Главная страница - Текущий раздел: Статьи

FRUUPP: Absolute Strangers




Это имя вряд ли что-то говорит начинающим поклонникам прогрессивной музыки, что вовсе не удивительно. Я сам стал втыкаться в арт-рок года с 78-го, а к середине 80-х мне казалось, что переслушал все мыслимые и немыслимые релизы в этой области, знал хоть немного о каждой группе, исполнявшей арт, и уже не искал чего-то новенького. И только в конце 90-х, когда мой интерес к прогрессиву запылал с новой силой, я понял, что слышал далеко не всё, что подарил миру этот жанр в 60-70-х. Несомненно, лучшие образцы лидеров арт-рока не прошли мимо меня, однако только сейчас из глубины веков всплыли имена и названия, о которых только доводилось слышать краем уха, сама же музыка Focus, Flash, Nektar и Greenslade до недавних пор оставалась для меня terra incognita. Самым же большим шоком стало существование команд, чьи имена я слыхом не слыхивал: Gryphon, Badger, Kayak, Fruupp…
Втройне сильнее было удивление после знакомства с альбомами этих групп: абсолютно непохожие на Yes, Genesis или King Crimson составы, оригинальные и необычные, на высочайшем профессиональном уровне исполнявшие великолепный арт-рок.
Почему же такие классные банды канули в неизвестность, и лишь сейчас некоторые из их работ стали переиздаваться, представ перед нами, огорошенными таким невиданным подарком, во всей своей красе? Всё очень просто (и так же сложно): перед рок-музыкантами в любые времена стояла непростая задача - найти выгодный контракт и раскрутиться, а это удается не каждому …сотому, даже талантливому исполнителю. Зачастую вылазят далеко не самые лучшие. Но такова уж Судьба.
Дабы исправить положение и загладить вину перед замечательными музыкантами, мне хочется предоставить читателю хотя бы те небольшие фактические сведения о незнакомцах 70-х, которые удалось накопать.
Команда со странным именем Fruupp появилась в Белфасте (Ирландия) в 1971 году и просуществовала до 76-го, поработав плотно и урожайно, что выразилось в выпуске четырех отличных альбомов и постоянной концертной деятельности. Состав ее оставался почти неизменным на протяжении всех этих лет: Питер Фарелли - бас, флейта, лидер-вокал, Мартин Фой - ударные, Стивен Хьюстон - клавишные, гобой, виолончель, скрипка, вокал и Винсент МакКаскер - гитара, вокал. Последние два несли ответственность как за появление Fruupp на свет божий, так и за создание композиций.
МакКаскер обучался музыке в Лондоне, но довольно недолго, поэтому Fruupp, как и большинство рок-групп того времени (а сейчас разве по-другому?) была любительской командой (до Fruupp он играл в различных дворовых командах Северной Ирландии). Кроме него только Хьюстон имел какое-то музыкальное образование. Винс не был уверен, что арт-рок будет принят в Ирландии, но надеялся на всю Британию, где этот жанр уже входил в моду. Звучание группы в корне отличалось от любой британской арт-команды, будь то Genesis или ELP, потому как у ребят были свои идеи относительно прогрессивной музыки, да и инструментовка зиждилась на переплетении органно-гитарных пассажей с духовыми (гобой, флейта) и струнными. Последние наряду с довольно жесткой гитарой создавали мрачную апокалиптическую атмосферу, тогда как невесомые клавишные и мощный орган привносили легкость и торжественность. Музыка Fruupp опиралась на народную кельтскую культуру и даже пение Фарелли было кельтским. Добавим изрядную долю психоделии как наследства 60-х годов и неплохое знание барабанщиком джазовой техники - вот вам и Fruupp, если только этого достаточно, чтобы словами описать неподдающееся описанию - музыку, называемую art rock.
Работая над материалом к дебютному диску и занимаясь поисками подходящей звукокомпании, музыканты не теряли свободного времени даром - они постоянно гастролировали по Британии, в одиночку и с такими же чокнутыми рокерами (например, они разогревали Рори Галахера и Iron Curtain). Если уж быть точным, то лишь 5-6 недель в году Fruupp отдыхали от концертов …в студии, работая над очередным альбомом. В 1972-м их подцепила Pye Records (вернее, ее филиал Dawn, имевший дело с прогрессистами), где и вышли все 4 диска группы. Надо сказать, что Pye (где работали знаменитые The Kinks) была явно не на подъеме и за счет новичков хотела поправить свои дела.
Future Legends вышел в 73-м, спродюсировал его Денис Тэйлор, и нельзя сказать, чтобы сделал он это на слишком высоком уровне. Во всяком случае, по качеству звука первый диск Fruupp хоть и лучше дебюта тех же Genesis, но ведь тот случился еще в 69-м, а дело близилось к середине 70-х (сами знаете, как в то время звучали генезисы). Вокруг работы ребят в студии были и приколы. Например, мало смысливший в нотах Стивен написал такую партитуру для струнных, что ее с великим трудом разобрал дирижер аккомпанировавшего ансамбля, а затем расшифровал своим музыкантам. Но сама музыка, вышедшая из студии была действительно прекрасна, слушая ее, удивляешься тому бескрайнему кругозору творческой мысли, какой продемонстрировали совсем еще молодые музыканты, глубину идей и богатство их воплощения. Интересно, что диск даже попал в британский национальный хит-парад. И хотя он не поднялся выше 114 места (на первом были Роллинги с Goat's Head Soup), не беда, музон-то был и вправду хорош, а если учесть, что популярный тогда Дэвид Боуи заграбастал сразу 3 места, то фрууппы были на самом деле 111-ми. Да бог с ним! Главное, что, будучи любителем арт-рока, вы не сможете пройти мимо таких интересных вещей как Decision, Graveyard Epistle или Olde Tyme Future, с массой инструментальных партий, затуханием музыки с вступлением вокала и другими интересными вещами, которые имеются у каждой действительно самобытной банды.
С выходом диска Fruupp вновь рванули в нон-стоп гастроли, продлившиеся аж до января 74-го, когда команда вновь засела в студию, чтобы выпустить то, что назвали позже Seven Secrets. Тэйлору дали пинка, а вот струнный ансамбль был вновь приглашен. Как и в первый раз Питер Фарелли сам оформлял кавер альбома (кстати, есть на что посмотреть!). Второй альбом характеризуют более продолжительные композиции, да и сама музыка здесь более разнообразная и зрелая, прозрачные невесомы интро чередуются с резкими и довольно тяжелыми гитарными и органными пассажами, струнные и духовые создают атмосферу народного гуляния (похоже, они стали торговой маркой Fruupp). Wise As Wisdom, Garden Lady, Elizabeth (супер!), Three Spires (только послушайте виолончельно-гитарное интро!) - явно лучшие треки на этом альбоме, хотя и общий его уровень гораздо выше дебютника.
Независимо от этого, коммерческий успех вновь обошел стороной ирландских проггеров. Видимо именно это толкнуло ребят на следующий шаг: в том же 74-м они родили материал для следующего альбома. Они хотели поразить мир, а потом завоевать его, не совсем понимая, что и так делали многое, а слава и успех слишком призрачны и ненадежны… Забегая вперед скажу, что, пусть и слишком поздно для самих музыкантов, Ее Величество Слава настигла Fruupp: не так давно все творения группы были переизданы в сдвоенном варианте (по 2 альбома на каждом диске), и мы можем не только насладиться ранним вариантом британского арт-рока, который не слыхали доселе, но и понять действительное величие этого состава.
The Prince Of Heaven's Eyes был концептуальным, он повествовал о бродяге Маде Фланигане, исколесившем всю Ирландию в поисках пути к Радуге. Нет смысла говорить, что музыка и лирика встали на более высокий качественный уровень, с другой стороны, это был всё тот же Fruupp, в котором все оригинальные составляющие были на своем месте, только стали гораздо глубже и обдуманнее (Prince Of Darkness, Annie Austere, Crystal Brook и The Perfect Wish - настоящая классика прога 70-х!). После выпуска Принца команда вновь рванула в турне, на сей раз не только по Британии, но залетела даже в Европу, где была принята очень тепло (тур 74-го стал действительно самым успешным в истории команды), а часть концертов отыграла совместно с King Crimson, участник которых Йен МакДональд настолько проникся музыкой Fruupp, что предложил ребятам свои услуги в качестве продюсера следующего диска.
Всё бы ничего, но достигнутый успех не удовлетворил Стивена Хьюстона. Оглядываясь назад, он понимал, что находится лишь парой ступенек выше того дна, с которого начал подъем три года назад. Решив, что пора спуститься с небес на землю, Стивен объявил, что завязывает с музыкой. Так, к записи последнего альбома в рядах Fruupp произошла замена, в группе появился клавишник Джон Мэйсон.
Modern Masquerades (1975) не сумел достичь высот своего предшественника, хотя он отнюдь неплох. В нем почти нет тех струнных и духовых, что ушли вместе с Хьюстоном, зато появились изящные синтезы, отчего общий план стал помпезнее. Джазированная ритмика и общий дух Fruupp сохранились. Вероятно, над музыкантами в период написания материала к Masquerades довлело расставание со Стивеном, оттого музыка порой кажется печальной и ностальгической, хотя временами чувствуется, что звук стал наоборот мощнее и увереннее. Так или иначе, не стоит обходить вниманием и этот альбом, а особенно Misty Mountain Way, Masquerading With Dawn и Sheba's Song.
Итак, сказ о Fruupp близится к логическому (и нелогичному) концу. Гастроли 76-го были последними. Команда уже не стремилась в студию, исчезла тонкая нить, соединявшая ребят на протяжение 5 лет, а продолжение игры казалось бессмысленным. В сентябре 1976-го Fruupp отыграли финальный гиг в Лондоне и приказали арт-року долго жить.
Собственно говоря, на этом можно было бы поставить точку, но попробуем проследить, в каких пространствах затерялись следы бывших членов команды. Питер Фарелли, Винсент МакКаскер и Мартин Фой одно время помогали в сольной деятельности давнему другу и коллеге Йену МакДональду, затем сведения о них становятся туманными и пропадают вовсе. Джон Мэйсон в конце 90-х - начале нового века играл в Bankshot, судя по описанию весьма аморфной группе, синтезировавшей такие абсолютно разные стили как панк-рок и ска.
Несмотря на такой печальный финал, не стоит отчаиваться. Пусть Fruupp исчезли слишком рано, они оставили после себя не только горечь и недосказанность, но и 4 прекрасных альбома (некоторым не удавалось записать и одного!), по праву входящих ныне в золотой фонд арт-рока наряду с лучшими творениями King Crimson и Yes. Послушайте их и попытайтесь оценить подвиг тех неизвестных групп 70-х, без которых само существование современной прогрессивной музыки было бы невозможно. Договорились?
Реактор



Читайте далее: ЗООПАРК: Уездный город N - история альбома IRON MAIDEN: Интервью с Эдрианом Смитом (2000) ITEM: Интервью с группой (2005) JETHRO TULL: Кстати, о птичках - интервью с Йаном Андерсоном (2002) JUDAS PRIEST: JUDAS PRIEST FOO FIGHTERS: Интервью с Дэйвом Гролом и Тейлором Хоукинсом (2002) КАЛИНОВ МОСТ: Между небом и зверем - интервью с Дмитрием Ревякиным (декабрь 2003) КАЗМА-КАЗМА: Пляски Трубадуров - история альбома KHANATE: KHANATE - Ultra gravitational hellish brooding black doom metal with inhuman vocal constructs - интервью с Тимом Вискидой (2002) KING CRIMSON: Тайны Малинового Короля KING DIAMOND: Интервью с Кингом Даймондом (январь 2004) В. Цой и группа КИНО: Рашид Нугманов. Подлинное чувство магнетизирует... В. Цой и группа КИНО: Феликс Аксенцев. День в Кино В. Цой и группа КИНО: Михаил Садчиков. Звезда по имени КИНО В. Цой и группа КИНО: Александр Ягольник. Место для шага вперед В. Цой и группа КИНО: Андрей Тропилло. Трагедия не может быть попсовой… FOREST STREAM: FOREST STREAM В. Цой и группа КИНО: Необычный парень. Стопроцентный музыкант. В. Цой и группа КИНО: Нина Барановская. Я не верю, что он сделал все, что мог...