ДК Невский, уже было понятно, к чему дело идет. Куча милиции, которая совершенно ничего не может сделать... И то же самое в Юбилейном. Было ощущение, что это у ментов крыша отъехала, а не у фанов. Они просто не знали, как себя вести, привыкли к совершенно определенным методам, к другой публике, ну, и ещё больше спровоцировали ситуацию. Вместо того, чтобы открыть все двери в фойе, они продержали народ на улице до последнего, и минут за 15 до начала концерта открыли одну дверь. Впрочем, может, это я дурак - до сих пор ничего не понял, а это именно так и было задумано. Ну, а дальше - давка и всё такое, кто-то пострадал... Все люди, как-то связанные с АЛИСОЙ, естественно, пришли задолго до начала, и старались на улицу уже не выходить. А у Кости жена тогда беременна была, - зачем ей там было париться?.. Ну, и произошла эта известная история.
Чем запомнились те времена?
Валерий:
Чувством отсутствия смысла в работе. Снимал для собственного удовольствия. Ну, были еще съемки для альбомов...
Первым альбомом была БлокАда?
Валерий:
Да. Мы уже друг друга знали, и не было никаких проблем. Когда зашла речь об оформлении этой пластинки, стало понятно, что надо делать нормальный стильный постер. Повозились и сделали.
Это, в частности, где четверо музыкантов лицом к объективу, а пятый - спиной?
Валерий:
Да. Это затылок Столыпина. В тот день Хан-Поль Кондратенко в партию коммунистическую вступал (хохочет). И никак не мог отмазаться от партии этой... Кстати, та фотография, что позиционировалась, как 10 лет спустя (она есть в оформлении Джаза), сделана лет через 7-8... Мне до сих пор очень нравится то, как мы сделали БлокАду. И Шабаш...
Бы тогда много ездили с группой?
Валерий:
Доводилось. Псков - первая поездка, вторая... Была поездка в Гурзуф, в Крым, в 1987 году. Там был фестиваль в Симферополе. Первая, по-моему, поездка такая: ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК, ТЕЛЕВИЗОР, ДДТ и АЛИСА. Юг, тусня. Тогда как раз Взломщик вышел... Была чумовая съемка в Москве, - там, где нехорошая квартира...
Садовая, 50, квартира 302-бис?
Валерий:
Да. Вообще-то началось с того, что появилось желание сделать нормальным оформление Энергии. Мысль и зацепилась: энергия... Что это за шаги на лестнице?.. А это нас арестовывать идут...
Людей, которые жили на этой леснице, совершенно к тому времени задолбали. К ним же со всей страны люди ехали автограф свой оставить на стене. А нам нужен был свет. И Алик Тимошенко, директор АЛИСЫ, деликатнейший человек, позвонил им и попросил подсоединиться к электричеству. Даже денег предложил. Денег они не взяли, но помогли... Там целая пленка была снята...
Какие еще из вошедших в альбом сессий стоило бы выделить?
Валерий:
Да они все по своему хороши. Например, в Калининграде, в зоопарке. Или совершенно уникальная съемка для MTV.е классно - концерт идет, народ шумит. Отыграли программу. А публика все то же: Мы вместе! Мы вместе!. Как обычно. И тут Кинчев чуть ли не силком ребят опять на сцену вывел: Давайте по полной! Петька, потный, больной: Не могу больше, рука не шевелится, больно! А Кинчев все равно: Давай! Выкладывайся!. Ну, и сыграли они тогда фантастически... Еще была хорошая сессия у Мраморного дворца, в то время - музея Ленина. Я там работал тогда фотографом. И, кстати, после этой статьи про АЛИСУ с косой челкой... Там же две фамилии упоминались: Кинчев и Потапов. Кинчев - главный гитлерюгенд, а я такой приспешник, который под музыку параллельно старушек мочил. И когда я после выхода статьи пришел на работу, - три дня со мной вообще никто не разговаривал, телефон молчал как обрезанный. Я понимал, что что-то там решается... Что люди серьёзно обдумывают, что делать с В то время! Кинчев с бородой... Это год 1987-й. MTV что-то там записывало, но никто, опять же, этого ролика не видел... Всегда интересно было смотреть, как ребята работают. Моментами это было вообще что-то...
Один раз Костя в публику прыгнул, прямо на головы, и на сцену вернулся разодранный, в синяках. По-моему, больше не прыгал. Вс этим негодяем Потаповым. И меня вытащили на общее собрание коллектива, где я несколько часов во всех подробностях рассказывал, как все было на самом деле. И мне, в конце концов, поверили, оставили на работе! Правда, потом пришлось все то же самое рассказывать лично директору музея с глазу на глаз. Ему, наверное, западло было вместе со всеми слушать...
90-х уже пошли эксперименты?
Валерий:
По сути дела, да. Я понял, что все, что мог отснять на сцене, уже отснял. Пошли какие-то пробы, поиск направления...
А последняя съемка АЛИСЫ где происходила?
Валерий:
В студии, на проспекте Обуховской обороны. До этого я к Кинчеву заезжал именно по поводу этой книги - показать материалы, поговорить... Мы не виделись очень давно. И он говорит: Вот, у меня новый состав. Давай поснимаемся? Съёмка была 29 февраля.
Если немножко отойти от основной темы... С чего для вас началась фотография?
Валерий:
В детстве я как-то выносил мусорное ведро, и в помойке обнаружил проявленную пленку. Очень осторожно поднял и долго разглядывал. Не знаю, почему, но меня это совершенно потрясло - это был какой-то другой, перевернутый мир. И возник фантастический интерес. Лет в 12-13 брат показал мне весь процесс целиком - это уже было на уровне озарения. Правда, для того, чтоб понять, что именно в этом - предназначение, потребовалось ещё лет 10. До поры до времени снимал, как и все, по-любительски. Потом поступил в Институт культуры... Я думаю, нашему поколению очень повезло. В юности нас окружала фантастическая музыка - я могу даже сейчас вспомнить, как доставал, у кого записывал, и как слушал каждый новый альбом, скажем группы PINK FLOYD. Перло так, что - ух! Сейчас, увы, такого нет... И были пластинки - со своим особым запахом, с обложкой. Компакт-диски никогда не смогут соперничать с виниловыми пластинками по силе своей ауры... В начале 80-х я состоял в известном клубе Зеркало. Когда нужно было делать выставки, приходилось идти в ЛМДСТ - литовать фотографии. Там этим занималась одна совершенно кошмарная девица - тихий ужас всех питерских фотографов. Как-то я стоял на улице Рубинштейна, ждал эту самую девицу, и случайно увидел стенд: Новости Ленинградского Рок-клуба. Помню, что отнесся к этому более чем иронически, про себя похихикал - ну, подумал, собралась там компашка. Адептов... Так я первый раз узнал о Рок-клубе. Это был 1981 или 1982 год. В 1983-м я ушел в армию. Служил в Монголии, и вот там-то впервые услышал АКВАРИУМ - у офицеров были магнитофоны. А в 1985-м я, как уже говорил, впервые попал на рок-концерт, на АЛИСУ... Все просто супер было. Вот этот кусок - АЛИСА, АКВАРИУМ, КИНО...
С кем довелось поработать помимо АЛИСЫ?
Валерий:
Снимал очень многих... это список длинный. А поработать посчастливилось с немногими: Сергей Селюнин, Фёдор Чистяков, Леонид Фёдоров, Сергей Чиграков, Олег Гаркуша, Оля Першина, АУ...
АУ?
Валерий:
Да. Со Свиньей замечательные отношения были. Ну, я так понимаю, что ему очень нравилось то, что у нас получалось. Те, кто были у него дома, говорили мне, что наши снимки висят у него на почетном месте. А если уж Свинья что-то дома вешал - это много значило, я так понимаю... И меня всегда забавляла одна фразочка его. Когда он звонил, то представлялся фразой: Здравствуйте, это вам со свинофермы звонят! Работать с ним было очень комфортно, - абсолютно нормальный был человек.
А оформление альбомов?
Валерий:
Любимая тема. Сейчас уже где-то около 60 альбомов... Есть, как мне кажется, несколько настоящих шедевров - это то, что мне лично очень нравится и по музыке, и по оформлению. Это БлокАда, Шабаш, Песня О Безответной Любви К Родине НОЛЯ, Гайдном Буду! Чижа... Остальное - что-то получше, что-то похуже. Но больше всего я работал, конечно, с АЛИСОЙ и НОЛЕМ. Потом - с Чижом. Его первый сольник - замечательная пластинка получилась. Очень люблю то, что записывают Настя Полева с Егором Белкиным...
С РАЗНЫМИ ЛЮДЬМИ через Чижа контакт произошел?
Валерий:
Ну, в общем, да... Хотя, к стыду своему признаюсь, что мог бы познакомиться с ними значительно раньше. Дело в том, что на фестивале Рок-клуба на Зимнем стадионе РАЗНЫЕ ЛЮДИ (тогда ГПД) выступали после АЛИСЫ, - мы уже бухали вовсю и ничего не видели. К сожалению. Потом в записи смотрели.
Что было в 90-х?
Валерий:
А это по анекдоту про то, как мужик приходит в магазин сдавать бракованные шарики, и продавец его допытывает, - в чём брак-то. Может, дырявые? Да нет, мужик говорит, нормально надуваются. Может, краска сползла? Нет, всё в порядке. Так в чём брак-то? А не радуют.
СПЛИН разве что... Я СПЛИН причисляю еще к той, рок-клубовской генерации. С Васильевым нас познакомили девчонки... Первый раз я их фотографировал тогда, когда они играли по клубам. Нельзя сказать, что первые съёмки были удачными. А потом, когда у них выходил Фонарь Под Глазом, была одна нормальная сессия. Вот там уже все получилось хорошо. Но дальше как-то не сложилось.
А еще есть БАБСЛЭЙ - группа такая совершенно замечательная...
НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ?
Валерий:
Имеется в виду обложка FUZZA? Красивые, талантливые девушки. Сейчас, правда, я бы, наверное, придумал бы что-нибудь получше... Ну, это опыт. Для НОЧНЫХ СНАЙПЕРОВ та съемка для обложки FUZZA стала, мне кажется, вообще ключевым моментом. До этого они были... просто девчонки. А я очень хотел, чтоб они почувствовали свою женскую красоту, силу, и у них появилась эта уверенность - и одеваться стали стильно, причёски... Вряд ли это уж прямая моя заслуга, но некоторую лепту в это внес.
Укладываются ли в эстетику рок-фотографии попытки героинь обнажиться перед объективом?
Валерий:
Сам вопрос немножко некорректно звучит: типа так и рвутся - разденьте! Красота - это сила, это данность от Бога. Если это укладывается в некую общую концепцию, если это действительно здорово, - почему бы и нет? Главные критерии - целесообразность и стиль.
У вас был классный проект Сайгон с музыкантами в касках. Будет ли что-то похожее? Может быть, продолжение или развитие идеи?
Валерий:
Проект был, в самом деле, классный, но продолжение последует вряд ли. Может быть, будет что-то на сайте... Там я могу делать то, что хочу, и как хочу. Сейчас для меня это очень важно. Пока останавливает некомпетентность в технических вопросах. Нужно осваивать программы, технологии. Всё хочу делать сам, а для этого необходимо время.
Вы сказали, что осознание своего места в мире, правильности выбора профессии пришло к вам достаточно рано. С течением времени не наступило ли разочарование или пресыщение?
Валерий:
Вот уж чего нет, того нет. Фотография - это такая красивая и умная дамочка с бездонными глазами, в которую уж если влюбишься, то навсегда.
Можно ли назвать что-то главное, что дала вам профессия?
Валерий:
Да, можно. Я познакомился с массой замечательных людей.
Александр Полищук



Читайте далее: LIQUID TENSION EXPERIMENT: LIQUID TENSION EXPERIMENT LOST SOUL: Интервью с Адамом Сиржега (2003) Yngwie Malmsteen: Yngwie Malmsteen ALICE COOPER: ALICE COOPER MARILYN MANSON: В ожидании золотого века гротеска МАШИНА ВРЕМЕНИ: Интервью с Андреем Макаревичем (1988) MAYHEM: Интервью с Euronymous и Dead (1990) Paul McCartney: Paul McCartney MEGADETH: Интервью с участниками группы MEGADETH (08.03.2001) MEGADETH: Интервью с Дэйвом Мастейном (2001 год) МЕРТВЫЕ ДЕЛЬФИНЫ: Парень из мертвого города - интервью с Артуром Ацаламовым (март 2004) METALLICA: Интервью с Клиффом Бартоном (1986) МИФЫ: Интервью с Геннадием Барихновским и Сергеем Даниловым (1988) MIND ECLIPSE: Интервью с гитаристом Master M. для журнала М (2003, оригинальный вариант) ALICE COOPER: Alice Cooper: Mr. Nice Guy АнЖ: Группа АНЖ - пресс-релиз MORDOR: MORDOR - статья из журнала СОТСИРХ СУСИИ #1, 1996 ANCIENT RITES: ANCIENT RITES APOCALYPTICA: Интервью с Эйккой Топпиненом и Пертту Кивилааксо (2003)