Главная страница - Текущий раздел: Статьи

KING CRIMSON: Хроники Малинового Короля




Более тридцати лет назад - 13 января 1969 года - в лондонском Fulham Palace Cafe состоялась первая репетиция группы, которой предстояло стать одним из самых ярких явлений в мире рок-музыки. В этот период в группу входили Роберт Фрипп / Robert Fripp (гитара), Майкл Джайлз / Michael Giles (ударные), Грег Лэйк / Greg Lake (бас, вокал) и Ян МакДоналд / Ian McDonald (клавишные, саксофон и флейта). До этого Фрипп был гитаристом групп THE MAJESTIC DANCE ORCHESTRA, THE LEAGUE OF GENTLEMEN и трио GILES, GILES & FRIPP, в состав которого входил и Майкл Джайлз. Грег Лэйк, друг детства Роберта Фриппа, ранее в качестве гитариста входил в группы SHAME и THE GODS. На поэта Питера Синфилда / Peter Sinfield были возложены также обязанности менеджера по перевозкам, осветителя и звукооператора.
Считается, что название группы - KING CRIMSON (Кинг Кримзн) / Малиновый Король - было предложено Синфилдом как синоним слова Вельзевул - имени предводителя падших ангелов из книги Потерянный рай Джона Мильтона. Этимологически имя Вельзевул может толковаться как арабская фраза Б'ил сабаб (Человек, имеющий цель) или фраза на иврите Беелзебуб (Повелитель мух). Джон Грин / Jon Green, исследователь творчества Синфилда, выдвинул теорию, согласно которой историческим прототипом Малинового Короля был Фридрих II (1194-1250), король Сицилии и император Священной Римской империи (более подробно об этом говорится в главе Тайны Малинового Короля).
Первое публичное выступление группы состоялось 9 апреля 1969 года в лондонском клубе Speakeasy. Роберт Фрипп так написал об этом в своем дневнике: Грандиозный успех. В музыкальных кругах заговорили. 5 июля того же года произошел великий прорыв группы - она выступила в Гайд-парке вместе с группами ROLLING STONES, FAMILY, BATTERED ORNAMENTS, THIRD EAR BAND, SCREW и другими для 650 тысяч слушателей.
Первый альбом KING CRIMSON При дворе Малинового Короля (Наблюдение Малинового короля) / In the Court of the Crimson King (An Observation by King Crimson) увидел свет 10 октября 1969 года. Питер Гауншенд / Peter Townshend из группы THE WHO назвал его сверхъестественным шедевром, журнал Rolling Stone счел его претенциозным, а журнал Melody Maker сообщил: Он не дает представления об их действительной мощи на сцене, но тем не менее заключает в себе потрясающий импульс. Открывающая альбом запись Шизофреник 21-го века / 21st Century Schizoid Man оглушала слушателей лавиной звука, а на таких вещах, как Эпитафия / Epitaph и заглавная композиция альбома для создания оркестрового эффекта, был широко применен меллотрон - крайне редко используемый и невероятно сложный в настройке инструмент.
Со времени выхода первого альбома начал свое существование маленький, но преданный культ фанов.
Свое первое турне по Америке KING CRIMSON совершили в ноябре - декабре 1969 года, выступая бок о бок с другими популярными группами того времени и отличаясь от них апокалиптическими текстами и изощренной инструментовкой. Вдобавок ко всему необычен был вид Фриппа - ведущего гитариста, который после первых восьми концертов решил играть на сцене, сидя на табурете.
Второй кримзоновский альбом На поводу у Посейдона / In the Wake of Poseidon был записан в период ожидания серьезных кадровых перемен: Грег Лэйк собирался уйти, чтобы участвовать в создании супергруппы EMERSON, LAKE & PALMER; МакДоналд и Джайлз готовились выступать дуэтом (МакДоналд в конце концов, остановился на группе FOREIGNER). Для работы в студии были приглашены басист Питер Джайлз / Peter Giles (второй Giles из GILES, GILES & FRIPP), пианист Кейт Типпетт / Keith Tippett, вокалист Гордон Хэскелл / Gordon Haskell (бывший партнер Фриппа по группе THE LEAGUE OF GENTLEMEN) и Мел Коллинз / Mel Collins, игравший на саксофонах и флейте в группе CIRCUS. Рассматривался вопрос о приглашении в качестве основного вокалиста Элтона Джона / Elton John или Брайна Ферри / Brian Ferry, но Фриппу не понравились результаты прослушивания.
Большая часть Посейдона, даже общая компоновка и звук, имела много общего с дебютным альбомом. Первая сторона завершалась заглавной вещью альбома: обвинительным меллотронизированным опусом по стилю, во многом схожим с композицией Эпитафия с первого альбома. Вторая сторона содержала замечательную и стильную вещь Корм для кошек / Cat Food, в которой музыка и текст слились, создав произведение, не похожее ни на что из ранее слышанного. Добавьте к этому Дьявольский треугольник / The Devil's Triangle - продолжительную инструментальную запись, практически оркестровую, и вы поймете, что успех альбому был гарантирован. Тем не менее критики не удержались от упоминаний о сходствах, и многие преждевременно расценили это как признак близкой кончины группы.
Помимо всего прочего, Посейдон был интересен образами и сюжетами, взятыми из мифологии. В основном это была концепция Питера Синфилда, которая нашла отражение даже в оформлении обложки альбома. Идея состояла в том, чтобы провести параллели между античностью и современностью и использовать античные мифы в качестве контекста, причем настолько серьезно, как это ранее никогда не делалось в популярной музыке. Подобная тенденция охвата грандиозных тем объединяет KING CRIMSON с несколькими другими британскими группами того времени (YES, EMERSON, LAKE & PALMER, GENESIS) в музыкальное направление, которое может быть названо Art Rock / Художественный рок, или Progressive Rock / Прогрессивный рок. Однако в начале 70-х годов придумывание классификационных ярлыков интересовало только рок-критиков.
Тем временем началась подготовка к работе над альбомом Ящерица / Lizard, на котором со всей очевидностью проявился интерес Фриппа к джазу. Свободный выход этому чувству Фрипп дал, продюсируя проект Centipede / Сороконожка. Многие исполнители, участвовавшие в его реализации, внесли свой вклад в создание третьего альбома KING CRIMSON. Это: Энди МакКаллох / Andy McCulloch, Робин Миллер / Robin Miller, Марк Чариг / Marc Charig и Ник Эванс / Nick Evans. В качестве вокалиста для композиции Принц Руперт пробуждается / Prince Rupert Awakes был также приглашен Джон Андерсон / Jon Anderson из YES.
Третий альбом был удивителен тем, что Фрипп, со вкусом играя на акустической гитаре, старался большей частью оставаться на втором плане, в то время как гобой Робина Миллера парил над происходящим. Что сделало этот альбом поистине уникальным, так это реакция на него критики. Не было больше никаких расплывчатых статей и фраз типа: Мне, в общем, нравится эта вещь, но... Большинство критиков либо безоговорочно полюбили Lizard, либо возненавидели его. Эта тенденция абсолютной враждебности определенной части рок-прессы будет преследовать KING CRIMSON вплоть до наших дней.
3 декабря 1971 года вышел спокойный и приглушенный альбом Острова / Islands - не столько заявление, сколько рассказ о том, что представляла собой новая группа. Из первоначального состава остались только Фрипп и Синфилд. К ним присоединились Мел Коллинз, который ранее приглашался для записи альбома Lisard как флейтист и саксофонист, вокалист Боз Баррелл / Boz Burrell, которого Фрипп на скорую руку научил играть на бас-гитаре, и ударник Ян Уоллэс / Ian Wallace, ранее выступавший с группами THE WARRIORS (вместе с Джоном Андерсоном), BONZO DOG DOODAH BAND и THE WORLD. Этот квартет, время от времени дополнявшийся на сцене поэтом Синфилдом, играющим на синтезаторе VCS3, активно гастролировал до момента выхода альбома. Фрипп уже убедил публику в том, что записанные альбомы имеют для него лишь второстепенное значение. Настоящей радостью для Фриппа как музыканта были живые выступления. Музыка для альбома Islands (так же как и для альбома Lizard) была написана исключительно им самим.
Теперь мало кто сомневался в том, что KING CRIMSON - группа одного Фриппа. Возможно, поэтому британская рок-пресса в начале нового года не очень удивилась сообщению о том, что Синфилд ее покидает. Нельзя не признать, что его уход был большой потерей для группы. Во многом благодаря Синфилду первые четыре альбома KING CRIMSON представляют собой то, что Рихард Вагнер называл Gesamtkunstwerk - законченным произведением искусства, включающим в себя музыку, живопись и текст. Ничто в этих альбомах не является случайным, сделанным просто для достижения того или иного эффекта. После разрыва с KING CRIMSON Синфилд сотрудничал со многими группами, из которых наиболее известно трио EMERSON, LAKE & PALMER. В 1973 году он выпустил сольный альбом Безмолвие / Still, на котором выступил как композитор, поэт, музыкант и певец.
Несмотря на явно назревавший конфликт, группа неустрашимо готовилась к американскому турне, которое должно было состояться весной. Концерт 27 марта 1972 года был организован совместно с группой YES. Это был последний концерт, на котором ударник Билл Бруфорд / Bill Bruford играл в ее составе, что стало важной отправной точкой в истории KING CRIMSON.
22 апреля Роберт Фрипп возвратился из американского турне один, без Боза, Яна и Мела. Многие критики и фаны и раньше понимали, что группа растаскивается, по крайней мере в музыкальном плане, в разные стороны. Очевидно, что трое оставшихся были рокерами, в то время как интеллектуал и экспериментатор Фрипп стремился к различным музыкальным результатам. Ян Уоллэс и Мел Коллинз вскоре стали успешными студийными музыкантами, а Боз Баррел - одним из основателей группы BAD COMPANY.
Несколько живых записей, сделанных во время американского турне, составили альбом Земной / Earthbound. В зависимости от точки зрения этот альбом может считаться, а может и не считаться первым концертным альбомом KING CRIMSON. Компания Atlantic Records даже не выпустила этот альбом в Штатах, а британская версия была надолго задержана. Разгадка довольно проста: это было довольно заурядное выступление, записанное с плохим качеством звука. Тем не менее, настоящие ценители KING CRIMSON любят альбом за то, что долгое время он был первой живой (легальной) записью группы. Там есть неувядающий Шизофреник и Рассказ моряка - одна из выдающихся вещей с альбома Islands. До настоящего времени Earthbound доступен в основном для собирателей винила, он никогда официально не выходил на компакт-дисках.
Остаток весны 1972 года Фрипп провел, заново знакомясь с людьми, которые впоследствии станут катализаторами при формировании самого важного и на тот момент, пожалуй, лучшего в музыкальном плане состава KING CRIMSON. Впервые Роберт Фрипп имел возможность познакомиться с Биллом Бруфордом в 1970 году в период Посейдона, когда вообще не было ясно, продолжит ли группа свое существование. Питер Бэнкс / Peter Banks только что покинул группу YES, и Фриппу было предложено стать ее лидер-гитаристом (позднее им стал Стив Хоуви / Steve Howe). Фрипп отклонил предложение, а Бруфорд остался барабанщиком YES, но, тем не менее их знакомство состоялось. Джон Уэттон / John Wetton, так же как и Фрипп, родился в пригороде Борнмута / Bournemouth, и впервые они встретились еще в колледже. Уэттон играл на басе в группах FAMILY и MOGUL THRASH и хорошо владел инструментом. Фрипп почти убедил Уэттона присоединиться к группе в период записи диска Islands, что позволило бы Бозу полностью сконцентрироваться на вокале, но Уэттон почувствовал косвенное давление и уклонился. Джеми Мюир / Jamie Muir, мистик и сумасброд, играющий на мелодических ударных инструментах, уже в течение нескольких лет был заметен в джазовых и авангардных кругах, сотрудничал с группами BORIS, PETE BROWN'S BATTERED ORNAMENTS, ASSAGAI, SUNSHIP и MUSIC IMPROVISATION COMPANY. Фрипп вспоминал, что, когда он позвонил Мюиру, чтобы поговорить о его вхождении в группу, тот среагировал на это без всякого удивления, так как будто уже не один год рассчитывал на такое предложение. Фрипп, обычно привлекавший исполнителя на язычковых духовых инструментах или саксофониста для того, чтобы окончательно оформить звучание группы, решил на этот раз использовать в качестве пятого инструмента скрипку. Скрипач Дэвид Кросс / David Cross работал с певцом П. Дж. Проби / P. J. Proby и с фолк-рок-группой под названием RING. Кросс играл и на клавишных инструментах, что открывало дополнительные возможности. В свою очередь, Фрипп тоже начал экспериментировать с меллотроном и другими клавишными.
В ходе этой зародышевой фазы внешность Фриппа претерпела ряд трансформаций. Исчезли его вьющиеся волосы, достигающие плеч. Коротко подстриженный Фрипп решил отрастить бороду, которая в сочетании с ранее проявившейся экстравагантной манерой поведения на сцене придавала ему зловещий вид. Взобравшись на табурет с черной гитарой Les Paul в руках, Фрипп большую часть времени пристально разглядывал публику, не отвлекаясь от подобного занятия даже во время своих импровизаций. Это, естественно, было не в рок-стиле и, возможно, задумывалось для того, чтобы придать серьезность своим усилиям. В результате Фрипп стал известен как мистер Спок от рока / Mr. Spock of rock - по имени американского врача и педагога, автора книг о воспитании детей. Основная часть альбома Заливное из язычков жаворонка / Larks' Tongues in Aspic была написана (и тогда же исполнена перед английской публикой) задолго до его выхода в начале 1973 года. Название альбома предложил Мюир. Когда кто-то спросил на репетиции: Как же мы назовем альбом?, тот не задумываясь ответил: Заливное из язычков жаворонка, как же еще.
Слово магия стало ключевым для жаворонкового периода творчества Crimson благодаря статьям в журнале Melody Maker о способности этого воплощения группы (в статьях о KING CRIMSON принято называть различные составы группы словом воплощение / incarnation) к импровизации, а также благодаря привычке Фриппа смешивать мистицизм и созидательный процесс в своих дискуссиях с интервьюерами. Этот альбом, более чем любая другая их запись 70-х годов, выявил дар KING CRIMSON достигать музыкального напряжения. И спустя 27 лет после выхода Заливное продолжает звучать так же свежо.
Тексты для шестого кримзоновского альбома, как и для двух последующих, написал Ричард Палмер-Джеймс / Richard Palmer-James, лидер-гитарист группы SUPERTRAMP, а исполнил их Джон Уэттон. Открывающую альбом композицию Заливное из язычков жаворонка, часть первая / Larks' Tongues in Aspic Part One невозможно причислить ни к чему, записанному до того времени на виниле. Что это - рок, авангард или джаз? Но разве это важно? Две композиции с этого альбома - Изгнанники / Exiles и Легкие деньги / Easy Money находятся на противоположных полюсах: первая - это мрачная и таинственная баллада, вторая - циничное разоблачение материализма XX века. Инструментал, завершающий альбом,- Заливное из язычков жаворонка, часть вторая / Larks' Tongues in Aspic Part Two - до сих пор неизменно исполняется на концертах. Эта вещь, любимая не одним поколением фанов, построена на тяжелом гитарном рифе, прекрасном в своей простоте. Скрипка Кросса создает необходимый контрапункт со странной мелодией, которая остается с вами надолго после того, как стихнет музыка. Добавьте к этому самый необычный темп и звуки гонгов, цимбал, железных цепей, с которыми на заднем плане колдует Мюир, и вы поймете что такое классический KING CRIMSON.
Наконец-то Crimson стали казаться достаточно стабильными и в персональном, и в музыкальном планах, чтобы продержаться подольше. К сожалению, после травмы, полученной на сцене во время концерта 17 февраля 1973 года, Джеми Мюир покинул группу, ушел в буддистский монастырь в Шотландии и исчез с музыкальной сцены до 1980 года (по возвращении из монастыря, сделав несколько записей с Эваном Паркером / Evan Parker и Дереком Бейли / Derek Bailey, Мюир забросил музыку и перешел исключительно на живопись). Оставшийся квартет отправился весной в турне по Европе и Америке, которое оказалось успешным.
В августе группа начала репетировать композиции, которые в дальнейшем вошли в новый альбом Беззвездие и Тьма Египетская 2 / Starless and Bible Black. Название альбома было навеяно фразой английского писателя Дилана Томаса / Dylan Thomas: Это была весенняя безлунная ночь в маленьком городке, безлунная и черная, как тьма египетская... Записи Великий обманщик / The Great Deceiver - резкая атака на коммерциализацию Ватикана, и Элегия/ Lament - сатира на музыкальный бизнес и на музыкальных менеджеров в частности, были возвратом к почти металлическому хард-року вещи Шизофреник 21-го века, в то время как Трещина / Fracture, несмотря на климактерическое окончание, содержит в себе элементы покоя и гитарные соло, которые до сих пор продолжают впечатлять людей, обучающихся игре на этом инструменте. В альбом, увидевший свет на следующий год, вошло много композиций, записанных во время концертов в Великобритании и континентальной Европе. Это стало полным шоком для слушателей: все шумы в зале (если таковые имели место) были стерты, и звучание группы напоминало скорее студийную запись. Прошли времена концертов вроде Earthbound - теперь группа стала безупречной.
Большая часть цинизма, присущего текстам из альбома Беззвездие и Тьма Египетская, была результатом напряженного графика гастролей и конфликта с менеджерами по поводу гонораров. Для Фриппа в то время оставалось тайной то, что, по крайней мере, один из членов группы не получал удовольствия от выступлений. Процитируем Дэвида Кросса: Большей частью наши импровизации рождались от ужаса и паники. Нежелание Кросса принимать участие в дальнейших гастролях и осознание Фриппом того, что их гастроли превращаются в нечто сюрреалистически феллиниевское, стали в конечном счете гвоздем, забитым в гроб эры KING CRIMSON 70-х годов.
Альбом Красный / Red был записан в июле 1974 года. Месяцем ранее группа дала свой последний концерт в нью-йоркском Центральном парке. По моему мнению, это было самое мощное выступление с 1969 года,- записал Фрипп в своем дневнике. Свидетельством этой все еще присущей группе мощи является заглавная вещь диска, исполняемая и поныне. Вторая сторона содержит две продолжительные композиции: первая - Провидение / Providence - представляет собой записанную вживую зловещую инструментальную тему с эффектным использованием скрипки Кросса в интродукции (в создании этого альбома Кросс принимал участие, скорее как приглашенный исполнитель); вторая, закрывающая альбом композиция Беззвездие / Starless,- более чем типичный экскурс в ранний материал, завершающийся меллотронным крещендо. Пригласив для записи альбома музыкантов из всех прежних воплощений группы, Фрипп добился ни с чем не сравнимого звучания, удивительного сочетания элементов старого и нового KING CRIMSON. Тем самым он нашел свой философский, или как говорили алхимики, красный камень - физическую и в то же время духовную субстанцию, способную трансмутировать свинец в золото, а человека в супермена. Это объясняет и название альбома.
Провидение - композиция с альбома Red - была записана вместе с несколькими другими вещами в конце последнего американского турне группы. Эти записи составили альбом США / USA. Диск не подвергся никакой студийной лакировке: сохранился и шум толпы, и выкрики Бруфорд! и Фрипп!, звучавшие при появлении музыкантов на сцене. Этот альбом может быть назван первым законным концертным кримзоновским альбомом. Он стал большим шагом вперед от плохого качества звука и маргинальных усилий с Earthbound. Альбом открывается (наконец-то!) первой живой версией композиции Заливное из язычков жаворонка, часть II, записью, которая сильно выигрывает в концертном исполнении. Элегия и Изгнанники завершают первую сторону альбома. Вторая сторона начинается с инструментальной импровизации Эшбери-Парк / Asbury Park, за которой следует композиция Легкие деньги. Завершает альбом Шизофреник, вполне логично закрывая весь этот этап в истории KING CRIMSON.
Для прессы Фрипп назвал три причины распада KING CRIMSON: Первая причина состоит в том, что это соответствует изменениям в мире. Вторая причина: я считал участие в такой группе, как KING CRIMSON, лучшим либеральным воспитанием, какое только может получить молодой человек. Теперь я знаю, что это не так. Третья причина - это то, что энергии, заключенные в индивидуальном стиле жизни группы и в музыке, не соответствуют более моему образу жизни. Фрипп заявил, что рок-музыка в целом - это орден динозавров, и пожаловался на изменение в поведении публики, заставляющее группу воздействовать на толпу исключительно силой звука, чтобы привести ее в повиновение и заставить слушать. Это объясняет внезапный отказ Фриппа от гастролей в тот момент, когда Ян МакДоналд уже планировал вернуться в группу. Естественно, и Бруфорд и Уэттон были разочарованы решением Фриппа. Джон Уэттон будет сотрудничать с URIAH HEEP и ROXY MUSIC и, в конце концов, создаст группу U.K. , а затем и чрезвычайно популярную группу ASIA. Бруфорд, чья совместная с KING CRIMSON история еще не завершилась, создаст группу Earthworks, а также будет сотрудничать с группами U.K., GENESIS и другими известными музыкантами, а также возобновит гастроли с YES.
В конце 70-х годов жизнь Фриппа продолжала меняться и эволюционировать. Многие из этих изменений имели личный, философский характер и слишком сложны, чтобы касаться их здесь. Достаточно сказать, что главным стала вера во взрыв мирового порядка и близкий экономический крах. Фрипп много гастролировал как сольный музыкант, представляя различным мини-аудиториям свой фриппертроникс 3 - устройство, открытое для него Брайном Ино / Brian Eno, экс-клавишником из ROXY MUSIC. Параллельно он записывался и играл на гитаре с такими музыкантами, как Питер Гэбриел / Peter Gabriel, Брайн Ино, Дэвид Боуи / David Bowie, Дэрил Холл / Daryl Hall, группами ROCHES и BLONDIE. В конце 1979 года Фрипп выпустил свой первый сольный альбом Разоблачение / Exposure.
В 1980 году Фрипп пустился в одно из своих самых необычных предприятий, бросив все прежние начинания для работы с новой организованной им группой THE LEAGUE OF GENTLEMEN / Лига джентльменов. Возродив название своей первой группы, Фрипп как бы декларировал, что начинает жизнь заново. Стала очевидна новая манера игры, плавная и в то же время ритмичная. Изменилось и звучание гитары: жесткие фузовые соло были заменены более теплыми, более яркими гитарными тонами. Однако неудовлетворенность ритмической секцией Лиги подтолкнула Фриппа к созданию следующего воплощения KING CRIMSON. Первым Фрипп пригласил Адриана Белью / Adrian Belew, чья группа GAGA пять раз выступала совместно с Лигой джентльменов. Белью был достаточно известным гитаристом, игравшим ранее с такими звездами, как Дэвид Боуи и Фрэнк Заппа / Frank Zappa, а также с группами TALKING HEADS и NINE INCH NAILS. Позвав Билла Бруфорда, старого коллегу по KING CRIMSON, Фрипп устроил прослушивание для басиста-ветерана Тони Левина / Tony Levin, участвовавшего в записях Джона Леннона / John Lennon, Пола Саймона / Paul Simon, Питера Гэбриела, группы PINK FLOYD и других исполнителей. Левин хорошо владел и стиком.
30 апреля 1981 года новая группа DISCIPLINE /Дисциплина (ключевое слово в философских воззрениях Роберта Фриппа) дала свой первый публичный концерт в пабе города Бэт / Bath в Англии. Естественно, Фрипп сомневался по поводу воскрешения имени KING CRIMSON, особенно в свете того, как глубоко он его похоронил в 1974 году. Музыкальный бизнес остался, по существу, таким же монолитом, каким и был, а после всего происшедшего имя KING CRIMSON стало синонимом для Art Rock и Dinosaur Rock / Динозавровый рок - направлений, отвергаемых панк-поколением как излишки. Все же по достижении демократического согласия между членами группы имя было восстановлено.
Демократия - не единственный необычный элемент альбома Дисциплина / Discipline. Помимо того что американцы (Левин и Белью) впервые стали членами KING CRIMSON, это был и первый состав KING CRIMSON, в котором кроме Фриппа появился еще один гитарист. Адриан Белью не только играл на гитаре, но и пел, и писал тексты. Новые краски в саунд (общее звучание) группы внесло использование гитарного синтезатора и обретенная с его помощью способность гитары звучать самым неожиданным образом. В композицию Укрывающие небеса / Sheltering Sky включена воспаряющая музыкальная фраза, исполненная Фриппом, которая создает практически оркестровый эффект (больше никаких меллотронов!). В вещи Слоновьи разговоры / Elephant Talk гитарный синтезатор Белью издает звуки, сравнимые разве что с... разговором слонов. В Матте Кудесаи / Matte Kudasai Белью использует слайд для имитации криков чаек. И так далее. С музыкальной точки зрения, альбом Дисциплина имел звучание, абсолютно отличное от KING CRIMSON 70-х годов. Многие пуристы, поклонники старых дисков, отвергли его, но фактом остается то, что это - самый цельный альбом со времени диска Заливное из язычков жаворонка, а возможно, и самый лучший. Он открывает слушателям абсолютно новое лицо KING CRIMSON.
Много вопросов возникло в связи с тремя загадочными фразами, две из которых - названия композиций с альбома Дисциплина, а третья содержится в тексте. По этому поводу Белью дал следующие объяснения в своих интервью: фраза Matte Kudasai взята из англо-японского разговорника и означает - Пожалуйста, дождись меня. Она хорошо пелась и стала красивым названием; фраза Thela Hun Ginjeet представляет собой анаграмму фразы Heat in the Jungle / Жара в джунглях. Сама же композиция, по словам Адриана Белью, была навеяна смертью Джона Леннона, убитого в Нью-Йорке рядом со своим домом. По поводу фразы Qua tari mei Белью всякий раз сообщал какую-нибудь новую шуточную историю. Вот один из примеров: согласно почитаемой африканской легенде, если несколько раз пропеть эту фразу в то время, как ужасные людоеды готовятся насадить тебя на вертел, они будут вынуждены вернуть тебе в целости и сохранности твой драгоценный магнитофон Sony. Если же это все-таки анаграмма, то, скорее всего, такая: Quit era aim / Цель эры ухода или Намерение покинуть эпоху.
Ключом к пониманию странного текста композиции Недисциплинированность / Indiscipline служит то, что он во многом повторяет письмо жены Адриана - художницы Маргарет Белью, - в котором она рассказывала о своей новой картине.
Летом 1982 года случилось музыкальное чудо: вышел альбом KING CRIMSON с тем же составом музыкантов, что и предыдущий. Открыв альбом Бит / Beat композицией Нил и Джек, и я / Neal and Jack and Me, группа отдала дань поколению битников / Beat Generation - послевоенным актерам, писателям и музыкантам, которые пытались достичь духовного совершенства через чувственное восприятие, не желавшим приспосабливаться к враждебному материалистическому обществу. Движение битников 50-х годов, хоть и значительно менее массовое и красочное, было сродни движению хиппи 70-х годов. Имена Джек и Нил принадлежат американскому писателю-битнику Джеку Керуаку и его другу Нилу Кэсседи. Альбом, вообще, во многом навеян произведениями Керуака, романы которого На дороге и Подземные Фрипп дал прочесть Адриану. Так, Сартори в Танжере / Sartory in Tangier - это название пьесы по повести Керуака Сартори в Париже. Композиция же Плакальщик / The Howler может быть намеком на стихотворение Плач другого битника - поэта Аллена Гинзбурга.
В музыкальном плане многие записи с Beat, особенно Реквием / Requiem, сильно напоминают инструментальный набег на KING CRIMSON 1973-1974 годов, однако проявившееся на предыдущем альбоме взаимодействие между инструментами Фриппа и Белью сохранилось и на Beat. При этом кажущиеся фазовые сдвиги или несинхронизированность в переплетающемся звучании двух гитар - на самом деле четко просчитанные эффекты. Сложные пересекающиеся ходы Фриппа и умение Белью извлекать самые невероятные звуки из своей гитары делают это виртуозное взаимодействие лакомством для гитарных фанов. KING CRIMSON и всегда были гитарной группой, а теперь стали таковой в еще большей степени. Пожалуй, главным отличием этого воплощения KING CRIMSON от воплощений 70-х годов является то, что на старых альбомах основой для создания композиций был текст. Именно Синфилд и Палмер Джеймс предлагали материал, который музыканты KING CRIMSON использовали в качестве отправной точки для музыкального оформления. Белью же писал музыку и тексты, правда, по мнению некоторых критиков, иногда слишком поп-ориентированые, чтобы быть кримзоновским материалом.
24 марта 1984 года вышел третий альбом из трилогии Фриппа, Бруфорда, Левина и Белью Трое из идеальной пары / Three of a Perfect Pair. На нем со всей очевидностью проявилась ценность лирики Белью. Конечно, и заглавная вещь, и Бессонный / Sleepless, и Человек с открытым сердцем / Man with an Open Heart являются в какой-то степени поп-ориентированными в сравнении со старыми композициями, однако с характерным кримзоновским звучанием. В композиции же Человек с открытым сердцем заметно влияние различных мировых культур: восточных, африканских и индийских. Инструментал Заливное из язычков жаворонка, часть III / Larks' Tongues in Aspic Part III завершает альбом и историю KING CRIMSON 80-x годов, вполне уместно отдавая дань шедевру прошлого.
Вне всякого сомнения, Фрипп замыслил это как занавес, так как снова стала очевидной его неудовлетворенность динамикой развития группы. Из прессы трудно понять, насколько взаимной была эта неудовлетворенность. Естественно, Билл Бруфорд имел причину опасаться намерения Фриппа вновь реорганизовать группу, особенно помня о внезапном роспуске в 1974 году. Потом Бруфорд признался, насколько осторожны были с Фриппом члены группы, начиная с первых совместных репетиций,- все опасались, что неверная нота или непрошеное мнение могут поставить точку на дальнейшей работе. Фрипп всегда был весьма критически настроен по отношению к бывшему ударнику из группы YES. Между тем Билл Бруфорд, вне всякого сомнения, является ударником из ударников, одним из наиболее уважаемых в мире, человеком, который покинул YES в то время, когда группа была на своем суперзвездном пике, чтобы войти в KING CRIMSON и заниматься тем, во что верил.
В 80-х годах, продолжая работать с KING CRIMSON, Фрипп записал два поистине уникальных и прекрасных альбома гитарной музыки с Энди Саммерсом / Andy Summers из группы POLICE. Эти альбомы показали, что устремления Фриппа не имеют ничего общего с общепринятыми для групп взаимоотношениями. Он был просто одиночкой, привлекавшим для своей работы обычную комбинацию из баса, ударных и гитары. Достаточно сказать, что сердце Фриппа больше не принадлежало KING CRIMSON. Как и в 1972 году, в эру Islands - Earthbound были четыре индивидуальности, называвшие себя KING CRIMSON, способные создавать великую музыку, но в конечном счете тянущие в четыре противоположные стороны. В 1984 году для рекламы альбома Three of a Perfect Pair квартет гастролировал по Японии и Северной Америке.
и вдруг неожиданно прервал гастроли. Не было никаких драматичных пресс-релизов или резких заявлений, просто музыканты, явно дружественно, разошлись по своим дорогам. Фрипп на несколько лет прекратил записываться, посвятив себя чему-то вроде гитарной семинарии под названием Guitar Craft / Гитарное искусство, базирующейся на Фрипповских принципах соединения головы, рук и сердца для достижения унифицированной техники игры на гитаре. Эти усилия привели в конечном счете к созданию группы THE LEAGUE OF CRAFTY GUITARISTS / Лига искуссных гитаристов. Фрипп также организовал группу SUNDAY ALL OVER THE WORLD / Воскресенье во всем мире и записал альбом Женщина или тигр? / The Lady or the Tiger? с певицей Тойей Уилкокс / Toyah Wilcox. В настоящее время Тойа Уилкокс известна и как миссис Роберт Фрипп.
В 1991 году некто Тоби Ховард / Toby Howard открыл в Интернете страницу под названием Discipline / Дисциплина с целью распространения информации о Фриппе и других членах KING CRIMSON через электронную почту. Первый выпуск Дисциплины был весьма скромен и состоял из одной единственной публикации: кто-то пустил слух о том, что KING CRIMSON будет реанимирован. Слух остался слухом, а Фрипп тем временем расторгнул отношения с компанией EG Records, которая на протяжении многих лет осуществляла его записи. Это не способствовало скорейшему продолжению записей KING CRIMSON, особенно на фоне продолжения отношений EG через YES с Бруфордом.
Тем временем Тони Левин вернулся к студийной работе и гастролям с Питером Гэбриелем, Адриан Белью начал сольную карьеру, а Фрипп помимо преподавания в Guitar Craft записывался и гастролировал с вокалистом Дэвидом Сильвианом / David Sylvian. Двумя основными музыкантами из группы Сильвиана были Трей Ганн / Trey Gunn, который играл на стике и на Уорр-гитаре 5, и ударник Пэт Мастелотто / Pat Mastelotto, бывший барабанщик группы Mister Mister. Ганн, ученик Фриппа по Guitar Craft, прежде играл в SUNDAY ALL OVER THE WORLD.
Фрипп рассказал, что мысль об удвоенном трио / double trio пришла к нему осенью 1992 года, как вспышка. Идея состояла в использовании двух ударников, двух басистов, играющих также на стиках, и двух гитаристов. В 1994 году союз Фриппа, Бруфорда, Левина, Белью, Мастелотто и Ганна выпустил мини-альбом под названием ВРУУМ / VROOOM, а в 1995 году этот же материал в несколько измененном виде вместе с дополнительными записями вошел в альбом ТРЭК / THRAK. Написанное целиком заглавными буквами слово VROOOM сильно напоминает акроним. Оно нигде не расшифровано, но, возможно, означает что-нибудь вроде Virtual Reality Room / Комната виртуальной реальности, или Virtual Reality Object Oriented Music / Объектно-ориентированная музыка виртуальной реальности. Про THRACK в гастрольной программе написано, что это звук 117 гитар, одновременно берущих один и тот же аккорд. Шестьдесят минут звучания диска ТРЭК представляли собой нечто ошеломляющее. Звук, как этого и следовало ожидать от удвоенного трио, был мощным, но не беспорядочным. В стилистическом плане это была самая впечатляющая кримзоновская музыка из всего ранее слышанного. Главная тема вещи ВРУУМ проходит через весь альбом, превращая его в цельное произведение, чего не было с 70-х годов. В 1995 году композиция VROOOM была удостоена премии Грэмми / Grammy Award в категории Инструментальное рок-выступление / Rock Instrumental Performance.
Двойной CD с записью концерта KING CRIMSON в Аргентине в 1994 году вышел под названием Би Бум / B'Boom. Название, возможно, является данью ансамблю джазовых барабанщиков М'Воот, а может быть просто имитирует звук барабана. На альбоме представлена большая часть поп-ориетированных композиций Белью из альбома THRAK, включая Люди / People с ее сардоническим текстом и Когда-нибудь / One Time с навязчивой мелодией, надолго застревающей в памяти. Что по-настоящему украшает этот альбом, так это старые темы, такие как Кадр за кадром / Frame by Frame и Бессонный / Sleepless эпохи 80-х годов и Говорящий барабан / Talking Drum - Заливное из язычков жаворонка, часть II эпохи 70-х. Самой же мощной вещью, пожалуй, является Red в обработке для удвоенного трио. Что со всей очевидностью выявил B'Boom, так это поразительное богатство репертуара, ставшего доступным новому составу KING CRIMSON в 90-х годах, с многочисленными темами из прошлых лет, которые получили новую жизнь. Даже Шизофреник, исполнявшийся на последних концертах, вызывал вполне понятный экстатический отклик присутствующих в зале старых поклонников Crimson.
В последние годы расширился круг читателей страницы KING CRIMSON в, Интернете, известной теперь под названием Elephant Talk / Слоновий разговор или ЕТ. Сейчас их число превысило 850 тысяч. Оказалось, что KING CRIMSON и интернетовские технологии подходят друг другу, как... (вставьте подходящую метафору сами). Интернет предоставил группе в целом и всем ее членам по отдельности возможность публиковать информацию о мириадах своих сольных проектов и начинаний. В частности, информацию об участии Фриппа и Ганна в проекте ROBERT FRIPP STRING QUINTET / Струнный квинтет Роберта Фриппа и о группе под названием THE CALIFORNIA GUITAR TRIO / Калифорнийское гитарное трио, в которую входят бывшие члены Фрипповской Лиги искусных гитаристов. Интернет придал более интимный характер распространению продукции империи KING CRIMSON через компанию Discipline Global Mobile, образованную после развода с EG.
В 1995 году удвоенное трио KING CRIMSON довольно интенсивно гастролировало для рекламы альбома THRAK. В ходе этих концертов с помощью передвижной студии Discipline Global Mobile Unit был накоплен большой объем импровизационных аудиома-териалов. Одной из причин выхода альбома ТРэКэТТэК / THRaKaTTaK (очевидно, атака ТРЭКом) стала дискуссия по вопросу публикации концертных записей, развернувшаяся в Интернете. Вот замечательный пример того, как группа фанов может оказывать действенное и положительное влияние на процесс реализации материалов. По большей части THRaKaTTaK состоит из неструктурированной свободной музыки, напоминающей импровизации с альбома Starless and Bible Black. Сказать, что это некоммерческий альбом - не сказать ничего. Это, несомненно, музыка только для настоящих гурманов. Один из критиков написал, что это - хорошее сопровождение для кошмаров, а читатель ЕТ сообщил, что слушает эту музыку, играя в компьютерную игру Quake. По традиции выход альбома THRaKaTTaK сопровождался в 1996 году трехмесячным рекламным турне группы по Европе и Северной Америке. Некоторое время в Интернете шла дискуссия о достоинствах удвоенного трио KING CRIMSON 90-х годов. Фактом остается то, что это самый мощный состав KING CRIMSON из всех, когда-либо существовавших, хотя, возможно, уже максимально реализовавший свой потенциал. Ему свойственно все то, что всегда отличало KING CRIMSON: техническая виртуозность, высочайшее качество электронного звучания, необычность метрических решений и быстрая смена гармонических планов.
С 1997 по 1999 год группа переживала процесс дефрагментации, экспериментируя с различными комбинациями своих музыкантов. В 1997 году музыканты удвоенного трио занимались в основном своими собственными проектами. Часть KING CRIMSON в составе Фрипп, Бруфорд, Ганн и Левин собралась вместе лишь в декабре под названием PROJEKCT ONE для того, чтобы несколько раз выступить в лондонском Jazz Cafe. Странная заглавная буква К, вставленная в слово project / проект, создавала вместе со следующей за ней буквой с сочетание Кс, указывающее на связь состава с KING CRIMSON. Заметное оживление внутрикримзоновской жизни произошло в 1998 году. С февраля по август по США, Канаде, Японии и Англии гастролировало трио PROJEKCT TWO в составе: Фрипп, Ганн и Белью (на Вибарабанах6). Накопленные в ходе этих гастролей аудиоматериалы вошли вскоре в практически джазовый двойной альбом ProjeKct Two - Космическая колея / ProjeKct Two - Space Groove. Кстати, слово groove может быть переведено еще и как кайф. В середине августа 1998 года в Канаде два концерта дало удвоенное трио KING CRIMSON, а в октябре-ноябре того же года американцы и канадцы имели возможность услышать игру Фриппа, Ганна, Левина и Мастелотто в проекте PROJEKCT FOUR. В марте 1999 года несколько концертов в США дал состав PROJEKCT THREE: Фрипп, Ганн и Мастелотто. Полное представление об этом периоде творчества KING CRIMSON дают вышедшие осенью 1999 года альбомы The ProjeKcts и Хитрость дрозда. Путеводитель для начинающих по ProjeKct'ам / The Deception of the Thrush. A Beginners Guide to ProjeKcts, в которые вошли записи концертов всех четырех PrоjeKct'ов. Трудно описать словами, что представляют собой эти альбомы. Они явно не рассчитаны на неподготовленного и неискушенного в современной авангардной музыке слушателя. На ЕТ одно время даже шла благополучно сошедшая на нет дискуссия о негативном воздействии музыки ProjeKct'ов на человеческую психику.
За последние четыре года вышло в свет более десятка альбомов с архивными концертными записями KING CRIMSON, охватывающими период с 1969 по 1995 год. Есть среди них и такое новшество, как аудио/видео компакт-диск дежи ВРУУМ / deju VROOOM (по аналогии с deja vu / дежа вю, что в переводе с французского языка означает уже видел - явление ложной памяти), записанный в формате DVD. Помимо видеозаписи токийского концерта KING CRIMSON 1995 года, он содержит огромный объем информации об этих гастролях и об истории группы вообще. К сожалению, многие из архивных альбомов распространяются только среди членов клуба KING CRIMSON Collectors' Club, который объединяет коллекционеров творчества семейства KING CRIMSON, и не вполне доступны для широкой публики.
Концерты 1997-1999 годов позволяли предположить, что Фрипп повел группу в полностью электронном направлении, а упор на использование электронных ударных вошел в явный конфликт с коренными интересами Билла Бруфорда. Бруфорд плодотворно работал со своей группой EARTHWORKS, и его дальнейшее участие в KING CRIMSON находилось под большим вопросом. Осенью 1999 года в Нэшвилле (США) в течение месяца выступал квартет PROJEKCT X, состоявший из Адриана Белью, Роберта Фриппа, Трея Ганна и Пэта Мастелотто. Как сообщил Роберт Фрипп, до конца 2000 года этот состав должен был активно гастролировать и записать студийный альбом. В открытом письме, опубликованном в ЕТ, он известил всех, что дверь также открыта для Тони Левина и Билла Бруфорда, как только это позволят их личные планы.
В начале 2000 года было официально объявлено о том, что PROJEKCT X представляет собой не что иное, как удвоенный дуэт / double duo - новое воплощение KING CRIMSON. В мае 2000 года, как и было обещано, вышел их студийный альбом Кконструирование света / The ConstruKction of Light - удивительная смесь ранних воплощений KING CRIMSON с ProjeKct'ами. На связь времен указывают даже названия композиций: ТреКкснутый / FraKctured (вспомним композицию Трещина / Fracture с альбома Starless and Bible Black) и Заливное из язычков жаворонка, часть IV. Электронно-искаженный до неузнаваемости голос Адриана Белью местами сильно напоминает вокал Грега Лэйка на композиции Шизофреник 21-го века. Жесткие, приправленные черным юмором тексты альбома отражают весьма пессимистический взгляд авторов на современную жизнь.
Вслед за выходом альбома после нескольких майских концертов в Нэшвилле (США) удвоенный дуэт отправился в большое турне по Европе, Америке и Японии. На этой оптимистической ноте уместно завершить Хроники Малинового Короля, однако, зная непредсказуемый характер Фриппа, не лишним будет добавить:

Боже, храни Малинового Короля!
God save the Crimson King!



Читайте далее: МЕРТВЫЕ ДЕЛЬФИНЫ: Парень из мертвого города - интервью с Артуром Ацаламовым (март 2004) METALLICA: Интервью с Клиффом Бартоном (1986) МИФЫ: Интервью с Геннадием Барихновским и Сергеем Даниловым (1988) MIND ECLIPSE: Интервью с гитаристом Master M. для журнала М (2003, оригинальный вариант) ALICE COOPER: Alice Cooper: Mr. Nice Guy АнЖ: Группа АНЖ - пресс-релиз MORDOR: MORDOR - статья из журнала СОТСИРХ СУСИИ #1, 1996 ANCIENT RITES: ANCIENT RITES APOCALYPTICA: Интервью с Эйккой Топпиненом и Пертту Кивилааксо (2003) АПРЕЛЬСКИЙ МАРШ: Музыка для детей и инвалидов - история альбома MULLMUZZLER: MULLMUZZLER Джеймса ЛаБри MUSE: Современный рок с историоникой NAPALM DEATH: Интервью с Шейном Эмбери (2002) NASUM: NASUM - биография группы НЕ БГ: НЕ Б.Г. - (не) пресс-релиз GENESIS: GENESIS THE NICE: THE NICE - биография группы NIGHTWISH: Интервью с Туомасом Холопайненом (май 2002) NIGHTWISH: Интервью с Туомасом Холопайненом (февраль 1999)