Главная страница - Текущий раздел: Статьи

САНСАРА: The BEATLES нас никогда не переворачивали - интервью с группой (2002)




...Когда общаешься с этими странными ребятами, кажется что время на дворе - примерно 1985-й. Молодая екатеринбургская группа САНСАРА - совершенные идеалисты и романтики, причем высшей пробы, что сейчас встречается, видимо, лишь за Уральским хребтом. Понятие романтика употребляется в данном случае не в качестве фишки или музыкального определения. Просто глаза вокалиста горят тем огнем, который свойственен поэтам, а не ремесленникам.
На вопросы как началось и когда осознал они отвечают: Не знаю. Они ворвались в пространство нынешней российской рок-музыки, не задумываясь, что от этого можно получить и как использовать. И лишь сейчас, после выступления на двух Нашествиях, ротации на Нашем Радио, нескольких сольных концертов в Москве и еще 40 городах России, после трех синглов и вышедшего недавно первого альбома группы под названием Всевозможно, они словно огляделись и впервые задали себе вопрос: что это было? Беседа Андрея АРХАНГЕЛЬСКОГО и Сергея ГУРЬЕВА с вокалистом САНСАРЫ Александром Лебедевым и басистом Андреем Просвирниным напоминает допрос свидетелей в милиции: многие события, характерные для начинающей хорошей группы, происходили с ними совершенно неосознанно...
Александр Лебедев: С Андреем, нашим басистом, мы знакомы всю жизнь. Родились в одном доме, посещали один детский сад... Потом я познакомился с нашей будущей барабанщицей Сашей, родители коей были страстные поклонники русского рока, они в свое время объездили стопом всю страну... Потом у меня появилась очень странная такая кассета, которая во мне многое изменила ...
Что за мистическая кассета? Может быть, CURRENT 93?
Александр:
Намного проще. Это был 1996 год, мне было лет 17. Мне дали кассету, где на одной стороне был записан жуткий такой металл, по-моему, SLAYER и BURZUM, а на другой - БГ, Русский Альбом. Перевесил БГ. Разговоры с родителями барабанщицы, я думаю, повлияли... Спустя некоторое время мы решили играть, причём первоначально я планировал, что играть будем именно тяжелую музыку, но потом я как-то решил для себя, что просто рычать слова (у меня неплохо это тогда получалось) хуже, чем петь по-русски. Я стал писать стихи, стали вылезать какие-то тексты, песни...
Андрей Просвирнин: Мы в школе были достаточно правильными такими детьми. Мы не водили сомнительных знакомств. Не курили. Поздно начали пить, поздно начали общаться с девушками. В 14-15 лет я увлекался шахматами, Саша читал книжки взрослые... Ницше всякого, Бердяева.
Александр: Я пытался писать в местную газету - она называлась Честное слово. Для подростков. Ходил брать интервью у священников - о вредном влиянии оккультизма на детские души... Мы вообще ничего не слышали ни про DDT, ни про Башлачева. Я не слушал зарубежную музыку, я просто не знал, что такое даже QUEEN или какой-нибудь там BON JOVI... Часто говорят - THE BEATLES меня перевернули! Меня они никогда не переворачивали. Я их очень поздно для себя открыл.
А в школе вы что слушали? Рок, эстраду, экзистенциальный андеграунд?
Александр:
Да ничего не слушали. Ну, ходили на дискотеки. А так... Рок-музыки же вообще не существовало - пока мы не познакомились с семьей нашей ударницы. Тогда я услышал реальный рок, услышал КАЛИНОВ МОСТ, БГ...
Андрей: Егор Летов вообще просто выстроил нас. Я давно не слушал русский рок, но просто это осталось в нас, как базис. ГО просто перевернуло, я даже песню могу конкретную назвать. Все Идет По Плану... Это была первая песня, которую захотелось сыграть на гитаре, снимать аккорды. Потом уже Цой, ну, и далее по всем пунктам. Все эти песни... Мы их не просто знаем наизусть - они сидят в нас и шевелятся! Мы, кстати, как-то ехали на гастроли, и случайно увидели живого Летова. Подошли к нему, как последние фанаты, постояли, подумали - как-то нездорово, ломались-ломались...Он был не один, с людьми какими-то. Зашли: здравствуйте, типа. Просто хотели убедиться, что это он. Подарили кассету и ушли.
Трогательная история. А с чего началась группа САНСАРА?
Александр:
Поначалу мы вообще только квартирники играли - ни о каких концертах даже и речи не было. Играть-то никто не умел! Андрей вон вообще не знал, что такое бас-гитара... Но мы, тем не менее, решили, что Андрей будет играть у нас в ансамбле. Вместе мыли машины на мойке два месяца и купили первую электрогитару. Тысячи за две купили с рук у одного металлиста гитару Lead Star. Потом купили бас первый, обычный, фирмы Урал, который дровами называют. А Сашка, барабанщица, на первых репетициях играла на ведрах. Первое выступление было 2 февраля. Потом к нам присоединился баянист. Единственный профессиональный музыкант! Его зовут Руслан Манин . Я до сих пор не знаю, чем мы его привлекли. Он сам не знает. Я его уломал с нами поиграть. Мы не знали ни нот, ни аккордов, вообще ничего, но были уверены в том, что это круто. У нас был такой культовый клуб Сфинкс, где выступали все группы города, и вот мы решили, что тоже должны сыграть в этом месте. Руслан, помню, нам говорил: Да вы что, смеетесь что ли - мы играть не умеем и пойдем туда выступать?! Пойдем! - радостно говорили мы. Сейчас уже 5 лет прошло, и я задним числом удивляюсь: откуда была такая уверенность, что это кому-то вкатит? Уверенность-то есть и сейчас, но сейчас-то мы хоть знаем, что уже лучше, чем были некогда! Первый концерт был переломный: после него наш баянист, который сильно сомневался, увидел, как люди хороводы водят под наши песни, и сказал: Да, убедили...
После первого концерта вы сделали для себя какие-то кардинальные выводы?
Александр:
Вот еще! Мы - не трусливые прагматики. Мы никогда не делаем выводов типа: Блин, все плохо! Садимся на полгода и будем сугубо репетировать...
Может быть, это - инфантилизм?
Александр:
Не так грубо. Просто мы - не профессиональные музыканты. Нас никогда не обламывало то, что мы делали. Мы никогда не играли в минус, например, каждый следующий концерт был всегда чуть лучше. Естественно, мы много репетировали, но именно профессионального отношения не было. Это было как бы увлечение. Хотя сейчас, конечно, все посерьезнее.
Андрей: И так вот с этого концерта потом пошло: еще концерт, потом первый фестиваль, более или менее солидный... И вдруг мы там получили приз зрительских симпатий за лучший вокал. Рок-фестиваль Начало, как у Панфилова! Потом мы объездили все вокруг: город Заречный, Тюмень, Пермь, Челябинск... В Заречном, кстати, были настоящие фанаты музыки, классные ребята - они сами организовывали фестивали. Там была классная такая группа - называлась ВРЕМЯ СРАТЬ, извините. Панки, что сделаешь... Они нас и пригласили на фестиваль - я их до сих пор с трепетом вспоминаю. О том, чтобы за проезд платить, и речи быть не могло. Мы за деньги начали играть где-то год назад, до этого главное было выступить - и все. И выступали. Потому что нам нравилось играть просто так. В какой-то степени это было из принципа, не смогу сформировать, - но русский рок нас подстегивал: вот, мы честные, поем чего-то русское такое - такие вот заморочки... Именно благодаря этим принципам мы до сих пор и делаем то, что нас вставляет.
Александр: Нам сейчас нравится совершенно другая музыка, но, тем не менее, мы сами к ней пришли - а не потому, что она модная. И не бросая, не отказываясь ни от чего, что слушали раньше. Многие наши знакомые музыканты бросали, например, играть грандж, и уходили в ди-джеи. И были плохими ди-джеями, потому что им приходилось ломать себя: ведь к этому надо приходить самому, изнутри, из логики внутреннего развития, искренне... А мы себя насильно не меняли. Не изменяли своим взглядам.
Пытались ли вы эти взгляды для себя как-то сформулировать?
Александр (надо видеть его взгляд):
Открытость, честность, искренность! Я уверен, что помимо музыки существует определенная магия слова.
Андрей: У нас в городе были две такие как бы группировки, два рок-центра. Первый - прогрессивные такие ребята, Юля Чичерина, группы ПРОПИЛЛЕР, БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ... Ну, и ГЛЮКИ (СМЫСЛОВЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ - ред.), конечно. У них был клуб J22. Это была альтернативная тусовка, хотя мы у них пару раз играли, когда у нас еще были длинные волосы, баян... В общем, все разлапистое такое. Короче, они на нас так смотрели, с такой улыбкой... Ну, в общем, там торчали на совершенно другой музыке, более продвинутой. Тем не менее, мы за три года, я считаю, нагнали их в музыкальном плане... И вторая группировка - это и был клуб Сфинкс, где собирались такие ортодоксальные неформалы, волосатые, в черных куртках. Таким образом, нас ни те, ни другие не понимали, мы ни с кем не дружили. Мы делали свое дело: просто приходили и пели, что хотели...
А Шахрин-то как о вас узнал?
Александр:
Мы в газете прочитали интервью с Шахриным, где его спросили: нравится ли вообще что-то из современного русского рока? Он говорит: Мне понравилась песня Секретные Материалы одного коллектива, в котором вокалист одновременно картавит и шепелявит, и я не могу понять, прикол это или нет. Я позвонил Шахрину, говорю: Здравствуйте, это вокалист, который и картавит и шепелявит одновременно, это не прикол. И отдал ему наш диск послушать. Он сказал, что теперь знает нашу группу, но ему это не интересно. Через полгода мы встретились опять. Мы искали его звукорежиссера, Елизарова, - опять связались, записали сингл, он опять послушал, ему уже больше понравилось, он нам помог с инструментами. Когда мы выпускали третий мини-альбом, записанный непосредственно с Володей, то хотели сделать Шахрину подарок. И на обложке у нас была фотография старая, на которой изображен мальчик, сидящий в детском вагоне поезда-атракциона в нашем Парке культуры и отдыха, а сзади у него номер места виден: 22. А Шахрин родился как раз 22 июня... Короче, сингл выпустили в количестве 1000 штук именно в этот день, представляете!.. Купили ящик кассет в магазине и там же отдали их записать.
Изменились ли с тех пор ваши музыкальные пристрастия?
Александр:
Сейчас много всего. Даже не перечислить. Вчера я например, слушал AUTECHRE и сольный альбом гитариста BLUR, сегодня индийскую национальную музыку и RADIOHEAD. RADIOHEAD очень сильно повлияли, но не напрямую, а каким-то непостижимым образом. Эта группа, стоящая как бы над всем. Кроме того, мне всегда нравились группы, где есть ярко выраженный харизматический лидер: Кобейн, Моррисон, Леннон, Том Йорк...
Трое из четырех мертвы, что характерно... А как в группе относятся к твоему лидерству?
Андрей:
Изначально так было поставлено, что мы играем Сашины песни, он всегда впереди. Он - всеми признанная личность, и нас это не ломает. Если, конечно, задираться не будет...
Александр: Меня сейчас волнует другая вещь. Мы сейчас столкнулись с понятием формат/неформат, но не хотим играть по правилам, вписываться в этот формат... Если загнать себя в рамки, ты уже не сможешь развиваться. Мы хотим меняться самостоятельно, делая что-то новое... Я не хочу, чтобы ребята выбирали: играть музыку или зарабатывать деньги. Я знаю, что деньги нужны мне лично, чтобы покупать диски, хочу помогать родителям, содержать свою семью. Но если мы остановимся в развитии, то просто погибнем, я считаю.
Форматные песни, бывает, получаются сами собой. Есть мнение, что якобы нет ничего страшного в том, чтобы специально написать форматную песню. Дескать, так делают и на Западе вполне приличные люди...
Андрей и Александр (смеясь):
Нет, у нас такого не бывает. Мы не умеем писать по заказу. Мы сели - дрым-дрым, что-то сыграли. Что получилось, то и получилось.



Читайте далее: KING CRIMSON: Хроники Малинового Короля KING CRIMSON: Брошенный в небо - интервью с Треем Ганном (2004) FOO FIGHTERS: Интервью с Дэйвом Гролом (2005) В. Цой и группа КИНО: Андрей Панов. Когда сочиняешь музыку, в голове должен стучать барабан… В. Цой и группа КИНО: Сергей Шолохов. Игла в стогу сена В. Цой и группа КИНО: Алексей Рыбин. КИНО с самого начала (фрагменты повести) В. Цой и группа КИНО: Михаил Садчиков. Воскресение Виктора Цоя В. Цой и группа КИНО: Виктор Цой: У нас у всех есть какое-то чутье… AMORPHIS: Мелодии тысячи озер - интервью с Эсой Холопайненом (1995) КИНО: Интервью с Рашидом Нугмановым (ноябрь 2003) В. Цой и группа КИНО: Анатолий Соколков. Он не мог общаться общаться ни с каким начальством… КИРПИЧИ: За семь лет появляется сила ума Интервью с группой КИРПИЧИ (2002) КОРОЛЬ И ШУТ: Родом из детства - интервью с группой FRAGILE HOLLOW: FRAGILE HOLLOW от первого лица КОМА: Кома - еще не смерть - интервью с Александром Гудвином (2004) КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛА: ЖРИТЕ РЕПТИЛИЙ. Интервью с Ящером KOSTAREV GROUP: Интервью с Александром Костаревым (2004) THE KOVENANT: Интервью с Лексом Айконом KREATOR: Интервью с Франком Госдзиком (2003)