Главная страница - Текущий раздел: Статьи

КОМА: Кома - еще не смерть - интервью с Александром Гудвином (2004)




Интересное время было в конце 80-х, помните? Славное время… Постперестроечное похмелье еще толком не наступило, хотя эйфорию уже сняли. Что касается музыки, то, благодаря открывшейся возможности заглянуть за чуток отодвинутый железный занавес, широкие трудовые массы рокеров-музыкантов и рокеров-меломанов познакомились с thrash- и death-металлом наряду со всеми остальными новшествами зарубежной эстрады. Хэви-металл быстро завоевал популярность на бескрайних полях нашей необъятной, тогда еще почти единой, но уже почти не советской Родины. Не будем мы, конечно, рассматривать причины такой бешеной популярности, скажем только, что выхлопом была не только циркуляция среди болельщиков огромной массы пленок и винилов со всякого рода металликами, слэйерами, дарк-энджелами, креаторами и дистракшенами. По стране стали буквально плодиться группы, пытавшиеся играть этот жуткий, громкий и грязный трэшняк: такие команды были не только в Москве, но почти в каждом районном центре, я серьезно! Пусть играть толком не умели, пусть зачастую всё творчество сводилось к попыткам наиболее близко к тексту снять произведения лидеров мирового металла. Зато оно было, зато тогда слушали хороший музон, зато из многотысячной армии более чем средних команд вознеслись и встали на, не станем излишне скромничать, мировой уровень отличные единицы: Kruiz, Shah, Master, End Zone, Koma…
Питерская экстремальная команда Кома появилась на свет в середине 1989 года. Удивительно, но, видимо, показательно то, что в отличие от всех вышеупомянутых групп Кома продолжает существовать до сих пор и, что еще удивительнее, на три четверти в том же составе: Александр Гудвин - бас/вокал, Аркадий Парамон Лебедев - гитара, Ник Голубев - гитара и Анатолий Натаровский - барабаны (заменивший Евгения Логинова). Цель существования и тогда, и, думаю, сейчас - играть самую отвязную и безбашенную тяжелую музыку. Пусть прошло добрых полтора десятка лет, пусть команда поднялась на новый качественный уровень (да что там - изменился и сам heavy metal!), некоторые вещи просто не должны меняться.
Начало 90-х в силу объективной невозможности записать диск вылилось в выпуск демо-лент (Демо-90, Скорбное Бесчувствие, 1992) и магнитоальбомов (Цепи, 1992, Born To Be Great, 1994, Compilation, 1995), а также участие в разнообразных отечественных металлических компиляциях. Живые выступления коматозников стали регулярными и популярными, как и постоянное участие в экстремальных фестивалях (Baltic Death Zone, Banzai, Fuckin' New Year, Death Rider, День Мрака, Necronomicon и т.д.), что не только ковало опыт и профессионализм самих участников Комы, но и формировало ряды поклонников. К середине 90-х слухи об этом составе переползли Урал и даже возникли на ДВ (именно тогда я впервые услышал название Кома).
Еще одним шагом в истории группы было создание в 96-м сайд-проекта, название которого известно любому российскому меломану - Бони неМ. Вообще всё началось с того, что музыканты Комы однажды помогли Кириллу Немоляеву, заменив выбывших инструменталистов во время концерта. И тем, и другим всё это настолько вкатило, что было решено сделать Бони неМ общим сайд-проектом (т.е. это все парни из Комы, плюс сам К.Немоляев и бэк-вокалистка Татьяна). И вот уже 7 лет проект радует российских меломанов, не только постоянно выпуская очередные альбомы, но и успешно гастролируя по России и зарубежью…
Хочется отметить постоянное желание группы играть вживую, похоже, Кома никогда не отказывается от предложений взобраться на сцену и дать прос… (извините!) всем присутствующим. Причем, в багаже команды не только концерты в центре России, но и за пределами страны (Беларусь, Прибалтика, Венгрия, Финляндия).
Первый настоящий альбом Комы вышел только в 2000-м, зато это был действительно серьезный диск. Годы музицирования не прошли даром: Awakening OF Wax Figures получился не просто сильным, это была своя музыка, не похожая на грандов металла за бугром, а равно и не имеющая аналогов в России. На традиционные, но умелые трэшевые структуры положена такая эклектика, что остается только недоумевать, как в голову ярым экстремистам, коими зарекомендовали себя члены Комы у почитателей своего творчества, могло прийти такое? Здесь и использование нетрадиционных для heavy metal инструментов, и приемов игры, да что там - сама мысль, создававшая эту музыку, была свободной от рабских цепей шаблонов и штампов.
А 5 февраля сего года на CD-Maximum, в последнее время проявляющей значительный (ура!) интерес к тяжелым отечественным составам, вышел второй CD группы Осколок Звезды. Девять треков, мультимедиа с фотками и текстами песен, плюс - видеоклип на песню Какая разница?, уже известную в народе, как Убить талиба. Кассеты с Осколком Звезды поступили в продажу уже в декабре, но на Дальний Восток пока еще ничего не попало. Надеюсь, те, кто возит сюда продукцию CD-Maximum, не пропустят в каталоге фирмы этот действительно более чем достойный альбом.
Альбом населяют жесткие и тяжелые вещи с акцентированными мелодиями, не лишенные двояких качеств - старого heavy metal и современного звука. Короткий по времени Осколок Звезды очень силен по содержанию, он бьет, словно сжатый кулак, причем по большей части попадая в цель. Вещь Какая разница?, к примеру, - однозначный музыкально-идеологический хит, а то, что любая другая, отдельно взятая композиция диска, мягко говоря, хороша - у меня не вызывает сомнения. Шах, мат, Дай мне, Одинокий волк - замечательны, как с инструментальной и вокальной точки зрения, так и по силе воздействия на нервы слушателя. И (жаль, что в силу гадских обстоятельств это пока невозможно) я бы с удовольствием послушал, как они выглядят живьем.
Я не склонен переоценивать значимость нового альбома Комы, это дело будущего. Пусть его оценят тысячи настоящих поклонников экстремальной (и не только, и не столько!) музыки. Одно Осколок Звезды выявляет точно и безапелляционно - Кома находится в отличной игровой и творческой форме, а значит - мы вправе ожидать от нее новых подвигов. А пока предлагаю вам небольшое интервью с Александром Гудвином по поводу выхода нового альбома, а равно и прочих жизненных и музыкальных разностей (Боже, храни Интернет и электронную почту!).
- Считаешь ли ты себя единоличным лидером группы? Как вы обычно работаете над новой музыкой - в складчину, или кто-то приходит с готовыми идеями, и их доводят до ума?
- Неважно, кем ты себя считаешь, важно, кто ты есть на самом деле. У нас в группе всегда пропагандировался принцип демократии, но в любом, даже самом демократичном обществе, должен быть человек, который берет на себя основную часть груза и тотальную долю ответственности. Так получилось, что в нашем коллективе этим человеком пришлось стать мне. Что касается работы над музыкой, то единой схемы не существует. У каждой песни своя история.
- Почему Кома? Знаешь, как корабль назовешь, так он и поплывет…
- Вот мы и плывём своим течением без малого полтора десятка лет. А если серьёзно, когда мы выбирали название, мы были слишком молоды, чтобы задумываться о каких-то кармических вещах. Нам показалось, что Кома достаточно точно отражает наше творчество. Ведь состояние комы - это состояние мрачной неопределённости, нечто между жизнью и смертью. Наша музыка тоже находится на стыке разных экстремальных стилей: определить то, что мы делаем, довольно непросто, потому что слушатель зачастую и предположить-то не может, что он услышит через считанные секунды. Какие ярлыки на нас только не вешали! Один из последних, который мне понравился, был эклектик металл. По-моему, неплохо…
- Согласен. В чем смысл и цель вашей музыки и существования самой группы?
- Смысл существования группы заключается в том, чтобы делать то, что хочется. И в этом мы абсолютно честны перед собой и перед теми, кто нас слушает. Универсальной музыки не бывает, всем не угодишь, это мы поняли давно, поэтому в творчестве мы - закоренелые эгоисты. Нам наплевать на мнение толпы. Кому не нравится - могут не слушать, навряд ли нас это опечалит. Основной контингент, те, кого впирает наша музыка, - люди умные и душевные, с интеллектом выше среднего, а таких в нашей стране, да и вообще по миру значительное меньшинство, поэтому рассчитывать на статус мегазвезд - просто абсурдно.
- Рад, что здесь твоя точка зрения практически совпадает с моей. Но продолжим. Я так понимаю, thrash metal оказал на команду огромное влияние. Что, кроме thrash и вообще heavy metal слушают коматозники (ничего, что я так вас обозвал?), что еще оказывает на вас влияние (не обязательно музыка)?
- Ничего, валяй! Не могу сказать, что трэш повлиял на наше творчество больше, чем другие брутальные (и не только) течения. А слушаем мы много, и настолько разную музыку, что перечисление займёт, пожалуй, всю полезную площадь вашего издания. Ну, если вкратце: Red Hot Chilli Peppers, Ram-Zet, Nina Hagen, Soilwork, Guano Apes, Valtari, Cocteau Twins, Dark Funeral, Rush, Sieges Even ...и так до бесконечности. А вдохновить на написание песни может что угодно, начиная от кардинальной перемены питерской погоды и выпуска новостей, до каких-то личных переживаний и прочитанных книг.
- Мне всегда было интересно, что по-человечески стоит за этими мрачными волосатыми парнями с гитарами… В двух словах охарактеризуй участников Комы (и как музыкантов, и как людей).
- Лучшая характеристика для музыканта - это его работа. Для того, чтобы получить какое то представление, нужно послушать наши альбомы. А что касается терминов типа истинный ариец, характер нордический, то боюсь показаться необъективным, поэтому пусть это останется за семью замками. Главное - совместимость людей внутри команды, а это, похоже, пока в наличии.
- Каково это - быть рок-музыкантом в нашей стране?
- Это смотря как к этому относиться и чего от этого ждать. Если ожидать только денег и славы, то быть рокером, думаю, непомерно тяжело, т.к. структура этого бизнеса ещё очень несовершенна. Проще тогда податься в банкиры или в какую-нибудь другую коммерцию. А если ты просто пытаешься выразить через песни то, что у тебя внутри, то быть рок-музыкантом, по-моему, огромное счастье. И не важно, в какой стране ты живёшь, в России или Гватемале.
- Ты начал заниматься музыкой довольно давно. Насколько изменилась тяжелая сцена в Центральной России по сравнению с тем временем? Есть ли достойные группы?
- Достойные группы были всегда, потому что с духовным миром, да и с мозгами у наших людей всегда, к счастью, было неплохо. Добавилось у современных групп профессионализма, что не может не радовать. Из молодых могу выделить пару-тройку групп, которые мне нравятся, например, Stalwart и Dominia.
- Как ты думаешь, у российских рок - и металл-групп свой путь, отличный от западных команд, или общий?
- На данном этапе развития этой индустрии я думаю, что пути всё же несколько отличаются. Во-первых, не все российские лэйблы достаточно занимаются промоушном своих команд, поэтому музыканты вынуждены тратить свои силы, время и деньги, вместо того, чтобы вкладывать всё это в написание нового материала. Во-вторых, получить какую либо радио-, тем более телеротацию практически нереально. Хорошо хоть периодика относительно доступна, за что ей огромное спасибо, да Интернет появился. А вообще, позитивные сдвиги наблюдаются, возможно, когда нибудь картинка станет более радужной.
- Как относишься к современному русскому року?
- Спокойно.
- Перейдем к новому альбому (сразу признаюсь, что он мне понравился с первой песни, в отличие от Awakening). Есть ли у него какая-то концепция, или это просто набор отдельных песен?
- Это просто материал, написанный за определённый отрезок времени, сознательно никакой концепции в него не вкладывалось, хотя многие ее там находят, и не думаю, что это плохо. Каждый слышит то, что он хочет услышать.
- Почему он такой короткий, сейчас принято даже в тяжеляке делать диски за 60-70 минут?
- Не вижу смысла делать пластинку длиннее 40-50 минут. Тот хронометраж, который получился у нас, считаю идеальным. У слушателя должен быть определённый голодняк, только тогда он захочет послушать альбом ещё раз. Это значительно лучше, чем когда он слушает диск за два, а то и за три захода. А наличие мультимедиа и клипа добавляют изюма и, соответственно, кайфа для пользователя.
- Я думаю, тот, кто уже слушал оба альбома, почувствовал разницу не только в звуке, но и в настроении. Расскажи поподробнее, чем отличалась работа над Осколком Звезды от предыдущего альбома - технически, философски, настроенчески. Что вы хотели сказать миру этим творением?
- Мы хотели рассказать миру о его несовершенстве, а человечеству (в частности себе) о его бренности… А если быть предельно серьёзным, то мы пишем песни не умом, а скорее сердцем, поэтому очень сложно ответить, что мы хотели этим сказать. А основная разница в работе над альбомами заключается в том, что мы при записи последнего, значительно больше времени провели в студии.
- Тебе самому не кажется, что в каком-то смысле Осколок Звезды - чуток прямолинейнее (в хорошем смысле, т.е., когда человек знает, куда ему идти, то идет по короткому пути) и, с другой стороны, намного лиричнее, чем Awakening Of Wax Figures (в частности, вещь Одинокий Волк)?
- Ну, насчёт прямолинейности, я, пожалуй, соглашусь, а что касается лиричности, то, по-моему, альбомы достаточно равноценны. Одинокий волк, по мнению повального большинства, отличная песня, но в Awakening... есть, например, вещь How Many Days... Как она тебе?
- Придется согласиться, что она - одна из действительно понравившихся. Вот еще одно ощущение - в новом детище Комы больше металла, настоящего хэви, сродни тому, что творилось на металлической сцене в конце 80-х - начале 90-х. Поэтому Шах, мат - мне сразу импонировала, как музыкально (напомнила добрые трэшевые времена), так и лирически. Что скажешь?
- Даже не знаю, как отнестись к твоему вопросу, как к комплименту, или как к оскорблению. Видишь, опять разница в восприятии. Я слышал мнение, когда эту песню сравнивали с System Of A Down, а это никак не трэш 90-х. Но главное, что она тебе понравилась.
- Я, в общем-то, имел в виду группы Д.И.В. и Crownear, которые базировались на трэшняке. Поговорим о песне Какая разница?. Тебе не кажется, что петь сейчас о терроризме с Востока несколько конъюнктурно?
- Песня была написана два года назад, не припомню, чтобы об этом кто-то тогда пел. Да и суть ее, в общем-то, не в терроризме, основной смысл скрыт в центральном, псевдо-рэповом моменте. Так что это скорее песня на религиозную тему.
- И, тем не менее, сейчас любой разговор о религиях заканчивается разговором о религиозных конфликтах… Здорово, что Кома теперь поет на родном языке. С чем это связано?
- С одной стороны, это очередной эксперимент, сродни тому, что был тогда, когда мы запели (и выпустили два альбома) на английском. Если же копнуть глубже, то это, в принципе, поворот лицом к российской публике. Ведь мы играем в основном для нее, и люди должны понимать то, что ты хочешь им сказать. А если говорить о забугорной аудитории, то она воспринимает по большей части драйв и энергетику. Мы дважды играли в Финляндии, и народ там одинаково бурно реагировал как на англо-, так и на русскоязычные песни. Энергетическая подача ведь остается.
- Осколок Звезды выпущен на CD-Maximum. Несколько слов о вашем сотрудничестве с этим лэйблом.
- Я считаю, что это один из самых перспективных лэйблов страны, к тому же, там работают приятные и компетентные люди. Они реально заботятся о группах, которые выпускают, а это очень важно.
- Какие планы на будущее? Где можно ожидать в ближайшие месяцы группу живьем? Есть ли уже наметки следующего альбома?
- Заготовок для новых песен много, надо теперь это всё воплотить. А что касается планов, сейчас хотим максимально широкой публике показать концертную программу нового альбома (расписание концертов, равно как и новости, можно найти на нашем сайте www.koma.mft.ru), в мае следующего года планируем отметить 15-летие группы. Дальше мы пока не заглядывали…
- Напоследок с тебя - пожелания читателям Hatross.
- Желаю побольше слушать такой музыки, которая стимулирует жизненные процессы и читать больше правильной прессы, вроде той, что сейчас у вас в руках.
- Спасибо за интервью и за вашу музыку! Огромный привет от редакции всем музыкантам Комы. Надеемся, что меломаны оценят Осколок Звезды по достоинству. Удачи во всём!
Вопросы задавал Реактор.



Читайте далее: NARNIA: Интервью с Карлом Гриммарком (2001) NAZARETH: NAZARETH - биография ARBITRATOR: ARBITRATOR - Это классика! NEVERMORE: Интервью с Джеффом Лумисом (1999) NIGHTWISH: Игорь Поляков (гитарист CATHARSIS) о концерте NIGHTWISH 25 августа 2001 года NIGHTWISH: NIGHTWISH Ник Рок-н-Ролл: Жизнь с рок-н-роллом - интервью с Ником Рок-н-Роллом (2002) NIRVANA: Состояние Нирваны ALICE COOPER: Welcome To My Brutal Nightmare НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ: Пароходы высоты не боятся - интервью с Дианой Арбениной (2002) NOMANS LAND: Интервью с группой NOMANS LAND (17 мая 2003) НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС: Разлука - история альбома NYL: NYL: Pure art-rock - интервью с Олегом Резниковым (2004) ARENA: ARENA: Не просто так OCCULT: Интервью с Морисом Свинкельсом (2002) OMNIUM GATHERUM: Интервью с Маркусом Ванхала (февраль 2005) АРИЯ: АРИЯ. Мания Величия OVERKILL: OVERKILL: Fucking thrash! PAPA ROACH: Дихлофоса на них не хватает - интервью с группой (2002)