Главная страница - Текущий раздел: Статьи

КАЗМА-КАЗМА: Пляски Трубадуров - история альбома




Необычный состав инструментов этого харьковского рок-оркестра уже изначально вызывал немалый интерес и настраивал на нечто непривычное. Флейта, валторна, труба, фагот, рояль. Плюс ударные и электрогитара. Размалеванный гитарист являл собой смутный синтез юного дьявола и служанки из одноименного спектакля Виктюка. Программа Пляски Трубадуров, исполняемая этим экзотическим септетом, представляла собой смелое сочетание танцевальных мелодий эпохи Возрождения, отголосков симфонических экспериментов Стравинского и полиритмических приемов арт-металл группы MEKONG DELTA. Весь этот Декамерон-рок критики называли то элегантной вакханалией средневековья, то безумными танцами, покрытыми пеной эпилепсии. Мы играем музыку тех времен, когда по всей Европе гуляла чума, а люди все равно танцевали, - анонсировал выступления группы ее лидер Евгений Ходош. Вся получасовая программа КАЗМЫ-КАЗМЫ была выстроена на контрастах. Европейский маскарад средневековья (Старость) соседствовал с минималистским фолк-панком (Оратория Петр), а романтичная Симфония Сирень органично уживалась с исполняемым в духе раннего АУКЦЫОНА Щучьим Наигрышем.
Над осостинатной электрогитарно-барабанной ритм-секцией повисли воздухоплавательные объекты - труба и валторна, - вспоминает Ходош, который, помимо пения и игры на гитаре, был автором всех композиций. - В нижнем регистре игралось фаготиссимо, в верхнем активно пританцовывала флейта. Связующую функцию выполнял рояль в маске перкуссиониста.
Бас-гитара в КАЗМЕ-КАЗМЕ отсутствовала как класс.
Эпицентр этого пира во время чумы составляли две гениальные сюиты - Падуан Ласточка и Вильгельм-Баллада. Последняя - типичная сказка, сродни тем, которые рассказывали в средние века кочующие из города в город трубадуры: Из дальних походов Вильгельм шел домой/Громко скрипя деревянной ногой/Оставив немало дорог за спиной/Вильгельм возвращался ни мертв, ни живой...
Тексты КАЗМЫ-КАЗМЫ напоминали стилизованную под мадригалы и сонеты поэзию футуристического мифотворчества, сдобренную ударными дозами дадаистской иронии. Не чужд был Ходошу и символизм. Так, сюжет психоделически монотонной Ласточки состоял в том, что домашнему Петуху предлагается улететь птичкой-ласточкой в край далекий, поскольку ты же не шавка какая-то, ты же Петух!. Мечта о воле находит свое воплощение в запоминающемся припеве: Лети, чтобы услышал весь мир хлопки твоих крыльев/Лети, улетая птичкой-ласточкой. Завершается этот манифест свободного полета монументальным Чтобы услышал весь мир/Чтобы услышал весь мир...
Как гласит история, во время дебюта КАЗМЫ-КАЗМЫ весной 1991 года звукооператор за пультом нервно курил сигарету за сигаретой, а по окончании действа, выдержав театральную паузу, спросил у продюсера Сергея Мясоедова: Ты мне скажи только одно: где ты их всех берешь? Хороший вопрос.
Идеолог КАЗМЫ-КАЗМЫ Евгений Ходош вырос в простой еврейской семье. Мать - детский врач, отец - джазовый музыкант, кажется, контрабасист. Творческие метания самого Женьки начались еще в музыкальной школе - 5 лет обучения по классу ударных и 4 - по классу фортепиано. Школу он так и не закончил, поскольку весь последний год предполагаемой учебы играл на барабанах, флейте и синтезаторе в группе ТОВАРИЩ. Параллельно Ходош в предельно сжатые сроки осваивает электрогитару и всерьез увлекается эстетикой средневековья.
После распада ТОВАРИЩА 18-летний мультиинструменталист организует панк-рок-трио ЧИЧКА-ДРИЧКА с не вполне обычным набором инструментов: гитара-барабаны-флейта. В истории остался их сверхагрессивный номер Повелитель Бляха-Мух, выпущенный на немецком компакт-диске Украинский Андеграунд. Новая Сцена. Сам Ходош этот короткий период вспоминать не любит - возможно, потому что уже тогда в его голове звучала совершенно иная музыка. Он слушал много произведений европейских композиторов XVI века: Жервеза, Аттеньяна, Сусато.
Именно в это время Ходош начинает прогрессировать как композитор, написав в течение зимы 1990-91 гг. большую часть новой, более сложной программы. Незавершенные мелодии Женя раскладывал на партии конкретных инструментов и отчетливо понимал, что для реализации подобных замыслов ему нужен более обширный состав. И он нашел то, что искал.
Первые концерты КАЗМЫ-КАЗМЫ проходили на фоне абстрактных полотен огромного размера, нарисованных Димой Куровским - 16-летним флейтистом, с которым Ходош играл еще в ЧИЧКЕ-ДРИЧКЕ. Несмотря на юный возраст, у Куровского тоже был собственный проект - ГНИДЫ, исполнявший не менее бескомпромиссную, чем ЧИЧКА-ДРИЧКА, анархическую музыку. Родом Дима был из Чернигова - особого места с боевой историей и специфической энергетикой. Город славен своим старинным валом, на котором находится целая батарея пушек. Куровский любит показывать этот вал гостям, по-детски радуясь тому, что дула орудий направлены в сторону Киева.
Дед Куровского был не признанным украинскими властями поэтом, которого начали печатать только в 90-х годах. Будущий фронтмен и музредактор КАЗМЫ-КАЗМЫ уважал деда за радикализм и свободу духа. Сегодня я выйду на сцену в дедовских башмаках, - говорил он в гримерке перед дебютным выступлением. - Мой дед в них в пивном баре стихи читал. А теперь я буду в них играть. Здесь и сейчас.
Тандем Ходош-Куровский расширился до септета в считанные дни. С барабанщиком Женей Николаевским Ходош играл вместе в ТОВАРИЩЕ. Остальные участники группы были найдены Куровским в стенах музыкальной школы-интерната, где он учился.
Это были совершенно уникальные музыканты, которые собрались со всей Украины, - вспоминает Сергей Мясоедов. - Их отбирали из каких-то запредельных городов типа Изюма, Краматорска, Чугула. Я до сих пор не могу поверить, что столько талантливых ребят появилось сразу в одном месте. Причем все - без чердака. Они жили на одном этаже общежития, и это была жара.
Валеру Харьковского (валторна), Виталия Шевчука (труба), Женю Барышникова (фагот) и Сашу Негодуйко (рояль) от переизбытка энергии и нереализованных идей просто разрывало на части. После того, как в 15 лет они вместе с Куровским сфотографировались в обнаженном виде под портретом Ленина, их обвинили в пропаганде гомосексуализма и лишь чудом не выгнали из интерната. Примерно в это же время шустрые украинские хлопцы побывали на проводимых Мясоедовым фестивалях альтернативного рока. Неизгладимое впечатление на них произвели ВОСТОЧНЫЙ СИНДРОМ и РАББОТА ХО, и они начали проявлять себя как самостоятельно мыслящие музыканты.
Все они воспринимали философию и музыкальные идеи КАЗМЫ-КАЗМЫ не дискретно, а как явление, в котором чувствовали себя органично, - вспоминает Мясоедов, который не жалел ни сил, ни времени для создания дееспособного коллектива. - Предлагаемые Ходошем идеи музыканты воспринимали мгновенно. Не было никакого барьера. Они сразу ассимилировались и создали это поле тяготения.
Весной-осенью 1991 года КАЗМА-КАЗМА с легко предсказуемым триумфом выступает на рок-фестивалях - Индюшата в Твери, Агасфер в Москве, Перекресток в Саратове. Сразу же после московского концерта КАЗМЫ-КАЗМЫ за кулисы ворвался Сергей Летов. Он находился в неописуемом восторге и, раздавая визитки, говорил: Теперь я знаю, что мне отвечать на Западе на вопрос: Есть ли в СССР современная музыка?
После этих гастролей музыканты начали поиски человека, который сумел бы зафиксировать их позитивно-разнузданную смесь акустики и электричества на пленку. Вскоре был найден местный рок-Кулибин по имени Александр Вакуленко. Он работал в консерватории и выглядел лет на двадцать старше вчерашних школьников из КАЗМЫ-КАЗМЫ. Он ходил в старых джинсах, носил длинные волосы, а за его густой бородой не было видно кадыка. Бакуленко специализировался на записи духовой музыки, но внешний вид выдавал в нем человека, который по ночам втихаря слушает рок. Его заинтересованность, доброжелательность и многолетний студийный опыт записи крупных симфонических составов на эпохальные агрегаты STM при помощи пультов Электроника и советских динамических микрофонов стали для музыкантов неперебиваемыми козырями.
Дебютный альбом КАЗМЫ-КАЗМЫ записывался в концертном зале харьковского Института искусств, где впоследствии дислоцировалась знаменитая местная студия SMC Factory. Вся панорама саунда выстраивалась Вакуленко без применения ревербератора - с учетом акустики больших помещений и многомикрофонной системы звукозаписи. Записывались ночами, поскольку днем по близлежащей улице ездили трамваи. Работали напряженно, не без нервных срывов. Протяженность большинства композиций превышала стандартное трехминутное время, и записать их без разбега было невероятно сложно. Первоначально фиксировалась болванка, состоящая из барабанов, гитары, рояля и трубы. Затем были произведены две аппликации: вокал, флейта, фагот, валторна и, в самом конце, сдвоенная гитара и труба.
В течение недели семеро юношей, звукач-верховода и продюсер с отстраненным мнением, подручной хитростью и смекалкой подковывали упрямую блоху, - вспоминает Ходош. - Мы понимали, на что реально можем рассчитывать, и остались довольны результатом. Что бы там ни говорили, в том году мы действительно были Королями Баланса.
Дальнейший путь КАЗМЫ-КАЗМЫ получился достаточно извилистым. Вскоре после того, как был записан альбом Пляски Трубадуров (фрагменты из него опубликованы на ряде немецких и украинских CD-компиляций), группу покидает Куровский. Я всегда чувствовал, что мы иллюстрируем наступление зла, - сказал он перед уходом. Доля истины в его словах была. Как верно заметили рок-критики, эстетический баланс духовного напряжения песен переместился от любви-жизни к любви-смерти, окрасив музыкальную феерию КАЗМЫ-КАЗМЫ в темные тона эсхатологии и черного юмора.
То время однозначно на всех давило, и эсхатология действительно витала в воздухе, - вспоминает Мясоедов, который, несмотря ни на что, продолжал пропагандировать в бывшем СССР и за его пределами украинскую авангардную рок-музыку. - Общее ощущение было таково, что наступает конец света. После событий в Закавказье и Прибалтике многие ждали, что в городе вот-вот появятся танки. Все это действительно ассоциировалось с чумой. Не случайно в то время Ходош собирался (параллельно записи второго альбома Катакомбы Любви) сочинить музыку для балета Чума. Он написал либретто, придумал лейтмотив и костюмы для танцоров, но дальше этого дело не пошло. Стиль КАЗМЫ-КАЗМЫ сместился от фолк-панка в сторону крупных медитативных композиций, навеянных постиндустриальной готической музыкой и творчеством SWANS, COIL и PSYCHIC TV. При этом сместился и центр тяжести - от драйва физиологического к драйву душевному.
В 1993 году выступление КАЗМЫ-КАЗМЫ на презентации вышеупомянутого компакт-диска Украинский Андеграунд транслировалось по российскому и немецкому телевидению. Спустя год группа сыграла на московском рок-фестивале Индюки-94, где представила принципиально новую программу, состоявшую из антитоталитарных, очеловеченных маршей. Ходош при этом перешел с гитары на барабаны, а Саша Негодуйко - с рояля на тромбон.
Остальные музыканты первого состава КАЗМЫ-КАЗМЫ проявили себя либо в сольных выступлениях, либо в других проектах. Дмитрий Куровский организует группу ФОА-ХОКА, ориентированную на жесткий индустриальный рок на украинском языке. Композиция ФОА-ХОКИ Конопл! Ся Зелетють (обработка народной песни), также опубликованная на диске Украинский Андеграунд, является одним из самых ярких моментов альбома.
Женя Николаевский играл в группе ЧЕРЕПАХИ и еще в нескольких харьковских командах. Шевчук и Харьковский закончили консерваторию, а Барышников вырос в фаготиста европейского класса и выступал, в частности, с сольными концертами в Кельне.
В конце 90-х о КАЗМЕ-КАЗМЕ как о реально функционирующей музыкальной единице известно немного. Их последняя программа представляла собой академическую музыку, исполняемую оркестром из одиннадцати человек. После Плясок Трубадуров и Катакомб Любви группа альбомов не записывала.
Иногда я задумываюсь над тем, зачем вообще все это делалось, и нахожу только один ответ, - вспоминает, оглядываясь на пройденный путь, Евгений Ходош. - Мы пытались найти для себя вселенское утешение от вселенской скуки.
И вот, когда я так горевал, веселые речи и утешения друга принесли мне столь великую пользу, что, по крайнему моему уразумению, я только благодаря этому и не умер... (Д. Боккаччо. Декамерон)
Александр КУШНИР



Читайте далее: GARBAGE: Красиво слева - интервью с группой (2002) MENTAL DEMISE: Интервью с Old (2004) MESHUGGAH: Интервью с Томасом Хааке (2002) METALLICA: Интервью с Ларсом Ульрихом (1995) Steve Miller: Steve Miller - биография ANVIL: Интервью с Джоном Риччи (EXCITER) и Стивеном Кудловым (ANVIL) (2002) Gary Moore: Интервью с Гари Муром (2001) MORBID ANGEL: MORBID ANGEL: Еретики MORK GRYNING: Интервью с Питером Наги (2002) MOSTLY AUTUMN: Интервью с группой MOSTLY AUTUMN (30.06.2001) (запись пресс-конференции перед концертом) MOTT THE HOOPLE: Гимн для пижонов - история альбома All The Young Dudes GENESIS: GENESIS МУЛЬТFИЛЬМЫ: Величиной с МУЛЬТFИЛЬМЫ - интервью с группой (2001) MY DYING BRIDE: Интервью с Аароном Стэйнторпом (2002) NARNIA: Интервью с Карлом Гриммарком (2001) NAZARETH: NAZARETH - биография ARBITRATOR: ARBITRATOR - Это классика! NEVERMORE: Интервью с Джеффом Лумисом (1999) NIGHTWISH: Игорь Поляков (гитарист CATHARSIS) о концерте NIGHTWISH 25 августа 2001 года