Главная страница - Текущий раздел: Статьи

EXUMER: Интервью с Полом Аракаки и Мехмедом Зендутом (2003)




EXUMER всегда были для меня в некотором роде самобытной группой. Нет, не в смысле того, что они там изобрели какой-то особый вид трэш-метала, вовсе нет. Просто, несмотря на явное сходство музыки с IRON ANGEL'ом и самими королевскими SLAYER'ами, эти немцы никогда не забивали себе голову большими продажами, крупными лейблами, какими-то гипотетическими соревнованиями с другими трэш-группами, кучами релизов, какими-то непонятными семёрками и сплитами. Они просто классно играли заводной слэйероподобный трэшнячок, а, наигравшись и выпустив всего два могучих альбома, просто взяли и... распались. Вот это тру! Хехе... Мем - рассудительный и неторопливый вокалист, певший на первом альбоме, и Пол - разгвоздяйский, харизматичный и до ужаса весёлый парень, который косил под Тома Арайю на втором релизе, и который здоровается не иначе как хелло, майти Евген оф эз мост ивэл хелл!!!... Итак, два поколения икзюмеров перед вами...
Ох, ребята, как же приятно вас найти после стольких лет забвения, не представляете просто! Чего мне стоило откопать таки ваши контакты... Между собой вы хоть общались все эти годы?..
Пол:
Конечно! Рад, что ты нашёл меня, хаха! Я постоянно держу контакт с Рэем, Берни и Мемом. Все они в полнейшем порядке! У Рэя и Берни в Германии есть новая рок-группа - SEP7EMBER (СЕНТЯБРЬ, то бишь), в которой они играют просто чумовой музон! А у Мема в Нью-Йорке тоже проект существует - thrash-metal-группа SUN DESCENDS! Все эти перцы - мои самые близкие друзья. А вот где Сайк, я как раз и не знаю... (Сайк Борнетто - неизменный драммер EXUMER'a - авт.).
Мехмед: Ох, где я только не был все эти годы, и чего только не играл! И металкор - с PHOBIC INSTINCT, и экспериментальный хардкор - с OF RYTES, и рэпкор - с HUMUNGOUS FUNGUS, что мы создали с Рэем и Берни... Последняя группа просуществовала до 1998 года, пока я не уехал жить в США, Нью-Йорк, где, со временем, образовал SUN DESCENDS. Co всеми поддерживаю контакт, как и раньше... Конечно, часто видеться не приходится, потому что между Германией и США расстояние немелкое, сам понимаешь... Но вот, например, когда в приехал на Вакен с реюнионным EXUMER'om в 2001 году, мы вместе отрывались по полной программе где-то с два полных месяца, хаха!
Что заставило тебя, Мем, снова переехать в Нью-Йорк? Наверное, размеренность бюргерской жизни наскучила?
Мехмед:
Да нет, я просто хотел вернуться в школу и доучиться... Я же забросил всю учёбу очень рано и организовал EXUMER. Моя семья, которая к тому времени уже перебралась в США, полностью поддержала это моё решение насчёт учёбы и достижения учёной степени...
...А перед этим ты, побыв в EXUMER'e очень недолгое время, бросаешь группу. И, как говорили, всё произошло по твоей инициативе, из-за банального эгоизма... Ну, скажи, что это не так!
Мехмед:
Уфф... Мне тогда было всего восемнадцать, я был тотально самоуверенным и очень тщеславным юнцом. Другие ребята считали EXUMER нашим общим проектом, однако я продолжал настаивать, что это - МОЯ собственная группа. Ну, а потом пошли всякие персональные разногласия, как всегда в таких случаях... И я просто свалил из коллектива. Несмотря на это, Рэй, Берни и я до сих пор - как самые родные братья. Я всегда буду уважать их работу, как музыкантов, и любить, как личностей.
Пол, ты пожил в Германии всего пару лет, а потом снова смотался в Штаты. Зачем было бросать EXUMER?
Пол:
Ну, я же в Германию приехал тогда не насовсем, а по отцовской командировке. Он был военным и его отправили на службу сюда, на немецкую землю. Наверное, наиболее мудрым решением было б остаться с EXUMER'ом, но я был молодым и дурным. Поэтому я забил на всё и уехал в Калифорнию поступать в музыкальный колледж, названный Институтом музыкантов (Институт гитарных технологий) - GIT...
А что случилось, когда ты вернулся назад в Штаты? Совершенно забыл свои музыкальные дела и изменил стиль жизни? Или где-то всё-таки пел?
Пол:
Ну, после окончания Музыкального института я остался в Калифорнии и пустился на поиски какой-то метал-группы для себя. Несколькими годами позже мне пришлось самому создать коллективчик - 999SOCIETY. Я отвечал за вокалы и гитару, бразилец Алекс тоже был гитаристом, француз Маню - басист, а за драмсами восседал сам барабанный амбал Джин Хоглэн (DARK ANGEL, DEATH). Мы так ничего и не записали... наигрались и разбежались...
Парень, не просветишь ли насчёт метал-сцены Гавайских островов: уж больно интересно, что играют модные парни в бермудах и цветастых маечках, хехе... Где-то читал, что у вас там есть даже сатанючие блэк-конторы...
Пол:
Ха, метал-сцена Гаваев чертовски микроскопична! Чего? Сатаник блэк-метал группа? Конечно! Вся гавайская музычка - это один могучий сатаник блэк-метал! А ты что, не знал?? Э-э-ээ, журналист мне нашёлся... ладно, не пугайся, я тебя просто дурю, хехехе! Конечно, тут есть несколько black-metal-групп... Но нам здесь нужно больше металу!
Каким образом ты снова спелся с остальными эксгумерами в 2001 году? Есть у нас надежда услышать что-то свеженькое от вас?.. Ну пожалуйста! К чёрту деньги - запишите хоть что-то новое!
Мехмед:
Когда в 2000 году я приехал в Германию погостить у знакомых, мои кореша из журнала Rock Hard предложили вместе съездить на Вакен, где, к моему величайшему удивлению, куча народу из многих журналов и лейблов стала упрашивать меня собрать EXUMER заново и сыграть на фестивале в следующем году. Как раз в это время я должен был поступать в один колледж в Нью-Йорке, но, поддавшись этим металёрам, хехе, решился таки попробовать и собрать Берни с Рэем для концертов по просьбам друзей и фэнов. К твоему сожалению, нового материала от EXUMER'a в будущем не будет, однако я со своей новой группой SUN DESCENDS на концертах буду играть некоторые вещи из Possessed By Fire. SUN DESCENDS - это будущее, в отличие от EXUMER... Я не хочу осквернять это имя какой-то новой полудохлой записью... Это моё последнее слово!
Ивэл Пол оф зэ мост ивэл хелл, ты уже слышал, что там нарулили Мем со своей новой группой?
Пол:
Да, ясное дело, слышал! Мне вкатило! Мем сделал хорошую работу, и уловил настоящий метал-спирит! Всего-всего ему!
Чувак, твои вокализации - fucking классная штука! Думаю, ты не будешь возражать, если я скажу, что Пол Аракаки явно смачно вдохновился манерой пения одного чилийца из SLAYER, a?
Пол:
Блин, спасибо за прекрасный комплимент, хаха! Круто, что тебе понравилось, как я пою. Угу, слэйера были не последними в списке моих вдохновителей, тут я не могу с тобой не согласиться. Чёрт, а кто из трэшеров не хотел быть похожим на СЛЭЙЕР или быть в их составе?! Мы же все, вздрагивая и замирая в благоговении от каждого риффа, слушали Reign In Blood, наверное, каждый божий день. Я и сейчас часто ставлю этот альбом на вертушку. По-моему, это - один из самых величайших метал-альбомов за всю историю тяжёлой музыки!
Мем, а теперь твоё мнение насчёт арайного вокала Пола? Чёрт с ним, что он передрал Тома, зато как классно он это сделал, хехе!
Мехмед:
Хух... Что бы и как бы Пол там не спел на втором альбоме EXUMER'a, он сделал это с максимальной самоотдачей! Неважно, что я думаю о его стиле пения, но, как мне лично кажется, материал на первом альбоме более классный, хехе.
Наверное, ты не будешь возражать, что саунд EXUMER формировался под влиянием американского метала, а не евротрэша...
Мехмед:
Во времена нашей юности мы были тотальными поклонниками именно американских групп, вроде EXODUS и SLAYER, и поэтому очень хотели звучать подобно нашим кумирам. Нечего тут скрывать. Конечно, мы уважали и любили немецких первопроходцев трэша тоже, но подражать им совершенно не желали. То есть, мы однажды выбрали свой путь и следовали ему до конца.
Не стесняйтесь, рассказывайте, что и как у кого было перед EXUMER. Итак, истории становления Мехмеда Зендута и Пола Аракаки, как музыкантов…
Мехмед:
Окей. Мои родители переехали на ПМЖ в Германию, когда мне было два с половиной года, поэтому рос я в трёхязычной среде - говорил на турецком, немецком и английском. На инглише я общался со своими американскими корешами, обитавшими в Германии, а также с некоторыми родственниками, которые жили (и живут сейчас) в США. Музыка начала приобретать значимость в моих глазах где-то с десяти-одиннадцати лет, когда я стал слушать хард-рок, панк-хардкор и всё, что было близко по звучанию. Через год или два я уже был с головой в метал-музыке: мэйдены, присты, моторхеды, веномы и т.д. Нет нужды перечислять всех фаворитов - вы и так всех их прекрасно знаете. Где-то к шестнадцати годам я понял, что хочу быть музыкантом и играть в собственной группе! Я забросил учёбу в школе (хаха, чтобы пятнадцатью годами позже снова пойти доучиваться), купил бас-гитару и начал экспериментировать с метал-музыкой. EXUMER появился на свет, когда мне было семнадцать. Мы с Рэем больше не могли терпеть и создали, наконец-то, свою группу. Это было летом 1985 года... Как реагировали родители?.. Они всегда поддерживали меня в любых моих начинаниях, а потому всячески помогли мне образоваться, как музыканту. Ещё будучи совсем ребёнком, я был в некотором роде привилегированным дитём, потому что мог совершенно не беспокоиться насчёт денег: мои родители спокойно выдавали мне энное количество банкнот на мелкие расходы. Так что, как видишь, проблем с родителями из-за шумной музыки у меня не возникало вообще, в отличие от сегодняшних модных парней из ню-метал-групп, хехе... В общем, моё детство удалось на славу, и, я считаю, из того ребёнка вырос неплохой мужик! (смеётся) Вот, в принципе, и всё...
Пол: Хмм... В моём случае всё началось из-за KISS'ов с их Alive II, Love Gun, Double Platinum и т.д. Я тогда вообще ещё и пацаном-то не был - настолько мал был. Лет семь или восемь от роду, наверное. Гитары и барабаны некоторых шумных местных групп звучали намного тяжелее, чем хрень, доносившаяся из радиоприёмников, и, думаю, тот факт, что эти ребята выглядели такими крутыми в моих глазах, стал первопричиной моего интереса к метал-музыке. Именно тогда я и понял, что мне нужна гитара! От КИССов мой интерес быстро распространился на пристов (Screaming For Vengeance), мэйденов (Piece Of Mind) и Дио с его Holy Diver. Тут уж мне было не выпутаться и я понял, что метал - это 100% того, что я хочу делать в будущем. Один из моих дядек играл на гитаре, фанател по Джимми Хендриксу и Лед Зеппелин. Так что это он первый обучил меня некоторым навыкам игры на гитаре... А потом пришли SLAYER и METALLICA со своими убийственными Show No Mercy и Kill Em All. Думаю, не стоит говорить, кто превратился в моих богов после этого, хехе. Я стал играть Металлику, Айрон Мэйден, Джудас Прист и Дио каждый день по несколько часов, практиковался с гитарой до потери сознания. И, где-то как раз в это время, мы переехали в Германию (папа был военным). И европейская трэш-сцена просто убила меня наповал!
Вы ж были на одном лейбле с ещё трэшевым ANGEL DUST'ом, и одновременно с ними выпустили дебютник... Как вам их сегодняшние чахлые поп-ме-тал-делишки?
Пол:
Да, насколько я помню, парни из этой немецкой thrash-бригады всегда были более чем дружелюбны с нами. Наша музыка нравилась им, а их наработки - нам. Особенно потрясающе они выглядели живьём, на сцене! Что касается перемены в музыке... Боюсь, никак не прокомментирую, так как не слышал их новых альбомов...
Мехмед: Да, всё правда, мы дружили с ангельскими парнями в те годы. Но я ничего не знаю об их сегодняшних делах! (И хорошо, что не знаешь... эхх... такая группа похерилась... - авт.). Сколько уже было примеров, когда старая группа кардинально меняет стиль, не меняя при этом своего названия. Представляю, что говорят в таких случаях олд-фэны... Думаю, всегда стоит подумать о формировании новой группы, если вдруг приспичит творить нечто совершенно иное, отличное от старых работ. Хотя... Если музыка остаётся хорошей, это слышно в любом случае, не так ли?..
Приходилось получать почту с просторов СССР, когда EXUMER был в самом расцвете? Тут вас знали...
Пол:
Ну, я собираю некоторые вещи (хотелось бы больше), вроде старых номеров Метал Хаммера или Рок Харда. Но, к сожалению, никогда не приходилось получать письма от фэнов. Если бы получал, то хранил бы по-любому! Зато у меня есть множество фотографий с фанатами...
Мехдед: Когда я оставил группу, то почти сразу же переехал в Нью-Йорк и начал играть в одном местном коллективе, поэтому фэн-почта EXUMER'a почти не доставала меня. Я немного смущён твоим утверждением, что нас знали в СССР, потому что с тех широт письма к нам не приходили... Но тот факт, что вы, советские парни, знали и слушали EXUMER, лишний раз доказывает, что thrash metal - это всемирная штука, и что музыка вообще - глобальное явление, которому наплевать на политику, религии и прочую чушь...
После трэша многие олдеры ударились в совершенно другие стили музыки, подчас абсолютно противоположные тем, в которых они были раньше. Вот и ты, Мем, не ушёл от такой участи. Вдоволь наигравшись в рэп/кроссовер-героев в '90-х, ты всё-таки вернулся к тому, что умеешь делать лучше всего - к трэш-металу! Но, вообще, зачем ты тогда последовал за рэп-трендом?..
Мехмед:
Ох, я долгое время экспериментировал и играл в каждом из стилей тяжёлой музыки, какой только мне нравился, исходя из моих предпочтений в данный момент. Поэтому нельзя сказать, что я тащился за трендом. Я обожаю трэш-метал, а годы в период с '81 по '89, вообще, по-моему, - самые лучшие годы в музыке на все времена. Тренд, например, это повальная волна реюнионов - CELTIC FROST, DARK ANGEL и т.д. Вот это самый настоящий тренд. В принципе, мне от этого не теплее и не холоднее... Я думаю, что люди, втягивающиеся в эти олд-скул камбэки, делают это по той причине, что не желают играть в ещё более трендовых проектах, типа ню-метала или ещё чего-то. Они верны себе, в этом я уверен. Но, как бы там ни было, мы с парнями отказались от нескольких заманчивых предложений некоторых не самых маленьких лейблов выпустить новый альбом EXUMER'a только по той простой причине, что не верим в возможность переплюнуть свои же старые работы... Я желаю остальным хорохорящимся олдерам всего наилучшего, однако совсем не удивлюсь, если старые их фэны несколько разочаруются в новых песнях своих героев...
Пол, а ты что думаешь?..
Пол:
Гмм... Ну что ж, по-моему, основным критерием может быть только твоё желание и вкусы: если тебе захотелось вдруг поиграть панк или fucking польку, то флаг тебе в руки - чеши и играй! Музыка не стоит на месте, а постоянно меняется. И всегда будет меняться.
Мехмед, было ли трудно найти настоящего thrash-барабанщика для SUN DESCENDS в Нью-Йорке - святилище хардкора и ню-метала? Такого, кто бы сходу врубался в весь этот чад и угар...
Мехмед:
Ох, и не спрашивай. Труднее некуда. Мы нашли подходящего парня только спустя полтора года, зато он - убийственный малый. Новый состав SUN DESCENDS - шайка трэш-маньяков, а наш новый материал (не тот, что на твоём мини-дигипаке) - so fucking heavy, что я еле сдерживаюсь, чтобы не запустить его в трэш-метал-мир прямо сейчас, без предварительной полировки!
Смотри мне, наобещал такого... Про тот миник ты тоже много чего говорил, а там оказался обыкновенный, совсем не цепляющий, трэшачок. Ладно. Есть ли какие лейблы, кого заинтересовала твоя новая банда? Олд-скул-трэш сейчас мало кто любит, тем более барыги из звукозаписывающих компаний...
Мехмед:
Ай, да я тебе говорю, что тот digipack вообще ни в какое сравнение не идёт с новым материалом! Вот сам всё услышишь и потом скажешь... Про тот стафф могу сказать только то, что сочинялся и записывался он очень быстро, даже поспешно, потому что мы чувствовали необходимость уловить и запечатлеть в цифре именно такое, а не иное, настроение и направление музыки. Это как мимолётное вдохновение у писателя, когда он даже в переполненном вагоне метро начинает что-то вдруг набрасывать карандашом в блокнотике. С таким материалом сложно рассчитывать на молниеносный успех у лейблов, мы это прекрасно понимаем. Но. вот новое демо будет содержать действительно серьёзные и мощные композиции, которые мы намерены проталкивать во всевозможные А&R-дыры. Все наши надежды - в этой новой программе...
А зачем же тогда понадобилось издавать первую демку SUN DESCENDS в дигипак-версии? Это ж накладно... Да и всего три песенки там...
Мехмед:
Мы вообще не хотели её издавать! Только записали для себя и всё. Но Оли (Оливер Клемм, владелец High Vaultage Records - авт.) услышал эту запись, он в неё просто влюбился и решил тут же издать. Ну, мы и согласились... Вообще, я знаю Оли больше двадцати лет, и знаю также, что отказать этому чуваку практически невозможно, хехе.
Твой стиль написания лирики сильно изменился, если сравнивать тексты EXUMER и SUN DESCENDS: у последних они более интеллигентны и продуманы, в отличие от максималистичности эксгумерских (fuck, kill, sodomize, sacrifice, blood, satan, fuck, dick, fuck, опять fuck...
Мехмед:
Ну, знаешь ли... Когда я писал тексты для EXUMER'a, мне было восемнадцать. Сейчас я - дядька за тридцатник, от этого и перемены в лирике. Она - отражение меня, как личности, отражение времени, в котором мы живём, отражение мыслей и идей, которые требует проект. С SUN DESCENDS я свободно пишу о вещах, которые меня интересуют... Мне нравится сочинять более интеллектуальные стихи, нежели упомянутые тобою стихоплётства со всякими факами и содомайзами. Нет, не подумай, что я намеренно пытаюсь вывести что-то приглаженное и удобоваримое для потенциальных слушателей, нет... Это просто картины моего воображения, которые переводятся в текстовый вариант...
Наверное, вам обоим уже трудно припомнить тексты к любой из песен EXUMER... Давно ж это было. Несложно и позабыть...
Пол:
Ясен пень, что некоторые куплеты забываются. Но я вот, например, недавно чуток послушал наших старых боевиков и всё вспомнил! Просто это - нечто, что никогда полностью не забудется...
Мехмед: Когда мы, после такого-то перерыва, начали репетировать перед выступлением на Ваккене, лирика старых вещей как бы сама вернулась в мою голову и я не сделал ни одной ошибки! Хотя, должен признать, содержание текстов показалось мне очень смешным, хехе. Но, даже несмотря на это, я очень люблю вспоминать те древние времена, 1986 год, когда мы только начинали... Я всегда буду гордиться нашими скромными достижениями.
Пол, что в размеренном и пунктуальном стиле жизни немцев тебя больше всего поразило, когда ты жил там?
Пол:
Ну... Скажу честно - мне нравится европейская культура, и особенно её история. Сколько жил в Европе, почти всегда люди были со мной очень дружелюбны и добры. В еде европейская кухня вообще рулит. А немецкое пиво даже обсуждать неприлично, потому что оно - самое лучшее в мире! Думаю, для меня, как для юного американца, который надолго приехал в Германию, самым удивительным и приятным сюрпризом стало то, что в Германии нет никакрнр возрастного ценза по алкоголю! А также то, что на автобанах можно гонять на сумасшедших скоростях!
The most evil дядька of the evil hell, а ты в курсе, что ваши два альбома вовсю продаются fucking пиратами в местных рок-магазинах? Давайте, может, вы там соберётесь и покумекаете насчёт лицензирования у нас...
Пол:
О, благодарю за ценные сведения! Я призову всех своих чёрных всадников ада для расправы над бутлегерами!! А-а-а!!! Знаете, на немецком раритет-лейбле High Vaultage Records недавно вышли два ре-релиза наших альбомов, очень классное оформление с бонусами. Эти ремастированные с экстра-дизайном штуки должны вскоре появиться в магазинах - всем быстро покупать!
Мехмед: Да, точно! Эти ре-релизы просто офигенны по красоте и информативности оформления! Если б ты мне дал контакт ваших лейблов, я б точно попытался с ними переговорить насчёт переиздания наших альбомов на просторах СНГ!
Мем, я где-то вычитал, что в восьмидесятых ты подрабатывал журналистом для какого-то метал-журнала. Помнишь самое-самое интервью? Кто из музыкантов оказался интереснейшим собеседником?
Мехмед:
Всё правильно - я писал для немецкого Метал Хаммера, а также для ряда других металлических изданий. Главным образом я делал англоязычные интервью, в то время как мои коллеги писали и говорили только на немецком. Довелось повстречать много личностей - от Лемми и Кинга Даймонда до парней из Металлики, EXODUS и VENOM. Все они были классными, каждый по-своему.
Вы как-то собирались сыграть в Бразилии вместе с реактивировавшимся DESTRUCTION... Так сыграли или нет?
Мехмед:
Не-а, так ничего и не получилось, потому что в расписании гастролей у нас были некоторые нестыковки с концертами у DESTRUCTION. Я встретил Шмера на With Full Force фестивале в 2001 году и мы с ним неплохо поквасили вместе пивка. Мы оба очень сожалели, что так ничего и не выгорело с южноамериканским турне, но... Иногда такое случается, ничего тут не поделаешь...
Насколько я понял, ты - турок по национальности. Не могу сдержаться и не спросить об этом поганом конфликте между мусульманской ментальностью и всем остальным миром...
Мехмед:
Да, я - коренной турок, но религия мне совсем не нужна, хотя я и уважаю любого верующего и его убеждения. Совершение насильственных актов из-за чьих-то верований кажется мне тотальным абсурдом! Но, так как я - реалист, не могу не признать факт, что все эти войны закончатся только тогда, когда исчезнут все фанатично верующие персонажи. То есть - никогда... Конфликт между исламом и другими религиозными системами долгое время подогревался различными факторами, о которых мне не очень хочется говорить, потому что это не тема для одного небольшого интервью... Я ходил в WTC за покупками утром 11 сентября позапрошлого года и должен был убегать изо всех сил от падающих башен, поэтому, думаю, тебе понятно, почему мне не симпатичны те индивидуалы, которые хотели приобрести известность благодаря таким поступкам... Снова же, я - обыкновенный человек, уважающий других людей. Но! Я не делаю ошибок, когда кто-то старается повредить мне или моей семье - я защищаюсь со всей силой, и сделаю всё, чтобы защитить родных. Кстати говоря, в республике Турция церковь и правительство действуют раздельно, а не вместе. И это, по-моему, просто здорово.
Вопрос Полу. Дядька Том в одной из своих песенок поёт о том, что на Гаваях нету пива (Es gibt kein Bier auf Hawaii). Ну вот, тебе посчастливилось побывать в Германии, а теперь ты снова живёшь на островах. Ну, скажи, что гавайское пиво - сакс, в сравнении с бюргерским...
Пол:
Окей, конечно же, если сравнивать самые известные марки американского пива (Будвайзер и пр.) с немецкими, то американское пиво - сакс, квасоподобная моча. Однако, как и в любой другой стране, в Америке есть несколько микроскопических пивоварен, которые делают крутейший бир, в европейском стиле! НО! Немецкое пиво - очень, очень классное!
Финальные адьосы всем нам...
Пол:
Рэй, Берни, Мем и я очень рады люди ваших стран по прежнему интересуются EXUMER'ом! Поддерживайте нафиг метал-сцену! Stay heavy! Thank you very much! Ваш товарищ и друг, Пол Аракаки.
Мехмед: Thanks for all the support over all these years! Дайте шанс моему SUN DESCENDS, потому что мы порвём вас к на куски, когда выйдет новая демка!
Zhmen



Читайте далее: THE WHITE STRIPES: Многополосное движение - интервью с Джеком Уайтом (2005) ЗООПАРК: Уездный город N - история альбома IRON MAIDEN: Интервью с Эдрианом Смитом (2000) ITEM: Интервью с группой (2005) JETHRO TULL: Кстати, о птичках - интервью с Йаном Андерсоном (2002) JUDAS PRIEST: JUDAS PRIEST FOO FIGHTERS: Интервью с Дэйвом Гролом и Тейлором Хоукинсом (2002) КАЛИНОВ МОСТ: Между небом и зверем - интервью с Дмитрием Ревякиным (декабрь 2003) КАЗМА-КАЗМА: Пляски Трубадуров - история альбома KHANATE: KHANATE - Ultra gravitational hellish brooding black doom metal with inhuman vocal constructs - интервью с Тимом Вискидой (2002) KING CRIMSON: Тайны Малинового Короля KING DIAMOND: Интервью с Кингом Даймондом (январь 2004) В. Цой и группа КИНО: Рашид Нугманов. Подлинное чувство магнетизирует... В. Цой и группа КИНО: Феликс Аксенцев. День в Кино В. Цой и группа КИНО: Михаил Садчиков. Звезда по имени КИНО В. Цой и группа КИНО: Александр Ягольник. Место для шага вперед В. Цой и группа КИНО: Андрей Тропилло. Трагедия не может быть попсовой… FOREST STREAM: FOREST STREAM В. Цой и группа КИНО: Необычный парень. Стопроцентный музыкант.