Главная страница - Текущий раздел: Статьи

FOCUS: Показать вам FOCUS?




Вездесущий интернет-сайт Allmusic.com дает посетителю такую справку об арт-рокерах Focus: Голландская прог-рок группа, более всего известная эксцентричным хитом Hocus Pocus…. Далее следует десяток строк, кратко биографирующих деяния команды до момента ее роспуска в конце 70-х и всё. И всё? Ха! Но ведь весь фокус заключается в том, что работы голландских прогрессистов неразрывно связаны с лучшими страницами этой музыки, их альбомы - классика жанра, а бывшие участники Focus и поныне - непререкаемые авторитеты для осваивающих бескрайние просторы арт- и симфо-рока. История прогрессивной музыки была бы неполной без нескольких весомых страниц, посвященных им. Да и сама история Focus не заканчивается на грустной ноте расставания в 78-м. Скажу по секрету - эту историю они делают сами и делают сейчас, пока вы читаете эти строки.
О, вожделенные и безумные дни детства Прогрессива (Боже, какой чудный ребенок удался!), часы и минуты становления (Ну-ну, еще шажок!) и, наконец, момент славы и величия (Я же говорил, он вырастет гением!)… Всё это - славные 70-е. Нидерланды (Голландия) приобщились к року рано, лишь мгновение спустя после Британии и Штатов, о чем свидетельствет наличие уже в 60-х таких профессиональных и успешных рокеров как Shocking Blue и Golden Earring. Ближе к началу следующего десятилетия, когда мир стоял на пороге новой музыки, там выросли еще более величественные фигуры, одной из которых и была группа из Амстердама Focus.
Общепринято считать, что Focus - порождение Тиса Ван Леера (1948 г. р., клавиши, флейта), которого дорогой папашка - мастер классической флейты - привлек к груди Музы в субтильные годы, именно с его подачи парнишка увлекся флейтой и даже окончил Амстердамскую Консерваторию по классу оной. В отрочестве же Тис освоил основы композиции и аранжемента, а заодно приобщился к фортепиано, органу и …джазу. Тем не менее, решительный шаг по формированию Focus сделал приятель Ван Леера, басист Мартин Дрезден. Во-первых, он (пользуясь связями отца) пропихнул некоторые композиции Тиса на Radio Tele Music (голландское отделение Радио Люксембург) и, что самое главное, познакомил Леера с гитаристом-самоучкой Яном Аккерманом (1946 г. р., игравшим тогда с Brainbox - еще одной голландской недооцененкой). Итак, до рождения Focus оставалось совсем немного.
В конце 60-х в Голландии был популярен мюзикл Hair (а где, кроме Совка, он тогда был непопулярен?). Четверо молодых и жутко способных музыкантов (я забыл приплюсовать барабанщика Ханса Клевера) некоторое время играли в аккомпанирующей группе этого проекта, и, думаю, это пошло им на пользу. Назвавшись Focus, ребятки в 1970-м закатали свой первый винил, вышедший в Голландии под названием Focus Plays Focus и переизданный затем для более широкой аудитории как In And Out Of Focus. И шоу понеслось…
Первый альбом сильно отличается как по звуку, так и по общей ауре от всего, что Focus сделали позднее. Он мягче, клавишнее и на нем больше вокала, а гитара Аккермана еще не так выразительна. По сути, это первая проба пера Ван Леера, слабосфокусированый набор проговых песенок с блюзовой основой и лишь небольшими полутонами джаза. Да, он не поражает воображение как дебюты EL&P или King Crimson, но не забывайте, были первые и отнюдь не лучшие диски Genesis или Supertramp, которые также прошли почти незамеченно. In And Out Of Focus - всего лишь отправная точка. Послушав же второй альбом, меломаны могли бы подумать, что играют две разные команды (и отчасти это было истиной). Тем не менее, короткие соло и не слишком умелое продюсирование не могли утаить дикого энтузиазма и потенции группы, которые особо заметны в Anonymus, House Of The King (которая вошла только на версию, известную как Focus Plays Focus) и 9-минутной Focus - первой части композиции, которая растянется аж на 5 альбомов. Да и первые принародные фокусы команды в Амстердаме прошли на ура, культовый статус был завоеван.
К записи второго диска Focus поменяли состав: Ян привел нового ударника Пьера Ван Дер Линдена (все из той же Brainbox), а на бас ангажировали Сайрила Гаверманса. Ван Дер Линден сел за барабаны чуть ли не в трехлетнем возрасте, к 14 уже был профиком, а его духовными отцами были Майлз Дэвис, Чарли Паркер и Джон Котрейн (чуете, как потянуло джазом?). Гаверманса взяли в основном из-за вокала и композиторских способностей, тем не менее, именно эти ребята укрепили состав.
Пара слов, прежде чем мы перейдем к Focus II. Говорят, флейту Ван Леера можно спутать с джетроталловской. Действительно, временами этот инструмент (присутствующий, как и у Jethro Tull, на всех альбомах) напоминает манеру Йена Андерсона, но поскольку обе банды начинали примерно в одно время, мы договоримся, что не станем разбираться в том, кто на кого повлиял в большей мере.
Focus II или Moving Waves по праву считается классическим и чуть ли не лучшим творением команды. С него же началось международное признание голландских арт-рокеров. Прежде всего, надо сказать, что композиции группы становятся все более склонными к инструменталу, а довольно редкие вокализы представлены в форме йодля - экспрессивной и бессловной манере пения альпийских горцев! Вокал всегда был нашей слабой стороной, - улыбается Ван Леер. - Мой английский был ужасен, а голос - еще хуже. Вот мы и решили быть инструментальной группой, обратив таким образом слабость в силу. Диск записали в 1971-м менее чем за 2 месяца, спродюсировал его Майк Вернон (работал до этого с Fleetwood Mac, Ten Years After и Джоном Майалом), направивший звук в нужное русло.
Альбом открыла легендарная Hocus Pocus: резкие идиотичные риффы Аккермана взрывают вещь, а затем вступает голос Ван Леера (Я никогда раньше так не пел. Я обучался игре на флейте и рояле, но чтобы петь, да еще в такой манере! Странно, но это оказалось здорово.). Это действительно одна из сильнейших и необычных композиций, в которой - масса удивительных нюансов: пауз, заполняемых барабанами, басового безумия, неожиданных переходов с быстрого на еще более бешеный темп… Для того времени трек был слишком тяжел и неординарен, чтобы остаться незамеченным. Он стал не только самым долгоживущим хитом Focus, но и ударным концертным номером, посылом команды, как назвал его Ян. Этот посыл моментально оказался на радио и ТВ, причем в том же 71-м его уже крутили в Британии.
Последующие вещи демонстрировали рост и развитие музыкантов, их композиторский и исполнительский талант, гармоничное и, одновременно, парадоксальное сочетание скоростных риффов и акустических пассажей, легковесного меллотрона и соляков на флейте и аккордионе, тяжелого баса и мощной, временами аритмичной, джазовой долбежки ударника. Отдельного слова заслуживает и Eruption (23 минуты!) - многоступенчатая композиция, собранная Верноном, Ван Леером и Аккерманом из отдельных кусков. С технологиями в те годы было слабовато, - вспоминает Майк Вернон. - Поэтому адреналин и изобретательность были в цене. Eruption мы собрали из многих кусков, слепляя и наслаивая их. И заметьте, никакой долби-системы! Треки Moving Waves отразили всё разнообразие вкусов и пристрастий создателей: приверженность роковым традициям Аккермана, тягу Линдена к джазу, классические и фолковые наклонности Ван Леера. Все они наполнены той замечательной эклектикой, что свойственна только раннему арт- и симфо-року. Может это и нескромно, но мы были пионерами нового звука, объединившего различные пласты музыки. Термины фьюжн и джаз-рок появились позже. Но Focus, без сомнения была рок-группой с сильным уклоном в классическую европейскую музыку и ритм-энд-блюз.
Moving Waves принес команде успех, невиданный по тем верменам даже такими популярными составами из Нидерландов как Golden Earring, Kayak и Supersister. Ребята едва успевали переезжать с концерта на концерт, фестивали и запись на телевидении следовали одно за другим, в это же время Focus впервые выбираются в Англию, где первыми нарушают известную формулу группы с континента не могут быть популярны в Британии: оба альбома влетают в верхние строки чартов и остаются там на месяцы. Именно тогда британская пресса писала: Музыка Focus полна жизни и импровизации, она демонстрирует удивительную гармонию и чувство юмора! А Ян Аккерман получает звание лучшего гитариста от журнала Melody Maker.
Focus III (1972) - двойник группы, которому предшествовала замена басиста, место которого занял Берт Руйтер, освоивший этот нелегкий инструмент в 12 лет и поигравший до Focus в других голландских бандах. Третий диск характеризуется более мягким, лиричным и приподнятым звучанием, отличными мелодиями, он не такой нервный, как Moving Waves, это заметно, прежде всего, по более спокойной работе барабанщика, да и всей ритм-секции. В целом Focus III продолжил инструментальное направление, а хитовая Sylvia - самое яркое произведение в этой коллекции с характерными аккермановскими ходами и ванлееровским хаммондом и йодлем, очень упругим и лаконичным басом Руйтера. Прекрасны Carnival Fugue и Focus III, а длиннющие Answers? Questions! Questions? Answers! и Anonymus Two - разнообразный компетентный музон с торговой маркой прогрессив.
В том же 72-м Ван Леер начинает сольную карьеру удивительно успешным диском Introspection, тогда как Аккерман становится частым гостем на чужих релизах и тоже открывает длинную череду собственных альбомов. Тем временем по настоятельной просьбе звукозаписывающей компании (Bovema) Focus откатывают живой диск Live At The Rainbow с шоу в лондоском театре Рэйнбоу. Следуют гастроли по США, где синглы команды значатся в верхних эшелонах, с ней заключает контракт EMI. Мы предположить не могли, что в Америке нас так встретят. В ньюйоркском Philarmonic Hall нам постелили красный ковер, все билеты были проданы за неделю, а по радио постоянно крутили наши песни. У нас даже ноги дрожали от волнения… Однако, эти события омрачает уход из группы Пьера Ван Дер Линдена, объяснившего свое решение несогласием с изменениями в стилистике Focus (а особенно с заявлениями Руйтера о необходимости сделать саунд Focus более удобоваримым и коммерческим). На его место ребята берут Колина Аллена из английской Stone The Crows (до того играл с Дж.Майалом), и этим можно завершить очередную главу из истории Focus.
Знакомая тема? Ну да, так же было в EL&P, Supertramp, Deep Purple и еще доброй сотне великих групп: как только к ним приходил успех, сразу же исчезала нить общности. Причем дело касалось не только личных проблем, но и творческих, хотя Тис утверждает: Музыкально мы всегда были едины.
Бытует мнение, что все альбомы, выпущенные группой после ухода Линдена, имеют резкий уклон в поп-рок. Позволю себе не согласиться, тем более что вышедший в марте 74-го Hamburger Concerto еще раз продемонстрировал умение Focus писать классные роковые вещи, полные артового инструментала с уже узнаваемыми чертами именно этой команды. Чисто аккермановские гитары в Birth и Early Birth, настойчивая и интеллигентная работа Ван Леера на клавишах (Harem Scarem, La Cathudral De Strasbourg), лаконичная игра ритмачей, маниакальное пение, всё говорило за то, что Focus выпустили еще один шедевр, в котором 50х50 удивительных мелодий и прогрессивного настроения. Несмотря на это, Hamburger Concerto не смог достичь золотого успеха предыдущих дисков, хотя статус супергруппы международного уровня сохранялся за командой еще несколько лет.
Напряжение в группе, связанное с некоторым падением покупательского спроса, а главное (как мне думается) - с усилением центробежных тенденций (тяга к собственной, независимой деятельности) у двух явных лидеров - Яна и Тиса - продолжало расти. Из-за этого ушел Колин Аллен, которого на следующем альбоме заменил американский сессионщик Дэвид Кемпер. И хотя Mother Focus (1975) нельзя назвать слабым звеном в дискографии банды (но и сильнейшим тоже, в основном из-за излишней фанковости в ущерб арт-року и отсутствия по-настоящему цепляющих номеров вроде Hocus Pocus), ее лучшие дни явно прошли. Похоже, ни весьма приличный материал альбома (Mother Focus, Focus IV, No Hang Ups, фанковая I Need A Bathroom), ни успешные гастроли за бугром уже не радовали музыкантов. И лишь какие-то невидимые паутинки личных обязательств и привязанностей продолжали удерживать корабль Focus на плаву.
Команда полностью разделяла судьбу других лидеров прогрессивного рока, которые к середине десятилетия стали испытывать творческий и личностный кризис, приводивший, как правило, к безвременному концу талантливые коллективы…. Хотя в 75-м в Focus вернулся Пьер Ван Дер Линден, потерпевший финансовое крушения со своим проектом Trace, дела не пошли лучше. Мировое турне (Япония, Австралия, Скандинавия) прошло успешно, но ни радости от общения, ни былого энтузиазма в музыке не вернуло. Страшным ударом по будущей карьере группы стал уход в 1976-м Аккермана, решившегося на разрыв (хотя парни остаются друзьями и поныне) в интересах сольного творчества. Вслед за ним вновь покинул группу и неудовлетворенный Ван Дер Линден.
Выпущенная в 76-м компиляция Masters Of Rock и привлечение в Focus бельгийского джазового гитариста Филипа Катерина (а на барабаны - того же Кемпера) не спасли положение. В октябре того же 76-го фокусы выпускают Ship Of Memories (какое символичное название!) - по сути сборник вещей, не вошедших на первые три релиза, а в 77-м последний диск на ближайшие двадцать лет. Focus Con Proby, записанный с английским поп-сингером Пи Джеем Проби (новым гитаристом Ефом Альберсом и новым драммером Стивом Смитом), провалился по всем статьям, подписав Focus нечто вроде смертного приговора. Занавес. Жидкие аплодисменты. Тяжелое похмелье. Все по домам.
Но жизнь, как известно, не останавливется, даже если гаснут звезды. Каждый из наших героев пошел своим путем, но те дороги, что они выбрали, были предопределены Focus и, нет-нет, да и возвращали их к прошлому. В 85-м Ян Аккерман и Тис Ван Леер, не терявшие контакта, вновь объединились да и выпустили альбом, бесхитростно назвав его Focus (чисто фокусовский звук, знакомые клавишные дела и тяжелые риффы, приличная протяженность композиций, но …электронные барабаны!). И хотя особой популярности (да и коммерческого успеха) он не имел, душу-то он мужикам помог отвести точно. С тем и расстались до 1990-го. А в тот знаменательный год голландские меломаны стали свидетелями нескольких живых телевизионных шоу с участием классических Focus! Тис, Ян, Пьер и Берт нарезали Hocus Pocus, Focus III, House Of The King, Sylvia и даже новые вещи. А в 93-м Аккерман и Ван Леер вместе отбацали на традиционном джазовом фестивале North Sea Jazz Festival в виде Akkerman/Van Leer Band, причем в меню были не только старые фокусы, но и треки с сольников Яна (как это напоминает отношения Уэттона-Хенсли-Лотона!). Примерно та же история повторилась в 95-м. Однако, основным занятием Тиса в 90-х было издание сольных альбомов и совместных проектов, где странным образом уживались прогрессивные идеи Focus, джаз, народная и религиозная музыка и даже оркестровая классика.
Идея возродить Focus не покидала Ван Леера (похоже, ни днем, ни ночью). В 1998-м он подбил на этот шаг Ханса Клевера и Берта Руйтера, но из затеи ничего не вышло: Берт и Тис тянули одеяло каждый на себя, да и, похоже, момент истины еще не настал. В 90-х Тису хронически не везло с сольной деятельностью, зато участие на Into The Electric Castle Арьена Лукассена не могло не прибавить ему авторитета, как заслуженному флейтисту Рок-музыки. Из других музыкантов Focus заслуживает внимания лишь работа Пьера Ван Дер Линдена в блюз-роковом проекте бывших брэйнбоксовцев Flavium и джазовой формации Advance Warning, следы остальных героев нашего повествования растворяются во мгле…
…Весной 2002 Тис Ван Леер обнародовал ошеломляющее известие: он сформировал новый Focus, дебютный диск которого выходит на независимой Musea Records. Кроме самого Леера в его состав вошли барабанщик Берт Смаак, басист Бобби Джэйкобс и гитарист Ян Дюми - все моложе Тиса как минимум на 10 лет. Родители Берта говорят, что лет с десяти парень стал стучать по всем предметам, которые попадались ему под руку, что, в конце концов, и привело его к работе профессионального стукача. Перебывав в несметном множестве голландских и других банд в качестве сессионщика или постоянного ударника, Смаак приобрел неплохую репутацию (кое-что о ней может сказать, к примеру, Стив Морс, соратник по Acoustic Alchemy). В 98-м Берт участвовал в Dunjabele, группе, исполнявшей африканскую музыку, вместе с мастерами ударных Самсоном Гассама и Карлосом Робалло, что также стало для него отличной школой. Неудивительно, что в поисках барабанщика для Focus Ван Леер остановил свой взор на Смааке. Неудивительно и то, что для Берта такое приглашение означало исполнение самых несбыточных мечтаний.
Отец Бобби, Рууд Джэйкобс - известный в Нидерландах мастер баса. Парень не только играл в трио папаши (на клавишах), но и унаследовал его Fender, на котором палит и поныне. С Тисом он познакомился, когда его мать связала судьбу со старым рокером, так что дальше уже пошли дела семейные. Кроме всего прочего (т.е. обучения основам композиции), Джэйкобс освоил дабл-бас в музыкальной академии, продолжая в то же время поигрывать в различных голландских джаз-роковых составах. Но главной школой для него стала группа Ван Леера, которая микшировала всё, от блюза и хард-рока до фанка и латинской музыки (а если учесть, что среди фаворитов Бобби Джими Хендрикс, Стинг и Ян Аккерман…). Потому-то проблем с выбором бас-гитариста для Focus у Тиса не было вовсе.
Ян Дюми тоже не новичок в музыке, и, хотя хороших музыкантов в Голландии, похоже, пруд пруди, его имя многое скажет местным любителям нестандартной рок-музыки. Среди увлечений этого гитариста - не только джаз и классика, но по большей части - фольклор Азии, Африки и Латинской Америки. Ян - выпускник Роттердамской Консерватории по классу гитары (и, опять же, обожает творчество Я. Аккермана), но кроме нее родимой неплохо играет на бразильских ударных батукада, клавишных и басе.
Focus 8 (естественно!) открывает вещь Rock & Rio, которая сразу напоминает о ранних деяниях команды: атакующий драйв, хаммонд, резкая гитара, пульсирующий бас, задиристый йодль. Всё, что происходит далее, не может не порадовать сердце старого поклонника Focus, только звук стал гораздо плотнее и современнее, что тоже здорово. На диск вошло несколько старых композиций Ван Леера (впрочем, пост-фокусовского периода) - Hurkey Turkey, Brother из Focus Con Proby), новый материал и даже треки авторства Джэйкобса и Дюми (De Ti O De Mi, Sto Ces Raditi Ostatac Zivota?, Blizu Tebe). Масса флейты (Tamara's Move и Neurotika!) и инструментала, настроение приподнятое (Да это просто праздник какой-то!), бас запиливает неслабые фишки, а гитара (хоть может иногда излишне часто) напоминает аккермановские рваные размеры и дуэль акустики с тяжелыми риффами (хотя, уклон в народно-латинскую музыку ощущаешь повсеместно). Большая часть альбома сделана в ключе старого Focus (даже восьмая часть вещи Focus традиционно наличествует) и, наверное, это мудро. Успеют еще намутить отсебятины… А сейчас всё просто хорошо, мелодично, запоминаемо и жестко именно там, где нужно Кайфово, в общем!
Что ж, на этой благостной ноте можно и закончить. Выход Focus 8, я уверен, вызовет радость у всех любителей прогрессивной музыки, потому что это не просто возвращение легенды (сколько мы видели их за последние годы!), это рождение новой истории. Команда старины Леера вряд ли упокоится на лаврах, уж слишком тяжек груз прежних ошибок. Надо работать, чтобы двигаться дальше. В конце концов, Тис сам так говорил об известности Focus: Это был постоянный успех, скорее эволюционный, нежели революционный. Если не быть вежливым, скажу, что мы - талантливы. В любой музыке есть тенденции развития, но мы не следовали этим тенденциям и поэтому пережили свое время - семидесятые. Мы всегда были открытыми для нового и никогда не были модными. Поэтому уже сейчас группа плотно гастролирует и не только в Голландии, но и за рубежом, скажем, в Южной Америке. А новая музыка будет, я уверен. Мы играем в живую, как минимум, три раза в неделю. Мы уже побывали на фестивалях в Ливане, Бейруте и Южной Африке.
Я уверен, что мы можем рассчитывать на Focus в будущем, ведь, повторюсь, они сами его творят. Там, в этом будущем придут новые герои прогрессива, их музыка будет другой, по-иному воспримут ее и слушатели. Главное, чтобы ни те, ни другие не забыли: где-то в далеких 70-х годах XX века у истоков прогрессива стояли юные и никому неизвестные группы, в их числе - эти голландцы со смешными фамилиями. На них выросло не одно поколение людей, для которых Музыка и Жизнь - понятия неразрывные. И я счастлив, что сам был и остаюсь частью 70-х, а значит - частью той музыки. Вот в чем фокус.
Reactor



Читайте далее: FRAGILE HOLLOW: Новая ода любви и вечности - интервью с Алекси Ахокасом (2005) KRISIUN: Интервью с Максом Колесне (2004) КРУИЗ: Валерий Гаина: Ждите ломового шоу! КРУИЗ: Самый хэви снова в городе - интервью с Валерием Гаиной (2004) LAAZ ROCKIT: Интервью с Джоном Торрезом (2003) LACRIMOSA: Интервью с Анне Нурми (2003) LACRIMOSA: Интервью с Тило Вольфом (2005) LACUNA COIL: Биография группы LACUNA COIL ANCIENT: Интервью с Deadly Kristin (2003) ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ: Болотный антиглобализм - интервью с Сергеем Михалком (июнь 2004) LED ZEPPELIN: LED ZEPPELIN ГАЛАКТИКА: Биография группы ГАЛАКТИКА (2002)