Главная страница - Текущий раздел: Статьи

THE WHITE STRIPES: Многополосное движение - интервью с Джеком Уайтом (2005)




Джек Уайт остановил свой черный Форд на тихой улице родного Детройта и включил проигрыватель компакт-дисков на полную громкость. Звучит Top Special - новая песня The White Stripes, сделанная неделю назад для одной японской звукозаписывающей фирмы. Это название, по словам Джека, - очень популярная среди японских подростков фраза: У них это означает Ты мой лучший друг. Через несколько дней The White Stripes исполняют Top Special на концерте в Keller Auditorium в Портленде, штат Орегон. Из зала создается впечатление, что Джек и Мег играют друг для друга. Он стоит с гитарой перед микрофоном в метре от ударной установки, не сводя с Мег глаз. Она тоже смотрит только на него. В свое время Джек и Мег заявили, что они брат и сестра, но одна из детройтских газет два года назад раскрыла обман. Пара - бывшие муж и жена (Джек и Мег поженились в 1996 году и развелись в 2000-м). The White Stripes всегда будут только в этом составе, - говорит Джек, сидя за столиком кафе. - Я никогда не буду работать с другим барабанщиком. И Мег никогда не будет выступать с другим гитаристом.
The White Stripes - это, главным образом, детище Джека. Он пишет песни, играет на всех инструментах, кроме ударных. Фирменные цвета группы - тоже его идея. Он же, как правило, общается с прессой. Я очень стеснительный человек, - признается Мег. - Но в этом моя сила. Большинство барабанщиков едва ли чувствовали бы себя комфортно, играя так примитивно. Джек Уайт, он же Джон Джиллис (он взял после свадьбы фамилию жены), родился в 1975 году и начал заниматься музыкой в возрасте пяти лет. Вначале это были ударные. Тогда Джек вполне серьезно рассматривал возможность стать католическим священником. После окончания школы он хотел записаться во флот, но вместо этого стал драпировщиком в мебельной мастерской. Тогда я понял, что невозможно донести до людей свои идеи, когда над тобой стоит куча звукорежиссеров, осветителей, продюсеров, - говорит Джек. - В голову пришла мысль о группе из двух человек.

Значительная часть Get Behind Me Satan записана методом наложения. Как вы планируете играть все эти песни на концертах?
Я всегда ориентировал группу на цифру три: вокал, гитара и ударные, или вокал, клавиши и ударные. Схема проста. Я могу играть только на одном инструменте и петь. Как вариант - вокал, маримба и ударные. Если я играю на фортепиано, то Мег поет и играет на перкуссии. Всегда число три. Идея The White Stripes - свобода в ограниченных рамках. Я считаю, что неограниченные возможности уничтожают творчество. Помню, в школе читал статью об одной популярной группе, у которой во время записи альбома в студии было 8о гитар. Музыканты перед каждой песней решали, на чем будут играть. В одной из их композиций было наложено больше 120 гитарных партий. Мама дорогая! Послушайте Fun House группы Stooges. У них все гитары писались в один заход, ну, максимум в два. (Смеется.)
Когда я впервые был на концерте The White Stripes, мне показалось странным, что в вашем звучании есть огромная брешь. Я постоянно ловил себя на мысли: А где бас?
Понимаю. Впервые я услышал группу The Flat Duo Jets, когда учился в школе. У них в составе тоже были только гитара и ударные. Поначалу мои ощущения были похожими - чего-то не хватает, но через несколько месяцев они стали моей любимой группой. Меня зацепило их странное звучание. Год назад я переслушал наши первые с Мег записи. Музыка до сих пор звучит круто. Мы сыграли Moonage Daydream Дэвида Боуи и сделали Screwdriver, нашу первую песню. Когда мы играем мои композиции, я стараюсь воспринимать это, словно группа The White Stripes играет кавер-версии песен какого-то Джека Уайта. Я обычно сочиняю за пианино или на акустической гитаре, потом показываю все Мег. Чаще всего ее реакция такова: Замечательно, но как мы будем играть это на сцене?
Вам не мешает довольно примитивная манера игры Мег Уайт на барабанах? Вам не кажется, что из-за этого группа лишена возможности сделать песню такой, как бы вы хотели?
Нет. Я никогда не планировал, что в The White Stripes за барабанами будет сидеть монстр - Найл Пирт из Rush или Джон Бонэм. Люди, критикующие хип-хоп, опасаются, что их назовут расистами. Те, кто разносит в пух и прах работы музыкантов-женщин, совершенно не боятся попасть под огонь феминисток. Мег - лучшее, что есть в нашей группе. Ни с кем другим у меня ничего бы и не получилось. А ведь она шутки ради начала играть со мной на ударных. Мег помогла мне раскрыться как автору песен и музыканту. От нее я не слышал в свой адрес издевательств вроде: Ой, смотрите! Белый парень играет блюзы. Я смог посвятить всего себя музыке.
Вам не кажется, что, объявив себя братом и сестрой, вы немного перестарались? Это не повредило группе и вашим отношениям с Мег?
Я видел одну рецензию на наш новый альбом под заголовком: Все в The White Stripes - одна большая ложь. Что это значит? Я заявил, что родился в Миссисипи? Нет! Я сказал, что вырос на плантации и учился играть на гитаре у слепого негра? Я никогда ничего подобного не говорил! Смешно! Неужели люди думают, будто мы с Мег по ночам придумываем сами о себе всякие байки? Если бы мы представили себя публике в другом качестве, поверили бы и этому. Когда видят на сцене семейный дуэт, то думают: Ну, тут все ясно. Но если в группе играют брат и сестра, тут появляется интрига. Людей меньше волнуют интимные подробности, они больше внимания уделяют музыке.
А когда вам пришла в голову эта идея?
А кто сказал, что это именно я придумал? (Смеется.). С тем же успехом можно рассуждать, насколько мы настоящие, если, скажем, играем не в костюмах, а в джинсах и футболках. Глупо рассчитывать на то, что в костюме с тобой заключат контракт гораздо быстрее. Люди, действительно, часто приходят на наши концерты с мыслями: Посмотрим на этих шизиков. Что с этим сделаешь! Ребята! Продолжайте в том же духе.
Как вы сочиняете тексты? Сидите целый день за печатной машинкой?
В течение полутора лет я не написал ни строчки. Я сел работать над Satan за пару месяцев до начала записи. Да этого мы были на гастролях, а в дороге я ничего не сочиняю.
Обычно я хожу по дому, прохожу мимо пианино, сажусь за него, и первое, что начинаю играть, становится песней. Однажды после телефонного разговора с кем-то я сказал себе: I blew it. Потом я начал рифмовать дальше: I blew it, / And if I knew what to do, / Then I'll do it (Я просрал это, / И если бы я знал, что делать, / То я бы это сделал). Так появилась песня Forever For Her (Is Over For Me). Песни приходят в голову в самых неподходящих местах - когда ты, скажем, идешь по лестнице в свою спальню.
Две песни с альбома Satan посвящены актрисе Рите Хейуорт: White Moon и Take, Take, Take. В них сложно не услышать ваши собственные мысли о популярности.
Рита Хейуорт - метафора всего, о чем я думал во время работы над пластинкой. Существует ее автограф - актриса поцеловала лист бумаги, оставив на нем отпечаток своей помады, и написала: Мое сердце - в моих губах. Мне всегда нравилась эта фраза. Известно, что Рита была родом из Латинской Америки и, приехав в США, сменила свое имя. Она стала другим человеком. Популярность, обрушившаяся на нас, кажется мне бессмысленной. Обо всем этом говорилось в моих песнях, ведь я никогда не искал славы.
Что наиболее приятно для вас в успехе The White Stripes?
Поначалу я не мог поверить тому, что людям нравится наша музыка. Однако мы не хлопали в ладоши от радости, а скорее переживали из-за огромной ответственности, которую сами взвалили себе на плечи. Когда крупные звукозаписывающие компании начали предлагать нам контракты, мы сказали: Даже не рассчитывайте, что мы откажемся от своей свободы. Нам нужна и свобода, ну, и деньги тоже. Если вы не можете предоставить то и другое, мы сами будем записывать свои альбомы.
Что является самым неприятным во внимании к вам со стороны прессы?
Я никогда не чувствовал себя комфортно. Я понимал, что многие прошли через это до меня. Нужно много и долго работать, чтобы занять свою нишу. Но никто никогда не увидит нас с Мег на телевизионных реалити-шоу. Мы не участвуем в программах типа Cribs на MTV. Мы не выходим из лимузина на красный ковер для очередной церемонии награждения. Нам это не нужно.
У Мег особенно хорошо получается избегать всеобщего внимания. В центре всегда оказываетесь вы.
Мег часто повторяет фразу: Чем больше говоришь, тем меньше тебя слушают. И она права. Мег напоминает мне Риту Хейуорт. Хейуорт никогда не смотрела на собственные фотографии. Ей было безразлично, как она на них выглядит и что думают о ней люди. Рита - сильная женщина, как и Мег. В то же время Мег очень простой человек. Она любит музыку. Ее коллекция дисков в два раза больше моей.
Вы можете представить себе группу без нее?
Могу, но не эту. Без Мег исчезнет шарм The White Stripes. Она наивное дитя, но при этом колотит по барабанам с яростью пещерного человека. Когда наступает мое время быть пещерным человеком, я пою что-нибудь тихое и спокойное. В единении противоположностей рождается наша музыка. Я играл с разными людьми - подобного эффекта никогда не наблюдалось.
Какую музыку слушали дома, когда были ребенком?
Моему отцу нравились популярные исполнители: Гленн Миллер, Джин Крупа. Он никогда не слушал рок-н-ролл. Мои братья, наоборот, торчали от рок-н-ролла, но не переваривали детройтский рок. Я нашел первый альбом The Stooges в соседском мусорном бачке за домом. В конце концов, именно этот сосед взял меня учеником драпировщика в свою мебельную мастерскую.
Кем были ваши родители?
Они работали в католической церкви в центре Детройта. Мой отец следил за состоянием здания, а мать была секретарем кардинала.
В церкви часто использовались красный и белый цвет?
Я одно время был псаломщиком, у нас были черно-белые сутаны. И только по праздникам, к примеру на Рождество, мы надевали красно-белые. В десять лет я снимался в фильме Убийство с чешками (The Rosary Murders) с Сазерлендом и Дарнингом. Картину снимали в нашей церкви, и киношникам нужны были несколько псаломщиков для массовки.
Вы росли в мексиканском районе, где все слушали хип-хоп. Как получилось, что вы полюбили блюз и кантри?
Когда я работал подмастерьем, хозяин слушал разную музыку - The Cramps и The Velvet Underground. Я полюбил блюз к двадцати годам, начал слушать Роберта Джонсона, придя к его музыке через группы, которые пели его песни. Потом я услышал песню Сона Хауса Grinning In Your Face (с альбома 1965 года Father Of Folk Blues). В ней отсутствовали музыкальные инструменты, звучал один только голос. То, что пел Сон, сильно повлияло на меня: Don't care what other people are saying about you, what they think (He думай о том, что люди говорят о тебе и что они думают). Я жил согласно этому совету. Я никогда не любил музыку, которая нравилась другим.
Две самые яркие песни на концертах The White Stripes - кавер-версии Боба Дилана: Isis и Love Sick. Какое влияние оказал на вас Дилан?
Идея играть песни Дилана пришла в голову Мег. У нее больше его альбомов, чем у меня. Но я считаю, что у меня три отца - мой биологический отец, Господь и Боб Дилан.
Во время гастролей The White Stripes по Бразилии вы женились на Карен Элсон. Как все произошло?
Я не контролировал этот процесс. Все получилось само по себе, так же как и с песнями. Я знал, что рано или поздно женюсь на ней. Так почему было не сделать это в тот день? И место было превосходное - на берегу Амазонки, где три притока сливались в одну полноводную реку.
Вы сейчас более счастливы, чем год назад?
Satan - конец всем моим несчастьям. Неприятности, которые произошли со мной в последнее время, оставили отпечаток на этом альбоме: предательство, боль потерь, все, что происходило в моей жизни. Сейчас уже это осталось в прошлом. За последние десять лет я вообще сильно изменился. Много работал, подчас выбирая не самый простой путь к решению разных проблем вроде внеплановых концертов или работы в студии. Я всегда нахожусь в состоянии поиска, стараюсь докопаться до истины - делать то, что предначертано мне судьбой. Но я никогда не могу добиться полностью устраивающего меня результата.
Что для вас значит истина? Ведь The White Stripes в некотором смысле достаточно ненастоящая группа: Вспомните цвета ваших костюмов, историю с братом и сестрой, странный состав коллектива.
Когда люди видят парней с гитарами, в джинсах и футболках, то думают: Они такие же, как я. Когда люди верят, что Эшли Симпсон - это правда и всерьез, им нужно срочно проверить голову. Когда на телепрограмме Saturday Night Live она пела под фонограмму, критики отмазали ее: Сейчас все поют под фонограмму на телевидении. Я поднял руку и сказал: Я не пою под фонограмму на Saturday Night Live. Я стараюсь думать позитивно о будущем музыки, хоть это и сложно. Мне жаль детей, которые проглатывают все то, что наиболее доступно. Но я не даю никаких советов. Мне не нравится, когда в мои обязанности вменяется что-либо кроме написания музыки. Я занимаюсь творчеством, остальное мне не очень интересно. Иногда мне кажется, что я мог бы быть учителем, что я должен использовать свою силу в мирных целях. Сейчас я счастлив. Тяжелые времена позади. Меня радует, что я всегда делал то, что хотел. У меня есть моя свобода. И я готов бороться за нее.
Дэвид Фрике



Читайте далее: В. Цой и группа КИНО: Необычный парень. Стопроцентный музыкант. В. Цой и группа КИНО: Нина Барановская. Я не верю, что он сделал все, что мог... AMORPHIS: Интервью c группой (1996) КОРОЛЬ И ШУТ: Идеология, понимаешь, да? KISS: KISS KISS: KISS гримируются и снова расстаются - интервью с Джином Симмонсом (2001) KOROVAKILL: Интервью с Кристофом Нидервайзером (2004) КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛА: КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛА - покорение Германии THE KOVENANT: Интервью с Лексом Айконом, Псай Кома и Хеллхаммером (1999) ALICE COOPER: Десант в город драконов - репортаж с Москавского концерта 2002 года